Не пришел на конкурс на госслужбу. Замещение должности - это что такое? Положение, особенности проведения конкурса. Выбор на должность

б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 , частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

4. Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну , по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

5. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету по форме , утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную им и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.1 с 1 октября 2017 г. - Указ Президента РФ от 10 сентября 2017 г. N 419

8.1. Документы, указанные в пунктах 7 и настоящего Положения, в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" представляются в государственный орган гражданином (гражданским служащим) лично, посредством направления по почте или в электронном виде с использованием указанной информационной системы.

Порядок представления документов в электронном виде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином в государственный орган, подлежит проверке. Сведения, представленные в электронном виде, подвергаются автоматизированной проверке в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе в письменной форме. В случае если гражданин представил документы для участия в конкурсе в электронном виде, извещение о причинах отказа в участии в конкурсе направляется ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.

14. Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

16. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

17. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

19. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

23. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Если конкурсной комиссией принято решение о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, то с согласия указанного лица издается акт государственного органа о включении его в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность гражданской службы.

24. Сообщения о результатах конкурса в 7-дневный срок со дня его завершения направляются кандидатам в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью , с использованием государственной информационной системы в области государственной службы. Информация о результатах конкурса в этот же срок размещается на официальных сайтах государственного органа и указанной информационной системы в сети "Интернет".

25. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению. Документы для участия в конкурсе, представленные в электронном виде, хранятся в течение трех лет, после чего подлежат удалению.

Назначение на должность -

Замещение должности

Конкурс на замещение должности — это определение из числа кандидатов на замещение должности наиболее соответствую­щего требованиям должности (условиям конкурса). Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии, к примеру); критерии оценки претендентов; проце­дуры проведения конкурса.

конкурс документов и конкурс-испытание.

Избрание на должность

Выбор на должность

Выборы на должность

Основные функции отбора

функция селекции

Виды адаптации

во-первых, социальную адаптацию,

во-вторых, организационную адаптацию,

в-третьих, профессиональную адаптацию,

в-четвертых,

Этапы адаптации

1) ознакомление, т.е.

6.1.2. Требования к кандидатам на замещение вакантной должности

получение информации о новой ситуа­

2) приспособление,

3) ассимиляция,
группе;

4) идентификация,
лями организации.

Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции).

Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не "специалистами" широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы , а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу , проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru. При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности .

Размер доплаты за замещение вакантной должности

При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства , а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.


Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году .

Абсолютно на все работы даются гарантии .

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Основные способы замещения должности

Отбор персонала завершается замещением должности на ос­новании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Назначение на должность - это юридическое оформление (за­крепление) должностного статуса государственного или муни­ципального служащего, произведенное соответствующим орга­ном власти и выраженное в форме распорядительного докумен­та — постановления, указа, приказа и др.

Замещение должности это способ приобретения граждани­ном соответствующего должностного статуса, оформленного назначением.

В процессе отбора применяется ряд способов замещения долж­ности в зависимости от категории и группы, к которой принадле­жат должности государственной или муниципальной службы.

К числу основных способов замещения должности следует от­нести: конкурсу избрание, выбор, выборы. Ни один из них не обхо­дится без свойственных ему методов и техники отбора. Все эти способы нашли отражение в законодательных актах о государст­венной и муниципальной службе в Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности — это определение из числа кандидатов на замещение должности наиболее соответствую­щего требованиям должности (условиям конкурса).

Голосование:

Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии, к примеру); критерии оценки претендентов; проце­дуры проведения конкурса.

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назна­чения на должность.

Основными способами замещения вакантных должностей го­сударственной и муниципальной службы должны стать конкурс документов и конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным

коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как правило, обязательное наличие у претенден­тов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Количество претендентов не обязательно должно быть более од­ного. Этот способ замещения должности используется в настоя­щее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации.

Выбор на должность - это определение из числа претендентов на замещение должности одного соответствующим органом ли­бо соответствующим должностным лицом. Подобный способ замещения должности не обязательно предполагает гласное об­суждение кандидатов (или их документов) и обоснование моти­вов выбора уполномоченного органа. Этот способ замещения должности характерен для группы младших должностей госу­дарственной и муниципальной службы, а также для должнос­тей, замещение которых осуществляется по решению лиц, заме­щающих должности, для непосредственного исполнения пол­номочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Выборы на должность - это определение из числа претенден­тов на должность одного путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями. Результаты выборов являются необходимым и достаточным ус­ловием для занятия должности. Это основной способ занятия должностей органов государственной власти и органов местно­го самоуправления, в которых непосредственно воплощаются полномочия этих органов, а также должностей в общественных, политических, научных и других организациях.

Основные функции отбора

Отбор в сфере государственной и муниципальной службы, в том числе и профессиональный, выполняет ряд важных соци­альных функций. В их числе функция селекции государственных структур общества от тех категорий людей, которые прежде все­го по формальным критериям не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к государственным и муниципальным служа­щим, а также государственным должностям государственной службы.

Адаптация персонала государственной службы

Одним из важных условий ус­пешного управления персоналом в государственной службе яв­ляется его адаптация к социальной среде в государственных и муниципальных органах. В этой главе раскрываются основные положения адаптации в практике управления персоналом госу­дарственной и муниципальной службы.

Понятие и структура адаптации

Термин «адаптация» взят из биологии, где обозначает приспо­собление строения и функций организма к условиям существо­вания и привыкание к ним. Представители органической шко­лы в социологии заимствовали его для описания некоторых процессов, происходящих в обществе, которое они рассматри­вали как аналог биологического организма.

Долгое время адаптация понималась как односторонний процесс приспособления личности, группы к социальным условиям. Одна­ко сейчас исходят из того, что одновременно происходит и преоб-

разующее влияние личности на социальную среду. Это означает, что человек при поступлении на работу занимает определенную пози­цию в организации, соглашаясь с предъявляемыми к нему требова­ниями, ценностями, нормами, правилами поведения и согласовы­вая свои цели и задачи с целями и интересами организации.

Вместе с тем личность уже имеет сложившуюся систему по­требностей, целей, ценностей и норм, которые детерминируют ее требования к организации. Реализуя эти требования, сотруд­ник и организация влияют друг на друга, взаимодействуют.

Таким образом, трудовую адаптацию можно определить как при­способление, привыкание работника к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм по­ведения, необходимых для выполнения трудовых функций.

Виды адаптации

Трудовая адаптация - многоаспектное явление, которое включает:

во-первых, социальную адаптацию, т.е. получение информа­ции о ценностях, нормах организации, ее формальных и нефор­мальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе. Информа­ция соотносится с прошлым опытом работника, его ценностны­ми ориентирами. Результатом принятия групповых норм явля­ется идентификация сотрудника с коллективом или с одной из формальных или неформальных групп. Социальная адаптация может быть рассмотрена в более широком плане - как «процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, приня­тых в организации, процесс обучения, осознания того, что явля­ется важным в этой организации или ее подразделениях»1;

во-вторых, организационную адаптацию, при которой проис­ходит осознание служащим своей роли в общем производствен­ном процессе. Это достигается при знакомстве с особенностями деятельности подразделения, его местом в общей организаци­онной структуре, режимом работы, системой управления, а так­же с механизмом функционирования всей организации;

в-третьих, профессиональную адаптацию, которая характери­зуется освоением определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков сотрудничества, формированием не­обходимых качеств и позитивного отношения к своему труду;

в-четвертых, психофизиологическую адаптацию, т.е. приспособ­ление к новым психическим и физическим нагрузкам, санитар­но-гигиеническим факторам производства, ритму труда и т.д.

Принято выделять первичную и вторичную адаптацию. Первич­ную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступа­ющие к профессиональной деятельности, не имеющие опыта рабо­ты. Вторичная адаптация — приспособление сотрудников с опреде­ленным опытом профессиональной деятельности, в силу различ­ных обстоятельств меняющих место деятельности или должность.

Этапы адаптации

В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие стадии:

1) ознакомление, т.е. получение информации о новой ситуа­
ции, критериях оценки деятельности, нормах поведения;

2) приспособление, т.е. усвоение новым сотрудником основных
ценностей организации при одновременном сохранении боль­
шинства собственных установок;

3) ассимиляция, т.е. полное приспособление работника к
группе;

4) идентификация, т.е. отождествление целей служащего с це­
лями организации.

По характеру идентификации различают безразличных, час­тично идентифицированных и полностью идентифицирован­ных работников. «Костяк» организации, ее ядро, составляют полностью идентифицированные сотрудники.

Кроме того, выделяют четыре типа поведения человека при включении его в организацию1.

Отношение к нормам поведения в организации: приемлет, не приемлет, разделяет, не разделяет.

Первый тип полностью принимает нормы поведения и цен­ности организации, старается, чтобы его действия не входили в

противоречие с интересами организации. Результаты действий этого человека зависят в основном от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержа­ние его роли.

Второй тип не приемлет ценностей организации, но ведет се­бя в соответствии с принятыми в организации нормами поведе­ния. Является хорошим, но ненадежным работником, способ­ным покинуть организацию или совершить действия, противо­речащие ее интересам.

Третий тип приемлет ценности организации, но не принима­ет норм поведения. Возникают трудности во взаимоотношени­ях с коллегами и руководством. При либеральном отношении к некоторым формам поведения сотрудников со стороны руко­водства они находят свое место в организации и успешно тру­дятся.

Четвертый тип не принимает норм поведения и не разделяет ценностей организации и поэтому постоянно создает кон­фликтные ситуации. Такие люди чаще всего осложняют жизнь коллегам, могут нанести ущерб организации, но они не являют­ся абсолютно неприемлемыми в ней.

Рис. 22. Характер отношений к ценностям организации

Чаще всего личность четко осознает процесс адаптации и стремится успешно его завершить и определить свой новый со­циальный статус. Этому способствует то, насколько быстро и хорошо человек усваивает социальные роли в коллективе, раз-

деляет его нормы и ценности, осознает цели и мотивы в рамках профессии, происходит сближение собственных ориентиров с ориентирами группы.

Адаптация принимает активный характер, когда человек ста­рается приспособить профессию к себе, т.е. идет творческое преобразование профессии сотрудником.

В процессе адаптации иногда может возникать вопрос о мере ее целесообразности применительно к конкретным условиям. Это происходит, когда у нового сотрудника система норм и цен­ностей выше сложившейся в коллективе. В таком случае умест­нее вести речь о приспособлении группы к новичку.

Период адаптации зависит от многих факторов и может со­ставлять срок от одного года до трех лет. В это время человек, делая выводы из последствий своего предыдущего опыта, со­знательно корректирует и меняет свое поведение. Это находит отражение в том, что новый сотрудник, познавая свою функци­ональную роль, учится расставлять акценты в выполняемой им работе с позиции ее важности для организации, оценки качест­ва его работы; научается выполнению таких формально-проце­дурных действий, как назначение и проведение встреч, запол­нение различных форм и анкет, получение и отправка инфор­мации и т.п.; учится понимать и занимать свое место в органи­зации (т.е. правильно вести себя с коллегами и руководством; идет определенное «ранжирование» сотрудников - на кого можно полагаться, кого опасаться и т.д.); учится, как решать свои собственные задачи и добиваться своих целей в организа­ции.

Трудности при адаптации или ее нарушении принято на­зывать дезадаптацией. К следствиям дезадаптации относятся деструктивные конфликты, безразличие к выполняемой ра­боте, уход из подразделения или организации. Кроме того, может возникнуть адаптационный кризис из-за значитель­ного несоответствия знаний и умений требованиям должно­сти.

Результаты адаптации оцениваются по количественным и ка­чественным показателям труда, по отношению работника к ор­ганизации, которое проявляется в его ориентации на перемену или сохранение места работы, профессии, должности, повыше­ние квалификации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

В российском трудовом праве предусмотрено заключение контрактов между сотрудниками и фирмами-работодателями на условиях совмещения и замещения. В чем их специфика?

Что представляет собой совмещение?

Под совмещением в трудовом законодательстве РФ понимается разновидность правоотношений между работодателем и сотрудником, предполагающая выполнение человеком основной и дополнительной работы. Соответственно - профильной для своей должности, а также той, что характерна для иных позиций.

Необходимость в совмещении нередко возникает при расширении производства и временной нехватке кадров в компании. Или же, например, из-за отсутствия основного работника на определенной позиции - вследствие чего другой человек может заменить его посредством совмещения.

При рассматриваемой схеме правоотношений с участием работника и нанимателя первый получает зарплату, во-первых, по своему контракту, а во-вторых - в соответствии с условиями договора, определенными для другой занимаемой позиции. При этом человеку могут идти дополнительные надбавки за переработку - если потребуется его присутствие на работе в течение более чем 8 часов, как в стандартный рабочий день.

Совмещение реализуется только с письменного согласия работника - таковы нормы трудового законодательства РФ.

Что представляет собой замещение?

Под замещением в трудовом законодательстве РФ понимается тип правоотношений между фирмой-работодателем и сотрудником, предполагающий временный отказ человека от выполнения работы, характерной для его основной должности, и выполнение им в течение соответствующего периода трудовых функций по другой позиции.

Необходимость в замещении может возникать на предприятии, в принципе, по тем же причинам, что и в случае с совмещением. Зарплата сотруднику, замещающему другого, начисляется исходя из условий по договору, установленных прежде всего для замещаемой должности.

Но стоит отметить, что в соответствии с нормами ТК РФ работодатель, если на то есть производственная необходимость, имеет право на срок до месяца привлекать сотрудника к работе, не характерной для его трудового договора, за ту же зарплату, что установлена для его обычной должности. При этом заработок человека не может быть ниже, чем в среднем по основной позиции.

Сравнение

Главное отличие совмещения от замещения в том, что первый тип правоотношений предполагает одновременное (или распределенное в рамках рабочего дня) выполнение человеком работы по своей и по другой должности (иногда - даже по нескольким позициям).

Правила замещения вакантной должности

Замещение же означает, что сотрудник временно отказывается от выполнения работы по своей должности и начинает осуществлять трудовую функцию, характеризующую другую позицию в компании.

Совмещение - правоотношение, в которое сотрудник фирмы вступает исключительно добровольно. Замещение в общем случае также предполагает согласие сотрудника на временное изменение работы, но в определенных законом случаях может быть принудительным. Как правило, это касается тех ситуаций, когда замещение требуется в силу производственной необходимости.

Определив, в чем разница между совмещением и замещением, отразим выводы в таблице.

Таблица

Совмещение Замещение
Что общего между ними?
Оба вида трудовых правоотношений инициируются при расширении производства, при необходимости замены отсутствующих сотрудников другими
В чем разница между ними?
Предполагает одновременное выполнение сотрудником фирмы своей трудовой функции и той, что характерна для другой должности Предполагает временный отказ сотрудника от выполнения своей трудовой функции и работу на другой позиции в компании
Является добровольным видом трудовых правоотношений - его реализация требует письменного согласия работника В общем случае согласие сотрудника на временное изменение работы требуется, но в определенных законом ситуациях замещение может быть инициировано нанимателем принудительно

Исследование процедуры конкурса на практике показало неэффективность и безрезультатность введенной законодателем правовой нормы о проведении заседания конкурсной комиссии при наличии двух кандидатов. Необходимо разработать и законодательно установить иной порядок процедуры конкурса, заключающийся в достаточности наличия одного кандидата для того, чтобы считать конкурс состоявшимся, и целесообразности проведения заседания конкурсной комиссии при наличии одного кандидата. С учетом этимологии термина «конкурс», предполагающей наличие именно двух конкурентов и не позволяющей участие одного претендента, рассматривается возможность применения иного термина - «государственный экзамен при поступлении на государственную гражданскую службу».

Так, несмотря на то, что отношения между государственными служащими и государством называются, как правило, государственно-служебными отношениями, в случае, когда заявление с просьбой об участии в конкурсе подает гражданин, а не гражданский служащий, данные правоотношения назвать государственно-служебными не представляется возможным.

Общественные отношения в сфере конкурсного порядка замещения вакантной должности федеральной государственной гражданской службы имеют признаки правовых отношений. Соответственно, целесообразно выделить правоотношение, возникающее в ходе конкурсного порядка, в качестве самостоятельного вида правоотношений, возникающих при поступлении на федеральную государственную гражданскую службу, и именовать его конкурсным правоотношением.

По итогам первого этапа конкурса может быть принято три «отказных» решения: об отказе в приеме документов, об отказе в участии в конкурсе, о недопуске к участию в конкурсе. Из текста Положения о конкурсе не понятно, к компетенции конкурсной комиссии или представителя нанимателя относится принятие данных решений.

Решение об отказе в приеме документов, об отказе претенденту в участии в конкурсе и (или) допуске к участию в конкурсе ориентировано на Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положение о конкурсе и носит довольно формальный, а не оценочный характер. В связи с этим в Положение о конкурсе необходимо внести изменение, изложив один из пунктов в следующей редакции (Приложение №5). Выявив, что решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса, принимаемые открытым голосованием, страдают необъективностью, мы пришли к выводу, что решения конкурсной комиссии необходимо принимать тайным голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

Важно знать, что законодателем не установлен срок между датой окончания приема документов и датой проведения второго этапа конкурса.

Данный срок не установлен, так как представителю нанимателя дано время на проверку достоверности сведений и на оформление в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Если победитель конкурса передумал поступать на государственную службу, то он вправе отказаться от назначения, оформив соответствующее письменное заявление на имя представителя нанимателя. Представитель нанимателя в таком случае вправе считать эту должность вакантной и вновь объявить конкурс для ее замещения. Этот нюанс необходимо также прописать в Положении о конкурсе.

Норма Положения о конкурсе, содержащая право представителя нанимателя принять решение о проведении повторного конкурса в связи с не выявлением победителя, не отвечает сущности конкурса, так как носит диспозитивной характер. В п. 15 Положения о конкурсе необходимо внести изменение, изложив его в следующей редакции: «Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя принимает решение о проведении повторного конкурса в установленном настоящим Положением порядке».

К тому же в Положении о конкурсе необходимо прописать, что очередной конкурс на имеющиеся вакансии должен быть объявлен не позднее чем через 15 календарных дней после проведения предыдущего.

Акт федерального органа исполнительной власти о назначении на должность по результатам конкурса - это индивидуальный письменный правовой акт управления локального характера, действующий с даты, указанной в самом акте.

Для возникновения служебных отношений необходим сложный юридический состав: решение коллегиального органа в лице конкурсной комиссии, решение индивидуального характера представителя нанимателя, решение двух равноправных сторон в виде служебного контракта. Лишь все эти три элемента в совокупности являются основанием возникновения служебного правоотношения, связывающего представителя нанимателя с конкретным лицом, приобретшим статус государственного гражданского служащего.

Предлагаем внести в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» соответствующие изменения.

Так, следует исключить должностной регламент из числа существенных условий, включив в названный закон норму следующего содержания: «Должностной регламент является приложением к служебному контракту, его неотъемлемой частью».

Совершенно необходимо на законодательном уровне по аналогии с утвержденной примерной формой служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации утвердить типовую (или примерную) форму должностного регламента государственного гражданского служащего Российской Федерации.

В Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» необходимо внести дополнения, изложив одну из норм ст. 27 в следующей редакции: «При заключении срочного служебного контракта на срок от одного года до двух лет испытание не может превышать трех месяцев. При заключении срочного служебного контракта на срок от двух до пяти лет испытание не может превышать шести месяцев».

В связи с тем что испытание может устанавливаться, в том числе, при переводе гражданского служащего с одной должности на другую, название статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должно звучать следующим образом - «Испытание при замещении гражданским служащим должности гражданской службы».

В целях привлечения молодых кадров с соответствующим уровнем профессионального образования целесообразно издать отдельный нормативный правовой акт, регулирующий механизм поступления на федеральную государственную гражданскую службу именно выпускников высших учебных заведений.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя определенный пакет документов.

В п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует внести изменения в части представления гражданином не только трудовой книжки, но и иных документов, подтверждающих трудовую (служебную) деятельность гражданина.

Часть 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует дополнить нормой о необходимости представления документа об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

В связи с вышеизложенным, мы пришли к выводу о том, что целесообразно разработать и принять три базовых законодательных документа в сфере государственного управления и государственной гражданской службы:

1) комплексный законодательный акт, регулирующий организацию и условия прохождения государственной гражданской службы;

2) закон, утверждающий реестры государственных должностей и должностей государственной гражданской службы;

3) законодательный акт, предусматривающий гарантии деятельности лиц, замещающих государственные должности, ввиду того, что федеральным законодательством не регулируются вопросы гарантии деятельности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

К основным направлениям реформирования и развития государственной гражданской службы региона также относятся:

Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;

Создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной гражданской службы;

Формирование системы управления государственной гражданской службой.

Без полноценной системы управления обеспечить результативное реформирование государственной гражданской службы невозможно.

Система управления государственной гражданской службой необходима для обеспечения единства государственной гражданской службы, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную гражданскую службу, прохождения и прекращения государственной гражданской службы, а также профессионального развития государственных гражданских служащих.

В целях формирования и функционирования системы управления государственной гражданской службой, а также для обеспечения соблюдения единства принципов государственной гражданской службы, установленных Федеральным законом, в регионе должен быть создан государственный орган по управлению государственной гражданской службой. Логичнее всего такой орган назвать Государственной инспекцией по управлению государственной гражданской службой. Проект закона «О государственном органе по управлению государственной гражданской службой» уже разработан. Однако внесение его на рассмотрение регионального парламента видится преждевременным ввиду отсутствия федерального закона, регулирующего отношения, связанные с основными принципами создания и организацией деятельности федерального органа по управлению государственной гражданской службой.

Координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу, прохождения и прекращения гражданской службы;

Формирование и использование кадрового резерва гражданских служащих для замещения должностей гражданской службы;

Ведение реестра гражданских служащих;

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих;

Правовое, организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности подразделений государственных органов по вопросам гражданской службы и кадров;

Осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе;

Контроль за обеспечением государственных социальных гарантий лиц, уволенных с гражданской службы, предусмотренных законами; - обеспечение программ реформирования и развития гражданской службы; - взаимодействие с федеральным государственным органом по управлению государственной гражданской службой.

Государственная инспекция должна стать постоянно действующим проводником принятых законодательных решений о реформировании государственной гражданской службы, эффективным средством преодоления ее внутренней инерции, противовесом ведомственной политики. Государственной инспекции следует предоставить право издавать официальные разъяснения и предписания по вопросам применения законодательства о государственной гражданской службе, принимать обязательные для всех государственных органов типовые межведомственные нормативные акты административные и должностные регламенты, правила служебного распорядка). Она должна принимать непосредственное участие в разработке и реализации региональной программы развития гражданской службы, в проведении соответствующих экспериментов, внедрении новых кадровых технологий, прогрессивных форм и методов оценки и стимулирования труда государственных гражданских служащих.

Приведение законодательной базы государственной гражданской службы в соответствие с федеральным законодательством и формирование системы управления государственной гражданской службой позволит обеспечить и престиж государственной гражданской службы, ее открытость в интересах развития гражданского общества, повысить эффективность гражданской службы, оптимизировать затраты на содержание гражданских служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной гражданской службы.

С учетом сложившейся многолетней практики избрание по конкурсу должно осуществляться на заседании ученого совета образовательной организации.

Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ученый совет наряду с общим собранием (конференцией) работников и обучающихся относится к коллегиальным органам управления организации, осуществляющей реализацию образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

Если в уставе такой организации указано, что конкурсное избрание на должности ассистентов, преподавателей, старших преподавателей и доцентов проводится на ученом совете факультета (института), то обсуждение и конкурсный отбор на указанные должности должны проводиться на ученом совете факультета (института).

При этом ученый совет может предложить участнику конкурса провести пробные лекции или другие учебные занятия (п. 11 Положения). Тематика и объем пробных занятий устанавливаются образовательной организацией с учетом пожеланий претендентов.

Как определяется победитель конкурса для педагога

Решение ученого совета принимается по результатам тайного голосования.

Перед его началом для подсчета голосов из числа членов ученого совета избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек. По каждой кандидатуре, принимавшей участие в конкурсе, результаты голосования оглашаются отдельно. Протокол счетной комиссии утверждается ученым советом образовательной организации и приобщается к материалам конкурса.

При получении претендентами (два и более), участвующими в конкурсе, равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета. Если ни один из претендентов не получил более 50% голосов, конкурсный отбор признается несостоявшимся — образовательная организация объявляет новый конкурс.

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования более половины голосов от числа принявших участие в голосовании при кворуме в две трети списочного состава ученого совета.

В случае если голосование проводилось по единственному претенденту со стороны и он не набрал необходимого количества голосов, конкурс признается несостоявшимся. Если же единственный кандидат — это работающий в данной образовательной организации преподаватель, то в случае неизбрания по конкурсу трудовой договор с ним прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора), а сам конкурс также признается несостоявшимся.

Решение ученого совета об избрании лица на определенную профессорско-преподавательскую должность — юридический факт, на который опирается ректор образовательной организации при заключении трудового договора с победившим участником конкурса.

После принятия решения об избрании на должность одного из нескольких претендентов изменяется как субъектный состав, так и содержание конкурсных правоотношений. С этого момента образовательная организация связана определенными обязательствами только с конкретным участником конкурса, избранным ученым советом. Для данного претендента конкурсные правоотношения трансформируются в трудовые, а для всех остальных прекращаются.

Обратите внимание
Неявка претендента на ученый совет не является препятствием для проведения конкурса.

Правоотношения с теми участниками, которые не прошли конкурс, прекращаются. Каждому из них выдается мотивированное заключение ученого совета образовательной организации об избрании конкретного участника конкурса. Представляется, что мотивированное заключение о результатах конкурсного отбора должно быть направлено заинтересованным лицам в недельный срок. Документы, ранее поданные претендентами, не прошедшими конкурс, могут быть возвращены им по их письменному заявлению сразу после завершения процедуры отбора.

Таким образом, решение ученого совета об избрании конкретного претендента прекращает правоотношения (между образовательной организацией и участниками конкурса), которые возникли и развились до его принятия.

Решение ученого совета утверждается приказом ректора.

Ситуация

Решением совета претендент избран на должность. Может ли ректор не согласиться с таким решением?

Решение ученого совета об избрании претендента на конкретную педагогическую должность есть юридический акт, обязательный для ректора. Коль скоро решение ученого совета является обязательным для ректора, то в случае его принятия без каких-либо нарушений действующего Положения о конкурсе ректору не удастся оспорить акт избрания. Не утвердить решение ученого совета он может лишь в связи с нарушением процедуры проведения конкурсного отбора. Следовательно, ректор обязан дать объективную оценку результатам конкурса, т. е. утвердить решение, принятое ученым советом.

Утверждение ректором решения совета (кстати, в Положении эта процедура не упомянута) по своей юридической природе является актом управления, формой осуществления властных полномочий. При этом властные полномочия проявляются по отношению к выборному представительному органу — ученому совету, а не к избранному претенденту и являются административно-правовыми. А отношения между победившим участником конкурса и образовательной организацией, возникающие на основании акта избрания, относятся к области трудовых.

Заключение трудового договора с педагогом

После принятия ученым советом решения об избрании претендента по конкурсу обе стороны — избранный претендент и образовательная организация в лице ректора, представляющего ее интересы, — должны изъявить обоюдное согласие на установление трудовых правоотношений. Это происходит на стадии обсуждения и заключения трудового договора.

Ситуация

Пройдя отбор, претендент заявил, что параллельно участвовал еще в одном конкурсе, по результатам которого также был избран на должность. Может ли он отказаться заключить с нами трудовой договор и поступить на работу в другую организацию?

Претендент, успешно прошедший конкурс, ни в коем случае не обязан заключать трудовой договор с образовательной организацией. Даже если изначально он и намеревался это сделать, он может в любой момент передумать и отказаться и от участия в конкурсе, и тем более от заключения трудового договора.

При этом никто не запрещает участвовать в конкурсе одновременно в двух или более образовательных организациях, а впоследствии выбрать, с какой из них заключить трудовой договор.

Срок, в течение которого избранный по конкурсу кандидат может претендовать на заключение с образовательной организацией трудового договора, конкретизирован (ограничен) в п. 17 Положения. Должность научно-педагогического работника вновь объявляется вакантной, если в течение 30 календарных дней с даты принятия соответствующего решения ученым советом образовательной организации лицо, впервые успешно прошедшее конкурс на замещение должности, не заключило трудовой договор с работодателем по собственной инициативе.

Неявка претендента в течение указанного срока для заключения трудового договора лишает его впоследствии права требовать от образовательной организации заключения договора на основании акта избрания по конкурсу, который просто утрачивает юридическое значение.

Проблема

Ранее для рассмотрения документов участников конкурса ученый совет образовательной организации (факультета, института) избирал тайным голосованием на учебный год комиссию по замещению должностей научно-педагогических работников (далее — конкурсная комиссия). Конкурсная комиссия изучала материалы, поступившие от участников конкурса, и представляла на рассмотрение ученого совета обоснованную рекомендацию в письменной форме по каждому претенденту. По сути, она представляла совещательный орган при ректоре (декане факультета, директоре института), призванный оказывать необходимую помощь в подборе высококвалифицированных кадров для образовательной организации.

С одной стороны, комиссия имела право потребовать от участников конкурса разъяснений по любому возникшему у нее вопросу, с другой — ее рекомендации ученому совету носили сугубо необязательный характер, так что ученый совет не был связан ими при принятии решений. Не решала конкурсная комиссия и вопрос о допуске или отказе тому или иному лицу в участии в конкурсе. Представляется, что и в настоящее время рассмотрение кандидатур, пожелавших принять участие в конкурсе, желательно было бы выносить на специально создаваемые конкурсные комиссии.

Ученый совет досконально не изучает профессиональные и личные качества претендентов и в большинстве случаев просто соглашается, например, с рекомендацией кафедры. Кафедра же не всегда бывает объективной, особенно если в конкурсе участвуют ее преподаватели и лицо, ранее в образовательной организации не работавшее (претендент со стороны). В подобном случае, вероятнее всего, сотрудники будут рекомендовать своего коллегу только потому, что он уже здесь работает. И наоборот: если на кафедре сложилась конфликтная ситуация, коллектив может проигнорировать профессиональные качества вовлеченного в нее преподавателя. Также следует иметь в виду, что кафедра — это небольшой коллектив, состоящий из единомышленников заведующего, и его единоличное мнение о той или иной кандидатуре может оказаться решающим.

Поэтому введение в процедуру конкурсного избрания дополнительного этапа — рассмотрения участников на конкурсной комиссии — в какой-то мере поможет избежать необъективной оценки претендентов членами ученого совета.

Конкурсная комиссия выделяла бы одного из кандидатов, наиболее достойного, на ее взгляд, для замещения данной педагогической должности. И тот получал бы существенные преимущества (поддержку конкурсной комиссии), значительно сужающие возможности других участников.

По итогам работы конкурсная комиссия принимала бы документ — мотивированное заключение (рекомендация) в письменной форме — и направляла его в ученый совет организации.

Обоснованность этого заключения позволила бы членам ученого совета избрать лучшего претендента на педагогическую должность. При этом, как известно, члены совета не обязаны прислушаться к мнению конкурсной комиссии — оно остается рекомендательным, что обеспечивало бы известную объективность процедуры.

На какой срок заключается договор?

Согласно действующему законодательству с преподавателями организаций высшего образования, а также реализующих дополнительные профессиональные программы можно заключать как бессрочные, так и срочные трудовые договоры (ч. 1 ст. 332 ТК РФ).

Если был оформлен срочный трудовой договор, то при повторном избрании преподавателя на должность новый договор может не заключаться. В подобных случаях действие договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный (не более пяти лет) или неопределенный срок (ч. 8 ст. 332 ТК РФ).

Условия, при которых трудовой договор с преподавателем может быть заключен на неопределенный срок, устанавливает образовательная организация. Она же принимает решение о заключении с конкретным сотрудником именно бессрочного трудового договора.

На заметку

Отдельным законом регулируется правовой статус двух ведущих классических университетов страны: МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ.

Оба вуза относятся к старейшим образовательным учреждениям высшего образования России и имеют огромное значение для развития российского общества.

Согласно Положению эти университеты вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников.

В этих положениях должны быть отражены правовые и процедурные вопросы организации и проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников этих образовательных организаций, не нашедшие должного отражения в Положении.

Пример

В американских университетах постоянный контракт (трудовой договор на неопределенный срок) заключается с преподавателем, как правило, после 6-7 лет работы в университете по срочному контракту, который продлевается ежегодно.

Следует отметить, что для преподавателей, избранных на должность на постоянной основе, повторные конкурсы проводить не нужно. Однако в этом случае с учетом ч. 10 ст. 332 ТК РФ в целях подтверждения соответствия занимаемой должности преподаватель раз в пять лет обязан проходить аттестацию. Главной особенностью трудового договора, заключенного на неопределенный срок, является возможность его прекращения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

На заметку

Участие работающего преподавателя в конкурсном избрании на новый срок следует отличать от аттестации преподавателя, которую он обязан проходить раз в пять лет, если ранее с ним был заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Подобная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия преподавателя занимаемой им должности согласно Положению о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 795.

Процедура конкурса предусматривает выдвижение кандидатур, их обсуждение и отбор, голосование по кандидатам и т. п.

В случае с аттестацией ничего подобного не происходит. Кроме того, деловые качества работника определяет коллектив образовательной организации — члены ученого совета, а не аттестационная комиссия (достаточно узкая группа лиц). Представляется, что сам порядок конкурсного избрания более демократичен, чем аттестация.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: