Минута час бережет. XI Организационное завершение урока

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области

Формирование понятия времени. Обучение измерению времени

План ознакомления:
1.Определить место и основные идеи изучения времени.
2.Формирование временных представлений у младших школьников.
3.Ознакомление с единицами времени.

Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить время.
Время - одно из трудных для изучения величин. Временные представления у детей развиваются медленно в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.
Временные представления у первоклассников формируются, прежде всего, в процессе их практической деятельности: режим дня, ведение календаря природы.
Основной метод - беседа и практические действия детей.
Представления о единицах времени формируется через близкие понятия: час - это урок и перемены, сутки, выделяются основные части суток. Также знакомятся с часами и циферблатом, стрелкой, какая стрелка на что показывает.
Тема: «Время. Меры времени» - в силу своей абстрактности для восприятия учащихся начальных классов, наиболее трудная.
Первые представления о времени, об измерении времени учащиеся получают еще до школы. Уже в детском саду дети знают названия дней недели, месяцев в году, имеют представления о смене дня и ночи, некоторые умеют даже определять время по часам. Однако временная последовательность событий, понятие о продолжительности событий усваиваются детьми с трудом. Поэтому с первых дней обучения в школе необходимо приступить сравнению знакомых, часто встречающихся в практической деятельности учащихся, представление о времени.
В виду занятости родителей многие дети самостоятельно уходят в школу, после уроков к определенному времени идут на занятия в различные кружки, поэтому полезно дать учащимся первые представления о времени, научить их узнавать время по часам с точностью до часа. Для этого учитель использует модель циферблата часов с подвижными стрелками, объясняет устройство часов.
Конкретные представления о продолжительности времени в 1 час и учение определять время по часам формируется в процессе практической деятельности учащихся.
Кроме того, учитель может показать, как быстро подсчитать число дней, как помнить число дней в каждом месяце при помощи кисти руки.
Знакомя детей с месяцем и годом, учитель использует табель, календарь. По нему дети выписывают названия месяцев по порядку и количество дней в каждом месяце. Сразу же выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году - февраль (28 или 29 дней). По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца:
- Как называется 5 месяц в году?
- Которым по счету является июль?
Устанавливают день недели, если известно число и месяц, и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели.
- В какой день недели будет праздник 8 марта в этом году?
- На какие числа приходятся воскресенья в марте?
С помощью календаря учащиеся решают задачи на нахождение продолжительности события (в пределах одного года). Например, сколько месяцев длятся летние каникулы?
Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представления временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Детям предлагают перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будет делать, начиная с сегодняшнего вечера и до завтрашнего вечера и т.д. «Такие промежутки времени, - сообщает учитель, - называют сутками».
Дети устанавливают, сколько суток прошло от начала недели (понедельника) до субботы, которые по счету сутки наступят, объясняют пословицу: «День и ночь - сутки прочь». Далее можно провести аналогичную работу по календарю «Что дольше длится: 5 суток или неделя» и т.п.
Следующими рассматриваются час и минуты. Конкретные представления о соответствующих промежутках времени, также формируются через практическую деятельность детей, через наблюдения. Так, час - это примерно время одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью 1 минута, включают упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно сделать за 1 минуту (до какого числа успеешь сосчитать, сколько можно решить примеров). Уместно здесь объяснить смысл пословицы: «Минута час бережет».
Дальше воспитательное значение имеют примеры из жизни нашей страны, числовые данные о том, сколько продукции заводы и фабрики выпускают за 1 мин., за 1 ч., за 1 рабочий день.
На первом же уроке по знакомству с часом и минутой сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут. Для закрепления выполняют упражнения по учебникам.
Важным моментом на данном этапе является знакомство с часами. Чтобы дети научились устанавливать время по часам, полезно заблаговременно изготовить с учащимися на уроках труда циферблат с подвижными стрелками. Учитель поясняет, что все часы устроены таким образом, что, пока большая стрелка движется от одного маленького деления до другого, проходит 1 минута, а пока маленькая стрелка движется от одного большого деления до другого, проходит 1 час. Счет времени ведется от полуночи до полудня и от полудня до полуночи. Затем предлагаются упражнения с использованием модели часов и назвать обозначенное время с обозначить время, которое называет учитель и сами ученики.
Усвоению отношений между единицами времени помогает таблица мер.
На некоторое время, а также систематические упражнения в преобразовании величин, выраженных в единицах времени.
В 3 классе таблица единиц времени пополняется - учащиеся знакомятся с веком и секундой. Конкретное представление о продолжительности секунды дети получают на основе наблюдения.
Век - самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторое представление о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей, «возраст» нашего государства с веком.
Знания о системе единиц времени расширяются. Дети узнают на уроках природоведения, что сутки - время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси, и год - время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца.
Методические рекомендации
1.Основной метод - беседа практические действия детей, т.е. упражнения, которые выполняются с помощью календаря и циферблата. Вопросы для беседы в основном определены в учебниках.
2.Представления о единицах времени формируются через близкие понятия - час, сутки, основные части суток.
3.Представление о единицах - год, месяц, сутки расширяют.
4.В четвертом классе после введения 24-часового отсчета учим решать задачи на вычисление времени.
5.На уроках использовать такие средства как календарь, дополнительный материал из истории, загадки, ребусы, дидактический материал и др.

Источники:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985, - 208 с.
  2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985 г.
  3. Бантова М.А. Изучение величин в начальной школе. // Начальная школа. - 1979 г. № 8
  4. Газман О.С. В школу с игрой. М., 1991 г.
  5. Депман И.К. Меры и метрическая система.
  6. Ефимов В.Ф. Величины и их измерение. // Н.Ш. - 1990 г. № 6
  7. Истомина Н.Б. Знакомство с величинами. // Н.Ш. - 1983 г. № 3
  8. Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках ее измерения. // Начальная школа. - 2004 - № 3 - с. 96
  9. Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 4 класса. // Н.Ш. - 1989 г. № 8

Как понимать свои генетические часы и как их ход

Многие годы считалось, что клетки бессмертны, если их поместить в идеальную среду. Эта вера была отброшена в начале 60-х годов 20 ст., когда Леонард Хейфлик, доктор философии, подметил, что фибробласты человека в культуре ткани делятся в среднем не более 50 раз. Хейфлик обнаружил, что если заморозить клетки после 20 делений, то они "запомнят", что после оттаивания у них осталось 30 делений.

Исследователи также заметили, что фибробласты становятся старыми на вид, приближаясь к 50 делению клеток. Они становятся крупнее и накапливают повышенное количество липофусцина, пигмента, ответственного за "возрастные пятна". На основании результатов Хейфлика, эксперты предположили, что в каждой клетке существуют генетические часы, определяющие наступление старости.

В настоящее время многие исследователи в этой области работают с так называемой теорией старения "укорочением теломер". Теломеры - это концевые участки ДНК. При каждом воспроизводстве клетки небольшой сегмент ДНК удаляется из теломера, и чем короче становится теломер, тем больше повреждается экспрессия гена. Результат - старение клеток.

Помимо того, что теломеры служат «часами старения», они участвует в защите концевых участков хромосомы от повреждений, контролируя экспрессию генов, а также способствуют организации хромосомы. Теломер не только определяет старение клетки, но и риск перерастания клетки в раковую, болезни Альцгеймера и других дегенеративных заболеваний.

Замедлить ход часов

Ключ к увеличению продолжительности жизни человека, в конечном счете, будет связан с сохранением или восстановлением длины теломера в ДНК. Но эта технология еще десятилетия будет нам недоступна. К счастью, есть старые способы замедлить наши генетические часы прямо сейчас, а именно:

  • Управление стрессом
  • Регулярная гимнастика
  • Сон не менее 8 часов в сутки
  • Поддержание идеального веса тела
  • Диета, богатая овощами и фруктами
  • Предпочтение в еде продуктам с низким гликемическим индексом
  • Ежедневный прием
  • Прием оптимального количества
  • Дополнительный прием , полифенолов, и других основных питательных веществ.

Тщательное рассмотрение

Исследования показали, что многие питательные вещества помогают бороться с укорочением теломер, особенно витамины группы В, такие как , и ; ; ; и и . Наилучший способ обеспечить полноценный прием этих и иных питательных веществ - принимать высококачественные мультивитаминные/мультиминеральные добавки. Следует ли принимать железо в составе мультиминералов? Если нет существенной потребности в железе, или вы не менструирующая женщина, следует избегать добавок железа. Укорочение теломер связывают с приемом железа. Избыток железа может также спровоцировать повышение активности свободных радикалов.

Дополнительный прием также является хорошей идеей - большинство экспертов рекомендуют минимум 2000 МЕ ежедневно. В одном исследовании ученые изучали влияние витамина D на длину теломер в белых кровяных клетках 2160 женщин в возрасте 18-79 лет. Чем выше был у них уровень витамина D, тем большей была длина теломер.

С точки зрения старения и длины теломер, существовала разница в пять лет между теми, кто имел самый высокий уровень витамина D, и теми, у кого этот уровень был самым низким. Ожирение, курение и недостаток физической активности могут сократить длину теломер, но исследователи обнаружили, что повышение уровня витамина D преодолевало эти эффекты. Эта разница в 5 лет означает, что 70-летняя женщина с более высоким уровнем витамина D имеет биологический возраст 65 лет.

Рыбий жир также имеет большое значение для замедления генетических часов. Более высокие уровни жирных кислот EPA и DHA омега-3, согласно данным затормаживают укорочение теломер при длительном исследовании. Рекомендуемая дозировка рыбьего жира основана на обеспечении ежедневного приема 1000 мг EPA и DHA.

И наконец, флавоноиды и полифенолы виноградных косточек, сосновой коры (Пикногенол) и зеленого чая не только уменьшают показатели воспаления, но и предотвращают укорочение теломер в экспериментальных исследованиях. Рекомендуемая дозировка для экстрактов, обеспечивающих, по меньшей мере, 90 процентов полифенолов, составляет 150-300 мг в день.

Инсулиновый подход

Но, пожалуй, самой главной причиной преждевременного укорочения теломер в Северной Америке является невосприимчивость гормона инсулина, происходящая при ожирении, преддиабете и сахарном диабете 2 типа. Как показали недавние исследования, резистентность к инсулину связана с более короткими теломерами. Достижение идеального веса тела и использование стратегий повышения чувствительности клеток организма к инсулину являются важнейшей целью для предотвращения укорочения теломер.

Форма проведения : устный журнал.

Ход мероприятия

Ведущий: Открываем наш классный час «Минута час бережёт».

Первая страничка озаглавлена «Цена Минутки». Ценность времени сейчас значительно возросла, т. к. увеличился поток информации.

Американцы часто употребляют выражение «Время – деньги». Впрочем, сегодня всё чаще приходится слышать: «Время дороже денег». В известном смысле это справедливо: ну, потерял человек, или у него украли некоторую сумму, конечно, ему обидно, но утраченное можно заработать вновь. А вот впустую утёкшее, впустую потраченное время уже не воротишь.

(Выходят два ученика.)

Ученик 1: Ведут часы секундам счёт.

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Ученик 2: Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам,

Будить по десять раз.

Ученик 3: И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать

Ученик 4: Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть

Ученик 5: С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книги не забывай!

Ученик 6: Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денёк!»

Ведущий: Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались разными часами.

Ученик 7: Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что раньше были водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний.

Ученик 8: В старину на морских судах использовались часы. Которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и электронные часы. Иногда время определяют по бою часов. Отсюда старинное выражение «битый час».

Ведущий: Время нельзя убивать, т. е. проводить его без пользы. Важно выбирать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту.

Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь. Давайте послушаем, что говорили о времени известные люди.

· «Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо».

· «Кто не умеет с толком употреблять своё время, тот первым жалуется на его нехватку». (Ж. Лабрюйер)

· «Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным».

(Ж. –Ж Руссо)

· «Порядок освобождает мысли». (Р. Декарт)

· «Небрежный человек всё делает вдвойне». (А. Суворов)

· «Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». (Н. Введенский)

Ведущий: Я надеюсь, что эти высказывания заставляют нас по новому отнестись ко времени. Работа часов ни на секунду не прекращается, время течёт непрерывно. Давайте минуту послушаем минуту (включает секундомер). Видите, как она длинна! А что же можно сделать за 60 секунд.

(Ребята приводят примеры).

Ведущий: Следующая страничка называется так: «Кто у Егорки время украл?»

Ученик 9: Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Ученик 10: Бывают у него застои.

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Ученик 11: Пусть равномерно промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Сценка «Про Егорку»

(Участвуют четыре девочки и мальчик.)

Мальчик . Жил-был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка.

Девочка 1 . Плачет наш Егорка горько…

Девочка 2 . Недоволен наш Егорка:

«Чтоб уроки сделать,

Дня не хватает у меня!»

Девочка 3 . Был бы день, хотя б с неделю…

Мальчик . Вот тогда б другое дело!

Не смеялись бы друзья.

Сам тогда б всё делал я.

Девочка 4 . Пол подмёл…

Девочка 1 . Помыл посуду…

Мальчик . Сам бы я кровать стелил…

Девочка 3 . Кофе пил – не обжигался…

Девочка 4 . Из-за спешки, например,

Не решал сто раз примеры.

Мальчик. Покатался б я на горке…

Девочка 1 . Хорошо б жилось Егорке…

Мальчик. Ну хотя б на час

Был длиннее день у нас.

Девочка 2 . Рассмотрел бы все картинки…

Девочка 3 . Надевал бы сам ботинки…

Мальчик. Шнуровал бы тоже я,

А не бабушка моя.

Мне не трудно, я могу,

Только время берегу.

Ну, хотя бы на минутку

Подлиннее были сутки,

Я бы стал не хуже вас,

Не опаздывал бы в класс. (Ложится на диванчик.)

Девочка 4 . С тем согласны мы без спора:

Не хватает дня Егору!

Девочка 1 . Не закончил столько дел!

Девочка 2 . Но куда ж он время дел?

Девочка 3 . Вот смотри, Егор проснулся…

(Егорка прыгает на одной ноге, что-то ищет.)

Девочка 1 . Полчаса найти не мог

Затерявшийся носок.

Мальчик . Никогда их вместе нет!

Девочка 2 . Не кладёт носки он вместе.

Девочка 3 . Наконец нашёл носок.

Мальчик . Где ж ремень?

Девочка 4. В поисках он сбился с ног.

Девочка 1. Наш Егор искал тетрадки…

Девочка 2. Поиграл портфель с ним в прятки…

Девочка 3. А какая тут игра,

Если в класс бежать пора?

(Егорка убегает.)

Девочка 4. Вот, схватив подмышку книжку,

Наш Егор бежит вприпрыжку.

Девочка 1. Вдруг – назад…

(Егорка возвращается.)

Мальчик (плача).

Пенал не взя-а-ал…

Снова в школу опоздал…

(Егорка уходит.)

Девочка 2. Пусть ревет Егорка горько…

Девочка 3. Нам не жаль его ни сколько…

Девочка 4. Не ходил к Егору вор.

Девочки (вместе).

Время сам украл Егор!

Ведущий. А вы, ребята, сами умеете ценить время? Кто из вас сможет объяснить выражение «Время – наше богатство»?

(Дети объясняют.)

Ведущий. А вот о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют такие созданные ими поговорки и пословицы.

(Группа детей перечисляет пословицы о времени.)

· Упустишь минуту – потеряешь час.

· Время – казна для знающего ему цену

· Делу время – потехе час.

· Потерянную вещь можно найти, а потерянное время – никогда.

· Время ушло – счастье ушло.

· Минута час бережёт.

· Порядок бережёт время.

· Начиная дело, о конце помышляй.

Ведущий. А кто из вас знает другие пословицы и поговорки о времени?

(Ребята называют их.)

Ведущий. В сутках, как известно, 24 часа. Из них 8 часов – на сон, еще 8 (с дорогой туда и обратно) – на школу. Остаётся 8 часов. Много ли за это время можно успеть? Много. За эти 480 минут вы успеете выучить уроки, погулять, почитать книгу, посмотреть немного телевизор. Вы успеете все, если захотите. А как же можно экономить время? Давайте ознакомимся со способами экономии времени.

Ученик 12. Утром очень не хочется вставать. Но подниматься-то все равно придется. Поэтому не подражайте страусу, который, чтобы скрыться от опасности, зарывает голову в песок. Вставайте сразу, не жалейте себя.

Ученик 13. Готовьтесь к утру с вечера. Самое не благодарное дело – утром в спешке собирать школьную сумку, разыскивать нужную тетрадку или соображать, какую надеть рубашку или блузку. Привыкайте накануне готовить всё, что может понадобиться утром. Неплохо каждый день перед сном хотя бы в общих чертах обдумывать завтрашний день.

Ученик 14. Масса времени уходит на поиск вещей, лежащих не на месте. Поэтому для всего должно быть своё место.

Ученик 15. Не теряйте время на длительные, пустые разговоры по телефону, с глазу на глаз или в компании. Особенно в то время, которое предназначено для выполнения домашних заданий. Сами посудите: только вы сосредоточитесь, чтобы обдумать задачу или тему сочинения, как вдруг телефонный звонок, 15 минут проговорили. Теперь необходимо всё начинать с нуля. Проще всего предупредить знакомых: «Звоните после 8 часов вечера, а до этого я буду занят».

Ученик 16. Заниматься 5-6 часов без перерыва вредно и малоэффективно. Через час полтора устраивайте себе переменки. Но отдыхать старайтесь, не валяясь на диване, а двигаясь. Сходите в булочную, вытрите пыль, помойте посуду, подметите пол. Сделайте несколько упражнений для исправления осанки или просто потанцуйте под ритмичную, но не очень громкую музыку.

Ученик 17. Вы, слышали, конечно, такое выражение «Точность – вежливость королей». Это означает, что мы должны всегда приходить вовремя в школу, институт, на работу, в гости, на свидание. Деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим временем, как, впрочем, и впустую растрачивать своё.

Ведущий. Способов экономить время гораздо больше. Но даже те, Которые предложили ребята, помогут сэкономить в день час или полтора. Вот вам и свободное время для прогулки, рукоделия или чтения. Очень жаль, если вы будите убивать эти сэкономленные минуты и часы, уставившись в экран телевизора. 480 минут – это много, если, конечно, не растрачивать их попусту. Учитесь экономить время: не залёживайтесь поутру в постели, с вечера готовьте всё, что понадобиться вам утром, отведите каждой вещи своё постоянное место, не ведите бесконечных телефонных разговоров и отдыхайте активно. В этом случае вы заметите, что сутки станут гораздо длиннее.

Откроем следующую страницу классного часа «Сегодня у нас в гостях». Мы пригласили школьного врача для того, чтобы ещё раз напомнить нам о режиме дня школьника.

(Рассказ школьного врача.)

Ведущий. Спасибо за интересный и полезный рассказ. Будем надеяться, что ребята внимательно выслушали вас и сделали для себя выводы.

Откроем последнюю страничку нашего классного часа – «Организация труда».

Ученик 18. Мудрец сказал: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. Если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь». Во всех странах и во все времена стоял вопрос: «Как быстрее и лучше обучить человека профессии?» Для этого человек должен правильно выбирать профессию, учитывая свои способности, научиться ценить время, правильно его распределять, чередовать свой труд и отдых. Во многом человеку, если он хочет добиться успеха в труде, поможет правильная организация труда. Она предусматривает прежде всего правильное использование времени, умение ценить каждую минуту. Известно что, чем меньше времени и труда затрачивается на производство какой-либо вещи, тем она дешевле. Чтобы учебный труд, любая работа были успешными и не утомительными, необходимо выполнять следующие правила.

Правила успешности

(раздаются каждому ребёнку)

1. Настраивайте себя на работу

2. Подготовьте своё рабочее место

3. Установите определённый порядок работы

4. К работе приступайте сразу

5. Относитесь к ней с большей ответственностью

6. Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления

7. Чередуйте различные виды деятельности

8. Предупредите или устраните в работе возможные помехи

9. Не делайте частых перерывов в умственной работе

10. Работайте ежедневно, систематически, но не допускайте переутомления

11. Умело организуйте отдых в процессе работы

Ученик 19. Выполнение этих не сложных правил поможет вам, ребята, разумно расходовать своё время. избежать перегрузок и, в конечном счете, повысит вашу успеваемость.

Ведущий. Наш устный журнал закончен, но часы идут и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие мальчики и девочки откладывают свои дела на потом. И вдруг однажды они обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Прожита бесцельно, серо, тускло. Многие люди часто винят в этом всех и вся. А ведь виноваты лишь они сами. Им всегда катастрофически не хватало времени, потому что они его не ценили, не экономили, не сумели толком употребить его, правильно организовать свою жизнь. Мы будем рады, если наш устный журнал заставит кого-то по-новому взглянуть на своё чуждое время.


Шахсуварян Анаит Мхитаровна

МОУ Гимназия №25

«Минута – час бережёт!»

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-5 классов

Толмачёва Т.Н.

Иркутск 2009г.

Место проведения: актовый зал МОУ Гимназия №25.

Цели:

    формирование умения планировать свой день;

    познакомить детей с видами часов;

    развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать;

    воспитание бережного отношения ко времени различными средствами (например: музыкального, кино – искусств и т. д.)

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, видео – фрагменты, тексты с заданиями для групп, метроном, фломастеры, листы А4, скамейка, будильник, одеяло, книги, сумка, медицинский халат.

Ход внеклассного мероприятия

Вход в актовый зал: «Утро» (из ТВ «Служебный роман).

1. Учитель: Добрый день уважаемые гости, коллеги, ребята. Я очень рада видеть всех вас. Никто не поспорит с тем, что прошедшая минута не вернётся к нам уже никогда. Сегодня мы поговорим о самом ценном, что помогает человеку в жизни - о времени, и тема звучит так: «Минута – час бережёт!» (слайд1).

А что же такое время, как вы думаете? Да, о времени можно говорить очень долго. Это и смена времён года, это и наш возраст – сегодня вам по 9, 10 и вы не заметите, как быстро пролетит время и будет уже 20. И самым кратким определением можно сказать, что время – это наше прошлое, настоящее и будущее.

2. - (Слайд2) Как называется этот прибор и для чего он предназначен? (показать метроном). Метроном отмеряет ровные удары (темп).

Давайте подвигаемся в такт с метрономом. Сейчас мы с вами живём в одном ритме! Молодцы!

А ритм как в жизни у каждого человека, так и в музыке бывает разный (Видео-фрагмент1).

3. В известном вам всем мультфильме (слайд3) измеряли длину удава разными способами, но больше всего самому удаву понравилось измерять себя в Попугаях – их получилось 38.

- А в чём измеряется время? (слайд4) Ответы детей.

    в часах – один час за другим (даже прибор, отмеряющий время, назвали ); - Учитель: А ещё?

    внутри часа – минутки (их 60), внутри каждой минутки – секундочки (тоже по 60);

    часы складываются в «день и ночь – сутки прочь»; - Почему так говорят?

Учитель:

    день за днём и неделя за неделей – месяц;

    12 месяцев – в целый год;

    год за годом – в столетие;

    столетия – в эры (1000-летия)…

4. Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи пользовались разными часами. И о их разновидностях вам приготовила презентацию ученица 7л класса Борисова Лиза (Видео – фрагмент2).

А какие вы ещё знаете?

5.ЗАДАНИЕ: А какими часами отмеряют время в этой сказке, если эта сказка музыкальная.

Слушание: ( Сцена «Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьева) После ответа (слайд5)

6. Ценность времени сейчас значительно возросла. Даже американцы часто говорят: «Время дороже денег» (слайд6).

Почему? (ответы детей). Ведь утраченное можно заработать вновь, а вот впустую ушедшее время не вернуть. В течение каждой потраченной минуты можно сделать много добрых дел.

7. А теперь давайте посмотрим, что же происходит с людьми, которые проводят время впустую (Видео–фрагмент3) «Сказка о потерянном времени» - момент превращения.

Как называется эта сказка? А кто не видел, обязательно посмотрите.

Вы слышали такое выражение: (слайд7) «Точность – вежливость королей»? Как вы это понимаете? Попробуйте взять эти слова на вооружение.

Не злоупотребляйте чужим временем и не растрачивайте впустую своё.

8. В чём же здесь секрет, что кто-то успевает везде – и в школе учится хорошо, и кружки посещать различные, и спать вовремя лечь, а кто-то нет– ведь время для всех одно?!

А секрет прост! В умении планировать своё время. О режиме дня вам расскажет ученица 9г класса Белянина Анна.(слайд8)

Режим дня:

В 7.00 - подъём

С 7.00 до 7.30 - Убираешь постель, делаешь утреннюю гимнастику, умываешься, одеваешься, причёсываешься

С 7.30 до 7.50 – завтракаешь

С 8 до 8.30 – проводишь полчаса на воздухе, перед тем, как сесть за уроки

С 8.30 до 11.30 – делаешь уроки

С 11.30 до 12.00 – обед

После обеда, не спеша, отправляйся в школу, чтобы надышаться свежим воздухом, тогда будешь бодрым внимательным. Возвращаясь из школы, тоже иди не торопясь.

После ужина со своей семьёй у тебя есть время помочь маме по хозяйству и почитать книгу.

Спать ложись обязательно в 10 часов вечера. Не позднее! Хорошо высыпаться нужно каждому, а особенно тем, кто учится в школе.

(Слайд9) Главное:

    Ложись спать и вставай вовремя.

    Занимайся по утрам гимнастикой.

    Закаляйся.

    Строго следи за режимом дня.

    В свободное время занимайся спортом.

Учитель: (Слайд 10) Немецкий писатель И. Гёте сказал: Порядок учит время сберегать. А ты бережёшь своё время?

9. А вот о том, как ценили время наши предки, говорят пословицы и поговорки.

Работа в группах.

Предлагаю создать 2 группы.

Задание: Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о времени (один рассказывает).

Отчёт групп по работе.

Остальные в это время слушают и подпевают вместе с исполнителем песню В. Шаинского «Пока стучат часы». О чём эта песня?(Слайды 11,12,13). Закрыть проектор листочком.

10. А сейчас, со способами экономии времени вас познакомит ученица 11л класса Чеботарёва Лера.

Физкультминутка :

Чтобы утром проще встать,

Нужно в сумку всё собрать.

С вечера – тетрадки, ручки - всё в порядке!

Спать ложиться - не спеши,

План на завтра запиши.

Если день начать с зарядки,

Значит, будет всё в порядке,

(Слайд14) Время - зря ты не теряй!

Время - делом занимай!

11. ЗАДАНИЕ: Иногда, оказавшись без часов, уснув и проснувшись в пасмурную погоду, смотришь за окно – и не можешь понять: день, утро или вечер-ночь на дворе. Другое дело – музыка!

Какое сейчас время суток?

«Утро» - произведение Э.Грига, композитора из Норвегии.

Слушание (фрагмент). После ответа (Слайд15)

12. ЗАДАНИЕ: (Слайд16)А утро всей нашей страны начинает главная песня государства. Как она называется? (Гимн),напомните первую строчку: (Ответы детей) Закрыть проектор.

13. Сценка «Кто у Егорки время украл».

позволит проверить справедливость всех вышесказанных слов:

Ученик . Мы знаем, время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт,

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

4 девочки, 4 мальчика. Мальчик1 . Жил-был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка.

Девочка1. Плачет наш Егорка горько.

Девочка2 . Недоволен наш Егорка.

Мальчик2. Чтоб уроки сделать, дня не хватит у меня.

Девочка3. Был бы день хотя б с неделю…

Мальчик3 . …Вот тогда б другое дело. Не смеялись бы друзья,

Сам тогда б всё сделал я.

Девочка4 . Пол подмёл?

Девочка1 . Посуду вымыл?

Мальчик4 . Сам бы я кровать стелил…

Мальчик1 . Сам бы в школу собирался.

Девочка3 . Кофе пил – не обжигался.

Девочка4 . Из-за спешки, например, не решал бы сто раз пример.

Мальчик2. Покатался б я на горке…

Девочка1 . Хорошо б жилось Егорке.

Мальчик3 . Ну, хотя б на час длиннее день у нас…

Девочка3 . …Надевал бы сам ботинки.

Мальчик4 . Шнуровал бы тоже я, а не бабушка моя.

Мне не трудно, я могу, только время берегу.

Ну хотя бы на минутку, подлиннее были б сутки.

Я бы стал не хуже вас, не опаздывал бы в класс.

(Ложится.)

Девочка4 . С тем согласны мы без спора, не хватает дня Егору.

Девочка1 . Не закончил столько дел!

Девочка2 . Ну, куда он время дел?

Девочка3 . Вот смотри, Егорка проснулся.

(Егорка прыгает на одной ноге, что-то ищет.)

Девочка4 . Полчаса найти не мог затерявшийся носок.

Мальчик1. Никогда их нет на месте!

Девочка1 . Не кладёт носки на место.

Девочка2. Наконец нашёл носок.

Мальчик2 . Где ж ремень?

Девочка3 . В поисках он сбился с ног.

Девочка4 . Наш Егор искал тетрадки.

Девочка1 . Поиграл портфель с ним в прятки.

Девочка2 . А, какая тут игра, ему в класс бежать пора.

(Егорка убегает.)

Девочка3. Вот, схватив под мышку книжку.

Наш Егор бежит вприпрыжку.

Девочка4. Вдруг назад. (Егорка возвращается.)

Мальчик3. (Плача.) Пенал не взя-а-л, снова в школу опоздал.

(Егорка уходит.)

Девочка1. Пусть ревёт Егорка горько.

Денвочка2 . Нам не жаль его нисколько.

Девочка3 . Не ходил к Егору вор.

Девочки (вместе). Время сам украл Егор. (Все уходят.)

Кто ведёт минутам счёт,

Время того не подведёт,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай.

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денёк».

14. (Слайды17-23), Песня «Колокола»

Очень важно в жизни успевать замечать прекрасное вокруг себя.

15. -Давайте подведём итог нашей встречи вместе.

- (Слайд 24) Ваша задача догадаться, какое слово спрятано в картине!?

Нам расскажет время

Обо всём на свете.

О белоснежных (облаках),

О (солнце) и о лете,

О том, как бурная (река )

В скалистый (берег) бьётся,

(Слайд 25)Как смотрят (горы) свысока,

(дорога) лентой вьётся…

(Клин) журавлиный улетает,

А на руке (снежинки) тают.

(Слайд 26) О том, как жёлтый (лист) кружит

И свет в (окне) всю ночь горит.

Как утром гаснут (фонари) ,

Уходят в море (корабли)

Как у (костра) друзья поют,

(Слайд 27) А на лугах (цветы) цветут…

Как шелестят страницы (книг),

Как дорог в жизни каждый миг!

Музыка: «Fear7SeaOfTime» грRoyalHunt

Замечай (прислушивайся, сочиняй, играй, пой )

и станешь замечательным человеком, живущим на Земле!

(Слайд 28) Но даже если ты не слышишь голос часов –

время всё равно идёт. Не теряй его!

Цените каждую минуту, чтобы будучи взрослыми, не жалеть о попусту растраченном времени.

Ну а время нашей встречи подошло к концу, (слайд 29) но часы идут и жизнь продолжается.

До новых встреч!

Организация: ГОУ ЛНР «Червонопрапорская школа № 34»

Населенный пункт: п. Червоный Прапор, Перевальский район, Луганская область

Тайм-менеджмент «Искусство успевать»

Цель мероприятия: расширить представление детей о рациональном использовании времени; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность, побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня. Научить учащихся ценить каждую минуту.

Эпиграф

Время – это единственное, что нельзя накопить, оно не сохраняется и не увеличивается. Время-это вообще самое важное(c) Ямагучи Тадао

На доске 1 слайд «Тайм-менеджмент»

I Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами об очень важном в жизни явлении – о нашем времени, о том, как мы его ценим, а главное насколько продуктивно нам это удается. Разбросанные по комнате вещи, надрывающийся телефон, невыученные уроки и ты- с мыслями: «Я ничего не успеваю!». Наверняка, многие из вас узнали себя.

Скажите, ребята:

Что возвратить нельзя? (молодость, время)

Что быстрее мысли? (время)

Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (день, время)

Ученики отвечают: время.

(Под музыку –тикают часы)

Шуршат и работают тайно, как мыши,

Колесики наших часов.

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут.

Слайд 2 «Время – лучший друг» с картинками

Учитель: В каждом доме есть часы. Они всюду, они показывают наше время. А что такое время? Давайте тогда поразмышляем, что же такое время, в чем его особенности, что отличает его от всего известного в мире.

Конечно, время -это не часы, не будильник. Они просто машинки, отсчитывающие это самое время. Вспомните, есть вещи, о которых мы часто говорим, хорошо знаем, но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него просто не прожить! Так и время! Оно невидимо, оно без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь, и другу не подаришь. А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит. А еще можно услышать: «Время – лучший друг».

Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. И никак нам без времени не обойтись: оно необходимо нам, как воздух!

Учитель: Ребята, посмотрите на парту, что вы видите?

(часы)

Какие часы?

(песочные, электронные, механические)

Давайте запустим время нашего классного часа…И вместе с вами почувствуем ход времени

(музыкальный переход)

Классный руководитель: - Ребята, одна из ценностей, у человека – это время. И от того, как мы научимся его беречь, добывать и тратить, зависит ваш успех.

Но всегда ли мы используем время правильно? Не тратим ли мы его впустую?

Давайте посмотрим коротенький мультфильм.

(Мультфильм про хронофагов.)

Давайте же разберемся с понятием хронофагов - пожирателей времени, потому что это вещь очень многогранная.

Кто же такие хронофаги?

(ответы детей – поглотители времени, пожиратели времени

Правильно ребята, обратимся к слайду

Учитель:

Слайд 3 – Хронофаг понятие

Хронофаг - один из современных, распространенных терминов управления временем, где «хронос» – означает время, а «фаг» – поглощать, пожирать, обозначающий любые отвлекающие объекты, мешающие и отвлекающие от основной деятельности.

Хронофаги могут быть одушевленными (например, друзья с пустыми звонками, разговорами) или неодушевленными (интернет компьютерные игры, телевизор и др.).

Сейчас мы поиграем. Одни учащиеся будут хронофагами, покажут нам причины, по которым теряется драгоценное время

А другие – тайм-менеджерами, которые дадут нам полезные советы для рационального использования времени.

Слайд 4 Дерево с яблоками

Учитель раздает таблички

(На столе дерево, у хронофагов таблички в виде червяков, а у тайм-менеджеров – яблоки)

На столе вы видите дерево, у хронофагов таблички в виде червяков – поглотителей времени, а у тайм-менеджеров – яблоки – плоды, которые мы получаем при организованном использовании времени.

Подходите, называйте и прикрепляйте свои таблички.

Хронофаги:

Несоблюдение режима дня.

Излишнее увлечение игрой.

Отсутствие порядка на рабочем месте, в шкафу.

Невнимательность на уроках.

….Откладывание дела на потом

Длительный просмотр телевизора.

Неумение довести дело до конца.

Тайм-менеджеры:

Не засиживайтесь у компьютера или телевизора более 35 минут.

Не делайте сразу десять дел.

Не тратьте время на долгие телефонные разговоры, экономьте время и деньги.

Научитесь говорить «нет»

Доделывайте работу до конца.

Беречь время свое и чужое. Меньше слов - больше дела.

Ты должен сеять сегодня, чтобы собрать плоды завтра.

Ребята. Смотрите, какое красивое дерево получилось! Дерево –это жизнь человека, И хороших плодов на дереве больше. Следуйте советам наших тайм-менеджеров. Воспитывайте в себе самоогранизацию. Саморганизация – это очень важно и она должна давать свои плоды. Как наглядно видно на нашем дереве жизни.

Ребята, какого человека называют самоорганизованным? (ответы детей)

Для каждого ученика очень важен процесс саморганизации.

Слайд 5– самоорганизация – это.

Самоорганизация -это процесс четкого регулирования собственного времени, и дисциплины.

Чтобы стать самоорганизованным человеком, необходимо развивать в себе силу воли, ответственность и обязательность.

Когда человек умеет организовать свое время, у него многое получается. Внимание на доску.

Фильм за 1 минуту

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров

Каждую минуту в стране выпускается 11 холодильников.

Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходит 45 экземпляров книг. А их них 7-8 для вас, ребята.

Сколько же за минуту для вас выходит книг? Давайте посчитаем:

7х60 =420 книг только для вас, а всего: 45х60=2700

2700 книг – это же целая библиотека и все это за 1 минуту.

Цените каждое мгновение, ведь у нас не будет возможности прожить его вновь.

Время - бесценно!)

А сейчас давайте вспомним пословицы о времени. Кто знает?

Слайд 6. Пословицы о времени – 3 пословицы

Пословицы о времени

Время всему научит

Время как воробей: упустишь - не поймаешь

Время не ждет.

Делу время, потехе час

Минута час бережет

Время человека красит

Береги время

Добрый совет ко времени хорош

Знай часам – цену, минутам - вес, секундам – счёт.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

И петух свои часы знает.

Слайд 7

Составление дневника

Ребята, мы иногда не умеем правильно распределять время, поэтому получается, что мы не всегда успеваем что-то делать. Важно выработать у себя чувство времени, даром не терять время. Научитесь беречь свое и чужое время. И самое главное, чем больше у тебя дел и занятий, тем больше у тебя будет свободного времени. Это подтвердит каждый, умеющий правильно распределить дни, часы, минуты и даже секунды.

Давайте же составим распорядок дня самоорганизованного ученика.

Мы провели анкетирование в нашем классе «Как я распределяю свое время»

Давайте посмотрим на слайде результаты нашего анкетирования.

Слайд 8 с колонками. Первая заполненная, вторая – пустая.

На проекторе показаны данные:

Сон-6 часов

Школьные занятия -6 часов

Прогулка-2 часа

Домашнее задание-1 час

Дневной сон- 0 часов

Кружки (секции)-1,5 часа

Помощь по дому- 30 минут

Компьютерные игры -3 часа

Телевизор - 2 часа

Пассивное время препровождение-1,5 часа.

Вначале классного часа таблица закрыта, время вставлять в таблицу по ходу обсуждения, колонка НОРМА пока пустая, заполняется по ходу стиха

Ребята, посмотрите на ваши ответы. Давайте вместе с вами составим норму распределения вашего времени. Случайте внимательно мои четверостишия и делайте пометки.

Чтобы утром бодрым встать, нужно вовремя лечь спать.

А не чатиться полночи, аватарки не менять.

Часов около восьми ты, пожалуйста, проспи.

И тогда твой новый день не начнется словом лень. Сон 8

На уроках не зевай, а в учение вникай.

  • часов пройдут тогда с пользой дела для тебя. Уроки 6

Все усвоил и из школы можешь смело выходить

Только помни, что прогулкой должен ты свой путь продлить.

  • не пухла голова, погуляй часа ты два. Прогулка 2 часа

Ну а дома, пообедав, за компьютер не спеши, а желательно, поспи.

  • час, проснувшись вновь, ты к урокам будь готов. Дневной сон 1

Два часа, отличный срок, чтобы выучить урок.

  • уроки позади, можно в секцию идти. Уроки 2 часа

Тут еще часок другой промелькнут перед тобой. Секции 1час

Дома вечером семья ждет за ужином тебя.

А поужинав, пора приниматься за дела.

  • помыть посуду или комнату убрать, час по дому помогать. Помощь по дому 1 час

Все уладишь это ты и конечно отдохни,

Можешь эти два часа, смело тратить на себя.

  • исходу двух часов, ты к отбою будь готов. Пассивное время -2 часа

Смотрите, ребята, как вы должны правильно распределять свое время.

Составление памятки «Как стать хозяином своего времени?»

Слайд 9 «Памятка «Тайм-менеджмент для школьника»

Учитель. Сегодня мы узнали секреты самоорганизации своего времени. Эти секреты помогут нам стать хозяином своего времени. А значит, помогут везде успевать. Давайте вместе составим памятку «Как стать хозяином своего времени?». Какие правила вы бы хотели записать эту памятку?

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Ребята, спасибо за ответы. Они помогли составить памятку самоорганизованного ученика

Памятка «Тайм-менеджмент для школьника»

  1. Заведи дневник времени
  2. Составляй список дел на день
  3. Определи степень важности дел. Самые важные дела выполняй первыми.
  4. Устанавливай четкие сроки выполнения заданий.
  5. Не делай сразу несколько дел.
  6. Доводи каждое дело до конца.
  7. Думай об успехе.
  8. Не забывай об отдыхе
  9. Каждый вечер отмечай выполненные дела.

Слайд 10 с памяткой

Молодцы, ребята! Мы составили памятку самоорганизованного человека. Теперь главное, чтобы вы следовали всем правилам.

Раздаю вам дневник самоорганизованного ученика, там есть памятки, советам которых вы будете следовать, а дальше вы будете заполнять его каждый день и на классном часе мы посмотрим, насколько вы стали самоорганизованными учениками.

Слайд 11

А сейчас давайте проведем маленький, но поучительный эксперимент:

Учитель наполнил банку камнями и спрашивает, полная ли банка?

Учащиеся отвечают, что полная.

Тогда учитель берет горох и высыпает в банку, немного потрясти. Горох занимает свободное место между камнями.

Учащиеся опять говорят, что банка полная.

Затем высыпает песок.

Учащиеся снова говорят, что банка полная.

И в конце выливает в банку стакан воды.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья,- всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: учеба, хобби, спорт. Песок - это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: общайтесь с друзьями, уделяйте время родителям, занимайтесь спортом. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.

Ученик спрашивает:

А что же обозначает вода?

Учитель: - Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для приятных мелочей..

Рефлексия

Слайд 12

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 13.

2. Незаметное, быстротечное

3. Бежит, мчится, пролетает

4. Невозможно его остановить

5. Жизнь

Слайд 14- Время -жизнь

Заключительное слово классного руководителя.

(Звук биения сердца) Ребята, послушайте, сердце стучит. Стучит как часы, отстукивая секунды, минуты, годы нашей жизни. Время – это сама жизнь.. Научитесь любить свое время, и вы научитесь любить саму жизнь. Научитесь распоряжаться временем - получите успешную саморганизованную жизнь! Сделайте время своим другом!

Время- жизнь!

Список литературы.

  1. Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. – М., 2016. – 272с.
  2. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга для продвинутых родителей. – М.: Альпина Паблишер, 2012 г. – 297 с.
  3. Копейкина И., Меркулова Т. Управление временем [электронный ресурс] / Классное руководство и воспитание школьников. - № 2. – 2016. URL:// http://ruk.1september.ru/view_article.php?ID=200900207 (дата обращения: 18.09.2016)
  4. Меркулова Т.В., Беглова Т.В. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время. Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2011 г.
  5. Обучение тайм-менеджменту Олега Лялика. Видео уроки. URL: // http://androidmafia.ru/video/Vobn467pwh8 (дата обращения: 12.09.2016)
  6. Упражнения для тренинга Тайм-менеджмент / Технология тренинга [электронный ресурс]. URL: // http://trainingtechnology.ru/category/tajm-menedzhment/ (дата обращения: 18.09.2016)
  7. Ушакова Т. Метафорические карты “Огонь, мерцающий в сосуде...” - М.: Генезис. – 2016
  8. Черненко Г.Т. Часы и время. – СПб: «БКК», 2013.–96 с.-илл. – (Серия «Узнай мир»)


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: