Непостоянен апрель солнце снег и дождь вперемешку. Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку. С ка­ждым днем все меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни по­смотришь везде вода. Кажется, вся. Животные и птицы

Конспект урок по окружающему миру для 2 класса на тему «В гости к Весне!»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Личностные результаты:

Понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Межпредметные результаты:

Умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,

Высказывать и аргументировать своё мнение.

Умеют работать в парах и в группах.

Отделять значимую информацию от второстепенной.

Давать оценку своей работе и работе товарища.

Предметные результаты:

Ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, назввания раннецветущих растений.

Учатся наблюдать за изменениями в природе.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Необычный, потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать мы будем сегодня под девизом: «Успех дарит радость».

Проверим, все ли готово у нас для успешной работы?

А чтобы наша работа на уроке была успешной, вспомним правила:

Писать - грамотно.

Слушать – внимательно.

Спрашивать – по существу.

Уважать других!

Работайте дружно и помогайте друг другу!

2. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”

Учитель : Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация .

Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. Сегодня на уроке я вас приглашаю в гости…

Отгадайте к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет,-

Значит к нам пришла … (весна)

3. Сообщение темы урока.

Кто же мне может сказать, какая тема нашего урока.

Итак, мы идём в гости к весне. Точнее она идет к нам. Вы любите ходить в гости?

Как вы думаете, а чем мы будем заниматься в гостях у весны? Ваши предположения (будем играть, узнавать что-то новое, поделимся своими знаниями, выполнять разные задания). Давайте определим цель нашего урока: повторить и привести в систему знания о весне, которые мы получили раннее и на прошлом уроке во время экскурсии. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему?

Зря время терять не будем, а отправимся в гости и проверим ваши предположения.

Вы пойдёте в гости одни или со мной?

Представьте, что мы идём, дверь – что нужно сделать? (постучаться – постучались) . Дальше покажем себя вежливыми – поздороваться.

Здравствуй, матушка весна всем красна! (хором).

Весна – прекрасное время года! Это пробуждение! Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда ждут ее с нетерпением. Ведь это тепло пригреваемого солнышка, прекрасное настроение, ощущение чего-то особенного, может быть даже волшебного.

Весну в своих произведениях воспевают по-своему художники, композиторы, поэты.

А знаете ли вы, какой голос у весны? Сейчас я включу музыку польского композитора Фредерика Шопена «Весенний вальс». Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст вам настроение того, что происходит сейчас в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, или на речку, или на поляну. (Звучит музыка Фридерик Францишек Шопен « Весенний вальс»)

А вот так изобразил весну художник Василий Николаевич Бакшеев - большой мастер пейзажа. Самое главное в его картине - это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием.

Вот как представляет нам весну поэт И. С. Никитин

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал - и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

( у детей есть распечатка этого стихотворения)

Кто больше найдёт признаков весны, которые назвал автор в своём стихотворении?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Весенние изменения в неживой природе.

Перечислите названия весенних месяцев по порядку.

Отгадайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком месяце идёт речь, и какие признаки этого месяца вы услышали?

(Читает учитель)

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Слово март - не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса. Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снега и проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником. А как ещё называют март догадайтесь сами и закрасьте красным карандашом. (У детей на партах лежат карточки: весна света, весна воды и весна зелени) Первая победа солнца - весна света. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели.

21 марта «день с ночью мерится» (весеннее равноденствие)

ПОЧЕМУ НАЧАЛО ВЕСНЫ – март месяц НАЗЫВАЮТ ВЕСНА СВЕТА?

А теперь "вопросы от марта":

а) Что происходит с температурой воздуха с наступлением весны? (повышается)

б) Что означает "температура повышается"? (становится тепло)

в) Почему температура повышается? ( солнце на небе становится выше).

г) Влияет ли это на изменение продолжительности дня и ночи? Как? (день становится длиннее)

Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление.

Загадка (читает учитель)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл апрель? (Апрель)

Скажите, а апрель – это какая весна? (закрашивают) Вторая победа солнца - весна воды.

Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листвы и цветов. За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».

Природа весной пробуждается. Была весна солнца, воды. А какая третья победа весны?

Загадка

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…(май)

Наши предки называли май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета - весна зелени. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром. Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.

Спасибо, месяцам за их интересный рассказ.

Физкультминутка

Игра «Топаем-хлопаем»

Я называю признаки весны. Если вы согласны – хлопаете, если не согласны – топаете.

Весной день становится длиннее

Ворона – перелетная птица

Птицы улетают на юг

Таяние снега, льда

Небо голубое, высокое

Зацветают растения

С деревьев опадают листья

Появляются насекомые

Ребята, одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

Какой весенний месяц самый холодный? А самый теплый? Почему?

Изменилась ли продолжительность дня?

Теперь словами нарисуем небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

А что происходит со снегом? Что происходит с почвой весной? Почему?

Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Выступление Исаковой Ж.)

4. Изменения в живой природе.

Но не только в неживой природе с наступлением весны происходят изменения. Весна вносит изменения и в жизнь животных.

Фёдоров М.(«Животные весной»).

Оттаявщая почва, даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

А Настя нам расскажет об весенних изменениях в жизни растений.

Закрепление изученного.

    Работа на карточках.

Распределить на группы

капель

оттепель

оттаивание почвы

таяние снега

первые грозы

прилёт птиц

появление подснежников

цветение растений

появление насекомых

линька животных

    Работа в группах

Правила работы в группах:

Умей слушать товарища

Работай тихо, чтобы не мешать другим

Закончив свое дело, помоги другу

Рабочее место содержи в порядке

Перед вами рассказ о весне. Но там есть опечатки: ваша задача вместе их отыскать и исправить.

Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся короче.
Повсюду снег, замерзают бурные звонкие ручьи.
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. У деревьев начинается листопад. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Улетают в тёплые края на родину перелетные птицы. Ложатся в спячку некоторые звери. У них начинается линька.
Весной у людей много работы. Заготавливают на зиму сено домашним животным. В огородах сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук. В садах убирают урожай яблонь, груш.

    Найди лишнее слово. Объяснить свой выбор:
    1.март, апрель, май, ноябрь:
    2.мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
    3.медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
    4.бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
    5.трактор, лопата, грабли, вилы.

Подведение итогов.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

Солнце выше, чем зимой -

Дни стали длиннее.

Потепление –

Небо голубое, высокое

Облака белые, лёгкие

Таяние снега, льда

Ледоход

Половодье

Осадки: снег, дождь

Первая гроза

Оттаивание почвы

Вывод:

От того, что солнце встает высоко над горизонтом, изменяется жизнь живой природы. Идёт весна!

Рефлексия

Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Весне.

Оно вам понравилось?

Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы! Похлопайте себе!

АПРЕЛЬ

Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку. С ка­ждым днем все меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни по­смотришь - везде вода. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.

Первая улыбка весны - мать-и-мачеха. На вырубках сморчки появились. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле. Не случайно древнерусское название месяца - БЕРЕЗЕНЬ, да СНЕГОГОН.
ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ

Апрель - пора большой воды.

С апреля земля преет - ветром и теплом веет.

Три дождя в апреле да один в мае тысячи дождей стоят.

Мокрый апрель - хорошая пашня.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Апрель - лес звенит от птичьих хоров.

В апреле мокро - грибное лето, гроза - к теплому лету и к уро­жаю орехов.

Из берез течет много сока - к дождливому лету.

Мокрый апрель - хорошая пашня, славный сенокос.

Сухой апрель предвещает для пашни и сенокоса недоброе.

Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору», а овес говорит: «Топчи меня в грязь, тогда буду я князь».
^ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Апрель с водою, а май с травою.

Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.

Посеешь в пору - соберешь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весенний дождик лишним не бывает.
ЗАГАДКИ

Яростно река ревет и разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель.)

Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня...

(весна).

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела первый мед принесла.

Кто знает, когда это бывает?

(Весной.)

Без рук, без топоренка построена избенка.

(Птичье гнездо.)

Шагает красавица, легко земли касается.

Идет на поле, на реку и по снежку и по цветку.

(Весна.)

Рук нет, а строить умеет.

(Птица.)

Она приходит с ласкою и со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

(Весна.)
Кто входит в окно и не ломает его?

(Солнечные лучи.)

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный зайчик .)

К маме-речке бегу и молчать не могу,

Я ее сын родной, а родился - весной.

(Ручеек.)

Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном,

Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки.

(Скворечник.)

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,

Лепит домик под окном из травы и глины.

(Ласточка. )

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.

(Воробей.)

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети:

Где болит? Тук-тук!

А, нашел! Тут, тут!

(Дятел.)

Крылатые кошки в лесу объявились!

Заохали мышки и в норки забились.

Мы вовсе не кошки, честное слово:

Но нас берегитесь! - воскликнули...

(совы).
СТИХИ

Апрель-снегогон

В землю прель, в землю прель

Загоняет апрель.

Он с ручьем в борозде,

Сам по пояс в воде.

И глядит молодцом,

Заливаясь скворцом.

Просыпайся, дружок,

Побежим на лужок!

^ М. Сухорукова
Апрель

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

С. Маршак
Апрель

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи,

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

^ В. Берестов
Подснежники

На лесной полянке

Море из цветов.

Расцвели подснежники

После зимних снов.

Рядом с перелескою

Сонник, горицвет.

Стародумка, ростики-

Красочный букет.

На лесной полянке

Море из цветов!

Украшают землю

После зимних снов.

^ Л. Герасимова
Шумит на речке ледоход

Шумит на речке ледоход,

В саду хлопочет садовод,

Забавно чибисы кричат,

Ворона кормит воронят.

Резвится теплый ветерок,

Проснулся первый мотылек,

И песня зяблика слышна –

Пришла весна! Пришла весна!

^ В. Алферов
Разговор с весной

Ну, Весна, как дела?

У меня уборка.

Для чего тебе метла?

Снег мести с пригорка.

Для чего тебе ручьи?

Мусор смыть с дорожек!

Для чего тебе лучи?

Для уборки тоже.

Все промою, просушу –

Вас на праздник приглашу!

^ О. Высотская

Весна

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

^ И. Токмакова
Весной

То снег валил, то ветры выли.

И вдруг тепло, поют скворцы.

И почки клювики раскрыли

От удивленья, как птенцы.

^ A. Береснев
Апрель

Голубее небо стало,

Зеленей в лесу трава.

Голубей домашних стая

В небе вяжет кружева.

B. Нестерепко
Возвращаются певцы

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке,

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков
Весной

Наточив поострее мечи,

Опустились на речку лучи.

И когда разрезали лед,

На реке начался ледоход.

^ А. Бересте
Солнечный апрель

Без шапки на улицу вышел

В пальто нараспашку апрель

И солнечным зайчиком выжег

Из тонкой сосульки капель.

Взял ветку на вербной опушке,

Макнул ее в солнечный круг

И принялся сыпать веснушки

На юные лица подруг.

Великое, вечное чудо –

Пора пробужденья земли!

Скажите мне только: откуда

В ней столько добра и любви?

Откуда такое волненье?

Чьей силой оно рождено?

Как жаль, что весной обновленья

Лишь людям одним не дано...

Но все же весной мы моложе –

Нас тянет в тот сквер за ручьем,

Где юность прошла, как прохожий,

Которому все нипочем.

Да нет, не прошла она - здесь же

Гуляет веселой толпой,

И громко скворцы, как и прежде,

Поют: «Возвратились домой!».

Погрелся апрель, нагулялся

И звонко, как новый трамвай,

По рельсам блестящим помчался

В грохочущий грозами май.

^ М. Палиевский

Утро

Солнце на небе всходило,

Солнце филина будило:

Просыпайся, встань, мой друг,

Пляшет вся земля вокруг.

Пляшет белка, пляшет ежик,

Пляшут все, кто только может.

Хорошо в лесу весной –

Встань скорей! Спляши со мной!

^ Р. Скучайте
Весна-красна

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Ф. Лев
Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик - первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

^ Е. Серова
Домик для синицы

К садоводу дяде Грише

Угодил птенец на крышу.

Беспокоится синица:

Может крошка простудиться.

Тащит внучек рукавичку –

Домик птичке-невеличке.

«Не годится рукавичка», -

Говорит ему синичка.

Внук тогда принес лукошко,

Положил травы немножко.

«И лукошко не годится», -

Объясняет мать-синица.

Внук задумался... Потом

Из дощечек сделал дом –

Недоступный для врагов,

Птичьих недругов - котов.

Поселились птицы в доме,

Мать-синица дочку кормит.

Носит гусениц, жучков,

Короедов-червячков.

Дядя Гриша-садовод

Без забот теперь живет:

Охраняют птицы сад

И внучонка веселят.

^ М, Семенова

Весело аукнула

Из лесу весна.

Ей Медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали Зайки к ней,

Подлетел к ней Грач;

Покатился Ежик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась Белочка,

Глянув из дупла, -

Дождалась пушистая

Света и тепла.

Гордо приосанился

Просветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И Мороз за елками,

Заворчав, исчез.

^ Л. Аграчева
Ледоход

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

^ С. Баруздин
Мы построили скворечню

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том,

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат: -

Мы хотим добавку –

Муху и козявку.

Е. Тараховская
Медуница и первоцвет

Расцветает медуница-

У цветов она царица!

Рядом с нею первоцвет

В золотистый фрак одет.

Л. Герасимова

Наталья Сердюкова
Урок окружающего мира «Апрель-водолей»

МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н. И. Черных»

Урок окружающего мира

«Апрель – водолей »

(1 класс)

Составила :

Учитель начальных классов

Сердюкова Н. Ф.

Педагогическая цель : привести в систему знания детей об изменениях в природе весной.

Тип урока : решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) :

Обучающийся научится : объяснять изменения в природе весной; получит возможность научиться : соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные ) :

Личностные : У обучающегося будут сформированы : положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования : представления о ценности и уникальности природного мира , природоохране, здоровьесберегающем поведении

Регулятивные : Обучающийся научится : принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; получит возможность научиться : осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; в сотрудничестве с учителем и товарищами находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные : Обучающийся научится : осуществлять поиск нужной информации в учебнике и пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные : Обучающийся научится : договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : формулировать своё мнение и позицию; строить понятные для окружающих высказывания .

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы :

Оливер Клэр. Детская энциклопедия Земли.

М.:Эксмо, 2010.

Сороцкая, О. Н. Учебно – наглядное пособие. –М.: Просвещение,1990.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки с изображением животных, растений, насекомых, птиц; экземпляры коллекции насекомых; звукозапись - журчание ручья, голоса птиц.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать –

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

(проверка готовности к уроку )

II. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, перед вами две картины. Скажите, какое время года на них изображено?

В чём сходство (различие) картин?

(И. Левитан «Март» , А. Комаров «Наводнение» )

Как вы думаете, почему на второй картине художник изобразил очень много воды?

Когда в природе такое случается?

Загадка :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся.

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?. (Апрель )

Что же происходит в природе с приходом весны?

(личные наблюдения детей)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Ученик читает стихотворение :

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег, и тает лёд!

И на речках – ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле,

Ливень льёт, как из ведра!

Гром гремит : «Весна! Ура!

Погремлю – ка вволю я!»

Что значит «ливень льёт, как из ведра» ?

2. Учитель :

В апреле бывает разное : солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен апрель . Зато куда ни глянь, ни посмотри – везде…

(детям предлагается послушать, представить, почувствовать то, что они услышат)

Звучит звукозапись шума ручья

Что вы слышали? Видели? Чувствовали?

3. В народе апрель называют по – разному :

«березень» - древнерусское название месяца. В апреле у берёз начинается сокодвижение.

Как вы понимаете слово – сокодвижение?

(При затруднении обращаемся к «Толковому словарю» )

«водолей» - льёт воду

Поясните, в каком значении употреблено выражение «льёт воду» ?

Как вы думаете, почему в апреле так много воды ?

Где воды бывает особенно много?

4. «Путешествие» на реку.

Я предлагаю вам заглянуть на реку и посмотреть, что же там происходит?

(сюжетная картина «На реке» ; ответы детей)

Ученица читает стихотворение :

Лёд идёт, лёд идёт!

Вереницей длиной

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины…

Как называется природное явление, когда лёд идёт* по реке?

(поясняем смысл выражения «лёд идёт*)

Чтение отрывка учеником :

Шли первые дни апреля . Однажды утром неожиданно для всех на реке начался ледоход. Лёд тронулся. Сердито толкая друг друга, как – то неторопливо и нехотя плыли по реке льдины. Самые ленивые теснились у берега, трещали, ломались, будто ворчали : «Куда все спешат, ещё успеем, успеем…» Через три дня река очистилась ото льда.

Что значит «река очистилась ото льда» ?

Куда же подевался лёд?

Продолжите предложение :

Когда лёд растает, воды…

Работа по картине А. Комарова «Новоднение» . Рассказ об изменениях в жизни животных.

Рассматривание репродукции картины

Обмен впечатлениями об увиденном

Какое время года изобразил художник на картине? Как вы догадались?

Как называют природное явление, когда река выходит из берегов*?

(при затруднении обращаемся к «Толковому словарю» ; поскольку дети только учатся работать со справочной литературой, делаю пометки в словаре и прошу зачитать)

«Половодье» * - весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.

«наводнение» * - затопление суши водой, выступившей из берегов.

«паводок» * - поднятие уровня воды в реках в результате ливня или таянии снега.

Учитель :

Весна приносит животным не только радость, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял лёд. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка. Вот и герой картины – заяц забрался на ветку старого дерева. Ему страшно. Прижавшись спиной к стволу дерева, он внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадёт, зайцу грозит смерть.

Как вы думаете, зачем художник нарисовал эту картину?

О чём он хотел нам рассказать?

А может ли человек помочь животным?

(ответы детей, вспоминаем стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» )

Как же чувствуют себя другие звери в это непростое для них время?

5. Работа в группах. (Детям предлагается разделиться на две группы и выбрать животного, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для описание животного, образа его жизни, влияние неживой природы на изменения в жизни.)

1 группа : рассказ о лисе. Защита.

Дополнение : В семье лисицы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Они ещё совсем беспомощные и слабые, но уже через месяц, когда они немного подрастут и окрепнут, мама – лиса начнёт выводить их из норы. Она уходит за добычей и оставляет малышей одних.

2 группа : рассказ о медведе. Защита.

Дополнение : Ещё в феврале у медведицы родились медвежата. Их может быть двое. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло и уютно. И мама рядом, Как только пригреет весеннее солнышко, и побегут ручьи, вся медвежья семья выходит из своего убежища. Мама – медведица воспитывает малышей, приучает их к воде и обучает первым навыкам охоты.

Оценка работы групп.

Учитель :

Голодно животным весной. Лиса вынуждена выйти на охоту, чтобы прокормить себя и своё потомство. Лёгкая добыча – мыши.

Что же лиса делает? (ответы детей)

(мышкует*, толкование слова)

А где же взять еды медведю? (ответы детей)

Он разоряет муравейник. Достаёт лапой муравьёв и их личинок и слизывает языком. Личинки- богатая пища, поэтому медведь быстро утоляет голод.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. Игра «Исключи лишнего» . Рассказ об изменениях в жизни растений.

На партах каждой группы лежат картинки с изображением :

Ландыш, одуванчик, стрекоза, подснежник

Медуница, божья коровка, калужница, подснежник

(Дети, советуясь, убирают лишний предмет и обосновывают свой ответ)

Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

РАСТЕНИЯ

Учитель :

В народе говорят : «Апрель воду подбирает , цветы раскрывает»

8. Работа в группах. (Детям предлагается выбрать растение, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для рассказа)

1 группа : рассказ о подснежнике. Защита.

2 группа : рассказ о мать – и – мачехе. Защита.

Оценка работы группы.

Как вы думаете, для чего природа дарит людям цветы?

(повторяем правила экологического поведения)

9. Рассказ о жизни насекомых.

Учитель : Когда на обогретом солнышком пригорке распускаются первоцветы, вот тут – то и начинается работа? Для кого?

Загадка :

Домовитая хозяйка

Пролетая над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Что значит выражение «домовитая хозяйка» *, «похлопочет» *?

Рассказ учеников о жужелице, крапивнице.

(детям предлагается рассмотреть насекомых из коллекции)

В невысокой траве весной легко найти жужелицу – крупного жука «металлической» блестящей окраски. Лучше всего искать его вечером, так как этот жук любит охотиться, когда стемнеет. Да, да, охотиться! Жужелица – хищник, но её можно не бояться, потому что ест она только гусениц и слизняков.

Бабочка – крапивница зимовала под крышей старого сарая. Только пригрело весеннее солнышко, она покинула своё жилище.

Игра «Аукцион» .

Назвать как можно больше насекомых, которых можно встретить весной.

Учитель : Много насекомых - это пиршество для… Кого?

10. Рассказ о жизни птиц. Рассказ ученика из личных наблюдений. (часть проекта)

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места. Потом началось выселение воробьёв. Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, сухую траву, перья, пух, солому и даже тряпочки.

Какие птицы уже прилетели?

Как люди встречают птиц?

Почему человек должен помогать им?

(демонстрация фотографий акции «Скворечник» )

IV. Рефлексия. Итог урока .

Здравствуйте, здравствуйте! По улице идет весна! Всем людям улыбается она! Весна спешит, она не ждет!

Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста!

Махнет рукой и чудом обернется,

Река ломает лед, вот-вот проснется.

Проснется лес, кустарники, трава -

Все возрождает вновь красавица-Весна!

Взмахнет рукой, - и птицы прилетят.

И запоют, засвищут все подряд.

Кукушка скажет всем «ку-ку»,

Прожить вам сколько на веку.

Медведь спросонья улыбнется

Букашка малая проснется,

Зеленый шум, весенний гам -

Спешит Весна на встречу к нам!

Исполняется песня «Весна, весна, идет весна...» Появляется Весна.

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду - в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Ведущий В природе бывает три весны. Первая весна - весна света - март. Появляется «месяц» Март (в сопровождении Весны)

Я - Март - утро года. В старину март называли протальником. В этом месяце

плодилась домашняя скотина, начинали нестись куры. Погода переменчивая и студеная. Мартовская вода предохраняет лицо от веснушек. Про меня народ сложил пословицы. Март зиму кончает, весну начинает. Март и снегом сеет, и солнцем греет. В марте курица из лужицы напьется. Как в марте зима не злится, а весне покорится. В марте начинали возвращаться из теплых стран перелетные птицы. А знаете ли вы перелетных птиц? Отгадайте загадки!

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь,

Ищет червей Ну, конечно же...

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня, и полет вошли в стихотворенья, (жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает, (кукушка)

Прилетел в резной дворец

Серый в крапинку певец.

(скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Молодцы, ребята!

Исполняется песня «Не прошла зима, снег еще лежит...»

Труден и долог путь птиц в родные края.

А кто из вас знает, как люди готовятся к встрече пернатых друзей? (строят домики для

скворцов)

Чтецы (по одному четверостишию)

Весна идет с капелями, ручьи журчат,

«Встречайте, прилетели мы!» - скворцы кричат.

Один присел на тополе, такой смешной.

В ладони мы захлопали: «А ну-ка, спой!»

Он посмотрел обиженно: «У вас-то дом,

А мы себе и хижины здесь не найдем!»

Кричим ему уверенно: «Дружок-скворец,

Мы подарить намерены тебе дворец.

Его вчера повесили мы в школьный сад,

Тебе в нем будет весело, ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином - твой дом не плох!»

Гостей своих встречаем мы всегда тепло!

(И. Иванов)

Вторая весна - весна воды - апрель

Появляется «месяц» Апрель (в сопровождении Весны).

Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод. К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега - поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь - везде вода. Отсюда еще одно имя апрелю - водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.

Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро, быть теплу!» - эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба...

А знаете ли вы к какие растения первыми радуют нас своей яркой зеленью и ароматными цветками? Отгадайте мои загадки!

Никто другой в стране лесной

Не может, как она, весной

В три цвета нарядиться:

Лиловый, красный, голубой

Цветет в дубраве.. .(медуница).

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает... (подснежник)

Почки - серебрёные, цветки - золочёные,

А кожа на ветке - красной расцветки.. .(верба)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане. Богач невелик, а орешками наделит.. .(орешник)

Одеться не успела, а сережки надела.

Платье надевала - серьги потеряла.

Падали на ножки красные сережки.

А теперь она стоит - ветра нет, а лист дрожит?

Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие.. .(тополь)

Цветки - пчелам и шмелям,

Плоды - сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке -

Место у беседки...(рябина)

По весне в лесу высоком - на опушках и в глуши -

Всех я вкусным, сладким соком угощаю от души.. .(береза)

Правильно, молодцы! В апреле начинается сокодвижение у берез. Отсюда еще одно название апреля - березень.

В весенний день мальчишка злой

Пронзит ножом кору березы,-

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною рекой.

(Ф. Соллогуб)

Видели, как весной плачут березы? Как стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол дерева.. .И тогда березы погибают... Кто из вас знает, как помочь раненому дереву? (ответы детей)

Очень важно помочь дереву быстрее залечить нанесенную рану. Как только соберете нужное количество сока, замажьте отверстие. Полезно сделать это воском, пластилином, замазкой.

Исполняется танец-хоровод «Березки».

И, наконец, третья весна - весна зеленой травы - май.

Появляется «месяц» Май (в сопровождении Весны)

Славяне называли меня травень. Ненастный май всегда обеспечивал урожай хлебов. Месяц назван так по имени древнеиталийской богини Майи. Народ сложил про меня такие пословицы. Май холодный - год хлебородный. В мае два холода: когда черемуха цветет, и когда дуб распускается. В мае даже ветер поет. Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами. Представьте себе на мгновение цветущий луг, полянку в лесу. Какие цветы там можно увидеть - отгадайте!

Звенит - никто не слышит, лишь ветер их колышет.. .(колокольчики)

Словно глазки на межи - глазки девочки-малютки -

Кротко смотрят незабудки, и среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки, да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают голубые... (васильки)

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух.

(одуванчик)

Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички, (ромашки)

Молодцы, правильно отгадали загадки. А кто из вас может сказать, что будет, если все мы будем рвать эти цветы, делать из них огромные букеты, веночки, топтать их ногами? (ответы детей) Правильно, давайте сохраним удивительную красоту природы нашей земли!

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

(И. Суриков)

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном,

Только здесь ветра шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ведь другой на свете нету!

Исполняется танец «Цветы» Март, апрель, май выходят вместе.

Ударил гром 12 раз и замер в стороне,

Природа отдала приказ салютовать весне.

Приказ: черемухе цвести, крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч

и веселее греть.

Исполняется песенка о весне (по выбору учителя).

Спасибо, тебе, Весна! Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и пенью птиц.

Спасибо, вам, люди добрые, люди славные! За ласку вашу, за веселье широкое. Пусть все идет своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, большого успеха в делах ваших. Многие вам лета!

Славься, Весна, славься, красна,

Цари и здравствуй - твой черед.

Пусть вся земля ликует и цветет!

Исполняется танец «Кадриль».

Чтецы (трое)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе - друг!

Только всегда ли человек относится к природе, как друг, как вы считаете, ребята? (ответы детей) А давайте вместе с вами попробуем составить правила поведения в природе.

(по рисункам-плакатам подготовленные дети формулируют правила).

Чтец (или трое)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем Солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Исполнители всех ролей поочередно, по фразе:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

(Л. Дайнеко)

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным простором,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю,

Берегите! (хором)

(М. Дудин)

Исполняется «Родная песенка» (Льется солнышко веселое...)

Всем спасибо за внимание,

За задор, веселый смех!

За улыбки, понимание -

Это наш большой успех!

Вот настал момент прощания -

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До, свидания!

До счастливых новых встреч!»

прочитай текст какова его тема и главная мысль что затрудняет понимания содержания
это текст
Нередко люди (лгать). (Приносить) ли ложь пользу (Оказывается) ничего кроме вреда ложь не (приносить). Правда всегда (становиться) известной. (Прослыть) лгунишкой и люди не (быть) верит даже правдивым словам
это задание %2
напиши текст раскрывая скобки и употребляя нужные формы лица и числа глаголов. Выдели их личные окончания почему нужно сначала выяснить какого спряжения глаголов

основная мысль этого описания?
Грач и ласточка

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них
сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над
путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой
дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него
плащ.

Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем
крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но
ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного
путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ
в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему
плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за
облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного
полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он
приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и
привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и
добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

эти слова,выпиши их группами,выдели корень. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Сказка зимняя рядом,лишь вокруг посмотри:разноцветные гирляндой-на ветвях снегири.А за чащей лесною,у стогов на лугу,солнце рыжей лисою дремлет в синем снегу.И в деревне,под вечер,если грянет мороз,дым из труб русских печек,словно роща берёз.Небо взглядом окинешь и на звездном холсте ты не звёзды увидишь-чудеса в решете!

Выпиши строки,в которых выражена основная мысль.
использовал ли автор в своём стихотворении сравнения?понаблюдай,как (какими языковыми средствами)они выражены?
1)знание какой народной приметы позволило поэту использовать одно из сравнений выпиши его укажи использованные части речи.
2) спиши все сравнения укажи использованные части речи
пожалки помогите



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: