Лопатинские карьеры. Лопатинский фосфоритный рудник Подробное описание маршрута

Информационная справка
Несколько сот милиионов лет назад на месте нынешней Московской области простиралось море, в котором среди прочей живности обитали хищные рептилии и причудливо скрученные в раковины аммониты. Те времена давно прошли, о них напоминают лишь меловые отложения, которые выходят на поверхность недалеко от Москвы, создавая удобные условия для добычи фосфоритов.

Лопатинский рудник является частью Егорьевского фосфоритного месторождения. Месторождение открыли в двадцатых годах прошлого века (в то время велась активная разведка), и уже в 1932 году началась добыча. Уникальность заложения заключалась в мягкости пород и поверхностном типе заложения, которое не требовало рытья шахт, однако обуславливало применение специальной техники для добычи - циклопических размеров многоковшовых экскаваторов ("абзетцеров").

находки Лопатинского рудника - фото сайта ammonit.ru

Абзетцеров бывает великое множество - выбор той или иной модификации диктуется условиями добычи. В Егорьевском месторождении использовали три вида и если вы родились не в шахтерском городке, сейчас вам станет интересно.

Первый вид абзетцеров двигался на гусеницах. Представьте себе махину высотой с добротный трехэтажный дом, которая движется подобно танку. Впечатляет? Второй вид был еще круче - это был пятиэтажный дом, достигавший в длину 150 метров, двигавшийся по рельсам, и вдобавок снабженный путепередвигателем для самостоятельного передвижения рельс. Третий вид был поскромнее - 6-7 метров в высоту (чаще всего это так называемый "драглайн" - однковшовый экскаватор), но этот малый был снабжен шагающим ходом.

Посмотреть на всю эту невероятную технику - было первой причиной за которой мы собрались на Лопатинский рудник.

Вторая причина заключалась в уникальном ландшафте тех мест. Тут стоит сказать несколько слов о том, как происходит добыча фосфоритов многоковшовыми экскаваторами. Карьер рудника это длинная (от 0,5 до 5 км) глубокая ступенчатая траншея, по одной из ступеней которой движется абзетцер (либо гусеничным ходом, либо проложены рельсы). Параллельно ему проложен второй ряд рельсов - по ним движется вагонеточный состав. "Многоковшовым" абзетцер называют по той причине, что в своем составе он имеет многоковшовую ленту, которая вскрывает относительно мягкую породу и по длинной стреле (до 70 метров) сбрасывает их в вагонетки состава.

фото с сайта dustyroads.narod.ru

Достигнув конца траншеи, абзетцер вместе с рельсами переходит на параллельную сторону карьера и добыча начинается с начала. В результате такой разработки получались длинные параллельные трашеи, шириной от 50 до 100 метров, глубиной до 50 метров и протяженностью до 5 километров. После выработки, карьер затапливали, а его берега засаживали параллельными рядами сосен. Иногда карьеры засыпали, образуя обширные песчаные поля, которые также засаживались ровными рядами сосен.

Можете себе представить насколько невероятный ландшафт сформировался за 70 с лишним лет добычи? - Десятки глубоких параллельных друг другу вытянутых озер с кристалльно чистой водой, ровные ряды высоких сосен, и все это, если взглянуть на спутниковую карту, расположено в невероятном геометрическом рисунке! Все это делает Егорьевское местопрождение одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье.

Сегодня Лопатинский рудник по большей части заброшен. Многие старые карьеры засыпаны, или затоплены. Техника брошена, заржавела и большей частью разобрана и вывезена. Фосфориты в основном добывались для нужд сельского хозяйства, и с развалом СССР данный вид удобрений оказался невостребованным по причине повсеместной стагнации посевных работ. Семь из восьми карьеров закрылись, последний оставшийся сегодня используется для добычи песка и тоже уже находится за гранью вымирания.
--

Наши приключения
Уже не вспомню как родилась идея побывать на Лопатинском руднике. Я и о месте-то таком не слыхивал. Но помню, что когда впервые увидел фотографии гигантских стальных рудодобывающих монстров в справочнике достопримечательностей Подмосковья, загорелся все это увидеть своими глазами.

Идея несколько месяцев то возникала на повестке, то забывалась, ждали подходящей погоды. И вот такой день настал. Светило яркое солнце, воздух прогрелся настолько, что можно было купаться. Календарь показывал 8 мая, шел 2010-й год.

Как обычно, никаких особых предварительных приготовлений - посмотрели карты, наметили маршрут, забросили в машину фототехнику и направились в сторону Воскресенска. Собралось нас трое - Макс, Маша и я. В тот день ранним утром я купил новый широкоугольный объектив - Tokina 11-16 f/2.8, лучшего случая обстрелять технику было и не придумать.

Было не до конца понятно как пробиваться на территорию карьера, поэтому всю дорогу пока Макс крутил баранку я с телефона гуглил карты. Решено было добраться до Воскресенска, въехать в город, проследовать до его южной окончености и попробовать попасть на территорию заброшенных карьеров через микрорайон "Южная часть" и деревню "Новоселки". Дорогу до места назначения частично опущу - ничего интересного)

Воскресенск оказался очень нестандартным городом, что и обусловило некоторые сложности при возвращении обратно (указатели на Москву отсутствуют как вид). Воскресенск расположен на реке Москве, в 80 км к юго-востоку от столицы. Город имеет сложную планировочную структуру, состоящую из шести обособленных жилых образований, разделённых промышленно-складскими зонами, транспортными трубопроводами и притоками Москвы-реки. Промышленных образований не просто много, а невероятного много, весь город буквально напичкан химическими заводами.

Проезжаем город, минуем последний железнодорожный переезд и...

Поскребывая днищем машины по колдобинам и почти "на брюхе", мы выбираемся на широкую карьерную дорогу, по которой время от времени проносятся МАЗы, и делаем нашу первую остановку.

Обратите внимание, на спутниковом снимке рядом с местом остановки располагается ряд небольших параллельных друг другу "надрезов", как будто кто-то царапнул когтистой лапой. Это небольшой затопленный карьер.

День стоял погожий и жаркий, поэтому местные дачники вовсю там купались. Мы же с интересом знакомились с первым карьерным представителем. На снимке ниже - вышеупомянутый карьер.

Заполненные водой траншеи перемежаются горками высотой 3-4 метра.

Их облюбовали большущие муравьи, превратив в гигантские муравейники. Мы эту фишку сразу не просекли, поэтому через какое-то время каждый на своей штанине наблюдал от полусотни очень шустрых и больших особей. Это были зверские твари, стоило на несколько секунд замереть, и они уже лезли по тебе, как Суворовцы на штурм Измаила.

Надо ли говорить, что дороги были отвратительные?

Куда дальше ехать мы не знали, однако бегло осмотрев местность приняли, как впоследствии оказалось, правильное решение и двинулись по раскатанной карьерной дороге на север. Такой роскошной спутниковой навигации с красными стрелками, как у вас сейчас, у нас не было) Вскоре состоялась вторая остановка у непонятного скопления техники и людей, которое оказалось КПП, мы встали на стоянку, как позже выяснилось - уже до самого вечера.

Первое, что встречает тебя на кпп - запчасти. Чем-то напоминает черепа на входе в пещеру людоеда.

А это уже характерный карьерный ландшафт - песок, невысокая поросль и следы больших грузовиков на широких дорогах. Деревья вырастают на местах, где раньше стояла техника, или на засыпанных местах выработки.

Начало затопленного карьера протяженностью несколько километров. Его хорошо видно на спутниковой карте - длинная прямая линия.

Собственно, мы достигли финальной точки маршрута. Где-то совсем рядом должны были стоять гигансткие монстроподобные абзетцеры:

Однако нас ждало разочарование. Вместо абзетцеров мы обнаружили следы выемки грунта...

И следы когда-то здесь стоявших гигантов.

Позже в сети я прочитал, что их распилили и отправили в утиль.

Вот так выглядели эти "последние из магикан" (сходство пейзажа на фото легко угадывается несмотря на разницу во времени года):

Фото позаимствовано с сайта odintsovo.info

Делать было нечего, своей цели мы не достигли. Однако судя по карте, в нескольких километрах пути должен был быть большой действующий карьер. Сохранялась небольшая надежда, что там найдется что-то интересное.

Вот так мы шли.

А вот так вязли в с виду безобидной почве. Затрудняюсь сказать почему я был в тот день в замшевых туфлях.

Параллельно дороге были проложены ржавые металлические рельсы. Раньше по ним ходил вагонеточный состав, доставляя руду из действующего карьера к КПП. На спутниковых снимках даже видно сам движущийся состав. Ландашафт тех мест во-истину уникальный! Мелкая поросль и песок сменяются мощными лесами.

Встречаются болота.

По ходу пути в дороге зияла вот такая дыра. Внутри крылось более двух метров пустоты, из которой начинала выбиваться самая настоящая ель! Очень занятно. Если не знать - можно здорово "попасть".

Забегая вперед, скажу, что абзетцер мы все таки нашли. Он сохранился в последнем действующем карьере и по слухам скоро также канет в лету.

По мере пути лес заканчивался и уступал место карьеру.

Дорога очень хактерно перекрывала рельсы, вагонеточный состав, видимо, давно не на ходу.

И тут из-за угла показались абзетцеры. Зрелище завораживало! Ведь мы до последнего не знали, уцелел ли последний абзетцер, или тоже пошел под нож (ключ, тесак, пилу - по выбору).
Оцените кривизну и разброс рельс. Говорят, состав с выработкой часто переворачивался в пути.

Еще несколько техногенных кадров для создания настроения окрестных мест.

Везде под ногами был тонкий слой рассыпчатого песка. От подошв оставались вот такие харктерные следы.

И перед нами раскинулся карьер..

Довольные лица:

Панорамный взгляд на карьер.

По дну ручья бежала самая настоящая пересыхающая речка.

По моей просьбе Маша позировала.

Макс в кадре для оценки размера карьеров.

Немного местной растительности.

В момент публикации этого отчета вновь и вновь листал карточки, пытаясь сократить их количество, и понимал, что не могу.

Вид был настолько сюррелиастичным, казалось это не карьер, а фантастический фильм со вставками марсианских пейзажей.

По ощущениям, раньше воды здесь было куда больше, но потом он высохла под лучами солнца, и образовала на поверхности песка тонкую корочку. Остаки воды, струясь изо дня в день, выточили себе русло в песчаных берегах. Наступаешь, и ноги с хрустом постепенно уходят в песок.

Цвет песка и глины поминутно менялся - от белого и желтого, до красного и черного.

Попадались и совсем неожиданные формы.

Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 - последний в радиусе 300км от Москвы зверь такого масштаба.

Вскрытая повсеместно вокруг глина имеет невероятно яркий окрас, что обуславливает цвет окружающих вод.

Takraf Ers 710 опирается на землю восемью гусеницами - каждая высотой в человеческий рост, а внутренняя часть это несколько этажей внушительных механизмов и опоясывающих коридоров.

Одноковшовый драглайн. Использовался для подъема песка из карьера. Объем ковша - 11 кубов.

Подойти к стальным монстрам оказалось не так-то просто. Между ними и нами легла затопленная водой траншея, простиравшаяся вправо на несколько колиметров. Пришлось спускаться в ближайший изолированный от трашеи карьер и переправляться через более скромную речку.

Вокруг были разбросаны коряги, поэтому переправа казалась не очень трудной задачей.

Многокилометровая траншея - результат прохода абзетцера.

Этот ковш размером с кузов грузовика.

Закидывался он вот такой стрелой. Похоже на спининг.

Большая игрушка, да? У меня в детстве была такая, я рулил добычей песка в песочнице. С тех пор осталась нереализованная мечта - "мама, купи черпалку!".

В Лопатинском руднике все признаки гигантомании. Чувствуешь себя на порядок ниже и вообще меньше.

В основе драглайна можно увидеть большой круг.

Это гигантский подшипник. Он управляет двумя плавникообразными ногами,пользуясь которыми этот кран шагает.

А вот и ноги.

Еще одна!

Рядом с драглайном стоит уже знакомый абзетцер.

Питается он от вот такого трансформатора. Трансформатор жужжал, а в абзетцере сидел сторож. Так что техника действующая, пытаться ее "угнать" бесполезно - через час она еще будет в пределах видимости:)

Стрела снабжена отдельной кабиной. Впечатляет, да? Как большой космический корабль из сериала "Вавилон-5", или как кухонный комбайн - все в одном. Кому что ближе.

"Не стой под стрелой!"

Панорама из трех кадров. Целиком с близкого расстояния он никак в кадр не влезает.

А это домик станционного смотрителя сторожа. "По моим мозгам" - как говорят пантийские греки - довольно мило.

Вот такой вот он - абзетцер.

Управляют агрегатом два оператора: один контролирует добычу породы (основной командный пункт), а второй - ее отгрузку в железнодорожный состав (кабина на стреле).

Ж/д пути из-за постоянного движения техники по карьеру приходилось часто передвигать, для чего поблизости дежурил собственный рельсоукладчик.

Фото с обложки.

На фото Макс демонстирует всепроникаемость местного песка.
Он еще не видит какое чудище приближается к нему за спиной (шутка).

Надеюсь, я не очень вас утомил своим рассказаом и обилием карточек. Я честно пытался сократить их количество - с 300 до 78.
При подготовке статьи использованы материалы Википедии, Большой Советской Энциклопедии, инженерных справочников, а также статей и очерков сети Интернет.

фоткал меня Макс

Бонус
Напоследок, бонус для самых внимательных читателей.

Видеоролик в ускоренном режиме демонстирует проходит абзетцера через ж/д пути. Позволяет оценить циклопичность и неповоротливость, а также противоугонные свойства абзетцера.

Лопатинский (также Воскресенский или Егорьевский) рудник расположен к востоку от Воскресенска, он занимает весьма обширную территорию, хотя большая её часть - старые выработки, на которых теперь расположились дачные конгломераты и посёлки коттеджей. По состоянию на сентябрь 2016 года разработки ведутся только на одном участке бывшего добывающего гиганта - участке №12. Здесь сохранилось два последних экскаватора - шагающий одноковшовый и многоковшовый (абзетцер). Но и эта условная добыча снимает лишь верхний слой песков для использования в качестве строительного материала.

Дорога к участку №12


Фосфориты являются важными химическими соединениями для сельского хозяйства, так как без фосфорсодержащих соединений практически нереально вырастить разумный урожай любой сельскохозяйственной культуры. Разработки в Лопатинском руднике начались в 1930-е годы, их размах обуславливался возможностью интенсивной открытой добычи. В середине 1990-х вся техника рудников пошла под резаки на металлолом, добыча фактически остановилась. По рассказам пенсионеров был разрезан и один новый абзетцер, даже не смонтированный. Так ли это - можно, наверное, выяснить, но недосуг. И без того ясно, что перспективы оставшихся "динозавров" весьма нерадостны - рудник живёт одним днём, не надеясь на какое-либо развитие.


Передвижная железная дорога, связывающая участок с основными ветками железнодорожных путей



Путешествие на Лопатинский рудник интересно по нескольким причинам. Во-первых, на месте выработок, засаженных сосновыми лесами, сложился уникальный чистый микроклимат, в лесах просто приятно погулять. Во-вторых, в результате послойного снятия и перевалки грунта на равнинных участках разработок образовались диковинные, почти "инопланетные" ландшафты, и для фотографов, любящих небанальные съёмки здесь настоящее раздолье. В-третьих, увидеть работающий многоковшовый экскаватор достаточно любопытно даже для людей, несведуших в технике. Мощная машина, хотя и походит на декорацию к антиутопическому и постапокалиптическому кино, ещё способна на слаженную и грандиозную работу. А в-четвёртых, где ещё найти место для медитаций в духе "Сталкера"?

Поездка на Лопатинский рудник полезна и школьникам - для их понимания, что такое большие машины, и так ли всё просто в их создании и работе, как об этом пишут в учебниках.


Ровная песчаная дорога - результат работы шагающего экскаватора, снявшего верхний слой грунта



Дно вырытых каналов заполняется водой, красный цвет которой - показатель высокого содержания соединений железа.



Здесь прошли большие машины. Некогда в фантастике были популярны сюжеты о переделке иных планет, так называемом терраформировании. А далеко летать не надо - все давно реализовано на родной планете.


Железная дорога - стопроцентно железная в таком исполнении. Рельсы прочно крепятся к железным шпалам - а сами шпалы могут перемещаться в перпендикулярном рельсам направлении. Дорогу можно перекладывать, немного изгибать и подстраивать под нужды рудника.


Островок бело-серого песка - это и есть фосфоритосодержащая порода. Опасения некоторых экскурсантов относительно безопасности лопатинских песков лишены какого бы то ни было основания. Фосфоритные пески - естественное, природное образование, с ними можно играть, в них можно закапываться, от них нет испарений, выделений и всех тех страшилок, которыми любят морочить людям головы иные невежественные экологи.


Но внешний вид озерца на дне карьера может, конечно, вызывать чувство инстинктивной тревоги.






Разработка ведётся изогнутыми полосами. Сначала снимается верхняя часть грунта, которую ссыпают на уже пройденное место, затем "поэтажно" выбирается основная порода. Завершённые выработки выглядят со спутников как сложные "веера" из лесных полос и каналов с водой. В советские времена все отработанные карьеры засаживались сосновыми лесами.


Впереди последние живые "динозавры" Лопатинского рудника.






Экскаваторы заметны издалека, и их размеры могут обмануть не привыкших к равнинным расстояниям горожан. За счёт масштабов машин кажется, что они ближе, чем есть на самом деле.


Железная дорога просто лежит на песке.



Для поездки на рудник лучше выбирать хорошую и ясную погоду, но и в пасмурный день снимки получаются и эффектными, и торжественными, и атмосферными.



Шагающий экскаватор производства НКМЗ (Новокраматорского машиностроительного завода, ранее СССР, теперь Украина). НКМЗ - один из крупнейших заводов тяжёлого машиностроения в мире, на момент создания такие экскаваторы были инновационной и фантастической техникой.


Шагающая "нога", позволяющая экскаватору перемещаться по грунту.


Крепление стрелы экскаватора


"Фасад" экскаватора с кабиной машиниста


Таблица сигналов. Начало работы - один длинный, шагание - два длинных, поворот - два коротких, экстренная остановка - многократные короткие сигналы.


Длина стрелы 70 метров, угол наклона 45 градусов. Верхняя техническая площадка находится на высоте 40 метров.


В сентябре 2016 года шагающий экскаватор НКМЗ не работал. Будут ли его ремонтировать - неизвестно.


Скорость и масштабы добычи песков, а также специфика грунта таковы, что железная дорога - единственный адекватный вариант вывоза песков.


Маневровый тепловоз серии ТЭМ2У, разработка и производство Брянского машиностроительного завода. Модификация тепловозов ТЭМ2 с улучшенной конструкцией дизель-генератора и рессорного подвешивания. Мощность дизельного двигателя - 1200 л.с.


Это не в галактике "Кин-дза-дза". Это в Млечном Пути, на планете Земля.
Обратите внимание на кабель, неприметно лежащий на песке. Это единственная линия снабжения многоковшового экскаватора. Напряжение 6000 вольт.


Передвигатель железнодорожных путей. Производство компании TAKRAF (ГДР, затем ФРГ), поставлялся в комплекте с многоковшовым экскаватором.



Многоковшовый экскаватор (абзетцер) TAKRAF ERs 710 готов к работе. Впереди справа - цепная стрела для забора грунта, сзади слева - стрела для погрузки песка на думпкары. (Думпкар - грузовая платформа с бортами для перевозки сыпучих материалов и продуктов.) По некоторым данным этот абзетцер был поставлен на Лопатинские рудники одним из последних в 1990 году. Другие источники утверждают, что он работает с середины 1980-х. Как бы там ни было, машина трудится не меньше четверти века.




Принцип многоковшовой выборки породы возможен только для сыпучих и мягких песчаных грунтов. Высокая производительность такого способа добычи определяется послойным и быстрым снятием породы с возможностью её немедленной погрузки. Добыча может быть организована и в круглосуточном, безостановочном режиме лишь с техническими перерывами на эксплуатационное обслуживание абзетцера.




TAKRAF (TAgebergbau-Ausrustungen, KRAne und Forderanlagen) - немецкий концерн, специализирующийся на разработке и производстве горно-рудного, карьерного оборудования и грузоподъёмных машин. Для Лопатинского рудника компания поставила по разным источникам от 3 до 8 разных машин, по крайней мере две из которых были абзетцерами.





Ёмкость каждого ковша - 700 литров. Всего ковшей в цепи - 36.


Блоки и тросы


Система тросов обеспечивает определённую гибкость цепи с ковшами, что позволяет максимально эффективно забирать песок каждым ковшом.



Конвейерная стрела для загрузки на думпкары.


По дну основного модуля абзетцера проходят многочисленные трассы электрических кабелей - разводка питания для каждого основного и вспомогательного двигателя, которых в машине изрядное количество.




Вращающийся двойной ковш на погрузке нужен для предотвращения просыпания песка в промежутке между вагонами.


Экскаватор перемещается на 4 гиганских гусеничных системах. Конвейерная стрела поворачивается независимо от основного модуля и цепи ковшей.


Пора в обратный путь.




Фото, текст - Селянинова Татьяна, 2016 год
Фототур организован Денисом Кабановым

В 90 км к юго-востоку от Москвы, неподалеку от города Воскресенска, находится место, вполне заслуженно пользующееся славой одного из самых интересных для нестандартного туризма в Подмосковье. Это Лопатинский рудник - часть уникального Егорьевского фосфоритного месторождения, некогда крупнейшего в Европе района по добыче ценных полезных ископаемых - фосфоритов.

История этого рудника берет свое начало в 20-х годах прошлого века, когда здесь начались первые разработки. Рост агропромышленного комплекса в СССР требовал активного применения минеральных удобрений, сырьем для которых как раз и служили фосфаты. Фосфор, содержащийся в них, - один из важнейших элементов, обеспечивающих рост и жизнедеятельность растений. При его отсутствии замедляется рост и развитие сельскохозяйственных культур, затягивается вызревание. К тому же фосфатные удобрения, будучи сами по себе экологически безвредными, долго сохраняются в почве и питают многие поколения растений, параллельно снижая кислотность грунта.

Интересный факт - именно с исчерпанием запасов фосфора ученые связывают один из «апокалиптических» сценариев конца человеческой цивилизации. Ведь этот элемент невозможно синтезировать в нужных количествах, а активная добыча в XX веке привела к тому, что предполагаемых его запасов, по подсчетам ученых, хватит лишь на несколько десятков лет.

Однако в середине ХХ века мало кто задумывался о невосполнимости запасов большинства полезных ископаемых, а открыто выступавших с критикой так и вообще не было - огромную страну нужно было кормить, и прежде всего для этого нужны были фосфатные удобрения. Одним из главных достоинств Лопатинского рудника стало крайне неглубокое, поверхностное залегание фосфоритосодержащих пород и их относительная мягкость, что позволило вести разработку «открытым способом».

Поначалу это были кирка и лопата, потом их сменили примитивные по нынешним меркам маломощные паровые экскаваторы. Однако прогресс не стоял на месте, и уже с середины ХХ века добыча, в основном, велась с использованием так называемых «абзетцеров» - многоковшовых экскаваторов повышенной производительности, хотя применялась также рельсовая, гусеничная техника и «шагающие» экскаваторы. Пик добычи пришелся на 60-е годы - производилось до 400 тысяч тонн фосфоритной муки ежегодно, но уже к началу 90-х рудник оказался практически полностью заброшен и по сей день пребывает в таком состоянии. Многие образцы техники оказались брошены под открытым небом. Несмотря на то, что большую часть техники уже разобрали на металлолом, на руднике все еще можно найти неплохо сохранившиеся экземпляры, поражающие своими размерами.

Десятилетия работы рудника придали местности поистине впечатляющий вид, подобного и равному которому в Подмосковье просто нет. Характер выборки почвы, когда абзетцеры снимали слой породы до 5 километров длиной и формировали отвалы высотой до 50 метров, привел к появлению длинных параллельных песчаных гряд, перемежающихся с глубокими и протяженными карьерами.

Надо сказать, что отвалы, где добыча была прекращена, в советское время разравнивались специальной техникой и во избежание эрозии засеивались геометрически правильными рядами сосен и елочек. Если идти от мест, где разработка была прекращена относительно недавно, в сторону давно заброшенных, видно, как саженцы высотой в несколько десятков сантиметров постепенно сменяются более рослыми деревьями, возрастом в 60-70 лет, достигающими уже многих метров в высоту. Дополняют картину возникшие на месте когда-то затопленных карьеров многочисленные рукотворные озера, с прозрачной, абсолютно чистой водой и песчаными берегами.

Пройтись по старому руднику будет интересно и тем, кто интересуется археологией и палеонтологией. Давным-давно, более 150 млн лет назад, в Юрский период, там, где сейчас раскинулась Москва, было древнее море, населенное многочисленными аммонитами, блехиоподами, белемнитами и древними водоплавающими ящерами, такими как ихтиозавры, плиозавры и плезиозавры. Рабочие рудника вспоминают, как порою целые скелеты длиной до нескольких метров появлялись из небытия и исчезали в ковшах экскаваторов. Также нередкой находкой были великолепные экземпляры раковин аммонитов с сохранившимся перламутром и многочисленные фрагменты скелетов - позвонки, зубы акул и фаланги конечностей. Найденных здесь доисторических останков хватило бы на коллекцию палеонтологического музея!

К сожалению, «производственная необходимость» в советское время оказалась в большем приоритете, нежели научная ценность, и большинство бесценных находок были разрушены под ковшами огромных экскаваторов. К слову, сами фосфориты - это ил, миллионы лет оседавший на дне древнего моря.

Если посмотреть на месторождение с высоты птичьего полета - мы увидим неправильный ромб, с вершинами в поселках Фосфоритный и Лопатинский, а две другие вершины упираются в деревни Максимовская и Берняково. В поселке Фосфоритный остался сейчас единственный действующий карьер по добыче кварцевого песка. Здесь же на местном кладбище похоронены создатели рудника.

Добраться до Лопатинского рудника несложно ввиду развитой инфраструктуры вокруг месторождения. Можно воспользоваться общественным транспортом, можно проехать на автомобиле, но большинство посетивших эти места рекомендуют пешие маршруты для того чтобы полнее прочувствовать «дух местности». Одни из самых красивых пеших маршрутов начинаются от поселка Строителей или из окрестностей станции Шиферная.

Удивительным является тот факт, что десятилетия техногенного воздействия не только не изуродовали, как это чаще всего бывает, окружающий ландшафт, но, напротив, создали на его месте нечто совершенно неповторимое и прекрасное. Это отмечают абсолютно все побывавшие в этих местах. Первоочередная заслуга в этом, конечно же, безымянных работников рудника, высадивших десятки тысяч саженцев, узоры которых посреди белых, желтых и красноватых песчаных пустынь поражают воображение. Не имеющие аналогов Лопатинские карьеры по праву входят в список самых необычных и впечатляющих мест окрестностей Москвы.

Координаты рудника: 55°20"12"N 38°45"2"E

Лопатинский рудник занимает обширную территорию к востоку от города Воскресенска, которая, с известной долей условности, может быть названа ромбом с вершинами в поселках Лопатинском и Фосфоритном и в деревнях Максимовской и Бернякове. Большая его часть, на первый взгляд, на рудник совершенно не похожа. Местность здесь вообще слабо похожа на что-либо еще в средней полосе России - странные песчаные пустыни; разноцветные - черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте... Все это - следы еще недавней бурной деятельности человека. Все это - не более чем гигантские заброшенные карьеры Лопатинского рудника.
Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась в августе 1932 года и продолжалась вплоть до 1993 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Многоковшовый экскаватор - удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов - двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать "приставным" шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой - путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
Только не забудьте, с визитом стоит поторопиться, так как огромных механических динозавров постепенно разбирают на металлолом. Но даже и после демонтажа последней техники Лопатинские карьеры благодаря неземным пейзажам останутся весьма примечательным местом.


Лопатинский Рудник.

Всего каких-то 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода, когда на территории нынешней Московской области простиралось бескрайнее море, здесь во множестве обитали закрученные в свои раковины немногословные аммониты, ныряли и резвились шустрые зубастые ихтиозавры.
Всего каких-то 15 лет назад, когда доисторическая живность давно уже сошла с арены истории, здесь еще обитала колония огромных экскаваторов. Стальные чудовища, жадно вгрызались в донные пески древнего моря и с грохотом наполняли продуктами своей жизнедеятельности бесконечные железнодорожные составы.
Времена и тех, и других монстров безвозвратно ушли, чудища, как и положено динозаврам, вымерли, но если органические скелеты первых обнаружить, порой, еще можно, то металлическим скелетам вторых уже назначено последнее свидание с плавильной печью.
Карьеры Лопатинского рудника – место для Подмосковья уникальное. Здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры. Точнее, водные ящеры – ихтиозавры. Было время, целые скелеты этих доисторических существ перемалывались мощными ковшами рудничных экскаваторов. Дела до них никому особого не было – разрабатывалось месторождение не динозавров, а фосфоритов. Динозавры, впрочем, попадались не так уж и часто. Другое дело – живность помельче. Достаточно было копнуть буквально в произвольном месте отвала, чтобы обнаружить какую-нибудь доисторическую раковину. Одних аммонитов в Лопатинских карьерах найдено более 35, а двустворок - более 45 видов, плюс к этому - белемниты, брахиоподы, губки, морские ежи
Полный список ископаемой живности (в основном, юрского периода) насчитывает почти 150 различных наименований! Научная общественность била тревогу – под ковшами экскаваторов погибал настоящий «Парк Юрского Периода». Но то, что было не под силу остановить «гнилой интеллигенции», оказалось элементарной задачей для «новой рыночной экономики».
Как-то вдруг, совершенно неожиданно, получилось, что одно из крупнейших в Европе месторождений ценнейшей для сельского хозяйства субстанции (фосфоритов) оказалось решительно нерентабельным. Поражающая размерами и сложностью техника, зачастую импортная, как выяснилось, годится лишь на металлолом. Так, в результате очередного изменения климата – на этот раз, экономического – в Подмосковье вымерло еще одно, новейшее, поколение динозавров, с виду гораздо более надежных и долговечных, чем их предшественники.
Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась уже в августе 1932 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов – двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой – путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
НКМЗ (Новокраматорский Машиностроительный Завод) начал работу в Донецкой области в 1934 году и сейчас является крупнейшим изготовителем горнодобывающего оборудования в Украине. Название модели ЭШ-11/70, расшифровывается: ЭШ – электрический шагающий, 11 – обьем ковша (куб.м.), 70 – длинна стрелы в метрах. Рабочий вес, около 700 тонн. Машина применяется для вскрышных работ, удаляя верхние слои почвы и освобождая тем самым, доступ к полезным ископаемым для многоковшового коллеги. Самый большой из работающих сейчас драглайнов в России – ЭШ 65.100, массой более пяти тысяч тонн, трудится в Азейском угольном разрезе (Иркутская область). В Мире, крупнейшим из действующих обьектов, является, запущенный в строй в 2000 году, в Австралии – Bucyrus 2570WS, обьем ковша 120 кубических метров, а масса более 7-ми тысяч тонн. Абсолютный же рекорд, среди одноковшовых экскаваторов, принадлежит другому проекту компании Bucyrus – 4250W Big Muskie. Гигант, созданный в 1969 году для угольного разреза в штате Огайо, зачерпывал аж 168 кубометров породы и весил около 13500 тонн! После выработки карьера в 2000 году, его демонтировали, оставив целым лишь ковш, как экспонат для туристов.
Компания TAKRAF была основана в 1948 году в Восточной Германии, когда разные заводы были объединены в Народные предприятия по производству оборудования для горнорудной и тяжёлой промышленности. В настоящее время, самым мощным цепным многоковшовым экскаватором компании, является Takraf Ers 3750, с производительностью до 14 500 куб.м в час. Цепные экскаваторы, являются близкими родственниками роторных моделей, так же имея замкнутую, непрерывную схему хода ковшей, но здесь, они расположены не по кругу, а на длинной, конвеерообразной стреле-основании. Данная модель Takraf Ers 710, хоть и поменьше флагмана, но и ее размеры впечатляют, машина опирается на землю восемью гусеницами, высотой с человеческий рост, а внутренняя часть, это несколько этажей внушительных механизмов, и опоясывающих коридоров.
Рулят махиной два оператора: один контролирует добычу породы, а второй ее отгрузку в железнодорожный состав, пути для которого, из-за постоянного движения карьера и влияния его на топографию местности, приходится часто передвигать, для чего поблизости дежурит рельсоукладчик.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: