Что такое нравственные приоритеты молодежи. Проблема нравственного сознания молодежи. Проблемы культуры современной молодежи

Комментариии курсивом - от меня -

Материал для этой записи взят с сайта австралийского блогера-мусульманки http://www.misshijabi.com/2011/11/hijab-s tyles-for-your-face-shape.html Кажется всем известно, какая одежда лучше подходит их фигуре, но очень многие мусульманки не знают как повязать платок, чтобы он подходил форме их лица. Суть в том, что нужно сбалансировать лицо, обрамив его платком так, чтобы это шло вашим чертам и овалу.

Женщинам с квадратным лицом не следует носить тесно прилегающий хиджаб, затянутый под подбородком, который оставляет челюсти полностью открытыми. Это сильно выделяет квадратный подбородок и придает мужественности лицу. Типичный турецкий хиджаб - квадратный платок, который туго застегивается под подбородком и закрывает верхнюю часть лица по бокам, выглядит ужасно на женщинах с квадратными лицами, т.к. превращает их лицо в тяжелый треугольник. Вместо этого нужно придать округленность нижней части лица, обрамив подбородок и челюсти хиджабом, и оставьте лоб и скулы открытыми.

Круглолицые женщины должны избегать носить бонни- шапочки под хиджаб, натянутые низко на лоб, т.к. это сильно укорачивает лицо. Круглое лицо нужно визуально вытянуть, поэтому если вы носите шапочку под платком, ее нужно спрятать. Платок должен начинаться от линии, где растут волосы, оставляя весь лоб открытым. Сделав так, а так же прикрыв платком скулы, вы можете придать лицу овальную форму.

Круглолицые также должны избегать носить Египетский(Испанский) стиль хиджаба, который оставляет шею открытой, особенно если у вас двойной подбородок или полное лицо не зависимо от формы овала. Такой стиль вам совсем не идет, а делает вас похожей на головку толстой черепахи, т.к. он акцентирует внимание непосредственно на толщине в этой части лица. Такой стиль хиджаба смотрится хорошо только на женщинах со стройной шеей. Женщины с короткой шеей также должны избегать этого стиля.

Примечание: Как известно, хиджаб с открытой шеей - не хиджаб вообще. Шея, мочки ушей, а также область под подбородком, насколько возможно, должны быть закрыты. Поэтому мусульманкам не стоит носить платок, оставляя при этом шею открытой в не зависимости от типа их лица.

Если у вас длинное, прямоугольно лицо , не носите хиджаб, который тесно прилегает к лицу, тк. это только подчеркивает длинную голову. Вместо этого попробуйте натянуть на лоб шапочку, чтобы она прикрыла одну четвертую часть лица. Отодвиньте платок как можно дальше от скул, чтобы придать ширины в этом месте. Также выбирайте платки с оборками, рельефные, с деталями и отделкой по бокам головы, чтобы добавить визуально ширины. Не добавляйте объем на макушке и не оголяйте шею, т.к. это еще больше вытянет ваше лицо.

Овальное лицо , являясь самым симметричным из всех форм лица, на 99,9% будет хорошо смотреться в любом стиле хиджаба и вы можете использовать платки любой формы.

Треугольное лицо, в форме сердца , лучше всего выглядит в свободно повязанном платке. Тесно прилегающий хиджаб, особенно в верхней части головы, акцентирует широкий лоб, поэтому постарайтесь прикрыть его плавными складками по бокам, которые ниспадают свободно вокруг подбородка, придавая форму ромба.

Примечание: Как уже говорилось ранее, область под подбородком тоже должна быть прикрыта. Чтобы визуально расширить нижнюю часть лица, можно сделать так, как советует автор статьи, но с одной маленькой хитростью: для закрытия области по подбородком использовать второй, нижний платок, близкий по цвету к цвету кожи. Его нужно покрыть так, чтобы он покрывал весь аурат, а на него уже повязать цветной платок, так как на рисунке.. Тогда цветной платок будет создавать нужный объем, а платок телесного цвета - прикрывать аурат.

Проблема нравственного сознания молодежи привлекает внимание ученых разных областей: педагогики, психологии, философии, социологии, культурологии, медицины, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Конфуций, Сенека, Аристотель, Спиноза, Гегель, Кант и др.).

Проблеме нравственного развития человека посвящены труды таких известных исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Водзинский, А.И. Рувинский, И.О. Свадковский, И.Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались на теоретические разработки вопросов нравственности классиков отечественной этики А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого и др.

Нарушениям нравственных норм поведения большее внимание стали уделять этики, философы, педагоги: М.С. Алеманскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, В.В. Давыдов, О.Г. Дробницкий, Н.Н. Крутов, И.А. Невский, А.И. Титаренко, Л.Б. Филонов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов и др.

Проблема нравственного сознания и поведения молодежи не может быть решена без анализа работ представителей разных школ и направлений, выделяющих ключевую роль в формировании личности, ее потребностей (С.Л. Рубинштейн, А.К. Ковалев, Д.А. Кикнадзе, А.И. Божович и др.), установок (Д.И. Узнадзе, А.С. Прангашвили), «значимости» (Н.Ф. Добрынин), «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.В. Петровский), «мотива и смысла» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западно-европейские ученые: Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, П. Верной, Ф. Адлер, М. Рокич и др. Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н.Н. Андреевой, Л.М. Архангельского, Н.Я. Голубковой, Л.Г. Новиковой, С.Ф. Анисимова, СИ. Григорьева, М.Н. Громова, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, Д.А. Кикнадзе, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, A.M. Гендина, В.Т. Лисовского, В.Г. Немировского, М.Н. Руткевича, Л.Я. Рубина, М.Х. Титма, Л.К. Уледова, П.Н. Якобсона, В.А. Ядова и др.

Как отмечают многие отечественные ученые, произошли коренные изменения в системе ценностных ориентации современной молодежи (В.Т. Лисовский, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, В.И. Добрынина, Ф.И. Минюшев и др.). Деформация системы ценностей выступает важным фактором формирования отклоняющегося поведения.

Большая часть работ, находящихся в историографическом поле, изучаемой проблемы, В.Т. Лисовского, А.С. Запесоцкого, Ю.А. Зубок, М.В. Ушаковой, В.И. Чупрова, Г.А. Дорофеева, В.И. Добрынина, О.И. Карпухина, О.А. Раковской, Б.А. Ручкина и др. посвящена анализу социально-экономического положения молодежи в современном российском обществе. Учеными проведен анализ трансформации системы воспитания молодого поколения и предложены новые концепции, отвечающие современному общественному развитию. Большое внимание исследователи уделяют социальным вопросам материального обеспечения молодых граждан, что имеет непосредственную связь с девиантным поведением молодежи (В.М. Димов, В.Т. Лисовский, А. Макеева, Л.А. Журавлева, А.Л. Арефьев, В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева, М.К. Горшков, Ф. Э. Шереги, М. С. Крутер и др.). В широком социальном контексте анализируются проблемы образования, труда, укрепления здоровья молодых людей.

Трансформация российского общества характеризуется изменением жизни миллионов людей, прежде всего молодежи, когда рушатся личностные ценности и устои общества, которые еще недавно казались стабильными. Вместе с изменениями в обществе происходят коренные изменения общественных отношений в молодежной среде, сопровождаемые существенными сдвигами в ценностных ориентациях молодежи. Ранее существовавшие ценности девальвируются и формируются новые, зачастую прямо противоположные, отрицательно влияющие на социальный и духовно-нравственный облик молодежи. Реальное состояние нравственности в обществе, и молодежи в целом, можно обозначить как глубокий нравственный кризис, который изменяет, искажает, деформирует поведение людей, заставляя их приспосабливать свои поступки к новому обществу. Именно молодежь является чутким барометром общественного развития. Адекватную оценку нравственного здоровья общества можно дать по тому, как формируется отношение к молодежи в обществе и какие ценности признаются в этом обществе приоритетными. Английский социолог Р. Гиллис, утверждал, что молодежь в обществе такова, какой ее делает правящий класс, те, кто стоит во главе социальных институтов общества.

Как считает В.О. Рукавишников с соавторами, Россия стремительно обретает многие черты, делающие ее похожими на современное западное общество. В их исследовании показана картина глобальных различий морального сознания между Россией и Западом.

Отражая реальную действительность, мы можем утверждать, что проблема морали является одной из самых острых. Анализ современных проблем нравственного сознания молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «мораль». Термин «мораль» произошел от латинского слова mos - mores - обычаи, нравы, отсюда moralis - назидательный, нравоучительный. Специально-философское представление о морали формируется в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, порядка в нравах, должного характера («морального облика») - отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого внутренним долженствованием, или пределов свободы и условиях задаваемой организационной и нормативной упорядоченности. Согласно одному из наиболее распространенных современных подходов, мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. Такое понимание морали оформляется у Милля («Утилитаризм»), определявшего мораль как совокупность правил, которыми люди руководствуются в своих поступках; хотя понимание морали как некоторой формы императивности формируется раньше - в разных вариантах у Гоббса, Б. Мандевиля, И. Канта (в отличие от доминировавшего в просветительской мысли понимания морали как преимущественно сферы мотивов).

А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян определяют мораль как: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие мотивов; 4) способность жить в человеческом общежитии; 5) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности. Наряду с этим определением и в общефилософской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под моралью нередко понимается вообще любая принятая система норм индивидуального поведения.

В русском языке существуют собственные слова для обозначения того же явления - понятие «нравственность». Понятие «нравственность» обладает сложным многозначным содержанием. Среди ученых есть те, которые различают нравственность и мораль. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения.

Таким образом, соотносительно с пониманием морали нравственность представляет собой сферу духовной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро. Есть и иное толкование морали и нравственности. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственное - относящееся к одной половине духовного быта, противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относил истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - добродетельный человек. В. Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижению блаженства сообразно долгу.

К сфере морали относятся также особого рода требования к человеку (нравственную необходимость), т. е. детерминанты определяющие и направляющие его волю, переживания и поступки. В область нравственности включают также особого рода понятия, представления, воззрения, т. е. моральное мышление. И, наконец, вся описанная совокупность явлений так или иначе обозначается и выражается в моральном языке. Посредством особых терминов характеризуются и типы действия (например, «подвиг», «искупление», «измена», «воровство»), и побуждения («сочувствие», «стыд», «зависть»), и реакции восприятия («одобрение», «осуждение»), и отношения между людьми. Императивы и оценки, чувства и переживания, мотивы и понятия морали также имеют соответствующие лингвистические выражения в виде терминов и высказываний [ссылка].

Также необходимо отметить и то, что явления, обычно включаемые в нравственность, обнаруживают свою крайнюю разнородность. Сюда относят действия, поступки индивидов и совокупное поведение («нравы») массовых групп, общностей, классов; определенного рода общественные отношения между людьми и социальными группами (в морали выступающие как «справедливые», «гуманные» и пр.); феномены воли побуждения, мотивы, устремления человека; личностно-психологические свойства индивидов (их «моральный характер»). Все эти явления в свою очередь как-то воспринимаются людьми, которые выражают к ним свое субъективное отношение. Эти субъективные реакции, оценочно и волютивно окрашенное восприятие и отношение к действительности также включаются в область моральных явлений. Соответственно перечисленные выше феномены наделяются ценностными значениям, т. е. каждый из них как явление морального мира обладает характеристиками (выступает как «добро» или «зло»), которые отличны от его предметно-конкретного содержания.

Несмотря на различие в понимании морали у нее существует общая историческая основа - это необходимость согласования личных и общественных интересов, регулирования взаимоотношения личности и общества таким образом, чтобы при этом в соответствии с конкретными историческими условиями были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу, как высшей цели, и к личному благу, как конечной цели, в их единстве на основе первенства общего блага является специфической моральной целью. Однако для морали также важно, каким способом достигается единство личных и общественных интересов. В. А. Блюмкин, Г. Н. Гуманицкий, Т. В. Цырлина видят наиболее глубокую и специфическую характеристику морали в моральности, т. е. способности личности совершать моральные поступки, действуя по внутреннему побуждению во имя общего блага и блага другого человека. В отношении к общему благу как к высшему содержится моральный мотив поведения человека. Мораль обеспечивает высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, которая является условием их благополучия и прогресса. Таким образом, в условиях неопределенности терминологии зачастую по словарному определению термины «мораль» и «нравственность» используют как синонимы. На основании этого далее в диссертации мы будем использовать оба термина как синонимы, но учитывая то, что мораль - это принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей, а нравственность - неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.

Так же мы будем учитывать, что сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). А Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. Наиболее нравственно поступает тот человек, который совершает нравственные поступки, даже об этом не задумываясь. Он просто не может вести себя по-другому. Мораль направлена в первую очередь на самоутверждение, а нравственность - на бескорыстный интерес к другому человеку. Нравственность наиболее близка к идеалу, к универсуму.

Нравственное сознание же выступает как элемент сложного целого - психологии индивида. Оно включает специфические идеи, убеждения, идеалы, потребности, чувства и переживания. Индивидуальное нравственное сознание есть не что иное, как усвоенное общественное нравственное сознание. Иначе говоря, нравственное сознание есть форма социально-опосредованного отражения явлений действительности. Содержание этого сознания зависит как от объекта отражения, каким являются взаимоотношения людей, так и от тех конкретных социальных условий, в которых осуществляется отражение. Кроме того, нравственное сознание, выражая отношение к поведению, ориентирует личность на лучшие примеры такого поведения.

Философская энциклопедия определяет нравственное сознание как один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В нравственном сознании в виде определенных понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей. Объективные законы общественной жизни в морали получают выражение в виде совокупности требований, предъявляемых к поведению людей. В отличие от норм права, нравственные требования вырабатываются непосредственно массовым сознанием и в Нравственном сознанании принимают форму безличного долженствования, неписаного закона, равно распространяющегося на всех людей, в котором остается скрытой как выраженная в нем общественная воля , так и отраженная этой волей социально-историческая необходимость . Эта особенность Нравственного сознания в прошлом порождала множество мифологических и идеалистических истолкований происхождения и природы нравственных требований. В этике они изображались как повеления бога, априорный закон практического разума (Кант ), веление совести «чистого Я» (Фихте ), выражение нравственного чувства (А. Смит, А. Шефтсбери, Ф. Хетчесон) и т.п.

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней - обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей на протяжении земной жизни пользуются обыденным сознанием.

Связанные и взаимодействующие меду собой, обыденный и теоретический уровни сознания имеют некоторые отличия. Различие заключается в глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.

Обыденный уровень нравственного сознания можно представить, как оценку нравственных норм, опирающуюся на будничные, часто повторяющиеся отношения между людьми. Обыденный уровень опирается на традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в обществе.

Теоретический уровень нравственного сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень - есть способ познания мира через понимание нравственных проблем.

Обыденный уровень нравственного сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок. Обычай представляет собой хорошо закрепленный в сознании общества элемент нравственного сознания, который отражает реальную действительность, регулирует отношения людей с позиций понимания добра и зла. Обычай тесно связан с обрядом.

Традиция представляет собой прочно закрепленный исторически, долговечный и прочный элемент сознания, связанный с направлением поведения человека во всех отраслях общественной жизни, опирающийся на его эмоциональную сферу.

Нравственная норма представляет собой элемент, позволяющий осознать меру обязательных и допустимых вариантов поведения человека, с помощью которого регулируются отношения между людьми. Нравственная норма опирается на систему знаний человека о добре и зле.

Нравственная оценка - это элемент, позволяющий выявить характер соответствия или его отсутствия в поведении человека, исходя из тех моральных норм, которые приняты в обществе.

В теоретическом уровне нравственного сознания выделяют такие структурные элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все они являются звеньями, связывающими нравственное сознание и поведение человека.

Главной задачей базового и теоретического уровня нравственного сознания становится осмысленное поведение человека в обществе.

Из вышеприведенных определений следует, что нравственность - это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Эти устои в настоящее время не прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно - в средствах массовой информации.

Общество через мораль приспосабливает человека к своей системе, к своей, конечной форме существования. Усвоение моральных норм приводит к адаптации человека в данном обществе. Однако моральные требования могут вступать в противоречие с нравственными. И в жизни человек очень часто оказывается в ситуации конфликта между моральными и нравственными требованиями. Осознание проблемы выбора между различными ценностями - также важный механизм формирования нравственного сознания.

Значимость формирования нравственного сознания молодежи определяется тем, что размягчение морали и нравственности - важный этап разрушения общества. Антрополог К. Лоренц сформулировал закон: «Радикальный отказ от отцовской культуры - даже если он полностью оправдан - может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиции, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы».

на региональном и местном уровне, обеспечивающего регулярную и многоаспектную оценку процессов, происходящих в молодежной среде. Социальный мониторинг, как известно, представляет собой структурно и функционально организованную систему информационно-аналитических служб, компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих регулярный сбор, накопление, хранение, обработку, анализ и предоставление пользователям сведений о состоянии и динамике изменений социального пространства страны и региона в целях диагностики и прогнозирования происходящих в нем социальных процессов.

Важнейшей функцией социального мониторинга регионального молодежного субсоциума является научно-информационное обеспечение региональной молодежной политики на всех ее этапах - от изучения социальных характеристик РМС до принятия управленческого решения. Социальный мониторинг РМС включает в себя четыре последовательных этапа:

1) сбор, систематизация и первичная обработка статистической и социологической информации об изучаемом объекте с учетом количественных и качественных показателей (социально-демографических, профессио-

нальных, образовательных, отражающих социальное самочувствие и ценностные ориентации);

2) социальная диагностика сущностных характеристик и параметров развития РМС, определение точек «социального напряжения» в молодежной среде;

4) анализ результатов принятия управленческого решения на основе наблюдения за ходом его реализации в молодежной среде.

Таким образом, анализируя процессы развития молодежи в отдельном регионе, сравнивая их с процессами, происходящими в других регионах, мы получаем возможность создания типологического портрета регионального молодежного субсоциума как составной части молодого поколения страны. Развертывание в 1995 г. системы мониторинга РМС в Республике Мордовия позволило осуществить оперативный и регулярный сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития молодежи региона, подготовить целый ряд научно обоснованных управленческих решений, которые нашли отражение в ежегодных докладах Правительству РМ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сухарев А. И. Основы регионологии: сб. ст. / А. И. Сухарев; НИИ регионологии. - Саранск, 1996. - 120 с.

Поступила 13.07.11.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева

В статье анализируются результаты социологических исследований морально-нравственных ориентаций российской молодежи, определяются приоритетные ценности и жизненные цели молодого поколения.

Вопросы морали и нравственности современного молодого поколения часто ставятся и бурно обсуждаются в российском обществе. О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи много говорят и пишут. Ряд публикаций в

СМИ, высказывания известных деятелей страны да и простых обывателей носят критический характер. Молодежь упрекают в аморальности, отказе от традиционных для россиян ценностей и меркантилизме. Вместе с тем существует и противоположная точка

О Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 3

зрения: государство под руководством Президента реализует множество проектов, направленных на молодежь; многие считают, что современные молодые люди достойно продолжают традиции родителей.

При изучении молодежи достаточно трудно провести комплексное исследование, которое смогло бы дать ответы на все вопросы относительно морали и нравственности современного молодого поколения. При изучении молодежи социологи часто используют понятия «морально-нравственные ценности», «ценностные ориентации», «принципы». Одним из наиболее значимых и объем-

ных исследований молодежи XXI в. стал аналитический доклад, подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации . Исследование проводилось в марте-апреле 2007 г., в опросе участвовали 1 796 чел. в возрасте от 17 до 26 лет включительно. Исследователи пытались выяснить, насколько значимы для молодежи моральные нормы и принципы (табл. 1). Ответы на данный вопрос показывают, что 54 % респондентов считают моральные нормы актуальными и не подверженными влиянию времени.

Таблица 1

Суждения молодежи об актуальности моральных норм

Сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы уже устарели 45

Основные моральные нормы не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны 54

Затрудняюсь ответить 1

В то же время 55 % опрошенных отметили, что в современном жестоком мире им иногда приходится переступать

через моральные нормы (табл. 2). Принципиальных последователей морали оказалось 44 %.

Таблица 2

Суждения молодежи о возможности (невозможности)

переступить через моральные принципы

Вариант ответа Процент от общего числа респондентов

Современный мир жесток, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы 55

Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переслуплю через моральные принципы и нормы 44

Затрудняюсь ответить 1

Таким образом, в ответах респондентов наблюдается противоречие: 54 % молодых людей отмечают актуальность и неизменность моральных норм в жизни человека, но лишь 44 % готовы отстаивать собственные принципы даже в ущерб личному успеху.

Далее респондентам был задан вопрос: «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?». Выяснилось, что подавляющее большинство респондентов не могут оправдать заброшенность и плохое воспитание детей (93 %), жестокое обращение с животными (83 %) и употребление наркотиков

(82 %). Недопустимы измена Родине (78 %), гомосексуализм (67 %), публичное проявление неприязни к людям других национальностей (62 %). Неодобрение опрошенных вызывают также пьянство и алкоголизм (59 %), хамство, грубость, нецензурная брань (55 %). Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена - 49 %, аборты - 34 %), молодежь оказалась не так строга, как к хамству и грубости. Более половины современных молодых людей могут оправдать измену, 66 % допускают аборты. Если учитывать, что более 90 % опрошенных не приемлют заброшенность и плохое воспита-

Серия «Социологические науки*

ние детей, то аборт оказывается для современных молодых людей своеобразным выходом, позволяющим не дать родиться ребенку, который потом может оказаться ненужным. Неоднозначно складывается ситуация и с патриотизмом. С одной стороны, 78 % опрошенных считают недопустимой измену Родине, с другой - почти столько же (76 %) оправдывают уклонение от службы в армии. Скорее всего, служба в армии в сознании молодежи никак не связана с патриотизмом.

Распределение ответов на вопрос об ориентации молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства выглядит следующим образом: 56 % респондентов считают, что большинство молодых людей предпочли бы жить и работать в России, 43 % уверены, что их сверстники хотят уехать и жить за границей. В целом немногим менее половины опрошенных убеждены, что зарубежные страны предпочтительнее для жизни. Результаты исследования показывают, что примерно пятая часть молодежи не считает жизнь и труд в другой стране изменой Родине.

Важным представляется анализ суждений молодежи о том, что является необходи-

Главную опасность 54 % молодых людей видят в утрате средств к существованию, что подтверждает наличие у них в качестве одного из жизненных приоритетов материальное благополучие. Значительная часть опрошенных (39 %) опасаются за свою жизнь и жизнь близких. Тревогу по поводу собственной семейной жизни выразили лишь 28 % респондентов, что можно объяснить уверен-

мым в воспитании детей, так как прививаемые ценности должны быть значимы и для родителей. Тремя главными ценностями, ко- -торые нужно воспитывать в детях, по мнению молодежи, являются доброта, честность, отзывчивость (53 %), хорошее образование (50 %), любовь к семье, близким (47 %). Гораздо менее актуально воспитание веры в Бога (6 %), хотя именно она, по мнению молодежи, формирует все наиболее значимые ценности.

Цели современной молодежи изучались Фондом общественного мнения в 2002 г. По результатам опроса 1 500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик Российской Федерации были собраны данные относительно приоритетных целей и опасений молодежи .

В табл. 3 показаны ответы на вопрос: «Как вы думаете, к чему стремится современная молодежь, какие цели она ставит перед собой?». Таким образом, наличие социально неодобряемых целей (или отсутствие целей) отмечают более 60 % опрошенных, в то время как только треть из них уверены в наличии у молодежи социально одобряемых целей.

ностью в собственных возможностях или низким приоритетом данной ценности в сравнении с другими.

Результаты этого социологического опроса в основном соответствуют данным об иерархии ценностей молодежи. По результатам экспертного исследования, проведенного в 2007 г. Фондом имени Питирима Сорокина , иерархия доминирующих ценностей

Таблица 3

Вариант ответа % по России % по Москве

Материальное благополучие, обогащение 35 44

Получение образования 16 14

Наркомания и пьянство 8 4

Работа, карьера 7 4

Безделье 4 1

Самореализация 4 5

Удовольствия, развлечения 3 3

Независимость 3 3

Воровство 1 1

Подражание Западу 1 0

Другое 2 1

Нет цели 17 18

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

молодых россиян выстраивается следующим образом:

1) материальное благополучие;

2) ценность «Я» (индивидуализм);

3) карьера (самореализация);

5) стабильность;

6) свобода;

7) уважение к старшим;

8) бог (вера в Бога);

9) патриотизм;

10) долг и честь.

Таким образом, результаты приведенных исследований являются в какой-то степени противоречивыми, что подтверждает мнение подавляющего большинства ученых о том,

что ценностная система молодежи находится в стадии формирования. Это связано со спецификой социализации молодежи, завершением первичной ее стадии и началом вторичной. Сложность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Именно это порождает проблему согласования между ними.

В целом можно сказать, что ведущими ценностями молодежи являются индивидуальные (достаток, независимость и самореализация). Общественные ценности (уважение старших, патриотизм) тоже принимаются молодежью, но в меньшей степени и не в ущерб личным интересам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, Москва 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical__report_ Youth.html. - Загл. с экрана.

2. Цели современной молодежи, ФОМ, отчет от 20.06.2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/report/cat/val_/dd022434. - Загл. с экрана.

3. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июня по 10 сентября 2007 года / Фонд имени Питирима Сорокина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. - Загл. с экрана.

Поступила 13.07.1 /.

РЕСУРСНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

А. А. Зинин

В статье представлена социологическая оценка ресурсных притязаний молодежи в Республике Мордовия. На основании гипотезы авторского социологического исследования и предложенных индикаторов анализируются материальные и профессионально-статусные притязания молодежи региона. Автор также рассматривает притязания молодых людей в сфере культурно-досуговых практик.

В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от мировых конкурентов (в первую очередь западных стран), а российское общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего. Понимая все это, современная российская власть в социальной риторике сделала упор на слово «модернизация»,

предполагающее не только внедрение новых технологий, но и приход новых людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить преобразования и разрабатывать инновационные технологии. Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В связи с этим представляется интересным рассмотре-

© А. А. Зинин, 2011

Серия «Социологические науки»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. -960 с.

2. Фейблман Дж. Концепция науки о культуре // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры / сост. С.Я. Левит, Л.А. Мостова; отв. ред. Л.А. Мостова. - СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 203-225.

3. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. - 2008. - № 11. - С. 3-32.

4. Левяш И.Я. Не приоритет, а паритет // Беларуская думка. -2008. - № 8. - С. 44-51.

5. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарное взаимодействие // Гуманитарий. Ежегодник. - 1995. - № 1. - С. 52-61.

6. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. -№ 2. - С. 124-145.

7. Ruben B.D. Culture and communication. Encyclopedia of communication and information. - V. 1 / Ed. by G. Reina. - N.Y.: Macmillan Reference USA, 2002. - P. 206-209.

8. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 400 с.

9. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная си-стемология. - М.: Наука, 2003. - 525 с.

10. Суходуб Т.Д. Рациональность в философской традиции и современной культуре: проблемы неукорененности // Постне-классика: философия, наука, культура / отв. ред. Л.П. Киящен-ко, В.С. Степин. - СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2009. -С. 528-546.

Поступила 31.03.2010 г.

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ИДЕАЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В.В. Орлова

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники E-mail: [email protected]

Рассматривается проблема объединяющих ценностей, идейных ориентиров современной молодежи, нравственного выбора в условиях поиска новой идентичности. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны

Ключевые слова:

Молодежь, социализация, идеологические ценности, нравственные качества.

Young people, the socialization, ideological of the values, the moral qualities.

Трансформационные процессы, протекающие в современном российском обществе, проявляются в комплексе политических и социально-экономических проблем в сочетании с духовно-идеологическим кризисом, вызванным разрушением системы ценностей общества, а также политикой деидеологизации общественных отношений. Идеологическая подсистема общества выполняет важные функции интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца, легитимации общественных отношений. Нарушения в работе механизма социализации, процессы аномии, дезинтеграции идеологических ценностей, влекут серьезные последствия для государства и общества. Но наибольшую угрозу они представляют для молодого поколения.

Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем начала XIX в. Антуан Луи Клод Дестют де Траси . Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономер-

ностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Антуан Луи Клод Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются оценкой обозначаемого феномена. В частности, идеология по Роланду Барту - современный метая-зыковой миф, система натуральных значений объектов, которые способны социализироваться. Большой вклад в изучение идеологической деятельности государства, его роли в идеологических процессах внесли такие ученые, как А.И. Яковлев, Т.И. Заславская,

A.Г. Хабибулин, РА. Рахимов, И.М. Чудинова,

B.Т. Пуляев, Н.В. Шеляпин, А.И. Клименко, Ю.Г. Волков, Н.Н. Азаркин. Анализу процессов конструирования новой идеологии России и проблем, возникающих в связи с этим, посвящены работы В.С. Мартьянова, О.В. Мартышина, Е.А. Лукьяновой, Е.В. Литягина, В.Н. Кузнецова, В.В. Ильина, А.И. Владимирова, Ю.Г. Ершова, А. Иванова, а также многих других исследователей.

Идеалы личности формируют ее нравственные качества и принципы, реализуемые в практической деятельности. Нравственные качества в обобщенной форме позволяют оценить, охарактеризовать те или иные стороны поведения личности: степень ее добродетельности или порочности.

Попытки преодоления идеологического кризиса предпринимаются на протяжении десятилетия: российское общество пытается обрести новую идентичность, найти объединяющие ценности, идейные ориентиры своей жизнедеятельности. Главную роль в процессе конструирования идеосферы современного российского общества по необходимости играет государство, пытаясь формулировать идеологемы, способные лечь в основу новой идеологии России. Однако никакая идеология не будет действенной, выполняющей свои функции социальной идентификации, интеграции, мобилизации, если составляющие её концепты не найдут поддержки в общественном сознании, не будут приниматься обществом, актуализироваться в социальных практиках.

Исследование идеологических ценностей современной молодежи способно ответить на вопрос о том, в какой мере идеология является фактором развития, либо фактором, тормозящим модерниза-ционные процессы в обществе. Современная молодежь, особенно студенчество - это треть всей российской молодежи, её самая образованная часть. Соответственно, те идеологические ценности, которые в процессе идеологической социализации усвоит молодежь, и будут положены в основу будущего России.

Идеологемы, транслируемые государством, в своей основе получают различную интерпретацию, находят слабый отклик в среде молодежи. Вектор идеологических предпочтений молодежи выстраивается по линии: «Качество жизни» («Семья» - «Достаток» - «Стабильность» - «Безопасность») - «Права человека» - «Мир» - «Достоинство» - «Справедливость». Взаимодействие личности с обществом в ходе социализации носит двусторонний характер. С одной стороны, с её помощью обеспечивается воспроизводство идеосферы, преемственность социального развития, с другой стороны - формируется личность индивида, складываются в том числе идеологические ценности и установки, появляется некая матрица, с помощью которой можно получить объяснение окружающим процессам и явлениям. Процесс социализации и результат во многом определяются субъективными установками индивида, его избирательным отношением к транслируемым извне символам, их индивидуальной интерпретацией, собственным формированием значений.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи

как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

Из анализа результатов исследования ценностной системы молодежи (Модифицированный опросник Рокича) следует, что общая оценка и ранг терминальных ценностей для молодежи близки по значимости (март 2009 г., возраст 17 лет - 22 года, г. Томск). Первые три места занимают творчество, в том числе возможность творческой деятельности; счастье других, уверенность в себе. В структуре инструментальных ценностей: предпочтение отдано в первую очередь ответственности, второе место занимает независимость, то есть способность действовать самостоятельно. Ранговые значения подтверждают следование рациональному выбору действий. Факт сохранения базовых ценностей неоспорим, но современные трансформации российского общества не могли не произвести существенную перестановку в структуре общественных и личных ценностей. Изменяется само восприятие таких базовых человеческих ценностей, как здоровье, семья, любовь. Общей тенденцией является усиление значимости личностных ценностей в соотношении с общественными, что представляет логический результат отчуждения граждан от управления государством и лишения их возможности влиять на общественные процессы.

Идеологические ценности подвергаются интерпретации, наделению субъективными смыслами, превращаясь в собственные установки личности. На этапе практической реализации идеологические ценности воплощаются в социальном поведении. Процесс идеологической социализации достаточно сложен, а его результат, определяемый комплексом факторов: субъективными установками личности, соотношением влияния институционализированных и стихийных механизмов социализации, не всегда очевиден.

Вместе с тем исследуя механизм социализации, выделяя такие её ключевые институты, как семья, школа, средства массовой информации, политические партии и общественные организации, необходимо подчеркнуть роль государства как важнейшего института идеологической социализации, которая особенно актуализируется в эпохи общественных кризисов.

Отвечая на вопрос «Что Вы представляете себе, когда слышите: «Россия, Российская Федерация»?», большинство молодых людей ассоциируют понятие «Россия» с родиной (43,8 %), державно-стью (26,5 %), гордостью (21,6 %), историей (18,4 %). Наряду с этим отмечается и негативная «картинка», сопутствующая современным преобразованиям: беспорядок (15,6 %), бедность (13,4 %). Нельзя забывать и о том, что молодое поколение наиболее уязвимо в силу своей молодости и отсутствия жизненного опыта, неустойчивости внутренних критериев для выработки собственной

социальной нормы. Отличить «больное» от «здорового» в новых социальных явлениях и условиях, характерных для сегодняшней России, молодому поколению непросто. Результат опроса молодежи и экспертов с целью оценки и прогнозирования действий акторов социального процесса позволил с помощью контент-анализа выделить содержание ассоциаций по темам «семья», «молодежь». Ассоциативный ряд представителей старшего и молодого поколения в целом обнаруживают единодушное представление и отношение к понятию «семья», и несколько отличается по отношению к понятию «молодежь». В сознании большинства (70 %) семья связана, прежде всего, с ответственностью, старшее поколение ассоциирует молодежь с «силой», «здоровьем», «перспективами». Для молодежи свойственно ассоциировать себя с возможностями и перспективами:

1. Ж. 19 л., студент, г. Томск: «Молодежь - это будущее нашей страны, они открыты, имеют много идей». «Семья - в ней человек познает себя и окружающий мир, он не сможет существовать вне её».

2. М. 23 г., г. Томск: «Семья - тепло, домашний уют и очаг, мама, которая тебе всегда поможет».

3. М. 23 г., студент, г. Томск: «Я создал семью, потому считал, что это правильное развитие отношений с моей девушкой. Мне стало хорошо и комфортно».

4. М. 23 г., студент: «Молодежь - у меня лучший диплом и я этому очень рад, есть возможность путешествовать по миру». «Семья - идеал, семья моих родителей».

5. М. 27 г., специалист предприятия, г. Томск: «Семья - важная часть жизни, женат, очень этому рад. Стабильная интересная работа».

Эксперты в своих ответах солидарны с молодежью:

1. Ж. 55 л., предприниматель, г. Ленинск-Кузнец-кий: «Молодежь ассоциируется с понятиями: сила, перспективы, здоровье». «Семья - защита, любовь, очаг».

2. Ж. 38 л., предприниматель, г. Ленинск-Кузнец-кий: «Молодежь ассоциируется с понятиями: красота, перспективы, здоровье». «Семья - забота, любовь».

3. М. 32 г., предприниматель, г. Томск: «Семья -если ты имеешь семью, ты уже счастлив. Хорошо если семья большая, крепкая, где тебя поддерживают и ценят».

Нельзя не обратить внимание на то, что выявлена такая тенденция в молодежном сознании: как приоритет позитивных ценностей перед негативными. В частности, речь идет о предпочтениях в выборе значимых для себя ориентаций, связанных с общечеловеческими ценностями, такими как трудолюбие, честность, принципиальность, общая культура, способность критически оценивать себя и свои возможности.

Духовно-нравственные ценности как структурный элемент системы ценностей сформировались деятельным опытом предшествующих поколений и передались человеку в силу действия закона наследственности. И духовная реальность у человека создается всякий раз заново, индивидуально, на основе этих наследственных факторов . Исходя из вышесказанного, духовность многогранна. Она проникает во все сферы жизнедеятельности человека без исключений, несет всеобъемлющий характер.

Духовное включает в себя внутреннее (духовная работа, усилия человека над собой) и внешнее (влияние многообразных социокультурных процессов), врожденное и приобретенное. Духовность человека изначально больше личностна, однако определяется и объективными факторами. Духовное - единство идей, идеалов, сознания, мышления, разума, менталитета, переживаний, чувств, потребностей, интересов, оценочных суждений, ценностных установок, ориентации, мотивов и поступков. Они есть и цель и смысл человеческой жизни.

Нельзя не согласиться с тем, что «духовность» в высшей степени аксиологична. «Духовное как нечто ценное, пронизывающее собой все и вся, существует всегда. Оно являет собой ценность, аккумулирующую в себе все «царство ценностей» Вселенной. Духовность и есть великий кладень ценностей» .

Духовность можно определить как систему духовных ценностей. Классифицируются духовные ценности чаще всего в научной литературе на моральные (нравственные), эстетические, ценности познания.

А. Гжегорчик, например, выделяет состояния, которые ощущаются как духовная ценность и к ним относит: познание, отношение к другим людям духовный контакт с окружающей средой (не личностный), духовное отношение к действительности в целом .

У Н.А. Бердяева духовные ценности образуются единством (совокупностью) познавательной, нравственной, художественной жизни человека, общения в любви .

М.М. Тоненкова к духовным ценностям относит, преимущественно, категории нравственных установок (любовь, уважение друг к другу, стремление к взаимопомощи, бескорыстие), а также эстетическое начало .

Как видно, классифицируются духовные ценности не по принципу разделения, а, скорее, по принципу определения состава ценностей, дополнения одной ценностью другую, ибо в духовной практике человека все духовные ценности находятся тесном взаимодействии.

В системе духовных ценностей важнейшее место отводится нравственным (моральным). Приоритетность положения нравственности в системе

духовных ценностей отмечается многими отечественными учеными: B.C. Барулиным, Л.П. Буевой, И.А. Ильиным, В.А. Лекторским, Л.Н. Сто-ловичем, М. М. Тоненковой, В Шедраковым и др. Это не случайно, ведь духовная сила человека общества определяются, главным образом, способностью сохранять нравственные ценности в любых социальных условиях, любых, даже тяжелых испытаниях.

Поскольку анализ структуры морали и нравственной культуры личности не выявляет сколь-нибудь принципиальных расхождений в их содержании и обнаруживает набор элементов, определяющих структуру той и другой, то не противопоставляя понятия «мораль» и «нравственность», мы употребляем, преимущественно, понятие «нравственные ценности». Именно с помощью него характеризуется значение для общества и человека социальнокультурных явлений. Можно сказать, что к числу нравственных ценностей относятся все явления морали. Духовно-нравственные ценности ориентируют человека на духовно-возвышенное единение с самим собой, другими людьми и высшим.

Формирование нравственных ценностей субъекта (индивида, социальной группы) определяется, с одной стороны, существующей в обществе системой нравственных ценностей, с другой, потребностями самого субъекта в духовном, как необходимом условии его жизнедеятельности. Пересечение общезначимых и личностных интересов осуществляется в механизме функционирования и взаимодействия нравственного сознания и нравственной практики (нравственных отношений). В процессе работы этого механизма и формируются духовно-нравственные ценности субъекта. По существу единство морального сознания и моральной практики образ структуру нравственности личности.

Восприятие личностью нравственных ценностей обществ, а в первую очередь осуществляется на уровне ее сознания. Прежде чем та или иная нравственная ценность начнет определять действия, поступки, человека, она должна быть осознана, принята человеком как должная, желаемая в его жизни. Восприятие ценностей начинается с познания их человеком. Неслучайно В.В. Швырков формирование ценностей личности напрямую связывает с ее мозговыми процессами, поскольку они определяют познавательные способности человека и детерминируют ценностное поведение .

В процессе познания ценностей человек осуществляет выбор желательных, необходимых для него ценностей, оценивает свои действия, а также мысли и поступки других людей в соответствии с представлениями о должном, необходимом, ценном, поэтому в центре нравственных ценностей лежит соотношение должного и сущего. В моральном сознании постоянно сравнивается личное поведение с идеалом, высшими ценностями, «с тем поро-

ком вещей, который реально не существует, но должен быть, чтобы действительность стала прекрасной и гармоничной. Добро. Любовь. Достоинство. Справедливость - все эти моральные идеалы, которые в полной мере никогда не присутствуют в практической обыденности, но служат ориентиром поведения и сознания, духовно-нравственными маяками, не дающими потонуть в пучине эгоизма и своекорыстия» .

Проводником высших нравственных ценностей, идеалов в моральное сознание индивида является норма. Она тесно связана с оценкой, выступает как критерий оценивания поступков, мыслей, намерений через призму высших моральных ценностей. Соотнося поступок с критериями нормы человек оценивает его как положительный или отрицательный.

Именно с познания нравственных норм начинается история нравственного формирования личности. Нормы указывают человеку на то, что есть добро и зло, достойное и недостойное, фиксируют тип должного поведения. Нормы выражают и доводят до сознания человека общепринятый смысл вещей и явлений (систему духовно-нравственных ценностей), в соответствии с которым должна формироваться нравственная культура человека. Эффективность действия моральных норм зависит от степени их осознания личностью. Для того, чтобы нормы стали детерминирующим фактором поведения человека, последний должен осознать и принять ценности, которые транслируют эти нормы, убедиться в их ценности, почувствовать важность следования нормам. Поэтому, нравственные ценности, фиксируемые в нормах, должны, с одной стороны, отвечать интересам общества, быть ценными для него, а с другой, соотноситься с потребностями, интересами человека.

Интеграция личностных и общественных интересов становится возможной в связи с тем, что система высших нравственных ценностей, идеалов общества, на которую ориентировано моральное сознание субъекта соотносится с общечеловеческими принцип ценностями, значимыми и для отдельного индивида, и для «других», и для общества в целом.

Поэтому общечеловеческие ценности играют первостепенную роль в механизме и процессах ценностной регуляции, в формировании нравственных ценностей личности (социальной группы) нравственной культуры общества в целом. В сознании отдельного человека и общности эти ценности приобретают общее значение «не убей», «не делай другим того, чего не желаешь себе» - все это нормы, имеющие для всего человечества общее ценностное значение. «Именно общечеловеческие ценности - высший критерий индивидуальных и коллективно-групповых ценностей как уст существования человеческого общества в целом и тех интегративных процессов, которые в нем происходят» .

Общечеловеческие (высшие моральные) ценности определяют содержание нравственности, обнаруживают себя как на уровне реального сознания, так и моральной практики, выступают наиболее общими критериями моральной оценки, наполняют жизнь человека особым смыслом, полнотой и духовностью. К ним относятся ценности человеческой жизни, свобода, честь, достоинство, смысл жизни, счастье. Высшие нравственные ценности проникают в сознание человека как идеалы.

Нравственные идеалы имеют «программный» характер, связаны с глубоким осмыслением действительности. В них в обобщенной форме выражено наиболее ценное в ценностных отношениях. Представления об этом ценном определяют в сознании человека деятельности в настоящем и будущем, направляют его нравственные усилия к достижению этих целей. Поэтому можно согласиться с тем, что в «идеалах всегда находят воплощение элементы морали будущего, чем и обусловлен их программный характер» .

Идеалы личности формируют ее нравственные качества и принципы, реализуемые в практической деятельности. Нравственные качества в обобщенной форме позволяют оценить, охарактеризовать те или иные стороны поведения личности: степень ее добродетельности или порочности (щедрость или скупость, мужество или трусость и т. д.). Нравственные принципы можно определить как нормы широкого диапазона, выражающие нравственные закономерности, раскрывающие содержание нравственности той или иной личности (социальной группы). Нравственные принципы раскрывают нравственную сущность человека, определяют характер его взаимодействия с другими людьми, нравственную ориентацию в целом. Так, например, образ жизни, ценностные ориентации, характер общения, индивидуалиста и коллективиста, эгоиста и альтруиста - отличаются друг от друга.

В процессе познания, осмысления нравственных норм, в сознании человека формируются взгляды и оценки, которые выражают его отношение к социальным явлениям, моральным ценностям общества, конкретных людей. Кроме того, человек в процессе ценностных отношений оценивает и самого себя, свои мысли, действия в соответствии со своими взглядами, суждениями о должном и сущем в морали.

В формировании нравственных ценностей самооценка играет важную роль. Она позволяет человеку практически осмысливать, анализировать свои действия, намерения, взывает к работе его совесть, чувства долга, стыда, ответственности, справедливости. Вместе с тем, самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной, заниженной). Проблема адекватности самооценки напрямую связана с характером социализации. воспитания личности. Если агенты первичной самооценки (близкое окружение - родители воспитатели, учителя, друзья и т. д.) недостаточное

внимание уделяют проблеме приобщения ребенка к духовным ценностям, крайне редко активизируют его совесть и применяют в процессе воспитания преимущественно метод похвал и одобрений всех действий, поступков, то такой ребенок обречен сформироваться в личность эгоистичную с выраженной завышенной самооценкой и низким порогом совести, что негативно отразиться на процессе духовного общения с другими людьми (в силу отсутствия самокритики, угрызений совести, неумения адекватно воспринимать критику, недостатка чуткости, внимания к проблемам других, нежелание духовно совершенствоваться и т. д.).

Перекос процесса воспитания в обратную сторону чреват формированием заниженной самооценки.

В качестве механизма, регулирующего процессы формирования адекватной самооценки, как и формирования духовно-нравственных ценностей индивида, является общественное мнение.

Общественное мнение существует как совокупность преобладающих оценочных суждений, выражающих отношение социальной группы или общества к поведению отдельного человека. Оно выступает как коллективное суждение, определяющееся доминирующей в данном обществе системой ценностей и норм. Общественное мнение контролирует соблюдение общепринятых норм и приобщает к ним личность, направляет и координирует поведение л способствует формированию определенных нравственных качеств. Общественное мнение как «компонент морального сознания возникает, формируется и проявляется в процессе общения, в ре-зулитате повседневного обмена взглядами, убеждениями, чувствами членами коллектива под влиянием господствующей морально темы» .

Научная методология изучения духовно-нравственных ценностей молодежи требует исследовать «реальные поступки молодых людей, а также мотивацию их поведения и отношение к моральным ценностям общества, рассматриваемые как на уровне знаний, так и на уровне чувств и воли (установки, убеждения, ориентации, оценки и т. д.)» .

Занимая в структуре духовных ценностей приоритетное положение, нравственные ценности образуются единством морального сознания и моральной практики. Моральное сознание, включающее в себя социальный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты, выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении нравственных норм, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании. Включает в себя процессы мышления, взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы, качества, нормы, убеждения, нравственные чувства. Нравственное поведение - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индиви-

да, обусловленные работой его морального сознания. Сознание определяет содержание поступков, а поведение раскрывает его. Центральными компонентами поведения являются: поступок (включающий само действие или бездействие), цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия, оценка, самооценка. Во взаимодействии моральное сознание и поведение определяют содержание духовно-нравственных ценностей личности (социальной группы), уровень ее духовнонравственной культуры. Духовно-нравственные ценности молодежи определяются как система ценностей, сформировавшаяся в процессе субъект-объектных отношений (молодежь-общество), система, в которой в неразрывном единстве и взаимосвязи представлены: знания общечеловеческих и нравственных ценностей; убеждения в их реализации в отношениях между людьми; поведение, направленное на воплощение этих знаний и убеждений в практической деятельности.

В изучении духовно-нравственных ценностей молодежи мы акцентируем внимание на выявлении ее нравственной позиции, которая предстает как единство знаний, убеждений, поведения. Важным здесь для нас является выявление: 1) нравственной информированности, этических знаний;

2) нравственных убеждений, включающих суждения, оценку каких-либо нравственных явлений и поведенческий компонент (предполагаемые активность, поведение в соответствующей ситуации);

3) нравственного поступка (поведения), неразрывно связанного с мотивами.

Как правило, нравственная ценность поступка выявляется посредством его сопоставлении с признанным представителями конкретного класса общества идеалом «добра», который фиксируется в его сознании в виде определенного комплекса моральных норм, правил должного или рекомендуемого поведения.

Как показывают исследования социальных психологов, мнение индивида о себе и мнения о нем окружающих очень редко совпадают. Одни люди оценивают себя, свое поведение по слишком завышенной шкале требовательности, а потому их самооценки оказываются заниженными и в этом смысле неадекватными их действительной социальной ценности как личностей. Это свойственно излишне скромным, робким, застенчивым натурам, страдающим в той или иной степени комплексом неполноценности. Другие оценивают свои достоинства по неоправданно заниженной шкале требовательности, вследствие чего самооценки оказываются неоправданно завышенными. Это характерно для тщеславных, самоуверенных, самовлюбленных натур с непомерным самомнением. Как правило, завышенная самооценка весьма расходится с более объективным мнением окружающих, общества о действительных достоинствах человека. Возникает конфликт, который более или менее остро переживается личностью.

Характеризуя духовно-нравственную сферу современной молодежи, целесообразно несколько слов сказать о том, как она проводит свой досуг. Результаты свидетельствуют о том, что молодежь не страдает от отсутствия свободного времени. Наиболее распространенным видом занятий является общение с друзьями и просмотр телепередач, видео. Чтением регулярно занимаются лишь 20 % опрошенных. Следует заметить, что этот вид занятий в большей степени распространен среди неучащейся молодежи. К сожалению, среди школьников этот вид занятий не является популярным, хотя эта часть молодежи меньше обременена бытовыми и материальными заботами. А 40 % учащихся средних профессиональных училищ и техникумов сказали, что читают редко или практически никогда. Они же намного реже, чем школьники и студенты, занимаются на компьютере. Школьная молодежь чаще, чем все другие группы, занимается спортом - 24 % (против 12 % по всему массиву) отметили, что занимаются им регулярно. Кафе, бары, ночные клубы чаще других посещают студенты. Среди других видов занятий в свободное время были названы самые разнообразные. Назовем лишь те, которые были названы значительно чаще других: воспитание детей, учеба, домашние дела, творческая деятельность, прогулки, покупки, танцы, музыка.

Если говорить о желаниях молодежи в этом контексте, то можно отметить, что они также очень разнообразны: от стремления заниматься экстремальными видами спорта в свободное время до желания помогать детдомовским детям. В часы досуга они хотели бы отдыхать на курортах, в санаториях нашей страны и за рубежом; петь и танцевать в различных коллективах, посещать кафе, ночные клубы, музеи, концертные залы и многое другое. Наиболее частым вариантом ответа является желание общаться с друзьями и заниматься спортом, при этом их желания не всегда совпадают с их возможностями. Так, для 55 % ответивших для удовлетворения своих желаний не хватает денежных средств, еще для 44 % - времени.

Формирование новой экономической среды общества сопровождается появлением новых экономических приоритетов, таких как материальнообеспеченная жизнь, богатство, экономическая инициатива. Это актуализирует индивидуализированную направленность на личные интересы человека и субъектные ориентацию личности на ценности, удовлетворение которых связано с другими людьми. Таким образом, наряду с нравственными качествами в число ведущих способов достижения жизненных целей включен комплекс волевых (твердая воля и самоконтроль) и деловых качеств (предприимчивость, независимость). Эти способы достижения целей характеризуют общую направленность личности - способность выстоять, отстоять свое достоинство, не отступая перед трудностями, действовать самостоятельно и решительно в сложных социальных и экономических ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакулов В. Д. Социоклуьтурные метаморфозы утопизма. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 352 с.

2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - М.: Наука, 2000 - 254 с.

3. Меньчиков ГП. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ. - Казань: ГранДан, 1999. -408 с.

4. Канапацкий Л.Я. Духовность как аксиологическая компонента ценности человека // Социально-гуманитарные знания. -2004. - № 2. - С. 201-211.

5. Гжегорчик А. Жизнь как вызов: Введение в рационалистическую философию. - М.: Вузовская книга, 2006. - 320 с.

6. Бердяев И.А. Философия свободного духа. - М.: Искусство, 1994. - 510 с.

7. Тоненкова М.М. Социально-духовные ценности и экология сознания // Социально-гуманитарныс знания. - 2002. -№ 2. - С. 254-258.

8. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / под ред. Е.Ю. Дорофесва, Л.Л. Серова. - М.: ИПРАН, 1997. - 236 с.

9. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы - Ростов н/Д.-М.: Изд-во Рост. ун-та, 2000. - 448 с.

10. Столович Л.II. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 95-101.

11. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. - 168 с.

12. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 1978. - 356 с.

13. Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи: содержание, факторы и тенденции изменений (по материалам социологических исследований): Дис. ... д. социол. наук. - М., 2002. - С. 76.

Поступила: 05.04.2010 г.

УДК 101.1:316

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НАПРАВЛЕНИЙ ЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Е.С. Антонова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассматриваются четыре подхода к исследованию направлений одиночества, формирующих феноменологическую модель данного явления. В контексте каждого подхода представлена концепция переживания соответствующего данному подходу направления одиночества. Сделан вывод о том, что одиночество является сложным многоаспектным феноменом, который имеет разные варианты преодоления в зависимости от существующей объективной ситуации.

Ключевые слова:

Глобальный подход, коммуникативный подход, культурологический подход, социальный подход, направление, одиночество, подход, явление.

The global approach, the communicative approach, the culturological approach, the social approach, direction, loneliness, the approach, the phenomenon.

Для исследования различных ракурсов явления одиночества используется термин «направление». Понятие «направление» широко используется для обозначения уровней динамики или значений социальных явлений. В теоретических работах этот термин часто имеет пространственную коннотацию и предполагает различие между поверхностными и глубинными уровнями. В социальных науках он используется, чтобы различать явные и скрытые значения. Мы не используем здесь термин «направление» в обычном ракурсе. Выражение «направление» используется нами для обозначения специфических возможностей внутри плюралистической структуры личностного мира. Поскольку направления одиночества соответствуют четырем плоскостям развертывания личностного мира человека, то они определяются как космическое, культурное, социальное и межличностное .

Модель, состоящая из четырех направлений одиночества, развивалась для объяснения возможной области распространения одиночества и сложности переживания, для освещения аналитически богатого разнообразия значений, которое может быть обнаружено в многочисленных переживаниях одиночества. Эти значения могут быть разъяснены при помощи изображения основных видов одиночества в зависимости от четырех направлений. В дополнение к страданиям, вызванным одиночеством в бытии индивидов, и к проблемам, сопровождающим страдания, модель, состоящая из четырех частей, дает возможность понимать, что одиночество может вызывать глубокое личностное горе. Одиночество становится невыносимым, когда оно поражает индивида в одно и то же время более, чем в одном направлении. Из-за недостатка понятия, которое может объяснить переменную слож-



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: