Православие иверская икона божьей матери. В чем помогает Иверская икона Божией матери. Икона Иверская мироточивая

Иверская икона Богоматери является одной из самых почитаемых в православном мире. Она обладает чудотворным даром, который множество раз помогал всем страждущим.

Икона Богоматери «Иверская» почитается христианами всего мира. Молитвы перед ней возносят все, кому необходима помощь и поддержка. Просят у Богоматери исцеления от всевозможных недугов, прощения за грехи и неблагочестивые деяния. Благодать, исходящая от иконы, способна указать путь к исправлению, дать надежду на светлое будущее, а также исцелить заболевания.

История иконы

По одному из преданий, Богородица вместе с апостолами после празднования Пятидесятницы бросала жребий, по которому должна была отправиться в Иверию (современную Грузию). Однако ее остановил Божий посланник. Ангел провозгласил, что Богоматерь должна остаться в Иерусалиме. Тогда она попросила у апостолов принести ей доску, на который писали иконы. Умывшись, она приложилась к доске. Эту икону она отправила вместе с апостолом Андреем Первозванным, указав, что ее образ будет сопровождать посланника и придаст ему сил в проповедовании православия.

Не менее интересно обретение чудотворной иконы. В христианском мире наступил покой, но ненадолго. Началась очередная волна борьбы с православными иконами. Однажды иконоборцы ворвались в церковь, где хранился Иверский образ. В то время там молилась одна праведная женщина с сыном, на пожертвования которых и был выстроен этот собор. С нее потребовали крупную сумму денег, а услышав отказ, один из нечестивцев ударил по иконе, которая начала кровоточить. В ужасе иконоборцы выбежали из церкви, а вдова еще усерднее начала молиться, прося у высших Сил совета. Молитвенные слова они продолжили на берегу моря, а затем положили икону в спокойные воды. Чудесным образом лик Пречистой поднялся и уплыл в неизвестном направлении. Вдова спасла сына, повелев ему убежать из города, и юноша отправился на Афон. Там он принял постриг и поведал монахам чудесную историю спасения лика. После его кончины монахи проводили время на берегу моря за беседами. Неожиданно прямо из воды поднялся огненный столп, который озарил все вокруг ярким пламенем. Когда сияние утихло, среди вод они обнаружили тот самый лик Иверской Богоматери. Однако далась она в руки верующим только после долгих молитв Господу. С тех пор местом ее «обитания» стал Иверский монастырь.

Где находится Иверская икона Богоматери

Первоначально лик Богоматери находился в Греции. В 17 веке списки с иконы начали распространяться по России. Сейчас икону можно найти практически в каждом уголке страны, и наиболее известны следующие храмы:

  • Москва, Новодевичий монастырь;
  • Валдай, Иверский монастырь;
  • Тамбов, Сухотинский монастырь;
  • Печоры, Псковско-Печерский монастырь;
  • Санкт-Петербург, Воскресенский собор;
  • Самара, Иверский монастырь;
  • Ростов-на-Дону, Свято-Иверский монастырь.

Описание чудотворного лика

Икона написана в классическом стиле. На ней мы видим Богоматерь, на левой руке которой располагается Младенец. Правая рука Богородицы поднята в благословляющем жесте, который одновременно указывает на Богомладенца. Рана, изображенная на щеке Божией Матери, является отголоском трагических событий, когда один из иконоборцев нанес по иконе удар мечом. Эта деталь является отличительной чертой иконы. В левой руке Младенца выписан свиток со святыми текстами, а правая поднята в жесте благословения и направлена к Матери.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери

Помолиться перед чудотворным ликом может каждый, кому нужна поддержка и опора в жизни. Иверской Богоматери доверяют все сердечные и душевные невзгоды, просят отпущения грехов, наставлений и покровительства. Молитвенные слова исцеляют многих от телесных и душевных недугов. Также Богоматерь является хранительницей домашнего очага и домочадцев , ограждая их от любого зла, как от людского, так и от дьявольских происков. Нередки случаи исцеления от смертельных недугов, о чем свидетельствуют записи, дошедшие до нашего времени. Так, в 1982 году список с иконы Иверской Богоматери в Канаде на богослужении начал источать миро и исцелил прихожан от параличей, заболеваний крови и прочих болезней.

Дни празднования иконы

В православном мире несколько раз в году почитают Иверскую Богоматерь:

  • 25 (12 по старому стилю) февраля:
  • во вторник Светлой седмицы (празднование является переходящим) в честь чудесного обретения иконы на горе Афон;
  • 26 (13 по старому стилю) октября, в день перенесения списка с иконы в Москву в 1648 году.

Молитвы перед чудотворным образом

«Пресвятая Богородица, Дева Мария, славься! Прими наши молитвы, во спасение душ наших грешных произносимые. Внемли словам нашим да не оставь рабов Божьих в смятении. Отпусти нам грехи, в коих раскаиваемся, да укажи дланью путь, к Господу восходящий. Утешь скорби наши душевные да успокой недуги телесные. Да будем славить мы имя Господа нашего Всемогущего во веки веков. Аминь».

«Богородица и Заступница всего рода человеческого! К Тебе возносим молитвы во смирении. Избави нас, рабов Божьих, от происков дьявольских да от пересудов людских. Не дай нам вогнать себя во искушение и помоги обрести Царствие Небесное в конце пути жизненного. Направляй, Мати Дева Мария, нас, грешных, своей дланью да укрой от нечестивцев и неверцев. Да позволи проповедовать Слово Божие, воспитывать чад своих в православии и благолепии. защити дома наши и семьи от любого зла. Аминь».

Икона Иверской Богоматери есть во многих домашних иконостасах . Люди прибегают к помощи Богоматери, славят ее за защиту и покровительство, молятся перед ее ликом, а также рассказывают о победах в жизни. Каждый может приобрести эту чудотворную икону и молиться перед ней не только в скорби, но и в радости. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иверская икона Божьей Матери – одна из самых древних богородичных икон. Святыня чудотворная с уникальной историей по церковному преданию относится к числу тех, что были написаны апостолом Лукой, а его иконописные труды, запечатлевшие облик Пречистой, насчитывают, по разным сведениям, от трех до семидесяти икон, написанных с Ее благословения еще при земной жизни Владычицы.

По церковному же преданию, на земле существуют несколько Вселенских Жребиев – уделов Богородицы, которые находятся по Ее милости на Ее особом попечении. Иверская икона соединяет в себе четыре таких Жребия: Иверский, Афонский, Киевской Руси и Дивеевский. Вкратце же эта история выглядит так.

Хранительница Иверии
Версия происхождения первоначального списка Иверской иконы

Первый Свой удел Божья Матерь получила в день Пятидесятницы, когда апостолы получали назначение по жребию, в какую страну им идти для проповеди Господней веры. Пречистая сказала, что и Она желает принять в том участие, чтобы и у Нее была страна по воле Господа, и, бросив жребий вместе с апостолами, получила Иверию (так ныне называется Грузия). Она с радостью собралась отправиться туда, но ангел принес Ей благовестие о том, чтобы Она пока оставалась в Иерусалиме, а христианская вера еще придет и в языческую в то время Иверию. Вместо Себя в иверийскую землю Она отправила апостола Андрея Первозванного, и здесь мы встречаемся еще с одной версией возникновения первоначального, исходного списка иконы Божьей Матери, получившей название Иверской. Предание Церкви гласит, что Царица Небесная велела принести ей доску, на каких писали иконы, и, умывшись, приложила свой светоносный лик к доске. А когда отняла лик – на доске отпечатался Её образ с Младенцем Христом на руках. Лик Ее на иконе был строг, почти суров, а Сама Она сказала святому апостолу Андрею, что таким образом Она посылает Себя на этом образе и так Она станет Хранительницей Иверии и тех, кто населяет эту страну, и будет молить за них Сына Своего. К тому времени в Иверии уже вел проповедь Христовой веры святой апостол Симон Кананит.




Когда в I веке от Рождества Христова в Иудее начались гонения на христиан, Матерь Божья со святым апостолом Иоанном Богословом решили покинуть Иерусалим и двинулись на Кипр. По пути они пристали к Афонской горе. Увидев гору, Богоматерь попросила Господа дать Ей Афон во Второй удел, и Господь отдал Ей в дар Афон, сказав, что отныне на этом месте всегда будет особая Божья благодать со всеми, кто будет отныне и впредь населять Афонскую гору в своем желании спасения. И Матерь Божья также объявила Священную гору до скончания времен местом, которому Она будет вечной Заступницей и Ходатаицей перед Богом.

Но, уже покинув земной удел, Царица Небесная сокрушалась, что Первый Ее удел – Иверия – еще не крещен в должной мере. Потому в IV веке Она направила в Иверскую землю святую Нину , явившись ей в сновидении и вручив ей крест, который был сделан из виноградной лозы (мы же помним, что Иверия – древнее название Грузии, славной своими виноградниками и винодельческой традицией). Святая Нина перевязала крест, который по пробуждении нашла у себя в руках, своими волосами и, испросив благословения у Патриарха Иерусалимского, отправилась в Иверию. Здесь она узнала обычаи народа, обучилась языку.

Город Мцхета в древние времена был столицей Картлинского царства. Святая Нина пришла сюда, когда в городе праздновали какой-то языческий праздник, но для православных это был праздник Преображения Господня – события, преображающего духовное состояние человека. Она начала горячо молиться. И тут же поднялся ураганный ветер, уничтоживший идолов, которым народ возносил жертвенные просьбы. Святая Нина проповедовала Евангелие, и Господь даровал ей способность к исцелению людей от болезней.

После того как она исцелила супругу царя Мириана, царь принял Святое крещение, и прибывший сюда по поручению царя Константина Великого епископ Иоанн вместе со святой Ниной окрестил и царя страны, и весь ее народ. Так было исполнено поручение Божьей Матери об обращении в веру истинную Ее Первого Вселенского удела, и с IV века началась история Грузии как страны христианской. В память о том, что крещение Грузии началось в праздник Преображения, в Мцхете был воздвигнут храм Преображения Господня.

Примерно в Х веке из Иверии в Афон прибыли грузинские иноки из рода царей Багратионов. Их звали Иоанн Иверский и Иоанн Торникий, и до XIX века насельниками обители, восстановленной ими на месте Климентова монастыря, от которого к тому времени остались одни руины, были иноки только грузинского происхождения. Этот монастырь назвали Иверон, находится он в той области Афона, что и не менее знаменитый Ватопед, и здесь была явлена из моря чудотворная Иверская икона Божьей Матери, соединившая Первый и Второй уделы Царицы Небесной.

Хранительница Афона
Чудесное обретение Иверской иконы Божьей Матери

Обретение иконы произошло чудесным образом. После того, как окончательно были посрамлены носители арианской ереси, и в христианском мире наступил долгожданный покой без смут и метаний, появилась новая ересь – иконоборчество, направленное против почитания православными христианами их святынь – икон.

Ересь пришла из Греции в конце XIII века, и гонения на православных длились до Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в 747 году, на котором было восстановлено иконопочитание, а иконоборцы отлучены от церкви. Однако период иконоборчества затянулся до 843 года, когда защитником иконопочитания Мефодием на созванном им соборе был установлен и совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия, и мы, православные христиане, помня об этом событии, празднуем «Торжество Православия» в первую неделю (воскресенье) Великого поста.

Так вот, во времена иконоборчества в Малой Азии (территория современной Турции) в области Никея жила вдова с сыном, исповедовавшая святую православную веру. Вдова была богата и потому возле дома поставила церковь, где находился старинный образ Пречистой, которую почитала как бесценное сокровище. Когда иконоборцы пришли в дом женщины, они увидели через окно храм. Ворвавшись туда, они стали требовать денег, но женщина сказала, что сейчас у нее нет такой суммы, тогда один из нечестивцев мечом ударил по лику Богоматери, и из него, как из живого человеческого лица, потекла кровь. Разбойники пришли в ужас и убежали, но, убегая, обещали, что вернутся утром.

Ночью вдова вместе с сыном долго молилась в храме, чтобы Господь дал им знак, как сохранить Пресветлый лик Богоматери. Затем они взяли икону и вышли на берег моря и там молились перед ней, как молились бы перед Самой Владычицей. С молитвой они положили икону на воду плашмя, но она вдруг стала вертикально и поплыла в неизвестном направлении от берега. После этого чуда мать с сыном обнялись, решив, что сыну надо бежать прочь из Никеи, а мать попробует остаться и укрыться где-нибудь от иконоборцев.

Юноша бежал в Фессалоники, оттуда – на Афон, где был принят в Иверский монастырь. Там он принял постриг, вел жизнь подвижника, там и скончался – от него иверские монахи узнали о чудесном спасении иконы, которая ушла в море.

И вот однажды, когда старцы сидели над морем у монастырских ворот и вели спасительные беседы о вере, вдруг увидели они над морем огненный столп, взметнувшийся до неба. Видение ужаснуло их, они воззвали к Богу, а столп не исчезал и к ночи воссиял еще сильнее. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Афону. Когда на берег, на котором располагался Иверон, сошлись братии всех Афонских монастырей, то столп угас, а они увидели в море икону Божьей Матери и хотели достать ее. Но едва к ней приближались, чтобы взять в руки, икона отстранялась.

Тогда все, кто был на берегу, собрались в храме Иверона и начали горячо молиться Господу о том, чтобы Он позволил обретенную из морской пучины икону Божьей Матери доставить в обитель. Господь внял их молитвам, но для того, чтобы доставить святыню в монастырь, избрал самого скромного монаха, грузина по имени Гавриил, известного теперь как святой Гавриил Святогорец. Гавриил вел отшельнический образ жизни в непрестанном молении Богу. Летом он уходил к самым высоким Афонским вершинам, с зимой возвращался в обитель, но здесь, не вступая ни с кем в общение, затворялся в своей келье. Он носил власяницу, пищей ему служили травы Афона, пил только воду.

Во время его недолгого сна ему явилась Сама Богородица и велела ему отставить отшельничество и идти в монастырь к настоятелю. Там сказать ему, что Она желает отдать свой образ, пришедший по морю в монастырь, а затем он, Гавриил, должен с верой и без страха пройти по морской глади, взять икону и вынести ее на берег, в обитель, которую отныне Она будет защищать…

Он сделал все, как повелела Царица Небесная: все собрались и с молитвами и каждением вышли на берег. Гавриил ступил на воду, прошел над пучиной, икона сама приблизилась к нему. Вознося в молитвенном пении хвалу Господу, он взял образ Её и вынес на берег. Трое суток затем в храме беспрерывно шла служба перед образом, поставленным на святой алтарь. А на другой день, когда ктитор вошел в храм для приготовления к заутрене, то не нашел там иконы. Монахи начали ее искать и нашли над монастырскими вратами. Они вновь водворили ее на алтарь, и вновь неведомыми силами она очутилась над вратами, и так было не раз и не два, пока монахи не поняли, что такова воля Той, что изображена на иконе.

Об этом им снова возвестил отшельник Гавриил, которому явилась Пречистая и потребовала, чтобы он снова шел в монастырь и сказал настоятелю и братии, что Она послала им икону свою не затем, что они ее охраняли, а чтоб Ей Самой, чей лик на этой иконе, стать навеки Хранительницей и Иверона, и всего Её Второго удела – Афона. Икону же с тех пор стали звать Портаитиссой – Вратарницей.

(Надо отметить интересную параллель – ведший ангельскую жизнь монах Гавриил носил то же имя, что и архангел Гавриил – один из главных вестников о Господе и о Богоматери, являвшийся с посланиями от Бога и к святым Иоакиму и Анне о рождении у них Богоматери, и к Деве Марии и Йосифу Обручнику с вестью о Рождестве Младенца Иисуса. Он же возвещал Захарии и Елисавете о рождении Иоанна Крестителя, и ветхозаветному пророку Исайе о будущем приходе Мессии. И вот ангельски живущий монах Гавриил также стал вестником Царицы Небесной.)

Иверский монастырь с тех пор стал домом этой иконы, а во дворе обители возвели небольшой храм во имя покровительницы Афона – Портаитиссы, и с тех пор она находится в боковом приделе, слегка выступающем вперед, в богатом окладе, украшенная драгоценными камнями. Выражение лика Ее некоторым кажется чрезвычайно строгим, другие глядят на образ, но не видят ничего, кроме величественного покоя. Перед иконой висит неугасимая лампада, столь же дивно изукрашенная, ее зовут «Лампадой Вратарницы». У лампады есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении бедствий огромного размаха – эпидемии, землетрясения с роковыми последствиями, нашествия врагов. Жители Афона рассказывают: перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края, но Вратарница не допустила их вторжения на Афон. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед Спитакским землетрясением, перед другими событиями планетарного масштаба.

И постоянно Хранительница Иверона – Матерь Божья являла братии свое знаменательное присутствие и попечение. Во время голода Она послала опечаленного тем, что нечем кормить монахов, настоятеля в амбар, и там оказалось полно муки. Закрома всегда были полны прочей необходимой провизии, сами собой гасли возникавшие пожары, а враги не смели подойти к Афону. В ворота Иверона не могут войти нераскаявшиеся грешники. По преданию, в 422 году дочь царя Феодосия Плакидия прибыла в Ватопед, но голос Матери Божьей воспретил ей войти в обитель. С тех пор Афон по повелению Богоматери недоступен для посещения женщин.

Третий и четвертый удел Богородицы

Третий Вселенский Жребий Богоматери – удел Киевская Русь, истинный оплот православного христианства, который Богородица благословила через подвижника – святого преподобного Антония Печерского. В начале XI века он пришел на Афон, долгое время провел там и непрестанно возрастал в духовном стяжании, но, исполняя волю Пречистой, вернулся на Русь. Игумен, который провожал его, предрек преподобному, что он станет первым духовным отцом российского монашества. Так и произошло – преподобный Антоний Печерский основал Киево-Печерскую лавру. По велению Пречистой в Киеве была воздвигнута и освящена Великая Лаврская Успенская церковь, сюда же была принесена икона Её Успения.

Здесь же, в первой столице Руси, Божья Матерь объявила о новом будущем своем уделе – Четвертом Её Вселенском Жребии. Им стала Дивеевская обитель. Богоматерь явилась схимонахине Александре – ее мирское имя Агафья Семеновна Мельгунова. Пречистая велела монахине, подобно тому, как Она направила преподобного Антония Печерского из Афона в Киев устраивать Ее Третий Жребий, идти на север в Дивеево. Доныне Дивеевская обитель, к устроению которой приложил великие труды святой преподобный Серафим Саровский (ему не раз являлась Богородица, называя его «любимиче Мой»), стала местом, управляемым Самой Царицей Небесной.

Вот так чудесно оказались связаны между собою через Святую гору Афон и Иверскую икону Божьей Матери все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной.

Иноки Иверона каждое утро приходили смотреть – не покинула ли их Портаитисса, ибо верят, что если такой трагический день наступит – это станет вселенской трагедией, знаком того, что близок конец времен.

Какое чудо произошло

Об исцелениях от сложных и запущенных болезней после молитвенных обращений, есть, кроме устных, которые хранились преданием, и множество письменных свидетельств.

Известный московский купец Дометий Диомидов Мещанинов известил афонского архимандрита Феодосия, что после акафиста перед Иверской иконой Божьей Матери, прибывшей в Москву из Софрониевой пустыни, получил на 71-м году жизни полное исцеление от подагры. Случай для такого возраста удивительный.

Жене купца из города Боброва Воронежской губернии Любови Григорьевой было видение, в котором она получила повеление идти в Софрониеву пустынь и там отслужить перед Иверской иконой Божьей Матери молебен с акафистом о здравии тяжелобольного двухлетнего сына. Там же, после совершения всего назначенного ей в видении, сын был исцелен, и она во всеуслышание объявила в храме при старцах и прочих присутствующих о полном исцелении мальчика.

В 1982 году в Монреаль (Канада) мироточащую Иверскую икону, написанную в 1981 году с оригинала Портаитиссы греческим монахом, привез с Афона испанец, исповедовавший Православие, Иосиф Муньос Кортес. Икона мироточила постоянно, кроме Страстной недели перед Пасхой. Миро истекало из рук Богоматери, Младенца и звезды на правом плече одеяния Пречистой. После молебнов и акафистов перед ней излечивались самые тяжелые и неизлечимые заболевания – например, полный паралич, лейкоз и пр.

Не менее удивительны и благодатны случаи, когда после лицезрения этой иконы люди возобновляли церковную жизнь – вновь начинали посещать богослужения и участвовать в таинствах церкви, таких, как исповедь, причастие, миропомазание и т.д. Известен случай, когда женщина после гибели сына решила покончить жизнь самоубийством, но после молитвы перед этой иконой раскаялась в своем решении и вновь обрела радость и желание жить.



Почитание Иверской иконы Божьей Матери столь велико, что известны случаи, когда поклониться ей приходили и католики, и протестанты, некоторые даже принимали Православие – так велико было ее воздействие, а, по сути, действие через нее самой Пречистой.

В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель Монреальской Иверской иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при нераскрытых обстоятельствах, а икона исчезла.

Но надо верить, что Монреальская Иверская святыня сама еще обнаружит себя, когда настанет срок, ибо Та, что на ней изображена, не потерпит вольного обращения с Ее святым образом и вновь откроется миру, как еще одно благовестие о несказанной милости Господней, вечно простирающейся над нами.

Значение иконы

Иверская икона Божьей Матери – прямое свидетельство тому, что Она действительно взяла в усыновление, под свое святое заступничество весь род людской. Пришедшая чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто молится денно и нощно на Святой горе за весь людской род. Вратарница – Иверская икона – соединяет в себе указание на все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной на земле. Это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах – Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.

Празднование иконе совершается 25 (12) февраля, во вторник Светлой седмицы Святой Пасхи, и 26 (13) октября. Эти даты являются престольными праздниками нашего храма.

В царствование императора Феофила около города Никеи жила благочестивая, богатая вдова с единственным сыном. У нее была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко от своего дома выстроила церковь и поставила в нее святую икону.

В 829 году император Феофил начал преследовать почитателей святых икон. По всей империи были разосланы царские воины отыскивать иконы и уничтожать их, а почитавших их жестоко мучить. Один из воинов, увидя у вдовы икону, с гневом ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающегося. К ужасу воина из язвы потекла кровь. Пораженный этим, воин с раскаянием пал пред иконою Богородицы, оставил ересь и окончил жизнь иноком.

Вдове он посоветовал скрыть икону, чтобы спасти от поруганий. Усердно помолясь пред иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее в небольшую лодку и пустила в море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону от потопления, а ее и сына от жестокости нечестивого царя.

Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины.

Отпустив икону, которая к ее радости, стоя прямо, понеслась к западу, вдова сказала своему сыну: «Дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла». Любящий сын послушался совета матери, ушел в Солунь, а через 15 лет прибыл на Афон и постригся в монахи в Иверской обители. Тут он увидал святую икону, пущенную в море его матерью и рассказал монахам, почему его мать должна была расстаться с драгоценною святынею.

Явление этой иконы на Афоне произошло следующим образом: однажды вечером иноки древней Иверской обители увидели на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Приплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный столп исходит от иконы Богоматери, но когда приближались к ней, чтобы взять ее, лодка с иконой удалялась. Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону.

Между братьями этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенно строгою жизнию. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону. Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители.

На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз.

Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

С этого времени икону оставили на избранном ею месте над воротами, и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то есть, Вратарницею. Вскоре после этого на месте пребывания иконы у ворот выстроили храм во имя Богоматери, Хранительницы обители.

Много раз Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но Пресвятая Владычица Своим заступлением сохранила ее и доныне. Много чудес и исцелений было от святой иконы Иверской, Вратарницы. Все чудеса, бывшие от этой иконы, невозможно описать по их многочисленности, а потому приводим здесь некоторые.

Евфимий, сын настоятеля Иверской обители, святого Иоанна, Ивира, в молодости так захворал, что и не надеялся выздороветь. Иоанн, видя, что его сыну уже люди не могут помочь, оставил его в келии, а сам пошел в храм Пресвятой Богородицы и, пав пред Ее иконою, со слезами молил Ее исцелить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; после молитвы Иоанн попросил иерея причастить Евфимия Святых Тайн Христовых. Возвратясь в келию, к своему удивлению, почувствовал в ней чудное и невообразимое благоухание, сына же своего увидел сидящим на постели и совершенно здоровым.

Старец, пораженный этим, с радостными слезами сказал: «Чадо мое, что это такое с тобою?» «Не знаю, отец, — отвечал Евфимий, — недавно предстала мне какая-то окруженная славою Царица и сказала мне по-грузински: «Что это такое и что случилось с тобою, Евфимий?» «Царица моя, умираю!» — сказал я. Тогда Она приблизилась ко мне, взяла меня за руку и сказала: «Нет более с тобою никакой болезни, не бойся!» И затем сделалась невидимою. С этого времени вот, как видишь, я совершенно здоров».

Услышав это, обрадованный отец пал на землю и возблагодарил Царицу неба и земли — Преблагославенную Деву Марию, и с этого времени Евфимий получил необыкновенную благодать и дар грузинского языка.

Однажды, как говорит Иверское предание, агаряне, под начальством эмира, на 15 кораблях приплыли к Афону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки с церковною утварью и святою иконою укрылись в башне. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить их, и Пресвятая Владычица поспешила им на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила все корабли, кроме одного, в котором был сам начальник. Увидев утром берега, покрытые осколками разбитых кораблей и трупами своих воинов, пораженный этим чудом начальник раскаялся и просил иноков умолить Бога о его помиловании и дал настоятелю монастыря много золота и серебра, на которые он исправил, украсил и укрепил обитель.

В другой раз монастырю угрожал голод. Настоятель был в великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зачем ты так огорчился. Иди в житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись, он пошел и нашел житницу полною хлеба. Еще: не стало вина, и Она наполнила им все сосуды. Некогда Она также умножила масло, некогда огородные овощи, однажды избавила обитель от пожара, в другой раз от смертоносной язвы, и другие многие чудеса совершила в обители Своей честною Своею иконою.

На этой иконе Богоматерь изображена со Спасителем на левой руке. Лицо Ее склонено на левую сторону к Младенцу, Который правою благословляет именословно, а левой держит свиток. Вверху по сторонам венца Богоматери в углах, образуемых верхним и боковыми полями — два архангела, обращенные к Богоматери (Михаил и Гавриил); на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне.

В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника — Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собираются многие богомольцы и угощаются от обители в продолжение суток.

Верующие христиане очень счастливы, что на свете столько чудотворных икон. Они помогают православным в трудные моменты их жизни, исцеляя души и тела людей, прибегающих к ним.Особенно почитаемы в народе образы Богородицы – не зря их столько много — образы создавались в честь Богородицы, в честь нее также строились целые храмы. Люди восхищаются стойкостью Пречистой Девы, когда ей пришлось пожертвовать собственным сыном ради всеобщего спасения.

Спасет она и от неудач в делах. Все православные женщины могут рассчитывать за заступничество иконы за них перед Господом. При помощи образа даже снимают венец безбрачия, как женщинам, так и мужчинам.

Значение

Иверская икона Божией матери, называемая еще Привратница, появилась еще в 10 веке в Афоне (Иверия, Грузия). Образ не только врачует различные недуги, но и охраняет жилище человека от чужого враждебного вторжения. Икону в 9 веке спасла одна очень верующая женщина, вдова, когда святые христианские лики массово уничтожались. Женщина, жившая недалеко от города Никея (Малая Азия) спрятала образ у себя дома, но к ней все равно пришли солдаты, когда узнали об этом.

Они пронзили лик Богоматери копьем, и из него, как из живого, полилась кровь. Солдаты увидели это, поразились и уверовали, а поэтому решили помочь вдове спасти образ.
Под покровом темноты женщина отнесла икону к морю и пустила по волнам, но она не утонула, а стояла на волнах. Вскоре образ прибился к берегу, и не куда-нибудь, а к Афонской горе. Монахи из Иверского монастыря заметили, как в море что-то светится, но не просто светится, а столб огня поднимается до самого неба.

Так продолжалось много дней, пока монахи не решились посмотреть, что же происходит. Увидев икону, они очень удивились и захотели достать ее из моря. Но образ отплывал все дальше и дальше от них и не давался в руки. Тогда было решено отслужить молебен богоматери, чтобы он помогла монастырю приобрести свой лик.

Молебен помог, один из старцев, следуя сну, в котором ему явилась Богородица, пошел к морю, и икона пошла к нему в руки. С особыми почестями образ возложили на почетное место в храме. Однако каждое утро икона «убегала» их храма и оказывалась над входными воротами в него, сколько бы ее ни возвращали.

Однажды Богоматерь снова явилась во сне к тому же самому старому монаху и объяснила, что сама желает охранять обитель монахов, поэтому будет висеть над входом в обитель. Пречистая Дева объявила, что пока образ находится на территории монастыря, там всегда будет покой и благополучие.
И действительно, есть много случаев, когда лик спасал монахов от голодной смерти, нашествия врагов и тяжелых недугов.
Со временем образу изготовили серебряный оклад. Праздник образа отмечают 25 февраля каждого года.

Икона Вратарница Иверская описание

Образ Иверской Богоматери, как считается, создал сам иконописец Лука. Он первый стал изображать Божию Мать с ребенком на руках скорбящей.

Храм Иверской иконы

Храм, где находится образ Божией Матери Привратница. Располагается на святой горе Афон. Монастырь этот основали грузины. Каждый год они выносят икону к морю, где она была обнаружена первый раз. Во время шествия лик может подержать в руках любой желающий.

Фото иконы

Предлагаем вам полюбоваться на изображение иконы Божией Матери Иверская.

Акафист Иверской иконе

Читая каждый день акафист иконе Божией Матери Иверская, можно понять историю образа, и при каких жизненных обстоятельствах можно к нему обращаться.

Смотрите видео



Церковь Иверской иконы

Церковь иконы Богоматери Иверская, выстроенная из кирпича и украшенная белокаменным декором, находится в районе улицы Большой Ордынки в Москве (это станция метро Третьяковская). Здание церкви, которое видно издалека, выкрашено в густой розовый цвет и смотрится очень красиво. В этой церкви также находится список образа Божией Матери Иверская.

Этот храм несколько раз разрушался во время войны с Наполеоном. А также во время революции. В конце 20-х годов 19 века власти его окончательно закрыли, уничтожив ценнейшие росписи и разграбив. Многие годы в здании храма устроили клуб и кинотеатр. В 90-х годах церковь начали реставрировать.

Где находится в Москве?

Несколько копий иконы Божией Матери Иверская находится и в России. Одна из них — на Валдае, где позднее выстроили одноименную церковь, а другая — в Москве.
В стольном граде ни один турист не пройдет мимо часовни, где располагается образ, поскольку часовня эта находится на Красной площади, там, где ворота, через которые все входят на нее.

Когда-то, в царские времена, все москвичи начинали свои дела только после того, как приходили к иконе и просили у нее благословения на день: купцы – на хорошую торговлю, студенты – на сдачу экзаменов, паломники — на хорошую дорогу. Никто из истинно верующих людей не нарушал эту традицию. Иное поведение считалось дурным тоном и неуважением.

В 17 веке греческие монахи, приехавшие в Москву, написали копию образа Иверской Божией Матери для русского царя Алексей Михайловича. Иконописец ответственно подошел к возложенной на него миссии, постился практически постоянно, принимая пищу только по субботам и воскресениям. Так, в часовне появилась эта икона. Богатые люди время от времени забирали ее из часовни, чтобы служить молебны перед тяжело больными родственниками.

Когда икону забирали, то на ее место ставили копию, копий таких было много, а вот настоящая икона куда-то пропала, и до сих пор не знают, у кого она находится. Хотя предполагают, что она поселилась в Сокольниках в Храме Воскресения Христова (район станции метро Сокольники).

Раньше, если кто-то приезжал в Москву, первым делом шли на поклон и приветствие Иверской иконе Богоматери. Даже Петр 1, который однажды этого не сделал, навлек на себя неприязнь жителей в 17 веке.
Молебен перед иконой в часовне на Красной площади служат каждые два часа с 8 часов утра. Последняя служба с акафистом начинается в 6 часов вечера и заканчивается в 8 часов вечера. Все священники Москвы по очереди это делают, что является особой честью.

Почитание чудотворного образа Пресвятой Богородицы, ныне именуемого Иверским, восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила в окрестностях города Никеи в Малой Азии жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Один из царских надсмотрщиков, увидев икону, пронзил ее. Из правой щеки потекла кровь, как из раны живого человека, и злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.

Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей подряд. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть из воды не сумели: по мере их приближения образ удалялся. Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, что желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв иноки крестным ходом вышли на берег моря, икона приблизилась к берегу, Гавриил вошел в морские воды и благоговейно принял ее.

Образ был внесен в монастырский храм, но уже на следующее утро исчез: монахи нашли его на стене над вратами обители. Его возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя ее. Монахи исполнили воля Пречистой Девы: над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портатиссы или Вратарницы.

Происхождение иконы стало известно через несколько лет, когда в Иверскую обитель попал сын вдовы — прежней владелицы иконы; он принял здесь монашеский постриг.

История почитания Иверского образа на Руси начинается в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит , будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.

13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и , духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

Первоначально Вратарницу поставили в Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе , который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел статус «царского богомолья».

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки.

Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея.

В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.

25 апреля 2012 года Патриарший наместник направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

Приказом министра культуры РФ от 26 апреля 2012 года Государственному историческому музею было дано разрешение на передачу испрашиваемых святынь в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви в порядке, предусмотренном государственным законодательством Российской Федерации. В тот же день между Государственным историческим музеем и Московской епархией был заключен Договор о передаче музейных предметов религиозного назначения в безвозмездное пользование. В соответствии с этим договором для хранения и использования в богослужебных целях безвозмездно на срок существования православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви в Новодевичий монастырь Московской епархии передаются икона Божией Матери Иверская, а также комплект серебряных евхаристических сосудов XIX века — потир, дискос и звездица.

6 мая 2012 года чтимый образ в Новодевичий монастырь. В торжественной церемонии приняли участие председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебное пение перед иконой в Смоленском храме обители.

Затем святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться, поскольку историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: