«межнациональный кризис и распад ссср. Причины кризиса в межнациональных отношениях в ссср

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

межнациональный кризис противоречие перестройка

С началом перестройки в национальном самосознании народов России происходит серьезные изменения. Сепаратистские настроения в балтийских республиках, Грузии, Молдове, принятии в них дискриминационных законов о языке, желание возложить на россиян вину за все ошибки и просчеты союзного центра содействовали формированию у части населения республики национал-патриотических настроений. Процесс национального самоутверждения российских народов носил в своей основе защитный характер. На этой волне порождаются самые различные общественные организации - от крайне правых до крайне левых.

Серьезные изменения в общественном сознании российских народов, быстрая его деидеологизация, возникновение национальных и религиозных чувств заставили политические силы в Российской Федерации воспользоваться наиболее популярными идеями национально-патриотического движения.

Компартия РСФСР, взяла на вооружение концепцию российского суверенитета.

Демократические силы России, включая МДГ и Демплатформу в КПСС до начала 1990 г. окончательно не разделяли идеи суверенизации РСФСР, справедливо считая, что они опасны для России, с ее «матрешечной» внутренней структурой. Но при резком всплеске национальных чувств российских народов демократы широко использовали в предвыборной борьбе идею российского суверенитета, провозглашая духовные и культурные традиции.

Цель данной работы рассказать об условиях и причинах развития межнациональных отношений в СССР в годы Перестройки, а также показать какие меры государством принимались для решения данной проблемы.

1. Межнациональные отношения во 2 - о й половине 80 - х гг .

1.1 Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Перестройка, возглавляемая М.С. Горбачевым и стоящей за ним группой реформаторов, обнажила ряд противоречий. Среди них межэтнические противоречия были далеко не последними.

Говорить о том, был ли Советский Союз империей, продолжает оставаться открытым, тогда как экономической помощи со стороны центра национальным окраинам, поддерживалась интернационализмом и понятием «дружбы народов». В следствии чего в советский период межнациональная вражда была очевидна, более того, эта вражда постоянно перерастала в открытые конфликты.

Ситуация удерживалась под контролем по ряду следующих причин, а именно великая народная революция 1917 года выдвигала лозунги как социального, так и национального освобождения, которые не могли не найти поддержки в многонациональной стране. Во-вторых, центр помогал «национальным окраинам» постоянную экономическую помощь, что приводило к экономическому росту и подъему материального благосостояния. В-третьих, многие народы получили символы национальной государственности, что помогло образовать национальную политическую элиты. В-четвертых, при помощи Центра вырос общеобразовательный и культурный уровень населения, что привело к увеличению в стране интеллигенции. В-пятых, введенный в стране режим тоталитаризма пресекал какую либо деятельность.

При попытке перехода из данного режима на другую ветвь власти изъяны системы тут же обнажаются. Так было и в межнациональных отношениях. Сделав шаг на переход к демократизации и гласности, этнополитические конфликты стали реальностью.

Мнение о том, что советское руководство не видело всей глубины и масштабности межнациональных проблем, заблуждение. Первоначально отношение к межнациональным проблемам все же было и выражалось в том, что этнонационализм не только отвлекает от решения социальных проблем, но и противостоит им. Наращивая темпы перестройки советский лидер стремился к единому рыночному пространству, управляемому из единого центра. Он хотел увеличить гражданские права, а не передать гражданские отношений из под контроля союзного центра на уровень региональной бюрократии.

М.С. Горбачев думал, что национальный вопрос создается искусственно, на уровне регионов. В данном вопросе он частично был прав, так как представители региональной бюрократии видели в «перестроечных» реформах угрозу их положению.

Правильно оценив ситуацию, Горбачев не просчитал действие других обстоятельств, «работавших» на разжигание межнациональной напряженности. Это показало решение сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного межнациональным отношениям. Руководству КПСС было очевидно, что традиционное массированное использование военной силы, даже подавив массовые национальные движения на окраинах, разбудят диктатуру в центре и приведут к краху реформ. Проблема была не в том, чтобы пресекать массовые национальные движения, а чтобы направлять их в нужное русло, чего руководству КПСС достичь не удалось.

До 1989 г. еще было время решить возникшие проблемы территориального разногласия путем проведение серии референдумов на местах, на что М.С. Горбачев, не пошел. Он хотел в борьбе с республиканской бюрократией опираться на автономии, увеличив их полномочия. Но полностью изменить их полномочия он не решился, чем и вызвал недоверие уже и с их стороны.

1. 2 Кризис межнациональных отношений

Период с мая 1989 г. по декабрь 1991 г. был временем распада советской системы. За шесть лет перестройки поставленные перед ней цели не были достигнуты. Власть запаздывала с решением возникавших вопросов. Тяжелыми последствиями для советской системы и советской государственности были ее бездействие и нерешительность в национальном вопросе.

С середины 1987 г. с повестки дня Политбюро не уходил вопрос о межнациональных отношениях, в свою очередь на заседаниях было видно открытое стремление «оставить проблему на усмотрение жизни и истории», как это было с возвращением крымских татар на историческую родину. События в Нагорном Карабахе в конце 1988 г., когда Армения и Азербайджан оказались на грани войны друг с другом из-за спора об административной принадлежности этой территории, показав отсутствие идей, неспособность партии защитить интересы Союза.

Тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться. Чем больше центр делал уступок, тем решительнее становились требования республик по расширению их прав и изменению форм советской федерации. Не целесообразным оказалось решение проблемы силовыми методами, на использовании которых первоначально настаивала консервативная часть Политбюро. Применение войск в ночь на 9 апреля 1989 г. для «вытеснения» демонстрантов с площади перед Домом правительства в Тбилиси привело к гибели 16 человек, несколько сотен было ранено.

Вооруженное противодействие федеральной власти уже не могло остановить начавшийся процесс межнациональный конфликт.

1.3 Причины обострения национальных противоречий во 2 - й половине 80 - х гг .

Во 2-й половине 80-х гг. в стране накаляются национальные противоречия, увеличиваются сепаратистские настроения. Местные лидеры и элиты стремятся к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. В связи с быстро ухудшающейся экономической ситуацией в стране возникает протест в форме национальных движений. Постепенно это выражается в боре против федеральной власти, которая сравнивалась с Россией. В ряде республик (Эстония, Латвия, Армения, Грузия) родились Народные фронты. В течении 1989-1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, приняли декларации о национальной независимости. национальный вопрос стал инструментом борьбы за власть.

Конституция не действовала на большей части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, так как было еще 15 президентов и глав республик. КПСС потеряла свою руководящую роль. В сложившемся шатком положении и нарастании центробежных сил одной из главных задач стало реформирование СССР и заключение нового союзного договора между республиками.

С нарушением политических и экономических связей между республиками, имевшие долгие исторические и культурные традиции, ухудшились межнациональные отношения, что привело к обострению конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, (позднее и Абхазией), Ингушетией и Северной Осетией и т.д.) Возникла проблема беженцев. Положение русского язычного населения в национальных республиках ухудшилось.

2. Пути решения межнациональных отношений

2.1 Кризис вооруженных сил СССР

Острой стала проблема этнического состава Вооруженных Сил. Республики, ставшие независимыми и взявшие курс на создание своих армий, одна за другой приняли решение, что их призывники должны служить в своей стране. Становление Вооруженных Сил в более или менее моноэтническая становление не происходит в течение недели или месяца. Много русских, узбеков, казахов служило на Украине, украинцев в России. Это были и солдаты и офицеры. Для кадровых военных это ситуацию создала проблемы с жильем, в новой независимой стране, в которой они служили, но которая для них стала чужой. В результате им стало не до выполнения приказов новых гражданских руководителей. События в Чечне в ноябре 1991 года в живую показали отсутствие на территории СССР боеспособных частей.

Парламент Чеченской республики, во главе с президентом республики Д. Дудаевым издал указ о государственной независимости республики и о создании национальной гвардии. Части российского ОМОНа заняли здание Телевидения в Грозном, но 5 ноября 1991 года национальная гвардия заставила омоновцев оставить здание. 8 ноября 1991 года Б. Ельцын издал Указ «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения. Его идея провалилась. Прилетевшие на аэродром в Ханкале самолеты со спецназом были блокированы сторонниками чеченского суверенитета. 10 ноября 1991 года исполком ОКЧН прекратил отношение с Россией превратив Москву в «зону бедствия». 11 ноября сессия Верховного Совета РСФСР проголосовала против Указа «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения». Круг замкнулся.

За не имением в стране армии и органов правопорядка дело не остановилось. У страны не стало охраняемых границ и таможни. Украинские власти после провала августовского путча взяла под свой контроль пограничные войска, расположенные на ее территории. Также поступили Литва, Эстония, Латвия при этом солдаты и офицеры, которые уже не являлись гражданами данных республик, не могли покинуть страну, так как являлись еще военнослужащими. Решение межнационального конфликта федеральными властями, только еще больше накалило межнациональные отношения внутри уже провозгласивших себя суверенными республиках.

2.2 Становление межнациональных отношений в Российской федерации

Новая Конституция России установила основные признаки федеративного устройства страны: ее государственную целостность, разделение полномочий между органами власти в центре и на местах, равноправнее субъектов Федерации, а также признаки равенства и самоопределения народов Российской Федерации.

Законодательные органы республик, краев и областей сильно различались по своему правовому статусу, компетенции и даже по названия. В следствие чего, образование национально-государственного устройства России во многом происходило спонтанно, под воздействием непрерывного «торга» центра и регионов по вопросам полномочий и распределения доходов.

Слабость государственной власти, вынуждена была идти на подписание особых двухсторонних договоров с субъектами Федерации, которые были наиболее богатыми по своим ресурсам этническими республиками. Так Татарстану перешли основные федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение гражданства республики и т.д., что позволило гражданам являющимся не коренными жителями данных республик (т.е. рожденными в них), после изучения национального языка принять гражданство республики и тем самым решить межнациональный вопрос в данной республике. В дальнейшем такие договора были подписаны и с другими республиками, которые вышли из состава СССР.

Основной и самый большой межнациональный вопрос который остался не решенным это был «замкнутый круг» Чечено-Ингушетии, где притеснение граждан не одной с ними религии шло в полной силе.

В конце1994 года российское руководство попыталось разрубить «чеченский узел». За три года с момента прихода к правлению Д. Дудаева Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России грозило повторным переделом пространства. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.

Раздувание межнациональных распрей на территории «ичкерии» Д. Дудаевым заключалось в изгнании «неверных». Закрывались русскоязычные школы. Под давлением угроз, а иногда и насильственных мер (таких как убийство) власть заставляла граждан бросать свои дома и переселяться в другие регионы страны. На почве чего межнациональный конфликт рос, а не затихал, как это было в других республиках, которые смогли утвердить свое положение и выйти из состава государства.

Эта тактика принесла свои плоды. «Независимая республика Ичкерия» находилась на грани социального взрыва, когда «брат» шел на «брата», «сын» на «отца».

Попытка власти в лице президента Б. Ельцина провести 10 декабря 1994 года операцию по восстановления суверенитета на территории Чеченской республики понесло поражение. Неожиданностью для политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но главное, правильно играя на национальных чувствах и выставляя Россию врагом чеченского народа, Дудаеву удалось переманить на свою сторону население Чечни, которое ранее сохраняло нейтралитет. Большая часть населения Чечни восприняла появление федеральных войск в 1994 году как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.

В итоге операция проводимая федеральными властями по восстановлению законности и сохранения единства России, обернулось для страны кровопролитным конфликтом в нутрии страны на долгие годы.

Заключение

История страны периода «перестройки», перехода от социализма к демократии закончилась «распадом» СССР. Что в очередной раз показало, что в такой мононациональной стране как Россия, власть в первую очередь должна думать о народе, который населяет земли.

Годами люди жили «одной семьей», переезжали на новые места жительства, осваивали новые участки «необъятной» страны.

С переходом на новую ветвь власти, федеральные органы не были подготовлены к тому, что в свете проводимых реформ, республики входившие в состав СССР заходят стать самостоятельными.

Долгие годы навязывания одной системы правления, не позволение общаться на своем родном языке, изучать свой родной язык, притеснение и изгнание (как это было с чеченским народом) привело к межнациональному кризису в пределах одной страны.

Экономический кризис, лишь укрепил в народе веру неспособность государства поддержать свой народ.

Стране понадобились долгие годы, чтобы урегулировать данный межнациональный вопрос в рамках своей страны, позволив ее регионам общаться на своем родном языке, тогда как ранее в стране был единый язык общения. Соблюдать обычаи и почитать свою религию.

При этом сказать, что данный вопрос полностью закрыть нельзя, так как стране еще есть «недовольные» властью, которые проводят пропаганды по разжиганию межнациональных распрей, чего в полной мене не возможно избежать в столь много национальном государстве как бывший СССР и настоявшая Россия.

Список литературы

1. Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб.: Норма, 2009. - 336 с.

2. Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 - 304 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учеб./ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проект, 2012. - 768 с.

4. Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения // Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006, Политика и международные отношения. Выпуск 20

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины глубокого кризиса культуры в 90-е годы ХХ века. Новые тенденции культурной жизни в период перестройки. Школьная реформа 1980-90 гг. Проявления кризиса фундаментальной и прикладной науки. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Основные причины и цели перестройки. Основные события в период перестройки и движения. Реформы, проведённые в ходе перестройки Горбачевым: антиалкогольная, экономическая, в политической системе СССР. Кризис власти, распад СССР и образование СНГ.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Необходимость и причины перестройки. Курс на ускорение, реформирование существующей системы. Смягчение цензуры над средствами массовой информации. Результаты экономической реформы. Распад СССР и коммунистической системы. Последствия перестройки.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Состояние военно-промышленного комплекса СССР в 80-е годы ХХ в., его влияние на экономику страны. Предпосылки осуществления, цели и результаты перестройки. Анализ последствий распада СССР, его место в формировании новой российской государственности.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Суть перестройки и ее основные идеи. Создание института профессионального парламентаризма, как важный реформаторский шаг. Внутренняя политика СССР в годы перестройки и смены власти. Экономический кризис как последствие "перестройки" и всеобщий дефицит.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2014

    Предпосылки проведения реформ М.С. Горбачёва. Причины неудач и стихийности социально-экономических и политических реформ в СССР, основные направления внешнеполитического курса. Оценка последствий "перестройки" в контексте современного развития России.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2010

    Основные причины, цели, замыслы и результаты перестройки, необходимость перемен в СССР. Реформы политической и экономической системы СССР: гласность и многопартийность. Повседневная жизнь в период "перестройки". Кризис власти и распад Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2014

    Причины и цели перестройки, курс на социально-экономическое и политическое обновление страны. Основные лозунги реформ М.С. Горбачева: "гласность", "ускорение", "перестройка". Итоги и последствия распада Советского союза. Причины неудачи модернизации.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Перестройка как название совокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в 1986-1991 годах. Основные события перестройки. Реформы в экономике, формирование многопартийной системы и тенденции перестройки. Причины неудач перестройки.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР. С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Августовские события 1991 и их последствия.

Август 1991 года и его последствия. Часть высших руководителей Советского Союза восприняла подготовку подписания нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить.В отсутствие Горбачева в Москве, в ночь на 19 августа, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел в Москву войска. Утром 20 августа Верховный Совет России выступил с обращением к гражданам республики, в котором расценил действия ГКЧП как государственный переворот, и объявил их незаконными. По призыву президента Ельцина десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм войсками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день президент СССР Горбачев возвратился из Крыма в Москву, а члены ГКЧП были арестованы.

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с планами введения должности омбудсмена по делам национальностей.

публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с планами введения должности омбудсмена по делам национальностей.

Межнациональные отношения в России претерпевают явный кризис. Происходит это в силу разных причин: различные регионы России развиваются неравномерно, экономическое положение в целом ряде стран СНГ крайне тяжёлое, очень высок уровень безработицы, наряду с крайне низкими зарплатами. В результате резко увеличились миграционные потоки: сотни тысяч и миллионы жителей мигрируют в Россию и по России, где экономическая ситуация всё же получше, в поисках работы. Миграционная политика в России неурегулирована, в стране высочайший уровень коррупции, мигранты лишены элементарных прав, живут в тяжелейших условиях, что частично приводит к их криминализации. В стране огромное число нелегалов. Местное население относится к мигрантам агрессивно, видя в приезжих конкурентов за рабочие места и чуть ли не «оккупантов». А в условиях агрессивной ксенофобии в России, массированной националистической пропаганды в интернете, отношения между разными этническими группами только обостряются, приводя к открытым массовым конфликтам. Любой бытовой эпизод, будь то пьяная разборка в ресторане, или ссора футбольных болельщиков, может разжечь межнациональный конфликт. Частота и масштаб конфликтов возрастает, о чём свидетельствуют события в разных регионах страны.

Для преодоления такого положения необходима реализация целого комплекса мер в самых разных сферах: законодательной, миграционной, образовательной, деятельности местных органов власти.

Планы о введении должности омбудсмена по делам национальностей выдержаны в духе решений последних лет, когда, в дополнение к главному омбудсмену страны и омбудсменам региональным, добавились «функциональные» омбудсмены по ключевым вопросам соблюдения прав человека в разных сферах: по защите детей, по делам бизнеса. Предполагается, что омбудсмен по делам национальностей будет подотчётен непосредственно президенту и будет докладывать ему о межнациональной ситуации в стране.

По словам председателя комитета Государственной думы по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева , на должность уполномоченного по делам национальностей должен быть избран человек, знающий проблемы всех регионов страны, «интернационалист до мозга костей», знающий «менталитет, историю и религию разных народов». Он будет обязан находить пути решения национальных конфликтов в различных регионах, искать индивидуальный подход к возникающим ситуациям, а главное, оперативно реагировать на них: «Совет по делам национальностей можно собрать, скажем, раз в год, тогда как омбудсмен будет всегда иметь доступ к президенту и оперативно реагировать, решать проблему по ходу дела... В рамках своей должности он будет иметь определенную независимость и свободу, а иначе он не сможет давать объективную оценку ситуации... Во многих регионах создаются управления по внутренней политике, отслеживается внутренняя и внешняя миграция, омбудсмену есть с кем и с чем работать. Его аппарат будет представлен и в регионах, люди омбудсмена обязаны реагировать на возникающие конфликты на местах, один он не справится с этой работой из Москвы, у нас огромная страна».

Интересно, что в качестве одной из кандидатур на должность омбудсмена рассматривается сам Сафаралиев (в качестве другого кандидата называют советника президента по национальной культуре Владимира Толстого ), однако сам он утверждает, что не видит себя на этой должности, и в случае подобного предложения откажется.

Как это обычно и бывает в оценках подобных должностей, мнения на счёт их эффективности расходятся. Так, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин сомневается в том, что один человек сможет справиться с такой глобальной проблемой, как межнациональные отношения и в улаживании конфликтов на этой почве: «Когда появляется омбудсмен по вопросам бизнеса или вопросам национальностей, понятно, что этот человек будет всегда крайним... Насколько одному человеку под силу решить проблемы многих национальностей и регулировать те конфликты, которые уже существуют и будут только множиться, это вопрос открытый. Такой человек должен быть очень авторитетным политическим тяжеловесом, который привык выступать третейским судьёй».

В любом случае работа омбудсмену по вопросам межнациональных отношений предстоит архисложная. Об этом свидетельствуют многочисленные конфликты последнего времени, принимающие очень часто межнациональную окраску. Новости о таких конфликтах поступают из самых разных регионов России:

— очередной межнациональный конфликт произошел в Астраханской области — в массовой драке сошлись казахи и чеченцы. Обе стороны что-то не поделили во время посиделок в местном кафе, в итоге — один человек скончался, двое в больнице;

— конфликт между фанатами «Спартака» и молодыми чеченцами на площади у Киевского вокзала в Москве окончился перестрелкой и поножовщиной. Обе стороны применили травматическое и холодное оружие;

— конфликт между жителями кировского пос. Демьяново и выходцами с Северного Кавказа едва не обернулся массовой дракой. По словам представителя МВД, «около 50 местных жителей собрались у пилорамы для выяснения отношений. Пилорама, находящаяся в километре от основного жилья, была оцеплена сотрудниками правоохранительных органов. При попытке прорвать оцепление один из местных жителей нанёс удар металлическим прутом по щиту сотруднику полиции. Для предотвращения нападения двое сотрудников полиции произвели выстрелы в воздух». Противостояние удалось локализовать лишь к вечеру. Однако в последующую ночь сгорел принадлежащий гражданину Азербайджана деревянный дом, оборудованный под кафе-бар, где и возникла ссора, ставшая причиной последующего конфликта. В результате пожара деревянное здание размерами 10×15 м было полностью уничтожено. По предварительной версии, причина пожара — поджог. Напряжение в посёлке удалось снять лишь ценой больших усилий. И хотя губернатор Кировской области Никита Белых заявил, что в причинах конфликта между жителями пос. Демьяново с несколькими десятками уроженцев Кавказа нет национальной подоплёки, для жителей очевидной является именно эта версия;

— в Кисловодске произошёл конфликт на почве бытовой ссоры. Она началась с кражи у одного из торговцев в кисловодском парке. В последовавшей драке участвовали представители разных национальностей. В результате драки погибли два человека;

— в одном из поселков Выборгского района силы правопорядка с трудом предотвратили серьёзный межнациональный конфликт. Там местное население ополчилось на гастарбайтеров-азиатов, работающих на здешней птицефабрике — как выяснилось, нелегально. Жители долго терпели и то, что ради чужаков их «выдавливают» с фабрики, и то, что мигранты начали устанавливать здесь свои порядки. Но после того как была жестоко избита и изнасилована 45-летняя местная жительница, в поселке стал назревать общественный бунт. Жители собрались на стихийный митинг с требованием проверить соблюдение миграционного законодательства, а также взять на контроль уголовное дело об изнасиловании. Правоохранители оперативно задержали подозреваемого в этом преступлении — им оказался ранее судимый 30-летний уроженец Узбекистана Санжар Рустамов, живший в Ленобласти без регистрации. Он уже признался в содеянном. Заодно силовики задержали несколько десятков нелегальных мигрантов на местной птицефабрике.

Наконец, ещё одно тревожное сообщение пришло на днях: массовая драка цыган и русских произошла в Самарской области. В селе Кротовка Кинель-Черкасского района загорелся сарай возле одного из домов, принадлежащих женщине-цыганке. Через некоторое время пламя перекинулось на баню, находящуюся на соседнем участке. Прибывший на место наряд пожарной части приступил к тушению пожара, начав с бани. Из-за этого между семьями, проживающими на соседних участках, разгорелся конфликт, переросший в драку, в ходе которой её участники цыганской национальности произвели несколько выстрелов из травматического оружия. По информации местного агентства «Регион Самара», в драке, завязавшейся после пожара, участвовали 250 человек. По словам местного жителя, цыгане пошли в атаку с палками, арматурой, кирпичами и огнестрельным оружием в руках. Остановить массовую бойню удалось после приезда главы цыганской общины и полицейских. В результате конфликта в Кинель-Черкасскую центральную районную больницу были доставлены: женщина с ушибом губы и в состоянии алкогольного опьянения; мужчина с огнестрельным ранением из травматического оружия; начальник пожарной части, приехавшей тушить возгорание, с диагнозами «ушиб грудной клетки» и «ушиб голеностопного сустава».

Хотя в ходе проверки выяснено, что межнационального конфликта в данном происшествии не усматривается, эта история ещё раз свидетельствует, как из-за порой самых абсурдных поводов может возникнуть очень опасный конфликт с видимой межнациональной окраской.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод : «Все эти события, и, главное, их возрастающее количество, вселяют большую тревогу. В такой многонациональной стране, как наша, с её непростым социально-экономическим положением, могут возникать бесчисленные конфликты по самым разным поводам. А каждый такой конфликт может обернуться большой кровью. И омбудсмену по делам национальностей придётся оперативно искать решения во всех этих случаях».

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности - «советском народе» - очередными мифами «развитого социализма».

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа) .

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа-Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.

Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием «Заявления 9 + I», в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

Распад СССР вступил в решающую стадию в августе 1991 года. О выходе из него заявили республики Балтии. Первого декабря на Украине прошел референдум, на котором население республики высказалось за свою независимость. 8 декабря руководители России, Украины, Белоруссии Б.Ельцин, Л.Кравчук, С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года и объявили о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате ск СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Тем самым был подтвержден факт распада Советского Союза как единого государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

Политика ускорения Горбачева привела страну к самым низким темпам экономического роста за всю историю ХХ в. Разумеется, это негативно сказалось на общем уровне жизни.

По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. и, видимо, был лишь пробой сил.

По крайней мере видимых последствий он не имел. 16-18 декабря 1986 г. в Алма-Ате студенты протестовали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо казаха Д.А. Кунаева русского Г.В. Колбина. Протест был подавлен.

С лета 1987 г. национальные движения приняли организованный характер. Прежде всего началось движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.

С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Армения настаивала на включении Карабаха в свой состав. За это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против территориального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали спешно покидать Армению, армяне -

Азербайджан. Уже в 1989 г. количество беженцев в Закавказье превысило 300 тыс. человек. Многие из них стали жертвами террористических актов и вооруженных стычек. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал очагом будущего всесоюзного пожара. В начале января 1990 г. войска вошли в бунтующий Баку, где велась стрельба с крыш домов. В результате конфликта были убиты около 200 гражданских лиц.

В марте 1989 г. в Фергане (Узбекистан) произошел межнациональный конфликт с многочисленными жертвами среди узбеков и турок-месхетинцев. По настоянию турок-месхетинцев было организовано временное переселение из Ферганской области 16 282 человек в Смоленскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области РСФСР.

В Грузии с апреля 1989 г. нарастало движение за выход из СССР. В Грузии стали открыто заявлять, что установление там советской власти в феврале 1921 г. являлось оккупацией страны. Националистическое движение в республике носило откровенно сепаратистский и антикоммунистический характер. Военная сила была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, где сторонники сепаратизма инициировали столкновение толпы с армейскими подразделениями. Итог - 20 убитых.

На одной из встреч с М.С. Горбачевым президент США Дж. Бушстарший напомнил главе СССР, что США никогда не признавали вхождения прибалтийских республик в состав Советского Союза. Он заявил, что если Москва прибегнет там к насилию, то антисоветские чувства захлестнут США и заблокируют улучшение двусторонних отношений. «Народные фронты» Эстонии, Латвии и Литвы оформились весной-осенью 1988 г. События лета 1940 г. они стали называть советской оккупацией и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. Популярными лозунгами их митингов и пикетов были: «Русские, убирайтесь вон!», «Иван, чемодан, вокзал, Россия!». В ноябре 1988 г. сессия ВС Эстонии приняла Декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. Декларацию и Закон о государственном суверенитете приняли соответственно Литва и Латвия.

В январе 1990 г. массовые демонстрации начались в Молдавии. 11 января по пути прибалтов пошла Армения. 9 марта Верховный Совет Грузии осудил оккупацию своей страны в 1921 г. и ее дальнейшее включение в Советский Союз.

В марте 1990 г. на Украине националистическая организация «Народный Рух» продемонстрировала свою силу на выборах.

Развитие кризиса Союза ССР

7 февраля 1990 года Центральный Комитет КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты.

В течение 1990-1991 годов произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

«Парад суверенитетов»

Республика Провозглашение суверенитета Провозглашение выхода из СССР Независимость де-юре
Эстонская ССР с 8 мая 1990: Эстонская Республика 16 ноября 1988 20 августа 1991 6 сентября 1991
Литовская ССР с 11 марта 1990: Литовская Республика 18 апреля 1989 11 марта 1990 6 сентября 1991
Латвийская ССР с 4 мая 1990: Латвийская Республика 28 июля 1989 21 августа 1991 6 сентября 1991
Азербайджанская ССР с 19 ноября 1990: Азербайджанская Республика 23 сентября 1989 30 августа 1991 26 декабря 1991
Грузинская ССР с 15 ноября 1990: Грузинская Республика 26 мая 1990 9 апреля 1991 26 декабря 1991
Российская СФСР с 25 декабря 1991: Российская Федерация 12 июня 1990 12 декабря 1991 26 декабря 1991
Узбекская ССР с 31 августа 1991: Республика Узбекистан 20 июня 1990 31 августа 1991 26 декабря 1991
Молдавская ССР с 5 июня 1990: ССР Молдова с 23 мая 1991: Республика Молдова 23 июня 1990 27 августа 1991 26 декабря 1991
Украинская ССР с 24 августа 1991: Украина 16 июля 1990 24 августа 1991 26 декабря 1991
Белорусская ССР с 19 сентября 1991: Республика Беларусь 27 июля 1990 10 декабря 1991 26 декабря 1991
Туркменская ССР с 27 октября 1991: Туркменистан 22 августа 1990 27 октября 1991 26 декабря 1991
Армянская ССР с 23 августа 1990: Республика Армения 24 августа 1990 23 сентября 1991 26 декабря 1991
Таджикская ССР с 9 сентября 1991: Республика Таджикистан 24 августа 1990 9 сентября 1991 26 декабря 1991
Казахская ССР с 10 декабря 1991: Республика Казахстан 25 октября 1990 16 декабря 1991 26 декабря 1991
Киргизская ССР с 30 августа 1991: Республика Кыргызстан 15 декабря 1990 31 августа 1991 26 декабря 1991

В сложившихся условиях руководство СССР принимает срочные (но, как потом оказалось, запоздалые) меры по разработке нового Союзного договора. Первый проект был опубликован в июле 1990 г.

17 марта 1991 г. по инициативе М.С. Горбачева был проведен референдум, и ¾ (71,3%) голосовавших высказались за сохранение СССР.

23 апреля 1991 г. в Ново-Огареве, под Москвой, совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. Оно положило начало так называемому новоогаревскому процессу и вошло в историю как «Заявление 9 + 1», подписанное Президентом СССР и руководителями 9 союзных республик, участвовавших в референдуме 17 марта: РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении. К процессу не присоединились руководители трех прибалтийских, двух закавказских республик (Грузии и Армении) и Молдавии.

Но к лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Августовский путч 1991 г.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. Ряд государственных и партийных деятелей предприняли попытку сохранения единства страны, известную также как «августовский путч».

19 августа 1991 года группа политиков из окружения Горбачёва объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму в Форосе президента введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Геннадию Янаеву. Только две союзные республики - Азербайджанская и Белорусская ССР поддержали ГКЧП, другие республики - Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская ССР отвергли акты ГКЧП.

После объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие ГКЧП и превратил Дом Советов России в центр сопротивления. Уже в первый день событий Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КП РСФСР, а 6 ноября - о прекращении деятельности КПСС.

Поражение и самороспуск ГКЧП фактически привел к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

Распад СССР и создание СНГ

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) руководители трех славянских республик (Президент России Б. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления.

21 декабря 11 республик СССР поддержали соглашение о ликвидации СССР и создании СНГ («Алма-Атинское соглашение»).

25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое официальное наименование государства - Российская Федерация. Над Кремлем был поднят трехцветный российский флаг.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Причины распада СССР

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие:

¾ некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачёвские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;

¾ моноцентризм принятия решений (только в Москве, т. н. «союзный центр»), что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;

¾ деградация властных элит, резкое старение высшего чиновничьего аппарата (средний возраст Политбюро ЦК КПСС уже к 1980 г. составлял 75 лет), которая привела сначала к Эпохе Похорон, а затем к возвышению Горбачёва в силу его относительно молодого возраста (54 года на момент избрания 5-ым Генсеком КПСС);

¾ центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

¾ глубокие внутренние кризисы и конфликты, в том числе национальные: Нагорно-карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Грузино-южноосетинский конфликт, Грузино-абхазский конфликт и др.

¾ диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

¾ сильное неравенство в развитии республик СССР, в том числе и в плане дефицита товаров, а также возможности построения теневой экономики;

¾ неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы);

¾ кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

¾ инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее достаточно слабую, сырьевую экономику СССР;

¾ растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройку) и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки «догнать» его;

¾ искусственное закрытие страны, которое к 80-ым годам уже стало понятным для всего СССР, в том числе обязательность выдачи выездных виз для выезда за границу (в т.ч. и в страны социалистического лагеря), запреты на прослушивание вражеских голосов, умалчивание целого ряда фактов о проблемах внутри СССР, а также об объективно хорошей жизни в странах Запада.

¾ жесточайшая цензура в прессе и на телевидении. Отсутствие товаров капиталистических стран в свободной продаже при непрекращающемся и усиливающемся дефиците товаров.

¾ отрицание, а затем резкое признание наличия проблем советского общества - проституция, наркомания, алкоголизм, криминализация общества и др. Активный рост теневой экономики

¾ публикация и вскрытие фактов запрещения целого ряда неугодных произведений, а также публикация неизвестных до этого фактов советской истории: Антисоветский мятеж в Краснодаре, Новочеркасский расстрел;

¾ Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, диспропорциональное развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет, нанося ущерб экономике всей страны;

¾ ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

¾ подрывная деятельность стран Запада во главе с США, являвшаяся составной частью «холодной войны», в том числе, посредством «агентов влияния» внутри руководства СССР - такая оценка (с разной степенью признания данного фактора как решающего) высказывается в некоторых анализах, в частности, рядом бывших высокопоставленных руководителей КГБ СССР, а также некоторыми коммунистическими движениями.

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

Вопросы и задания:

1. В чем вы видите причины межнациональных конфликтов?

2. В каких союзных республиках и почему начались движения за выход из СССР?

3. Заполните таблицу «Кризис межнациональных отношений»:

5. Почему распался СССР? Можно ли было его сохранить?

6. Работа с документами:

1) Используя документ, представьте характеристику государственного суверенитета России в составе СССР. Какие противоречия возникали в этой связи? Какие варианты их преодоления возникали в то время? Какие пункты этого документа создавали угрозу для существования в прежнем виде Союза ССР?

ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПРИНЯТА ПЕРВЫМ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР. 12 ИЮНЯ 1990 г.

Первый съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбы России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливаются: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным Договором; исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально=государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права. Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11.На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР. Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12.РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13.Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14.РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15.Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного Договора и совершенствования республиканского законодательства.

2) Определите характер действий участников Алма-Атинской встречи исходя из приводимого документа. Чем они руководствовались? Какие договоренности были достигнуты? Что они означали? Опишите эти сюжеты в кратком рассказе. Как бы вы его озаглавили?

Независимые государства

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

Стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

Признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

Считая, что укрепление имеющих исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

Осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

Будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства - участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей декларации.

3) Напишите сочинение-размышление на тему «Украина и распад СССР», используя приведенные документы. В чем вы видите ключевую роль Украины в распаде СССР?

ИЗ КНИГИ З. БЖЕЗИНСКОГО «ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА. ГОСПОДСТВО АМЕРИКИ И ЕГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ»

Потеря Украины явилась геополитически важным моментом по причине существенного ограничения геостратегического выбора России. Даже без Прибалтийских республик и Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы все же попытаться не утратить места лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславянские народы южного и юго-восточного регионов бывшего Советского Союза…

…Потеря Украины явилась не только центральным геополитическим событием, она также стала геополитическим катализатором. Именно действия Украины - объявление ею независимости в декабре 1991 года, ее настойчивость в ходе важных переговоров в Беловежской Пуще о том, что Советский Союз следует заменить более свободным Содружеством Независимых Государств, и особенно неожиданное навязывание, похожее на переворот, украинского командования подразделениями Советской Армии, размещенными на украинской земле, - помешали СНГ стать просто новым наименованием более федерального СССР. Политическая самостоятельность Украины ошеломила Москву и явилась примером, которому, хотя вначале и не очень уверенно, затем последовали другие советские республики.

ИЗ КНИГИ ДЖ. БУША И Б. СКОУКРОФТА «МИР СТАЛ ДРУГИМ»

За день до референдума (референдум о независимости проходил на Украине 1 декабря 1991 г.) я позвонил Михаилу [Горбачеву], чтобы сказать ему, что как демократическая страна мы должны поддерживать украинский народ вне зависимости от исхода референдума…

Михаила явно не порадовала новость о том, что мы серьезно обсуждаем возможность признания Украины (эта информация, к сожалению, просочилась в СМИ после моих встреч с представителями американцев украинского происхождения). «Похоже, что Соединенные Штаты не просто пытаются оказать влияние на развитие событий, но и прямо вмешаться в их ход», - выразил он свое недовольство. Он заявил, что, хотя большинство республик и провозгласило независимость, это не помешало им участвовать в создании Союза. Он, похоже, полагал, что каким-то образом Украина может быть одновременно и независимостью, и частью Союза.

Очевидно, Горбачев все еще верил, что республики по своей воле останутся в составе Союза. Он призвал меня не предпринимать никаких шагов, которые могли бы подтолкнуть события в «неверном» направлении.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: