Проект на тему природные зоны африки. Презентация по географии "природные зоны африки". Работа с доской

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природные зоны Африки Учитель географии МБОУ « СШ №5» Слизких Елена Анатольевна Когалым 2013

Продолжить формирование представлений о природе Африки. Познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки. Цели и задачи урока:

Природная зона- это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира. Образование природных зон обусловлено климатом. Природная зона климат почвы воды животные рельеф растения

Рассмотреть карту природных зон Африки В каких климатических поясах расположены природные зоны Африки?

Экваториальные леса, или гилея Географическое положение В Африке находятся крупнейшие массивы экваториальных лесов, обогащающих атмосферу нашей планеты кислородом и дающих ценные породы деревьев. З она влажных экваториальных лесов расположена в доль побережья Гвинейского залива и в бассейне Конго примерно на 1600 км с севера на юг и на 5000 км с запада на восток.

Растительный мир Жаркий климат и обилие дождей способствуют развитию густой вечнозеленой древесной растительности. Леса многоярусные. Деревьев до 1000 видов.

Между высокими деревьями растут более низкие. Еще ниже жмутся кустарники, все переплетая, перекидываясь с дерева на дерево, вьются лианы, то тонкие, как бечевка, то толстые, как нога бегемота. Подчас они образуют целые сети непроходимых чащ. Палящие лучи африканского солнца не проникают в глубину такого леса » . Из «Хрестоматии» С. В. Чефранова и др.

Бананы Банан - огромное многолетнее травянистое растение с толстым корнем. От корневища отходят листья. Они достигают в длину 4 м и в ширину 90 см. Для своего развития бананы требуют очень много воды. Плоды банана употребляют в пищу в свежем и сушеном виде. Кроме того, из них готовят банановую муку, консервы, мармелад, сироп, вино и многое другое. Некоторые сорта бананов идут на корм животным, на изготовление текстильных тканей.

Животный мир Многие животные экваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны – мартышки, шимпанзе и др. К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные (африканский Оленек и др.) На лесных опушках и у берегов водоемов встречаются редчайшие на земле животные – карликовые бегемоты (ростом до 80 см) и родственники жирафа – окапи, обитающие только в Африке. Крупный хищник экваториальных лесов – леопард. В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные человекообразные обезьяны гориллы, которые больше нигде не встречаются. В рыхлой почве и лесной подстилке водятся змеи, ящерицы. Распространены муравьи. Некоторые из них истребляют на своем пути все живое.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Саванны

Географическое положение Саванны занимают почти 40% площади материка. Она расположена вокруг влажных экваториальных лесов.

Климатические условия Саванны находятся в субэкваториальном поясе. В саваннах два резко выраженных сезона – сухая и жаркая зима и дождливое, жаркое лето. Средняя температура июля и января +20С. Средне годовое количество осадков от 500 до 2000 мм.

Растительный мир В саваннах произрастает высокие до 3 метров травы. Деревья, например акации, баобабы здесь растут в одиночку или отдельными группами.

Баобаб по праву считается одним из символов Африки южнее Сахары. Это дерево живёт 4-5 тыс.лет, высота его редко превышает 25 м, зато в обхвате – 40 до м. Баобабы не боятся пожаров, но их врагами являются слоны. Они объедают влажную кору. Плодами дерева лакомятся обезьяны.

Животный мир Животный мир саванн очень разнообразен.Траву поедают термиты, муравьи, растительноядные грызуны.Но главные любители трав – жвачные животные, на которых охотятся крупные хищники – львы,гепарды, гиены. В саваннах Африки живут настоящие великаны слоны и носороги.

Хозяйственная деятельность людей Жители саванны издавна занимаются скотоводством и земледелием. Они расчищают новые участки саванн, выжигая при этом естественную растительность. Выращивает кукурузу, африканское просо – сорго, кофейное дерево, земляной орех. Для туристов проводят экскурсии.

Пустыни Африки

Географическое положение Пространство от Атлантического океана до Красного моря и от подножия Атласских гор и Средиземноморского побережья до северных границ саванн, занятое тропическими пустынями, называют Сахарой. В Южной Африке зона пустынь занимает побережье Атлантического океана. Здесь расположена пустыня Намиб.

Климат Годовая сумма осадков в Сахаре меньше 50мл. Во внутренних частях пустыни дождей иногда не бывает по нескольку лет. Облака – редкое явление, поэтому солнечные лучи особенно сильно нагревают земную поверхность. Летом дневная жара достигает + 40 С в тени.

Растительный мир Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами, особенно в центральной части, её нет совсем. Кое-где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники. У растений пустынь сильно развита корневая система, которой они собирают воду с большой глубины и с обширных пространств (например верблюжья колючка

ВЕЛЬВИЧИЯ Для пустыни Намиб характерно своеобразное растение вельвичия. Короткий толстый ствол её поднимается над землёй лишь на 50см. От его вершины отходят два плотных кожистых листа, достигающих в длину до 3м. Листья растут непрерывно от стебля, отмирая постепенно на концах. Возраст вельвичии может превышать 150 лет. Пустыни Южной Африки к востоку и северу переходят в полупустыни, где преобладают колючие подушкообразные растения, а также молочаи, алоэ, дикие арбузы с сочными плодами, часто заменяющие местному населению и животным воду.

Цель урока: продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов, саванн и пустынь, закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон.










Почвы Красно-желтые ферраллитные Содержат много железа Органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв Происходит заболачивание Климат Экваториальный пояс Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие t и С t я С осадков мм Дожди идут равномерно в течении всего года








Субэкваториальный пояс Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие t и С t я С Осадков мм Выделяются сезоны: сезон дождей - лето сезон засухи -зима Почвы Красно-бурые саванн Плодородные Органические вещества накапливаются в сухой сезон Климат









Климат Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие t и С t я С Осадков менее 100мм Почвы Тропические пустынные Мало перегноя Много минеральных солей. Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.



Конспект урока географии по теме "Природные зоны Африки". 7-й класс

Учителя географии: Нестеровой Ольги Александровны

Цели:

    Образовательные : закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;

    Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.

Планируемые результаты:

а) Личностные:

1. Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации.
2. Коммуникативные навыки - владение основными навыками работы в группе.
3. Ответственность и адаптивность - личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

б) Метапредметные:

1. Познавательные действия - включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
2. Коммуникативные действия - обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично.
3. Закрепление умений работать с информацией - находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

в) Предметные:

1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного и животного мира.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, листы заданий и бланки для групп, жетоны, атласы, карты природных зон мира и Африки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.

– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач.

– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.

II. Деление на группы

– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции, взяв листочки разного цвета. К этим листочкам мы с вами еще вернемся.
Сегодня у нас еще есть одна причина считать урок необычным.

Мы сегодня совершим увлекательное путешествие по материку … АФРИКА.
– Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?

III. Проверка домашнего задания

Группы выбирают себе карточку, после минутного обсуждения, выходят к доске и выполняют задание. Задания на карточках:

1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)
2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП)
3. Подпишите ВМ в тех поясах, где их господствует только одна. (ЭВМ, ТВМ)

Дополнительное задание:

1. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП)
2. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы переходят летом и зимой)
3. Подпишите ВМ в переходных поясах.
4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон года наиболее влажный в этом климатическом поясе.

Вывод:

    Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны?
    О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)

    Раздаются карточки с кроссвордами

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала. Команды по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая высокая температура + 58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ.
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)
12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)

– Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».
– А какие природные зоны вы знаете?
– Посмотрите на листочки, которые вы брали при делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему?

    Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса

    Желтый – пустыни

    Желто-зеленый – саванны и редколесья.

– Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны?– Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.

IV. Определение целей урока

– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?

    Какие природные зоны есть на материке Африка;

    Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;

    Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;

    Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;

    Приспособленность растений и животных к различным условиям;

    Использование природных зон человеком.

Внимание экспедициям!

– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны.
Каждая экспедиция выбрала для изучения природную зону. После изучения дополнительного материала, карт атласа, вы заполняете опорный конспект. Итогом вашей работы будет выступление. На ваших столах лежит карточка с названием должности эксперта в этой экспедиции: капитан, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи. Выбирайте выступающего, того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе.

V. Работа в группах.

Время для групповой работы ограничено – 10 минут.
На рабочем столе найдите папку «Природные зоны Африки. 7 класс»
В этой папке файлы:

    Опорный конспект;

    Справочные материалы;

    Карты Африки.

– Можно использовать раздаточные материалы у вас на столе. Не забудьте о распределении обязанностей, чтобы все успеть. 2-3 минуты ищите материал, выделяете, подчеркиваете, затем заполняете конспект.

Пока ребята ищут информацию. Ответственный за заполнение открывает опорный конспект.

– Мы с вами уже определили, в каком климатическом поясе расположена природная зона. Заполняйте!

VI. Защита своего проекта (2 минуты на каждую группу.)

– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки?

3. Работа с доской.

Установите соответствие:

Характеристика

1. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом.
2. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы.
3. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года.
4. Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.
5. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...
6. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.
7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой.
8. Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание.
9. Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.

Природная зона

1. Влажные экваториальные леса
2. Саванны и редколесья
3. Пустыни

– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Первичное закрепление», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
– Обратите внимание, как много нового мы узнали о природных зонах.

VII. Первичное закрепление

1. По фрагментам определить природную зону.

2. По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения.

VIII. Рефлексия
– Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось?
– Что было для вас самым интересным?
– Что было для вас сложным?

IX. Домашнее задание:

– Когда будете уходить, возьмите ваши опорные конспекты, чтобы учить дома.

Творческое задание

    составить опорный конспект по другой природной зоне

X. Итог урока. Выставление оценок

Цель урока: продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов, саванн и пустынь, закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон.










Почвы Красно-желтые ферраллитные Содержат много железа Органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв Происходит заболачивание Климат Экваториальный пояс Экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие t и С t я С осадков мм Дожди идут равномерно в течении всего года








Субэкваториальный пояс Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие t и С t я С Осадков мм Выделяются сезоны: сезон дождей - лето сезон засухи -зима Почвы Красно-бурые саванн Плодородные Органические вещества накапливаются в сухой сезон Климат









Климат Тропический пояс Тропические воздушные массы – сухие и жаркие t и С t я С Осадков менее 100мм Почвы Тропические пустынные Мало перегноя Много минеральных солей. Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.





Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: