Простить «награбленное». Почему борьба с коррупцией в России неэффективна. Основные меры по борьбе с коррупцией Все на борьбу с коррупцией

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

Основные направления деятельности этих подразделений можно разбить на следующие группы:

  • · выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;
  • · надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
  • · осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • · поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;
  • · участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
  • · мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Стратегия борьбы с коррупцией в Российской Федерации включает в себя три основные элемента:

  • 1. Антикоррупционная реформа правовой системы Российской Федерации и совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией
  • 2. Профилактика коррупции путем исключения коррупционных рисков и возможностей, которые существуют в системе государственной власти и управления, в социальной сфере и экономике
  • 3. Воспитание антикоррупционной культуры в обществе и укрепление общественной поддержки борьбы с коррупцией

Совместными усилиями государства и общества необходимо добиться решения следующих задач:

  • 1. Завершение административной реформы, укрепление механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти и муниципального управления, стимулирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
  • 2. Совершенствование правовой системы и укрепление диктатуры закона (совершенствование уголовного законодательства, правоохранительной и судебной системы, системы исполнения наказаний, предупреждение финансовых преступлений и укрепление контроля за отмыванием денег).
  • 3. Совершенствование системы управления государственными финансами, государственной собственностью и другими национальными ресурсами (бюджет, налоги, таможенная система, процессы приватизации, система государственных контрактов, государственный внешний и внутренний финансовый контроль и пр.).
  • 4. Повышение прозрачности отношений в бизнесе.
  • 5. Развитие антикоррупционной культуры в обществе и общественной поддержки мероприятий по борьбе с коррупцией.

На сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства - не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции.

Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

Коррупция - извлечение личной выгоды от применения должностным лицом вверенных ему прав и властных полномочий посредством использования своих связей, возможностей, статуса и авторитета. Подобные действия противоречат законодательству. Другими словами - это получение

5. На использование в борьбе с рассматриваемым преступлением информационно-пропагандистских, политических, правовых, организационных, социально-экономических и других мер.

6. На государственном сотрудничестве с международными организациями, институтами гражданского общества и физическими лицами.

7. На применении необходимых мер, предупреждающих проявление рассматриваемого преступления.

В России для уничтожения этого зла создают специальные комиссии и комитеты. В некоторых государственных структурах работает отдел по борьбе с коррупцией.

Ответственность

Несомненно, каждое из деяний заслуживает определенного наказания. Закон о борьбе с коррупцией предполагает дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственности. Она определяется в зависимости от вида правонарушения по отношению к юридическим и физическим лицам, гражданам России, иностранным резидентам и людям без гражданства, совершившим коррупционные действия.

Комиссия по борьбе с коррупционными правонарушениями

Комиссия по борьбе с коррупцией - организация, созданная для профилактики и противодействия рассматриваемому преступлению. Она задействована во всех сферах жизнедеятельности. Также комиссия предназначена для стимулирования антикоррупционного поведения.

В состав данной организации входит перечень лиц, утвержденных Президентом России.

Цели комиссии

Основными целями комиссии по борьбе с коррупцией являются:

1. Оказание помощи правоохранительным структурам.

2. Содействие в реализации законных интересов и прав граждан.

3. Оказание правовой помощи людям по защите своих прав от коррупционных посягательств.

4. Привлечение внимания общественности и средств массовой информации к содействию в борьбе с коррупцией.

Задачи комиссии

Борьба с коррупцией в России включает в себя несколько основных задач.

1. Общественная поддержка государственных структур, объединений и с целью обеспечения порядка, законности и борьбы с коррупцией.

2. Оказание содействия в повышении правового уровня информирования населения.

3. Участие в разработке научно-практических рекомендаций, в федеральных, региональных, международных акциях и программах по борьбе с рассматриваемой проблемой.

4. Ежегодный доклад по проблемам, связанным с коррупционной борьбой.

5. Содействие гражданам по защите основных свобод и прав, которые нарушаются действиями или, наоборот, неоказанием услуг коррумпированными структурами.

6. Предоставление сведений для общественности, органов государственной власти через средства массовой информации о выявленных случаях коррупции.

7. Занятие издательской деятельностью.

8. Защита прав и интересов участников и членов комиссии.

9. Развитие международного сотрудничества.

10. Анализ общественного мнения и проведение социологических опросов.

11. Экспертиза деятельности органов местного самоуправления и государственных органов.

12. Анализ федеральных законов.

13. Подготовка предложений и разработка мер.

Своими действиями комиссия демонстрирует, что борьбу с коррумпированными чиновниками можно вести без привлечения бюджетных средств, основываясь на желании и инициативе граждан.

Комитет по борьбе с коррупцией

Комитет, благодаря профессионализму сотрудников, высокому интеллектуальному потенциалу, способен решать конкретные задачи и бороться с коррупцией.

Своим сотрудникам Федеральным комитет оказывает по любому вопросу юридическую помощь. Борьба с коррупцией в России происходит путем создания на федеральном уровне данного комитета. В чем его предназначение? Это борьба с коррупцией и терроризмом. Комитет является общественной структурой, оказывающей правовую, социальную и иную форму защиты по предупреждению, предотвращению и содействию в борьбе с коррупционными правонарушениями

Цель комитета

Целями комитета являются:

1. Защита благосостояния, свободы, социальных гарантий и безопасности граждан.

2. Улучшение правового и социально-экономического положения в России.

3. Защита законных интересов и прав граждан, предприятий среднего и малого бизнеса.

4. Контроль народа за объективностью цен в социальной сфере.

5. Предоставление защиты гражданам, предприятиям, учреждениями, организациям, предпринимателям от коррупционного произвола.

6. Создание партнерства социального и делового между обществом и властью.

7. Воспитание в гражданах активной позиции с целью создания справедливого и правового баланса между властью и обществом.

8. Создание прогрессивной, созидательной, высоконравственной, интеллектуальной, влиятельной силы путем сил в единую систему с целью противодействия коррупции, надзора и контроля над соблюдением чиновниками законов РФ.

9. Восстановление социальной справедливости, народовластия и законности в борьбе с чиновничьим произволом и коррупцией.

10. Создание системы молодежных объединений для влияния и созидания за происходящими процессами в борьбе с коррупцией.

11. Предоставление социальной защиты и гарантии пенсионерам, ветеранам, инвалидам, сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим; принятие участия в становлении гражданского общества.

12. Содействие в борьбе за развитие местного самоуправления и федерализма, отстаивание целостности и единства страны, направленное против сепаратизма и национализма.

13. Обеспечение возможности участия в управлении государства молодежи.

Международная борьба с коррупцией

Для совершения рассматриваемых правонарушений не существует национальных границ. Поэтому международное сотрудничество по борьбе с коррупцией заключается в объединении государств, преследующих общую цель. Как это происходит? Для этого принимаются международные договоры, соглашения, конвенции и т. д.

Государства производят обмен информацией, выдачу совершивших коррупционное преступление лиц. Также они внедряют социальные меры, направленные на предупреждение рассматриваемых правонарушений. Так ведется борьба с коррупцией.

Тема: Коррупция и методы борьбы с ней

Введение

1. История и основное понятие коррупции

2. Формы коррупции в России

2.1 Элитарная коррупция

2.2 Низовая коррупция

3. Последствия коррупции

4. Борьба с коррупцией

Заключение

Список литературы

Россия - страна огромных материальных возможностей, в которой, сегодня, по меткому замечанию одного западного журналиста, идет "величайшая в истории распродажа (sale)". Дележ огромного пирога в условиях правовой неопределенности способствует бурному росту коррупции. "Личные предпочтения, дружеские симпатии, смешение общественных и личных интересов" (т.е. все то, что составляет суть коррупции) в ходе происходящего передела общественной собственности стали повсеместной практикой.

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и среднего, и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Уникальна ли российская ситуация?

С одной стороны, нет. Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.

Нередко в литературе ставится вопрос: масштабнее ли стала коррупция в современной России, если ее сравнивать с уровнем 80-х годов бывшего СССР? Как мне представляется, попытки дать количественные оценки мало что объясняют. Речь должна идти не только и не столько о масштабах этого явления, сколько о качественных изменениях коррупции на современном этапе. Их можно проследить по нескольким направлениям: цели, предмет, участники коррупционных отношений; положение служащего в системе государственного управления, основные мотивы его поведения.

Как известно, характернейшей особенностью централизованной экономики является всеохватывающий дефицит. Он пронизывает все стадии воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Развитие коррупции в этих условиях возможно ввиду того, что государственный чиновник, перераспределяющий материально-вещественный продукт, может делать это в интересах тех или иных субъектов хозяйствования, получая при этом личную выгоду. Личная выгода может принимать форму денег, чаще - дефицитных товаров или услуг. Как правило, чиновник обладает неуниверсальным предметом дефицита и посему вынужден обменивать его на такие же неуниверсальные, необходимые ему услуги, становясь одновременно и лицом, обеспечивающим кому-то личную выгоду, и получающим ее в силу складывающихся коррупционных отношении. Основной функцией государственных чиновников становится организация широкомасштабного "теневого бартера".

На основе коррупционных сделок распределяется значительная часть как факторов производства, так и предметов личного потребления. Масштабы коррупции велики, однако есть естественные ограничители ее распространения, связанные главным образом с положением чиновника в системе государственного аппарата. Структура последнего стройна и в высокой степени иерархична. Каждая ступень этой иерархической лестницы предполагает предоставление чиновнику определенного набора льгот и привилегий (спецпайки, бесплатный отдых, государственная машина и т.д.). Продвижение по этой лестнице, обеспечивающее рост объема привилегий, становится основным стимулом деятельности бюрократа. Наличие жесткого партийно-государственного контроля заставляет чиновника взвешивать риск участия в коррупционных сделках.

В современной России из сферы коррупционных отношений выводится личное потребление, предметом коррупционной сделки перестают быть многие факторы производства. Сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, но масштабы возрастают. Дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.

Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация. Эти способы обогащения, появившиеся еще во второй половине 1980-х годов в связи с частичным дерегулированием экономики социалистического типа, начиная с 1991 г., приняли небывалые масштабы. Так, стоимость льготных кредитов промышленным предприятиям в 1992 г. достигала 30%, а общая сумма субсидий на импорт - 15% ВВП. Что, например, представляли из себя субсидии на импорт?

Из-за всеобщего страха перед голодом зимой 1991 г. государство выделило большие субсидии на импортные поставки в 1992 г. Импортеры платили всего 1% действовавшего обменного курса при покупке валюты у правительства на импорт продовольствия, а правительство финансировало эту субсидию с помощью западных товарных кредитов. Однако импортируемые продукты продавались в России по обычным рыночным ценам, и эта субсидия пошла на пользу небольшому числу, главным образом, московских торговцев.

Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным

чиновникам. Их доходы в 1992 г. составили 30% ВВП, по оценкам Андерса Ослунда, советника российского правительства в те годы.

Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата (300-400 долл. для чиновников высокого уровня), не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становится взятка.

1. История и основное понятие коррупции

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой, налоговая политика и др.).

Не все типы политической коррупции определяются законом как преступные деяния. Она представляет собой общественно осуждаемое поведение власть имущих, которое может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

2. Формы коррупции в России

На протяжении всей истории взяточничество традиционно существовало в нескольких формах, изначально это были взятки, получаемые за правомерные деяния, либо за неправомерные. Затем начали появляться другие градации и формы коррупции.

В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов, а также во время резких перемен в политике, во время усиления борьбы со взяточничеством.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

Вот вам еще свежий пример.

За несколько часов до задержания Россию покинул бывший глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян, которого премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку 11 июля. Чуян улетел в Израиль, предварительно попрощавшись со своими телохранителями и дав им понять, что возвращаться из земли обетованной он не намерен.

Эмиграцию Чуяна можно легко объяснить - по данным ПАСМИ, уволить главу алкогольного ведомства распорядился лично президент Владимир Путин, которому ФСБ представила материалы, где Игорь Чуян предстает матерым коррупционером, отмывшим сотни миллиардов рублей на торговле водкой, вином и пивом.

Михаил Юревич: долгое лечение

Некоторое время в Израиле от российских следователей скрывался и бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич - в России его обвинили в получении взяток на сумму в 26 млн рублей от министра здравоохранения области, заплатившего за продвижение по службе, а также в подстрекательстве к клевете.

Уголовное дело против Юревича возбудили в марте 2017 года, когда он находился на лечении в Израиле. Свою вину экс-губернатор отрицает, однако возвращаться на родную землю не спешит - известно, что Юревич перебрался в Великобританию, где продолжил лечение. Также в СМИ попала информация о якобы поступившей властям Великобритании просьбе Юревича о политическом убежище, однако сам он эти сведения поспешно опроверг.

Уже около года в деле Юревича нет существенных подвижек: обвиняемого заочно арестовали и объявили в международный розыск, сам же он по-прежнему за границей.

Алексей Кузнецов: ожидание экстрадиции

В 2010 году в Подмосковье начали расследовать крупное уголовное дело, главным фигурантом которого стал бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов. Вместе с Кузнецовым статусы обвиняемых получили его бывшая супруга Жанна Булах, заместитель Валерий Носов и экс-глава «Московской инвестиционной трастовой компании» Владислав Телепнев. Следствие установило, что с 2005 по 2008 год сообщники при помощи разных мошеннических схем похитили более 14 млрд рублей из областного бюджета.

Значительную часть средств мошенники успели вывести за рубеж. Сам Кузнецов укрылся на территории Франции, где на его имя зарегистрировано несколько дорогостоящих объектов недвижимости. В 2012 году экс-министра объявили в международный розыск, после чего власти Франции задержали чиновника, а также по просьбе Генпрокуратуры России арестовали его имущество, начав экстрадицию. Процесс продолжается уже пять лет - французские правоохранители сообщали ранее, что не имеют претензий к Кузнецову и задержали его лишь для исполнения ордера Интерпола.

В апреле прошлого года Следственный комитет России опубликовал сообщение, в котором выразил возмущение затягиванием экстрадиции, увидев в этом политическую подоплеку, однако дело не сдвинулось с мертвой точки. Тем временем в России заочно осудили экс-супругу Кузнецова Жанну Булах, которая тоже покинула страну и проживает в США, где имеет гражданство и остается недосягаемой для правоохранительных органов РФ.

Алексей Митрофанов: не посмел вернуться

Депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Митрофанов попал в поле зрения силовиков в 2012 году, когда его заподозрили в мошенничестве - парламентарий пообещал столичному коммерсанту за $200 тыс. решить вопрос в Арбитражном суде, где «клиент» судился с «солнцевскими». Позже на Митрофанова пожаловался пенсионер, обвинивший депутата во взятке в 2 млн рублей.

Сначала Митрофанов проходил по уголовным делам лишь как свидетель, так как от домогательств следствия его оберегала депутатская неприкосновенность. Однако в 2014 году неприкосновенность с парламентария сняли. Лишившись депутатского иммунитета, Митрофанов сразу же покинул Россию, отправившись на лечение в Хорватию.

В 2016 году Алексей Митрофанов попытался вернуться, предложив следствию сделку - чистосердечное признание в обмен на гарантию того, что его не упрячут за решетку после схода с трапа самолета. Следствие сделку поддержало, однако у экс-депутата (мандата его лишили за прогулы) не хватило смелости. Сейчас Митрофанов по-прежнему скрывается за границей, находясь в международном розыске.

Илья Пономарев: политическая растрата

Изгнание оппозиционного депутата Ильи Пономарева из Госдумы, а затем и из России, растянулось на несколько лет. Сперва его лишили права голоса в парламенте из-за высказывания «жулики и воры» в адрес коллег-депутатов - это произошло в сентябре 2012 года. Затем его сделали свидетелем по делу о беспорядках на Болотной площади в Москве в мае 2012 года - его помощник Леонид Развозжаев сознался в подготовке беспорядков.

В 2013 году следственные органы обнаружили признаки растраты средств фонда «Сколково», подозрение пало на старшего вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова. В 2014 году фигурантом дела стал Пономарев, которого обвинили в соучастии в растрате 22 млн рублей «сколковских» средств. По версии следствия, депутат в 2010 году заключил со «Сколково» договор о проведении неких научных работ и чтении курса лекций, заработав на этом $750 тыс. В апреле того же года депутата лишили неприкосновенности.

Когда неприкосновенность сняли, Пономарев находился в США, откуда заявил о своей невиновности и политической подоплеке уголовного дела. В ответ его объявили в международный розыск.

В 2016 году Пономарева вместе с Алексеем Митрофановым лишили статуса депутата. К тому времени экс-депутат полностью погасил ущерб перед «Сколково», но уголовное дело в отношении него еще не закрыто. Сейчас Пономарев проживает в Киеве, где получил временный вид на жительство.

Братья Глушковы: негостеприимная Грузия

Следующие депутаты, сбежавшие из России (как оказалось, ненадолго) от обвинений в коррупции, рангом пониже - это член Земского собрания Балахнинского района Нижегородской области Владимир Глушков и его брат Александр Глушков с мандатом депутата Законодательного собрания Нижегородской области. Обоих братьев задержали на территории Грузии в начале августа. Ранее их объявили в международный розыск по линии Интерпола.

По возвращении в Нижегородскую область беглецов ждут арест, следствие и суд. Глушковых обвиняют в получении взятки на 6 млн рублей - Александр взятку получил, а Владимир выступил посредником, - а также в эпизоде мошенничества с муниципальным имуществом. По версии следствия, депутаты организовали ложную реконструкцию автостанции в Балахне, снесли большую часть строений, уничтожив транспортный узел, и построили на этом месте торговый центр. Сумма ущерба муниципалитету составила порядка 100 млн рублей.

Ирина Баранова: судья для рейдеров

В конце 2013 года судья Арбитражного суда Москвы Ирина Баранова улетела в США для родов. Через месяц, в январе 2014 года, глава СКР Александр Бастрыкин попросил у Высшей квалификационной коллегии судей согласия на возбуждение против Барановой уголовного дела по факту сотрудничества с рейдерами.

Расследуя дело о рейдерском захвате дома номер 3 по Гоголевскому бульвару в Москве (920 кв. метров, $50 млн), правоохранители узнали, что именно судья Баранова помогла бывшим владельцам здания обманом вернуть себе имущество после продажи, посоветовав им дать взятку своей коллеге - судье, которая рассматривала дело. За свои услуги Баранова получила 100 тысяч евро.

Бастрыкин почти два года ждал разрешения ВККС на возбуждение дела против Ирины Барановой. За это время беглая судья успела родить в США сына. В 2016 году СКР заявил о намерении объявить Баранову в международный розыск. Судья по-прежнему на свободе.

Алексей Душутин: из-под домашнего ареста

9 августа столичные полицейские попросили Тверской суд Москвы заочно арестовать бывшего гендиректора одной из компаний скандально известного «Оборонсервиса» (ныне ликвидирован) Алексея Душутина. Душутин возглавлял ОАО «Военно-строительное управление Москвы» и был обвинен в попытке мошенничества - он пытался продать строительную базу ВСУМ за 11 млн рублей при реальной стоимости около 140 млн рублей.

Забавно, но именно это уголовное дело помогло Душутину сбежать, так как ранее его уже приговорили к четырем годам колонии за незаконную продажу 17 объектов ВСУМ с ущербом в 400 млн рублей, но выпустили из-за решетки в связи с новым расследованием. Почти шесть лет (уголовное преследование Душутина началось в 2011 году) топ-менеджер «Оборонсервиса» был под стражей и лишь летом 2017 года его адвокаты сумели убедить суд изменить меру пресечения на домашний арест в связи с наличием нескольких заболеваний, приобретенных в СИЗО.

После выхода из СИЗО Душутин не стал терять время и почти сразу же сбежал из-под домашнего ареста. Его объявили в федеральный розыск, но безуспешно - по оперативным данным, беглец вместе с родителями живет в Канаде. Если Тверской суд пойдет навстречу полиции, то Душутина объявят в международный розыск.

Сергей Сапельников: исчез без разрешения

В июне 2013 года Счетная палата выявила в Росреестре серьезные нарушения - ведомство израсходовало более 42 млрд рублей на создание системы кадастрового учета, но почти половина суммы оказалась потрачена с нарушениями закона, а система так и не была завершена. Основные претензии проверяющих вызвали ИТ-проекты, все работы в сфере которых принимал замглавы Росреестра Сергей Сапельников.

В сентябре того же года стало известно, что Сапельников покинул страну, не дожидаясь, пока антикоррупционная проверка выльется в уголовное дело. Не дожидаясь вызова на допрос, чиновник выехал на автомобиле в Белоруссию, а затем на Украину. Заметим, Сапельников является носителем государственных секретов первой категории и должен был получить разрешение у спецслужб на выезд. С 2013 года от беглеца ни слуху, ни духу.

Александр Нистратов: козел отпущения

В начале года в Москве завершили уголовное дело о мошенничестве с недвижимостью ОАО «Квант-Н», которая интересовала Роскосмос, но при помощи коррупционеров в Росимуществе и Управлении делами президента оказалась проданной по бросовой цене подставной компании с владельцами в офшорах.

Виновными в махинациях с миллиардным ущербом суд признал экс-директора ФГУП «Центр финансового и правового обеспечения» Управления делами президента РФ Николая Скрыпникова, его заместителя, экс-гендиректора ОАО «Квант-Н» Андрея Гришина и двоих коммерсантов. Осужденым назначено наказание от трех с половиной до шести с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима.

В мошенничестве были замешаны еще три человека - прежний глава УДП Владимир Кожин, экс-глава Росимущества Юрий Петров и помощник Петрова Александр Нистратов. Подписи первого и второго стояли на всех документах, при помощи которых имущество «Квант-Н» вывели из-под контроля Роскосмоса и Росимущества и продали, однако оба остались лишь в статусе свидетелей, переложив всю вину на Скрыпникова и Нистратова.

Александра Нистратова считают организатором всей мошеннической схемы, однако наказать его не удалось, так как чиновник еще до возбуждения уголовного дела летом 2015 года покинул Россию и живет в США.

Дагестанские беглецы: эмираты надежнее Чечни

Большинство дагестанских чиновников, попавших под зачистку вследствие масштабной региональной антикоррупционной кампании, даже не пытались скрываться от правоохранителей, так как были уверены в собственной неуязвимости или же адекватно оценивали свои возможности. Но нашлись и исключения.

В конце мая силовики пришли с обысками в дом главы бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану Магомеда Махачева, однако хозяина дома уже не застали. Чиновника вместе с группой подельников из числа подчиненных заподозрили в поставленной на поток продаже поддельных справок об инвалидности местным жителям, которые по липовым справкам получали пособия из бюджета. Счет взяткам и поддельным документам идет на сотни.

Сперва следователи подозревали, что Махачев сбежал за границу, предположительно, на Украину. Заочно обвинив чиновника во взятках, подлоге и мошенничестве, следствие объявило его в международный розыск. Затем, в конце июля, правоохранители задержали родного брата Махачева - Ашика, сделав его фигурантом дела о поддельных справках и дополнительно пригрозив серьезным обвинением в организации преступного сообщества. То ли сработал международный розыск, то ли брат помог, но 2 августа Магомеда Махачева задержали в Грозном.

Следующего беглеца - зятя бывшего министра здравоохранения Дагестана Танки Ибрагимова - силовикам предстоит вытаскивать из Объединенных Арабских Эмиратов. Самого Танку Ибрагимова уже арестовали, обвинив в организации крупных картельных закупок, хищениях на сумму более 100 млн рублей и создании организованной преступной группировки. Его зятя считают причастным к темным делам экс-министра.

Я думаю это далеко не полный список известных чиновников, укравших кучу денег и пирующих на них сейчас за границей. Ну почему нельзя планировать следствие так, что хотя бы сажать под домашний арест подозреваемых, которые миллиарды украли и у которых куча связей. Не уж то сложно предположить, что скроются с концами? Мне всегда объясняют - "не положено, все по закону, вот так медленно работают процессуальные нормы, сделать ничего нельзя, это не 37 год".

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

Толерантность населения к проявлениям коррупции;

Отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

Наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

Психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

Незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

Отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) - это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки - одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

Получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

Вымогательство взятки;

Получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www . gosuslugi . ru .

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

Проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

Уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

В случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

Не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

В случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

Никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

В строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

Настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) - об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

Постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

Не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

Незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур - подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства - жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: