Сущность политической власти, её особенности, структура и средства. Шпаргалка: Политическая власть сущность и особенность


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

Реферат
на тему: «Сущность политической власти, ее признаки и легитимность»
по дисциплине «Политология»

Студент гр. БСТ 08-01 __________ А.В. Жолобов

Доцент __________ П.А. Минаков

Уфа 2011

Введение 3
1 Сущность политической власти 4
2 Признаки политической власти 12
3 Ресурсы политической власти 13
4 Легитимность власти 16
Заключение 22
Список использованных источников 23
Приложения 24

Введение

Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. «С появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним» 1 . Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

1 Сущность политической власти

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.
Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Из близкого Мо-Цзы взгляда на сущность политической власти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе «Политика», что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...». В том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической. Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. «Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). » 1 Ф. Гегель, определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю». Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма. Также в Новое время понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории «общественного договора». Так, например, Т. Гоббс писал о необходимости организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим» для преодоления естественного состояния «войны всех против всех». По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю». Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь это воля к власти. Идею «общественного договора» принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть это воля и способность к самоутверждению. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная» деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?». Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): «В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить» 1 . М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Многообразие определений власти Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром в этом смысле, например, говорят о власти над природой. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан) в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование подчинение. Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.
В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Основными компонентами власти являются: ее субъект, объект. средства (ресурсы) и процесс,приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их в власти партий.
Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.
Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях”.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - международные. организации, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.
Взаимодействие политической и других властей.
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. «Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм» 1 .

2 Признаки политической власти

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.
В отличие от государственной общественно- политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее 1 .

Отличительными признаками политической власти являются:
1 Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.
2 Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти.
3 Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.
4 Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.
5 Публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам
6 Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.
7 Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.
8 Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. 2

3 Ресурсы политической власти

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь решений, от которых зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти. Неверие в возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственной власти. Разумеется, возможности власти зависят от ее ресурсов. Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Экономические ресурсы материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являсь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п. Культурно-информационные ресурсы знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна. Принудительные (силовые) ресурсы оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы высших ценностей. Специфическим ресурсом является сам человек демографические ресурсы. Люди - универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. “Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений будучи использована как средство реализации чужой воли” 1 . В целом же человек не только ресурс власти, но и ее субъект и объект. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества,

4 Легитимность власти

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.
Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.
Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.
Понятие " легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.
В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

    традиционная легитимность , формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что приобретает власти высокую стабильность и устойчивость;
    рациональная (демократическая) легитимность , возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
    харизматическая легитимность , складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких её видах, как:
    «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с её стороны вплоть до угрозы их безопасности;
    легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;
    прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ;
    нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью;
    и наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.
Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.
Следует особо сказать об идеологической легитимности . В истории классовых государств всегда придавалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существующих политических режимов. Идеологическая легитимация власти - историческая реальность, которую невозможно отрицать, как было бы нелепо игнорировать стремление власти к самоутверждению посредством самооправдания. Известно, что монархи стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное суеверие и прочие идеологические иллюзии, и психологические стереотипы. Иные властители, как, например, Екатерина III, пытались поставить на службу господствующей власти идеи
французских просветителей, а прусский монарх философию Гегеля.

О роли идеологической легитимности убедительно писал Токвиль в 30-х гг. XIX в. В политических целях, в образе мыслей и убеждений в отношении государства и управления он видел источник повиновения и согласия. Без такого всеобщего убеждения ни одно общество не может процветать, скажем больше - существовать, ибо без идей, которых придерживаются вес, невозможны совместные действия, а без совместных действий могут быть люди, но не может быть никакого социального организма. Для существования общества необходимо, чтобы определенные идеи овладели умами всех его граждан и сплотили их. Цивилизованные правящие элиты в наше время достаточно хорошо усвоили то, что писал Токвиль, а позже - неоднократно подчеркивали теоретики марксизма. В настоящее время для обеспечения идеологической легитимности своего господства элиты используют мощь научно-технических и информационных средств, образуя и поддерживая индустрию идей.
Средства массовой информации давно стали «четвертой властью». «Есть сила, - писал Монтескье, - еще известная веку Макиавелли; это пресса, долгое время запрещенная, но постепенно набравшая силу как «четвертая власть». Именно благодаря ей проявляется движение идей у современных народов. Функции прессы, - считал Монтескье, - сходны с функциями полиции: она выражает нужды граждан, передаст жалобы, разоблачает злоупотребления, беззаконные действия, она принуждает к нравственности всех обладателей власти, для чего ей достаточно поставить их перед лицом общественности».
Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. Когда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона. И все же проблемы легитимности власти, как отмечают исследователи, существовали и существуют во всех, включая демократическую, системах: только в одних в большей мере, в других - в меньшей.
Для поддержания легитимности власти, пишет П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии, с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижений легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность.
Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.
Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.
Признаками падения легитимности власти являются:
    Рост степени принуждения;
    Ограничение прав и свобод;
    Запрещение политических партий и независимой прессы;
    Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
    Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти;
Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.
Идеологическая и другая легитимность власти постепенно ослабевают, если не поддерживаются ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элиты. В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и другие типы легитимности связаны с надеждами населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение ее требований.
В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотах в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран.
Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально- правовым способам легитимности.
Как легитимность власти, так и весь политический процесс прямо зависят от субъектов политики (индивиды и социальные группы, организации, принимающие непосредственное более или менее осознанное участие в политической деятельности).
Традиционная легитимность определяется благодаря обычаям, привычке подчинятся власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (пример: монархия).

Харизматичная легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, иногда руководитель обожествляется, создается культ личности (пример: революционное, постреволюционное общество).

Легальная или рационально-правовая – источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям, сформулированным на основе демократических процедур. Подчинение не личности, а законам (пример: демократия).

Заключение

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Список использованных источников

    Ильин В.В. Философия власти. МГУ, 1993.
2 Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.
    Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»,1996.
    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1995.
    и т.д.................

Власть является одним из центральных понятий политической науки. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал Б. Рассел, - есть власть в том же значении, в каком энергия является фундаментальным понятием в физике». Не случайно феномен власти изучается не одно тысячелетие, но актуальность этого изучения не становится менее значимой.

Власть относится к числу сложных и противоречивых понятий. В повседневной жизни мы говорим о власти родителей над детьми, пророка над последователями его учения, сил природы над человеком, государства над гражданином. Эти далеко неоднозначные понятия о власти имеют и много общего. Аристотель считал, что элемент господства и элемент подчинения проявляются во всем. Это объективный закон природы, и ему подчиняются живые существа. К тому же человек по своей природе - существо политическое. Великий философ античности различал власть деспотическую (власть господина над рабом) и политическую (власть государственного мужа над гражданином). В наше время политологи рассматривают политическую власть как одну из разновидностей власти вообще (наряду с экономической, духовной, семейной и др.), начиная с определения общей сути власти.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю (классом , группой , личностью или партией , государством и. т. д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, силы и других способов.

Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в особый вид социальных отношений - отношений власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения.

Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями).

Необходимость власти детерминирована сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Она необходима для организации общественного производства, согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнедеятельности и сохранения целостности общества.

Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть - анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная , которая существует в форме государства, когда государство - официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.

В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, - системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.

Первые две исторические формы власти (анонимная и индивидуализированная) являются догосударственными и носят неполитический характер. Третья форма (институционализированная), называемая иногда государственно-публичной, и четвертая (над-государственная) являются собственно политической властью. Отметим, что историческое понятие «власть» (от греч. Сratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».

В обществоведческой литературе существует ряд подходов к трактовке власти. Их можно условно разделить на два больших класса: 1) трактовка власти как имманентного некоему субъекту атрибута и 2) понимание власти как социального отношения. Внутри этих классов представлены самые разные и весьма многочисленные концепции.

Прежде всего следует отметить так называемые волевые теории , в которых власть трактуется как способность (возможность) одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам. Несмотря на то, что в разных теориях субстанции власти совершенно различны (Вебер, Гегель, Даль, Маркс), общим качеством для них выступает властная воля, которая может быть «продиктована» субъектом власти. Так, Р. Даль трактует власть как способность одного человека принудить другого делать то, что сам по себе этот другой делать бы не стал. М. Вебер рассматривал власть как «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана». Дефиниция М. Вебера считается классической и широко используется в современных теориях власти.

Рядом с волевыми стоят инструменталистские теории, выдвигающие на первое место средства, способы, методы властвования. Эта точка зрения разрабатывалась уже в трудах Т. Гоббса и Н. Макиавелли, а в современных теориях представлена прежде всего Чикагской школой политической науки (Д. Кэтлин, И. Мэрридж и др.).

Очень широкое распространение получили структурно-функциональные теории, в соответствии с которыми власть представляет собой имманентное социальной системе интегративное качество, функцией которого является обеспечение целостности системы, рационального взаимодействия всех ее элементов. Власть представлена как атрибут макросистемы, способный учитывать интересы микросистем и посредством особых властных ресурсов обеспечивать стабильность социума. Эта концепция развита более всего в работах Г. Алмонда, Д. Истона, П. Парсонса.

Понимание власти как социального отношения представлено в первую очередь в бихевиористских теориях, которые на первый план выдвигают поведенческий аспект (Д. Трумэн), причем воздействие властвующей подсистемы на поведение подвластных может быть основано на самых различных факторах. Так, Х. Ортега-и-Гассет важнейшим из таких факторов называл общественное мнение. Б. Рассел полагал, что власть как особый вид деятельности достигает своих целей в значительной мере путем воздействия на сознание и эмоции людей.

Очень интересна и своеобразна позиция М. Дюверже, который анализирует социокультурный аспект власти: «Власть не просто материальный факт, «вещь», как сказал бы Дюркгейм, она глубоко проникнута идеями, верованиями, коллективными представлениями. То, что люди думают о власти, является одной из ее фундаментальных основ».

Достаточно авторитетна в научных кругах модель О. Тоффлера, которая выводит три важнейших фактора власти: силу, богатство и знание, причем доминирование каждого из этих факторов связано с различными историческими эпохами и различными социальными системами. По Тоффлеру, развитие цивилизации ведет к тому, что важнейшим основанием властвования станет не сила принуждения, а сила знания.

Рассмотрение различных трактовок власти позволяет сделать следующий вывод: власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Для того, чтобы иметь более конкретное представление о власти необходимо рассмотреть ее структуру. В структуру власти в качестве ее компонентов входят: источники власти, субъекты и объекты, функции, основания и ресурсы власти. Ниже приводится схема структуры власти.

Источники власти - это собственно властное первоначало. Без раскрытия первоисточников власти нельзя ответить на сакраментальный вопрос: почему одни управляют, властвуют, а другие вынуждены им подчиняться? В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес, социальный и политический статус и т. д.

В числе названных источников власти важное место занимает авторитет субъекта власти. В основании авторитета лежат качества, которые признаны в обществе в качестве необходимых и желательных для эффективного течения властных отношений. При этом очень важно, когда возникают властные отношения, основанные на идентификации подчиненного (объекта власти) с руководителем (субъектом власти).

Авторитет может быть статусный, научный, деловой, моральный, религиозный и др. Основанные на идентификации (отождествлении), властные отношения отличаются особой устойчивостью. Здесь руководитель воспринимается как проводник интересов и представитель объекта власти в различных сферах общественной жизни, прежде всего политической. Другое дело, когда источником власти является сила или угроза ее применения. Сила может быть экономической, социально-политической, военной и т. д. Это принуждающая власть. Она, по мнению О. Тоффлера, лишена гибкости, функционально ограничена и является властью низшего качества. Применение силовых методов приводит к снижению легитимности власти, росту влияния оппозиции.

Наиболее эффективной в демократическом обществе в условиях НТР является власть, источником которой служат знания, компетентность, информация. Она позволяет достичь целей, минимально расходуя свои ресурсы; убедить граждан в их личной заинтересованности в этих целях, превратить противников в союзников. Ресурсы такой власти неисчерпаемы и общедоступны.

Важными компонентами власти выступают субъект и объект власти. Под субъектом понимается источник активной, целенаправленной, предметно-практической деятельности, направленной на объект. Именно в субъекте власти заключено ее активное начало. В качестве субъекта могут выступать индивид, организация, государство, политические партии, социальная общность, скажем, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для осуществления властных функций субъект должен обладать желанием властвовать, волей к власти, быть достаточно компетентным, авторитетным, знать состояние и настроение подчиненных.

Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение как подведение частной воли под общую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Объект власти - те, на которых направлена власть. Это люди, их группы, организации, общности и т. п. Объект власти в демократической организации общества имеет преимущественно две стороны. Одна из них представлена как первоисточник власти, владеющий своим суверенитетом, и делегирует власть определенным властным формированиям. Другая состоит в том, что после делегирования власти объект берет на себя обязательства подчиняться делегированной им власти, которая, таким образом, превращается в субъект власти. Основным залогом эффективного функционирования власти в таком случае является поддержка субъекта власти объектом и соответствие организационных и правовых основ власти интересам объекта, представленным в законодательной, исполнительной и судебной власти. Если такого подчинения нет, то нет собственно и власти, несмотря на то, что у субъекта есть большое желание обладать властью и имеются мощные средства принуждения.

Мотивы подчинения объекта власти субъекту могут быть самыми различными. Они могут основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.

Естественно, стабильной является власть, построенная на интересе, но еще более благоприятными для власти являются мотивации, основанные на убеждении и авторитете. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Субъекты и объекты власти неразрывно связаны с определенными сферами жизни общества. Соответственно существуют экономическая власть, опирающаяся на владение частной собственностью, контроль над экономическими ресурсами, право распоряжаться ими; социальная власть, источником которой служит социальный статус, возможность распределения должностей, льгот и привилегий; духовно-идеологическая власть, осуществляемая с помощью идеологического воздействия, религии, владения знаниями, а в наше время - информацией. Особое место в обществе занимает политическая власть, которая является ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных черт. Ими являются: легальность, легитимность, верховенство, влияние, всеобщность, моноцентричность, эффективность и результативность.

Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно-правовых актов. Легитимность власти - добровольное признание существующей власти гражданами, доверия к ней с их стороны, признания ее справедливой, прогрессивной. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых и др.) всеми членами общества. Влияние власти - способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений с целью сформировать или изменить мнения людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение субъектов и т. п. Всеобщность (то есть публичность) означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Моноцентричность означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений. Эффективность и результативность власти состоит в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми сферами социальной жизни.

Политическая власть, будучи частью власти вообще, в свою очередь, подразделяется на государственную и общественную . Понятием «политическая власть» обозначают возможность и способность всех субъектов политики осуществлять влияние на процесс принятия политических решений, их реализацию, на политическое поведение индивидов, социальных групп и объединений. Государственная власть является одной из форм политической власти. Это специально организованная система государственных органов, организаций и установок создана для управления всеми сферами общественной жизни. В отличие от политической власти государственная власть является монополистом в создании нормативно-правовых актов, которые регулируют жизнедеятельность общества. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Наряду с отмеченными видами власти существует также законодательная, исполнительная и судебная. В данной классификации воплощен принцип разделения властей, являющийся чертой конституционной демократии, признаком плюралистичности государственных полномочий. Этот принцип, отражая единство власти, тесно увязан с адресной ответственностью за исполнение своих функций.

Целесообразность разделения властей детерминирована необходимостью четкого определения функций, компетенции, ответственности каждой ветви власти, осуществления взаимного контроля, предотвращения злоупотреблений, узурпации власти.

Законодательная власть определяет основы внутренней и внешней политики, вносит поправки в конституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Эта власть формируется путем свободных выборов. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией и правами человека.

Исполнительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться на законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал.- 1994,- № 7-8.- С. 43-45).

В современных условиях все большее значение приобретает информационная власть (СМИ). Владение информацией, та или иная ее трактовка способны обеспечить лояльность населения по отношению к мероприятиям, проводимым правительством, или бурный протест и несогласие с политикой субъекта власти. Соответствующее информационное воздействие проводится через средства массовой информации (СМИ), а также институты социализации (общественные объединения, просветительские организации, систему образования и т. д.).

По месту в структуре власти выделяются: центральная, региональная, республиканская, областная, окружная, районная и другие виды власти.

По субъекту различаются: народная, государственная, классовая, партийная, судебная, парламентская, президентская, профсоюзная, семейная и другие виды власти.

По режиму правления существуют власти: демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и др.

Также существуют классификации видов власти. Среди них наиболее значимой является классификация по критерию ресурсов власти, так как они формируют поле властных отношений, на которой разворачивается поле властвования.

Политическая власть – это особое общественное отношение, которое проявляется в способности субъекта власти эффективно воздействовать на людей и общество, прибегая к различным средствам – от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Завоевание власти и её использование – один из основных аспектов политической жизни общества. Это, по существу, борьба субъектов политики за обладание инструментом осуществления своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходящие к власти политические силы формируют её конкретные материализованные структуры различных масштабов, политические институты власти, которые сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной возникновения и функционирования власти, а власть – причиной существования политики, т.е. власть и политика крепко связаны между собой круговой причинно – следственной зависимостью.

Политическая власть имеет ряд отличительных признаков , которые конкретизируют и углубляют представления о ней как о социальном явлении:

– политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группы, политической партии или отдельной личности (например, диктатора), реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти во всех сферах общественной жизни;

– она является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех или иных социальных слоев или всего общества, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия;

– она непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Борьба за власть и за её удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается;

– политическая власть, в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, является, всеобщной и носит безличностный характер. Это означает, что она действует от имени всего общества, распространяет своё властное руководство и управление на всё население страны;

– она является моноцентричной, т.е. имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) – полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть;

– в процессе своего функционирования политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов, применяет не только меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

– поддержание общественного порядка и стабильности;

– выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

– достижение общественного согласия;

– принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

– управление делами общества;

– формирование политической системы общества;

– выработка стратегии управления обществом;

– контроль политических и иных отношений и создание, в конечном счёте, определённого типа правления, политического режима и государственного строя;

– обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод.

Необходимо рассмотреть вопрос эффективности власти, т. е. вопрос связанный с затратами на достижение планируемого властью результата: какие средства и в каком объеме приходится применять для достижения поставленной политической цели.

К принципам эффективного функционирования политической власти следует отнести: легитимность, легальность, действенность, реальность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твердость, скрытость, непрерывность.

Одним из важнейших принципов эффективного функционирования политической власти является легитимность – положительная оценка, принятие населением власти, признание им её права управлять и согласие подчиняться этой власти. То есть законность и признаваемость политической власти и есть показатели её легитимности. При этом «законность» – показатель относительно стабильный, а вот «признаваемость» политической власти народом – крайне изменчив и может варьировать в течение срока нахождения у власти субъекта политики от полной поддержки его в начале деятельности, до проявления всенародного недоверия к концу срока властвования.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Макс Вебер выделял три вида легитимности исходя из способов достижения легитимности и отражающих мотивы подчинения:

традиционная легитимность , строящаяся на авторитете нравов и обычаев;

легальная или рационально-правовая легитимность, отличающаяся пониманием необходимости выполнения своих обязанностей всеми «государственными служащими» – от рядовых до носителей власти;

харизматическая легитимность (харизма, от греч. «charisma» – милость, благодать, божий дар) – особая, исключительная одаренность, наделенность государственного деятеля (политического лидера) такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политической элиты.

Макс Вебер называет эти типы легитимности «идеальными типами», прекрасно понимая, что в реальной политической жизни они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные комбинации идеальных типов, переходы от одного к другому.

Исследователями выделяются несколько источников легитимности:

1. Участие граждан в управлении.

2. Легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти (технократическая легитимность).

3. Легитимность через принуждение. Необходимо отметить, что чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности.

Термины «легальность» и «легитимность» имеют общий корень, который происходит от латинского слова «leg», что означает «закон». Видимо, потому эти понятия нередко считают тождественными. На самом деле понятия «легальность» и «легитимность» далеко не тождественны, хотя в определенных условиях могут совпадать.

Легитимность власти показывает её фактическую значимость для людей, степень её престижа, её «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. Легитимность не является раз и навсегда данной характеристикой политической власти. Если власть перестает быть эффективной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа.

Немаловажным для современного общества остается и вопрос отношения к политической власти. Для того чтобы стабилизировать власть в обществе, сделать её способной к выполнению возлагаемых на неё функций, она должна быть институализирована, закреплена в той или иной форме политического господства.

Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляемого меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.

Процесс политического господства, т.е. властвования, упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти – системы учреждений, институтов, организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество механизмом политической власти выступают четыре его важнейших звена: система политических партий, парламент, правительство, аппарат политического принуждения.

Центральную роль в механизме функционирования власти в обществе играют высшие институты государственной власти – президент, парламент, правительство, суд и прокуратура. Именно они выступают главным звеном принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределение полномочий между другими властными структурами.

Механизм власти, выражаясь в определённом типе политической власти (тоталитарная, авторитарная, демократическая), действует во всяком обществе, во всех его сферах, на всех уровнях его социальной структуры и имеет свои специфические формы проявления, способы и методы властвования. Более того, разные формы проявления механизма властных отношений и придают, главным образом, отличительные черты тому или иному обществу, его политическим, экономическим, социальным и духовным отношениям.

В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем.

Страх и слепая вера – главные ресурсы механизма тоталитарного управления обществом. В целом отношения тоталитарной власти и её механизм строятся по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что приказано».

Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам, признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократическими властями. С тоталитарной властью её роднит прежде всего диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической – наличие автономных, нерегулируемых властью общественных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохранение отдельных элементов гражданского общества.

По своей сущности авторитарная власть – это неограниченная власть одного человека или группы лиц, характеризующаяся чрезмерным централизмом в управлении, опорой на силу, нетерпимостью к политической оппозиции, но допускающая автономию личности и общества в неполитических сферах их жизнедеятельности.

Механизм функционирования авторитарной власти опирается (потенциально и реально) на силу. Власть может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких кругов населения страны, однако она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого. Отношения этой власти с обществом строится по принципу: «Разрешено всё, кроме политики».

Демократическая власть – это один из основных типов политической власти. Она воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) – главным образом на местном уровне и на производстве, представительства – в масштабе всего общества. Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основных формах: в форме парламентаризма – системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; в форме президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом либо каким-нибудь особым институтом.

В основе механизма функционирования демократической власти лежит принцип её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отношения между народом и его представителями во властных структурах строятся на основе доверия, контроля, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона. Основной принцип демократического общества: «Разрешено всё, что не запрещено законом».

Политическая и государственная власти очень тесно связаны друг с другом. Политическая власть исходит от государства и реализуется в реальной жизни не иначе как при его прямом или косвенном участии. В то же время понятие политической власти шире понятия власти государственной, так как политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической системы общества: в рамках политических партий, общественных организаций и др.

Государственная власть является особым видом политической власти.Это социально-организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.

Государственная власть – форма политической власти, её ядро, характеризующаяся реальной возможностью и способностью влиять на характер деятельности и поведение всех граждан государства в целях управления общественными процессами, обеспечения организованности и порядка в обществеи.

Неотъемлемый признак государственной власти – монополия на легальное использование силы, физического принуждения. Диапазон действий государственной власти простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, совершившего тяжкое преступление перед обществом. Возможность лишать граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функции принуждения у государственной власти имеются специальные средства (органы): армия, милиция (полиция), служба безопасности, суд, прокуратура и др.

Государственная власть имеет следующие отличительные признаки:

– выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом;

– обладает монополией на легальное использование силы, физического принуждения с помощью аппарата насилия;

– имеет специальный аппарат управления всем обществом;

– имеет исключительное право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и норм, обязательных для всего населения, право на взимание налогов и различного рода сборов.

Используя государственное принуждение, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

Функции государственной власти. Функции государственной власти можно клссифицировать по различным основаниям.

По причинам возникновения функции государственной власти функции государственной власти можно первоначально разделить:

на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопросотивления эксплуатируемых классов и др.);

на функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел» - экономическую, экологическую и др.).

По направленности функции государственной власти подразделяются на внутренние и внешние:

– внутренние функции – основные направления деятельности органов государственной власти по управлению внутренней жизнью общества;

– внешние функции – основные направления деятельности органов государственной власти на международной арене.

Внутренние функции государственной власти:

1. Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана прав и свобод человека и гражданина.

2. Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

3. Организационная функция – упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

4. Экономическая функция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

5. Социальная функция – обеспечения сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов всех категорий граждан, поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

6. Экологическая функция – обеспечения здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

7. Культурная функция – удовлетворение культурных запросов, формирования высокой духовности, гарантирование открытого информационного пространства.

8. Образовательная функция – обеспечение равного доступа к образованию.

Внешние функции государственной власти:

1. Функция обеспечения национальной безопасности – обеспечение безопасности гражданина, государства, общества, защита конституционного строя, территориальной целостности, суверенитета государства.

2. Функция международного участия и обеспечения мира – обеспечение участия в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем.

3. Функция сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Реализация вышеперечисленных функций государственной власти способствует нормальному стабильному функционированию всей политической системы общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. Именно обладание государственной властью позволяет политическим силам осуществлять свои цели.

Контрольные вопросы

1. Дайте обобщенное определение понятия «власть».

2. Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе?

3. Перечислите основные структурные элементы власти.

4. Что такое ресурсы власти, какова их роль в процессе функционирования и реализации власти?

5. Дайте определение политической власти и перечислите её отличительные признаки и функции.

6. Как соотносятся между собой политическая власть и государственная власть?

7. Что такое легитимность политической власти? Как она соотносится с понятием «легальность власти»?

8. В чем отличие бихевиористской трактовки власти от структурно-функциональной трактовки власти?

Литература

Ирхин, Ю.В., Зотов, В.Д., Зотова, Л.В. Политология: учебник. – М.: Юристъ, 2002. – С. 166-182.

Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 101-121.

Политология: учебник / под ред. А.В. Кончугова – М.: Военный университет, 2006. – С. 73-86.

Мухаев, Р.Т. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 23,42-45.


Похожая информация.


Сущность политической власти

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый хар-р: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические орг-ции, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ,- политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, наприме, лидеры нередко отрываютя от масс и даже от приведших их в власти партий.

Субъект опрделяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подрузумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, хар-ра содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего эл-та власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодествие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражясь, чем жить на коленях”.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политичекого властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти . Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-ва, способные повлиять на внутрений мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Структурные основания П.В. - законы, суд, госуд. аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.

Виды власти. Особенности различных эл-в власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные оргаы гос-ва; мезоуровень - подчиненные центру орг-ции (областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных орг-ях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законадательная, испольнительная и судебная власти гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть хар-ся рядом отличительных признаков:

    легальностью в использовании силы в пределах гос-ва;

    верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе ликвидировать их;

    публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая влась в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;

    моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

    многообразием ресурсов. П.В., и особенно гос-во, использует не только принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.

Слияние политической, эк-кой, соц-ой и духовно-информ-ой властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный гос-х. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в эк-ке - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между гос-вом, партитями и группами интересов, а также самой гос-ой власти на законодательную, исполнит-ю и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-инф-ный плюрализм.

Отдельным, наиболее важным видом власти является политическая власть. Само словосочетание «политическая власть» в буквальном переводе означает «власть в полисном сообществе». Современный смысл этого понятия демонстрирует, что власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть – это средство осуществления политики. А политика – это взаимодействие членов сообщества по поводу овладения средствами властного воздействия. Поэтому политические отношения можно называть политико-властными.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и права. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения, взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые власть реализуется. Отличительными признаками политической власти являются:

· верховенство – обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

· всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

· легальность использования силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

· моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

· многообразие ресурсов.

Т.о., политическая власть – это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Т.е. это система политического господства в обществе, способность ее субъектов реализовать свою волю, используя полномочия и ресурсы государства.

Формы политической власти :

· государственная;

· партийная;

· власть общественно-политических организаций и движений.

Политическая власть основывается на трех принципах : принуждение, легитимность и согласие

Непременное условие существования государственной политической власти – легитимность – это общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие подчиняться ее условиям и требованиям. Каждая власть стремится стать легитимной, понимая, что этим она гарантирует себе устойчивость. Легитимность невозможно создать искусственно, она должна возникнуть в сознании людей. Источники легитимности могут быть разными. Самые распространенные из них:

Традиция. В этом случае люди признают власть и соглашаются ей подчиняться как бы по привычке.

Нравственные качества представителей власти.

Успех в решении проблем общественной жизни.

Вера в святость власти. Власть в данном случае признается потому, что она дана свыше и посягать на нее – посягать на святыню.

Происхождение властителя

Уверенность в том, что данная власть утвердилась в результате законных процедур

Большой вклад в теорию легитимацию власти внес М. Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти :

1) Традиционная легитимность. Она основывается на авторитете традиций и обычаев, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков

2) Харизматическая. Покоиться на личных достоинствах, исключительной одаренности политического лидера, доверии к нему подданных. Харизма означает особый дар, которым обладает лидер.

3) Рационально-правовая. Она основана на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Она характерна для демократических государств и предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доверие граждан к государственным институтам, а не отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

Признание легитимности власти имеет чрезвычайно большое значение для ее эффективности. Сегодня часто можно услышать, как люди из различных социальных групп утверждают, что им нужна сильная власть. Однако термин «сильная власть» интерпретируется по-разному. Во-первых, зададимся вопросом: может ли считаться сильной власть, основанная на физическом насилии? Видимо, нет. Ведь власть прибегает к физическому принуждению тогда, когда у нее нет других аргументов. Следовательно, насилие – показатель определенной слабости власти. Более того, власть, вступившая на путь насилия, рано или поздно заходит в тупик. Это происходит, прежде всего, потому, что всякое насилие рождает протес и в конечном счете ответное насилие. Дж. Локк писал: «Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом».

Разумеется, всякая власть, в т.ч. и политическая, содержит элемент принуждения. Более того, существуют структуры, которые осуществляют санкционированное, легитимное насилие. Однако в его применении должны существовать пределы.

Т.о., сильная власть не является синонимом насилия. Это, прежде всего, власть эффективная, решающая проблемы своевременно, с минимальными затратами и потерями. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Показатели, свидетельствующие о эффективности власти , следует искать во всех сферах общественной жизни. Самые важные из них следующие:

Уровень смертности, рождаемости, продолжительности жизни;

Уровень материального благополучия;

Уровень физической безопасности граждан (уровень преступности в обществе, количество авто- и авиакатастроф, аварий на промышленных предприятиях и т.п.);

Уровень налогов;

Величина управленческого аппарата;

Уровень образования населения;

Уровень безработицы.

Эффективность власти – величина меняющаяся. Она может нарастать, и тогда власть в обществе пользуется поддержкой, но может и снижаться, что часто становится причиной наступающего кризиса.

В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших условия ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований.

Поскольку власть имеет тенденцию к накоплению, не допустить этого можно, лишь проведя ее разделение по горизонтали и по вертикали. Смысл разделения властей – не только в четком разграничении функций, но и во взаимном сдерживании ветвей друг другом.

Накоплению власти препятствует и существование в обществе оппозиции (от лат. opposition = противопоставление). В современной политической жизни оппозицией называют группу лиц, более или менее организованно выступающую против намерений и действий государственной власти. Сущность и формы действий оппозиции зависят от конкретных политических условий. Оппозиция может быть следующих типов :

Скрытая и открытая.

Конструктивная

Лояльная
66. Источники власти

Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к ее политическому господству. Но это обстоятельство еще не обеспечивает автоматически доступ к средствам власти конкретным лицам. какие факторы порождают власть отдельных индивидов, составляющих правящую группу, что служит основой их господствующего положения? Каковы источники власти? Власть произрастает из субъективных различий людей, из объективной неоднородности их положения в обществе. Следовательно, источники власти разнообразны. В политологии основными источниками власти называются: физическая сила, богатство, знания, занимаемое положение и организация.

Физическая сила, должно быть, явилась изначальным основанием власти. Этот источник власти опирается на страх как фактор достижения желаемого поведения. Данный вывод следует из рассмотрения вопросов происхождения и сущности государства. В первоначальном акте выяснения «кто есть кто» господствующее положение занял тот, кто обладал большей физической силой и с ее помощью смог навязать свою волю соперникам. Но физическая сила и сегодня выступает одним из оснований власти.

Богатство с незапамятных времен выступает источником власти по той простой, но убедительной причине, что его владельцы могут обеспечить людям средства существования. Взамен собственники получают повиновение своей воле тех, кто зависит от них материально. Следовательно, данный источник власти опирается на интерес отдельного человека или группы. В современном мире само по себе богатство может и не быть непосредственным источником власти. Однако возможности обладателей богатства оказывать влияние на доступ к власти сегодня, пожалуй, велики как никогда ранее. Например, щедрая оплата соответствующей работы средств массовой информации может явиться решающим фактором в обеспечении господствующего положения той или иной политической группировки.

Знания, информация, опыт всегда служили источником власти. Это было замечено еще в древности. Действительно, история дает множество примеров того, каким влиянием при царствующих особах пользовались обладатели знаний. Значение знаний, практического опыта как источника власти особенно возрастает в условиях развитых цивилизаций, жизнь которых требует владения самой разнообразной и обширной информацией, а также множеством всевозможных умений и навыков.

Занимаемое положение с древнейших времен служило важным источником власти. В традиционных обществах принадлежность к привилегированному сословию являлась непременным условием доступа к власти. В современном обществе занимаемое положение или, что тоже самое, социальный статус личности является одним из важнейших источников власти.

Организация также является одним из самых мощных источников власти. Она издавна служила не только мобилизации людей и материальных ресурсов, но и претворению в жизнь принимаемых властных решений. Фактически занимаемая должность имеет смысл в качестве источника власти только как элемент организации.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: