Религия у турок. Религия турции - ислам. Что необходимо знать об исламе

Турция официально считается светским государством, религия в этой стране имеет важное значение.

Ислам в Османской империи

Ислам играл неоднозначную роль в развитии Османской империи . Зачастую страдавшие от религиозного мракобесия европейцы находили убежище у османского султана. В XV веке духовными и некоторыми гражданскими делами стали ведать религиозные общины миллеты . Через глав этих общин власти взимали налоги (жузья) с немусульман (озими). Патриархи греко-православной и армяно-григорианской общин, а также главный раввин иудейской общины были поставлены как посредники между султаном и немусульманским населением. Султаны оказывали милости главам общин в качестве платы за поддержание их паствы в повиновении.

Ещё одной формой взаимоотношений был девширме - налог крови, принудительный набор христианских мальчиков в мусульманские семьи с последующей службой при султанском дворе, как правило янычарами . Девширме просуществовало до XVIII века.

В XIX веке религия стала тормозить движение страны. Была предпринята реформа Танзимат , основанная на заимствовании европейской государственной и правовой систем. В основе реформы лежала Маджалла - кодификация исламского права ханафитского толка.

Реформы Ататюрка

В Османской империи действовал патримониальный султанизм, опиравшийся на личную гвардию султана (янычары) и светскую бюрократию (капыкулу), которые являлись «рабами султана» и набирались из числа зависимых людей. Мустафа Кемаль был представителем «модернизаторской элиты», идеалы которой определились в XIX веке - светскость , тюркизм , республиканизм , европеизация (alafranga). На турецкий язык был переведен Коран .

Лаицизм

Реформы

Суфизм

Среди турецких суннитов действует около двадцати различных суфийских тарикатов (братств). С 1925 г. по решению Правительства на территории Турции запрещена деятельность всех суфийских тарикатов.

Основными тарикатами в современной Турции являются: Накшбанди , Кадырия , Мевлеви и Тиджания .

  • Накшбанди - первоначально основанный в Бухаре , этот тарикат распространён преимущественно среди курдов и отчасти среди турок юго-восточных районов страны. В 1925 г. руководство тариката Накшбанди подняло восстание против властей Турции. В 1954 г. 20 лидеров этого тариката было арестовано в Мардине .
  • Тарикат Мевлеви , или как его ещё называют Орден вертящихся дервишей, был основан великим поэтом-суфием - Джалаладдином Руми (ум. 1273 г.). Отличительной особенностью Мевлеви является практика ритуальных танцев с целью достижения единства с Богом. С 1925 г. центр тариката Мевлеви был перенесен из г. Конья в г. Халеб (Сирия).
  • Кадырия - имеет семь местных ответвлений. Распространён преимущественно среди арабского , курдского и отчасти турецкого населения.
  • Тиджания - распространён среди арабов и турок.

Современная Турция

Согласно исследования на тему «Социальная структура и религия в Турции» (2008-2011) к верующим себя относят 67% женщин, что на 10% выше, чем относящих себя к верующим мужчин. Религиозность более распространена в сельских поселениях (71%), нежели в городах. Существует обратная пропорциональная зависимость между уровнями дохода и религиозности. Доход наиболее многочисленной группы, причисляющей себя к верующим, составляет от 450 до 1000 турецких лир . В конце 2012 года начался процесс против всемирно известного пианиста Фазиля Сая по обвинению в разжигании ненависти к исламу и оскорблении мусульманских ценностей за то, что музыкант оставил запись в твиттере .

Религиозное образование

Ношение платков

В сентябре 2014 года заместитель премьер-министра Турции Бюлент Арынч объявил об отмене многолетнего запрета на ношение хиджаба в старших классах государственных школ .

В марте 2015 года Высший военный суд Турции аннулировал запрет на ношение платка родственниками (супругами, дочерьми и матерями) военнослужащих на территории военных казарм и армейской социальной инфраструктуры .

Радикальные группы

Радикализм имеет элементы тюркского национализма, курдского сепаратизма , панисламизма . Его социальный состав также весьма неоднороден.

Причинами радикализма являются как внутренние так и внешние факторы. К внутренним относятся преобладание аграрного населения, практически не подвергнувшегося модернизации и не принимающего прозападной ориентации; наличие большого числа экономически депрессивных регионов; курдский вопрос и другие причины. Внешние факторы связаны с географией страны и конфликтами на Ближнем Востоке, Балканах и Кавказе. Существенными факторами являются нерешённость палестинского вопроса, союзничество с США и партнёрство с Израилем.

Известно о деятельности «Фронта исламских завоевателей Великого Востока», основанного на идеологии Неджипа Фазиля Кисакюрека (1905-1983) и его ученика Салиха Иззета Эрдишема (род. в 1950 году, известен как Салих Мирзабейоглу). Фронт выступает против сотрудничества с Ираном , за уничтожение шиитов , алавитов и изгнание из политики еврейского и христианского «присутствия».

Действовали в Турции зарубежные экстремистские движения («Борцы за Иерусалим», «Хизб-ут Тахрир » и «Организация исламского движения). В 2000 году их руководители были схвачены властями и осуждены.

Примечания

  1. Turkey (неопр.) . CIA World Factbook . Дата обращения 19 августа 2008.
  2. THE ALEVI OF ANATOLIA - AngelFire.Com
  3. Shi"a - Philtar.UCSM.AC.UK
  4. Османская империя в XV - XVII веках. Стамбул (неопр.) Архивировано 24 ноября 2012 года.
  5. Османская империя в XV - XVII веках. Провинция (неопр.) . Всемирная история. Дата обращения 13 ноября 2012. Архивировано 24 ноября 2012 года.
  6. Л.Р.Сюкияйнен. Религия, право и исламская мысль в Современной Турции (неопр.) (12.01.2009). Дата обращения 13 ноября 2012. Архивировано 24 ноября 2012 года.
  7. Доминик Ливен. Геополитика Османской империи (неопр.) . Российская империя и её враги . Дата обращения 13 ноября 2012. Архивировано 24 ноября 2012 года.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

В Турции, на канонической территории Константинопольского Патриархата, остается совсем немного греческих прихожан. Православную общину отчасти пополнили русские, переехавшие в страну на постоянное место жительства. Но есть среди паствы Патриархата и турки, принявшие Православие. В последнее время их становится все больше. В Греции для них издают православную литературу на турецком языке и публикуют материалы о новообращенных. Ахмед и Неджла – двое из тысяч турок, которые за последние годы сменили веру, и они, в отличие от других, совсем не скрывают этого. Они рассказали болгарскому сайту «Двери на Православието» о своих духовных поисках, которые привели их в Православие, и о том, что это значит – быть христианином в Турции. Предлагаем эту беседу читателям сайта «Православие.Ру».

/p>

– Турецкая пресса объясняет современные многочисленные крещения в стране как «возвращение к своим корням» турецких граждан греческого или армянского происхождения. А в вашем случае играло ли национальное происхождение решающую роль в том, чтобы вы стали христианами?

Ахмед: Происхождение играет роль в каких-то случаях, но не в нашем. Лично я родился в Каппадокии, имею предков, которые пришли с Кавказа. Насколько я знаю, в моей семье не было христиан. Вхождение в Православную Церковь – это следствие моего личного выбора.

Неджла: Моя мать из Кавалы, а отец – понтиец. В моей семье некоторые говорят по-ромейски (местный диалект греческого языка, употребляемый исламизированным населением. – Ю.М.). Но решение оставить ислам и принять Православие было моим личным выбором, независимым от того, какое у меня происхождение.

– Исторически турецкая идентичность столь тесно связана с исламом, что многие турки совершенно не готовы принять мысль о возможности быть одновременно турком и немусульманином. Как вы на это смотрите?

Н.: Действительно, многие люди не считают тебя «турком», если исповедуешь другую религию, особенно если ты христианин или иудей. Они думают, что ты принадлежишь не просто к другой религии, но к другому народу.

А.: Это объясняется историческими причинами. Османский порядок создал этническое разделение на миллеты по религиозному принципу. Например, все православные образовывали «православный этнос», и администрация не придавала значение их национальному происхождению, были ли это болгары, сербы или греки. В Каппадокии, откуда я сам, религия была тем, что разделяло жителей на ромеев и турок. Православные в области Талас, моем родном крае, говорили на турецком как на родном языке и даже служили литургию по-турецки. Но именно принадлежность к Православной Церкви определяла их как часть «ромейского народа».

Однако турецкая история знает и другие, отличные примеры. В прошлом в разных частях турецкой диаспоры турецкие общины принимали христианство. Есть турки-христиане в Центральной Азии, православные гагаузы в Румынии, есть и тысячи турок, принявших христианство, в самой Турции. То, что они христиане, не значит, что они не турки. И я сейчас христианин, но вместе с тем стопроцентный турок, и турецкий – мой родной язык. Так что это разделение людей по религиозному признаку становится все более устаревшим. Люди все еще удивляются, когда слышат, что некий турок – христианин, но мало-помалу это начинает восприниматься нормально.

– Кто вы по профессии?

Н.: Я диетолог и участвую в волонтерской деятельности.

А.: Я был управляющим в крупной государственной компании и жил некоторое время в США. Затем имел бизнес в Бельгии.

– Ахмед, наверное, решение принять христианство возникло в то время, когда вы жили и работали в христианской стране?

А.: Нет, почва была подготовлена намного раньше. К сожалению, в Турции христианство представляют как нечто приходящее «извне». Это ошибка, потому что Православие – часть истории нашей земли. Это видно и из привилегий, которые Мехмет Завоеватель дал Константинопольскому Патриархату.

У меня с детства было некоторое представление о христианстве, хотя и через призму ислама. Многие мусульмане испытывают большое уважение к христианам, которое связано с тем, что Коран признает Иисуса как пророка. Вообще мусульмане уважают и Пресвятую Богородицу. Думаю, вы видели, как толпы верующих мусульман собираются в ромейские церкви Стамбула, чтобы поклониться святыням и попросить помощи. В Турции мы сызмальства готовы принять послание христианства.

Если есть проблемы, то они связаны с образованием, которое получают с обеих сторон, и с незнанием. Например, многие мусульмане не понимают смысла учения о Пресвятой Троице, и думают, что мы почитаем трех богов, что христианство – это политеистическая религия. Я говорю это не в плане критики ислама, а просто привожу данный факт как пример неосведомленности.

– А ваш, Неджла, поиск тоже начался в Турции?

Н.: Да, когда я училась в университете. Моя семья в целом была верующей, но без того, чтобы буквально следовать всем предписаниям ислама. Я считала себя мусульманкой, пока не начала отдаляться от ислама во время учебы в Анкаре. Мои родители оставляли мне свободу в том, что относится к религии. Пребывая в исламе, я чувствовала пустоту, которая требовала заполнения. Я читала, искала сама. Вступила на путь, который привел меня в Православие.

– Следовательно, ваш путь к Православию – это результат «местного» опыта, без влияния из-за рубежа.

А.: Всякое влияние американского или европейского христианства может только навредить. Я вообще не чувствовал себя хорошо с тамошними христианами. Они оттолкнули меня от христианства тем, что превратили его в психотерапию. Ходят в воскресенье в храм, чтобы разговаривать. Но религия имеет целью заполнение некой иной пустоты. В Европе христианство свелось к праздникам без какой-либо связи с религией. Возьмем, например, Рождество Христово. Многие люди поздравляют словами «Счастливого праздника» вместо «Счастливого Рождества». В Европе люди имеют поверхностную связь с христианством, без понимания его духовного смысла.

– А чем местные христиане отличаются от европейцев?

Н.: Тем, что гораздо ближе к сущности и преданию христианства.

А.: И тем, что более верующие.

Н.: Мы ходим в храм каждое воскресенье, вместе читаем Священное Писание каждый вечер, вместе молимся, стараемся исполнять все требования нашей религии.

– Поддерживаете связи с местной православной общиной?

Н.: Да, я читаю для тюркоязычных верующих (смеется).

– Наверное, вам трудно следить за службой, когда она вся идет на греческом?

А.: Перед всякой службой мы заранее готовимся еще дома. И еще у нас есть двуязычное издание Нового Завета, так что мы можем следить за службой и по турецкому тексту. Важно понимать, чтобы участвовать.

– Трагичный факт отступничества отца Евфимия от Константинопольского Патриархата в 20-е годы минувшего века и основание раскольнической «Турецкой православной церкви» сильно затруднило большее введение турецкого языка в греческих приходах Константинополя, хотя это давно сделали другие христианские вероисповедания.

А.: Да, это так. Мы надеемся, что с течением времени будет в Православной Церкви и литургия на турецком языке. Сегодня только Символ веры читается по-турецки. Требует решения и проблема с преемниками отца Евфимия – невозможно иметь враждебность между Церквями. Все православные в Турции должны подчиняться Вселенскому Патриархату.

– Сталкивались ли вы с негативной реакцией в обществе после того, как крестились? Притесняют ли вас?

А.: Никакого негатива не видел и не могу сказать, что испытываю притеснения.

Н.: Не встречала отрицательной реакции. Моя семья была удивлена, но уважает мой выбор.

– Считаете ли вы, что есть в Турции много других, которые последуют вашему примеру и обратятся в христианство?

А.: и Н.: Да, многие.

– Однако до настоящего времени мало кто крестился.

Н.: Факт в том, что реально крестившихся намного больше, чем тех, кто «показывает», что он крестился. Они боятся реакции окружающих людей. Это тайные христиане.
А.: Да, есть страх. Но это должно измениться, как и отношение общества к тем, кто поменял религию. Во всяком случае, Православная Церковь не занимается никаким прозелитизмом. Напротив, предъявляются высокие требования к тем, кто хочет прийти из других вер. Необходимо пройти долгую катехизацию и проверку искренности желания.

– Значит, нелегко было войти в Православную Церковь?

Н.: Да, в прошлые годы, но мы весьма добивались этого.

– Испытываете ли вы страх из-за нападений на христиан, таких как, например, убийство католического священника отца Санторо в Трабзоне и убийство христиан в Малатье? Как вы думаете, кто стоит за этими нападениями?

А.: Не думаю, что нечто подобное может случиться в столице. По мере переговоров Турции с Евросоюзом страна видимо меняется. Турки становятся все более открытыми и толерантными. Но на эти перемены, естественно, реагируют некоторые радикально настроенные круги. Это темные силы, которые не имеют ничего общего с государством и находятся на периферии общества.

Перевел с болгарского Юрий Максимов


Перед тем, как отправиться в это де-юре светское государство, полезно все же выяснить, какая религия в Турции задает алгоритм поведения большинства местных жителей (особенно в аграрных и горных районах страны), еще даже не догадывающихся о том, что они, оказывается, европейцы. Ислам - основная религия в Турции. Большая часть жителей является мусульманами-суннитами - около 75%, еще 20% - шииты, остальные придерживаются христианства, иудаизма и прочих вероисповеданий.


По сравнению с остальными мировыми религиями ислам возник не так давно - в VII веке н.э. в западной части Аравийского полуострова. Догма, которую можно считать основой ислама, звучит так: «Нет иного Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк». Преобладающая религия в Турции ислам означает «покорность», в переводе с арабского. А мусульманин - «покорный». И действительно, все верующие трепетно относятся к этой религии и строго соблюдают правила.


«Документальной базой» религии в Турции является священная книга Коран, который, согласно преданию, был передан пророку Мухаммеду Аллахом через архангела Джебраила. Написан он на арабском языке в своеобразной стихотворной форме, исключающей рифму. Коран состоит из наставлений и проповедей, описаний праздников, манер поведения в обществе и семье.


Религия в Турции не позволяет верующим употреблять спиртные напитки, увлекаться азартными играми, есть свинину. Мусульмане должны молиться 5 раз в день и поститься в течение священного месяца Рамадан.


Религия в Турции особенно ярко проявляется в дни основных праздников, а это: Рамазан (10 января - 8 февраля), Шекер Байрам (9 февраля - 11 февраля) и Курбан Байрам (17 апреля - 21 апреля).

Вера турецкого народа

Правительство Турции строго следит за религиозным образованием, контролируя школы и институты. Религия в Турции отделена по закону от государства (с 1928 года ислам не считается государственной религией), каждый житель страны свободен в вероисповедании. Помимо мусульман, здесь есть армянские, греческие и сирийско-православные христиане и иудеи.


С изменением образа и ритма жизни современного мусульманина, изменилась и основная вера турецкого народа - ислам. Так, вместо 5-ти намазов (молитв), как правило, совершается только 2 (утром и вечером). Также женщин можно увидеть не только закутанных в паранджу, но и в достаточно открытом одеянии. Строго соблюдаются два правила: обряд обрезания (он осуществляется, когда ребенок достигает в 12-13 летнего возраста) и отсутствие свинины в рационе питания. Остальное каждый решает для себя сам.

Какое вероисповедание в Турции

Большая часть населения Турции (75%) - это мусульмане- сунниты, остальная часть принадлежит к шиитам и христианам. Таким образом, основное вероисповедание в Турции - это ислам. Практически весь народ является религиозным, и большинство сфер общественного бытия проникнуты этой религией. Священная книга Коран и сунна, которая дополняет его, составляют основное вероисповедание в Турции. Именно в Коране изложены основные вероучения, права, мораль и этика. Исламом сформированы повседневное поведение в быту и привычки. К религиозным праздникам Турции относятся - Рамазан, который длиться с 10 января по 8 февраля; Шекер Байрам 9-11 февраля; Курбан Байрам - 17-21 апреля.

Заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования - государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад - в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки - народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии - побережье Эгейского моря, на севере - на побережье Черного моря, на юге - на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии - на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы - на северо-востоке, ассирийцы - на юго-востоке, многочисленное еврейское население - в крупных городах Византийской империи, балканские народы - в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) - более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад - к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.

Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян - болгар, сербов, македонцев - предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.

Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи - одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя - Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем - один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX - начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию - султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно - после Первой мировой войны и распада Османской империи, - началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане - из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар - помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров - на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая - этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью - сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца - турка или матери - турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: