Т 26 размеры. Добавить в избранное. Великая Отечественная война

Т-26 – это легкий советский танк, в основу которого лег английский танк «Виккерс Mk.E», закупленный СССР в 1930 году.

История создания Т-26

В начале 1930-х годов на вооружении СССР стоял в основном массовый легкий танк Т-18 (он же – МС-1) и разнотипные британские машины времен . Но уже в 1929 году характеристики Т-18 были весьма неудовлетворительными, и при знакомстве с танками других стран был сделан вывод о серьезном отставании советских танков.

В 1929 году было решено начать производство нового танка, который должен был быть легким, простым в обслуживании и достаточно дешевым в производстве. Основой для этого нового советского танка стал Vickers Mk E, который был куплен вместе с лицензией на производство. Саму технологию производства британцы не продали, так что ее пришлось разрабатывать самостоятельно. Это удалось сделать за год, и в феврале 1931 года Т-26 был принят на вооружение, еще до изготовления первого опытного образца.

Модификации танка

Т-26 создавался на основе другого танка, и множество раз видоизменялся и модифицировался в соответствии с возрастающими требованиями и по результатам полевых испытаний. В результате было создано несколько вариантов танка Т-26:

  • Образца 1931 года – линейный двухбашенный танк с пулеметным вооружением;
  • Образца 1932 года – линейный двухбашенный танк, в одной из башен установлена 37-мм пушка;
  • Образца 1933 года – линейный однобашенный танк с 45-мм пушкой и цилиндрической массой. Данной модификации Т-26 было выпущено больше всего экземпляров;
  • Образца 1938 года, линейный однобашенный танк со сварным корпусом и конической башней;
  • Образца 1939 года – танк образца 1938 года с дополнительно усиленным бронированием и улучшенной конической башней.

Также на базе Т-26 было создано множество танков с различными особенностями:

  • Т-26РТ – однобашенный Т-26 с радиостанцией 71-ТК-1;
  • Т-26 ТТ – телетанк (танк, управляемый по радио) в составе телемеханической группы;
  • Т-26 ТУ – танк управления в той же группе;
  • Т-26А – танк артиллерийской поддержки с просторной башней и 76-мм короткоствольной пушкой. Выпущено 5 опытных образцов;
  • ХТ-26 – танк с огнеметным вооружением в малой башне. Самостоятельно выпущено 552, еще 52 переделано из двухбашенных серийных Т-26;
  • ХТ-130 – однобашенный огнементный танк, огнемет ставился вместо орудия в Т-26 образца 1933 года;
  • ХТ-133 – огнеметный танк образца 1938 года;
  • ХТ-134 – огнеметный танк образца 1939 года;
  • СТ – химический танк для поставки дымовых завес, огнеметания, дегазации местности и применения отравляющих веществ. Проект остался нереализованным;
  • ОУ-Т-26 – реализованный химический танк с установленным огнеметом.

Также на основе Т-26 был выпущен Т-26Т – артиллерийский тягач с бронированным или брезентовым верхом. Кроме того, Т-26 послужил основой для многих образцов советской техники, таких как СУ-1, СУ-5, СУ-6 и множество бронетранспортеров.

ТТХ Т-26 образца 1933 года

Основная информация

  • Классификация — лёгкий пехотный танк;
  • Боевая масса – 8 т;
  • Экипаж – 3 чел;
  • Годы производства – 1931-1941;
  • Годы эксплуатации — 1931-1960;
  • Количество выпущенных – 11 218 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4620 мм;
  • Ширина корпуса – 2440 мм;
  • Высота – 2190 мм;
  • Клиренс – 380 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 15 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Маска орудия – 15 мм;
  • Борт башни – 15 мм;
  • Корма башни – 15 мм;
  • Крыша башни – 6 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боезапас – 203 снаряда;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 90-91 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 30 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Тип подвески — сблокированная по четыре, на листовых рессорах;
  • Преодолеваемый подъём — 40°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод — 0,8 м.

Применение

Т-26 вместе с разными модификациями БТ были основными советскими танками перед началом Великой Отечественной войны. В свое время Т-26 был весьма популярен, хотя из-за тихоходности и отсутствия рации он был достаточно легкой добычей для противника. Впрочем, существовал ряд приемов, которые делали Т-26 на передовой по-настоящему эффективным.

Когда Т-26 еще был двухбашенным, стрелки из левой и правой башен часто мешали друг другу вести огонь, из-за чего в будущем и появились однобашенные модификации. Также когда появились противотанковые ружья, тонкая броня Т-26 оказалась для них весьма уязвима. Это в итоге привело к постепенному улучшению бронирования. Но даже несмотря на достаточно тонкую броню Т-26 был достаточно живуч из-за того, что баки и двигатель танка находились в его корме за выгородкой. Также у Т-26 был очень большой по тем меркам боезапас. Все это в итоге делало Т-26 очень хорошим легким танком поддержки пехоты для того времени.

В период с 1936 по 1938 281 танк Т-26 был отправлен в Испанию на гражданскую войну, где он принял активное участие в сражениях. Участвовал в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе.

Однако интенсивнее всего Т-26 применялся в Зимней войне, а также в самом начале Великой Отечественной войны, когда Т-26 был самым многочисленным советским танком.

Уже в первые месяцы войны было потеряно очень много танков – к 28 октября 1941 осталось всего 50 штук Т-26. Постепенно стало понятно, что Т-26 недостаточно эффективен против современных машин, и его применение почти сошло на нет. В последний раз этот танк был применен в 1945 году, в Маньчжурии, против Квантунской армии.

Танк в культуре

Танк Т-26 широко представлен в различных компьютерных играх, таких как:

  • «Блицкриг»;
  • «Sudden Strike»;
  • «Steel Panthers»;
  • «Flashpoint: Resistance», в модификации «Освобождение 1941-45»;
  • «Вторая мировая война»;
  • «В тылу врага»
  • Многопользовательские игры «World of Tanks» и « ».

Зачастую ТТХ танка в играх не соответствуют реальным.

В кино

Подлинные Т-26 можно увидеть в фильме Танкисты (1939, СССР).

Память о танке

Танк Т-26 широко представлен в различных музеях всего мира, например, в:

  • Танковом музее Бовингтона;
  • Музее прорыва блокады Ленинграда (образца 1933 года);
  • Финляндии в казармах в районе Karkialampi;
  • Военно-историческом музее Ленино-Снегири (образца 1933 года);
  • Московском музее Великой Отечественной войны (образца 1931 года);
  • Танковом музее Паролы;
  • Музее Кубинки;

Также существует несколько монументов Т-26. Один из них установлен в Питкяранта как памятник «Слава Героям». Местные краеведы утверждают, что этот Т-26 участвовал в советско-финской войне и в 1998 году был поднят со дна Ладожского озера.

Продолжаем серию материалов из музея военной истории в Падиково. Сегодня нашим героем будет советский легкий танк Т-26 . Машина своеобразная и спорная, но тем не менее, танк прошел не одну войну и достоин самой подробной разборки как снаружи, так и изнутри.

Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Предшественником Т-26 был танк Т-18, который являлся копией французского «Рено» FT-17. К 1929 году пришло понимание необходимости создания более современной машины и об общем отставании советского танкостроения.

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.

Весной 1930 года комиссия посетила Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники. Внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928-1929 годах и предлагавшийся на экспорт.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом. Был закуплен только двухбашенный танк, получивший обозначение В-26.

Для производства Т-26, за отсутствием альтернатив, был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства.

Конструкция танка в ходе производства постоянно совершенствовалась. Помимо ввода новых башен, в 1931 году двигатель был отодвинут к корме, чтобы обеспечить ему лучшие условия работы, а с начала 1932 года были введены новые топливный и масляный баки, а с 1 марта того же года на Т-26 начали устанавливать короб над решёткой воздуховывода, защищавший двигатель от попадания осадков.

Параллельно выпускались два варианта танков - с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29.

На пушечных танках устанавливались 37-мм пушка Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС».

Реально работа над однобашенным Т-26 началась лишь в 1932 году. Освоение сборки конической башни из криволинейных бронелистов представляло сложности для советской промышленности, поэтому первая башня такого типа, созданная Ижорским заводом к весне 1932 года и предназначавшаяся для танка БТ-2, имела цилиндрическую форму. На испытаниях клёпаного и сварного вариантов башни предпочтение было отдано первому, который был рекомендован для принятия на вооружение после доработки выявленных недостатков и добавления в кормовой части ниши для установки радиостанции.

Пока шли работы над башней, решался также вопрос о вооружении танка. В мае 1932 года на замену 37-мм противотанковым орудиям была принята 45-мм пушка обр. 1932 г., ставшая также кандидатом на вооружение танков. По сравнению с 37-мм пушкой, 45-мм пушка имела примерно такую же бронепробиваемость, но осколочный снаряд был более эффективен, так как снаряжался большим зарядом взрывчатого вещества.

В начале 1933 года конструкторским бюро завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и пулемёта, в марте 1933 года успешно прошедшая заводские испытания. Тогда же было принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой.

Именно этот танк сегодня находится у нас на рассмотрении.

Основное вооружение однобашенных модификаций составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года - её модифицированный вариант образца 1932/34 гг. Полуавтоматика орудия образца 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она работала, обеспечивая только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную. Практическая скорострельность орудия составляла 7-12 выстрелов в минуту.

Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке, на цапфах в лобовой части башни. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2 или 4°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −6 до +22°, осуществлялось при помощи секторного механизма.

Наведение спаренной установки осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел увеличение х2,5 и поле зрения 26°, а его прицельная сетка была рассчитана на ведение огня на дальность до 3,6 км бронебойными снарядами, 2,7 км - осколочными и до 1,6 км - из спаренного пулемёта.

Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости прицел снабжался подсветкой шкал и перекрестья прицела. ТОП имел увеличение х2,5, поле зрения 15°, и прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня на дальность до, соответственно, 6, 4, 3 и 1 км. С 1938 года на части танков устанавливался телескопический прицел ТОП-1 (ТОС-1), стабилизированный в вертикальной плоскости, с аналогичными ТОП оптическими характеристиками. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания. Пушка обр. 1934 г., приспособленная для использования со стабилизированным прицелом, обозначалась как обр. 1938 г. Из-за сложности использования и обучения наводчиков, к началу Великой Отечественной войны стабилизированный прицел был снят с вооружения.

Башня Т-26 изнутри:

Базовым средством внешней связи на Т-26 служила флажковая сигнализация и все двухбашенные танки располагали только ей. На части выпускаемых однобашенных танков, получавших обозначение Т-26РТ, с осени 1933 года устанавливалась радиостанция модели 71-ТК-1. Доля РТ-26 определялась лишь объёмом поставок радиостанций, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. Максимальная дальность связи в телефонном режиме составляла 15-18 км в движении и 25-30 км с места, в телеграфном - до 40 км; при наличии помех от одновременной работы множества радиостанций, дальность связи могла снижаться вдвое.

Для внутренней связи между командиром танка и механиком-водителем на танках ранних выпусков использовалась переговорная труба, позднее заменённая светосигнальным устройством. На оснащённых радиостанцией танках с 1937 года устанавливалось танковое переговорное устройство ТПУ-3 на всех членов экипажа.

На базе Т-26 было разработано большое количество машин различного назначения и САУ.

76,2-мм пушка сопровождения, предназначавшаяся для артиллерийской подготовки и поддержки танков и в качестве противотанкового средства.

76-мм (на снимке) и 37-мм зенитная автоматическая пушка для обеспечения противовоздушной обороны механизированных частей на марше.

ТР-4 - бронетранспортёры ТР-4 и ТР-26, транспортеры боеприпасов ТР-4-1 и ТР-26, транспортер ГСМ ТЦ-26.

Т-26-Т - бронированный артиллерийский тягач на основе шасси Т-26. Ранняя версия была с незащищённой башней, поздняя Т-26-Т2 была полностью бронированная. Небольшое число танков было произведено в 1933 году для моторизованной артиллерийской батареи, для буксирования дивизионных 76,2-мм пушек. Некоторые из них оставались вплоть до 1945 года.

СТ-26 - сапёрный танк (мостоукладчик). Производился с 1933 по 1935 год. Всего собрано 65 машин.

Наряду с БТ танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в её начальный период.

Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (отсутствие рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника. Но легкий танк не воюет с танками согласно военной доктрины того времени.

Комплектация по принципу «все свое вожу с собой».

Легкий танк поддерживает пехоту, уничтожает орудия и пулеметы противника, это его основные цели. Хотя для 45-мм пушки Т-26 не была проблемой броня основных немецких танков Т-1 и Т-2 и чешского Т-38.

Да, бронирование танка было противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой.

Броневая защита Т-26 была рассчитана максимум на противодействие винтовочным пулям и осколкам снарядов. В то же время, броня Т-26 легко пробивалась бронебойными винтовочными пулями с дистанции 50-100 м.

На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Но не противопульное бронирование и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени не было неуязвимым для 45-мм орудий Т-26. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны далеко не от столкновений с немецкими танками.

Сегодня известно, что значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Обслуживающий инженерный персонал из-за внезапности начала войны, не был призван в части материального обеспечения танковых частей. Так же не были переданы в РККА трактора для эвакуации техники и топливозаправщики. Танки во время форсированных маршей ломались и бросались, оставлялись вследствие отсутствия топлива.

Основной причиной потерь для Т-26 стало отсутствие должного руководства и снабжения. Там, где вопросов по снабжению не стояло, Т-26 показал себя вполне достойным соперником немецким легким танкам. Т-1 и Т-2 не сильно превосходили Т-26 в плане бронирования и скорости, а по вооружению Т-26 однозначно их превосходил.

Увы, но причиной больших потерь этого танка стал человеческий фактор.

В Падиково. Сегодня нашим героем будет советский легкий танк Т-26. Машина своеобразная и спорная, но тем не менее, танк прошел не одну войну и достоин самой подробной разборки как снаружи, так и изнутри.


Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Предшественником Т-26 был танк Т-18, который являлся копией французского «Рено» FT-17. К 1929 году пришло понимание необходимости создания более современной машины и об общем отставании советского танкостроения.

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.

Весной 1930 года комиссия посетила Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники. Внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928-1929 годах и предлагавшийся на экспорт.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом. Был закуплен только двухбашенный танк, получивший обозначение В-26.

Для производства Т-26, за отсутствием альтернатив, был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства.

Конструкция танка в ходе производства постоянно совершенствовалась. Помимо ввода новых башен, в 1931 году двигатель был отодвинут к корме, чтобы обеспечить ему лучшие условия работы, а с начала 1932 года были введены новые топливный и масляный баки, а с 1 марта того же года на Т-26 начали устанавливать короб над решёткой воздуховывода, защищавший двигатель от попадания осадков.

Параллельно выпускались два варианта танков - с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29.

На пушечных танках устанавливались 37-мм пушка Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС».

Реально работа над однобашенным Т-26 началась лишь в 1932 году. Освоение сборки конической башни из криволинейных бронелистов представляло сложности для советской промышленности, поэтому первая башня такого типа, созданная Ижорским заводом к весне 1932 года и предназначавшаяся для танка БТ-2, имела цилиндрическую форму. На испытаниях клёпаного и сварного вариантов башни предпочтение было отдано первому, который был рекомендован для принятия на вооружение после доработки выявленных недостатков и добавления в кормовой части ниши для установки радиостанции.

Пока шли работы над башней, решался также вопрос о вооружении танка. В мае 1932 года на замену 37-мм противотанковым орудиям была принята 45-мм пушка обр. 1932 г., ставшая также кандидатом на вооружение танков. По сравнению с 37-мм пушкой, 45-мм пушка имела примерно такую же бронепробиваемость, но осколочный снаряд был более эффективен, так как снаряжался большим зарядом взрывчатого вещества.

В начале 1933 года конструкторским бюро завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и пулемёта, в марте 1933 года успешно прошедшая заводские испытания. Тогда же было принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой.

Именно этот танк сегодня находится у нас на рассмотрении.

Основное вооружение однобашенных модификаций составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года - её модифицированный вариант образца 1932/34 гг. Полуавтоматика орудия образца 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она работала, обеспечивая только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную. Практическая скорострельность орудия составляла 7-12 выстрелов в минуту.

Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке, на цапфах в лобовой части башни. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2 или 4°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −6 до +22°, осуществлялось при помощи секторного механизма.

Наведение спаренной установки осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел увеличение х2,5 и поле зрения 26°, а его прицельная сетка была рассчитана на ведение огня на дальность до 3,6 км бронебойными снарядами, 2,7 км - осколочными и до 1,6 км - из спаренного пулемёта.

Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости прицел снабжался подсветкой шкал и перекрестья прицела. ТОП имел увеличение х2,5, поле зрения 15°, и прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня на дальность до, соответственно, 6, 4, 3 и 1 км. С 1938 года на части танков устанавливался телескопический прицел ТОП-1 (ТОС-1), стабилизированный в вертикальной плоскости, с аналогичными ТОП оптическими характеристиками. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания. Пушка обр. 1934 г., приспособленная для использования со стабилизированным прицелом, обозначалась как обр. 1938 г. Из-за сложности использования и обучения наводчиков, к началу Великой Отечественной войны стабилизированный прицел был снят с вооружения.

Башня Т-26 изнутри:

Базовым средством внешней связи на Т-26 служила флажковая сигнализация и все двухбашенные танки располагали только ей. На части выпускаемых однобашенных танков, получавших обозначение Т-26РТ, с осени 1933 года устанавливалась радиостанция модели 71-ТК-1. Доля РТ-26 определялась лишь объёмом поставок радиостанций, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. Максимальная дальность связи в телефонном режиме составляла 15-18 км в движении и 25-30 км с места, в телеграфном - до 40 км; при наличии помех от одновременной работы множества радиостанций, дальность связи могла снижаться вдвое.

Для внутренней связи между командиром танка и механиком-водителем на танках ранних выпусков использовалась переговорная труба, позднее заменённая светосигнальным устройством. На оснащённых радиостанцией танках с 1937 года устанавливалось танковое переговорное устройство ТПУ-3 на всех членов экипажа.

На базе Т-26 было разработано большое количество машин различного назначения и САУ.


76,2-мм пушка сопровождения, предназначавшаяся для артиллерийской подготовки и поддержки танков и в качестве противотанкового средства.


76-мм (на снимке) и 37-мм зенитная автоматическая пушка для обеспечения противовоздушной обороны механизированных частей на марше.


ТР-4 - бронетранспортёры ТР-4 и ТР-26, транспортеры боеприпасов ТР-4-1 и ТР-26, транспортер ГСМ ТЦ-26.


Т-26-Т - бронированный артиллерийский тягач на основе шасси Т-26. Ранняя версия была с незащищённой башней, поздняя Т-26-Т2 была полностью бронированная. Небольшое число танков было произведено в 1933 году для моторизованной артиллерийской батареи, для буксирования дивизионных 76,2-мм пушек. Некоторые из них оставались вплоть до 1945 года.


СТ-26 - сапёрный танк (мостоукладчик). Производился с 1933 по 1935 год. Всего собрано 65 машин.

Наряду с БТ танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в её начальный период.

Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (отсутствие рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника. Но легкий танк не воюет с танками согласно военной доктрины того времени.

Комплектация по принципу "все свое вожу с собой".

Легкий танк поддерживает пехоту, уничтожает орудия и пулеметы противника, это его основные цели. Хотя для 45-мм пушки Т-26 не была проблемой броня основных немецких танков Т-1 и Т-2 и чешского Т-38.

Да, бронирование танка было противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой.

Броневая защита Т-26 была рассчитана максимум на противодействие винтовочным пулям и осколкам снарядов. В то же время, броня Т-26 легко пробивалась бронебойными винтовочными пулями с дистанции 50-100 м.

На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Но не противопульное бронирование и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени не было неуязвимым для 45-мм орудий Т-26. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны далеко не от столкновений с немецкими танками.

Сегодня известно, что значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Обслуживающий инженерный персонал из-за внезапности начала войны, не был призван в части материального обеспечения танковых частей. Так же не были переданы в РККА трактора для эвакуации техники и топливозаправщики. Танки во время форсированных маршей ломались и бросались, оставлялись вследствие отсутствия топлива.

Основной причиной потерь для Т-26 стало отсутсвие должного руководства и снабжения. Там, где вопросов по снабжению не стояло, Т-26 показал себя вполне достойным соперником немецким легким танкам. Т-1 и Т-2 не сильно превосходили Т-26 в плане бронирования и скорости, а по вооружению Т-26 однозначно их превосходил.

Увы, но причиной больших потерь этого танка стал человеческий фактор.

В заключение хотим предложить вам небольшой видеорассказ научного сотрудника музея военной истории Максима Рябоконя. Хоть видео у нас на сайте и не пользуются популярностью, но рассказ того стоит.

Источники:
Коломиец М. В. Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка.
Свирин М. Н., Бескурников А. А. Первые советские танки.
Барятинский М. Б. Лёгкий танк Т-26.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКА Т-26

Т-26 - легкий танк гусеничного типа, принятый на вооружение Красной Армии. Он имеет на вооружении 45-MM пушку, которая спаренная с пулеметом ДТС, установленным во вращающейся конической башне с круговым обстрелом (Часть танков прежних выпусков имеет еще один пулемет, который установлен в задней нише башни, и зенитный пулемет ДТ.).

Часть танков Т-26 имеет приемно-передаточные радиостанции.
Гусеничный ход позволяет танку двигаться по дорогам и вне дорог, по пересеченной местности, а также преодолевать препятствия.
Танк переходит окопы шириной до 2 м, преодолевает проволочные заграждения, вертикальные стенки высотой до 0,75 м, берет подъемы до 40°, переходит водные преграды с твердым дном" глубиной до 0,8 м, ломает деревья до 35 см в диаметре.
Максимальная скорость танка составляет 30 км/час.

Продольный разрез танка Т-26

Основными частями танка являются:

1. Броневой корпус 1 и башня 2 (рис. 1), в которых помещается экипаж и размещаются вооружение, боеприпасы и механизмы танка.
2. Двигатель 3, специальный танковый, тип Т-26, воздушного охлаждения, горизонтальный.
3. Механизмы трансмиссии: главный фрикцион (сцепление) сухого однодискового типа, коробка перемены передач 4 (пять передач вперед и одна назад), бортовые фрикционы 5 сухого многодискового типа, тормоза 6 стальные ленточные с наклепкой феррадо, бортовая шестеренчатая передача 7.
4. Приводы механизмов управления.
5. Гусеничный ход 8 (движитель и подвеска). 6. Оборудование и снаряжение.


Танк Т-26 (с прямой подбашенной коробкой и поручневой антенной), вид сбоку

БРОНЕВОЙ КОРПУС ТАНКА Т-26

Броневой корпус танка делится на три отделения (рис. 1): моторное А, боевое Б и управления В.
Моторное отделение находится в корме танка. В нем расположены: двигатель 3 с главным фрикционом и, вентилятором, два бензиновых бака, один масляный бак и воздухоочиститель.
Моторное отделение отделено от боевого вертикальной перегородкой 9.


Танк Т-26 (с наклонной подбашенной коробкой), вид спереди

Верхние броневые листы моторного отделения для удобства обслуживания и осмотра двигателя - съемные.
В крыше моторного отделения имеются два отверстия: первое, закрытое броневыми жалюзи 10, для прохода воздуха, охлаждающего масляный радиатор и цилиндры двигателя, второе, закрытое воздушным колпаком 11 с железной решеткой, для выхода и направления нагретого воздуха. Кроме того, на крыше имеются люк для доступа к двигателю и лючки для доступа к магнето и бакам.
Боевое отделение находится в средней части танка. В нем помещаются: боевой комплект (орудийные и пулеметные патроны) и запасный пулемет, а также сиденья для стреляющего и заряжающего.


Танк Т-26 (наклонная подбашенная коробка), вид слева

На крыше боевого отделения (подбашенной коробке 29) (рис. 2) установлена башня 2 (рис. 1 и 2) для пушки 12, спаренной с пулеметом 13, и зенитного пулемета 14. В крыше башни имеются два люка 15 и 16 для входа и выхода экипажа танка. На правом заднем углу подбашенной коробки 29 танка находится вентиляционный люк 17, закрываемый изнутри броневой заслонкой. В днище за сиденьем водителя имеется люк-лаз для выбрасывания гильз и выхода экипажа танка. Кроме того, в боевом отделении расположено вращающееся контактное устройство.


Танк Т-26 (с прямой подбашенной коробкой и поручневой антенной), вид спереди

Через боевое отделение внутри машины проходит карданный вал, соединяющий главный фрикцион с коробкой передач.
Отделение управления находится в носовой части танка. В нем размещены механизмы трансмиссии, коробка передач 4 (рис. 1) и бортовые фрикционы 5 с тормозами 6, все приводы управления механизмами трансмиссии (рычаги и педали) и контрольные приборы, а также сиденье для механика-водителя. Слева от коробки передач расположена аккумуляторная батарея 18 (рис. 1) (на машинах прежних выпусков аккумуляторная батарея находилась на полу боевого отделения). Снаружи отделения управления в" отдельных картерах расположены бортовые передачи 7.

Для входа и выхода водителя, а в случае надобности и других лиц экипажа, в передней стенке отделения управления (рис. 2 и 3) имеются; откидная дверца 19 и откидной лобовой щиток 20. Кроме того, слева по ходу машины в наклонной верхней стенке имеется люк 21 для доступа к,коробке передач, левому бортовому фрикциону и аккумуляторной батарее.
Для буксирования танк имеет спереди и сзади по два буксирных рыма 31 (см. рис. 6, 7, 8 и 9).


Танк Т-26 (с наклонной подбашенной коробкой), вид сзади

ДВИГАТЕЛЬ

В танке Т-26 установлен 4-цилиндровый 4-тактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания с горизонтальным расположением цилиндров и с воздушным охлаждением. Двигатель преобразует тепловую энергию топлива в механическую работу, необходимую для движения танка. Двигатель установлен в кормовой части танка со всеми обслуживающими его системами: охлаждения, смазки, питания и зажигания. Двигатель расположен осью коленчатого вала вдоль продольной оси танка, маховиком к боевому отделению.
Правее двигателя, по ходу танка, помещены два бензиновых бака, а сзади двигателя, у задней стенки корпуса, - масляный бак. Крышки горловин баков закрыты откидной броневой дверцей 22 (рис. 2). Снаружи в кормовой части танка укреплен глушитель 32 для уменьшения шума выхлопных газов.

МЕХАНИЗМЫ ТРАНСМИССИИ

Механизмы трансмиссии служат для передачи усилия от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам танка.
К механизмам трансмиссии относятся: главный фрикцион (сцепление), карданный вал, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи и приводы управления механизмами трансмиссии.
Главный фрикцион крепится к маховику двигателя. Кожух главного фрикциона выходит в боевое отделение танка. От главного фрикциона идет карданный вал, соединяющий фрикцион с коробкой перемены передач.
Коробка перемены передач расположена в отделении управления. Механизм коробки перемены передач танка имеет пять различных передач для движения вперед и одну передачу для заднего хода. С правой стороны коробки передач имеется кулисный механизм с рычагом перемены передач.

Бортовые фрикционы расположены внутри танка, в отделении управления танка, по бортам, и представляют собой многодисковые сцепления. На барабаны бортовых фрикционов действуют ленточные тормоза, допускающие раздельное и одновременное торможение ведущих колес. От бортовых фрикционов вращение передается через шестеренчатую бортовую передачу на движитель.
Бортовые передачи расположены снаружи корпуса танка в специальных картерах.


Танк Т-26 (с прямой подбашенной коробкой и подручневой антенной), вид сзади

Приводы управления находятся в отделении управления у сиденья водителя. По обеим сторонам сиденья водителя расположены два рычага, с помощью которых водитель может поворачивать и останавливать танк. Слева от сиденья находятся рычаг переключения передач и щиток с контрольными приборами. Впереди, в носовой части, имеются две педали: одна - главного фрикциона (сцепления) и вторая, правая, - газа,

ГУСЕНИЧНЫЙ ХОД

Гусеничный ход состоит из движителя и подвески, расположенных снаружи танка Т-26, на боковых стенках корпуса.
Движитель состоит из двух замкнутых стальных мелкозвенчатых цепей 23 (рис. 2), называемых гусеницами, двух ведущих колес 24, двух направляющих колес 25У восьми поддерживающих катков 26 и шестнадцати опорных двойных катков 27.
Подвеска состоит из четырех тележек 28 с плоскими листовыми рессорами. Тележки устанавливаются на осях танка, по две с каждой стороны.
Каждая гусеница содержит 108-109 траков, соединенных шарнирно стальными пальцами.
Ведущие колеса танка помещаются в носовой части танка и своими зубчатыми венцами-сцепляются с траками гусениц.
Направляющие колеса-гладкие, находятся в кормовой части танка. На оси направляющих колес установлены механизмы натяжения гусениц.
По сторонам к корпусу танка укреплены крылья 30, служащие для, защиты от грязи.

С началом производства танка Т-26 советские танковые войска вышли на новый уровень эффективности. На технику данной модели возлагалась поддержка пехоты при наступлении в рамках концепции глубокого боя. При проведении наступательных операций эти танки стали основной силой. Сегодня мы узнаем, как создавался и модернизировался танк Т-26. Фото моделей разных лет помогут проанализировать, как он развивался.

Предпосылки для создания

В мае 1930 года закупочная комиссия Советского Союза во главе с И.В. Халепским подписала контракт с английской компанией Vickers на покупку 15 танков. В конце октября этого же года в СССР прибыл первый танк, а к середине следующего года - последний. В сборке купленной техники участвовали как английские, так и советские специалисты. Каждый танк обошелся СССР в 42 тысячи рублей. Советский танк Т-19, к примеру, стоил более 96 тысяч рублей. При этом английская машина, которую уже тогда назвали Т-26, была гораздо проще в сборке и эксплуатации, а также обладала большей маневренностью. В силу этих обстоятельств было принято решение отказаться от выпуска танка Т-19 и бросить все силы на организацию серийного производства модели Т-26 на просторах СССР.

Выбор производителя

В феврале 1931 года Реввоенсовет СССР принял танк Т-26 на вооружение. Производство машины предполагалось развернуть на Челябинском ТЗ. Затем предпочтение получил Сталинградский завод, который еще строился. При этом на последнем предприятии планировалось выделить отдельный цех для выпуска 10 тысяч танков в год в военное время. Но в итоге производство решили развернуть на заводе «Большевик» в Ленинграде, так как это предприятие уже имело опыт в танкостроении. Руководство проектными работами и дальнейшей модернизацией техники поручили С.А. Гинзбургу.

В конце лета 1931 года Комитет обороны СССР принял постановление, касатеющиеся программы создания танков в условиях военного времени. Согласно этому документу, в первый год военных действий заводы должны будут выпустить практически 14 тысяч боевых машин. Как выяснилось позже, данная цифра оказалась более чем завышенной, как и план производства на год. Первоначально планировалось, что за 1931 год предприятие выпустит 500 единиц техники. Уже в феврале план сократился до трехсот танков с условием, что первая машина будет готова к маю. Но и эти задачи оказались невыполнимыми.

Производство

Весной 1931 года полным ходом шла подготовка к серийному выпуску танка Т-26 по временной (обходной) технологии. Предприятие собирало параллельно две эталонные машины. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня был утвержден технический процесс. Лишь после этого завод начал изготавливать инструмент и оснастку для дальнейшего производства. В результате летом 1931 года была создана установочная партия танков, состоящая из десяти машин. Осенью серийное производство начало набирать нормальные обороты.

В феврале следующего года на базе завода «Большевик» открыли новое предприятие - завод №174. Его главным конструктором стал С.А. Гинзбург. Несмотря на расширение мощностей, план 1932 года также не удалось выполнить. В апреле К.К. Сиркен (директор завода №174) в своем докладе заявил, что предприятие отстает от графика из-за смежников, которые не только задерживают поставку узлов и агрегатов, но и выпускают некачественную продукцию. Доля брака по силовым установкам доходила до 88%, а по корпусам - до 41%.

Тем не менее в 1932 году завод выпустил 1410 экземпляров техники, 960 из которых попали в войска. Подобную картину можно было наблюдать и в дальнейшем. К середине 1941 года с конвейера завода №174 сошло 11218 танков Т-26. Танк данной модели стал наиболее массовой боевой машиной армии в предвоенный период.

Отличия от прообраза

Выпускающаяся с 1931 года двухбашенная модель незначительно отличалась от британского прототипа. Корпус танка был клепанным с коробчатым сечением. На подбашенной коробке располагались две цилиндрические башни. В каждой из них отводилось место для одного солдата. В передней части корпуса с правой стороны располагался механик-водитель. Самым весомым отличием первых серий танка Т-26 от английского аналога был тот факт, что башни были приспособлены под установку пулемета ДТ, а на машинах Vickers вместо прямоугольных амбразур были круглые.

С осени 1931 года так называемая вторая серия машин стала оборудоваться башнями большей высоты, оснащенными смотровым окном. Крышка люка механика-водителя получила смотровую щель, но пока что без стеклоблока. В марте 1931 года над коробом воздуховывода появился кожух для защиты от осадков. Немного позже кожух начали делать единым целым с коробом воздуховывода.

Оснащение

Теперь узнаем, каким оборудованием отличался от своего английского аналога танк Т-26. Двигатель был копией английского мотора Armstrong Siddeley и развивал мощность 90 лошадиных сил. Он включал в себя 4 цилиндра и имел воздушную систему охлаждения. Механическая трансмиссия, которой оснащался танк, имела в своем составе однодисковый фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-ступенчатую КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза. В составе ходовой части одного борта были 8 опорных 300-миллиметровых прорезиненных катков, 4 поддерживающих 254-миллиметровых обрезиненных катка, направляющих колесо с натяжным механизмом кривошипного типа и ведущих переднее колесо, оснащенное съемными зубчатыми венцами. Гусеницы имели ширину 250 мм и выполнялись из марганцовой или хромоникелевой стали.

Средства внешней связи отсутствовали на линейных машинах Т-26. Танк оборудовался «звуковой трубой» для контакта механика-водителя с командиром. Позже ее заменили на светосигнальное устройство.

Вооружение

В начале 1932 года началась проработка вопроса об усилении вооружения модели Т-26. Танк, оснащенный пулеметом, не мог работать по огневым точкам неприятеля с больших расстояний и с должной эффективностью обороняться от противника. В марте 1932-го прошли испытания танка Т-26, правую башню которого заменили аналогичным элементом танка Т-35-1, вооруженным пушкой ПС-2 калибром 37 мм. Вскоре подобная доработка коснулась еще двух опытных образцов Т-26.

Орудие ПС-2 для своего времени имело весьма внушительные характеристики, однако оно так и не было принято на вооружение. ГАУ отдало свое предпочтение немецкой пушке Rheinmetall с таким же калибром. По образу последней была создана и принята на вооружение пушка Б-3 (5К). В сравнении с ПС-2, Б-3 имела не такой большой откат и размер казенника. Это открывало перспективу ее монтажа в штатную башню Т-26 с минимальными доработками.

Заводу имени Калинина так и не удалось наладить производство пушек Б-3 в достаточных объемах. А с лета 1932 года все орудия Б-3 стали передаваться на вооружение танков модели БТ-2. В этой связи в правой башне Т-26 начали устанавливать 37-миллиметровую пушку ПС-1, которая на тот момент была уже хорошо освоена промышленностью. Тем не менее выпуск таких орудий затухал, а складские запасы оказались весьма скудными. Поэтому пришлось использовать демонтированные пушки с устаревших танков «Рено», или Т-18.

По плану перевооружения, орудиями должно было оснащаться 20% танков, но в действительности пушки установили на несколько большее количество боевых машин. Из 1627 экземпляров, выпущенных за 1931-1932 годы, пушками ПС-1 вооружили 450 танков Т-26. В марте 1932 года Красная Армия приняла на вооружение противотанковую пушку 19К калибром 45 мм. Вслед за ней была создана соответствующая установка с заводским индексом 20-К. По сравнению со старой противотанковой пушкой ГТС-2, 19К имела ряд улучшенных показателей: бронепробиваемость, массу осколочного снаряда и массу взрывчатого вещества. Кроме того, благодаря введению вертикального клинового затвора, конструкторам удалось увеличить скорострельность пушки. Проблема в том, что на отладку 19К ушло порядка четырех лет. Лишь в 1935 году начались поставки пушек с отлаженной полуавтоматикой.

В конце 1932 года было принято решение о выпуске танков Т-26, оснащенных 45-миллиметровой пушкой, спаренной с пулеметом ДТ. Под этот тандем спроектировали новую башню, которая уже на первых испытаниях отлично себя показала. С 1935 года советский танк Т-26 стал оборудоваться противотанковой пушкой образца 1934 года. К этому времени на ней заменили полуавтоматику механического типа на полуавтоматику инерционного типа. Последняя могла работать полностью лишь при ведении огня бронебойными снарядами.

При стрельбе осколочными снарядами автоматика работала только на четверть. Это значит, что стрелок должен был вручную открывать затвор и извлекать гильзу, а при вкладывании нового патрона в камеру закрывание затвора происходило автоматически. Причиной тому стало различие в начальной скорости полета бронебойного и осколочного снарядов.

Нововведения последующих лет

В 1935 году при изготовлении корпуса и башни стали применять электрическую сварку. Боекомплект пушки составил 122 выстрела, а у моделей с радиостанцией - и вовсе 82. Емкость топливного бака возросла. Легкий танк Т-26 образца 1935 года весил 9,6 тонн.

В 1936 году был изменен натяжной механизм, введен сменный резиновый бандаж с опорными катками. Но самое главное новшество этого года - установка второго пулемета ДТ в нише башни. Из-за этого боекомплект пушки сократили до 102 выстрелов. Масса танка слегка возросла и составила 9,65 тонн.

В 1937 году на некоторые экземпляры танка стали устанавливать зенитные пулеметы на турельных установках. Вместе с тем на пушке появилось два прожектора, выполняющих функцию так называемого боевого света. Также было введено переговорное устройство модели ТПУ-3. В этом же году силовую установку форсировали до мощности 95 лошадиных сил. Боекомплект танков без радиостанции достиг 147 снарядов и 3087 патронов. Масса машины увеличилась до 9,75 тонн.

В 1938 году цилиндрическую башню заменили на коническую с 45-миллиметровой пушкой. В пушках, произведенных в 1937 и 1938 годах, был электрический затвор, позволяющий производить выстрел как ударным способом, так и с помощью электрического тока. Пушки с электрическим затвором имели телескопический прицел ТОП-1, который с 1938 года начал назваться ТОС. В отличие от танков ранних годов выпуска с одним 182-литровым баком, машина стала оснащаться двумя баками на 110 и 180 литров. Благодаря этому значительно увеличился запас хода. Вместе с тем масса боевой машины возросла до 10,28 т.

Модели с конической башней и подбашенной коробкой прямой конфигурации могли отличаться друг от друга наличием радиостанции, кормового пулемета ДТ, прожекторов боевого света и зенитной установки. Кроме того, конические башни могли быть двух типов: со сварным или штампованным лобовым щитом. На части танков устанавливалась командирская панорама.

В 1939 году советский легкий танк Т-26 в очередной раз был модернизирован. Была введена подбашенная коробка с броневыми листами, установленными под наклоном. На части машин кормовой пулемет заменили на дополнительную 32-снарядную боеукладку. Как результат, боекомплект танков без радиостанций вырос до 205 снарядов и 3654 патронов. У танков с рацией было 165 снарядов и 3213 патронов. На машины 1939 года выпуска устанавливалось новое переговорное устройства. Изменения затронули также силовую установку, которой оснащался танк Т-26. 5-ступенчатая трансмиссия с доработанным 97-сильным мотором позволила танку передвигаться гораздо динамичнее. Также было произведено усиление подвески.

В 1940 году Т-26 был модернизирован в последний раз. Вместо цементированной 15-мм брони использовать гомогенную 20-мм броню. Также в этом году был введен унифицированный смотровой прибор, обновленный погон башни и бакелитированый топливный бак. Масса такого танка составила более 12 тонн.

Боевые машины специального назначения

Модель танка Т-26 стала основой для большого количества специальных боевых машин. На ее базе выпускали:

  1. Огнеметные танки ХТ 26/130/133.
  2. Телемеханические машины ТТ-26 и ТУ-26.
  3. Мостоукладчик СТ-26.
  4. Самоходные установки для артиллерии СУ-5-2.
  5. Бронетранспортеры.
  6. Артиллерийские тягачи.

Танк Т-26: боевое применение

Боевое крещение танк прошел в Испании во время гражданской войны. Первая партия, состоящая из 15 машин, прибыла в Картахену в начале осени 1936 года. В общей сложности до конца войны СССР поставил в Испанию 297 машин Т-26. Танк, поставляющийся в Испанию, был однобашенным (1933 года выпуска). Он участвовал едва ли не во всех операциях республиканцев и очень неплохо себя зарекомендовал. После испанских боев стало очевидно, что советский танк во многом превосходит немецкую и итальянскую технику, однако имеет недостаточную степень броневой защиты.

В операциях Красной Армии танк впервые принял участие в 1938 году во времена советско-японского конфликта. В танковую группировку тогда вошло 257 экземпляров Т-26, 107 из которых представляли собой специальную технику. Во времена Великой Отечественной войны танки Т-26 активно использовались вплоть до 1943 года.

Заключение

Сегодня мы узнали, что представлял собой танк Т-26. Фото этой мощной машины выглядит не очень внушительно, по сравнению с современными танками. Но были времена, когда Т-26 считался едва ли не вершиной военного искусства. Героя нашего рассказа не единожды можно встретить в литературе. К примеру, книга «Т-26. Тяжелая судьба легкого танка», которую написал военный эксперт Максим Коломиец, полностью посвящена боевой машине данной модели. Ее также часто вспоминают в общем контексте советского танкостроения. Книга Михаила Барятинского «Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2» описывает военные достижения танков разных лет, выпущенных в СССР.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: