Как описывает ваньку автор. «Ванька» А. П. Чехов. Проверка домашнего задания

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель. Его произведения на сегодняшний день издаются более чем на 100 языках. Его бессмертные пьесы ставят во многих театрах мира. Нашей публике писатель более известен своими короткими юмористическими рассказами. «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Каштанка» и многие другие произведения, хорошо знакомые нам с детства, написал А. П. Чехов. «Ванька» (краткое содержание приведено в статье) - это рассказ знаменитого автора, известный нам еще со школьной скамьи. Он написан более ста лет назад и входит в обязательную программу по изучению литературы в начальных классах во всех общеобразовательных школах.

Ванька тоскует по деду

Ваньку Жукова, девятилетнего мальчика, отдали в учение в Москву к сапожнику Аляхину. Он - сирота, из родных у него только дед Константин Макарыч. С тех пор как Ванька уехал из деревни, прошло три долгих месяца. Мальчик очень тоскует по своему дедушке, вспоминая каждое мгновение, проведенное с ним. Ванька любит представлять, что делает дед в деревне сейчас. Вот Константин Макарыч, маленький юркий старичок с вечно пьяным лицом и веселыми глазами, болтает с кухарками в людской. Он обожает его, чихает. А вот он вечером обходит с колотушкой господскую усадьбу - сторожит ее. Его всегда сопровождают две собаки: черный Вьюн и старая Каштанка. С описания Константина Макарыча, единственного родного человека главного героя, начал свое повествование Чехов. «Ванька» (краткое содержание читайте далее) - рассказ, вызывающий с первых строк у читателей симпатию к простому деревенскому мальчишке.

Жалобы Ваньки в письме

Ванька пишет письмо своему деду, в котором описывает все тяготы своей жизни у чужих людей. Доля его, действительно, незавидна. Подмастерья подсмеиваются над ним, заставляют воровать у хозяев и посылают за водкой в кабак. Семья сапожника, в которой он живет, немилостива к нему. Есть дают мало: утром - хлеба, в обед - каши, вечером - тоже хлеба. А за каждую провинность хозяин жестоко наказывает мальчонку. Так, недавно он выволок Ваньку за волосы во двор и бил там его шпандырем. А хозяйка за то, что мальчишка неправильно начал чистить селедку, тыкала в лицо ему рыбой. Но более всего Ванька не любит нянчиться с их ребенком. Когда младенец плачет по ночам, мальчишку заставляют качать его. Спать пацаненку ужасно хочется. И если ему случается заснуть, качая люльку, за это его тоже наказывают. Все это он описал в своем письме к деду. «Ванька» А. П. Чехова - это рассказ о непростой доле крестьянских детей, беззащитных перед волею господ.

Воспоминания Ваньки о счастливом времени в деревне

А еще Ванька любит вспоминать то время, когда он жил в деревне с дедом. Его мать Пелагея служила горничной у господ, и часто мальчик был при ней. Барышня Ольга Игнатьевна была очень благосклонна к ребенку, угощала его леденцами и от нечего делать выучила его писать, читать и даже танцевать кадриль. Но больше всего запомнилось Ваньке Рождество у господ. Перед праздником Константин Макарыч отправлялся в лес за елкой и брал с собой внука. Было ужасно холодно, мороз трещал. А Ваньке было все нипочем. Ведь он был рядом с дедом! Так описывает счастливое житье мальчика в деревне Чехов. «Ванька» (краткое содержание не передает эмоций, остающихся после прочтения произведения в оригинале) - рассказ, вызывающий у читателей острое чувство жалости и желание помочь наивному ребенку.

Довольный Ванька отправляет письмо

Закончив свое письмо, мальчик подписывает его: «На деревню дедушке». А поразмыслив, еще добавляет: «Константину Макарычу». Как отправить послание, Ванька знает. Ведь накануне он расспросил об этом торговцев из мясной лавки. Они рассказали ему, что письма следует опускать в почтовый ящик. Затем их вынимают и развозят по всему свету на тройках с бубенцами. Добежав до первого ящика, довольный собой мальчишка бросает в него письмо. Сделав это, он весело шагает домой. Час спустя Ванька уже сладко спит. Ему снится, как его дед Константин Макарыч сидит на теплой печке, свесив ноги, и читает письмо внука кухаркам. Этим эпизодом заканчивает свое повествование А. П. Чехов. «Ванька» (главные герои рассказа - люди положительные и даже в чем-то наивные) - произведение, вызывающее у читателей сочувствующую улыбку.

Тема детства часто звучит в рассказах писателя. О малолетнем наивном и добром крестьянском мальчике написал свое произведение Чехов. «Ванька» (краткое содержание вы узнали из статьи) - рассказ небольшой, но очень интересный. Советуем прочесть его в полном объеме.

Есаулов И. А.

Рассказ "Ванька" А.П. Чехова известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала прошлого века (именно с 1900 года) входит в многочисленные "Книги для чтения" и школьные учебники. Как часто происходит в таких случаях, поверхностно понятое "содержание" совершенно затемняет смысловые глубины и семантические перспективы произведения. Недалекому читателю слишком легко редуцировать смысл чеховского шедевра до юмористической сценки в сапожной мастерской.

"О чем" же рассказ? Как будто он о тяжкой доле мальчика "в людях". Над ним насмехаются подмастерья, его бьют и не кормят хозяева, ему не дает спать хозяйский "ребятёнок" и т.п. Одновременно рассказ как будто и о наивности самого героя, не умеющего правильно написать адрес на конверте, в сознании которого "необыкновенно юркий и подвижный старикашка... с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами" является желанным избавителем. Таким образом, изображение и "жертвы" и ее "мучителей" должно, казалось бы, вызвать гнетущую атмосферу "идиотизма" русской жизни, если несколько перефразировать социал-демократического классика.

Так, для Е.В. Душечкиной чеховский рассказ "показывает, что писатель ищет новые пути святочного жанра в разработке "антирождественских" мотивов, использование которых… имело целью показать несоответствие сути праздника безжалостной реальности жизни". По мнению исследовательницы, деревенский ""уют" уютен лишь для того, кто когда-то жил в нем. Объективно - это вечно выпивший и ругающийся дед, нюхающий табак, бедность деревенского дома, убогость жизни <...> Автор не оставляет читателю никаких иллюзий и надежд на изменение судьбы героя: в отличие от Ваньки, пославшего письмо "на деревню дедушке", читатель знает, что прошлое невозвратимо и все самое лучшее у него уже позади".

В такого рода непоколебимой исследовательской уверенности о неизбежной тяжелой грядущей "судьбе" вымышленного автором персонажа явно сказывается, на наш взгляд, весьма распространенная ценностная установка, к тому же "подкрепленная" известной инерцией восприятия данного произведения, но не его самостоятельным анализом. Достаточно заметить, что "ругающийся", по определению Душечкиной, дед на самом деле никогда никого не ругает в пределах чеховского текста, но "заливается веселым смехом", "посмеивается", "балагурит". Предметный мир "деревенского дома" вообще не изображается, поэтому суждения о его "бедности", как и соображения об "убогости жизни" характеризуют аксиологические представления самой исследовательницы о русской жизни, но отнюдь не внутренний мир произведения.

"Дописать" за Чехова текст рассказа торопится и М.М. Дунаев, по мнению которого финал должен быть другим: "Константин Макарыч никогда не получит письма, и светлая надежда обернется тьмою… Ваньке неизбежно представится, что он никому не нужен, что его бросили и оставили в безнадежности… Дед же… ничего не сделает для внука. Ребенок переживет тяжелейшее потрясение, ощущение оставленности, заброшенности".

Отмахнувшись от того историко-литературного факта, что Чехов сознательно писал рождественский рассказ, опубликованный 25 декабря 1886 г. в "Петербургской газете" в разделе "Рождественские рассказы", и ничего не видя, кроме фабульного "содержания" этого текста, критик филологический анализ подменяет фантазиями на тему: что же будет дальше, после той финальной точки, которую поставил Чехов: дедушка "не получит письма"; "Ваньке представится"; "дед не сделает"; "ребенок переживет".

Подобное редуцированное прочтение уже своей очевидной одномерностью сразу же вызывает сомнения в его адекватности "смыслу" произведения (если только допустить, что "Ванька" действительно является художественным шедевром Чехова, а не образцом социально-обличительной беллетристики).

Когда мы пытаемся "услышать" ту "музыку интонационно-ценностного контекста", которой "как бы окутано" произведение, сразу же становится ясно: рассказ о чем-то другом. Жанр рождественского рассказа совершенно преображает то внешнее "содержание", к которому и сводят обычно "смысл" чеховского произведения. Перед нами сюжет о светлом рождественском чуде.

Как уже отмечено нами, рассказ "Ванька" впервые был опубликован в "Петербургской газете" 25 декабря – и именно в отделе "Рождественские рассказы". Уже этот контекст задает соответствующий "диалогизирующий фон... восприятия" текста, определенные границы адекватных прочтений произведения за которыми начинается эссеистическое и публицистическое фантазирование на тему "что будет дальше", далекое от филологии.

При кажущейся "простоте" рассказ имеет весьма сложную композицию. Письмо Ваньки Жукова несколько раз прерывается то воспоминаниями героя, то репликами повествователя, то знаменитым пейзажным описанием:

"А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...".

За шутливым предположением в последней фразе мерцает представление о сотворенности Божьего мира, о скрытом присутствии Творца, о праздничности рождественского космоса, однако оно подается в чисто чеховской, несколько ироничной стилистике. К примеру, и в пасхальном рассказе "Святою ночью" подчеркивается совершенно особенное состояние неба:

"Мир освещался звездами, которые всплошную усыпали все небо. Не помню, когда в другое время я видел столько звезд. Буквально некуда было пальцем ткнуть. Тут были крупные, как гусиное яйцо, и мелкие, с конопляное зерно... Ради праздничного парада вышли они на небо все до одной, от мала до велика, умытые, обновленные, радостные, и все до одной тихо шевелили своими лучами".

Обратим внимание, как пишет письмо Ванька. "Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях". Ранее упоминается "темный образ". Герой принимает молитвенную позу, поэтому поздравление дедушки с Рождеством и пожелание "всего от Господа Бога" нельзя считать только лишь проходными и нейтральными речевыми клише.

Очень важна деталь предметного мира этого произведения: окно, в которое глядит Ванька и в котором "мелькало отражение его свечи". Именно после этого словесного кадра изображения начинается описание деревенского уюта, куда всей душой стремится тоскующий Ванька. Таким образом, уже в этом месте внешне юмористического текста можно говорить о появлении своего рода мистического заоконного пространства, куда вполне реально устремляется мысль героя.

Это пространство представляет собой целый многоцветный мир -- во многом более реальный, чем окружающая героя в Москве опостылевшая ему сапожная мастерская. Например, при описании этого мира часто используются глаголы настоящего времени, тогда как в "городском" пространстве доминирует прошедшее время. Даже кобелек Вьюн в том, "своем", мире имеет не просто человеческий, а весьма сложный и тяжелый характер: он "необыкновенно почтителен и ласков", однако "под почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство". Если старая Каштанка, угощаемая табаком, простецки "чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону", то Вьюн "из почтительности не чихает и вертит хвостом".

В заоконном мире звучит веселый голос дедушки Константина Макарыча ("Табачку нешто нам понюхать?"; "Отдирай, примерзло!"; "Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!") – в отличие от безголосого мира, окружающего в московском доме Ваньку. Ведь тут "хозяева и подмастерья ушли к заутрене", оставив его в эту рождественскую ночь одного.

Самое же существенное состоит в том, что окно становится не только той границей между "чужим" и "своим", которую преодолевает маленький герой, воображая занесенную снегом родную деревню, но именно оттуда, из заоконного пространства, приходит к Ваньке страстно ожидаемый им ответный импульс. "Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви..." Городское окно Ваньки, отражающее его свечу, и деревенские окна церкви, в которых виднеется рождественский свет лампадок и свечей, неявно сближаются автором. Можно сказать, что взгляд внука, устремленный в темное окно, и взгляд деда, обращенный на "ярко-красные" окна деревенской церкви, в рождественскую ночь мистически встречаются... По крайней мере, Ванька из своего московского угла несомненно видит в эту минуту те же окна церкви, на которые - тоже в эту минуту ("теперь") - "щурит глаза" из темноты его деревенский дедушка… Ближе к концу произведения в том же заоконном пространстве ("Ванька... вновь уставился на окно") появляется и рождественская елка, за которой "по сугробам" идут Ванюшка (здесь возникает именно такая форма имени героя) и дед.

При наивно-реалистическом чтении этого чеховского шедевра кажется несомненной итоговая неудача затеи Ваньки: "прозаическому" Константину Макарычу, конечно, никогда не получить жалобное письмо сироты-внука. Точно так же, как "прозаическому" Пьеру Безухову (если предположить и его "реальное" существование вне поэтического мира толстовского романа) решительно невозможно участвовать в восстании декабристов, а Раскольникову Достоевского преодолеть границы романного "эпилога".

С наивно-реалистической точки зрения, принципиально отрицающей великую реальность чуда, Константин Макарыч "не сможет" получить письмо внука, даже если он со всевозможной точностью обозначит адрес именно "его" деревни. Хотя бы потому (но не только поэтому!), что Константин Макарыч – вымышленный персонаж, а не житель деревни. Однако же перед нами отнюдь не натуралистическое описание частной сценки в сапожной мастерской, а именно произведение (художественная реальность), написанное в жанре рождественского рассказа.

Тема урока: Описание героя. А.П. Чехов «Ванька»

Цели урока:

Ознакомление с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;

Задачи урока :

формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;

повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: Л.А. Ефросинина. "Литературное чтение. 3 класс", Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь "Литературное чтение. 3 класс" (часть 1), мультимедиапроектор, портрет А.П.Чехова; карточки с заданиями, воздушный шарик с пожеланиями,

Планируемые результаты

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать, составлять краткий план пересказа, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении рассказа А.П. Чехов «Ванька»; РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные : Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.

Ход урока

    Организационный момент.

Психологическая подготовка учащихся к общению.

На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем гостей!

Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

    Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодня я вам принесла волшебный сундучок с секретами.

(В сундучке чернильница, перьевая ручка, письмо в конверте)

Что делал главный герой при помощи этих предметов?

Учитель достаёт из сундучка конверт с письмом.

Мы с вами тоже попробовали писать такими ручками. Вспомните где и когда?

- - Итак, какой раздел мы изучаем?

(- Мы изучаем раздел «В школе жизни»).

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(-Антон Павлович Чехов «Ванька»).

Какие биографические данные из жизни Антона Павловича Чехова вам запомнились?

(Антон Павлович Чехов (1860-1904) родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и семья уехала в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 поступает на медицинский факультет Московского университета. После окончания университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

Шёл 1886 год, Чехов А.П. жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был человеком неравнодушным, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил 3 школы в подмосковных сёлах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.

Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « . . . писать для детей вообще не умею. . . надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений».

Как называется рассказ?

К какому литературному жанру оно относится?

(- Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).

Итак, вспомните все признаки рассказа.

(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)

Кто главный герой рассказа?

(9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику).

О каком эпизоде из его жизни идёт повествование?

(- Рассказ идёт о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).

    Целеполагание.

Итак, на прошлом уроке мы познакомились с текстом произведения. Кто же догадался, чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке?

(- Мы будем перечитывать рассказ.- Мы будем анализировать его).

- Сегодня на уроке мы будем замечать, наблюдать, размышлять и делать выводы.
- Сегодня мы продолжимзнакомство с рассказом А. П. Чехова “Ванька”.

- Посмотрим на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытаемся проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

  1. Словарно-орфографическая работа. (Работа в парах)

Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся на основе текста произведения.

В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря объясняли их лексическое значение. Поработаем в парах и вспомним их значение.

На партах у вас лежат листочки, в которых в 1 столбике – слова, а во 2 столбике их объяснение. Вы, работая в паре, соедините правильно слова и их лексическое значение.

подпасок

большая шуба из овчины

сечь как сидорову козу

не пользоваться доверием

ямщик

мальчик, помогающий пастуху

тулуп

кучер на почтовых лошадях

колодки

продавцы в лавке

кредитом не пользоваться

бить беспощадно

сидельцы

куски дерева в форме ступни

(Учащиеся работают.)

Теперь, проверим. (Проверка фронтальная).

О чём говорит обилие старинных слов в в данном рассказе?

(- А.П.Чехов описывает жизнь в прошлом, тогда эти слова употреблялись.)

(Более полно показать трагизм реальной жизни того времени).

5. Работа над умением ориентироваться в прочитанном тексте. Выборочное чтение.

А сейчас проверьте себя, насколько вы ориентируетесь в тексте.

Проведём выборочное чтение.

а).- Найдите описание Ваньки. Как автор нас знакомит с ним?

Найдите описание города, в котором сейчас живёт Ванька.

(Зачитывается описание Москвы 19 века .)

Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?

(Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам). (открывается 5 слайд )

б). - Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма ?

(Зачитывается отрывок о ямщиках.)

(Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа.)

в). Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.

Что мы узнали?

(Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали , ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)

Вывод этапа :

Сейчас вы поняли, как важно уметь ориентироваться в тексте. Как же надо читать произведение, чтобы хорошо ориентироваться в нём?

Иногда необходимо вернуться к прочитанному. Это делают даже взрослые.

    Игра «Логические цепи»

Ванька достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером…

Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем…

Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка»

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.

Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.

Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…

С каждой группы выходят представители и вывешивают карточки.

По данным предложениям дети составляют краткий план пересказа.

Составление краткого плана пересказа.

    Начало письма к деду

    Воспоминание о жизни в деревне

    Продолжение письма

    Жизнь Ваньки в городе

    Жизнь у барышни Ольги Игнатьевны

    Конец письма

    Надежда Ваньки.

    ). Драматизация: «Ванька пишет письмо».

(Подготовка к работе над составлением характеристики героя.

Посмотрите на экран, кого вы видите? Что вам кажется необычным? Как выглядит Ванька? Соответствует ли рисунок описанию Ваньки в рассказе?

Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе, у чужих людей?

(Умерла мама, и он остался сиротой без средств к существованию.)

Какие ещё факты из его жизни открывает это письмо?(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, а и подмастерьям, даже красть.)

Какое чувство вы испытали впервые услышав текст этого письма?(Жалость к мальчику.)

Почему?(Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают, спит он в холодных сенях, вечно голодный.

Как долго так живёт Ванька?(Уже три месяца).

А зачем Ванька пишет письмо? (Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки «До и после».

Вывод этапа :

Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится плохо.

Он бесправен. Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке попадает и за собственные проступки (не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять –таки Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живёт. Он наблюдательный и сообразительный, он активный и находчивый.

    А какие у мальчика проблемы?

Проблемой у мальчика является бесправие и скука. Его не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. Неоправданно обижают. Он мечтает вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.

    Из чего же состоит «ученье» Ваньки?

Факты «ученья» Ваньки (то есть то, как его обижают и над ним издеваются) .

    Можно ли сказать, что Ванька развит? В чем причина этого?

Ванька часть своего детства провёл в господском доме: пока жива была его мать, служившая у господ в горничных, господа хорошо относились к Ваньке, его даже выучили читать, писать, считать, и танцевать кадриль. После смерти матери Ваньке жилось хуже, но тоже неплохо – в людской кухне с дедом: Ванька с дедом и сторожил господский дом, и ходил в лес зимой за ёлкой. И только потом сироту Ваньку, чтобы не держать в нахлебниках, отдали в Москву в ученье к сапожнику. Таким образом, Ванька получил в детстве то развитие. Он более развит и менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам.

    Согласишься ли ты с тем, что он наблюдательный и чрезвычайно сообразительный?

Он не менее впечатлителен, но более активный, шустрый и жизнеспособный. Ванька чрезвычайно наблюдательный: об этом говорит та часть письма., где он рассказывает деду о Москве – со слов « А Москва город большой». О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание, - то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал,- Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины современной жизни с ним, Ванькой.

Почему же он так промахнулся с адресом?

Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

    Какая часть письма Ваньки кажется тебе самой драматичной?

« А вчерась мне была выволочка» и «Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю». «Я буду тебе табак тереть».

    Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости?

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым. в этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.

    Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?

В описании своей несчастной жизни Ванька прибегает к очень выразительным и запоминающимся подробностям. (как хозяйка тыкала ему в лицо селедкой; как хозяин бил его шпандырем, как ударил его колодкой, как подмастерья заставляют его красть огурцы; как он уснул, качая люльку с ребенком; как ему мучительно хочется есть)

    Интересны ли его наблюдения относительно Москвы?

Относительно Москвы Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.

    Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нем чередуются? Какие части изложены от лица автора? Какие – от лица Ваньки?

Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица. Начало рассказа ведется от лица автора, и автор с Ванькой представляют собой две совершенно раздельные личности, то в других местах даже там, где нет прямой речи Ванькиного письма, авторский взгляд иногда сменяется взглядом Ваньки.

    Страшно ли оказаться в том времени?

- С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». - Каково ваше отношение к нему? - А как вы думаете, сочувствует ли автор своему герою? Докажите.

(Да, сочувствует, но не в силах изменить реальные условия жизни героя.)

- Найдите фразу из этого рассказа, которая стала крылатой .(На деревню дедушке – что означает- неизвестно куда)

Послушайте стихотворение о жизни мальчика. Похожи ли судьбы у этих мальчишек?

* * *

Жизнь сироты – удел жестокий.

Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,

Насмешки челяди, труд рабский

Весь день и ночь, до самого утра.

Еще ребёнок, то в душе старичок,

Он вспоминает жизнь свою былую,

Забившись в угол, как сверчок,

Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо

Там мама есть, там видел он добро,

Учился грамоте и танцы знал не худо,

И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребенок – полу старичок

Лишь на бумаге изливает душу.

Какие б муки не терпел – всегда молчок,

Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.

Терпеть, надеяться, молчать и ждать

То чудо, что когда- нибудь произойдет.

Быть – может, возвратится он домой,

Конец его страданиям придет.

И замирая сердцем, чудь дыша,

Поспешно, как – то воровато,

Письмо он пишет помощи прося,

Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке,

Конверт подписан: «На деревню. Деду».

Ямщик подвыпивший в своем возке

Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать.

Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.

Надежда будет душу согревать,

Как пламя очага в суровый холод.

- Если бы вы были художниками, какие краски вы бы использовали описывая жизнь Ваньки?

Итоговый этап урока.

Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос:

Для чего А.П.Чехов написал это произведение?

(Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам: «Цените

своё детство! Цените что имеете! »).

Так в чём же главная идея этого произведения?

(- Рассказ заставляет людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.)

Рефлексия.

Чем заканчивается рассказ? (многоточием)

Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)

Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

(Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

Хотите ли вы помочь мальчику Ване? У вас в конвертах лежат звёзды, на них напишите добрые пожелания и мы отправим их Ване.

(Звёздочки наклеиваются на воздушный шарик в форме сердца и всем классом отпускается шарик с пожеланиями в небо) (на перемене)

Домашнее задание

Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по составленному плану или по плану, данному в учебнике на стр. 173

Тема: А.П. Чехов « Ванька». Работа над содержанием.

Цель: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века; работать над содержанием произведения; формировать навык осознанного и выразительного чтения; учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор учащихся; развивать слуховое восприятие на материале соц- организационных вопросах; обогащать словарь учащихся, развивать связную устную речь; закреплять навык грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экран, таблички, тексты на партах, портрет Чехова.

Ход урока

I Организационный момент. (за экраном)

[Какой сейчас урок?]

Сейчас урок чтения.

[Какой урок по счёту?]

По счёту второй урок.

[Вы готовы к уроку?]

Да, мы готовы к уроку.

II . Фонетическая зарядка .

В рассказе нам встретились трудные слова, которые в нашей речи уже не используются.

Какие это слова?

Это устаревшие слова.

Давайте прочитаем эти слова.

III . Подготовительная работа (сведения об авторе)

Чей это портрет? Кто это?

Это Антон Павлович Чехов.

Что вы можете о нём сказать?

Это великий русский писатель.

Давайте послушаем сообщения, которые приготовили девочки о жизни и творчестве Чехова.

1 сообщение

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца. В 19 лет Чехов приезжает в Москву. Позади осталось трудное детство, годы нищеты. Он поступает на медицинское отделение Московского университета и сразу начинает писать рассказы.

2 сообщение

Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел дружить с ними. Писателя волновала судьба детей из народа, которым жилось тяжело. Он описал их жизнь в своих рассказах.

Ребята, а какие рассказы Чехова вы знаете?

« Каштанка», « Белолобый», « Мальчики»,

Некоторые из них мы уже читали, с другими вы познакомитесь позднее.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён?

Это бедный мальчик, который приехал из деревни в город.

Тяжелая доля выпала детям старой России.

3 сообщение

Голод и тяжёлая жизнь в деревне вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Дети шли работать на заводы, их отдавали в ученье.

IV . Сообщение темы урока.

О жизни такого мальчика мы узнали из рассказа Чехова.

Как называется рассказ?

Рассказ называется « Ванька».

Сегодня на уроке мы закрепим наши знания

V .Словарная работа.

Давайте вернёмся к нашим словам и вспомним их значение.

(слова записаны на доске, значения этих слов на отдельных карточках, которые лежат на партах перед учащимися. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим словом.)

VI . Беседа с выборочным чтением по теме.

О чём этот рассказ?

Этот рассказ о тяжёлой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину.

Кто главный герой рассказа?

Главный герой Ванька Жуков. Он сирота.

Что значит сирота?

У него нет родителей.

Сколько ему лет?

Ваньке девять лет.

Докажите словами из текста.

У кого Ванька живёт в городе?

Ванька живёт у сапожника Аляхина в Москве.

Как ему живётся?

Ваньке живётся тяжело, плохо.

Найдите и прочитайте о том, что жизнь у сапожника была тяжёлой.

В какое время года происходят события? Какой праздник приближался?

Была зима. Приближалось Рождество.

Чем занимается Ванька в городе?

Ванька днём и ночью качает люльку с ребёнком, чистит селёдку, выполняет работу по дому. Он прислуга.

Как с ним обращаются хозяева и подмастерья?

Все Ваньку бьют, не жалеют его, насмехаются.

Как живётся Ваньке в городе?

Ваньке в городе живётся плохо.

Да, Ваньке в городе жилось плохо, поэтому он часто вспоминает свою жизнь в деревне.

Как ему жилось в деревне?

Почему жизнь в деревне была счастливой?

Он жил среди родных людей, которые его любили.

О чём мечтал Ванька?

Он мечтал вернуться в деревню.

Давайте сделаем вывод.

Вывод по опорным словам.

Ваньке нравилось жить в деревне, потому что …….

Ванька жил в деревне с …., ……., барышня Ольга Игнатьевна ……,

поэтому…..

Вывод: Жизнь Ваньки можно разделить на две части:

    Жизнь в деревне (какая?)…

    Жизнь в городе (какая?)…

VII . Работа над письмом.

Ребята, у вас на партах лежит конверт с письмом.

Письмо написал Ваня Жуков.

Кому и куда написал Ванька?

Он написал своему дедушке Константину Макарычу в деревню.

Давайте его прочитаем. (читает письмо один ученик)

Письмо

Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай .

О чём Ванька просит деда в письме?

Он просит деда, чтобы он приехал, пожалел и увёз его в деревню.

А то Ванька помрёт от такой жизни.

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке

Потом подумал и прибавил: “ Константину Макарычу”.

Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу…

Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.

Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?

Дедушка не получит письмо, так как Ванька не указал адрес.

Ребята, я предлагаю изменить концовку рассказа.

Когда Ванька пишет письмо?

Пишет в ночь перед Рождеством.

Что такое Рождество?

Это добрый праздник, от которого ждут чуда.

Вот и наш Ванька тоже верил в чудо, которое должно произойти с ним в Рождество.

Какая мечта у Ваньки?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: