Термин искусство многозначен чаще всего он. Артист - это многозначный термин. Изобразительное искусство. История его развития в России

21 сентября 2017

Артист - этодостаточномногозначный термин,под которымпринято понимать представителя какого либо зрелищного искусства: театра, музыки, балета, кинематографа, эстрады или цирка. В женском роде используется слово «артистка».

Значение слова «артист»

Артист - это (фр. artiste, средневековое - лат. artista - искусник, художник, мастер от лат. ars - искусство) человек, который ведёт свою деятельность в области искусства. Артистом величают такого человека, который показывает своё талантливое мастерство перед зрителями. Значение слова очень объемно по своей сути. Оно объединяет в своем понятии несколько направлений.

Так, артистом может быть оперный певец, работник цирка, драматический актёр, артист эстрады или исполнитель ролей в кинофильмах. Ещё разделяют артистов на музыкальных, хореографических, сценических, а также танцовщиков. Также пользуется спросом переносное, ироничное толкование этого слова.

Артист - это человек, обладающий высоким мастерством в какой-нибудь творческой сфере. От слова «артист» образовано прилагательное «артистичный», что характеризует человека, как личность, обладающую творческим мастерством или одарённую в художественной области.

Также артистом могут называть художника в узком смысле: живописца, скульптора, архитектора, гравёра. Слово «артист» не было известно в древнее время. Греки и римляне под данным словом понимали два выражения. Так, артистом мог быть как артист-художник, так и ремесленник.

В современном мире сложно провести конкретную линию, которая бы могла определить, где заканчивается художественная деятельность и начинается ремесленная работа. Поэтому слово «артист» - это понятие, которое иногда относится к мастерам одной или другой отрасли промышленности, вносящим в свою деятельность небольшую частичку вкуса и понимания изящного.

Зарождение данного понятия

Предками артистов, как ни странно, были шаманы и колдуны. Как раз представители этого рода деятельности оказались первыми людьми, которые воспевали песни и демонстрировали различные танцевальные движения, перевоплощаясь в покровителей рода - тотемных животных. Однако стоит заметить, что шаманы и колдуны не прилагали особых усилий, чтобы вызвать симпатию у своих современников, так как их основной целью было соединение с потусторонним миром.

Получается, по своему внутреннему содержанию слово «артист» может быть применено к каждому, кто стремится любым способом произвести впечатление прекрасного, изящного или гармоничного. При этом без разницы, является ли воплощаемая идея красоты личным творением и проявлением таланта конкретной особы, или это - пример искусного подражания.

Артист или актёр

Оба понятия пришли из французского языка. Они, разумеется, взаимосвязаны между собой. Однако считать, что они являются синонимами - это ошибочное предположение.

Итак, актёр - это человек, обладающей профессией, которую можно применить на театральной сцене, в кадре киноленты или рекламном видео. Актёры являются исполнителями разноплановых ролей.

Сравнение созвучных слов

Основной отличительной чертой актёра является его узкая специализация. Человек занят исключительно исполнением ролей. Он может исполнять как комедийную роль, так и трагическую. Актёр должен обладать умением мастерского перевоплощения и отлично входить в образ того или иного героя. Внешне такое перевоплощение происходит с помощью удачного грима и подбора костюмов. Актеры должны обладать соответсвующими характеристиками для достижения успеха.

Однако стоит заметить, что особа, достигшая высот в своей творческой деятельности, называется именно артистом. Данное слово всегда входит в состав почётного государственного звания.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком, языком всеобщим, функционирующим во всем социальном времени и во всем социальном пространстве.

А. Н. Илиади утверждал, что достаточно представить хотя бы один из бесчисленных шедевров искусства, чтобы уяснить, какую актуальную значимость сохраняют они для современности, поскольку являются прежде всего памятниками (часто единственными), которые в подчеркнуто эмоциональной форме свидетельствуют о жизнедеятельности прошлых эпох, о социальных процессах и событиях из жизни тех поколений, при которых они были созданы. Поэтому по ним во всей возможной многогранности и воссоздается потомками культура прошлых эпох в единстве ее материальной и духовной сторон. Даже тогда, когда от этой эпохи сохранились свидетельства историков и научные трактаты, политические и религиозные доктрины, кодексы нравственности и морали, объединить все это в целостность, изоморфную к жизнедеятельности, казалось бы, безвозвратно прошедшей эпохи, может искусство и только искусство. Происходит это потому, что искусство доносит до нас не просто сведения о фактах истории, событиях и научных открытиях. Шедевры искусства несут через века значение и смысл жизни, каким он представлялся человеку той эпохи не только в общеродовом плане, но и в личностном переживании значимости, и в смысле своей жизнедеятельности, своей борьбы за надежды и идеал, из чего выкристаллизовываются в конечном счете мысли, чаяния, переживания и борьба за будущее или против него тех или иных людей, сословий, классов, народов, государств.

«Значимость искусства как универсального языка человеческой культуры, - делал справедливый вывод А. Н. Илиади, - закреплена в художественно-образной структуре его конструкций, делающих его в наиболее полной степени из всех языковых систем, известных человечеству (естественных языков, языков науки), доступными для воспитания человечества в целом, причем не только вне этнических или государственных границ данной эпохи, но и в последующие века. Тем самым устанавливается своеобразный диалог между различными поколениями, актуализирующий опыт протекшей жизнедеятельности и создающий возможность дальнейшего “рывка” в социальное будущее с плацдарма этого актуализированного опыта» .

Таким образом, искусство как универсальный язык культуры есть, с одной стороны, воспроизведение этой культуры в ее специфических системах, т. е. воспроизведение конкретно-исторического образа жизни людей различных эпох и этнических регионов, а с другой - утверждение и развитие отражаемого образа жизни, отражаемой культуры. Это сложный механизм диалектики культуры и искусства, образа жизни и его художественной равнодействующей.

Искусство, являясь универсальным языком культуры, особой знаковой системой, использует различные знаки. Но знаки именно художественные.

Знак художественный - термин, обозначающий реальность не в чисто предметном бытии искусства, а скорее в его функционировании.

В силу этого исходной становится не проблема знака как такового, а проблема вычленения знакового многообразия, проявляющегося прежде всего в социальном бытии - потреблении, восприятии искусства. Элемент художественной формы, будь то мелодический оборот, архитектурная деталь или обособленно рассматриваемое изображение отдельного предмета в живописи, имеет четыре свойства знака:

  • 1) он обладает значением;
  • 2) информирует нас о чем-то отличном от пего;
  • 3) употребляется для передачи информации (хотя и не обычной, а окрашенной эмоционально-эстетическим отношением автора к репрезентируемому);
  • 4) функционирует в знаковой ситуации (пока произведение не воспринято нами, оно не существует для нас как явление искусства). Поэтому такой элемент как будто бы можно назвать художественным знаком.

Но еще четыре свойства отличают этот художественный знак от обычного. Каждое средство в искусстве весьма многозначно, в то время как знак единичен и устойчив по значению. Многозначность каждого из выразительных средств искусства имеет двоякую природу. Его различные значения зависят, с одной стороны, от ситуации и контекста, в которых оно применено (Е. Басин называет такую полисемию «речевой»), а с другой - от его истолкования воспринимающими индивидами («языковая полисемия»). Оба вида полисемии не являются целиком произвольными. Как пишет Басин, произведения искусства всегда воспринимаются не только глазом индивида, но и через него глазами «общественного субъекта» - общества. Вот почему «языковое» значение произведений искусства во многом определяется обществом и относительно не зависит от индивида. Таким образом, в искусстве, помимо «речевого» значения и «речевой» полисемии имеется языковое значение - относительно устойчивое социальное и общезначимое". Тем не менее многозначность выразительных средств искусства остается неоспоримым фактом. Как в музыке, так и в живописи, да

и в любом виде искусства, знак не может быть однозначным. Содержание (значение, которое вкладывает в него автор) прочитывается адресатом не всегда полностью адекватно. Иногда содержание это может быть даже более полным, нежели задумывал сам автор. Часто же содержание, которое извлекает воспринимающий, уже того, которое имел в виду художник. Специфика музыки заключена в том, что большое значение при восприятии имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. И даже тогда, когда мы смотрим лишь нотный текст, мы невольно выступаем в качестве интерпретатора. (Впрочем, и при восприятии живописного холста мы являемся определенным образом его интерпретатором.) Не случайно для композитора так важно исполнение его произведений. Второе отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен из данного контекста и без изменений использован в другом контексте, как это характерно для обычного знака. Наконец, самые главные отличия - это большая самостоятельная роль формы художественного знака и ее иное соотношение с содержанием, чем у обычных знаков. У них в большинстве случаев материальная форма произвольна по отношению к значению. В искусстве же даже при небольшом изменении формы изменяется и содержание. Нам не безразлично, например, в каком регистре, каким инструментом, в каком темпе исполняется та или иная мелодия, не говоря уже об изменении в ней хотя бы одного-двух звуков. Точно так же без ущерба для содержания нельзя переставить слова в стихах, изменив тем самым ритм, или заменить какое-либо слово сто синонимом. Одна из причин невозможности получить полное представление о живописном полотне по репродукции заключается в изменении, даже при высоком уровне техники, всех элементов формы, цвета, фактуры и т. д. Вот почему понятие «знак художественный» может применяться лишь как метафорическое.

Поскольку нас интересует характер соответствия художественных знаков формам реальных предметов, из всех существующих многочисленных классификаций знаков мы берем ту, которая основана на разделении знаков по их типу соотношения с денотатами (ее впервые предложил Ч. Пирс). И хотя сегодня семиотика далеко ушла от теории Пирса и часто весьма критична по отношению к ней, такого рода классификация знаков может помочь во многом объяснить специфику художественных знаков. С этой точки зрения знаки делятся на три группы:

  • 1) знаки-изображения (иконические знаки);
  • 2) знаки-признаки (симптомы, индексы, индикаторы);
  • 3) условные знаки (знаки-символы).

По аналогии с этим и среди художественных знаков можно выделить три основных типа: художественные изображения, которые будут близки классическим знакам-изображениям, художественные «выразительные приемы» (включая интонационные знаки) и художественные «символические средства». Термин «символ» многозначен и в разных сферах имеет различный смысл. Поэтому следует учитывать, что здесь он употребляется лишь в одном из многих смыслов, а именно как обозначение элементов художественной формы, которые аналогичны условному знаку и которые должны быть сопоставлены с типами знаков вне искусства. Однако, прежде чем провести такое сопоставление, надо сделать существенную оговорку. Следует подчеркнуть исключительную приблизительность, условность предложенного разделения художественных знаков, вытекающую из многозначности и многофункциональности каждого из них. Конкретное художественное средство, примененное в том или ином произведении искусства, характеризуется одновременно и с изобразительной, и с выразительной, и с символической (условно-знаковой) сторон. Художественное изображение и художественное символическое средство одновременно всегда являются в какой-то мере и выразительными приемами, поскольку эмоциональная выразительность есть неотъемлемое, обязательное качество всякого искусства и «пропитывает» собою насквозь всю ткань художественного произведения. Выразительный прием и символическое средство зачастую (хотя и не всегда, не во всех видах искусства) обладают хотя бы некоторыми признаками изображения. Наконец, изображения и выразительные приемы обязательно содержат черты условности, что сближает их с символическими средствами. Поэтому точнее говорить о совместном существовании трех типов художественных знаков.

По отношению к языку искусства и понятие знаковой системы может быть применено лишь частично.

Художественный язык имеет три свойства знаковой системы: связь существующих «знаков» и введение новых на основе правил, зависимость значения «знака» от его места в системе. Но другие свойства обычной знаковой системы ему не присущи. «Словарь» средств, применяемых в данном виде искусства, невозможно составить по нескольким причинам, и в частности, из-за того, что художник почти не использует уже готовые средства, созданные другими, а создает новые средства по образцу существовавших ранее. Следовательно, язык каждого вида искусства - это набор не готовых «знаков» («слов»), а лишь определенных типовых форм, от которых отталкивается автор при создании собственного языка, состоящего во многом из новых оригинальных элементов. При отсутствии таких элементов творчество художника воспринимается как банальное по языку, эпигонское, не имеющее самостоятельной ценности, хотя не раз возникали проекты создания словаря художественного языка, например, музыки на основе привязки его к естественному языку.

Еще одно отличие художественного языка от знаковой системы состоит в невозможности перевода созданных на его основе текстов на другой художественный язык. Здесь имеются в виду не общеизвестные случаи создания новых, самостоятельных произведений в одном виде искусства на основе образов другого вида (программное музыкальное произведение на сюжет стихотворения или картины, театральная инсценировка или киноэкранизация романа и т. п.), а именно переводы, целиком равнозначные оригиналу, способные его заменить.

Высказанное положение не опровергается общеизвестным фактом существования полноценных переводов с одного языка на другой в литературе. Дело в том, что при переводе прозы художественный язык (как система образных средств) вообще не меняется; иным становится лишь материал (вербальный язык). В поэзии же перевод становится уже видом самостоятельного творчества, так как при переходе к другому вербальному языку часть образных средств оригинала неизбежно видоизменяется. Впрочем, это относится и ко многим прозаическим произведениям, отмеченным высокой степенью поэтичности.

В разных видах искусства разные знаки могут иметь сходное содержание, и, наоборот, сходные знаки могут выражать разное содержание: искусство живописи и музыки - разные знаковые системы. Н. Н. Пу- нин по этому поводу писал:

То, что сказано однажды и именно данным языком, невозможно повторить, переведя на другой язык, - это закон для всего художественного творчества 1 .

Об этом же говорит и М. М. Бахтин. Правда, связывая невозможность перевода с одного языка искусства на другой с проблемой текста, Бахтин пишет:

За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно

Искусство, его виды Многозначность термина. Два основных значения: 1) мастерство, умение, развитые опытом и знанием; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.

Этимология ст. -слав. искоусъ - опыт, церк. -слав. искусьство греч. τέχνη - мастерство, умение, ремесло Сегодня используются англ. Art и нем. Kunst, близкие к своему латинскому эквиваленту - Аrs, который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло»

Определение искусства Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах.

Искусство – часть культуры. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Виды искусства Это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

Три группы Пространственные или пластические виды искусств: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография. II. Временные или динамические виды искусств: музыка, литература. III. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кино. I.

МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПЕРИОДИЗАЦИЯ Каменный век: 2 млн. л. до н. э. – палеолит 10 000 до н. э. – мезолит 5 000 до н. э. - неолит Бронзовый век 2700 до н. э. Железный век между 1 500 и 1400 до н. э. ХРОНОГРАФ 2, 5 млн. лет – возраст самых древних археологических находок. 35 -10 тысячелетия до н. э. - эпоха верхнего палеолита, период возникновения искусства.

Основные черты первобытного искусства Ритуально-магическая сущность; Коллективность деятельности; Практицизм (прикладной характер); Синкретизм – изначальное единство, слитность, нерасчлененность того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы искусства: музыку, поэзию, театр, танец, живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества; Мифологичность.

Пещерные росписи - главный жанр изобразительного искусства первобытных людей. Петрогли фы - высеченные изображения на каменной основе (от др. -греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба). 1864 год - первые пещерные росписи, обнаруженные французским палеонтологом Ф. Гарригу. Самые известные сегодня пещеры – Ляско (Франция), Альтамира (Испания).

Мегалиты Мегали ты (от греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге «Cyclops Christianus»

Виды мегалитов менгир (одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой) кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней (похоже на ворота) и др.

Основные достижения Архитектура Строительство храмов (Шумер), пирамид и храмовых комплексов (Египет). 1792 -1750 до н. э. – годы правления Хаммурапи, строительство зиккурата Этеменанки, известного как Вавилонская башня.

Зиккурат Культовое здание в Шумере (башня), состоявшее из 3 х ступеней – платформ в соответствии с тремя главными божествами – Анну (бог неба), Энлиль (владыка воздуха и земли, сын Анну), Энки (владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб). Наверху находился небольшой храм – жилище бога, к которому подняться можно было по специальным лестницам. Длительный подъем ассоциировался с идеей бесконечного пути в небо. Окраска платформ символична: нижняя – черный цвет – подземное царство, средняя – обожженный кирпич – земная жизнь, верхняя – белого и красного цвета – небо. Храмик бога – синего цвета.

Египет Древнее Царство (2800 -2250 до н. э.) – строительство пирамид Новое Царство (ок. 1580 - ок. 1070) - строительство огромных храмовых комплексов.

Особенности изобразительного канона в рельефе Композиционная организация сцен на основе упорядоченности, например, при изображении шествия фигуры располагаются одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами

Особенности изобразительного канона в рельефе Разномасштабность фигур (например, фараон – самая крупная фигура); Изображение человека: голова и ноги в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисовывалась единой линией; То, что находится дальше, изображается выше;

7 в. до н. э. - ассирийский царь Ашшурбанапал основал в своем дворце Ниневия крупнейшую из известных библиотек, Среди записей, датируемых 26 в. до н. э. , уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.

Эпос о Гильгамеше Самым древним и значительным памятником шумерской литературы является Эпос о Гильгамеше («Сказание о Гильгамеше» - «О все видавшем»). История открытия эпоса в 70 -х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита, сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию.

Египет Появление письменности в период Раннего Царства (ок. 3000 -2800 до н. э) – иероглифы; в иероглифы начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса (травянистое растение) стали делать писчий материал.

Литература Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, повести (например, «История Синухета» - автобиографическая повесть), гимны в честь богов, поэзия. «Книга мертвых»

«Книга мертвых» «Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий.

ВЕДЫ Веды (санскр. веда, букв. - знание) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2 -го - нач. 1 -го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социальноэкономической и культурной истории древнейшей Индии.

Ведическая литература «Ригведа» (веда гимнов) - собрание преимущественно Ригведа религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к 10 в. до н. э. Это э. наиболее древняя и значительная из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. Состоит из 10 книг, объединивших 1028 гимнов. «Махабхарата» - старшая из двух великих эпопей Махабхарата древней Индии. Время, к которому восходят основные ее сказания, время ее «героического века» - рубеж II и I тыс. до н. э. , эпоха межплеменных войн и образования первых государств в долине Ганга. Процесс циклизации этих сказаний и сложения целого эпопеи завершается, по-видимому, к середине I тыс. до н. э. (не позднее IV в. до н. э. , во всяком случае), письменная же фиксация «Махабхараты» может быть отнесена к III - IV вв. н. э.

Театр - Мистерии В период Среднего царства большое развитие получили мистерии, выросшие на основе обрядов в честь бога Осириса. Согласно мифу, бог плодородия Осирис был когда-то царем Египта и научил египтян возделывать землю и сажать сады. Он был убит своим ревнивым и завистливым братом Сетом. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого он воскресил Осириса, дав ему проглотить вырванное у Сета око. Он не остался на земле, а стал править миром мертвых. По одной из версий, Осириса оживила Исида.

Исида -сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Постановки мистерий (по сведениям Геродота) осуществлялись в 16 -ти городах Египта. Участники действа лепили изваяние Осириса, рядом с которым стояли Исида и его сестра Нефтида в траурной одежде и с распущенными волосами. В своих причитаниях они умоляли Осириса вернуться к жизни. Осирис возрождался в процессе обрядов (поисков, оплакивания, погребения, «великого боя»).

Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во все три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением: Фольклор (от анг. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии; Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ; Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Музыкальные инструменты Наиболее часто встречаются изображения арфы, арфы поэтому ее можно считать самым популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого флейту инструмента, по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. Повидимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, которое считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: «В дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…»

Музыкальные инструменты В различных музеях мира хранятся древние египетские музыкальные инструменты: арфа (число струн от 6 до 22), деревянные флейты и барабаны (во Флоренции и Лувре), набл (струнный инструмент с длинным грифом – в Берлине). Большинство исследователей склоняются к тому, что древнеегипетская музыка была одноголосной.

Музыка в Индии Музыка в Древней Индии составляла триединство пения, танца и инструментальной музыки. Широкое развитие получила ритуальная музыка. Считается, что индийская музыка была одноголосной.

Музыкальные инструменты Индии Инструменты, использовавшиеся в практике, весьма разнообразны – это барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги, раковины; основной ударный инструмент – табла (напоминает маленькие литавры). Среди других инструментов популярностью пользовались флейта, саранга (смычковый струнный инструмент с кожаной верхней декой, где были струны играющие – 3 или 4 и резонирующие – от 11 до 41), ситар (семиструнный щипковый), вина (царица ситар инструментов, семиструнный щипковый инструмент с двумя тыквенными резонаторами под грифом).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: