Ф м достоевский идиот краткое. Достоевский «Идиот» – анализ

Весь роман наполнен глубоким символическим содержанием. В каждый сюжет, в образ каждого героя Достоевский стремится вложить тот или иной скрытый смысл. Настасья Филипповна символизирует собой красоту, а Мышкин - христианскую благодать и способность к всепрощению и смирению. Основной идеей служит противопоставление идеального образа праведного Мышкина и жестокого окружающего мира российской действительности, человеческой низостью и подлостью. Именно из-за глубокого неверия людей, отсутствия у них моральных и духовных ценностей мы видим тот трагический финал, которым Достоевский завершает свой роман.

Анализ произведения

История создания

Впервые роман был опубликован в 1868 году на страницах журнала «Русский вестник». Задумка произведения родилась у Достоевского после издания «Преступления и наказания» во время путешествия по Германии и Швейцарии. Там же 14 сентября 1867 года он сделал первую запись, касающуюся будущего романа. Далее, он отправился в Италию, и во Флоренции роман был закончен полностью. Достоевский говорил, что после работы над образом Раскольникова ему захотелось воплотить в жизнь другой, совсем идеальный образ.

Особенности сюжета и композиции

Главной особенностью композиции романа является чересчур затянутая кульминация, получающая развязку лишь в предпоследней главе. Сам роман делится на четыре части, каждая из которых по хронологии событий плавно перетекает в другую.

Принципы сюжета и композиции строятся на централизации образа князя Мышкина, вокруг него разворачиваются все события и параллельные линии романа.

Образы главных героев

Главное действующее лицо - князь Мышкин являет собой пример воплощения вселенского добра и милосердия, это блаженный человек, совершенно лишенный всякого рода недостатков, как зависть или злоба. Он внешне имеет непривлекательную наружность, неловок и постоянно вызывает насмешки окружающих. В его образ Достоевский вкладывает великую идею о том, что абсолютно неважно, какая у человека внешность, важны лишь чистота его помыслов и праведность поступков. Мышкин безгранично любит всех окружающих его людей, крайне бескорыстен и открыт душою. Именно за это его и называют «Идиотом», ведь люди, привыкшие находиться в мире постоянной лжи, власти денег и разврата абсолютно не понимают его поведения, считают его больным и умалишенным. Князь же тем временем пытается всем помочь, стремится залечить чужие душевные раны своей добротой и искренностью. Достоевский идеализирует его образ, даже приравнивая его к Иисусу. "Убивая" героя в конце, он дает понять читателю, что подобно Христу, Мышкин простил всех своих обидчиков.

Настасья Филипповна - еще один символический образ. Исключительно красивая женщина, которая способна поразить любого мужчину в самое сердце, с безумно трагической судьбой. Будучи невинной девушкой, она подверглась растлению со стороны своего попечителя и это омрачило всю ее дальнейшую жизнь. С тех пор она презрела все, и людей и саму жизнь. Все ее существование направлено на глубокое самоуничтожение и саморазрушение. Мужчины торгуют ею подобно вещи, она лишь презрительно наблюдает за этим, поддерживая эту игру. Сам Достоевский не дает четкого понимания внутреннего мира этой женщины, о ней мы узнаем из уст других людей. Ее душа остается закрыта всем, в том числе, и читателю. Она - символ вечно ускользающей красоты, которая в итоге так никому и не досталась.

Заключение

Достоевский не раз признавал, что «Идиот» является одним из любимейших и самых удачных его произведений. Действительно, в его творчестве немного других книг, так точно и полно сумевших выразить его нравственную позицию и философскую точку зрения. Роман пережил множество экранизаций, был неоднократно поставлен на сцене в виде спектаклей и оперы, получил заслуженное признание отечественных и зарубежных литературоведов.

В своем романе автор заставляет нас задуматься над тем, что его «идиот» - самый счастливый человек на свете, потому что способен искренне любить, радуется каждому дню и воспринимает все происходящее с ним как исключительное благо. В этом заключается его великое превосходство над остальными героями романа.

Роман «Идиот», написанный Федором Михайловичем Достоевским в 1868-69 годах, до сих пор остается одним из самых читаемых произведений мировой литературы. А образ князя Мышкина является предметом дискуссий. Одни проводят четкую параллель между Мышкиным и Христом, называя главного героя «князь Христос» (или «князь Христа»), другие, напротив, считают его притворщиком и обманщиком, третьи убеждены, что в Мышкине живут два противоборствующих начала – божественное и греховное.

Сам Достоевский ставил цель изобразить «положительно прекрасного человека», идеал нравственной чистоты, который призван нести в порочный мир гармонию и примирение. Удалось ли посланнику добра хоть сколько-нибудь изменить действительность? Нашлось ли в мире место для света? Есть ли у христианской морали шанс на существование в объективной реальности? На все эти и многие другие вопросы ищем ответы в романе Достоевского «Идиот».

Часть первая: возвращение князя Мышкина

В вагоне третьего класса поезда Петербургско-Варшавской железной дороги ехали двое молодых людей. Один – лет двадцати семи, черноволосый курчавый, одетый в теплый тулуп – Парфен Семенович Рогожин, купеческий сын. Второй – лет двадцати шести–двадцати семи, белокурый, голубоглазый, остролицый, болезненного вида в тонком плаще, непригодном для русских холодов – князь Лев Николаевич Мышкин.

Между попутчиками завязался ни к чему не обязывающий разговор, в ходе которого выяснилось, что князь Мышкин последние четыре года провел в Швейцарии. За границу его отослал опекун Павлищев. В европейском санатории Мышкин лечился от эпилепсии и душевной болезни. Несколько лет назад Павлищев скончался, не оставив никаких распоряжений относительно своих денег, а князь Мышкин решил вернуться на родину. Все его состояние – скудный узелок с пожитками, да одежда, что на нем.

Парфен Рогожин, напротив, едет в столицу за миллионным состоянием. Несколько месяцев назад он сбежал из отчего дома, поссорившись с отцом. В скором времени родитель скончался, оставив старшему сыну большое наследство.

Рогожин проникается симпатией к странному князю, которого, казалось бы, совершенно не волнует собственное затруднительное положение. Миллионер приглашает его на обед, предлагает материальную помощь и даже делится интимной историей о страсти, которую он испытывает к одной петербургской красавице Настасье Федоровне Барашковой.

Приехав в Петербург, князь Мышкин первым делом навещает свою дальнюю родственницу Лизавету Прокофьевну Епанчину, которой он писал из Швейцарии, но так и не получил ответа. В семействе Епанчиных, мягко говоря, не рады бедному родственнику. Однако непосредственность и простота странного молодого человека так подкупают главу семейства, генерала Ивана Федоровича Епанчина, что он устраивает Мышкина на службу и подыскивает ему жилье.

Тут же Лев Николаевич знакомится с тремя дочерьми Епанчиных – Александрой, Аделаидой и Аглаей. Все красавицы, умницы, завидные невесты, но особенно хороша младшая Аглая. Кроме того, Мышкин заводит знакомство с протеже генерала Ганей Арделионовичем Иволгиным, в доме которого и поселяется. А самое главное – с Настасьей Филипповной Барашковой.

В прошлом Настасья Филипповна была содержанкой богача Тоцкого. Теперь Тоцкий собирается жениться на старшей дочери Епанчиных, а неуместную любовницу намерен отвадить. Поэтому-то и сватает ее Гане Иволгину, предлагая за Настасью приданное в размере восемнадцати тысяч рублей. Ганю смущает репутация невесты, но он готов переступить через условности ради возможного обогащения.

Неожиданный приезд Рогожина кардинально меняет планы Тоцкого, Иволгина и Епанчина, выступающего в роли посредника в заключении брака. Страстно влюбленный в Настасью Филипповну Рогожин, привозит 18 тысяч и предлагает возлюбленной руку.

Барашкову, кажется, забавляет происходящее. Она устраивает шуточный торг, в ходе которого ставку поднимают до ста тысяч. Спустя несколько дней, на вечер в честь именин Настасьи Филипповны, Рогожин привозит обещанные сто тысяч. Обескураженный Лев Николаевич Мышкин требует прекратить бесчестное по отношению к Барашковой действо и даже предлагает ей стать его женой. Тем более, что к этому времени Мышкин унаследовал крупный капитал, оставленный его теткой. Однако слова князя переводят в шутку. Настасья Филипповна бросает сто тысяч в огонь, предлагая горе-жениху Иволгину вытащить их голыми руками, и уезжает вместе с Рогожиным.

Часть вторая: преображение князя Мышкина

Минуло полгода. Лев Николаевич Мышкин проживает в Москве. Он очень богат, уже не так наивен, но по-прежнему добр и мил. Некоторое время у него был роман с Настасьей Филипповной, что так и не вышла за Рогожина. Но теперь все в прошлом, она покинула князя.

Мышкин, наконец, решается объясниться с Парфеном Рогожиным. Несмотря на показное добродушие, разговор выходит очень напряженным. Князь во всем видит тревожные знаки – в воспаленных глазах Рогожина, в небрежно брошенном садовом ноже, в картине Гольбейна «Мертвый Христос», что висит на стене. Сильнейшее эмоциональное напряжение приводит к рецидиву болезни и эпилептическому припадку.

Немного поправив здоровье, Мышкин переезжает в Павловск, где временно проживает семейство Епанчиных. Еще в Москве князь стал получать странные послания от младшей Епанчиной Аглаи – главной красавицы и всеобщей любимицы. Однако в последней записке девушка гневно приказала князю больше не показываться ей на глаза.

Ситуацию прояснила генеральша, матушка Аглаи. Оказывается, не так давно между юной Епанчиной и Настасьей Филипповной Барашковой завязалась переписка. Лизавета Прокофьевна настоятельно приглашает князя в гости, ведь все указывает на то, что дочь питает к Льву Николаевичу далеко не дружеские чувства.

Часть третья: сватовство князя Мышкина

Князь Мышкин на званом обеде у Епанчиных. Между ним и Аглаей недосказанность и напряжение. Девушка сперва расхваливает достоинства князя, затем заявляет, что никогда не пойдет за него замуж, если бы он даже умолял, потом начинает шутить и смеяться. Князь покидает дом генеральши в замешательстве. Однако уже на следующий день Лев Николаевич получает записку от Аглаи, в которой она назначает свидание на скамейке в парке. Молодые люди объясняются. Так начинается период сватовства князя Мышкина.

Старая рана

Любовную идиллию нарушает нежданное появление в Павловске Настасьи Филипповны. Она то и дело попадается на глаза князю, что доставляет ему немало волнений. Возвращаясь однажды от Епанчиных, он встречает в темноте сада бывшую любовницу. Она лишь говорит князю, что он видит ее в последний раз, и убегает прочь.

Четвертая часть: прощение князя Мышкина

Идут приготовления к свадьбе Аглаи Епанчиной и князя Мышкина. По этому поводу собирается так называемое «хорошее общество». Невеста волнуется, как бы жених не сглупил, поэтому приказывает князю помалкивать. Мышкин все-таки решается произнести речь, однако, разволновавшись, падает в обморок. «Чтож и хорош, и дурен, – говорят о князе, – но больше, конечно, дурен».

Аглае не дает покоя не только репутация князя в свете, но и его былая связь с Барашковой. Девушка устраивает встречу, во время которой хочет расставить все точки над «і». Она даже не могла предположить, что Настасья Филипповна, давече отказавшаяся от князя, прикажет выбирать между ней и Аглаей. Нервное напряжение доходит до предела, страсти накаляются, и князь выбирает Барашкову.

Мышкин по-прежнему готовится к свадьбе, только невеста другая. Настасья Филипповна пребывает в неспокойном состоянии – приступы веселья сменяются у нее неожиданной паникой, слезами, истериками. А в день свадьбы по дороге в церковь невеста встречает Рогожина и с криком «Спаси меня!» убегает вместе с ним.

Несостоявшийся жених Лев Николаевич Мышкин уезжает из Павловска и снимает номер в Петербурге. Он разыскивает Рогожина и невесту-беглянку. Однажды Парфен Семенович сам хватает князя в толпе и зовет его к себе. Вид у Рогожина нездоровый, взволнованный. В спальне, в которую Мышкина приводит бывший приятель, лежит Настасья Филипповна. Она зарезана садовым ножом.

Лев Николаевич не паникует, не пытается сдать убийцу правосудию или скрыться с места преступления. Он еще долго толкует с Рогожиным у постели, где крепко и навсегда заснула их возлюбленная. Мышкин успокаивает Рогожина, гладит его по голове и… прощает. Эта жуткая идиллия открылась перед глазами вошедших в комнату – мертвая Барашкова, убитый горем Рогожин и обезумевший Мышкин. Князь больше ничего не понимает и никого не узнает. Он Идиот.

5 (100%) 1 vote


«Преступления и наказания»). На примере преступления человека нового поколения автор показывает кризис русского сознания XIX-го века. Раскольников – вполне русский человек, «тип петербургского периода», но то, что совершается в его душе – явление не личное и не национальное: в ней отражается состояние всего мира. Трагедия современного человечества в полной силе раскрывается в России, стране величайших крайностей и противоречий. Русский дух, не скованный преданием и беспредельно свободный, наиболее напряженно переживает мировую драму. Вот почему романы-трагедии Достоевского , несмотря на все их национальное своеобразие, имеют всемирное значение. Но в «Преступлении и наказании» кризис сознания концентрируется в одной душе, выпавшей из старого миропорядка. В «Идиоте» – все действующие лица втянуты в этот кризис, все принадлежат к гибнущему миру. «Положительно прекрасный человек», князь Мышкин один противостоит «темным силам» и гибнет в борьбе с ними. В «Преступлении и наказании» только Раскольников и его двойник, Свидригайлов , поражены страшным недугом; остальные, по видимости, еще здоровы. В «Идиоте» тлетворное поветрие охватило всех, все души изъязвлены, все устои расшатаны, все источники вод отравлены. Мир романа «Идиот» страшнее и трагичнее мира «Преступления и наказания»: люди мечутся в лихорадке, говорят в бреду, стонут и скрежещут зубами. Два романа – две стадии той же болезни: в первом болезнь в зародыше, во втором – в полном развитии. Мы знаем, с каким волнением следил Достоевский из-за границы за всем происходившим в России, как мрачно смотрел он на действительность, как пытался и в уголовной хроники вычитать грозные знаки близкого конца. Газеты жаловались на падение нравственности, на участившиеся преступления, грабежи и убийства. Но в то же время он никогда так не верил в грядущее обновление погибающего мира, в спасение человечества образом русского Христа. Противоречие между отчаянием и надеждою, безверием и верою воплотилось в «Идиоте». Роман построен на потрясающем контрасте мрака и света, смерти и воскресения.

Достоевский. Идиот. 1-я серия телесериала

В шестидесятые годы пессимизм и оптимизм писателя казались болезненно-преувеличенными, роман был непонят и почти незамечен; старый мир стоял, по-видимому, прочно и непоколебимо; процесс разрушения, о котором говорил Достоевский, совершался в темных глубинах сознания. Только теперь, в нашу катастрофическую эпоху, мы начинаем понимать его пророчества.

В романе «Идиот» показана роковая власть денег над человеческой душой. Все герои одержимы страстью наживы, все они или ростовщики (как Птицын, Лебедев, капитанша Терентьева), или воры, или авантюристы. Идея Гани варьируется его окружением. Птицын солидно отдает деньги под проценты и знает свой предел: приобрести два-три доходных дома; генерал Иволгин у всех просит взаймы и кончает воровством; жилец Фердыщенко, познакомившись с князем, неожиданно спрашивает его: «У вас деньги есть?». И, получив от него двадцатипятирублевый билет, долго рассматривает его со всех сторон и, наконец, возвращает. «Я пришел вас предупредить, – заявляет он, – во-первых, – мне денег взаймы не давать, потому что я непременно буду просить». Этим комическим эпизодом подчеркивается всеобщая страшная завороженность деньгами. Тема денег усиливается размышлениями самих персонажей. Ганя говорит князю: «Здесь ужасно мало честных людей, честнее Птицына нет». Его тринадцатилетний брат Коля философствует о том же: подружившись с князем, он делится с ним своими мыслями. Его детская душа уже уязвлена неблагообразием родителей, безнравственностью общества. «Здесь ужасно мало честных людей, – замечает он, – так даже некого совсем уважать... И заметили вы, князь, в наш век все – авантюристы! И именно у нас в России, в нашем любезном отечестве. И как это так все устроилось, не понимаю. Кажется, уж как крепко стояло, а что теперь... Родители первые на попятный и сами своей прежней морали стыдятся. Вон, в Москве, родитель уговаривал сына ни перед чем не отступать для добывания денег: печатно известно... Все ростовщики, все, вплоть до единого». Коля вспоминает убийство Данилова и связывает жадность к наживе с преступностью. В его словах уже приоткрывается основная идея романа.

Первая часть заканчивается приемом у Настасьи Филипповны. Мотив денег вводится рассказом Фердыщенко о самом дурном поступке: он украл три рубля у знакомых; в краже обвинили служанку и выгнали. Особенных угрызений совести он ни тогда, ни потом не чувствовал. И рассказчик заключает: «Мне вот все кажется, что на свете гораздо более воров, чем не-воров, и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл». Этой низменно-шутовской исповедью подготовляется эффект катастрофы. Рогожин приезжает купить Настасью Филипповну: в руках его «большая пачка бумаги, крепко и плотно завернутая в "Биржевые Ведомости" и обвязанная туго-натуго со всех сторон и два раза накрест бечевкой, вроде тех, которыми обвязывают сахарные головы». Он предлагает сначала 18 тысяч, потом надбавляет до сорока и, наконец, доходит до ста. В трагическом аукционе пачка – сто тысяч – играет главную роль.

Настасья Филипповна возвращает слово Гане и срамит его. Мотив корыстолюбия связывается с мотивом преступности. Служение маммоне приводит к человекоубийству. «Нет, теперь я верю, – говорит она, – что этакой за деньги зарежет! Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели. Сам ребенок, а уж лезет в ростовщики. А то намотает на бритву шелку, закрепит да тихонько сзади и зарежет приятеля, как барана, как я читала недавно». Настасья Филипповна ссылается на дело купца Мазурина, убившего ювелира Калмыкова. Снова вторгается в роман уголовная хроника. Свое апокалиптическое видение мира автор строит на фактах «текущего момента». Героиня швыряет в огонь пачку со ста тысячами и бросает вызов Гане: вытащи деньги из огня, и они – твои. Эффект этой сцены заключается в контрасте между бескорыстием хозяйки и алчностью ее гостей. Она вызывает не только Ганю, но весь «проклятый» мир, поклоняющийся золотому тельцу. Происходит смятение: Лебедев «вопит и ползет в камин», Фердыщенко предлагает «выхватить зубами одну только тысячу»; Ганя падает в обморок. В эту вакханалию золота вступает и князь: он предлагает свою руку героине, заявляя, что получил наследство, что он тоже миллионер.

Во второй части появляется компания шантажистов. Бурдовский выдает себя за незаконного сына Павлищева, благодетеля князя Мышкина, затевает против него дело, чтобы сорвать порядочный куш. Его приятель Келлер помещает в газете «обличительную» и гнусно-клеветническую статью о князе. Лебедев говорит об этих молодых людях, что они «дальше нигилистов ушли». Апокалиптическая тема развивается в негодующем монологе Лизаветы Прокофьевны Епанчиной: царство золотого тельца – преддверие царства смерти. «Уж и впрямь последние времена пришли, – кричит она. – Теперь мне все объяснилось! Да этот косноязычный разве не зарежет (она указала на Бурдовского), да побьюсь об заклад, что зарежет! Он денег твоих десяти тысяч, пожалуй, не возьмет, а ночью придет и зарежет, да и вынет их из шкатулки. По совести вынет!.. Тьфу, все навыворот, все кверху ногами пошли... Сумасшедшие! Тщеславные! В Бога не веруют, в Христа не веруют! Да ведь вас до того тщеславие и гордость проели, что кончится тем, что вы друг друга переедите, это я вам предсказываю. И не сумбур это, и не хаос, и не безобразие это?»

В словах генеральши Епанчиной выражена заветная идея писателя: нравственный кризис, переживаемый человечеством XIX-го века, есть кризис религиозный . Вера в Христа угасает, ночь опускается на мир; он погибнет в кровавом хаосе войны всех против всех. Страстное пророчество Елизаветы Прокофьевны «научно» резюмируется резонером Евгением Павловичем. Но его хладнокровный диагноз болезни века, пожалуй, еще страшнее, чем пылкое негодование генеральши. «Все, что я выслушал, – говорит он, – сводится по моему мнению, к теории восторжествования права, прежде всего и мимо всего и даже с исключением всего прочего, и даже, может быть, прежде исследования, в чем и право-то состоит? От этого дело может прямо перескочить на право силы, т. е. на право единичного кулака и личного захотения, как, впрочем, и очень часто кончалось на свете. Остановился же Прудон на праве силы. В американскую войну многие самые передовые либералы объявили себя в пользу плантаторов, в том смысле, что негры суть негры, ниже белого племени, а, стало быть, право силы – за белыми... Я хотел только заметить, что от права силы до права тигров и крокодилов и даже до Данилова и Горского недалеко ». Это пророчество исполнилось буквально: люди двадцатого века знают по опыту, что такое право силы и право тигров и крокодилов...

Такова картина мира, раскрывающаяся в «Идиоте». Идея: неверие неизбежно ведет к человекоубийству, воплощается в действии романа: все герои – убийцы, или в действительности, или в возможности. Безбожное человечество стоит под знаком смерти.

На чем основан Апокалипсис Достоевского? Не на болезненной ли фантазии? Он страстно негодовал, когда критики называли его роман фантастическим, и утверждал, что он – более реалист, чем они. Грозные знаки надвигающегося на мир «смутного времени» уже вписаны в «текущей действительности»; нужно только уметь их прочесть. Писатель вглядывался в мелкие факты, в газетные известия, хронику происшествий, отчеты об уголовных процессах и гордился, что отгадывает самые неуловимые «веяния момента». Когда печаталось «Преступление и наказание», в газетах появились заметки о деле студента Данилова. 14-го января 1866-го года Данилов убил и ограбил ростовщика Попова и его служанку. Бедный студент жил на уроки, был умен и хорошо образован, отличался твердым и спокойным характером; у него была «красивая внешность, большие черные выразительные глаза и длинные, густые, откинутые назад волосы». Во время процесса арестант Глазков вдруг подал заявление, что убил ростовщика не Данилов, а он; но вскоре взял его обратно, «сознавшись, что Данилов его подговорил». Достоевский был поражен: действительность с удивительной точностью подражала вымыслу. Дело Данилова воспроизводило сюжет «Преступления и наказания»: даже ложное признание Глазкова соответствовало в романе ложному самообвинению Николки. «Реализм» его торжествовал. «Ах, друг мой, – писал он Майкову, – совершенно другие я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм реальнее ихнего. Ихним реализмом сотой доли реальных, действительно случившихся, фактов не объяснить. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты . Случалось».

В искусстве Достоевского величайшие взлеты фантазии сочетаются с кропотливым изучением фактов. Он всегда начинает восхождение с низин повседневной действительности. Его романы насыщены хроникой происшествий.

Фабула «Идиота» тесно связана с уголовными процессами 60-ых годов. Самый замысел романа возник под впечатлением дела Умецких. В окончательной редакции ни одна подробность этой семейной драмы не уцелела. «Озлобленная гордячка» Миньона – Умецкая – лишь отдаленный прототип Настасьи Филипповны. Процесс Умецких был ферментом, который привел в движение творческую мысль автора, но почти бесследно растворился в процессе работы. Два других уголовных дела – Мазурина и Горского – определили собой композицию романа. Достоевский признавался С. Ивановой, что «для развязки почти и писался, и задуман был весь роман». Развязка – убийство Рогожиным Настасьи Филипповны: значит, в нем смысл романа. Идея «убийственности» падшего мира реализуется в «убийстве» героя. Фигура убийцы миллионера возникает под впечатлением процесса купца Мазурина.

«Роман написан в шестидесятые годы, занимает очень важное место в творчестве Достоевского. Главная и самая трудная задача, которая стояла перед автором по его собственному признанию это желание изобразить прекрасного человека в современном раздираемом страстями и противоречиями русском обществе.

«Идиот» краткое описание и анализ

Главный герой романа Князь Мышкин, возвращается домой из Швейцарии после лечения от эпилепсии. По дороге он знакомится с купцом Семеном Рогожиным, с которым делится историей своей жизни, а тот рассказывает ему о своей любви. передал атмосферу романа через историю, казалось бы «случайного семейства» Епанчиных, являющихся его единственными и дальними родственниками в Москве, в которое приезжает князь.

С первых страниц произведения князь Мышкин дает понять Епанчиным, какой он счастливый человек, как радостно он принимает мир. Лев Николаевич Мышкин должен был воплотиться в романе в образе единственно положительного лица во всем мире, и во все времена, образе – Иисуса Христа. В рукописях Достоевский часто называет князя Мышкина – князем Христом. Лечение пораженных эгоизмом душ вот главное предназначение князя.

Мышкин невероятно наивный и чрезвычайно добрый человек, он непосредственный как ребенок. Князь Мышкин является носителем светлого, доброго, главное, его убеждение заключается в том, что сострадание является единственным законом, которым должен руководствоваться человек. Любовь ко всем без исключения окружающим и стремление к гармонии истинное предназначение Мышкина.

Не менее важны в романе образы Аглаи Епанчиной и Настасьи Филипповны. Настасья Филипповна в своем письме объединяет оба образа и Аглаи и Мышкина. Для нее они оба невинны и светлы духом, «в невинности все совершенство ваше» говорит Настасья Филипповна. Для нее они оба ангелы не умеющие ненавидеть.

Идиллия в конечном итоге разрушается, после того как Аглая плохо и с ненавистью говорит князю о Настасье Филипповне, Мышкин внезапно понимает, что Аглая не такая уж невинная овечка: «вы не можете так чувствовать, это неправда», но Аглая это утверждение опровергает. После этого происшествия князь все больше отдаляется от людей, от действительности, все больше погружен в свои мечты.

При описании портретов и поступков других героев романа, Достоевский дает понять, что мешает этим людям любить. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокопьевна Епанчина, Ипполит, Иволгин Ганя и сам генерал Иволгин все они очень самолюбивые люди. Необычайное чувство гордости мешает им раскрыть свои чувства. Жажда самоутверждения и стремление быть выше окружающих заставляет их терять собственное лицо. Желание любить подавлено и им остается только страдать.

Князь полная противоположность остальным действующим лицам в романе, он начисто лишен самолюбия, и только ему подвластна сила, позволяющая видеть то, что скрыто под маской, он способен распознать тот характер, который тщательно скрывается. Мышкин, по сути, «большой ребенок», а по Достоевскому если человек обладает детскостью, то значит, его душа, еще не потеряна, и «живые источники сердца» еще живы.

За время повествования романа с Мышкиным дважды случается припадок. Эпилепсия всегда считалась болезнью «священной» не только Достоевский придавал этой болезни просветляющее, особое значение. Перед самым припадком князь чувствовал необыкновенное просветление, способность разом решить все проблемы. Беспокойства как бы исчезали сами собой. Но последствия всех припадков были ужасны, страдания, боль, душеные терзания мучили Мышкина.

Каждый приступ эпилепсии непременно предвещает беду, грядущую катастрофу. После очередного припадка, происходит встреча двух главных героинь романа, автор видит Настасью Филипповну и Аглаю Епанчину – Красотой униженной и Красотой невинной. Женщины соперничают между собой, превращая чувство любви в ненависть.

Аглая видит, что князь не может равнодушно смотреть на страдания Настасьи Филипповны и начинает его ненавидеть. Настасья Филипповна осознает, что князь ее просто жалеет, а жалость не может быть любовью, поэтому она покидает князя, и уходит к Рогожину, который ее безумно любит, понимая, что впереди ее может ждать только смерть.

В финале произведения происходит встреча Рогожина и Мышкина над телом убитой Настасьи Филипповны. Здесь происходит осознание того, что это они оба виновны в ее смерти, они оба убили ее своей любовью. Все просветленное и человеческое в князе исчезает, он превращается в настоящего сумасшедшего идиота.

Достоевский объясняет свое пессимистическое видение мира, показывая, что в романе происходит торжество эгоизма, демоническое начало побеждает, изгоняя светлое, что несет образ князя Мышкина. Красота мира и добро проигрывают и гибнут. Несмотря на мрачное окончание произведения, финал не производит впечатление мрачного, безнадежного. Князь Мышкин смог оставить в сердцах людей доброе, чистое, своей духовной смертью он пробудил людей к жизни, дал веру в хорошее и подвигнул, к стремлению к идеалу. В противном случае мир способен погибнуть.

Роман "Идиот" Достоевского, отзывы о котором вы найдете в этой статье, - одно из самых известных произведений этого русского автора. Впервые он был опубликован в нескольких номерах журнала "Русский вестник" в 1868 году. Считается, что он был одной из самых любимых книг автора, в которой ему в полной мере удалось раскрыть свою нравственно-философскую позицию, а также художественные принципы. Замысел он обдумывал в заграничной поездке, первые записи начал делать в Женеве, а заканчивал произведение уже в Италии.

Персонажи

Отзывы об "Идиоте" Достоевского были преимущественно положительными. Главные герои романа хорошо известны всем знатокам отечественной литературы. Главным героем становится князь Мышкин. В "Идиоте" Достоевского перед нами предстает русский дворянин, который возвращается в Россию из Швейцарии, где на протяжении последних четырех лет лечился от эпилепсии. Автор его описывает как молодого человека невысокого роста, белокурого и с голубыми глазами. Он умен, чист душой и помыслами, поэтому в обществе его и называют Идиотом. У Достоевского князя это нисколько не смущает.

Еще одним центральным персонажем становится Настасья Филипповна Барашкова. В романе "Идиот" Федора Достоевского мы читаем описание симпатичной женщины из дворянской семьи. При этом она находится в положении содержанки у Афанасия Ивановича Тоцкого. Своим положением Барашкова вызывает жалость у князя Мышкина. В "Идиоте" Достоевского подробно описываются их отношения, то, чем жертвует главный герой, чтобы ей помочь.

Наконец, третий главный персонаж - Парфен Семенович Рогожин. В романе "Идиот" Ф. М. Достоевского он описывается как темноволосый и сероглазый 27-летний купец. Он страстно влюблен в Настасью Филипповну, получает большое наследство, которое целиком готов потратить на объект своей страсти.

Среди остальных героев "Идиота" Достоевского нужно выделить семейство Епанчиных. Оно состоит из дальней родственницы Мышкина Лизаветы Прокофьевны, ее мужа генерала Ивана Федоровича и их трех дочерей - Александры, Аделаилы и Аглаи.

Важную роль среди персонажей "Идиота" Достоевского играет также семейство Иволгиных. Это отставной генерал Ардалион Александрович, его супруга Нина Александровна. Надеждой их семьи является сын - амбициозный чиновник среднего класса Гаврила, которого многие зовут Ганя. Он любит Аглаю Ивановну, но ради денег готов на все, даже на то, чтобы пойти под венец с нелюбимой женщиной. У него есть младший брат Коля 16 лет, а также сестра Варвара с мужем Иваном Петровичем Птицыным, который работает ростовщиком.

Среди остальных ключевых героев "Идиота" Достоевского читателю необходимо помнить о Фердыщенко, который арендует комнату у Иволгиных, умышленно исполняя роль шута, миллионере Тоцком, который воспитал и содержит Настасью Филипповну, чахоточном друге Коли Ипполите, поручике в отставке и боксере Келлере, сильно пьющем и подобострастном чиновнике Лебедеве.

Отзывы

Первые отзывы о книге "Идиот" Достоевского появились от петербургских корреспондентов, когда она только выходила в печати. Опытные критики сразу поняли, что это успех, проявили здоровое любопытство, переживали за героев, отмечая, какую оригинальную и непростую задачу ставит перед собой автор. В отзывах критиков об "Идиоте" Достоевского практически везде можно было встретить неизменный восторг.

Однако когда в "Русском вестнике" появились последние главы произведения, отношение к нему несколько изменилось. Стали появляться совершенно иные отзывы об "Идиоте" Ф. М. Достоевского. Критики писали, что книга производит противоречивое впечатление, во многом из-за того, что посчитали описываемые события слишком фантастическими и неправдоподобными. При этом в отзывах об "Идиоте" Достоевского подчеркивали, что именно Мышкин представляется самым реальным лицом, а все остальные будто живут в некоем фантастическом мире.

Осмыслив произведение, некоторые в корне изменили к нему отношения. Например, в отзывах о книге "Идиот" Достоевского стали появляться мнения, что это несомненная неудача автора. Подчеркивая его разнообразие и обилие идей, но отмечая, что при этом на всех произведениях лежит особый колорит. В отзывах читателей об "Идиоте" Достоевского отмечалось, что многим оказался не ясен авторский замысел, что в очередной раз подтверждало мнение о том, что писатель пишет исключительно для избранных.

Интересно, что сам автор соглашался с некоторыми высказываниями. В частности, он не был до конца доволен книгой. При этом роман был популярен, о чем свидетельствуют отзывы об "Идиоте" Достоевского уже после появления первых глав в печати.

Экранизации

Роман всегда вызывал повышенный интерес у российских и иностранных режиссеров, поэтому был неоднократно экранизирован. Первый фильм "Идиот" по Достоевскому снял режиссер Петр Чардынин в 1910 году. Это короткометражная лента, в которой сыграли Любовь Варягина, Андрей Громов, Павел Бирюков и Татьяна Шорникова. Картина состоит всего из нескольких сцен, ее общая продолжительность 15 минут.

В 1919 году появляется первая экранизация романа "Идиот" Достоевского за границей. Одноименный фильм в Италии снимает Сальваторе Аверсано. Следом появляются лента "Князь-идиот" итальянца Эудженио Перего в 1920 году, "Неверные души" немца Карла Фрелиха в 1921-м.

В 1951 году на экраны выходит одна из самых известных экранизаций романа "Идиот" Достоевского, сделанная культовым японским режиссером Акирой Куросава. Действие фильма перенесено в Японию (например, Мышкин возвращается из плена с острова Хоккайдо).

В 1958 году режиссер Иван Пырьев снимает первую отечественную полнометражную экранизацию "Идиота" Ф. Достоевского с Юрием Яковлевым, Юлией Борисовой, Леонидом Пархоменко и Никитой Подгорным в главных ролях. Однако выпустить удается только первую серию, так как исполнитель роли князя Мышкина Яковлев отказывается сниматься в продолжении из-за тяжелого душевного состояния, а Пырьев отказывается принять другого актера.

В 1966 году в Великобритании на экранах появляется телесериал Алана Бриджеса, в 1968 году телефильм выходит во Франции, над ним трудится режиссер Андре Барсака. В 1985 году во Франции польский режиссер снимает драму "Шальная любовь", которая основана на романе Достоевского. Главный герой по имени Леон возвращается из психиатрической клиники, а действие перенесено в современную Францию.

Историей князя Мышкина интересуются даже в Индии, где в 1991 году завершают съемки сериала Мани Каула. В 1994 году поляк снимает драму "Настасья" в стиле кабуки. По замыслу создателя, японский актер Бандо Тамасабуро играет одновременно две роли - князя Мышкина и Настасьи Филипповны.

В 1999 году свою версию представляет чех Саша Гедеон (картина называется "Возвращение идиота"), а в 2001 году Роман Качанов решается на черную пародийную комедию "Даун Хаус". Действие этой картины разворачивается в России второй половины 90-х годов среди иностранных внедорожников, "новых русских" и тяжелых наркотиков.

Первая полноценная отечественная экранизация романа выходит только в 2003 году усилиями Владимира Бортко. Это 10-серийный сериал с Евгением Мироновым в главной роли. В этом фильме по "Идиоту" Достоевского также играют Владимир Машков, Лидия Вележева, Ольга Будина. Картина получила семь премий "ТЭФИ".

Интерес к произведению не утихает в последние годы. Уже в 2008 году свою версию снял француз Пьер Леон, а в 2011 году -эстонец Райнер Сарнет.

Всего роман состоит из четырех частей. остоевский в "Идиоте" начинает повествования с 1867 года, когда Мышкин возвращается в Петербург из Швейцарии, где он проходил лечение. Князь в детстве страдал от нервной болезни, поэтому его опекун Павлищев отправил в заграничный санаторий. Вдали от родины он провел четыре года, теперь возвращается с большими, но неясными планами, которые до конца не понятны даже ему самому.

Краткое содержание "Идиота" Достоевского поможет вам быстро вспомнить основные события романа, чтобы подготовиться к экзамену или зачету. В поезде Мышкин знакомится с Парфеном Рогожиным. Это сын состоятельного купца, которому в наследство досталось огромное состояние. Именно от Рогожина Мышкин впервые слышит имя Настасьи Филипповны, которой тот страстно увлечен, мечтает покорить ее сердце. Парфен рассказывает, что девушка считается любовницей богатого аристократа Тоцкого.

В Петербурге Мышкин первым делом отправляется в дом своей дальней родственницы Елизаветы Прокофьевны Епанчиной. В ее семье растут три дочери - самую старшую зовут Александра, среднюю - Аделаида, а младшую - Аглая. Последняя считается всеобщей любимицей и непревзойденной красавицей.

Князь сразу располагает всех к себе своей доверчивостью, непосредственностью, наивностью и откровенностью. Все это окружающим кажется настолько неестественным, что поначалу они весьма настороженно относятся к его словам, только потом проникаются симпатией и любопытством. Оказывается, что князь, который казался простаком и глупцом, весьма умен, а в отдельных вещах разбирается невероятно глубоко. Например, он проникновенно рассказывает о смертной казни, которую наблюдал за границей.

У Епанчиных Мышкин знакомится с секретарем генерала Ганей Иволгиным, у которого замечает портрет Настасьи Филипповны, во второй раз сталкиваясь с людьми, которые знают ее. Князь внимательно изучает ее гордое и красивое лицо, полное страдания и презрения. Ее вид поражает его до самой глубины души.

Князю открываются некоторые подробности, связанные с жизнью этой женщины. Например, он узнает, что ее обольститель Тоцкий теперь сам хочет от нее освободиться, так как планирует жениться на одной из дочерей Епанчиных. Саму же Настасью Филипповну он сватает за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого 75 000 рублей. Ганя не любит Барашкову, но не может устоять перед соблазном в виде денег. Он понимает, что это его шанс выбиться в люди, другого может уже и не быть. Он мечтает заполучить приданое, а в будущем значительно увеличить свой капитал, в то же время Ганя страдает из-за унизительного положения, в котором вынужден из-за этого оказаться. Сам он влюблен в младшую дочь

В результате он снимает с себя ответственность за принятие решения, возложив ее на Аглаю, от нее Ганя ждет решающего слова. Мышкин невольно становится посредником между ними. Аглая неожиданно решает сделать его своим поверенным лицом, а у секретаря он вызывает только злобу и раздражение.

Рогожин и Настасья Филипповна

При этом самому Мышкину предлагают снять комнаты именно у Иволгиных, так что они непременно будут вынуждены встречаться. Мышкин приезжает на место, начинает знакомиться с родными Гани, а также остальными жильцами, среди которых разгильдяй и лоботряс Фердыщенко, который умышленно выставляет себя шутом. В это время случаются два неожиданных для всех события. Во-первых, в дом приезжает сама Настасья Филипповна, которая приглашает Ганю с родственниками к ней на вечер. Генерал Иволгин в ответ начинает фантазировать, она же его выслушивает откровенно забавляясь. Из-за этого атмосфера в доме накаляется до предела. Следующими незваными гостями оказывается шумная компания во главе с Рогожиным. Влюбленный купец сразу выкладывает перед Барашковой 18 000 рублей. Начинается что-то наподобие торга, в котором сама Настасья Филипповна принимает участие с презрительным и насмешливым отношением ко всем. Она не соглашается, что ее хотят купить так дешево. Тогда Рогожин поднимает ставки до 100 000.

Родные Гани понимают, насколько оскорбительно выглядит все происходящее. Все знают, что Барашкова - продажная женщина, которую не стоит принимать ни в одном приличном доме. Для Гани же она становится единственной надеждой сколотить начальный капитал и выбиться в люди. В результате начинается грандиозный скандал. Сестра Гани Варвара Ардалионовна плюет ему в лицо, в ответ брат собирается ее ударить. Но тут неожиданно для всех за нее вступается Мышкин, который и получает пощечину от секретаря. Мышкин не собирается давать сдачи, отмечая, как тот в будущем будет стыдиться своего поступка. В этот момент проявляется вся суть Мышкина, который даже в минуту собственного унижения сострадает обидчику. Затем он обращается к Барашковой, утверждая, что в действительности она совсем не такая, какой хочет всем казаться. Эта фраза становится ключом к ее гордой душе, которая страдает от позора. За признание ее чистоты она и влюбляется в Мышкина.

Тем же вечером князь, покоренный ее красотой, приходит к ней. Там уже все - от генерала Епанчина до шута Фердыщенко. Внезапно она решает посоветоваться с Мышкиным, выходить ли ей за Ганю, на что князь отвечает отрицательно. Около полуночи заявляется Рогожин, который выкладывает на стол 100 000 рублей, о которых договаривался днем.

Князя ранит происходящее, он признается в любви Настасье Филипповне, выражая готовность взять ее в жены. При этом выясняется, что и самому Мышкину досталось солидное наследство от дальней родственницы. Настасья Филипповна уезжает с Рогожиным, а сверток с деньгами бросает в камин, предлагая Гане достать их оттуда. Тот с трудом сдерживается. Тогда Барашкова сама выхватывает их щипцами, оставляя упавшему в обморок Гане в награду за муки. Позже он гордо вернет их.

Спустя полгода

Перед второй частью романа проходит полгода. Все это время князь путешествует по стране. Все это время о Настасье Филипповне ходят небывалые слухи. Рассказывают, что она уже несколько раз убегала от Рогожина к Мышкину, причем однажды чуть ли не из-под венца. Но каждый раз она возвращается обратно к купцу.

На вокзале Мышкин чувствует на себе чей-то взгляд, из-за которого начинает томиться предчувствием смерти. Он едет к Рогожину в дом на Гороховую улицу, который Мышкину больше напоминает тюрьму. Во время их беседы главного героя все время беспокоит садовый нож, лежащий на столе, он постоянно берет его в руки, пока его с раздражением не забирает Рогожин.

Примечательно, что в доме купца князь обращает внимание на копию картины Ханса Гольбейна на стене, на которой запечатлен только что снятый с креста Спаситель. Купец признается, что любит смотреть на эту картину, князь этому удивлен, он считает, что кто-то может вообще лишиться веры от ее вида. В завершение они обмениваются крестами, а Рогожин приводит Мышкина к своей матери для благословения. Теперь они становятся назваными братьями.

Возле своей гостиницы, где он остановился, Мышкин замечает знакомый женский силуэт, он бросается вдогонку по узкой и темной лестнице. Но и тут ему мерещится занесенный нож и сверкающие глаза Рогожина. С ним внезапно случается припадок эпилепсии, Парфен убегает.

Князь приходит в себя после припадка только через три дня на даче Лебедева в Павловске, где в это же время отдыхает все семейство Епанчиных, а, по слухам, даже Настасья Филипповна. В тот же вечер он собирает знакомых, среди которых Епанчины, которые решают проведать больного Мышкина.

На вечере брат Гани Коля Иволгин начинает подшучивать над Аглаей из-за "рыцаря бедного", который упоминается в ее стихах, намекая на симпатию князю. Дочь вынуждена объясняться, так как интерес проявляется у ее матери.

Позже появляется шумная компания молодых людей, среди которых выделяется Бурдовский, который называет себя сыном Павлищева. Они ведут себя и рассуждают подобно нигилистам, но при этом, как отмечает Лебедев, пошли еще дальше, потому что являются деловыми людьми. Кто-то читает грязный пасквиль о князе, который был напечатан в газете, а после от него требуют, чтобы он вознаградил сына своего благодетеля как честный человек.

Князь поручает во всем разобраться Гане, который выясняет, что Бурдовский не сын Павлищева, после чего явно смущенная компания отступает. В центре внимания оказывается только страдающий от чахотки Ипполит Терентьев, который произносит речь, чтобы самоутвердиться. Он желает, чтобы его похвалили и пожалели, в то же время стыдится своей открытости. В результате его воодушевление сменяется яростью, которая направлена в адрес князя. Мышкин поступает в своем обычном стиле: всех внимательным образом выслушивает, чувствует себя виноватым перед ними и жалеет.

и Радомский

Через несколько дней Мышкин с визитом приезжает к Епанчиным. Все вместе отправляются на прогулку, к ним присоединяются князь Евгений Павлович Радомский, который добивается расположения Аглаи, князь Щ., которого все считают женихом Аделаиды.

На вокзале они сталкиваются с компанией Настасьи Филипповны. Та фамильярно окликает Радомского, рассказывая о том, что его дядя покончил с собой, потратив большую сумму казенных денег. Это провокация, которая всех возмущает.

Приятель Радомского в негодовании заявляет, чтобы необходим хлыст, чтобы унять эту женщину. В ответ на это оскорбление сама Барашкова выхватывает у кого-то из рук трость, с помощью которой рассекает лицо обидчику. Офицер в ответ готов ударить Настасью Филипповну, но его удерживает от этого поступка Мышкин.

День рождения

Следующая важная сцена происходит на праздновании для рождения Мышкина. Ипполит Терентьев читает "Мое необходимое объяснение", написанное им. По сути, это исповедь, которая потрясает всех до глубины души. В ней Терентьев откровенно рассказывает о себе, практически не жившем, но много передумавшем человеке. Теперь же он из-за чахотки обречен на тяжелую болезнь и скорую смерть.

Закончив читать, он совершает попытку покончить с собой, но и тут терпит неудачу. В пистолете не срабатывает капсюль. Князь пытается всеми силами защитить Ипполита, для которого страшнее всего показаться смешным в глазах окружающих. Он не перенесет, если снова будет подвергаться насмешкам и нападкам.

Утром в парке Аглая встречается с князем и предлагает ему стать ее другом. Мышкин чувствует, что начинает любить девушку, проникаясь к ней искренней симпатией. Позже в этом же парке князь видится с Настасьей Филипповной. Она становится перед ним на колени, требуя сказать правду, счастлив ли он с Аглаей, после она снова исчезает с Рогожиным. Становится известно, что Барашкова переписывается с младшей дочерью Епанчиных, уговаривая ту выйти замуж за Мышкина.

Между двух женщин

Буквально через неделю Мышкина официально объявляют женихом Аглаи. На своеобразные "смотрины" князя к Епанчиным приглашают высокопоставленных гостей. Сама Аглая считает, что князь выше всех них, но как раз из-за этой ее пристрастности тот боится любого неверного жеста, больше молчит.

Но затем все-таки воодушевляется, начав говорить о католицизме как антихристианстве. Объясняется всем в любви, разбивает драгоценную а после падает в очередном эпилептическом припадке. На всех присутствующих это производит неловкое и удручающее впечатление.

Аглая договаривается встретиться с Настасьей Филипповной в Павловске. Но туда же приходит и князь, и Рогожин. Аглая надменно спрашивает, на каком основании Барашкова пишет ей письма, вмешиваясь в ее личную жизнь. Настасья Филипповна оскорблена поведением и тоном соперницы. Желая отомстить, она уговаривает князя остаться с ней, а после прогоняет Рогожина. Мышкин оказывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, а к Настасье Филипповне относится с любовью-жалостью, считая ее помешанной, понимая, что никогда себе не простит, если сейчас бросит ее. При этом состояние самого князя ухудшается.

Развязка романа

Все готовятся к свадьбе Мышкина и Барашкиной. Вокруг этого события циркулирует большое количество слухов, но Настасья Филипповна по крайней мере внешне рада происходящему. Она заказывает наряды, но при этом временами пребывает то в грусти, то в воодушевлении. В день свадьбы она бросается к Рогожину, который стоит в толпе, тот хватает ее на руки и увозит на экипаже, стоящем наготове. Ее поступок поражает окружающих до глубины души, до последнего большинство верило, что она действительно выйдет замуж за Мышкина и утихомирится.

Наутро после ее побега Мышкин приезжает в Петербург и сразу идет к Рогожину. Того нет дома, но князю постоянно кажется, что тот наблюдает за ним из-за шторы. Князь ищет. Он несколько раз приходит к дому Рогожина, но по-прежнему безрезультатно. Князь в течение всего дня бродит по городу, надеясь, что Парфен рано или поздно появится. Так и происходит, на улице его встречает Рогожин, который просит князя шепотом следовать за ним. Он приводит князя в комнату, где на кровати лежит мертвая Настасья Филипповна под белой простыней, а вокруг специальная жидкость, чтобы не чувствовалось запаха тления. Оказывается, что он сам ее зарезал из того самого ножа, который несколько дней назад забирал у него князь.

Рогожин и князь проводят ночь над трупом, а на следующий день полиция, которая вскрывает дверь, обнаруживает мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который никого не узнает и ничего не понимает. Все происходящее окончательно разрушает психику Мышкина, превращая его в идиота, в чем его подозревали изначально.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: