Как начинать писать эссе. Что такое эссе и как его написать — правила и образец. План эссе выглядит вот так

Сапожнику – сапоги, кондитеру – пироженки, студенту-технарю – чертеж и интегралы, а гуманитарию – эссе и семинары. И не спешите думать, что написание эссе – совершенно бессмысленная работа, которая Вам никогда не пригодится. Теперь при поступлении в любой гуманитарный вуз преподаватель практически тут же потребует написать эссе. При этом особо и не объяснив, что к чему. Или же вы просто пропустили часть объяснений мимо ушей. Тут мы вам и поможем, раз уж никто другой не смог или не захотел.

В настоящей статье поговорим о таком вынужденно-популярном среди студентов литературном жанре как эссе. Ведь на соответствующих специальностях писать эссе студентам приходится довольно часто.

Итак, вот наши практические советы о том, как научится писать эссе и с чего начать.

Что такое эссе и с чем его едят?

Цель эссе – выразить мысли, идеи и соображения автора по какой-то конкретной теме. Например, можно писать эссе по статье, по произведению или даже про себя самого. Содержание эссе вольное и, как мы уже сказали, не претендует на исчерпывающую трактовку темы. В некотором роде это и литературный очерк, и философский трактат в одном флаконе.

Скажем сразу: шаблонный подход к созданию эссе редок и зачастую неприемлем. Как правило, чтобы написать эссе, нужно напрячь мозги. И это прекрасно, дорогие друзья! Согласитесь – приятно почувствовать свежесть в мозгах, начинающих работать с удвоенной мощностью.

Совет первый: читайте эссе других авторов. Это поможет Вам выработать свой стиль. Ведь эссе – не диктант, и его написание, если Вы действительно хотите писать хорошо, потребует от Вас чувства стиля. Согласно мнению специалистов, стиль изложения хорошего эссе можно характеризовать как эмоциональный, экспрессивный, художественный.

Совет второй: подготовьтесь, изучите литературу по заданной теме, осмыслите прочитанное. Мы уже говорили, что эссе – работа творческая и предполагает изложение размышлений на определенную тему. Адресовано эссе не «чайнику», а читателю, который имеет хотя бы минимальное представление о рассматриваемом вопросе. Будь иначе, при написании мы бы просто утонули в деталях. Посему, чтобы о чем-то качественно написать, следует обладать знаниями на соответствующую тему. Сформулируйте тезисы и аргументы.

Совет третий: продумайте структуру и план эссе. Эссе может иметь произвольную структуру. И единственным формальным правилом при его написании можно назвать только наличие заголовка. Тем не менее, наиболее популярная структура эссе выглядит следующим образом:

  • Заголовок
  • Введение
  • Тезисы-Аргументы
  • Заключение
  • Литература

Совет четвертый: не «перегружайте» эссе. Краткость – сестра таланта. Мы прекрасно понимаем, что у каждого свой стиль, но слишком длинные предложения могут посчитать «моветоном», что не сыграет Вам на руку.

Здесь мы привели советы по написанию эссе от наших авторов. Это, конечно, не пошаговая инструкция о том, как писать эссе – все же, эссе слишком творческая работа, и такой подход вряд ли будет верен. Однако можно с уверенностью сказать, что начинающим эссеистам следует немедленно намотать эти советы на ус и использовать без тени сомнения. Ведь наши авторы были доками в написании эссе еще тогда, когда сегодняшние первокурсники играли в погремушки. И если у Вас остались вопросы или возникли дополнительные сомнения при написании эссе, помните: наши специалисты всегда готовы поработать с Вами индивидуально.

Написание эссе способствует развитию творческого мышления, умению излагать свои мысли да и мыслительному процессу вообще. Практикуйтесь, и это поможет Вам научиться грамотно формулировать свои слова, выделять причинно-следственные связи и подкреплять свои доводы соответствующими аргументами и примерами из практики. Возможно, в будущем Вы напишете великий роман. А пока смело садитесь за свое первое эссе!

Любой текст, будь то дипломная работа, реферат, статья, рассказ или эссе, должен иметь четкую структуру. Даже запись в бложике, самом ядерном «лытдыбре», имеет свою структуру. Что уж говорить об эссе.

От многих других студенческих работ эссе отличается «свободой творчества». Увы, все мы знаем: чем больше свободы, чем больше ответственности. Получая эту самую свободу, вы должны продумать структуру будущего эссе самостоятельно . Структура во многом зависит от целей, формы, типа, объема работы. Эссе-повествование начнется с завязки, эссе-иллюстрация – с одного или нескольких тезисов. Эссе типа «причинный анализ» придется выстраивать в соответствии с законами логики. И никак иначе.

Структуру можно просто продумать. Но лучше взять лист бумаги и набросать примерный план. План – «скелет» текста, на который вы в последующем будете наращивать «плоть». План нужен любому тексту, эссе он нужен в первую очередь.

Составляем план

Любая письменная работа, любой текст имеет:

  1. Введение

Под «введением» и «заключением» можно подразумевать первый и последний абзац. Формально относиться к этим элементам текста не следует. Первый абзац или первая часть текста вводит читателя в курс дела, подводит его к проблеме, которой посвящено эссе. Не нужно долгого вступления – одного-двух абзацев будет вполне достаточно.

  1. Основную часть

Основная часть требует наибольшего внимания. Особенно при составлении плана. Она может иметь разную структуру:

  • Тезис-аргументация, тезис-аргументация, тезис-аргументация и т.д. В этом случае сначала фиксируем мысль, затем ее доказываем;
  • Обратная структура (факты-вывод). Описываем ситуацию или приводим факты, делаем вывод. И так – несколько раз.
  • Тезис и несколько аргументов (фактов). В данном случае одну мысль подтверждаем несколькими иллюстрациями. Тезис может быть как в начале, так и после этих иллюстраций.

Под «тезисом» мы подразумеваем короткую законченную мысль, которую хочет донести автор до читателя эссе. Под аргументом – некое доказательство тезиса. Это может быть ситуация из жизни, новость, мнение ученого, научная теория или доказанный наукой факт.

В идеале один тезис должны подтверждать два аргумента. Одно читателю может показаться неубедительным, а три перегрузят текст. Впрочем, вы вольны приводить к своему тезису любое количество аргументов – многое зависит от самой мысли, логики повествования, объема, плана текста. Важно сохранить логичность, лаконичность и образность текста.

  1. Заключение

В заключении, как правило, резюмируют все, о чем было сказано в эссе. Автор вместе с читателем подводит итоги. Важно, чтобы выводы не были надуманными и не возникали «ниоткуда». В заключении – только то, к чему должен прийти читатель, ознакомившись с основной частью вашей работы.

Структура основной части текста

Важно, чтобы основная часть была построена по законам логики. Можно идти от простого к сложного, можно проводить анализ или синтез, использовать метод дедукции и индукции. Для того, чтобы построить логичный текст:

— зафиксируйте тезисы;
— подберите к каждому тезису несколько аргументов;
— выстройте тезисы в логической последовательности: одна мысль должна вытекать из другой.

Перед вами будет уже подробный план. Останется «нарастить» на него текст – и ваше эссе будет почти готово. Но перед тем, как начинать работать над текстом, проверьте, выстроены ли тезисы в логической последовательности и достаточно ли убедительны доказательства.

С чего начать?

Лучше всего – с основной части текста. Введение и заключение проще дописать после – после того, как вы убедитесь, что основа вашего эссе логична и понятна читателю. Если вы позаботились о подробном плане, можно писать и по порядку – будет просто.

Бывает и так, что писать эссе лень, нет времени или желание. В этом случае можно его . Несколько часов – и все будет готово.

Нестеров А.К. Как писать эссе // Энциклопедия Нестеровых

Что такое эссе

Эссе требуется писать и студентам, и школьникам, хотя требования и уровень будет разный, но жанр один и принципиально подход к написанию одинаков, что в школе, что в вузе, что в научной деятельности.

Эссе характеризуется малым объемом, высоким уровнем творческого подхода к раскрытию темы, акцентом на выражении индивидуального отношения автора к теме эссе, его мыслей и соображений по конкретной проблеме или вопросу. С точки зрения содержания и специфики изложения материала эссе можно сравнивать с небольшой научной статьей.

Эссе имеет две характерные черты:

  1. В эссе основное внимание уделяется передаче авторского отношения к теме в свободной форме.
  2. Эссе не претендует на доскональное изучение темы или отдельных вопросов.

Что нужно, чтобы написать эссе

  1. В эссе следует использовать образные приемы, ассоциативный подход и лаконичное изложение материала.
  2. К эссе нельзя подходить, как к сочинению или литературному тексту, не следует углубляться в размышления о природе объекта, вопроса или проблемы, которые затрагивает тема.
  3. Эссе представляет собой полностью авторский текст – уникальность текста близка или равна 100%.
  4. Следует сделать аргументированные выводы, проанализировать проблему, сформировать и описать собственное видение вопроса.
  5. Закономерное завершение эссе – это комплексный вывод, в котором лаконично выражена позиция автора.
  6. Перед тем, как писать эссе, нужно изучить материалы учебников, монографий, научных исследований и материалов периодической печати для формирования авторского видения проблемы. Благодаря этому эссе будет отличаться высокой степенью проработанности и индивидуальным подходом к поставленной проблеме.

Следует придерживаться типологии эссе. В соответствии с требованиями, эссе может иметь аналитический, концептуальный, практический, прогнозный или информационный характер.

Типы эссе

Характеристика

Аналитическое эссе (критическое)

Основной целью является анализ какой-либо проблемы, сформулированной в теме эссе. Требуется работа с источниками литературы, актуальными статьями по данной проблеме.

Концептуальное эссе (повествовательное)

Прорабатываются теоретические аспекты, детально изучается концепция чего-либо.

Эссе прикладного характера (практическое)

Связано с разработкой способа решения какой-либо конкретной задачи с учетом авторского подхода.

Информационное эссе (описательное)

Наиболее общий тип эссе. Предполагает изложение мыслей по конкретной теме. Сюда относятся и эссе по конкретной книге.

Предметное эссе

Имеет характер изложения, на первом плане описание предмета или какой-либо идеи. Основной упор делается на авторский подход к хорошо известному вопросу.

Личностное эссе

3 базовых принципа как писать эссе

Вне зависимости от типа эссе, основные принципы его написания следующие:

  1. Если не уверены в теме, то не стоит бросаться сломя голову писать эссе – побольше почитайте по теме. Логично ведь, если хорошо ориентироваться в вопросе, то и эссе будет лучше.
  2. Не будьте самоуверенны – эссе просто так не склепать. На все нужно время. Поэтому в долгий ящик не откладывайте. Особенно учитывая, что все тезисы в эссе должны быть подкреплены аргументами. Об этом ниже.
  3. Не надейтесь на авось и небось.

Пошаговое руководство как писать эссе

Шаг первый.

Получили тему эссе, если есть, то ознакомьтесь с требованиями к эссе. Также полезным будет обратиться за консультацией по теме к преподавателю, если есть такая возможность. Разъяснения будут общими, но помогут определить направление эссе, а дальше уже нужно развивать свою мысль.

Спрашивать у преподавателя как писать эссе – бессмысленно.

На самом деле, обращайтесь к преподавателю только с конкретными вопросами. Вопрос "а как писать реферат?" таковым не является. Лучше спросите, какие интересные статьи или монографии можно по вашей теме почитать. Так пользы больше будет.

Шаг второй.

Нужно определиться с основными тезисами и аргументами. Эссе имеет следующую структуру:

  • Вступление
  • Тезис – аргументы
  • Тезис – аргументы
  • Тезис – аргументы
  • Выводы

Тезисы – это мысли автора по рассматриваемому вопросу в форме утверждений, а аргументы – это доказательства этих утверждений. Аргументами могут выступать факты, явления общественной жизни, события, опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др.

В зависимости от объема эссе, нужно определить необходимое количество тезисов. При этом аргументов к каждому тезису должно быть два. Логика простая: один аргумент неубедителен, три аргумента перегружают текст. Поэтому пишете эссе так, чтобы каждый тезис подкреплялся двумя аргументами.

На данном шаге поможет следующее: ознакомьтесь со смежными вопросами по теме эссе – это позволит определить, что нужно писать в эссе, а чего не стоит.

После этого изучаем литературу, источники, конспектируем ключевые моменты, тезисно определяем основные вопросы – на их основе формулируем собственные тезисы, мысли, утверждения и подкрепляем их аргументами.

Шаг третий

Это непосредственно написание эссе.

Творчески подходим к изложению своих мыслей, пишем вводную часть, убедительно формулируем тезисы, приводим доказательства в виде аргументов, делаем выводы. После этого несколько раз читаем написанное, дополняем, удаляем лишнее.

На данном этапе следите за тем, чтобы не допускать ошибок, которые приведены ниже.

Как не надо писать эссе

Главное, не совершить три ошибки.

Ошибка первая.

Вместо того, чтобы писать эссе, переписали несколько учебников, статей, или того хуже – рефератов. Это полное фиаско.

Из текста будет понятно, что это не эссе, а компиляция других текстов, авторского мнения в таком эссе не будет.

Ошибка вторая.

Как только сели за компьютер, чтобы написать эссе, не устояли перед искушением: "через 10 минут начну писать, только посмотрю, что там в контакте нового". Вечером опомнились, не ужасайтесь том, что эссе до сих пор не готово.

Фотки, одноклассники, предложения дружбы никуда не денутся... они подождут, пока вы не закончите свое эссе. Помните: соцсети засасывают насмерть.

Ошибка третья.

Поддались соблазнам посмотреть "тот самый фильм" по телевизору, зайти на любимый форум, позвонить подружке... И опять потеряли время, которое уже не восполнить.

Возьмите себя в руки, не отвлекайтесь, отключите посторонние раздражители – сосредоточьтесь и пишите эссе.

Также я приведу в таблице 7 ошибок, которые чаще все допускают в содержании эссе. Не забудьте проверить себя.

7 распространенных ошибок в эссе

Характеристика

Плохо проверили написанное

Ограничившись проверкой правописания, можно упустить наличие двусмысленных выражений и неудачных оборотов. Эссе должно быть написано четко, все тезисы имеют убедительные аргументы.

Предисловия

Слишком много вводных предложений, пространных рассуждений в эссе – пишите четко и по делу.

Многословие

Эссе имеют очень ограниченный объем – не стоит тратить его на лишние слова. От лишних подробностей следует отказаться.

Чрезмерно длинные фразы

Длинная фраза сама по себе не доказывает что-либо. Если можно обойтись без них – лучше переформулируйте свои мысли. Короткие емкие предложения часто производят больший эффект на читателя.

Перегруженность

В эссе не стоит включать чрезмерное количество определений, если того не требуется темой. Также не стоит увлекаться сложными терминами и понятиями – это преуменьшает значение содержания эссе.

Нарушена структура

Писать эссе нужно так, чтобы содержание имело выраженную вводную часть, тезисы и аргументы, заключительную часть.

Тема не раскрыта

Эссе очень лаконично, поэтому есть риск не раскрыть тему. Поэтому проследите, чтобы главный вопрос имел ответ в тексте эссе.

Вам поможет следующее:

  • Планируйте свое время – не откладывайте на последний момент.
  • Эссе будет писать проще в такой последовательности: определили главный тезис, привели аргументы, затем сформулируйте остальные тезисы, которые также подтвердите доказательствами, при этом в тексте обоснуйте, как вы пришли к таким умозаключениям, а затем сформулируйте выводы.
  • Не вставляйте в эссе маловразумительный текст и избегайте пространных рассуждений. Следуйте правилу: тезис – аргументы.
  • Следите за тем, что пишете: предложения должны быть лаконичными и четкими.
  • Не злоупотребляйте цитатами – основу эссе составляют ваши мысли.
  • Ни в коем случае не переписывайте учебники – только определения и доказательства ваших тезисов.
  • Скопировать кусок из монографии – это не означает написать эссе.
  • Скопированный кусок текста из статьи не станет вашими мыслями.
  • Пишите грамотным русским языком, без ошибок.
  • Аккуратно оформите текст эссе.
  • Когда напишите эссе, прочитайте его несколько раз. В тексте нужно ориентироваться очень хорошо.

Вашему эссе повредит следующее:

  • Спрашивать в соцсетях "", а потом часами ждать невразумительных ответов, в которых смысла будет меньше, чем во фразе "На компьютере, как еще..."
  • Скачать пачку рефератов и скомпилировать из них эссе. Там не будет ни тезисов, ни аргументов.
  • Тратить время на просмотр фоток с дня рождения подруги, когда до сдачи эссе осталась пара дней... или уже часов?;)
  • Пить много кофе – от большого количества мозг отрубается, а не стимулируется. Лучше крепкий черный чай.
  • Регулярные проверки вашего эльфа 88 уровня.
  • Походы в клуб – после этого эссе вообще писать будет неохота.
  • Проболтать с подружкой о ее новом парне/косметике/сумочках/татуаже/подставить свой вариант... вместо того, чтобы писать эссе.

Русский язык

Как написать эссе. Чем отличается от сочинения?

6 комментариев

Что означает слово эссе? К нам оно пришло из Франции, а если говорить про его историю, то походит оно из латыни и означает ‒ взвешивание.

С французского переводят как: попытка, набросок. Эссе – изложение мыслей автора по заданной теме. Похоже на .

В нем рассказывается ситуация, проблемы темы, позиция человека.
Такое свободное изложение мыслей напоминает статью, но автор обязан следовать порядку изложения информации и сделать вывод. Изучив энциклопедии и словари, определяющие это понятие, можно сказать, что они схожи в одном.

Эссе — творческий подход к изложению материала. Оно отличается от сочинения тем, что проблема какая-то существует, ее задают обдумать письменно.

Оно может не иметь отношения к русской литературе, не являться анализом произведений русских писателей. В зависимости от требований эссе пишется на один лист или на 6 листов. Все зависит от исследуемой проблемы.

Какие признаки у эссе?

  1. Определенная тема или вопрос, которые необходимо раскрыть. Эссе не может быть произведением, которое раскрывает несколько проблем.
  2. В нем раскрываются соображения автора по теме, но это не означает, что они дают исчерпывающую информацию.
  3. Новое видение какой-либо темы и вовсе не художественного произведения. Эссе может быть историческим, биографическим, публицистическим, научным или носить иной характер.
  4. По содержанию написанного эссе определяют личность автора, как он видит окружающий мир, мыслит, что чувствует.

Эссе используют в школах и ВУЗах. Пишется в краткой форме или в виде большого изложения, если информации много и автор хочет рассмотреть проблему со всех сторон. Умение видеть то, что другие упускают – преимущество в эссе. По итогам тестов выбирают студентов в ВУЗ.

Главная цель эссе

Целью называют способность , развивать навык письменного изложения мыслей. В эссе человек аргументированно доказывает точку зрения, правильно формирует структуру изложения материала, доносит суть проблемы, если есть варианты ее решения.
Текст наполняют примерами по теме и делают выводы, ради которых он составляется.

Чем эссе отличается от сочинения?

Важно понимать, чем эссе отличается от сочинения, особенно это касается тестовых заданий в учебных заведениях. Основные отличия:

  • В тексте акцент делается на мнение автора, а не на оценку художественного произведения.
  • Отсутствует изображение и описание происходящего, задача автора убедить читателя в идеи и вызвать его на диалог.
  • Стиль написания эссе, парадоксальнее и афористичнее, в нем есть образность.
  • В нем применяются метафоры, сравнения и аллегории (чит. про ).
  • Автор излагает восприятие темы, проводит сравнения и подбирает примеры.

При соблюдении этих правил эссе будет соответствовать всем требованиям.

Характерные черты эссе

Существуют общие черты жанра, которые описаны в словарях:

  • Маленький объем написанного текста.

Нет четко определенных границ, но объем должен быть в пределах от трех до семи страниц печатного текста.

  • Четко определенная тема и ее раскрытие.

Всегда подбирается тема для эссе. Она должна быть единственной, не может содержать много мыслей одновременно.

  • Свобода в написании – одна из особенностей.

Четких рамок в написании эссе не существует. Оно не подчиняется законам логики, а действует вопреки. Это как раз тот случай, когда нужно делать все наоборот.

  • Непринужденность при написании.

Автор должен изложить мысли так, чтобы читатель, без всяких напряжений понял, о чем он хотел сказать. Не нужно все усложнять, есть утверждение, что эссе может написать только автор, который хорошо разбирается в теме, он видит ее изнутри.

  • Парадоксальность написанного текста.

Этот жанр подразумевает удивление читателя, когда излагаются взаимоисключающие высказывания и утверждения (см. ).

  • Смысл в написании.

Несмотря на то, что эссе было написано в свободном стиле, оно должно иметь смысл утверждений личных позиций автора.

  • Нельзя при написании применять разговорный сленг, сокращать слова, а также использовать легкомысленность. Характер написанного творения должен быть серьезным.

Перед тем, как начать писать эссе, следует определиться с темой, объемом. Начать следует с основной мысли, чтоб сразу привлечь внимание читателя.

Как начать писать эссе?

На что обращать внимание при написании?

  1. Необходимо определиться с темой и целью эссе, его отдельных разделов.
  2. Чтобы привлечь внимание слушателя или читателя, нужно вписать факт или фразу в начало текста.
  3. В начале текста должно быть описание вопроса по теме.
  4. Текст должен иметь структуру, то есть разделяться на абзацы, разделы. Между ними должна быть логическая связь, так будет достигнута целостность работы.
  5. Текст эссе должен быть написан эмоционально. Этого можно добиться, применив или фразы с разными интонациями.

Текст эссе должен быть эмоциональным!

Как написать эссе?

Структуру можно делать в произвольной форме. Объем текста небольшой, не стоит в выводах повторять основную мысль, изложенную при написании.

Не нужно вставлять высказывания, типа: «я могу рассказать об этом или о том» или другие подобные этому. Потому что такая формулировка характерна для написания рефератов. Постарайтесь лучше раскрыть суть поставленного перед вами вопроса.

Выбор темы

Перед началом написания необходимо определиться с темой, а это может занять немало времени, особенно в ситуации, когда ничего не приходит на ум. Но есть исключения, когда преподаватель сам определяет тему, когда есть направление в задании, когда можно взять тему на выбор из предложенного перечня или же писать о том, о чем вам заблагорассудится (вольная тема).

Четкое направление в задании

По условиям вашего задания, тема эссе будет известна заранее. При этом стиль написания будет разным, а зависеть он будет от того, куда предполагается сдать работу. Текст для ВУЗа будет не таким, как при поступлении на новое место работы, или при сдаче экзамена в школе. Читатель или слушатель вашего эссе будет ожидать от него оригинальности, умения правильно излагать свои мысли, уточнения ваших профессионализма или же чего-то другого.

Эссе на вольную тему

Это самое трудное задание, хотя с другой стороны перед автором открываются неограниченные возможности, потому что можно писать обо всем, что захочется. Чтобы сильно не растеряться в разнообразии, нужно подобрать ту область, которая не только интересна, но и в которой у вас есть знания.

Некоторые описывают произошедшие события, достоверные и интересные факты, знаменитостей, архитектуру и многое другое. Иные могут рассказывать о себе или все критиковать. Характер текста будет различным в зависимости от того, о чем вы будете писать.

План и структура эссе

Вначале следует продумать, как будет выглядеть эссе структура. Для этого просто возьмите и набросайте то, о чем вы будете писать. Это будет «скелетом» текста, в последствие он обрастет «плотью». План написания нужен каждому тексту, а эссе особенно. Теперь вы понимаете, как написать план эссе.
Можно сказать, что изложение эссе происходит в три шага:

Вступление

Под вступлением подразумевают первый абзац текста. Написать его необходимо так, чтобы заинтересовать читателя на прочтение эссе до конца. Чтобы он понял, о чем будет рассказано в дальнейшем.

Основная часть

В основной части рассматривают несколько точек зрения по одному и тому же вопросу.
Эта часть текста может состоять из нескольких пунктов, сначала идет тезис — мысль автора, которую он пытается донести до читателя. Потом аргумент и доказательства ранее написанного тезиса. Например, сложившаяся ситуация из личной или общественной жизни, какая-нибудь теория или же доказанный научный факт.

Если на один тезис будет два аргумента, потому что один может не убедить читателя, а больше просто перегрузят эссе.

Однако автор вправе приводить к одному тезису неограниченное число аргументов. Это будет зависеть от структуры эссе и его объема. Главное, чтобы текст был связным и логичным.
Аргументы можно выстроить в последовательности:

  • Утверждение.
  • Объяснение.
  • Пример.
  • Итоговое высказывание.
  • Заключение.

Заключительная часть

В заключение эссе необходимо сделать правильные выводы по каждому тезису, приведенному в части текста. Так читатель получить логическое заключение по прочитанному. Автор должен описать проблему и сделать вывод.
Получается, что в начале текста во вступительной части заинтересовать читателя, а в конце обобщить изложенную информацию. Это основное правило, как написать красиво эссе.


Правильный вывод является важным в эссе

Как написать вывод в эссе?

Вывод должен все собрать воедино и представить эссе как единое целое. Здесь необходимо суммировать все вышесказанное и подвести итог.
Некоторые полезные советы:

  • В процессе изложения ваших мыслей, следует чередовать длинные и короткие фразы. Вы облегчите процесс чтения, а сам текст будет динамичен.
  • Не нужно использовать малознакомые и сложные слова, они сделают текст непонятным.
  • Постарайтесь писать меньше обобщающих фраз, потому что эссе должно раскрывать уникальность и индивидуальность автора, а также указывать его личностные качества.
  • В применении юмористических фраз следует быть осторожным. Некоторые читатели могут испытывать раздражение во время чтения.
  • Необходимо говорить о личном опыте, впечатлениях и воспоминаниях на выбранную тему, так вы убедите читателя в правде написанного.
  • Нужно придерживаться выбранной темы и не «уходить в сторону», описывая непонятные факты.
  • Перед сдачей материала, эссе следует прочитать, убедившись, что в тексте есть логика.
  • Для большей убедительности используют результаты исследований и наблюдений.

Пример

Тема: «Открытое сердце делает человека по-настоящему богатым»

«Не принято оценивать человека по уровню его богатства. Деньги могут прийти в результате упорного труда, но не дать истинного счастья. Человек с развитыми духовными качествами, моральными принципами может стать по-настоящему богатым. В повседневной жизни мы следуем моральным ценностям и так проявляется наша нравственность. Человек не делает необдуманных, плохих поступков, потому что боится, что его могут за это наказать, он не хочет быть изгоем общества.

Ведь духовное развитие происходит в результате соблюдения правил поведения в обществе, уважения к другим людям, следование моральным принципам. Жадность и алчность вытесняют у человека светлые чувства, искореняют нравственные качества. В это трудно поверить, но эмоции от плохих поступков сменяются полученной выгодой. Такой человек будет оправдывать преступления ради собственной наживы. Некоторые трактования слова «богатый» говорят, что это человек с широким сердцем, он «хранимый богами». Он должен помогать другим людям, служить на благо человечества. Именно человечность является настоящей ценностью.


Открытое сердце делает человека богатым

Красота души помогает создавать широкий круг общения, это привлекает к человеку других людей. Не стоит думать, что богатый человек обязательно беден духовно, это всеобщее заблуждение. Если человек смог заработать определенную сумму денег, он уважает семейные ценности, ведет свой бизнес честно и ни от кого не скрывается, то его душа будет открыта для помощи больным детям, домам малютки, бездомным животным, людям с низким уровнем жизни.

Без души, без сочувствующего сердца сложно стать счастливым и богатым. Имущество и деньги могут захватить власть над человеком, он будет всеми силами пытаться сохранить свое богатство в мире постоянных изменений. Когда мы говорим о нравственном поведении человека, то подразумеваем, что он не отстраняется от общества, участвует в общественной деятельности города, делает пожертвования, спасающие жизни детей и взрослых.

Если вспоминать о прошлом, то в Российской империи одной из статей расходов богатых людей были взносы на содержание инвалидов, детей-сирот, на развитие образования. Вносили в казну благотворительные взносы знаменитые музеи и галереи. Эти традиции и сейчас успешно работают и фонды продолжают создаваться, поддерживая малообеспеченных граждан, больных онкологическими заболеваниями.

Только по-настоящему человек может быть богатым, если у него все хорошо во всех сферах жизни, он открыт для общества и взаимной помощи.»
Это небольшой пример эссе можно брать за основу в написании работ.

Что такое эссе?

Французский глагол "essayer" означает "пытаться", а " le essai" - это попытка. Эссе пишется ради того, чтобы попытаться что-то понять.

Что понять? Этого вы пока не знаете, а потому не можете начать с тезиса, ибо его у вас нет и может никогда не быть. Эссе начинается не с законченной мысли, а с вопроса. В истинном эссе вы не станете выбирать позицию, а потом ее защищать. Вы видите приотворенную дверь, распахиваете ее и входите, дабы увидеть, что же там за нею.

Если ваша задача - в чем-то разобраться, зачем вообще нужно что-то писать? Почему бы просто не сесть и не подумать? Ага, в том-то и заключается великое открытие Монтеня. Выражая идеи, вы помогаете им формироваться. Не то слово - помогаете; подавляющая часть моих эссе состоит из мыслей, пришедших мне в голову после того, как я начал писать эссе. Именно поэтому я их и пишу.

В школьных сочинениях, в теории, вы всего лишь объясняете свои идеи читателю. В подлинном эссе вы пишете для себя, вы думаете вслух.

Но это не совсем так. Подобно тому, как ожидание гостей мотивирует вас прибрать в доме, написание чего-то, что другие люди будут читать, заставляет вас хорошо подумать. Получается, аудитория важна. Когда я пишу исключительно для себя, получается не очень-то хорошо. Такие сочинения чахнут.

Одной постановки вопроса недостаточно – в эссе следует предложить ответы . Конечно, это не всегда происходит; иногда начинаешь с многообещающего вопроса, но ни к чему не приходишь. Только подобные эссе не надо публиковать, они как эксперименты, не принесшие значимых результатов.

Грэм, Пол «Век сочинения – как писать эссе» (оригинал: Paul Graham. The Age of the Essay (September 2004))

Как писать эссе?

Работу над эссе можно разбить на несколько этапов:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ → ОБДУМЫВАНИЕ → ПЛАНИРОВАНИЕ → НАПИСАНИЕ → ПРОВЕРКА → СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПИСАННОГО

От чего зависит качество эссе?

От исходного материала , который Вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы (книг и статей), лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

От качества обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

От аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами);

От ясности итогового текста.

Каков объем и структура эссе?

Эссе – это 10-12 страниц машинописного текста (исключая титульный лист и список литературы), 14 кегль, 1,5 интервал, шрифт Times New Roman.

Текст эссе состоит из Введения , Основной части (ее можно разбить на главы или параграфы) и Заключения . Перед текстом помещают Титульный лист и Содержание , после – Список литературы .

Сколько книг/статей нужно прочесть?

Лучше прочесть внимательнее меньшее число книг/статей, чем «нахватать» обрывочных сведений из многих.

Сначала определитесь с понятиями , которыми Вы будете пользоваться в эссе. Для этого используйте учебники по курсу или специализированные научные словари (с осторожностью пользуйтесь Википедией).

Затем следует прочитать две или три ключевые статьи или главы книг , принадлежащие перу признанных ученых (признанным ученым можно считать того, кого упоминают учебники; того, кто написал много книг и статей; того, на кого ссылаются другие авторы). В ключевых текстах Вы найдете изложение теории, анализ работ предшественников, сторонников и противников точки зрения автора. Иногда в ключевых текстах приводятся обобщающие эмпирические данные.

И, наконец, несколько (3 и больше) статей , отражающих отдельные стороны темы, представляющих результаты конкретных исследований.

Как искать книги/статьи?

В библиотеках Вам поможет тематический каталог. В научных журналах принято печатать полные списки статей за год в последнем номере. При использовании поиска на портале http://ecsocman.edu.ru/ , обращайте внимание на контекстные ссылки («См. также: »).

Нужно ли конспектировать тексты?

Если Вы работаете с электронными версиями, то используйте функции выделения маркером, подчеркивания и т.д. Если у электронного текста нет официальной печатной версии, всегда сохраняйте ссылку на интернет-ресурс.

Вы всё прочли. Как начать писать?

Начните с плана-конспекта : на 1-й (или 0,5) странице напишите в свободном стиле то, что Вы думаете о теме. Отложите на день. Прочтите, поищите недостатки (отсутствие логики, тематические пробелы и пр.). Устраните их.

Теперь у Вас есть краткий вариант , добавив в который те идеи, которые Вы «держите» у себя в голове и данные из прочитанных книг/статей, вы получите полный текст .

Что писать во Введении?

Введение = о чем будет это эссе .

Введение нужно для того, чтобы задать вопросы, на которые Вы будете отвечать в основной части эссе (это можно сделать также в виде формулировки задач). Во введении Вы также можете подчеркнуть особенности темы, и пояснить основные термины, которыми Вы будете пользоваться в основной части («Под социальной презентацией я понимаю…»).

p.s. Чтобы Введение соответствовало содержанию эссе, его переписывают на чистовик после того, как сделан Основной текст.

Что писать в Заключении?

Заключение = что нового в итоге можно сказать о теме эссе

Заключение нужно для того, чтобы сформулировать итоговые выводы, а также указать на то, что Вы сознательно пропустили в эссе (какие-то необычные подходы, парадоксальные исследования и пр.).

Осторожно: данные

При написании эссе важно то, как используются эмпирические данные и другие источники.

Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени (до 3-6 лет) и месту (как правило, страна). Вы можете пользоваться более старыми данными, но всегда подчеркивайте это.

Когда Вы ссылаетесь на данные исследований/статистики, всегда указывайте: кем, когда и как (метод) они были получены.

Осторожно: интеллектуальная собственность

Не выдавайте чужие выводы за свои – это плагиат! Чтобы избежать обвинений в плагиате (и снижения оценки за эссе), пользуйтесь следующими приемами:

Цитирование (всегда берите чужой текст в кавычки и давайте ссылку на источник (включая номер страницы);

Если Вы используете критику одного ученого другим, то указывайте фамилию критикующего автора: («Историк А. Фанфари критикует теорию М. Вебера, указывая на ее неполную историческую достоверность…»).

Как оформить сноски и список литературы?

Нумерация сносок сквозная. При первом упоминании источника выходные сведения указываются в полном объеме. Если он цитируется в дальнейшем, то дается лишь его краткое описание.

Пример :

3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр, Медиум, 1995. С. 89.

10 Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 117.

Список литературы имеет сквозную нумерацию источников. Сначала монографии, затем научные статьи и другие источники (справочники и проч.).

Принцип расположения остальных источников – алфавитный порядок фамилий авторов (отдельно на русском и английском языках). Сначала указывается фамилия автора, затем его инициалы. Если в список включаются несколько работ одного и того же автора, то в случае монографических публикаций работы располагаются по хронологическому принципу, а затем идут работы в соавторстве.

Описание источников в списке литературы (по российскому стандарту):

Пример описания монографий :

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

Социология группы: хрестоматия / сост. О.Л. Лейбович. – Пермь: ЗУУНЦ, 1994.

Пример описания статей :

Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социс. 2009. № 8. С. 3-13.

Бест Д. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности – II. Хрестоматия. 2-е изд. – Казань: Изд-во казан. ун-та, 2001. С. 164-174.

Оформление электронных ссылок :

Кумель Л. Образование в эпоху Хрущева: оттепель в педагогике?: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :// www . nz - online . ru / index . phtml ? aid =5010160 .

По каким критериям будет оцениваться эссе?

    умение правильно поставить проблему;

    характер привлекаемой литературы;

    уровень анализа привлекаемой литературы;

    самостоятельность в изложении материала;

    оригинальность в изложении материала;

    умение поставить проблему в более широкий контекст;

    степень решения поставленных в эссе целей и задач;

    умение сделать четкие и понятные выводы;

    аккуратность в оформлении и сдаче работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников, соблюдение временного режима).

Значимость критериев оценки эссе:

    Своевременная сдача эссе – 10%

    Наличие всех элементов структуры эссе и правильность оформления (в т.ч. цитат и ссылки) – 10%.

    Качество списка литературы – 10%.

    Корректное и достаточное использование результатов исследований, социологических фактов – 30%.

    Обоснование выводов, качество аргументации – 30%.

    Стиль, ясность, грамотность текста – 10%.

Приложение. Электронные ресурсы на русском языке

(список не полный и не окончательный)

Социологические журналы:

    Социологические исследования (Социс) - http://www.isras.ru/socis.html (в 12-м номере каждого года – тематический указатель статей; полные тексты статей выкладываются через 4 месяца после выхода журнала)

    Социология - (полные тексты статей - до 1-го номера 2009 г.)

    Социология: методология, методы и математическое моделирование" (Социология: 4М) - http://www.isras.ru/4M.html (полные тексты статей - номера 1-25)

    Экономическая социология (электронный журнал) - http://ecsoc.hse.ru/

    Журнал социологии и социальной антропологии - http://www.jourssa.ru/archive.html или http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/volumes.html (полные тексты статей - с 1998 по 2009 гг.)

    Мир России - http://www.ecsocman.edu.ru/mirros/volumes.html (полные тексты статей - до 2009 г. включительно)

    Социология . Ж урнал Российской социологической ассоциации http://journal.socio.msu.ru/ (полные тексты статей – до 2009 г. включительно)

    Социологическое обозрение - http://sociologica.hse.ru/

    Социо-Логос (альманах Российско-французского центра социологии и философии ИС РАН) - http://sociologos.net/

    Социологический журнал - http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html

Другие журналы:

    Полис (Политические исследования) - http://www.politstudies.ru/

    Власть - http://www.isras.ru/authority.html

    НЛО (Новое литературное обозрение. Независимый филологический журнал) - http://magazines.russ.ru/nlo/

    НЗ (Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре) - http://magazines.russ.ru/nz/

Фонды общественного мнения, регулярно проводящие опросы населения, исследовательские центры:

      ФОМ (Фонд общественного мнения): http://fom.ru/

      ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения): http://www.wciom.ru

      Левада-центр: http://www.levada.ru

      ЦНСИ (Центр независимых социологических исследований): http://cisr.ru/publications

http://ecsocman.edu.ru/

http://www.libertarium.ru/libertarium/library

http://www.urban-club.ru/

http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

http://books.atheism.ru/philosophy/



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: