«Сатана» против «Миротворца»: Межконтинентальная баллистическая ракета. Недаром натовцы её прозвали «Сатаной Военная техника сатана

Р-36М - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась моноблочной ГЧ и РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработана в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля и Владимира Уткина. Проектирование начато 2 сентября 1969 года. ЛКИ проводились с 1972 года по октябрь 1975 года. Испытания ГЧ в составе комплекса проводились до 29 ноября 1979 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. Принят на вооружение 30 декабря 1975 года.Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-264, состоящим из четырёх однокамерных двигателей РД-263. Двигатель создан в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Вторая ступень оснащена маршевым двигателем РД-0228, разработанным в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. Компоненты топлива - НДМГ и азотный тетра-оксид. ШПУ ОС доработана в КБСМ под руководством Владимира Степанова. Способ старта - минометный. Система управления - автономная, инерциальная. Спроектирована в НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Боевая ступень оснащена твердотопливной двигательной установкой. Унифицированный КП разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина.
Серийное производство ракет развернуто на Южном машиностроительном заводе в 1974 году.


2 сентября 1969 года вышло постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащённых РГЧ ИН, преимущества которых объясняются, главным образом, тем, что позволяет наилучшим образом распределить имеющиеся боевые блоки по объектам поражения, повышая возможности и обеспечивая гибкость планирования ракетно-ядерных ударов.

Разработка Р-36М и МР-УР-100 начата в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля, который предложил использовать минометный старт, "апробированный" на ракете РТ-20П. Концепция тяжелой ракеты холодного (минометного) старта была разработана Михаилом Янгелем в 1969 году. Минометный старт позволял улучшить энергетические возможности ракет без увеличения стартовой массы. Главный конструктор ЦКБ-34 Евгений Рудяк не согласился с этой концепцией, считая невозможной разработку системы минометного запуска для ракеты весом более двухсот тонн. После ухода Рудяка в декабре 1970 года Конструкторское бюро специального машиностроения (бывшее КБ-1 Ленинградского ЦКБ-34) возглавил Владимир Степанов, который положительно отнесся к идее "холодного" запуска тяжелых ракет с помощью порохового аккумулятора давления.

Главной оказалась проблема амортизации ракеты в шахте. Раньше амортизаторами служили огромные металлические пружины, однако вес Р-36М не позволял их применить. Было решено использовать в качестве амортизаторов сжатый газ. Газ мог удержать и больший вес, но встала проблема: как удержать сам газ высокого давления на протяжении всего срока службы ракеты? Коллективу КБ Спецмаш удалось решить эту проблему и доработать шахты Р-36 под новые более тяжелые ракеты. К выпуску уникальных амортизаторов приступил Волгоградский завод "Баррикады".

Параллельно с КБСМ Степанова доработкой ШПУ для ракеты занималось Московское КБТМ под руководством Всеволода Соловьева. Для амортизации ракеты, находящейся в транспортно-пусковом контейнере, КБТМ была предложена принципиально новая компактная маятниковая система подвески ракеты в шахте. Эскизный проект был разработан в 1970 году, в мае этого же года прошла успешная защита проекта в Минобщемаше.
В окончательном варианте принята доработанная шахтная пусковая установка Владимира Степанова.
В декабре 1969 года был разработан проект ракеты Р-36М с четырьмя видами боевого оснащения - моноблочная легкая ГЧ, моноблочная тяжелая ГЧ, разделяющаяся ГЧ и маневрирующая ГЧ.

В марте 1970 года разработан проект ракеты с одновременным повышением защищенности ШПУ.

В августе 1970 Совет обороны СССР одобрил предложение КБ "Южное" о модернизации Р-36 и создании ракетного комплекса Р-36М с ШПУ повышенной защищенности.

На заводе-изготовителе ракеты размещались в транспортно-пусковом контейнере, на котором было размещено и всё необходимое для пуска оборудование, после чего на заводском контрольно-испытательном стенде проводились все необходимые проверки. При замене отслуживших свой срок Р-36 новыми Р-36М в шахту вставлялся металлический силовой стакан с системой амортизации и оборудованием ПУ, а вся укрупненная сборка на полигоне, упрощённо, сводилась лишь к трем (поскольку пусковая установка состояла из трех частей) дополнительным сварным швам на нулевой отметке стартовой площадки. При этом выбрасывались из конструкции пусковой установки оказавшиеся ненужными при минометном старте газоотводящие каналы и решетки. В результате защищённость шахты заметно увеличилась. Эффективность выбранных технических решений была подтверждена испытаниями на ядерном полигоне в Семипалатинске.

Ракета Р-36М оснащена маршевым двигателем первой ступени, разработанным в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко.

"Проектировщики скомпоновали первую ступень ракеты Р-36М в составе шести однокамерных двигателей, а вторую ступень - из одного однокамерного двигателя, максимально унифицированного с двигателем первой ступени - отличия были только в высотном сопле камеры. Все как и прежде, но... Но к разработке двигателя для Р-36М Янгель решил привлечь КБХА Конопатова... Новые конструкторские решения, современные технологии, усовершенствованная методика доводки ЖРД, модернизированные стенды и обновленное технологическое оборудование - все это мог КБ Энергомаш положить на чашу весов, предлагая свое участие в разработке комплексов Р-36М и МР-УР-100... Глушко предложил для первой ступени ракеты Р-36М четыре однокамерных двигателя, работающих по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, каждый тягой по 100 тс, давление в камере сгорания 200 атм, удельный импульс тяги у земли 293 кгс.с/кг, управление вектором тяги путем отклонения двигателя. По классификации КБ Энергомаш двигатель получил обозначение РД-264 (четыре двигателя РД-263 на общей раме... Предложения Глушко были приняты, КБХА была поручена разработка двигателя второй ступени для Р-36М". Эскизный проект двигателя РД-264 был выполнен в 1969 году.
К конструктивным особенностям двигателя РД-264 следует отнести разработку агрегатов наддува баков окислителя и горючего, состоявших из окислительного или восстановительного низкотемпературных газогенераторов, корректоров расхода и отсечных клапанов. Кроме того, этот двигатель имел возможность отклонения от оси ракеты на 7 градусов для управления вектором тяги.

Сложной была проблема обеспечения надежного запуска двигателей первой ступени при минометном старте ракеты. Огневые испытания двигателей на стенде начаты в апреле 1970 года. В 1971 году конструкторская документация передана на Южный машиностроительный завод для подготовки серийного производства. Испытания двигателей проводились с декабря 1972 года по январь 1973 года.

В ходе летных испытаний ракеты Р-36М выявилась необходимость форсирования двигателя первой ступени на 5 процентов. Стендовая отработка форсированного двигателя была завершена в сентябре 1973 года, и летные испытания ракеты продолжены.

С апреля по ноябрь 1977 года на стенде "Южмаша" была проведена доработка двигателя с целью устранения причин выявленных высокочастотных колебаний при запуске. В декабре 1977 года вышло решение Министерства обороны о доработке двигателей.

Маршевый двигатель второй ступени Р-36М разрабатывался в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. К разработке ЖРД РД-0228 Конопатов приступил в 1967 году. Разработка была завершена в 1974 году.

После смерти Янгеля в 1971 году главным конструктором КБ "Южное" был назначен Владимир Уткин.

Система управления МБР Р-36М разработана под руководством главного конструктора харьковского НИИ-692 (НПО "Хартрон") Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Твердотопливные заряды пороховых аккумуляторов давления разработаны в ЛНПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Первоначально был установлен гарантийный срок хранения ракеты 10 лет, затем - 15 лет.

Большим достижением новых комплексов являлась возможность дистанционного перенацеливания перед пуском ракеты. Для такого стратегического это новшество имело огромное значение.

В 1970-1971 годах в КБТМ были разработаны проекты двух наземных стартовых комплексов для обеспечения бросковых испытаний на площадке № 67 полигона Байконур. Для этих целей использовалось основное оборудование стартового комплекса 8П867. Монтажно-испытательный корпус построен на площадке № 42. В январе 1971 года начались бросковые испытания ракеты для отработки минометного старта.

Суть второго этапа бросковых испытаний состояла в том, чтобы отработать технологию минометного старта ракеты из контейнера с помощью порохового аккумулятора давления, который выбрасывал ракету, заправленную щелочным раствором (вместо реальных компонентов) на высоту более 20 м от верхнего среза контейнера. В это же время три пороховых ракетных двигателя, расположенных на поддоне, отводили его в сторону, так как поддон предохранял двигательную установку первой ступени от давления газов ПАД. Далее ракета, потеряв скорость, падала недалеко от контейнера в бетонный лоток, превращаясь в груду металла. Всего для исследования минометного старта проведены 9 пусков ракет.

Первый пуск по программе лётно-конструкторских испытаний Р-36М в 1972 году на полигоне Байконур оказался неудачным. После выхода из шахты она поднялась в воздух и вдруг упала прямо на стартовую площадку, уничтожив пусковую установку. Аварийными были второй и третий пуски. Первый успешный испытательный пуск Р-36М, оснащенной моноблочной ГЧ, проведен 21 февраля 1973 года.

В сентябре 1973 года вышел на испытания вариант Р-36М, оснащеннной РГЧ ИН с десятью боевыми блоками (в печати приводятся данные о варианте ракеты, оснащенной РГЧ ИН с восемью боевыми блоками).

Американцы внимательно следили за испытаниями наших первых МБР, оснащённых РГЧ ИН.

"Корабль ВМС США "Арнольд" во время пусков ракет находился у берегов камчатского полигона. Над тем же районом постоянно барражировал четырёхмоторный самолет-лаборатория В-52, оснащенный телеметрической и другой аппаратурой. Как только самолет улетал на дозаправку, на полигоне проводился пуск ракеты. Если же пуск во время такого "окна" осуществить не удавалось, то ждали до следующего "окна" или применяли технические меры по закрытию каналов утечки информации" . Закрыть эти каналы полностью было невозможно. Например, перед пуском ракет Камчатка предупреждала по радиосвязи своих гражданских летчиков о недопустимости полётов в определенный промежуток времени. Осуществляя радиоперехват, американские спецслужбы анализировали метеорологическую обстановку в районе и приходили к выводу, что единственной помехой полётам могут быть предстоящие пуски ракет.

В октябре 1973 года постановлением правительства КБ поручена разработка самонаводящейся ГЧ "Маяк-1" (15Ф678) с газобаллонной ДУ для ракеты Р-36М. В апреле 1975 года разработан эскизный проект самонаводящейся ГЧ. В июле 1978 года начаты летные испытания. В августе 1980 года испытания самонаводящейся ГЧ 15Ф678 с двумя вариантами аппаратуры визирования местности на ракете Р-36М завершены. Эти ракеты не были развёрнуты.

В октябре 1974 года вышло постановление правительства о сокращении типов боевого оснащения комплексов Р-36М и МР-УР-100. В октябре 1975 года завершены лётно-конструкторские испытания Р-36М в трех видах боевой комплектации и РГЧ 15Ф143.

Разработка головных частей продолжалась. 20 ноября 1978 года постановлением правительства принята на вооружение моноблочная ГЧ 15Б86 в составе комплекса Р-36М. 29 ноября 1979 года принята на вооружение РГЧ 15Ф143У комплекса Р-36М.

В 1974 году Южный машиностроительный завод в Днепропетровске приступил к серийному производству Р-36М, головных частей и двигателей первой ступени. Серийное производство боевых блоков 15Ф144 и 15Ф147 было освоено на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

25 декабря 1974 года ракетный полк вблизи города Домбаровский Оренбургской области заступил на боевое дежурство.

Ракетный комплекс Р-36М принят на вооружение постановлением правительства от 30 декабря 1975 года. Этим же постановлением были приняты на вооружение МБР МР-УР-100 и УР-100Н. Для всех МБР была создана и впервые применена унифицированная автоматизированная система боевого управления (АСБУ) Ленинградского НПО "Импульс". Вот как осуществлялась постановка ракеты на боевое дежурство.



"По проекту была предусмотрена схема "завод-старт", т.е. ракета транспортировалась с завода-изготовителя прямо на шахтную пусковую установку. Такой порядок был применен впервые, и была подтверждена высокая надежность систем ракеты. При этом во много раз было сокращено время на-хождения ракеты в незащищенном состоянии: только в пути следования. Таким образом, во время проведения ЛКИ технология подготовки ракеты к пуску заключалась в следующем:

1. С железнодорожной платформы контейнер перегружался на транспортную тележку (была применена бескрановая погрузка: контейнер перетягивался с платформы на тележку). Затем контейнер транспортировался на стартовую позицию, где аналогичным образом перемещался на установщик, который загружал контейнер в ШПУ на вертикальный и горизонтальный амортизаторы. Это позволяло перемещать его по горизонтали и вертикали, что повышало его защищённость (точнее - защищённость ракеты - прим. авт.) при ядерном взрыве.

2. Проводились электрические испытания, прицеливание и ввод полётного задания.

3. Производилась заправка ракеты -одна из трудоемких и опасных операций. Из подвижных заправочных емкостей в баки ракеты заливалось 180 т агрессивных компонентов, поэтому работать приходилось в средствах защиты.

4. Пристыковывались головная часть (РГЧ или моноблок). Затем приступали к заключительным операциям. Закрывалась поворотная крыша, все проверялось, опечатывались люки, и ШПУ сдавалась под охрану караулу. С этого времени несанкционированный доступ в ШПУ исключен. Ракета ставится на боевое дежурство, и с этой секунды ею может управлять только боевой расчёт командного пункта". .
Отметим, что боевой расчёт (дежурная смена) не "управляет ракетой", а исполняет приказы вышестоящих звеньев управления и следит за состоянием всех систем ракеты.
Боевые ракетные комплексы с МБР Р-36М размещались в ракетных дивизиях, имевших ранее на вооружении ракеты Р-36, и находились на вооружении до 1983 года.
С 1980 по 1983 год ракеты Р-36М заменены ракетами Р-36М УТТХ.

Самая мощная в мире ракета «Воевода» заступила на боевое дежурство еще четверть века назад

Первый ракетный полк под командованием подполковника О.И. Карпова с ракетным комплексом (РК) РС-20В (Р-36М2) «Воевода» (по западной классификации - SS-18 «Сатана») заступил на боевое дежурство 25 лет назад в Домбаровском ракетном соединении (Оренбургская обл.).

В июне 1979 г. в Конструкторском бюро «Южное» под руководством генерального конструктора В.Ф. Уткина было разработано техническое предложение по ракетному комплексу «Воевода» с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой 4-го поколения. В июне 1982 г. был выполнен эскизный проект РК с ракетой РС-20В (Р-36М2). Летно-конструкторские испытания ракеты были проведены с марта 1986-го по март 1988 г.

До 1990 г. комплексы с ракетой РС-20В «Воевода» были поставлены на боевое дежурство также в дивизиях, дислоцированных вблизи городов Ужур (Красноярский кр.) и Державинск (Казахстан). По состоянию на 1992 г. было развернуто 88 пусковых установок с ракетами РС-20В «Воевода».

Домбаровское ракетное соединение является на сегодняшний день единственным, где проводятся пуски ракет РС-20Б и РС-20В «Воевода» непосредственно из позиционного района дивизии.

Теперь уже российская ракета Р-36М2 "Воевода", она же "Сатана", по мнению издателей "Книги рекордов Гиннеса" - самая мощная и самая тяжёлая в мире. По весу она сравнима с Кремлёвским "Царь-колоколом" или символом США – "статуей Свободы" - более 200-т тонн.

Ракета может доставить на североамериканский континент 10 ядерных и сотни ложных боеголовок из любой точки России. При этом суммарный залп только одной ракетной дивизии по мощности равен более 13-ти тысячам атомных бомб, сброшенных на японский город Хиросиму.

"Сатане" не страшна любая противоракетная оборона.

К 2018 году на вооружении российских войск должна появиться новая тяжёлая жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Оружие станет ответом России на развёртывание американских систем ПРО в Европе, передает РИА Новости.

«Строительство ракеты продолжается. Завершение - 2018 год», - заявил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев.

Тактико-техническое задание на разработку МБР было разработано ещё в прошлом году, а в настоящий момент начались опытно-конструкторские работы. Разработчиком ракеты выступает Государственный ракетный центр имени Макеева и реутовское «НПО машиностроения», а изготовителем -- Красноярский машиностроительный завод.

Ранее Министерство обороны РФ уже анонсировало разработку подобного оружия в том случае, если США не откажется от политики создания ПРО в Европе. Каракаев тогда отметил, что для преодоление этой ПРО России необходимы новые жидкостные МБР со стартовой массой около 100 тонн, имеющие качественное соотношение стартовой массы и полезной нагрузки.

Новая ракета призвана заменить тяжелую баллистическую ракету Р-36М2 «Воевода», более известную как «Сатана». До этого все последние российские разработки межконтинентальных баллистических ракет -- как морского базирования ("Булава"), так и сухопутного ("Тополь-М", "Ярс") -- являлись твердотопливными.

Консультант командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник в отставке Виктор Есин заявил:

"Мы бы не стали создавать тяжелые ракеты, если бы американцы не размещали систему ПРО. Решение России создать новую МБР не приведет к возвращению периода холодной войны. Это скорее приведет к обострению и к определенной гонке вооружений."

Ранее Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания.

Леонид Ивашов, военный эксперт, директор Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса, прокомментировал для «Однако» новую разработку:

"Во-первых, меня радует, что мы возвращаемся к жидкостным ракетным двигателям, потому что это более мощные и менее вредные для экологии ракеты. Во-вторых, на базе этой ракеты будет выстраиваться не только военная система, это ещё и перспективная космическая ракета. Плюс, будут задействованы, возрождены, те предприятия, которые спасовали или деградировали после того, как мы перешли на твёрдотопливные «Булаву», «Тополь» и другие системы. Я в этом вижу только пользу."

Конечно, эта новая тяжёлая ракета представляет конкуренцию. Американцы вообще практически полностью перешли на твёрдотопливные ракеты, а энергетически мощные (а значит способные выводить более серьёзные грузы и на орбиту, и в качестве боевых головок) - это жидкостные ракеты, на новых видах топлива.

Да, в какой-то мере это может быть ответом на развертывание американской системы ПРО в Европе. Но ПРО в Европе – это большой блеф, большая обманка, и не особенно волнует многих военных специалистов, и меня в том числе. Наши ракеты летают не через Европу, траектории их проходят гораздо севернее.

Видео запуска ракеты Р-36М2 "Воевода" (Сатана):

Мощнейшая ракета на Земле на сегодня – это РС-36М или SS-18 «Сатана» (по классификации специалистов НАТО), по российской системе обозначений оружие называется «Воевода». Состоит на вооружении РВСН с конца 70-х годов и по сегодняшний день.

Это самая страшная ракета для потенциальных врагов, поскольку для нее нет недостижимой точки на Земле, и в считанные секунды ее боевой заряд сметет все живое в радиусе 500 км2. Поэтому на Западе РС-36М считается созданием дьявола. Наличие такого вооружения препятствует агрессии со стороны западных «партнеров» и служит сдерживающим фактором для развязывания глобальной войны.

История

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана» разрабатывалась на базе другой ракеты Р-36, но конструкторами были произведены существенные доработки. Проектировать оружие начали в 1969 году, сборка экспериментальных образцов завершилась к концу 1975 года.

В 1970 году в конструкцию внедрили изменения, касающиеся повышения надежности основных деталей и оборудования. В середине того же года все контролирующие инстанции одобрили окончательный проект «Сатаны» и КБ «Южное» получило разрешение на выпуск модернизированных РС-36М. Последние пробные запуски произведены в конце ноября 1979 года.

Ракета «Сатана» создавалась специалистами конструкторского бюро «Южное», руководитель М.К. Янгель, а после его ухода из жизни – В.Ф. Уткин. Была спроектирована совершенно уникальная межконтинентальная ракета с улучшенными техническими параметрами.

При запусках ракет, имеющих большую массу, специалисты сталкивались с проблемой их амортизации в шахтах.

Конструкторы легендарного КБ «Спецмаш» решили применить сжатый газ для придания ускорения на старте. Подобный принцип получил название минометного старта, что было применено впервые для оружия таких размеров и веса. Применение подобной схемы существенно снижает массу боевой единицы и затраты на ее запуск.

Кроме этого, специалисты создали амортизаторы, которые давали возможность запускать и более массивные ракеты, чем «Сатана». Благодаря уникальному способу запуска, РС-36М «Воевода» опередила минимум на 30 лет все существующие в мире ракетные системы.


К разработчикам из КБ «Южное» и КБ «Спецмаш» присоединились и москвичи из КБТМ. Руководитель проекта В. Соловьев предложил маятниковую систему крепления в ШПУ. Проект был одобрен Минобщемашем и разрешен к выпуску, но принята в окончательном виде все-таки разработка «Спецмаша» с минометным способом запуска с применением усиленных амортизаторов.

Окончательный проект Р-36М включал 4 типа боеголовок:

  1. одноблочная ГЧ 15Ф171 с ББ 15Ф172 – мощность более 20 Мт;
  2. РГЧ 15Ф173 включает10 неуправляемых скоростных боевых боеголовок (ББ) 15Ф174 – мощность каждой более 0,8 Мт;
  3. ГЧ 15Ф175 с “легким” ББ 15Ф176 – мощность около 8,3 Мт;
  4. разделяющаяся головная часть 15Ф177 с шестью неуправляемыми ББ 15Ф174 и четырьмя управляемыми ББ 15Ф178.

Были и другие разработки, но до серий они не дошли.

Технология установки в шахту и проведение испытаний

Для проведения полноценных испытаний модернизированного ракетного комплекса в 1971 году на Байконуре была создана специальная пусковая площадка. В процессе испытаний использовался муляж ракеты, поскольку испытать подобное оружие без катастрофических последствий для окружающей среды невозможно.


Испытатели проверяли способность «Сатаны» взлететь как минимум на высоту 20 метров. Также проверялась работоспособность двигателей и своевременность их запуска. Всего было произведено 43 запуска, 36 из которых прошли успешно, но 7 раз муляж ракеты падал на землю.

Конструкторы предусмотрели революционный для нашей страны метод установки по схеме завод – старт. Он предусматривал полную сборку «Воеводы» на заводе с последующим монтажом непосредственно в шахту.

В результате сократилось время нахождения комплекса без защиты.

Основной риск оставался только на этапе доставки комплекса к месту запуска. «Сатану» привозили железнодорожным транспортом, контейнер перегружали без использования подъемного крана на специальную транспортную тележку. Посредством этой тележки она доставлялась к ШПУ и автоматически монтировалась.


Стыковку непосредственно ракеты с ее боевой частью выполняли после ее заправки. Для этого в баки заливали около 180 тонн ядовитых и довольно агрессивных веществ. После соединения частей ракеты крышу ШПУ закрывали, опечатывали и сдавали под охрану караульным ракетчикам.

Особенности конструкции

Специально для новой ракеты КБ «Энергомаш» спроектировало двигатель РД-264, состоящий из 4-х ракетных установок РД-263 с одной камерой. Он устанавливался на первую ступень «Сатаны». Вторая ступень оснащалась однокамерным маршевым двигателем РД-0228, созданным специалистами КБ Химической автоматики, руководитель А. Конопатов.


Дальнейшее производство велось на Южмаше г. Днепропетровск. Дополнительно имеется четырехкамерный рулевой двигатель. Двигательные установки работают на несимметричном диметилгидразине с азотным тетраксидном окислителем. Промежуточный поддон разделяет бак с горючим и емкость с окислителем.

Ступени разделяются по принципу газодинамики – срабатывают разрывные болты, соединяющие части ракеты, выбрасываются газы наддува топливных баков через предназначенные для этого окна.

По корпусу проведена, защищенная кожухом, сеть кабелей и пневмогидравлическая система.

За точность стрельбы отвечает цифровая вычислительная система, установленная на борту «Сатаны». Боевое оснащение отличается повышенной надежностью, точностью попадания, ядерной безопасностью при хранении, пожаробезопасностью, стойкостью к различным видам излучений.

В случае применения потенциальными противниками ядерного удара по району базирования Р-36М, теплозащитное покрытие поможет преодолеть зараженную зону, а гамма-нейтронные датчики выключат силовую установку, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Ракета продолжит движение вне опасной зоны и поразит намеченную ранее цель. Таким образом, «Сатана» малоуязвима для ядерных сил неприятеля и систем противоракетной обороны.


Конструкторские решения улучшили такую характеристику, как точность стрельбы в три раза по сравнению с ранее созданной Р-36. Время подготовки к пуску сократилось практически в 4 раза. Защита пусковой установки была улучшена в 30 раз.

Тактико-технические характеристики

ТТХР-36М «Сатана» уникальны и до сих пор не имеют аналогов в мире. Ракета обладает отличными боевыми и техническими характеристиками. Самые значимые из них представлены в таблице.

Длина ракеты, м 34,3
Диаметр, м 3
Масса на старте, т 211,4
Масса головной части, т 8,47 – 8,73
Масса горючего, т 180
Жидкое топливо I ступени, т 150,2
Жидкое топливо II ступени, т 37,6
Жидкое топливо ступени разведения, т 2,1
Окислитель азотный тетраоксид
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Go, кгс/тс 42.1
Максимальная дальность полета ракеты, км 16000
Число ступеней 2
Коэффициент полетной надежности 0,974
Уровень надежности 2
Продленный срок эксплуатации, лет 25
Гарантийный срок службы, лет 15
Температура воздуха для возможности боевого применения ракеты от -50 до +50°С
Скорость ветра для возможности боевого применения, м/с до 25
Скорость полета ракеты, м/с до 3120
Количество боевых боеголовок в одной ракете 10
Система управления инерциальная автономная
Тип запуска Минометный старт из ШПУ
Радиус гарантированного точного попадания в цель, м 1 000

Несмотря на неоднократные попытки наших, так называемых, западных «партнеров», уничтожить или значительно уменьшить запас этих ракет в системе ядерного щита страны, «Воеводы до сих пор несут службу на рубежах России. Они будет работать на оборону страны в РВСН Российской Федерации до 2026 г.

Боевое применение

На вооружении России сегодня стоят 75 «Сатана». Ракеты заключают в себе 750 ядерных боезарядов. Всего ядерный щит РФ насчитывает больше чем 1670 боевых зарядов и половина из них – это «Сатана». Но с 2015 года часть ракет этой модификации постепенно заменяется более современными боевыми ракетными комплексами.

Боевое применение «Сатаны» не осуществлялось ни разу из-за того, что это очень мощное смертоносное оружие может нанести непоправимый ущерб экологии и человечеству в целом. Применение даже одной ракеты может привести к исчезновению, например, целого штата на территории США. В середине 80-х гг. производилась массовая замена Р-36М на усовершенствованные установки.

Вместо утилизации из-за ее дороговизны, было принято решение об их использовании для запуска искусственных спутников.

Р-36М недоступна электромагнитным импульсам, так как СУ «Воеводы» продублированы пневматическими и электронными автоматами. Для преодоления противоракетной обороны неприятеля «Сатану» оснастили ложными целями, как легкими, так и квазитяжелыми, дипольными отражателями и генераторами активных помех.

Благодаря усилиям советских ученых и конструкторов, работавших над созданием баллистического ракетного комплекса «Сатана» или «Воевода», было создано уникальнейшее и сильнейшее оружие на планете. Эти межконтинентальные ракеты являются гордостью Российских РВСН и в наше время.

Несмотря на огромные прилагаемые усилия, потенциальные противники Российской Федерации до сих пор не смогли создать ничего подобного по мощи и эффективности. России можно не опасаться за безопасность нашей Родины и ее жителей.

Видео

Работы по созданию стратегического ракетного комплекса Р-36М2 начались в августе 1983 года. Основная их цель – доработка предыдущей версии комплекса – Р-36М УТТХ. Обновлённый комплекс, получивший название «Воевода» (или ракета «Сатана» по классификации НАТО), должен был обладать более высокой противоядерной защитой и способностью преодолевать перспективную американскую ПРО. Разработку комплекса возглавил один из руководителей КБ «Южное» Станислав Иванович Ус.

Воплощение передовых технических решений

Создатели Воеводы В.Г. Сергеев, С.И. Ус и В.Ф. Уткин

Разработка уникального комплекса завершилась в сентябре 1989 года. В результате колоссальных усилий советского ВПК удалось создать самое мощное в мире ракетное средство доставки ядерного оружия, на многие годы ставшее «головной болью» наших вероятных противников.

Благодаря внедрению новейших научных достижений, удалось почти в 1,5 раза повысить точность поражения, в 3 раза длительность автономного полёта, в 2 раза сократить время готовности к пуску. Модернизированная ракета «Сатана» могла «высыпать» на голову агрессора с десяток постоянно маневрирующих неуязвимых для ПРО ядерных боеголовок индивидуального наведения общей массой около 9 тонн.

Борьба за живучесть

Значительно увеличилась живучесть комплекса, в частности шахтных пусковых установок, что позволяет производить пуски даже после нанесения ядерного удара. Ракета в полёте стала практически неуязвима для поражающих воздействий ядерного взрыва. Этого удалось достичь, благодаря применению специального многофункционального покрытия и уникального головного обтекателя.

Вне конкуренции

Ракета «Воевода», как и все её предшественницы имеет тандемную схему расположения ступеней. Это во всех отношениях самая мощная в мире ракета весом более 210 тонн и длиной свыше 34 метров. Для сравнения, её американская визави «Минитмен III» вдвое короче и почти в 7 раз легче.

Тактико-технические характеристики межконтинентальных баллистических ракет

Ещё одно советское ноу-хау, воплощённое в ракете «Воевода» — миномётный старт. Из шахты ракета стартует не с помощью включённых двигателей первой ступени, а за счёт срабатывания пороховых аккумуляторов давления, которые буквально выстреливают её из транспортно-пускового контейнера, после чего и происходит запуск двигателей.

Однако самую большую проблему для наших недругов представляет усовершенствованный комплекс преодоления ПРО, куда входит целое облако ложных целей, полностью имитирующих боевые блоки на завершающем участке полёта. «Воевода» в случае войны превращается для своих врагов во всё уничтожающего «Сатану», оживший наяву кошмар, воспетый в голливудских блокбастерах, от которого нет и не может быть спасения.

Запас прочности

Комплекс «Воевода» прошёл свой четвертьвековой рубеж в зените славы и могущества. Ему по-прежнему нет равных и он, как и прежде на посту. Пять лет назад после очередных успешных стрельб в российском оборонном ведомстве было принято решение о продлении срока его эксплуатации ещё, как минимум, на ближайшие 23 года.

«Воевода» — оружие возмездия. По некоторым данным, из 350 стратегических ракет, стоящих сегодня на вооружении, пятая часть приходится на него. А через 3-4 года ожидается солидное подкрепление – стратегический комплекс нового поколения «Сармат».

Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара .

Основные черты комплекса:

  • пусковая установка - стационарная, шахтная ;
  • ракета - двухступенчатая с ЖРД на высококипящих компонентах топлива (АТ +НДМГ), с миномётным стартом из транспортно-пускового контейнера ;
  • система управления ракеты - автономная, инерциальная , на основе бортовой цифровой вычислительной машины;
  • ракета допускает применение различных видов боевого оснащения (головных частей), в том числе разделяющихся с индивидуальным наведением боевых блоков .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Запуск межконтинентальной ракеты «Воевода»

    ✪ Р-36М РС-20 SILO ISBM SS-18 2008 год Державинск Казахстан

    ✪ TOP 10. Самые мощные ядерные ракеты (2019 г)

    ✪ Самая мощная ядерная ракета в мире Р 36М САТАНА

    ✪ Самая мощная в мире ракета РС-20В "Воевода" SS-18 "Сатана"

    Субтитры

История создания

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36 .

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт и дальностью полёта 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Испытания

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.

Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .

В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Модификации

Р-36М УТТХ

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018 , код СНВ - РС-20Б SS-18 Mod.4 ) с ракетой 15A18 , оснащённой 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300 000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счёт:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения высокозащищённых шахтной пусковой установки и командного пункта;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ .

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полёте они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем . Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшенных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537 . Используется миномётный метод запуска ракеты.

Лётно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 года на полигоне Байконур . По программе лётных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 года три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 год было развёрнуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе шести ракетных дивизий. На май 2006 года в состав РВСН входило 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащённых 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надёжность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя лёгкого класса «Днепр » на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2.

Р-36М2 «Воевода»

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того, было необходимо повысить защищённость ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва .

Ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М , код СНВ - РС-20В , по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6 ) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжёлого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищённых современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара. Ударом из 8-10 ракет 15А18М (в полной комплектации) обеспечивалось уничтожение 80 % промышленного потенциала США и большей части населения.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2 . Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлён маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищённости и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счёт повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения , в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года, а 11 августа ракетный комплекс принят на вооружение . Лётно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года.

Пуски

21 декабря 2006, в 11 часов 20 минут по мск, был произведён учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009, в 9 часов 30 минут по мск, был произведён пуск РС-20В («Воевода»); пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль сообщил: «24 декабря 2009 года в 9:30 мск РВСН проведён пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области». По его словам, пуск проведён в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения лётно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

Р-36М3 «Икар»

В 1991 году был разработан проект ракетного комплекса пятого поколения Р-36М3 «Икар» , но переговоры по Договору СНВ-1 и распад СССР привели к прекращению работ по этой теме.

Ракета-носитель «Днепр»

«Днепр» - конверсионная космическая ракета-носитель , созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода» кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300-900 км.

Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас ».

РН «Днепр» используют в двух модификациях:

  • «Днепр-1» - использующую основные составные части МБР без доработок, за исключением переходника обтекателя.
  • «Днепр-М» - вариант РН, модернизированный установкой дополнительных двигателей ориентации и стабилизации, доработкой системы управления и применением удлинённого головного обтекателя, за счёт чего достигнуты более широкие возможности по выведению полезного груза, в том числе увеличенная максимальная высота орбиты.

Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-й Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.

Тактико-технические характеристики

Р-36М Р-36М УТТХ Р-36М2 «Воевода»
Тип ракеты МБР
Индекс комплекса 15П014 15П018 15П018М
Индекс ракеты 15А14 15А18 15А18М
По договору СНВ РС-20А РС-20Б РС-20В
Код НАТО SS-18 Mod 1 «Satan» SS-18 Mod 3 «Satan» SS-18 Mod 2 «Satan» SS-18 Mod 4 «Satan» SS-18 Mod 5 «Satan» SS-18 Mod 6 «Satan»
Пусковая установка ШПУ 15П714 типа ОС-67 ШПУ 15П718 ШПУ 15П718М
Основные ТТХ комплекса
Максимальная дальность, км 11 200 16 000 10 500 11 000 16 000 11 000
Точность (КВО), м 500 500 500 300 220 220
Боеготовность, сек 62
Условия боевого применения
Тип старта миномётный из ТПК
Данные ракеты
Стартовая масса, кг 209 200 208 300 210 400 211 100 211 100 211 400
Количество ступеней 2 2 + ступень разведения
Система управления автономная инерциальная
Габаритные размеры ТПК и ракеты
Длина, м 33,65 34,3 34,3
Максимальный диаметр корпуса, м 3,0
Боевое оснащение
Тип головной части «тяжёлая» моноблочная «лёгкая» моноблочная РГЧ ИН РГЧ ИН моноблочная РГЧ ИН
Масса головной части, кг 6565 5727 7823 8470 8470 8730
Мощность ядерного заряда 25 Мт 8 Мт 10х400 Кт или
4х1 Мт + 6х400 Кт
10х500 Кт 8 Мт 10х800 Кт
КСП ПРО
История
Разработчик КБ «Южное»
Конструктор 1969-1971 гг.: М. К. Янгель
с 1971 г.: В. Ф. Уткин
В. Ф. Уткин
Начало разработки
Пуски
Пуски бросковых макетов
Всего пусков
Лётно-конструкторские испытания
Пуски с ПУ с 21 февраля 1973 с 31 октября 1977 г. c 21 марта 1986 г.
Всего пусков 43 62
Из них успешные 36 56
Принятие на вооружение 1978 г. 1979 г. 1980 г. 1988 г.
Изготовитель


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: