Егэ по обществознанию задание 27 примеры. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Задание 27 № 109 Ниже в таб­ли­це приведен при­мер налогообложения раз­лич­ных субъектов. В таб­ли­це указаны дан­ные о до­хо­де субъектов до вы­че­та налога (валовой доход) и после вы­че­та налога (чистый доход). В при­ве­ден­ном примере: A) определите сумму на­ло­га для пер­во­го субъекта налога; Б) опре­де­ли­те величину на­ло­го­вой ставки для вто­ро­го субъекта на­ло­га (в процентах); B) установите, какой вид на­ло­го­вой системы ил­лю­стри­ру­ет данное налогообложение: прогрессивную, ре­грес­сив­ную или пропорциональную. Ответ обоснуйте. Субъект налога Валовой доход, руб. Чистый доход, руб. 1. 40 000 36 000 2. 10 000 9000 3. 5000 4500 4. 2000 1800

3 слайд

Описание слайда:

Пояснение. Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы: 1) ответы на пер­вые два во­про­са задания: А) сумма на­ло­га для пер­во­го субъекта на­ло­га составляет 4000 руб.; Б) ве­ли­чи­на налоговой став­ки для вто­ро­го субъекта на­ло­га составляет 10%; 2) обоснование от­ве­та на тре­тий вопрос: принята про­пор­ци­о­наль­ная система, так как ве­ли­чи­на ставки на­ло­га не из­ме­ня­ет­ся с ро­стом дохода. Субъект налога Валовой доход, руб. Чистый доход, руб. 1. 40 000 36 000 2. 10 000 9000 3. 5000 4500 4. 2000 1800

4 слайд

Описание слайда:

Задание 27 № 812 В те­че­ние ряда лет про­во­ди­лись исследования по вы­яв­ле­нию оценки рос­си­я­на­ми уровня безработицы. По­лу­чен­ные данные пред­став­ле­ны в таблице. Сфор­му­ли­руй­те вывод по дан­но­му факту и сде­лай­те два предположения, как может со­вер­шен­ство­вать­ся политика го­су­дар­ства по дан­но­му вопросу. Как бы Вы оценили уровень безработицы...? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции) 2007 2008 2010 2011 В стране в целом Очень высокий 16 12 26 15 Высокий 38 36 41 43 Средний 34 31 25 30 Низкий 5 6 2 1 Считаю, что безработицы нет 1 3 0 0 Затрудняюсь ответить 6 12 6 11 В нашем регионе Очень высокий 20 16 28 22 Высокий 32 32 37 39 Средний 34 31 25 29 Низкий 8 9 4 3 Считаю, что безработицы нет 2 4 1 1 Затрудняюсь ответить 5 9 6 7

5 слайд

Описание слайда:

Пояснение. Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы: 1) вывод о том, что уро­вень безработицы оце­ни­ва­ют как вы­со­кий (более 50%); 2) при­ве­де­ны предположения, например: - необходима се­рьез­ная разъяснительная ра­бо­та по про­бле­ме среди населения; - возможно, тре­бу­ет­ся совершенствование за­ко­но­да­тель­ной базы по во­про­су безработицы; - возможно, не­об­хо­дим поиск новых эко­но­ми­че­ских механизмов ре­гу­ли­ро­ва­ния безработицы. Могут быть при­ве­де­ны иные предположения Как бы Вы оценили уровень безработицы...? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции) 2007 2008 2010 2011 В стране в целом Очень высокий 16 12 26 15 Высокий 38 36 41 43 Средний 34 31 25 30 Низкий 5 6 2 1 Считаю, что безработицы нет 1 3 0 0 Затрудняюсь ответить 6 12 6 11 В нашем регионе Очень высокий 20 16 28 22 Высокий 32 32 37 39 Средний 34 31 25 29 Низкий 8 9 4 3 Считаю, что безработицы нет 2 4 1 1 Затрудняюсь ответить 5 9 6 7

6 слайд

Описание слайда:

Задание 27 № 2107 Пекарня производит 600 тортов в неделю. В пекарне работают три кондитера. Они заняты 40 часов в неделю. A)Определите производительность труда в пекарне. Б)Сколько тортов может произвести один кондитер за год, если считать, что в году 50 рабочих недель? B)Сможет ли данная пекарня выдержать конкуренцию с другой пекарней, где трудятся пять кондитеров по 40 часов в неделю и производят 800 тортов в месяц? Ответ обоснуйте. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Ответы на первые два вопроса: А. производительность труда 5 тортов в час Б. кондитер сможет произвести 10000 тортов в год (5*40*50) 2. Обоснование ответа на третий вопрос: Данная пекарня сможет выдержать конкуренции, так как ее производительность труда 5 тортов в час, а производительность второй пекарни 1 торт (800/4/40/5)

7 слайд

Описание слайда:

Задание 27 № 3589 В стра­не Н. дли­тель­ное время су­ще­ство­ва­ла прогрессивная шкала ис­чис­ле­ния налога с до­хо­дов физических лиц, вы­зы­ва­ю­щая серьёзные на­ре­ка­ния состоятельных людей. Ряд граждан, не же­ла­ю­щих уплачивать налог на сверхдоходы, уеха­ли из стра­ны и при­ня­ли гражданство со­сед­них стран. При­шед­шее к вла­сти новое пра­ви­тель­ство провело на­ло­го­вую реформу, уста­но­вив пропорциональную шкалу налогообложения. В чём за­клю­ча­ет­ся сущность дан­ной шкалы ис­чис­ле­ния налога? При­ве­ди­те три пред­по­ло­же­ния о её преимуществах. Пояснение. Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы. 1. Определена сущ­ность пропорциональной шкалы ис­чис­ле­ния налога, допустим: - сущность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы за­клю­ча­ет­ся в уста­нов­ле­нии единой став­ки налога вне за­ви­си­мо­сти от уров­ня дохода. 2. Приведены в ка­че­стве преимуществ позиции, например: - простота расчёта и сбора налога; - выход мно­гих доходов из «тени», ле­га­ли­за­ция доходов; - повышение ак­тив­но­сти работников в по­ис­ке дополнительных заработков, до­пол­ни­тель­ных доходов: - уравнение всех ка­те­го­рий налогоплательщиков в правах. Могут быть при­ве­де­ны иные преимущества.

8 слайд

Описание слайда:

Задание 27 № 4294 Государство Z пе­ре­жи­ва­ет эко­но­ми­че­ский подъём. Про­мыш­лен­ность в своём раз­ви­тии опе­ре­жа­ет сель­ское хозяйство. За­ко­ном уста­нов­ле­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной собственности. Какая эко­но­ми­че­ская си­сте­ма су­ще­ству­ет в го­су­дар­стве Z? По ка­ко­му при­зна­ку Вы это установили? На­зо­ви­те любые два иных при­зна­ка этой эко­но­ми­че­ской системы. Пояснение. В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны: - это командно-административная эко­но­ми­че­ская система. Доказательство: за­ко­ном уста­нов­ле­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной собственности Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие признаки: - цен­тра­ли­зо­ван­ное ценообразование; - ди­рек­тив­ное управ­ле­ние экономикой; - от­сут­ствие ры­ноч­ных ме­ха­низ­мов управ­ле­ния экономикой; - пла­но­вое развитие. Могут быть ука­за­ны и иные признаки, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Задание 27 № 5763 По дан­ным Го­су­дар­ствен­ной служ­бы статистики, в стра­не Н. по­след­ние три года стре­ми­тель­но па­да­ет ВВП. На какой ста­дии эко­но­ми­че­ско­го цикла на­хо­дит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства Н.? На­зо­ви­те также дру­гие при­зна­ки этой ста­дии эко­но­ми­че­ско­го цикла (назовите три признака). Задание 27 № 9005 Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних шести месяцев растут на 50-60 % в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид.) Поясните, в чём опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения). Задание 27 № 9662 В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации. Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1 ,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Особенности заданий части 2 6
Задания для работы с текстом (21-24) 10
Характеристика текстов 10
Характеристика заданий 13
Типичные ошибки 22
Проверьте себя 27
Как работать с текстом на экзамене 37
Тренировочные задания 38
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте (25) 46
Назначение задания и критерии оценивания 46
Типичные ошибки 49
Советы и рекомендации 51
Тренировочные задания „ 53
Задания на конкретизацию теоретических положений (26) 54
Задания-задачи (27) 59
Тренировочные задания 70
Задания на составление плана (28) 75
Особенности составления плана по предложенной теме 75
Тренировочные задания 77
Задание 29 83
Обществоведческое эссе: специфика задания 83
Примеры и комментарии 91

Часть 2 - самая сложная часть Единого государственного экзамена по обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту 21 и 22, целью которых является проверка не столько уровня знаний учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего анализа.
Задания высокого уровня сложности 23-29 призваны проверить широту и глубину овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, .связывать теоретические знания и конкретные мнения и социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание 29 - мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем, представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится с одной из шести базовых наук курса обществознания: философией, экономикой, социологией, и социальной психологией, политологией или правоведением. Выполняя это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Выбрав тему, выпускник может проявить свои знания и умения на том содержании обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Задание 27(С7) представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл. В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований. В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.

3 слайд

Описание слайда:

Существующие подходы в системе оценивания заданий 27 (С7) связаны с отдельными разновидностями заданий. Подход первый. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа. 1.1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы (в соответствующем количестве). 1.2. Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оцениваемые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), соответствующих анализируемому суждению. Подход второй. 2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений. 2.1. Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.).

4 слайд

Описание слайда:

Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие: Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответедолжныприсутствовать следующиеэлементы: 1)выводо том, что спрашивается; 2) приведеныдва аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.) Сделан вывод и приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования). 3 Сделан вывод и приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте двух приведенных аргументов 2 Сделан вывод, аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) не приведены. ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте приведенного аргумента 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

5 слайд

Описание слайда:

2.2. Задача ориентирована на интерпретацию данных условия. Она может производиться по следующим сценариям: Направление интерпретации Оцениваемые элементы ответа - сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы N доказательств и ответ на вопрос - определить социальный объект и привести несколько доказательств четкое указание социального объекта и N доказательств - определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте) четкое указание социального объекта и N признаков требуемых групп - сделать несколько выводов - N выводов

6 слайд

Описание слайда:

Обратимся к рекомендациям по оцениванию задач, требующих на основе интерпретации данных условия сформулировать два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования и т.п.) и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы, которой конкретная задача посвящена. Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:

7 слайд

Описание слайда:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответедолжнысодержаться следующиепозиции: 1) приведеныдва аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.); 2) раскрыт аспект проблемы Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) и раскрыт аспект проблемы. 3 Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования), но не раскрыт аспект проблемы. ИЛИ Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование) и раскрыт аспект проблемы. 2 Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Раскрыт аспект проблемы, но не приведены аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

8 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим конкретный пример. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

9 слайд

Описание слайда:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть следующиеэлементы: 1) ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре: свои права и обязанности по взаимному содержанию; способы участия в доходах друг друга; порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках Правильно дан ответ, и приведено пояснение, названы два аспекта 3 Правильно дан ответ, и приведено пояснение, назван один аспект. ИЛИ Правильно дан ответ, и названы два аспекта 2 Правильно дан ответ, и приведено пояснение. ИЛИ Правильно дан ответ, и назван один аспект 1 Правильно только дан ответ. ИЛИ Дан неправильный ответ (или ответ отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Рас­смат­ри­вая игру как вид де­я­тель­но­сти, ис­сле­до­ва­те­ли ха­рак­те­ри­зу­ют ее как сти­хий­ную, вечно об­нов­ля­ю­щу­ю­ся, из­ме­ня­ю­щу­ю­ся, мо­дер­ни­зи­ру­ю­щу­ю­ся. С опо­рой на курс об­ще­ство­ве­де­ния и со­ци­аль­ный опыт при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния из­мен­чи­во­сти игры как вида де­я­тель­но­сти. По­яс­не­ние. Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те могут быть даны сле­ду­ю­щие под­твер­жде­ния: 1) с раз­ви­ти­ем об­ще­ства ме­ня­ют­ся и игры (на­при­мер, ро­ди­те­ли се­го­дняш­них школь­ни­ков не иг­ра­ли в дет­стве в ком­пью­тер­ные игры); 2) игры можно вы­ду­мать, т. е. игра как про­яв­ле­ние твор­че­ства; 3) можно из­ме­нять пра­ви­ла игры, в ре­зуль­та­те чего игра фак­ти­че­ски ме­ня­ет­ся; 4) в игре может про­яв­лять­ся вы­дум­ка и фан­та­зия в вы­бо­ре средств, целей игры. Могут быть даны иные под­твер­жде­ния.

12 слайд

Описание слайда:

До­хо­ды пе­чат­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции скла­ды­ва­ют­ся из по­ступ­ле­ний от раз­ме­ще­ния ре­кла­мы и ре­а­ли­за­ции ти­ра­жа. Се­год­ня пер­вые более чем вдвое пре­вос­хо­дят вто­рые. На те­ле­ви­де­нии пре­об­ла­да­ют од­но­тип­ные раз­вле­ка­тель­ные се­ри­а­лы, под­твер­див­шие свою ком­мер­че­скую эф­фек­тив­ность. Какой вывод о связи со­вре­мен­ных СМИ и мас­со­вой куль­ту­ры вы мо­же­те сде­лать на ос­но­ве при­ве­ден­ных дан­ных? По­яс­ни­те этот вывод, при­ве­дя не менее двух по­ло­же­ний. При­ве­ди­те еще один при­мер, под­твер­жда­ю­щий сде­лан­ный вами вывод. По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). Ответ со­дер­жит вывод: сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции стали важ­ней­ши­ми ка­на­ла­ми рас­про­стра­не­ния мас­со­вой куль­ту­ры. Обос­но­ва­ни­ем этого вы­во­да могут слу­жить сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния: 1) СМИ ак­тив­но рас­про­стра­ня­ют ре­кла­му, а она ти­пич­ный про­дукт мас­со­вой куль­ту­ры; 2) ху­до­же­ствен­ная про­дук­ция, пре­об­ла­да­ю­щая на те­ле­ви­де­нии, также от­ве­ча­ет всем при­зна­кам мас­со­вой куль­ту­ры: упро­щен­ность, ком­мер­че­ская эф­фек­тив­ность. До­пол­ни­тель­ным при­ме­ром, ил­лю­стри­ру­ю­щим глав­ный вывод, может слу­жить ак­тив­ное про­ник­но­ве­ние в СМИ еще од­но­го вида мас­со­вой куль­ту­ры - шоу-биз­не­са (транс­ля­ция эст­рад­ных вы­ступ­ле­ний, осве­ще­ние раз­лич­ных сто­рон жизни «звезд»).

13 слайд

Описание слайда:

К какой форме куль­ту­ры можно от­не­сти балет? На­зо­ви­те любые три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка ба­ле­та, по ко­то­рым вы это опре­де­ли­ли. По­яс­не­ние.В от­ве­те долж­но быть от­ме­че­но, что: 1) балет можно от­не­сти к эли­тар­ной форме куль­ту­ры; 2) балет: - со­зда­ет­ся про­фес­си­о­на­ла­ми, лю­дь­ми со спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой - вос­при­ни­ма­ет­ся не всеми, а це­ни­те­ля­ми - для ос­нов­ной массы не­по­ня­тен и ску­чен

14 слайд

Описание слайда:

Рост на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах со всей остро­той по­ста­вил про­до­воль­ствен­ную про­бле­му. Для ее ре­ше­ния ис­поль­зу­ет­ся экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства - осво­е­ние все новых зе­мель. Это ведет к вы­руб­ке тро­пи­че­ских лесов на боль­ших пло­ща­дях. Ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства, свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ной тех­ни­ки, часто не­до­сту­пен этим го­су­дар­ствам в силу их эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти. Вза­и­мо­связь каких гло­баль­ных про­блем здесь про­сле­жи­ва­ет­ся? Ука­жи­те три про­бле­мы. По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те ука­за­ны гло­баль­ные про­бле­мы: - де­мо­гра­фи­че­ская; - эко­ло­ги­че­ская; - раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран «Се­ве­ра» и «Юга».

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Во мно­гих го­су­дар­ствах введён воз­раст­ной ценз для осу­ществ­ле­ния граж­да­ни­ном права из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Со­от­вет­ству­ет ли этот ценз цен­но­стям де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния сво­е­го мне­ния. По­яс­не­ние.Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) ответ на во­прос, на­при­мер: воз­раст­ной ценз не про­ти­во­ре­чит цен­но­стям де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства; 2) обос­но­ва­ния, на­при­мер: - воз­раст­ной ценз рас­про­стра­ня­ет­ся на всех граж­дан со­от­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та, т.е. прин­цип рав­но­пра­вия не на­ру­ша­ет­ся; - воз­раст­ной ценз не ис­клю­ча­ет дру­гих воз­мож­но­стей под­рост­ков и молодёжи участ­во­вать в по­ли­ти­че­ской жизни об­ще­ства; - воз­раст­ной ценз не на­ру­ша­ет прин­ци­па пе­ри­о­ди­че­ской вы­бор­но­сти ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти; - воз­раст­ной ценз це­ле­со­об­ра­зен в силу сро­ков по­ли­ти­че­ской со­ци­а­ли­за­ции под­рост­ков и молодёжи. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие обос­но­ва­ния.

17 слайд

Описание слайда:

Изу­чая типы ли­дер­ства в го­су­дар­стве Z, учёные узна­ли, что главы го­су­дар­ства пе­ре­да­ва­ли свои пол­но­мо­чия стар­шим сы­но­вьям, со­зда­ва­ли за­ко­ны и вы­пол­ня­ли функ­цию вер­хов­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Какой тип ли­дер­ства су­ще­ство­вал в го­су­дар­стве Z? При­ве­ди­те два факта, ко­то­рые поз­во­лят утвер­ждать, что го­су­дар­ство Z - не­огра­ни­чен­ная мо­нар­хия. По­яс­не­ние.В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны: - тип ли­дер­ства - тра­ди­ци­он­ный. Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие факты: - власть пе­ре­да­ет­ся по на­след­ству; - мо­нарх из­да­ет за­ко­ны; - яв­ля­ет­ся гла­вой церк­ви.

18 слайд

Описание слайда:

В лек­ции по­ли­то­ло­га была вы­ска­за­на мысль о том, что по­ли­ти­че­ские пар­тии вы­сту­па­ют свя­зу­ю­щим зве­ном между граж­дан­ским об­ще­ством и го­су­дар­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в под­держ­ку дан­но­го мне­ния. По­яс­не­ние.Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты: - ор­га­ни­за­ция оп­по­зи­ции го­су­дар­ствен­ным ор­га­нам, дав­ле­ние на них, если их по­ли­ти­ка не от­ра­жа­ет ин­те­ре­сов тех слоев, ко­то­рые пред­став­ля­ет пар­тия. - осу­ществ­ля­ет по­сред­ни­че­ство между граж­дан­ским об­ще­ством и по­ли­ти­че­ской вла­стью; - под­го­тов­ка и вы­дви­же­ние кад­ров для ап­па­ра­та го­су­дар­ства. - слу­жат вы­ра­зи­те­ля­ми ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей и целей опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных групп.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Граж­да­нин Д. решил при­об­ре­сти в ма­га­зи­не в кре­дит те­ле­ви­зор. Нор­ма­ми ка­ко­го права будут ре­гу­ли­ро­вать­ся дан­ные пра­во­от­но­ше­ния? Какие юри­ди­че­ские по­след­ствия вле­чет дан­ная сдел­ка? При­ве­ди­те по два обя­за­тель­ства со сто­ро­ны граж­да­ни­на и ма­га­зи­на. По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) на­зва­ны нормы права: - дан­ные пра­во­от­но­ше­ния будут ре­гу­ли­ро­вать­ся нор­ма­ми граж­дан­ско­го права; 2) дан пра­виль­ный ответ: - ма­га­зин и по­ку­па­тель берут на себя вза­им­ные обя­за­тель­ства и при­об­ре­та­ют права; 3) при­ве­де­ны юри­ди­че­ские по­след­ствия, на­при­мер: со сто­ро­ны граж­да­ни­на: - обя­зан предо­ста­вить справ­ки о за­ра­бот­ной плате, сви­де­тель­ству­ю­щие, что он может вы­пла­тить сто­и­мость те­ле­ви­зо­ра; - обя­зан вно­сить в срок суммы пла­те­жа по кре­ди­ту; со сто­ро­ны ма­га­зи­на: - обя­зан предо­ста­вить ка­че­ствен­ный товар; - обя­зан пра­виль­но офор­мить все до­ку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие куплю-про­да­жу; - обя­зан пра­виль­но офор­мить до­ку­мен­ты на кре­дит; - обя­зан за­ме­нить куп­лен­ный те­ле­ви­зор в слу­чае об­на­ру­же­ния за­вод­ской не­ис­прав­но­сти. Могут быть при­ве­де­ны иные име­ю­щие ос­но­ва­ния обя­зан­но­сти.

21 слайд

Описание слайда:

17-лет­ний юноша на свою первую сти­пен­дию купил три диска с за­пи­ся­ми его лю­би­мой му­зы­каль­ной груп­пы. Раз­ре­ше­ния ро­ди­те­лей он при этом не спро­сил. Имел ли юноша юри­ди­че­ское право на эту по­куп­ку? К ка­ко­му ис­точ­ни­ку права нужно об­ра­тить­ся, чтобы найти ответ на дан­ный во­прос? Какой дее­спо­соб­но­стью он об­ла­да­ет? По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та(до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие по­зи­ции: 1) юноша имел право на со­вер­ше­ние дан­ной по­куп­ки; 2) ука­зан Граж­дан­ский ко­декс РФ, к ко­то­ро­му нужно об­ра­тить­ся за от­ве­том; 3) ука­за­но, что 17-лет­ний юноша об­ла­да­ет ча­стич­ной дее­спо­соб­но­стью.

22 слайд

Описание слайда:

В об­ще­стве су­ще­ству­ют раз­лич­ные мне­ния об эф­фек­тив­но­сти суда при­сяж­ных. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три обос­но­ва­ния не­об­хо­ди­мо­сти та­ко­го суда в де­мо­кра­ти­че­ском пра­во­вом го­су­дар­стве. По­яс­не­ние.Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие обос­но­ва­ния: 1) суд при­сяж­ных яв­ля­ет­ся одним из ме­ха­низ­мов за­щи­ты прав че­ло­ве­ка сред­ства­ми граж­дан­ско­го об­ще­ства; 2) уча­стие граж­дан в суде в ка­че­стве при­сяж­ных поз­во­ля­ет ре­а­ли­зо­вать их право на уча­стие в делах го­су­дар­ства; 3) суд при­сяж­ных ис­поль­зу­ет для вы­не­се­ния вер­дик­та де­мо­кра­ти­че­скую про­це­ду­ру. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие обос­но­ва­ния.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

К какой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний можно от­не­сти про­ве­де­ние меж­ду­на­род­но­го фе­сти­ва­ля мо­ло­де­жи? При­ве­ди­те любые два дру­гих при­ме­ра этой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний. По­яс­не­ние. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) ука­за­ние на то, что при­ве­ден­ный при­мер от­ра­жа­ет тен­ден­цию сбли­же­ния наций, меж­на­ци­о­наль­ной ин­те­гра­ции; 2) дру­гие при­ме­ры про­яв­ле­ния дан­ной тен­ден­ции, до­пу­стим: - при­ме­ры эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских со­ю­зов: Ев­ро­пей­ская Ас­со­ци­а­ция сво­бод­ной тор­гов­ли (ЕАСТ), Ев­ро­пей­ский Союз (ЕС), ор­га­ни­за­ция Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го до­го­во­ра (НАТО) и др.; - при­ме­ры меж­ду­на­род­ных куль­тур­ных цен­тров: (Центр меж­ду­на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, Центр ла­ти­но­аме­ри­кан­ской куль­ту­ры и др.). Могут быть при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры.

25 слайд

Описание слайда:

После окон­ча­ния тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа мо­ло­дой че­ло­век устро­ил­ся кон­суль­тан­том в фирму по про­из­вод­ству ком­пью­те­ров. Спу­стя не­ко­то­рое время он по­сту­пил на курсы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Из­ме­не­ния про­изо­шли и в его лич­ной жизни: он же­нил­ся на до­че­ри со­вла­дель­ца ком­па­нии. За­вер­ше­ние учебы на кур­сах сов­па­ло с его на­зна­че­ни­ем глав­ным ме­не­дже­ром пред­при­я­тия. Ил­лю­стра­ци­ей ка­ко­го со­ци­аль­но­го про­цес­са может слу­жить дан­ный сюжет? Какие фак­то­ры сыг­ра­ли здесь ре­ша­ю­щую роль? Как они на­зы­ва­ют­ся в со­цио­ло­гии? По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те на­зы­ва­ет­ся про­цесс: вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность. Ука­за­ны ее фак­то­ры: по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния, брак с лицом, за­ни­ма­ю­щим более вы­со­кий ста­тус. Дано общее со­цио­ло­ги­че­ское на­зва­ние этих фак­то­ров: ка­на­лы («лифты») со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

28 слайд

Описание слайда:

На за­во­де 200 ра­бо­чих со­би­ра­ют в месяц 64 000 ве­ло­си­пе­дов. В ме­ся­це 160 ра­бо­чих часов. A)Опре­де­ли­те про­из­во­ди­тель­ность труда на дан­ном за­во­де. Б)Сколь­ко ве­ло­си­пе­дов могут со­брать 10 ра­бо­чих за год? B)Смо­жет ли дан­ный завод вы­дер­жать кон­ку­рен­цию с дру­гим за­во­дом, где тру­дят­ся 300 ра­бо­чих в две смены (320 ра­бо­чих часов) и со­би­ра­ют 128 000 ве­ло­си­пе­дов в месяц? Ответ обос­нуй­те. По­яс­не­ние.В от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) от­ве­ты на пер­вые два во­про­са за­да­ния: А) про­из­во­ди­тель­ность труда равна 2 ве­ло­си­пе­да в час; Б) 10 ра­бо­чих могут за год со­брать 38 400 ве­ло­си­пе­дов; 2) обос­но­ва­ние от­ве­та на тре­тий во­прос: Дан­ный завод смо­жет кон­ку­ри­ро­вать, так как про­из­во­ди­тель­ность труда на дан­ном за­во­де (2 ве­ло­си­пе­да в час) выше, чем про­из­во­ди­тель­ность труда на дру­гом за­во­де (1,33 ве­ло­си­пе­да в час).

29 слайд

Описание слайда:

В стра­не Z для под­держ­ки оте­че­ствен­ных ав­то­про­из­во­ди­те­лей были по­вы­ше­ны по­шли­ны на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­но­го про­из­вод­ства и по­дер­жан­ные ино­мар­ки стар­ше пяти лет. Сфор­му­ли­руй­те три по­след­ствия по­доб­но­го ре­ше­ния для ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли стра­ны Z. По­яс­не­ние. Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). 1. По­вы­ше­ния спро­са на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли. 2. Уве­ли­че­ние про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных авто 3. Рост про­даж оте­че­ствен­ных авто 4.По­вы­ше­ние цен на оте­че­ствен­ное авто 5. Про­дви­же­ние оте­че­ствен­но­го рынка.

30 слайд

Описание слайда:

Автор-составитель: Проняева Наталья Васильевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 3 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы По материалам сайта http://soc.ege.sdamgia.ru/ при использовании: «Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года»

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Методика работы с документом выполнение заданий - 27

Презентацию подготовила

МОУ «СОШ №9 имени К.К.Рокоссовского»

г.Железногорска, Курской области

Гурова Ольга Васильевна


Задание 27 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл. Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).


Алгоритм работы с заданием 27. 1. Внимательно прочитайте вопрос. 2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос. 3. Определите, что от вас требуется. 4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать. 5. Выразите собственную позицию. 6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

  • Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами. Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.


1 разновидность.

Задание 27.

К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни.

О какой общности идет речь в данном сюжете?

Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.


Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи: 1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы; 2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык; 3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»; 4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др. Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность:

этническая группа;

2) два признака по тексту:

общность культуры;

общность территории.

3) дополнительный признак, например:

общность языка;

сознание своего единства.


2 Разновидность Задание 27. Предполагается рассмотрение ситуации и ответ с использованием знаний обществоведческого курса

Задание: 13-летний гражданин России решил устроиться по трудовому договору в фирму курьером. НО ни одна фирма не приняла его. Правомерны ли действия фирм? Нормы какого юридического документа позволяют квалифицированно ответить на этот вопрос? Проведите обоснование своего мнения.

Надо уяснить, что требуется в задании и как выстроить ответ Надо оценить правомерность действий фирм, объяснить почему и указать документ


Вариант ответа: 1) действия фирм правомерны 2) юридический документ – Трудовой кодекс РФ 3) обоснование – законом допускается заключение трудового договора (с согласия родителей или законных представителей при наличии медицинского заключения) только лицом, достигшим 14- летнего возраста.


3 разновидность Задание 27. Предполагается приведение аргументов в защиту или опровержение некоего утверждения В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение этого тезиса. Надо привести аргументы в пользу точки зрения, противоположной тезису Надо доказать, что массовая культура полезна


Ответ: 1) массовая культура делает более доступными ценности мировой художественной культуры, распространяет научно-популярную информацию страноведческого, естественнонаучного характера; 2) распространяемый в рамках массовой культуры жанр ток-шоу может помочь выработать умение вести диалог; 3) массовая культура помогает пробудить интерес к общественно-значимым проблемам 4) жанр викторин способствует усилению познавательной активности ребенка;


Успехов !



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: