Почему сша не боятся отсталого российского оружия. Рейтинг самых смертоносных беспилотников Беспилотные аппараты США

Россия разрабатывает дальние сверхзвуковые беспилотники для поражения средств ПВО противника. Как пишет The National Interest, ссылаясь на ведущих американских военных экспертов, БПЛА сможет летать на разных скоростях и маневрировать, и это сделает его непростой мишенью для зениток НАТО.

Ранее заместитель научно-исследовательского отдела Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Минобороны Александр Немов заявил телеканалу "Звезда", что перспективный дрон сможет поражать как стационарные, так и подвижные цели в оперативной стратегической глубине.

В США отнеслись к этой российской разработке очень серьезно. Специалист Центра военно-морского анализа Сэм Бендетт говорит, что снаряд, летящий низко и с большой скоростью, сбить крайне трудно. А если ему удастся уничтожить радары и комплекс ПРО, эффективность такого вылета будет просто запредельной.

Еще один плюс – не нужно опасаться за жизнь летчика, которого попросту нет. Во времена Второй мировой войны на выполнение похожих опасных заданий отправляли самых опытных пилотов. Если им даже и не удавалось уничтожить зенитки противника, они раскрывали их координаты – такая вот разведка боем.

По мнению Бендетта, российские конструкторы обязательно уделят большое внимание защите от средств радиоэлектронной борьбы и "напичкают" БПЛА технологиями малозаметности. Иначе аппарат быстро выведут из строя. Те же США обладают самыми современными комплексами, которые позволяют перехватить управление дрона или сбить его с курса.

Разрабатывая подобный БПЛА, Россия демонстрирует, что придерживается тактики уничтожения стратегических объектов противника на его территории перед основной атакой.

Похожий план есть и у США, которые уже выпускают подобные дроны. Так, прошлым летом американская компания Kratos Defense & Security Solutions презентовала на авиасалоне Ле Бурже сверхзвуковой беспилотник XQ-222, названный "Валькирией" в честь легендарного бомбардировщика. Радиус действия дрона – 5 тыс. 500 км, первый полет ожидается в этом году. У аппарата такая же задача – прорвать оборону ПРО на европейской части России. Как и у UTAP-22 Mako, который уже проходит испытания в США. Американцы вовсю моделируют уничтожение дронами российских С-400.

А вот когда поднимется в воздух российский сверхзвуковой БПЛА, пока неизвестно. Но точно не ранее 2020 года.

Пока Минобороны готовится принять на вооружение реактивный ударный беспилотник средней дальности "Зеница", сделанный на базе советского Ту-143 "Рейс". Но этот дрон разгоняется только до 820 км/ч, а дальность его полета всего 750 километров. Такой БПЛА будет выполнять совсем иные задачи. Сверхзвуковой только планируется выпускать.

БПЛА Ту-123. Фото: wikipedia.org

Но самое интересное, у СССР такой был – Ту-123, разработанный еще в 60-х гг. прошлого века. Изначально самолет-снаряд должен был нести термоядерный заряд. Но когда холодная война слегка поутихла, советский БПЛА переоборудовали в разведчика. Достаточно долгое время беспилотники выполняли полеты вблизи европейских границ, пока их не заменили МиГ-25Р.

После распада Советского Союза работа над БПЛА, как, впрочем, и над новыми самолетами, была заброшена. И теперь приходится с трудом догонять США, а заодно и Китай.

Появление беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) значительно расширило возможности вооружённых сил и сократило человеческие потери. Их применение позволило выполнять опасные задания без риска для жизни пилотов.

Долгое время дронам отводилась роль мишеней для военных лётчиков и операторов зенитных установок. Однако научно-техническая революция в сфере радиотехники, оптики и электроники стала фундаментом для создания тяжёлых многоцелевых аппаратов, способных в течение нескольких суток вести разведку и наносить удары.

Наиболее крупных успехов на этом поприще добились США и Израиль. В американской армии насчитывается около 500 ударных беспилотников. Опыт их применения, как считают эксперты, будет учитывать Россия в борьбе с незаконными вооружёнными формированиями в Сирии.

Сфера применения

На текущий момент российская армия не обладает ударными беспилотниками. В сирийской операции задействованы около 70 БПЛА — лёгкие тактические аппараты «Орлан-10» и «Элерон-3» и тяжёлые «Форпосты».

Аппараты выполняют задачи по дозору территории вокруг авиабазы Хмеймим и порта Тартус, по поиску и доразведке целей и по мониторингу местности после ракетно-бомбовых ударов ВКС. В частности, использование «Форпостов» позволяет вести учёт поражённых целей и демонстрировать всему миру работу ВКС.

Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов заявил RT, что сирийская кампания позволила осознать необходимость появления в Вооружённых силах РФ нескольких новых видов вооружений, в том числе ударных беспилотников.

Начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооружённых сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов уверен, что применение ударных дронов востребовано в Сирии как на сегодняшний день, так и в перспективе.

Эксперт пояснил, что после окончания основной фазы операции сфера применения БПЛА может расшириться. По его словам, исчезновение военной структуры ИГ* и уход бандформирований в подполье «потребует от российской группировки более ювелирной работы по уничтожению наземных целей».

Мардасов полагает, что львиную долю задач в САР смогут выполнять отечественные ударные дроны, которые в скором времени должны поступить на вооружение. Тяжёлые БПЛА оптимально подойдут для выполнения ограниченных миссий — например, для поражения командного пункта, отдельных движущихся целей, скопления живой силы в городской местности или склада боевиков.

Перспектива применения

Американский опыт в Афганистане свидетельствует, что ударные БПЛА позволяют минимизировать риск для жизни личного состава и мирного населения. Однако залогом боевой эффективности беспилотников является грамотно проведённая разведка.

В Афганистане из-за недостатка разведданных с января 2012 года по февраль 2013 года из 200 ликвидированных дронами «боевиков» 35 оказались гражданскими лицами. Причина ошибок заключалась не в злом умысле, а в отсутствии полной информации о поражаемых целях.

Предполагается, что ударные БПЛА смогут находиться в воздухе в течение нескольких суток, осуществляя мониторинг местности, и поражать неожиданно появляющиеся мобильные группы террористов до подлёта авиации. Подобная тактика может увеличить уровень оперативности группировки ВКС России и уменьшить вероятность неожиданных контратак боевиков, от которых постоянно страдает сирийская армия.

Мардасов полагает, что перспективность применения в современной войне БПЛА была осознана российским командованием в период южноосетинского конфликта 2008 года, во время которого грузинские войска использовали беспилотники американского и израильского производства. Сейчас, по его словам, в России происходит переоценка отношения к ударным аппаратам.

«С целью как можно быстрее закрыть брешь в ассортименте вооружений были куплены израильские лёгкие дроны Bird Eye 400 и тяжёлые IAI Searcher 2. В 2012 году на Уральском заводе гражданской авиации начат выпуск лицензионной копии Searcher 2 — «Форпоста», разработанной в ОАО «РТИ Системы», — сказал Мардасов.

Эксперт отметил, что Израиль продал Москве БПЛА с ограниченным функционалом. Это стимулировало Россию предпринять активные усилия, чтобы создать собственные тяжёлые аппараты, соответствующие зарубежным аналогам.

«Сирийская кампания подтвердила необходимость появления в российской армии не только лёгких, но и тяжёлых БПЛА. Чем больше аппарат, тем больше оборудования лучшего качества он может нести и, соответственно, тем шире спектр выполняемых дроном задач и выше эффективность его применения», — отметил Мардасов.

«Орион», «Альтаир», «Охотник»

Главный редактор UAV.ru, эксперт по авиации Денис Федутинов пояснил RT, что тяжёлые БПЛА, как правило, совмещают разведывательные и ударные функции. В США первым массовым беспилотником подобного типа стал MQ-1 Reaper («Жнец»). В 2007 году на авиабазе «Крич» в штате Невада из этих аппаратов была сформирована первая в Соединённых Штатах ударная эскадрилья.

Эксперт сообщил, что в настоящее время в России разрабатывается несколько комплексов тяжёлых БПЛА. Речь идёт об аппаратах «Орион» компании «Кронштадт», «Альтаир» ОКБ им. Симонова и «Охотник» ОКБ им Сухого.

  • Прототип-демонстратор беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир» разработки АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова».
  • americanmilitaryforum.com

«Проводя определённые параллели с близкими по своему классу зарубежными системами БПЛА, можно предположить, что в силу своей размерности и связанных с этим возможностей они потенциально смогут являться носителями не только разведывательной аппаратуры, но и вооружения», — заявил Федутинов.

По его словам, российская армия получила определённый опыт использования лёгких аппаратов, который пригодится при поступлении в войска тяжёлых разведывательно-ударных БПЛА. В частности, на новые дроны могут быть перенесены практические навыки технической эксплуатации «Элерона-3», «Орлана-10», «Заставы» и «Форпоста».

«Полагаю, что для эксплуатации разведывательно-ударных БПЛА достаточно тяжёлого класса в структуре ВВС будут созданы отдельные подразделения, в которых военнослужащие будут специализироваться исключительно на применении беспилотников и их техническом обслуживании», — сказал Федутинов.

БПЛА не только расширяют возможности существующих видов вооружений за счёт взаимодействия в едином разведывательно-информационном поле, но и постепенно становятся самостоятельными боевыми единицами. Дроны являются одним из ключевых элементов грядущего замещения людей машинами на поле боя, считает Федутинов.

«В силу ряда объективных обстоятельств Россия отставала в развитии БПЛА. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, поскольку появились возможности не только применить лучшие из наработок прошлого, но и отработать их на практике, то есть в боевых условиях», — заключил собеседник RT.

Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук.

Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

Охотник

Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР "Охотник" по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией "Сухой" (ОАО "ОКБ Сухого"). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект "Скат"). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР "Охотник" с компанией "Сухой" 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и "Сухой" для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между "МиГ" и "Сухой" подписано лишь 25 октября 2012 г.

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания "Сухой" выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании "Сухой" одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР "Охотник", а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это - произошло.

В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.

Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.

Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.

В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) "Акация", которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»

Государственные испытания нового российского тяжелого ударного беспилотника могут начаться уже в следующем году. Об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов во время посещения казанского ОКБ имени Симонова. Судя по всему, речь идет о первом российском тяжелом ударном дроне «Зеница».

Этот беспилотник разработан в Казани, первый полет совершил еще в 2014 году. Сейчас на выходе опытный образец, в котором учтены все полученные в ходе предварительных испытаний экспериментальные данные. Именно он, как ожидает Борисов, в следующем году и выйдет на госиспытания. Замминистра уверен, что испытания пройдут в сжатые сроки и полностью подтвердят выполнение конструкторами технического задания. То есть — закупки армией «Зеницы» ожидаются уже в 2018 году. Предполагается, что на первых порах серийность дрона может достигнуть 250 единиц.

Об ударных беспилотниках у нас говорят уже давно. Не имея их на вооружении, мы долго и энергично «разоблачали» американский «Предатор». Он якобы является крайне неизбирательным оружием, обрушивая ракеты и на пеших, и на конных, и на личный состав, и на военную технику врага, и на мирных жителей.

Однако уже в то время в наших собственных государственных КБ и частных фирмах велись энергичные работы по созданию первых российских аналогов «Предатора». Периодически появлялись сообщения, что какой-то разработчик уже находится в двух шагах от передачи на государственные испытания беспилотных истребителей живой силы и бронетехники.

Более всего говорилось о «Дозоре-600», создаваемом компанией «Кронштадт» с середины прошлого десятилетия. Первый полет прототип совершил в 2009 году. С тех пор периодически появляются сведения о том, что еще немного и… В 2013 году министр обороны Сергей Шойгу потребовал ускорить ход работ. Но это в настоящий момент уже имеет мало смысла. Потому что «Дозор-600» — вчерашний день беспилотной авиации. Его полезная нагрузка составляет всего лишь 120 кг. У американского ветерана «Предатора», который эксплуатируется с прошлого века, — 204 кг. А у современного «Рипера» — 1700 кг. Правда, разработчики настаивают на том, что «Дозор-600» — это не только ударный дрон, но и разведывательный. Однако беспилотных разведчиков на любой вкус в нашей армии уже вполне достаточно.

У «Кронштадта» есть и еще одна разработка. И выполнена она совместно с вышеупомянутым казанским ОКБ им. Симонова. Это «Иноходец», который и повнушительнее, чем «Дозор-600», и имеет более высокую готовность. Год назад появилась информация, что в Летно-исследовательском институте имени Громова начались испытания «Иноходца». О перспективах принятия его на вооружения ничего неизвестно. И это неудивительно, поскольку и он сильно запоздал с появлением на свет. Что прекрасно иллюстрирует сравнение основных ЛТХ «Иноходца» и принятого на вооружение в 1995 году американского «Предатора».

ЛТХ БПЛА «Предатор» и «Иноходец

Максимальный взлетный вес, кг: 1020 — 1200

Масса полезной нагрузки, кг: 204 — 300

Тип двигателя: поршневой — поршневой

Максимальная высота полета, м: 7900 — 8000

Максимальная скорость, км/ч: 215 — предположительно 210

Крейсерская скорость, км/ч: 130 — предположительно 120−150

Продолжительность полета, ч: 40 — 24

Хотя, конечно, легкие ударные дроны, к каковым относится «Иноходец», имеют свою нишу в армии. Они прекрасно справляются с решением антитеррористических задач по ликвидации «особо выдающихся» боевиков. Именно по этому пути идут в Израиле, создавая компактные дроны, вооруженные одной — двумя ракетами малого радиуса действия с точным наведением на цель.

ОКБ им. Симонова наступает на проблему создания отечественного ударного дрона широким фронтом, не ограничиваясь разработкой двух тем. При этом все разработки подводятся к стадии как минимум изготовления опытных образцов. Большие надежды симоновцы связывали с беспилотником «Альтаир» среднего класса — весом до 5 тонн.

«Альтаир» в конце прошлого года совершил первый полет. Однако выяснилось, что до создания полностью работоспособного образца еще далеко. ОКБ беспрерывно и довольно радикально дорабатывает свое детище. Так, вместо заявленных 5 тонн дрон стал весить 7 тонн. А по техзаданию предполагалось, что он будет имеет массу полезной нагрузки порядка двух тонн, потолок — 12 км. Максимальное время полета — 48 часов. При этом дрон должен иметь устойчивую связь с комплексом управления на удалении до 450 км без использования спутниковых каналов.

Остальные характеристики засекречены. Но из того, что известно, можно предположить, что «Альтаир» должен быть как минимум не хуже американского «Репера». Потолок у него чуть ниже, но продолжительность полета существенно выше — 48 часов против 28 часов.

Когда сумма разработки превысила 2 млрд. рублей, Минобороны приняло решение о сокращении финансирования. При этом «Альтаиру» дали шанс — предложив создать гражданскую модификацию для мониторинга арктических районов, чтобы гражданские структуры занялись софинансированием проекта.

Казанцы в случае получения дополнительных источников финансирования намереваются завершить разработку «Альтаира» в 2019 году и внедрить дрон в серийное производство в 2020 году. Решение о сокращении финансирования было принято две недели назад.

При внимательном изучении вопроса о том, сколько же тяжелых ударных беспилотников создает ОКБ им. Симонова, возникает подозрение (основанное на фактах), что нам пытаются представить один продукт под видом другого.

Во-первых, Юрий Борисов, находясь в Казани, сказал, что ОКБ Симонова несколько лет назад в тяжелой конкурентной борьбе выиграло конкурс на разработку тяжелого беспилотника. Однако нам доподлинно известно, что в тендере симоновцы выиграли право на создание именно «Альтаира», а не «Зеницы». Известна и стоимость тендера — 1,6 млрд. рублей.

Во-вторых, «Зеница» — это не тяжелый дрон, его взлетная масса равна 1080 кг. И, следовательно, полезная нагрузка никак не может превышать четверть тонны. Известно, что он разработан на основе советского беспилотника Ту-143 «Рейс», принятого на вооружение в далеком 1982 году. Характеристики, конечно, сегодня существенно улучшены. Так, например, потолок вырос с 1000 м до 9000 м, а дальность полета — со 180 км до 750 км. Но, разумеется, это стало возможным за счет существенного увеличения массы топлива, что не пошло на пользу полезной нагрузке. Так что и предполагаемые нами 250 кг могут оказаться для «Зеницы» неподъемными.

ЛТХ БПЛА «Зеница»

Длина — 7,5 м.

Размах крыльев — 2 м.

Высота — 1,4 м.

Максимальная взлётная масса — 1080 кг.

Крейсерская скорость полёта — 650 км/ч

Максимальная скорость полёта — 820 км/ч

Максимальная дальность полёта — 750 км

Максимальная высота полёта — 9100 м

Тип авиадвигателя — реактивный

Так что можно предположить, что под видом «Зеницы» нам предлагают «Альтаир», отношение к которому у Минобороны в силу неведомых причин резко переменилось.

Если же говорить о подлинно тяжелом ударном дроне, который может вскоре выдать «на гора» наш авиапром, то это 20-тонный БПЛА «Охотник». Хотя он должен был уже появиться на свет под именем «Скат». Дело в том, что с начала «нулевых» годов «Скат» разрабатывало ОКБ Микояна и Гуревича. В 2007 году полноформатный макет был представлен на салоне МАКС-2007. Однако вскоре финансирование проекта прекратилось в связи с политикой тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова по закупке для армии высокотехнологичного оружия за рубежом.

После смены министра проект разморозили, но передали его ОКБ Сухого. РСК МиГ привлекли к проекту в качестве соисполнителя.

ТЗ на «Охотника» было утверждено Министерством обороны в 2012 году. Его подробности не разглашаются. Беспилотник будет построен по модульному принципу, что позволит применять его для решения широкого круга задач. Разработчики были полны решимости начать испытания прототипа в 2016 году и передать его в армию в 2020 году. Однако, как водится, сроки «поплыли». В позапрошлом году первый полет прототипа был перенесен на 2018 год.

Поскольку о ЛТХ «Охотника» ничего не известно, мы приводим характеристики БПЛА «Скат». По логике вещей, показатели «Охотника» должны быть как минимум не хуже.

Длина — 10,25 м

Размах крыла — 11,5 м

Высота — 2,7 м

Максимальная взлетная масса — 20000 кг

Тяга двигателя ТРД — 5040 кгс

Максимальная скорость — 850 км/ч

Дальность полета - 4000 км

Практический потолок — 15000 м

Возможность сохранить наиболее ценный ресурс – бойцов на поле боя с начала первых войн являлось наиболее важным и перспективным. Современные технологии позволяют использовать боевые машины дистанционно, что исключает потерю оператора даже при уничтожении единицы. Одним из наиболее актуальных в наши дни является создание беспилотных летательных аппаратов.

Что такое БПЛА (беспилотный летательный аппарат)

БПЛА называют любой летательный аппарат, в котором в воздухе нет пилота. Автономность устройств различная: есть простейшие варианты с дистанционным управлением, либо полностью автоматизированные машины. Первый вариант еще называют дистанционно-пилотируемым ЛА (ДПЛА), они отличаются непрерывной подачей команд от оператора. Более совершенные системы требуют лишь эпизодической подачи команд, между которыми устройство работает автономно.

Основное преимущество таких машин перед пилотируемыми истребителями и разведчиками в том, что они до 20-ти раз дешевле своих аналогов при сопоставимых возможностях.

Недостаток устройств в уязвимости каналов связи, которые легко нарушить и вывести машину из строя.

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков - Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия - Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

Практика применения БПЛА показала значительно больший потенциал в качестве полноценных боевых машин. Поэтому после начала 80-х в Соединенных Штатах начинают разработку тактических и оперативно-стратегических беспилотников.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator . На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия - «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Предназначение беспилотника

Беспилотные летательные аппараты в основном задействуются для решения следующих задач:

  • мишени, в том числе для отвлечения вражеских средств ПВО;
  • разведка;
  • нанесение ударов по различным подвижным и неподвижным целям;
  • радиоэлектронная борьба и прочие.

Эффективность аппарата при выполнении задач определяется качеством следующих средств: разведка, связь, автоматизированные системы управления, вооружение.

Сейчас подобные ЛА успешно снижают потери личного состава, доставляют информацию, которую невозможно получить на дистанции прямой видимости.

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

В этих группах есть и гражданские устройства, разумеется, они легче и проще. Полноценные боевые машины зачастую не меньше пилотируемых самолетов по габаритам.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

  • Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
  • Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
  • Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула» ;
  • Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
  • Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

В зависимости от типа двигателя, меняется и используемое топливо. Электромоторы питает аккумулятор, ДВС – бензин, реактивные двигатели – соответствующее топливо.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

  • процессор;
  • барометр для определения высоты;
  • акселерометр;
  • гироскоп;
  • навигатор;
  • оперативное запоминающее устройство;
  • приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Преимущества и недостатки БПЛА

По сравнению с пилотируемой техникой, БПЛА имеют серьезные преимущества:

  1. Массогабаритные характеристики улучшаются, растет живучесть единицы, снижается заметность для радаров;
  2. Беспилотники дешевле пилотируемых самолетов и вертолетов в десятки раз, при этом узкоспециализированные модели могут решать на поле боя сложные задачи;
  3. Разведывательные данные при использовании БПЛА передаются в режиме реального времени;
  4. На пилотируемую технику распространяются ограничения на применение в условиях боя, когда риск гибели слишком высок. Подобных проблем у автоматизированных машин нет. Учитывая экономические факторы, пожертвовать несколькими будет значительно выгоднее, чем потерять подготовленного летчика;
  5. Боеготовность и мобильность максимальна;
  6. Несколько единиц можно объединять в целые комплексы для решения ряда сложных задач.

Недостатки любой летающий дрон тоже имеет:

  • пилотируемые устройства имеют значительно большую гибкость на практике;
  • до сих пор не удается прийти к единому решению вопросов спасения аппарата в случае падения, посадки на подготовленных площадках, осуществления надежной связи на больших дистанциях;
  • надежность автоматических устройств до сих пор значительно ниже пилотируемых аналогов;
  • по различным причинам в мирное время полеты беспилотных ЛА серьезно ограничиваются.

Тем не менее продолжаются работы по усовершенствованию техники, в том числе повлиять на будущее БПЛА могут нейросети.

Беспилотные аппараты России

Як-133

Это дрон разработки компании «Иркут» - малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.

А-175 «Акула»

Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.

«Альтаир»

Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.

БАС-62

Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.

Беспилотные аппараты США

EQ-4

Разработка компании Northrop Grumman. В 2017 год в армию Соединенных Штатов поступило три машины. Они были направлены в ОАЭ.

«Fury»

Беспилотник компании Lockheed Martin, предназначенный не только для наблюдения и рекогносцировки, но и для радиоэлектронной борьбы. Способен продолжать полет до 15 часов.

«LightingStrike»

Детище компании Aurora Flight Sciences, которое разрабатывается как боевая машина с вертикальным взлетом. Развивает скорость более 700 км/ч, может нести до 1800 кг полезной нагрузки.

MQ-1B «Predator»

Разработка General Atomics – средневысотная машина, которая изначально создавалась как разведывательная. Позже ее модифицировали в многоцелевую технику.

Беспилотные аппараты Израиля

«Mastiff»

Первым созданным израильтянами БПЛА стал «Мастиф», совершивший полет в 1975 году. Целью этой машины была разведка на поле боя. Простоял на вооружении до начала 90-х.

«Shadmit»

Эти устройства использовались для разведки в начале 80-х, когда шла первая Ливанская война. Часть использованных систем передавало в режиме реального времени разведданные, часть имитировала вторжение авиации. Благодаря им, успешно велась борьба с ЗРК.

IAI «Scout»

«Скаут» был создан в качестве тактической разведывательной машины, для чего оснащался телевизионной камерой и системой транслирования собранной информации в реальном времени.

I-View MK150

Другое название - «Наблюдатель». Аппараты разработаны израильской компанией IAI. Это тактическая машина, оснащенная инфракрасной системой наблюдения и комбинированной оптико-электронной начинкой.

Беспилотные аппараты Европы

MALE RPAS

Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2018 году.

«Sagem Sperwer»

Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.

«Eagle 1»

Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.

HALE

Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.

В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: