Кем в действительности был Илья Муромец? Илья Муромец: Богатырь силы и духа


Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.

В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".

В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала героя-воина". Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят "калики перехожие", которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины "калики" - это Христос с двумя апостолами.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.

Былинный Илья Муромец

Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.

С детства он был парализован: "сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения". По преданию, в 33 года его излечили от болезни явившиеся ему "калики перехожие" — святые странники, которые напоили его целебной водой. Они же предсказали Илье, что станет он великим богатырем и "смерть ему в бою не писана". После этого молодец получил "силу великую". В благодарность за чудесное исцеление он выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы (сейчас этот храм в центре Карачарово возрождается).

Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. "Илья из Мурома" говорил, что ему "не надо ни серебра, ни золота", что для него одна награда — "Руси служить, от врагов ее оборонять". Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему "к обеденке поспеть в стольный Киев-град".

О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на "соколе-корабле" — и больше о нем нет известий.

Святой Илия Печерский

Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. "Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы", — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).

Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, "подвизался" в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.

Как повествует житие святого Илии, он "скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони". Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).

По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.

"Синаксарь" (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что "святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием". Поступив на военную службу, он стал "одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя".

В "Синаксаре" также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там "святую жизнь затворника" и "преставился в мире". Его чудотворные мощи "пребывают нетленными" в Ближних пещерах лавры.

Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что "это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания".

"Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах", — сказал РИА Новости Кириллин.

В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в "Повести временных лет", как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и "событиям государственного значения", тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. "В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить", — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются "довольно поздней записью": их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

"С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция", — рассказывает Кириллин.

Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего "благочестивая, душеполезная история", "наставительный текст". В житии, однако, может присутствовать какая-то "реконструкция" событий, не подтверждаемая фактами, или определенная "редактура", "народное творчество", внесенное в историческую канву. А история "сама по себе идет".

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу.

Экспертиза останков

Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.

Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.

Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце.

Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий.

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

Почитание в войсках и в народе

За что насельник обители был канонизирован? В Русской православной церкви на этот вопрос отвечают, что причисление к лику святых — это "не присвоение награды, а констатация факта", когда Церковь "свидетельствует о том, что человек прославился своей святостью".

"Да, для канонизации нужны определенные условия: факты благочестивого почитания, чудес и так далее, — замечает иеромонах Макарий. — Но заметьте: это все практика недавнего времени. А в древности, скажем, когда причисляли к лику святых Николая Чудотворца или Сергия Радонежского? В отношении них не было никакого соборного акта — их святость известна с древности, и она просто засвидетельствована общецерковным почитанием. И в отношении Ильи Муромца нет никакого "знака качества". С древности его почитают вместе с другими киево-печерскими преподобными, и Церковь сохраняет свое наследие".

В России не так много храмов, посвященных этому святому. В 1990-х годах храмы в его честь были построены в самом городе Муроме и в подмосковном поселке Власиха, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (здесь же действует православный военно-патриотический клуб "Илия Муромец"). А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящен на Белгородчине, недалеко от знаменитой "Прохоровки" — третьего ратного поля России.

На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть — кисть левой руки. Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, "не зарастает народная тропа". Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи.

Он является богатырём, который воплощает идеал мужественного воина и героя. Он фигурировал в киевском цикле былин, благодаря чему о славном воине-герое знают все взрослые и дети. Стоит сказать, что которые сохранены в Киево-Печерской обители, свидетельствуют о том, что славный воин существовал на самом деле. Необходимо познакомиться с биографией мифического героя, который когда-то покорил многих взрослых и детей.

Славным воином, который олицетворял храбрость и мужество, был именно Илья Муромец. Биография персонажа является довольно-таки интересной, поэтому многие люди, которые увлекаются историей, отлично знают все о жизни персонажа, о его успехах и неудачах.

Легенда о деде Ильи Муромца

Популярным и известным персонажем былинного эпоса является именно Илья Муромец. Биография персонажа начинается с легенды, которая связана с его дедом. Согласно ей, дед славного воина был язычником и отказывался принимать христианство. Когда-то он прорубил икону топором, после чего на его род было наложено проклятие. Все мальчики, которые должны родиться, будут калеками.

Прошло 10 лет, после чего у деда родился внук Илья. К огромному сожалению, страшное проклятие, возложенное на его род, исполнилось. Илья Муромец не мог ходить. Он пытался встать на ноги, но все его попытки увенчались неудачей. Вскоре будущий воин стал тренировать руки, однако даже после этого он так и не смог встать на ноги. Наверное, его много раз посещали мысли о том, что он навсегда останется калекой и не сможет ходить, как все.

Героем летописей и былин, которого знает каждый ребёнок и взрослый, является именно Илья Муромец. Биография воина является достаточно интересной и увлекательной. Давайте знакомиться с ней дальше.

Биография Ильи Муромца (краткое содержание). Легенда о восстановлении

Родился Илья под городом Муромом в селе Карачарове, где и прожил свою жизнь до 33 лет. В день рождения Муромца в его дом пришли вещие старцы, которые попросили подать им воды. В этот день случилось невозможное. Муромец объяснил гостям, что он не может встать, но они словно не слышали ничего, что будущий воин хотел им объяснить. Они настаивали на своём и просили его, пока Илья не почувствовал невиданную силу и впервые в своей жизни не встал на ноги.

Удивительно, но учёные, которые исследовали мощи Муромца, подтвердили, что костная ткань полностью восстановилась, и это нельзя не назвать чудом.

Путь в Киев

Напоследок старцы сказали Илье, что он должен отправиться к князю Владимиру на службу. Но они предупредили, что по дороге в столицу он увидит большой камень с надписью. Муромец отправился и увидел его на своём пути. На камне был написан призыв к тому, чтобы воин попытался сдвинуть его с места. Здесь он нашёл коня, доспехи и оружие.

Бой Ильи Муромца с Соловьём-разбойником

Как известно, после своего восстановления Илья Муромец совершил множество подвигов. Главным и самым почитаемым из них был с Соловьём-разбойником. Он оккупировал дорогу до Киева, и никому не давал на неё въехать. Соловей-разбойник был бандитом, который воровал и совершал набеги на дороге. Известно, что данное прозвище ему дали за умение громко свистеть.

Подвиги Муромца

Стоит сказать, что Илья Муромец совершил огромное количество подвигов, а также участвовал в многочисленных сражениях, защищая свою родную землю. Его современники говорили, что воин обладал нечеловеческой силой, и, наверное, именно поэтому в памяти людей он остался самым сильным воином.

Известным персонажем, о котором знают и помнят все взрослые и дети, является именно Илья Муромец. Биография данной личности наполнена различными загадками. Они остаются неразгаданными до сих пор.

С кем участвовал в подвигах Илья Муромец? Биография (кратко)

Стоит отметить, в былинах и легендах часто упоминалось то, что Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич часто совершали подвиги. Однако на самом деле эти персонажи никогда не встречались, и уж тем более не участвовали вместе в боях. Они жили в разных веках. Часто случается, что когда легенды передаются из поколения в поколение, они всё больше и больше обрастают новыми неправдивыми подробностями.

Одним из самых известных и популярных персонажей легенд и былин является Илья Муромец. Биография для детей обычно исключает факты, что многочисленная информация, которая на данный момент известна о легендарном воине, неправдива.

Илья Муромец - великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную родину. Существует несколько фактов, которые подтверждают, что он существовал на самом деле. Илья Муромец сумел пережить свою смерть и оставить огромный след в памяти людей, и они до сих пор считают его самым великим и сильным славным воином. Кто же на самом деле Илья Муромец? Миф или реальный персонаж?

Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
И будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!

Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются...

Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович ) - один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» , «Илья Муромец и Идолище Поганое» , «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» , «Бой Ильи Муромца с Жидовином» .

Прототип Ильи Муромца

По ряду версий, у былинного персонажа был реальный прототип...

Некоторыми исследователями прототипом считается исторический силач Чобитько , по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 г.)...

Согласно Хлебниковской (Ростовской) летописи, датируемой XII веком, в селе Ильинском на реке Белыни в тридцати километрах от Ростова Великого жил богатырь Илья Сокол по прозвищу Муромец . Был он богат и знатен, а его единственную дочь звали Александрой - или Шушей, о которой так часто упоминается во владимирских сказаниях...

Однако не только в русских, но и в европейских легендах упоминается богатырь Илья Муромец! Так в германских эпических поэмах XIII в., основанных на более ранних сказаниях, Илья Муромец представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским . Не исключено, что в основу этих рассказов легли воспоминания людей, гостивших в Константинополе как раз в то время, когда в византийскую столицу приезжал посол Ростово-Суздальского княжества. Его тоже звали Илья , и обладал он феноменальной силой...

* * * * *

Считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. В середине XIX века жители Мурома любили показывать гостям старое русло Оки. Его, по преданию, завалил каменной глыбой Илья Муромец , когда пробовал свою молодецкую силу...

По другой версии это посёлок Муровск в современнной Черниговской области (впрочем, в этом случае прозвище Ильи выглядело бы как «Муровский» (для сравнения - Туровск, князья Туровские) или как «Муровец», что не зафиксировано ни в одном источнике). На данный момент оба эти города считают себя родиной Ильи Муромца . По версии, озвученной в телепроекте «Искатели», Илья Муромец происходил из племени мурома...

Есть версии, что «Муромец» - это прозвище. По одной из них "муромец" происходит от слова "мур" - "стена", что во времена оные означало: "человек-богатырь, которого победить невозможно" . Кто-то считает, что Муромец - профессиональное прозвище: на Киевской Руси мурами звались каменщики. И наконец, есть такие, кто в своих исследованиях опирался на легенду о том, что Илья , прежде чем приступить к ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на печи-муромке...

* * * * *

Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

В документальных источниках имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г . Посланник римского императора Эрих Лассота , посетивший Киев в 1594 г . , оставил описание гробницы Ильи Муромца , находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским , который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г . Останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца .

Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г . Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю.

Угодник Божий Преподобный Илья Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года . Память по церковному календарю - 19 декабря по старому стилю и 1 января по новому.

Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м гг. В 1638 году появилась книга монаха Афанасия Кальфонского "Тератургима" . В ней шла речь о святых угодниках Киево-Печерской лавры. Автор утверждал, что в катакомбах лавры захоронен Илья Муромский , прославленный богатырь. Исследуя церковные источники, которыми пользовались летописцы, можно предположить, что Илья Муромский жил между 1148 и 1203 годами . Как именно он попал в Киев - неизвестно. Может быть, он приехал в город с посольством. Может, залечивал у киевских знахарей раны 1169 года . Но нет сомнений и в том, что гробница с мумифицированными останками, почитаемыми как нетленные мощи русского богатыря, реально существует в пещерах лавры. Это подтверждают былины: "И сделали мощи да святые, да со стара казака Ильи Муромца, сына Ивановича" . XI-XII веками датируют погребение исследователи. Мощи мужа и остатки разрушенной гробницы богатыря, именуемого Чобитьком , видел ещё в 1594 г . в пещерах австрийский посол Эрих Лассота. Ему рассказали, что Чобитько был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом - чоботом.

В Муроме существуют многочисленные предания об Илье; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX в., даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илья по преданиям сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

В 1988 г . Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца . Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40-55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г . , сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII-XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов , посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701 году, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение…»

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г . на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца .

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

По данным С.А.Азбелева , насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 14-ти из них (№ 1-14 по составленному Азбелевым указателю).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Первая поездка Ильи Муромца
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Сокольник
  11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  12. Камское побоище
  13. Илья Муромец и Калин-царь
  14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем

Так согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище» . Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру . При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному» . На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-тко ты верою-правдою мне» . После этого Илья скачет к князю Владимиру .

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора ; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал Илье свой меч-кладенец.

В честь Ильи Муромца названы...

Памятники

В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В.М.Клыкова (на фото справа) .

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец .
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов "Илья Муромец" .
  • Открытый паевой инвестиционный фонд "Тройка Диалог - Илья Муромец" .

Техника

  • "Илья Муромец" - фрегат Российского императорского флота.
  • В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским .
  • "Илья Муромец" - один из бронетракторов Гулькевича .
  • "Илья Муромец" - бронеавтомобиль.
  • "Илья Муромец" - русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки.
  • Имя "Илья Муромец" носил красный бронепоезд в Гражданскую войну.
  • "Илья Муромец" - лёгкий бронепоезд Донской армии Белого движения в Гражданскую войну.
  • "Илья Муромец" - один из танков КС.
  • "Илья Муромец" - советский бронепоезд в Великую Отечественную войну. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
  • В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход "Илья Муромец" .
  • "Илья Муромец" - советский портовый ледокол 1965 года постройки, головное судно проекта 97К.
  • "Илья Муромец" - советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06.

Художественная литература

  • "Гистория об Илье Муромце" - рукописная народная книга XVIII века.
  • "Илья Муромец" - незавершенная поэма ("богатырская сказка") Н.М.Карамзина .
  • "Илья Муромец" - баллада А.К Толстого .
  • Ян Райнис написал трагедию "Илья Муромец" (1922).
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина "До третьих петухов" .
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова "Храбр" , имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.

Изобразительное искусство

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова "Богатыри" (левый рисунок), под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину "Витязь на распутье" (правый рисунок).
  • "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" - картина В.П.Верещагина .
  • "Илья Муромец" - картина Николая Рериха .
  • "Илья Муромец освобождает узников" , "Илья Муромец и голь кабацкая" , "Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром" , "Дар Святогора" - картины Константина Васильева .
  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: "Илья Муромец" , "Илья Муромец и Святогор" , "Илья Муромец и Соловей-разбойник" , "Илья Муромец и жена Святогора" .
  • Есть лубочные картины об Илье Муромце : , "Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец" .
  • "Илья Муромец и Соловей-разбойник" - композиция из фарфора скульптора С.М.Орлова .

Музыка

  • Кавос написал оперу "Илья-богатырь" на либретто И.А.Крылова .
  • В опере-фарсе композитора А.П.Бородина "Богатыри" есть роль Ильи Муромца .
  • Композитор Л.Д.Малашкин написал оперу "Илья Муромец, или Русские богатыри" .
  • Илья Муромец - персонаж оперы М.М.Иванова "Забава Путятишна" .
  • "Илья Муромец" - опера В.С.Серовой .
  • Опера "Илья Муромец" композитора Б.Феоктистова .
  • В 1909-11 композитор Глиэр создал 3-ю симфонию под названием "Илья Муромец" .

Театр

  • Спекталь "Илья Муромец, крестьянский сын" Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).

Фильмы

  • В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм "Илья Муромец" . Режиссер Александр Птушко , исполнитель главной роли - Борис Андреев .
  • Образ Ильи Муромца был использован в фильме "Этот негодяй Сидоров" .
  • В 1975-1978 была снята дилогия мультфильмов "Илья Муромец" (Пролог) и "Илья Муромец и Соловей-разбойник" .
  • В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм "Илья Муромец и Соловей-разбойник" , в 2010 - "Три богатыря и Шамаханская царица" , главным героем которого также является Илья . В первом из них рассказывается о том, что якобы продажный киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс.

Компьютерные игры

  • В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра "Три богатыря. Первая серия" , в которой Илья Муромец представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем . По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу - Соловья-разбойника . Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один.

Илья Муромец - хрестоматийный персонаж древнерусской культуры. Его считают свои героем и российские, и украинские, и беларуские исследователи. С его именем связано множество сказаний: по крайней мере в 14 сюжетах он упоминается как реально действующий персонаж. А вот кто является прототипом Ильи Муромца - былинного богатыря и защитника Руси? Попробуем разобраться.

Происхождение богатыря

По легенде, первые 33 года своей жизни Илья Муромец был инвалидом - не вставал с печи и был огромной обузой для своих родителей. После визита таинственных «калик перехожих» Илья стал на ноги и «силою налился», то есть стал богатырем. Этот сюжет повторяется в вариациях в различных сказаниях и имеет лишь небольшие изменения у разных народов.

Такой многогранный герой, чья реальность была доказана достоверными сведениями, не мог не иметь реального прототипа. Илью Муромца искали во всех городах и населенных пунктах Киевской Руси, но реальных свидетельств о месте его рождения практически не осталось. С определенной долей достоверности можно лишь указать место захоронения былинного богатыря: Киево-Печерской Лавры. Там прототип Ильи Муромца покоится под именем святого Ильи вместе с 69 другими святыми угодниками. Именно эти останки и стали объектом исследования историков.

Тот или не тот?

Исследователи провели сопоставление останков святого Ильи со сведениями, изложенными в эпосе об Илье Муромце. Прототип реальный должен иметь те же физические характеристики, что и былинный богатырь. Это частично подтверждается обследованием: Илья имел высокий для того времени рост - 177 см. В те времена высокие мужчины едва дотягивали до 165 см. Кости святого имели развитые бугристости на месте мышц - это дополнительно свидетельствует об отлично развитой физической системе.

Кроме этого, останки святого должны демонстрировать признаки болезни, которой страдал Муромец на протяжении первого этапа своей жизни.

Болезнь суставов

Как говорилось выше, в первой части своей жизни Илья был инвалидом. Лишь после исцеления на 33 году жизни к Илье вернулась сила, и он стал дружинником князя Киевского.

Рентгенологическое исследование подтвердило, что прототип Ильи Муромца, былинного богатыря, мощи которого хранятся в лавре, действительно страдал спондилоартрозом, который в прогрессирующей стадии может затруднить движения больного. Это заболевание характеризуется утратой подвижности позвонков поясничного и шейного отдела и может привести к полному обездвижеванию человека.

Чудесное исцеление

Одним из самых эффективных методов лечения спондилоартроза является массаж. Хороший мануальный терапевт может действительно восстановить двигательные функции больного при помощи массажа и вправления позвонков. Так что таинственные «калики перехожие» могли действительно поспособствовать восстановлению здоровья прототипа Ильи Муромца.

Богатырь и святой

Интересно сопоставление былинного Ильи c Ильей-святым угодником. Для начала пройдемся по заслугам святого. Как ни странно, канонического жития преподобного Ильи нет - видно, не так уж много времени посвятил он делам духовным. О нем могут рассказать немного: что после славной воинской карьеры Илья принял постриг и окончил свои дни иноком Феодосиевого монастыря.

Куда больше внимания уделяется мирской жизни богатыря. По разным источникам, местом его рождения был не современный Муром и его окрестности, а небольшой городок в Черниговской области. Тогда объясняется достаточно быстрый путь Ильи из родного поселка в стольных град - по разным источникам дорога занимала три-четыре дня.

В сказаниях много говорится о военных подвигах богатыря. Это и расчистка торговых путей в Киев, и победа над Соловьем-разбойником. Достаточно вольное изложение всех сражений с участием Муромца и его товарищей было не так давно изложено в мультфильме студии «Мельница».

Последние годы богатыря

Слава Ильи Муромца распространилась далеко за пределы Руси. Его имя, например, встречается в германских сказаниях. А вот конец его жизни в легендах практически не отражен. Считается, что прототип Ильи Муромца закончил свою военную карьеру еще до 50 лет - по тем меркам, он был уже седым старцем. Вполне возможно, что постриг богатырь принял во времена игуменства преподобного Поликарпа.

Судя по уцелевшим записям, в монахах Илья ходил недолго. Вероятная гибель постигла старца в 1204 году, когда монастырь, в котором он обитал, подвергся атаке половцев.

Идентификация

Первые научные попытки идентифицировать мощи преподобного Ильи относятся к XIX веку, хотя до этого периода тождественность мощей преподобного Ильи и былинного богатыря не подвергалась сомнению. К примеру, паломник Леонтий, живший в XVIII веке, при посещении Лавры не сомневается в том, что видел усыпальницу Ильи Муромца, причем и он обратил внимание на гибель богатыря от раны в области сердца. В советские времена на мнение паломников внимание обращали мало: коммунистическая идеология стремилась сделать из православного героя простого русского богатыря, изымая из летописей целые пласты сказаний о божественном даре Ильи. Так, нигде в советских энциклопедиях не упоминается, что те самые калики в христианстве отождествлялись с апостолами, а своей необычной силой и мудростью Илья был обязан Богу.

Позиция церкви

Церковь никогда не препятствовала изучению мощей былинного богатыря. С точки зрения православия любое чудо — даже чудо исцеления - должно быть подтверждено материальными доказательствами: от подтверждения фактов чудо не перестанет быть чудом. Особое значение придается тому, что пальцы Ильи были сложены в молитвенном положении так, как это сейчас предписывает Церковь - три пальца вместе, а два подогнуты к ладоням. Это дополнительно указывает на преемственность современных церковных обрядов, которые ведут свое происхождение от православных традиций древней Руси.

Серьезная работа по идентификации останков преп. Ильи была проведена в 1988 году: межведомственная экспертиза провела серьезный криминалистический анализ монастырских останков. Для получения достоверных данных использовалась самая современная на тот момент методика и аппаратура. Результаты поражали воображение. Возраст усопшего был определен с точностью до пяти лет, подтверждены врожденные дефекты костей и позвоночника. Гибель богатыря датируется 11-12 веками.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что все заключения, сделанные в процессе исследования останков преподобного Ильи, полностью ложатся в канву были о древнем богатыре. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что преп. Илья и является прототипом Ильи Муромца - все рассказы о его чудесном исцелении вполне подтверждаются научными фактами, так что вопрос о том, кто является прототипом Ильи Муромца, былинного богатыря, можно считать закрытым.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: