Надгосударственные организации примеры. Наднациональные организации. Признаки международной организации

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции. Обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов. Имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный Банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Особенности наднациональных организаций

· Право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции

· В целях регулирования этих вопросов полномочия на создание правил, обязательных для государств-членов и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами

· Право обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов

· Возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, т.е. международных служащих

· Европейский Союз – пример международной организации наднационального типа

· Главные органы ЕС: Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд

Региональные интеграционные объединения. По данным Всемирного Банка в мире насчитывается более 100 региональных группировок и инициатив.

Интеграционные объединения характеризуются:

· Территориальной близостью

· Схожестью экономического и социального развития

· Наличием общих культурно-исторических традиций, типов обществ, общих политических целей и задач.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации : регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.



Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не участвуют.

К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только промышленно развитые страны. Членами Организации стран - экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.

2. В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией . В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных случаях может принимать юридически обязательные решения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации, различают:

¾ межправительственные организации, выполняющие координационные функции , в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾ международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции , обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾ наднациональные организации , созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

¾ международные экономические организации системы ООН;

¾ международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

¾ региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾ международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾ международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾ международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾ международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾ международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства , а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. Например, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство . От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя . Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус , который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.

Supranational - международная организация или союз, в которых государства-члены превосходят национальные границы или интересы, чтобы участвовать в принятии решений и голосовать по вопросам, относящимся к более широкой группировке.

Европейский союз и Всемирная торговая организация являются наднациональными. В Европейском Союзе каждый член Комитета голосует за политику, которая затронет каждого государства-члена. Преимущества этой конструкции - синергия, вытекающая из социальной и экономической политики, а также более сильное присутствие на международной арене.

РАЗРЕШЕНИЕ «Наднациональный»

чтобы организация была наднациональной, она должна действовать во многих странах. Хотя это применимо к многонациональным предприятиям, этот термин чаще используется в отношении субъектов государственного образца, поскольку они часто имеют регулирующие обязанности в рамках своей стандартной деятельности. Это может включать в себя создание международных договоров и стандартов международной торговли.

Несмотря на то, что наднациональная организация может принимать активное участие в установлении бизнес-стандартов и регулирования, она не обязательно имеет каких-либо органов исполнительной власти. Вместо этого принуждение распространяется на отдельные правительства с участвующими предприятиями.

В то время как основной задачей большинства наднациональных организаций является упрощение торговли между государствами-членами, она может также иметь политические последствия или требования. Например, может потребоваться, чтобы все государства-члены участвовали в определенных политических мероприятиях, таких как публичные выборы для руководства.

Другие области беспокойства

Помимо основной торговли наднациональные организации могут участвовать в других мероприятиях, направленных на продвижение и международный стандарт. Сюда могут входить предметы, связанные с производством продовольствия, такие как сельское хозяйство и рыболовство, а также лица, занимающиеся проблемами окружающей среды или производства энергии. Также включены организации, занимающиеся вопросами образования, а также те, которые направлены на предоставление различных форм помощи или помощи странам или районам, нуждающимся в определенных товарах или услугах.

Некоторые организации участвуют в областях, имеющих значительные политические последствия для стран-членов. Это касается вопросов, связанных с оружием, включая приемлемое обращение с военнопленными, а также развитие ядерной энергетики и других ядерных возможностей.

Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций - это хорошо известная организация, которая носит наднациональный характер. Он и его дочерние компании состоят из групп стран-членов и предназначены для облегчения и стандартизации определенных видов деятельности через международные границы.

Олимпиада

Примером наднациональной организации, которая в меньшей степени занимается регулированием международной деятельности, являются летняя и зимняя Олимпиада, контролируемые их ассоциированными комитетами.Эти организации создают стандарты, касающиеся того, какие события включены в конкурс, а также стандарты оценки для различных событий. Выбор принимающего города производится международными членами комитета.

В течение последних десятилетий возникли многочисленные организации, которые наблюдают за экономическими отношениями в мире, защищают их и пытаются содействовать им посредством соглашений.

GATT (General Agreement on Tariffs and Trade) = Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле - это общее таможенно-тарифное соглашение, которое должно снизить таможенные ограничения. Оговорка о режиме наибольшего благоприятствования определяет, что таможенные льготы, предоставляемые тому или иному государству-члену, действительны для всех остальных государств.

OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development) = Организация экономического сотрудничества и развития. Она возникла из организации ОЕЕС (Организация Европейского Сотрудничества), основанной в 1948 году, в которую входили государства Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Дания, Франция, Великобритания, Ирландия, Исландия, Италия, Норвегия, Австрия, Португалия, Швеция и Швейцария. Позже вступили ФРГ, Греция, Турция, Испания, США и Канада.

COMECON (Council for Mutual Economic Assistance) - Совет экономической взаимопомощи, СЭВ. Совет экономической взаимопомощи, основанный в 1949 году (местонахождение - Москва), можно назвать восточной противоположностью ОЕСД. Членами СЭВ являлись СССР, ГДР, ЧССР, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и Монголия. Целями СЭВ была координация народнохозяйственных планов, разделение труда и обмен научным опытом. Ныне эта организация не существует.

Европейское сообщество (EG) хочет создать общий рынок всех товаров стран-участниц. В нем не должно быть таможенных, количественных и других ограничений. Европейское сообщество будет при торговле с другими странами иметь единый таможенный тариф. Существующие таможни между странами "девятки" будут поэтапно ликвидироваться. В Европейское сообщество входят Бельгия, Германия, Дания, Франция, Греция, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания.

Общая аграрная политика должна содействовать сельскому хозяйству в такой степени, чтобы оно было способно добиваться более высокой продуктивности без ущерба для отдельно взятой страны. Здесь еще необходимо преодолеть определенные трудности.

Социальные достижения, имеющиеся в странах "девятки" (зарплата, различные виды социального страхования, продолжительность рабочего времени, отпуск) должны быть уподоблены друг другу (гармонизированы), то есть приведены в соответствие. Все работники имеют свободу перемешения с целью трудоустройства в 12 странах.

Заморские территории Франции, Бельгии, Голландии и Италии входят в Общий Рынок свободно (на правах ассоциированных членов).

С помощью свободной торговли остальные европейские страны, пока не желающие вступать в ЕС, получают возможность поддерживать с ними связи. Однако предварительно реализуется лишь "Малая зона свободной торговли", EFTA (European Free Trade Association) = Европейская ассоциация свободной торговли, в которую входят Швеция, Норвегия, Швейцария и Австрия.

Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom) возникло как третье по счету европейское экономическое сообщество. Его задачами являются: совместные атомные исследования, обмен результатами исследований, строительство экспериментальных и производственных реакторов (на атомных электростанциях), общее использование произведенной энергии, обеспечение стран-членов ядерным топливом (добыча, закупка, распределение). В данное сообщество входят государства, образующее Европейское Сообщество.

Наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для госу­дарств-членов, и механизмов контроля и принуж­дения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональ­ные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. В зависимости

от сферы международного ре­гулирования международные организации классифи­цируются как:

Международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики;

Международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю;

Международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка и др.);

Международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятель­ность (Межамериканская инвестиционная корпорация -

МАИК, Северный инвестиционный банк - СИБ и др.);

Международные неправительственные организа­ции и объединения, содействующие развитию ми­рохозяйственных связей (Парижский клуб).

Рыбалкин В.Е. делит международные организации по характеру членства - на межгосударственные и неправительственные. При этом отмечая, что для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов (например, МВФ). С учетом этих признаков он констатирует, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций выделяется то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора, членами которых могут быть объединения производителей, компании, фирмы, научные общества и другие организации .

Этот же источник с точки зрения порядка вступления в них организации подразделяет на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Независимо от типа международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Сущность происходящего в международной органи­зации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей по­зиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, при­нятии решения и контроле за его исполнением. Отсю­да вытекают три основных вида функций междуна­родной организации:

регулирующие, контрольные, оперативные.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Регулирующая функция является сегодня наибо­лее важной. Она состоит в принятии решений, опре­деляющих цели, принципы, правила поведения госу­дарств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отноше­ния и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не созда­ют международно-правовых норм, но оказывают серь­езное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нор­мы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важ­ная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации примени­тельно к реальностям международной жизни: при­меняя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выра­жать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответ­ствующей области.

Международная организация – это объединение государств или их субъектов, учрежденное межгосударственным договором (соглашением) на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью (способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры, владеть и распоряжаться имуществом) и действующее для достижения общих целей.

Первые МО появились в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874)

На сегодняшний день эксперты насчитывают более 8 000 международных организаций разного масштаба и функционального назначения. Упорядочить их многообразия позволит классификация.

1) по характеру членства выделяют:

Международная межправительственная (межгосударственная) организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора (ООН, ВТО, ЕС, СНГ)

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации (МНПО) - это структуры, которые состоят из ряда субъектов разных государств (общественных организаций, отдельных граждан), действующие в специфических областях. К ним относят:

Профессиональные организации, например, Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов;

Демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация молодежи;

Религиозные организации (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс);

Правовые организации, например, Международная Амнистия (защищающая права и свободу человека);

Экологические организации (Гринпис и др.);

Гуманитарные организации, например, Международный Красный Крест;

Спортивные организации, например, Международный Олимпийский комитет, Международная федерация футбола.

Организации солидарности и защиты мира: Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный Совет мира, Пагоушское движение (такие организации выступают за разоружение, против конфликтов, расизма, фашизма и т.д.)

2) по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, ВТО) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. В ООН в настоящее время входит 193 государства (из независимых государств не входят только:: Палестина, Святой престол (Ватикан),

из частично признанных САДР (Саха́рская Ара́бская Демократи́ческая респу́блика) , Китайская Республика (Тайвань), Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово, Северный Кипр) признаны ООН, потенциальные члены .

Структура ООН:

а) Генеральная Ассамблея - занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи, избираемого каждую сессию (или одного из его 21 заместителя)

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

б) Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.

в) Секретариат ООН

Это - орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников - международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

г) Международный Суд ООН

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

д) Экономический и Социальный Совет. Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.

е) Почтовая администрация ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей, являющиеся по своей сути международными организациями. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Международный Валютный фонд, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО (наука и знания).

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.

В ВТО входят 159 членов. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года. 16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к ВТО»

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (ЕС, СНГ);

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Суд Европейского союза, Европейский совет, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами Союза.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года. Государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, например Туркмения) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов СНГ).

Официальными юридическими членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Согласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, Съезд до момента своего роспуска 4 октября 1993 года отказался ратифицировать данное соглашение. В связи с этим, комитет Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связи с соотечественниками 5 марта 2003 года пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом СНГ. Упоминания о конституции и законах СССР оставались в российской конституции вплоть до принятия новой в декабре 1993 года.

Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия по решению совета глав государств была принята в содружество, а 9 декабря 1993 года присоединилась к уставу СНГ. 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.

Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому юридически она не являлась государством-членом СНГ. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

3) По характеру полномочий:

Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников (большинство м.о. ООН, ВТО, СНГ)

Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов. (ЕС, Таможенный союз ЕАЭС);

4) Классификация по компетенции (сфере деятельности)

а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН, ЕС, Организация Американских Государств);

б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью, при этом такие организации могут подразделяться на военные, политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные; (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, НАТО)

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В НАТО входит 28 государств: Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе». «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от неё.

В целом блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё сотрудничество, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток.

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы:

Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

5 сентября 2014 года на встрече руководителей стран НАТО в Ньюпорте было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Силы в составе примерно 4000 человек предназначены для быстрой реакции, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основная база и командный центр сил планируются размещением в Великобритании. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов.

5) Классификация по порядку приёма новых членов[править | править вики-текст]

Открытые (любой субъект может стать членом по своему усмотрению, ООН, Гринпис, членом ЮНЕСКО, МВФ может стать любой член ООН)

Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей, ЕС, НАТО и т.д.)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: