Начальное и среднее профессиональное образование

«О. А. Петрусюк, е. В. БАрАНЧИкОВ ГеоГрафия для профессий и специальностей социально-экономического профиля Практикум Рекомендовано Федеральным...»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О. А. Петрусюк, е. В. БАрАНЧИкОВ

ГеоГрафия

для профессий и специальностей

социально-экономического профиля

Федеральным государственным учреждением

«Федеральный институт развития образования»

в качестве учебного пособия для использования

в учебном процессе образовательных учреждений,

реализующих программы начального и среднего

профессионального образования

4-е издание, стереотипное Москва Издательский центр «Академия»

УДК 91(075.32) ББК 26.8я723 П305

Р е ц е н з е н т ы:

канд. пед. наук, доц. кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета И. Б. Шилина;

канд. пед. наук, методист отдела качества общеобразовательной подготовки и ЕГЭ ГОУ ДПО Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы Н. Ф. Гамаюнова;

преподаватель географии колледжа ландшафтного дизайна № 18 г. Москвы С. П. Гараничева Петрусюк О. А.

П305 География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / О. А. Петрусюк, Е. В. Баранчиков. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.



ISBN 978-5-4468-0125-1 Практикум является дополнением к учебнику Е. В. Баранчикова «География». Он призван помочь студентам более детально рассмотреть важнейшие теоретические вопросы развития современного мира, отдельных стран и регионов с их национальными, историческими и политико-экономическими особенностями. Пособие содержит практические работы и большое количество дополнительной статистической информации, которая необходима для углубленного изучения материала учебной программы.

Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

УДК 91(075.32) ББК 26.8я723 © Петрусюк О. А., Баранчиков Е. В., 2011 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2011 ISBN 978-5-4468-0125-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2011 Дорогие друзья!

Вы приступили к изучению интереснейшего учебного предмета - экономической и социальной географии мира. Изучаемые вами объекты - природа и население, страны и регионы, отраслевые и территориальные структуры - очень сложны. Они требуют не только теоретического осмысления, но и практического изучения. Предусмотренные государственной программой практические работы представлены в данном учебном пособии в виде различных заданий. Эти задания помогут вам более глубоко и детально изучить теоретические основы предмета с использованием широкого спектра статистических материалов, информационных возможностей Интернета и других источников географической информации.

Все практические работы начинаются с изложения методических установочных задач теоретического и прикладного характера. Знакомство с ними поможет вам представить круг и глубину изучаемых проблем, а также навыки, формирование которых является важной программной целью учебного курса.

Для успешного выполнения практических работ вам нужно иметь все необходимое оборудование, перечень которого представлен в каждой работе.

Перед выполнением практических работ следует внимательно изучить текст учебника Е.

В. Баранчикова «География» по соответствующей теме. Это поможет быстро сориентироваться в материале, хорошо уяснить практические задания и выполнить их. Работая с контурными картами, не забывайте оформлять легенду, внося все используемые вами условные знаки и фоновую окраску. В пособии вы встретите много заданий, требующих изобразить отобранный вами статистический материал в виде картосхем, таблиц, различных диаграмм. Используйте для выполнения этих заданий ранее полученные вами знания и умения.

Задания практических работ 21 и 22 носят универсальный характер, поэтому могут использоваться вами для характеристики различных стран и регионов мира в соответствии с заданиями преподавателя.

Мы надеемся, что представленные в пособии практические работы помогут вам раскрыть исследовательские и творческие способности, сделать интересным и содержательным изучение экономической и социальной географии мира.

В конце практикума помещены таблицы со статистическими данными, которые помогут вам при выполнении практических работ и заданий.

Желаем вам успеха!

СПИСОК БУКВЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АТЭС - Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»

АЭС - атомная электростанция ВВП - валовой внутренний продукт ВВП (по КНВ) - валовой внутренний продукт по официальному курсу национальной валюты ВВП (по ППС) - валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности национальной валюты ВРП - валовой региональный продукт ГЭС - гидроэлектростанция ЕврАзЭС - Европейско-Азиатский экономический союз ЕПН - естественный прирост населения ЕС - Европейский союз ЕЭВС - Европейский экономический и валютный союз ЛААИ - Латиноамериканская ассоциация интеграции МЕРКОСУР - Общий рынок Южного Конуса НАТО - Организация Северо-Атлантического договора НАФТА - Ассоциация свободной торговли Северной Америки ООН - Организация объединенных наций ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти СНГ - Содружество независимых государств ТЭС - тепловая электростанция (работает на минеральном топливе) ТЕМА

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Практическая работа 1

АНАЛИЗ КАРТ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМАТИКИ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен хорошо усвоить, что географическая карта является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

Вы должны закрепить следующие умения:

отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты;

отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа географических карт;

оценивать и объяснять полученную при анализе информацию;

планировать свою самостоятельную работу.

Оборудование: географический атлас мира для 10 класса средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные.

Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Практическая работа 1 Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в географическом атласе.

Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Задание 3. Для выполнения задания используйте политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади территории страну мира.

3.2. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.3. Запишите страны, через которые проходит линия перемены дат.

3.4. Назовите и запишите единственное в мире государство, занимающее территорию целого материка.

3.5. Запишите страны северного и восточного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль параллелей.

3.6. Запишите страны южного и западного полушарий, имеющие территории, вытянутые преимущественно вдоль меридианов.

Задание 4. Внимательно рассмотрите карту плотности населения мира в географическом атласе. Ответьте на вопросы:

4.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

4.2. Какая информация вынесена в легенду карты плотности населения мира?

4.3. Можно ли с помощью политической карты и карты плотности населения мира выделить две крупнейшие страны мира по численности населения? Если да, то что это за страны.

4.4. Можно ли определить с помощью карты плотности населения мира страны, где население преимущественно сконцентрировано в прибрежных областях? Если да, то назовите эти страны.

4.5. Можно ли с помощью изучаемой карты определить страны, где отсутствуют города с населением свыше 1 млн чел.?

Если да, то приведите 5 - 6 примеров стран в разных частях света.

Задание 5. Выберите две любые тематические карты из географического атласа и проведите свой самостоятельный сравнительный анализ.

Для этого прежде всего продумайте план ваших действий, в котором выделите критерии сравнительного анализа. Результаты работы могут быть представлены в виде таблицы.

Сравнительный анализ тематических карт

–  –  –

Практическая работа 2

ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ОСНОВНЫХ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен вспомнить и закрепить уже известный вам по изучению предыдущих курсов географии номенклатурный географический материал, а также изучить положение основных регионов мира по отношению к океанам и крупнейшим морям, заливам и проливам; страны регионов мира, не имеющие выходов к морским побережьям; местоположение стран мира с разными формами правления.

использовать различные источники географической информации для выполнения поставленных задач;

применять различные картографические способы нанесения географической информации на контурную карту.

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира.

Практическая работа 2

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте карты школьного атласа.

1.1. На контурной карте мира подпишите названия океанов, крупных морей, заливов и проливов, омывающих берега Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании.

1.2. Заполните таблицу:

Положение Зарубежной Европы по отношению к водам Мирового океана

–  –  –

Запад Восток

1.3. Выпишите страны Зарубежной Европы с наиболее протяженными морскими границами.

Примечание. В заданиях 1.2 и 1.3 Зарубежную Европу можно заменить любым другим регионом по выбору преподавателя или обучающегося.

Задание 2. Используя данные табл.

1 и политическую карту мира в географическом атласе, на контурной карте мира штриховкой выделите страны, не имеющие выхода к морскому побережью. Среди выделенных стран подпишите только наиболее крупные по площади территории. Внесите данное обозначение в легенду вашей контурной карты.

Т а б л и ц а 1. Страны, не имеющие выхода к морскому побережью

–  –  –

Примечания: 1. Босния и Герцеговина имеют незначительный по протяженности (15 км) выход к Адриатическому морю, но на нем нет ни одного морского порта.

2. Выхода к морю не имеет Косово, независимость которого от Сербии была провозглашена в 2008 г., но не признана ООН.

Задание 3. Специально выбранным цветом фоновой окраски обозначьте страны мира с монархической формой правления.

Используйте для этого материалы табл. 1 учебника. Обозначьте выделенные страны цифрами, которые отразите в легенде карты с расшифровкой названий стран и их столиц. Специальной штриховкой отметьте самую крупную по площади территории страну с монархической формой правления и (другой штриховкой) государства-республики, имеющие с ней общую сухопутную границу. Внесите обозначения в легенду.

Практическая работа 3 Практическая работа 3

СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМ И ПРОСТЕЙШИХ КАРТ,

ОТРАЖАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В результате выполнения заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира; основные международные и региональные организации стран, направления деятельности этих организаций.

Вы должны закрепить и развить следующие умения:

составлять карты (картосхемы) по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;

выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурные карты мира и Европы, справочники, энциклопедии, учебники и атласы по истории для средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии.

Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов Интернета.

1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; БеТ е м а. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ лоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку;

Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …;

… - Рига; … - Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …;

… - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - ….

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.

1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств (по заданию преподавателя или вашему выбору), на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду.

1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

Задание 2. Для выполнения задания используйте материалы табл.

2 и контурную карту мира.

2.1. На контурной карте мира найдите следующие страны:

государства, входящие в состав «Большой семерки» (выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите названия стран и их столиц, рассмотрите вопрос о введении дополнительных обозначений);

страны АТЭС (выделите их фоновой окраской, обозначьте их границы, подпишите названия стран и их столиц, цвет фоновой окраски занесите в легенду контурной карты);

государства - члены ОПЕК (выделите их, используя принятые в картографии обозначения месторождений нефти и природного газа, укажите границы этих стран, подпишите названия их столиц, рассмотрите вопрос о введении дополнительных обозначений).

2.2. Проанализируйте принципы образования отмеченных на контурной карте международных организаций. Запишите свои выводы. Приведите примеры организаций, созданных по иным принципам.

Практическая работа 3 Задание 3. Постройте картосхему Европы, на которой покажите границы всех стран. Используя материалы табл. 2 и разные цвета фоновой окраски, покажите характер расширения границ Европейского Союза с момента его основания до настоящего времени. Внесите цвета фоновой окраски в легенду вашей картосхемы.

Т а б л и ц а 2. Важнейшие международные организации

–  –  –

* В связи с истощением запасов нефти Индонезия подала заявку на выход из ОПЕК.

Практическая работа 4

СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ РАЗЛИЧНОЙ

ТЕМАТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ

И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

В результате выполнения практической работы каждый из вас должен хорошо усвоить этапы формирования современной политической карты мира; причины и факторы формирования и последующего распада крупных колониальных империй; осоПрактическая работа 4 бенности размещения природных ресурсов в колониальных владениях крупнейших империй; сущность современных процессов изменения политической карты мира.

Вы должны закрепить и развить следующие умения:

составлять карты (картосхемы) по предложенным комплексным заданиям;

отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;

оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Оборудование: учебник Е. В. Баранчикова «География», географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, справочники, энциклопедии, учебники и атласы по истории для средней общеобразовательной школы.

Задания для работы

Задание 1. Для выполнения задания используйте текст подразд.

1 учебника, а также ваши знания школьных курсов истории и географии, энциклопедии и географические атласы.

1.1. Заполните таблицу. Для каждого региона достаточно указать 2 - 3 страны или территории, входившие в состав определенной империи, если такие есть, например: Великобритания - Азия - Индия, Мьянма и т. д.

Колониальные империи нового этапа формирования политической карты мира

–  –  –

1.2. На контурной карте мира разной фоновой окраской покажите колониальные империи и входившие в их состав страны или территории (не менее двух примеров колоний в составе каждой империи). Цвета фоновой окраски внесите в легенду контурной карты.

Т е м а. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.3. Разработайте специальную систему значков для обозначения современного статуса бывших колоний, например: «С» - суверенное государство, «ЗД» - «заморский департамент» и т. д.

Нанесите значки на контурную карту и в ее легенду.

Задание 2. Для выполнения задания используйте материалы таблицы и контурной карты, подготовленные в процессе работы над заданием 1, а также карты природных ресурсов, отраслевые карты промышленности и сельского хозяйства географического атласа мира.

2.1. Проведите отбор материала и заполните приведенную ниже таблицу, например: Великобритания - Индия - суверенное государство - пряности, продукты плантационных хозяйств (чай), традиционное ремесленное производство шелка, ковров и т. д.

Современное состояние бывших колоний

–  –  –

2.2. Проанализируйте материал таблицы и сделайте выводы о характере причин возникновения, а затем распада крупных колониальных владений. Используйте при анализе знания, полученные вами на занятиях по истории, обществоведению. Запишите выводы.

Задание 3. Используйте для выполнения данного задания материалы предыдущих заданий.

В тетради нарисуйте картосхему положения регионов (материков) мира. Разными по цвету или форме стрелками покажите направления перевозок колониальных грузов. Внесите используемые обозначения в легенду картосхемы.

В учебнике представлен материал по экономической и социальной географии мира. Для более глубокого изложения политических, экономических и социальных процессов мирового развития авторы использовали большое количество систематизированного статистического материала, а для его лучшего усвоения - контрольные вопросы и практические задания. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Взаимодействие общества и географической среды.
История развития человеческого общества наглядно показывает. что отправной точкой на всех этапах развития цивилизации являются природные ресурсы. XXI век с его научными и техническими достижениями не освободил человечество от необходимости постоянно изымать из окружающей среды большие объемы ресурсов. Наоборот, современное производство нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше. Начинают использоваться все новые и новые их виды. Природные ресурсы - категория историческая. По мере развития общества его возможности и потребности изменяются. Например. при первобытнообщинном строе важнейшее значение имели биологические ресурсы (промысловые животные и рыба), а в современную эпоху - энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь и др.) и металлорудное сырье (руды черных, цветных, в том числе редких и рассеянных металлов).

С течением времени человек все сильнее и глубже воздействовал на окружающие природные ландшафты. Вначале это было выжигание лесов, травянистого покрова степей и саванн. Позже леса вырубались для освобождения пространства под сельскохозяйственные угодья, строительство населенных пунктов и промышленных объектов. Параллельно с этими процессами шло загрязнение окружающей природы, формирование антропогенных, измененных ландшафтов. Такие ландшафты существовали уже в глубокой древности, например орошаемые земли Древнего Египта и Месопотамии.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 1. Политическое устройство мира
1.1. Политическая карта мира
1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития
Глава 2. Природные ресурсы мира
2.1. Взаимодействие общества и географической среды
2.2. Природные ресурсы: виды и особенности размещения
Глава 3. Население мира
3.1. Численность и воспроизводство населения
3.2. Размещение и расселение населения
3.3. Состав населения
Глава 4. Мировое хозяйство
4.1. Мировая экономика. Этапы становления и развития
4.2. Современные особенности развития мировой экономики
Глава 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства
5.1. Топливная промышленность и электроэнергетика мира
5.1.1. Топливная промышленность
5.1.2. Электроэнергетика
5.2. Металлургия мира
5.2.1. Черная металлургия
5.2.2. Цветная металлургия
5.3. Машиностроение мира
5.4. Химическая, лесная и легкая промышленность мира
5.4.1. Химическая промышленность
5.4.2. Лесная промышленность
5.4.3. Легкая промышленность
5.5. Сельское хозяйство мира
5.5.1. Растениеводство
5.5.2. Животноводство
5.6. Транспорт мира
Глава 6. Глобальные проблемы человечества
6.1. Проблема разоружения и сохранения мира
6.2. Экологическая проблема
6.3. Продовольственная проблема
6.4. Демографическая проблема
6.5. Энергетическая и сырьевая проблемы
Раздел II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 7. Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы
7.1. Германия
7.2. Великобритания
Глава 8.Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии
8.1. Япония
8.2. Китай
8.3. Индия
8.4. Юго-Восточная Азия
8.5. Нефтедобывающие страны Персидского залива
Глава 9. Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки
9.1. Северная Африка
9.2. Тропическая Африка
9.3. Южно-Африканская Республика
Глава 10. Общая характеристика населения и хозяйства стран Северной Америки
10.1. Соединенные Штаты Америки
Глава 11. Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки
11.1. Бразилия
11.2. Мексика
11.3. Вест-Индия
Глава 12. Общая характеристика населения и хозяйства Австралии и Океании
12.1. Австралия
12.2. Океания
Заключение
Список литературы
Тестовые задания для контроля знаний
Ответы на тестовые задания.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Баранчиков Е.В., Горохов С.А., Козаренко А.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Тесты по географии. 10 класс. К учебнику Максаковского В.П. — Баранчиков Е.В. 3-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2011 - 96 с. Данное пособие полностью соответствует новому образовательному стандарту (второго поколения). Пособие включает тесты по курсу «Экономическая и социальная география мира» для 10 классов общеобразовательных учреждений. Предлагаемые тесты помогут организовать тематический и итоговый контроль знаний учащихся на уроке, а также подготовиться к Единому государственному экзамену по географии. Пособие предназначено преподавателям географии, работающим по учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс», а также может быть полезно учащимся для подготовки к экзамену.

Формат: pdf / zip
Размер: 2,3 Мб



СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I
Общая характеристика мира 5
Тема 1. Современная политическая карта мира 6
Многообразие стран современного мира 6
Типология стран современного мира. Группировки стран 12
Государственный строй стран мира 17
Тема 2. География мировых природных ресурсов 20
Тема 3. География населения мира 27
Численность и естественное движение населения 27
Трудовые ресурсы 32
Расовый, национальный и религиозный состав населения мира 36
Размещение населения мира и урбанизация 40
Уровень и качество жизни населения мира 45
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство 48
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 50
Мировая промышленность 50
Мировое сельское хозяйство 57
Мировой транспорт 63
Внешнеэкономические связи 67
Тема 6. Глобальные проблемы человечества 69
ЧАСТЬ II
Региональная характеристика мира 71
Особенности природы, населения и хозяйства регионов мира 72
Особенности природы, населения и хозяйства стран мира 75
Территориальная структура хозяйства стран мира 83
Ответы 88

Внимание: о не рабочих ссылок на скачку сообщаем администратору через комментарий ниже текущей страницы, или через контакты вверху!

Итак, подведем итоги сегодняшнего дня: Вы всегда можете скачать бесплатно с нашего сайта любой доступный материал. Если вы не нашли на нашем сайте планета ГДЗ, тот материал, готовые домашние задания, билеты для экзаменов, тесты или реферат. Есть несколько решений этого вопроса: 1. вернуться на главную планета гдз , выбрать ту категорию которая вам больше подходит. 2.воспользоваться умным поиском, но это возможно сделать и с текущей страницы в правом углу сайта. В вести текст, фразу для поиска. 3. если после выше сказанных процедур вы так и не нашли нужный вам материал, тогда у нас к вам будет большая просьба, сообщить нашему администратору что бы вы хотели найти на нашем портале планета гдз. И в ближайшее время наш администратор разыщет не запрашиваемый вами материал и опубликует на сайте, если не будут нарушены авторские права! Внимание: если Вы уважаемый пользователь заметали нарушение авторских прав, просьба сообщить администратору, с минимальным доказательством на право. Всем удачи в учебе и закончить учебное заведение на отлично!

Бесплатная программа Stdu Viewer для чтения файлов PDF, DJVU, fb2, epub и других форматов, вы можете здесь или в верху сайта в разделе: программа для чтения файлов, книг, гдз.

Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля профессионального образования. Изложены основные направления политического, экономического и социального устройства современного мира и его дифференциации по регионам и странам. Представлены широкие межпредметные связи географии с другими учебными дисциплинами. Учебник является составной частью учебно-методического комплекта, включающего также практикум, дидактические материалы, контрольные задания и методические рекомендации. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования.

Политическая карта мира.
Страна в ее государственных границах является объектом изучения политической географии. Это особая часть экономической и социальной географии, занимающаяся изучением территориальной расстановки политических сил, систем, обусловленных социально-экономическими, политическими, историческими, этнокультурными, природными факторами, закономерностями и тенденциями. Процесс формирования политической карты шел на протяжении всей истории развития человеческого общества. Государства изменяли свои границы, теряли или приобретали независимость, совершенствовали формы государственного правления и устройства. Эти тенденции учитываются и при характеристике современной политической карты мира.

Современная политическая карта мира - итог нескольких тысячелетий развития. Основными этапами формирования политической карты мира являются следующие:
древний (до V в. н.э., точнее до 410 г. н.э., когда вестготы захватили и разграбили Рим). Крупнейшими государствами, существовавшими в это время, были Древний Египет и Месопотамия (возникли в IV тысячелетии до н.э.), Древняя Греция и Индия (III тысячелетие до н.э.), Китай (II тысячелетие до н.э.) и Древний Рим (V - III вв. до н.э.). Господствующей общественно-политической системой в тот период было рабовладение;
средневековый (V-XV вв., точнее, до 1492 г., когда X.Колумб открыл Америку, и 1498 г., когда Васко да Гама достиг берегов Индии). Для этого этапа характерно существование таких государств, как королевства Португалия, Испания и Англия, Франкская, Священная Римская и Византийская империи, Киевская Русь, Арабский халифат, Делийский султанат, Монгольская империя и др. Чрезвычайно важную роль начинает играть религия, устанавливаются феодальные общественно-политические отношения.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Баранчиков Е.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

В учебнике представлен материал по экономической и социальной географии мира. Для более глубокого изложения политических, экономических и социальных процессов мирового развития авторы использовали большое количество систематизированного статистического материала, а для его лучшего усвоения - контрольные вопросы и практические задания. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Взаимодействие общества и географической среды.
История развития человеческого общества наглядно показывает. что отправной точкой на всех этапах развития цивилизации являются природные ресурсы. XXI век с его научными и техническими достижениями не освободил человечество от необходимости постоянно изымать из окружающей среды большие объемы ресурсов. Наоборот, современное производство нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше. Начинают использоваться все новые и новые их виды. Природные ресурсы - категория историческая. По мере развития общества его возможности и потребности изменяются. Например. при первобытнообщинном строе важнейшее значение имели биологические ресурсы (промысловые животные и рыба), а в современную эпоху - энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь и др.) и металлорудное сырье (руды черных, цветных, в том числе редких и рассеянных металлов).

С течением времени человек все сильнее и глубже воздействовал на окружающие природные ландшафты. Вначале это было выжигание лесов, травянистого покрова степей и саванн. Позже леса вырубались для освобождения пространства под сельскохозяйственные угодья, строительство населенных пунктов и промышленных объектов. Параллельно с этими процессами шло загрязнение окружающей природы, формирование антропогенных, измененных ландшафтов. Такие ландшафты существовали уже в глубокой древности, например орошаемые земли Древнего Египта и Месопотамии.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 1. Политическое устройство мира
1.1. Политическая карта мира
1.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития
Глава 2. Природные ресурсы мира
2.1. Взаимодействие общества и географической среды
2.2. Природные ресурсы: виды и особенности размещения
Глава 3. Население мира
3.1. Численность и воспроизводство населения
3.2. Размещение и расселение населения
3.3. Состав населения
Глава 4. Мировое хозяйство
4.1. Мировая экономика. Этапы становления и развития
4.2. Современные особенности развития мировой экономики
Глава 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства
5.1. Топливная промышленность и электроэнергетика мира
5.1.1. Топливная промышленность
5.1.2. Электроэнергетика
5.2. Металлургия мира
5.2.1. Черная металлургия
5.2.2. Цветная металлургия
5.3. Машиностроение мира
5.4. Химическая, лесная и легкая промышленность мира
5.4.1. Химическая промышленность
5.4.2. Лесная промышленность
5.4.3. Легкая промышленность
5.5. Сельское хозяйство мира
5.5.1. Растениеводство
5.5.2. Животноводство
5.6. Транспорт мира
Глава 6. Глобальные проблемы человечества
6.1. Проблема разоружения и сохранения мира
6.2. Экологическая проблема
6.3. Продовольственная проблема
6.4. Демографическая проблема
6.5. Энергетическая и сырьевая проблемы
Раздел II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Глава 7. Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы
7.1. Германия
7.2. Великобритания
Глава 8.Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии
8.1. Япония
8.2. Китай
8.3. Индия
8.4. Юго-Восточная Азия
8.5. Нефтедобывающие страны Персидского залива
Глава 9. Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки
9.1. Северная Африка
9.2. Тропическая Африка
9.3. Южно-Африканская Республика
Глава 10. Общая характеристика населения и хозяйства стран Северной Америки
10.1. Соединенные Штаты Америки
Глава 11. Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки
11.1. Бразилия
11.2. Мексика
11.3. Вест-Индия
Глава 12. Общая характеристика населения и хозяйства Австралии и Океании
12.1. Австралия
12.2. Океания
Заключение
Список литературы
Тестовые задания для контроля знаний
Ответы на тестовые задания.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Баранчиков Е.В., Горохов С.А., Козаренко А.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: