Японские танковые части. Танки: японские танки. Современные японские танки

Японское танкостроение берет начало с 20-х годов прошлого столетия. Вплоть до создания современного танка в конструировании боевых машин четко прослеживается несколько линий.

Во-первых, из-за постоянной нехватки сырья, танков в большом количестве никогда не строили. Максимум, был достигнут в 1942 году, тогда за год построили 1191 штук, дальше количество постоянно уменьшалось. Для сравнения, в СССР за этот период выпустили свыше 24 000 танков, а в Германии 6200.

Во-вторых , для обеспечения господства над тихоокеанским театром военных действий Япония отдавала приоритет в постройке мощного флота и авиации, а сухопутным войскам отводилась роль «зачистки».

Даже принятый 25 января 1945 года указ «Программа чрезвычайных мер для достижения победы» в выпуске вооружения отдавал приоритет строительству самолетов. Поэтому для успешного перебрасывания танков кораблями, последние должны были обладать малыми весом и габаритами. Из-за обеих причин японская промышленность никогда не выпускала тяжелых боевых машин.

Японские стратеги считали, что танковых схваток на островах быть не может, поэтому долгое время танки вооружали только пулеметам для уничтожения живой силы и подавления огневых точек противника. Между прочим, стратеги оказались правы — танковые сражения на островах были крайне редки.

Применение танков Японской армией

Уставы и наставления Японской армии отводили танкам роль ближней разведки и поддержки пехоты в бою и, поэтому до 1941 года крупных танковых подразделений не создавали.

Основная задача танков, как говорилось в уставе 1935 года, — в «бой в тесном взаимодействии с пехотой». То есть, как уже упоминалось, уничтожение живой силы противника, борьба с его огневыми точками, подавление полевой артиллерии, не подавленной во время авиа- и артподготорки, а также прорыв в заградительной линии обороны проходов для пехоты.

Допускалось ограниченное взаимодействие танков с авиацией и полевой артиллерией. Иногда танковые подразделения или просто один танк посылались за передний рубеж обороны противника на максимальную глубину до 600 м, в так называемые «ближние рейды». После нарушения системы обороны, танки должны были немедленно возвращаться к пехоте для поддержки ее атаки.

В качестве своего рода разведки, в первом эшелоне использовали малые танки, которые вскрывали систему огня противника, после них следовали средние и легкие танки с пехотой. Объективно, такая система ведения боя устарела после , но в конфликтах в Бирме, Китае, Малайе и других странах она приносила определенные результаты. Иногда танки использовали в составе объединенных групп для глубоких рейдов, кроме танковых подразделений в группу входили: моторизованная пехота, кавалерия и саперы на автомашинах полевой артиллерии. Во время марша танки с задачей уничтожения противника мешающего продвижению могли придаваться авангарду. При этом они должны были двигаться или «скачками» впереди авангарда или параллельным курсом. При сторожевом охранении могли выделять 1-2 танка в состав поста.

При обороне их применяли для проведения контратак или ведения огня из засад, часто использовали как неподвижные огневые точки. Непосредственные бои с танками противника категорически запрещались, допускали только в крайнем случае.

Личный состав танковых войск в целом был достаточно хорошо подготовленным. Механики-водители, радисты, артиллеристы, стрелки проходили обучение в специальных школах на протяжении 2-х годов. Командиров танка набирали из числа общевойсковых, которые даже внутри танка не расставались со своим мечом. Для соответствия они проходили только переподготовку в течении 3-6 месяцев.

В целом в характеристике военных действий Японской армии просматривались нотки свойственные военным концепциям СССР и Германии – маневренность и внезапность, но малое количество и низкие технические характеристики танков заставляли рассматривать последних скорее как позиционные средства.

Обозначение Японских танков

Для обозначения боевой техники и вооружения в Японии использовали два взаимозаменяемых варианта: числовое или при помощи иероглифов.

При числовом обозначении использовался год принятия модели на вооружение за летосчислением «от основания Империи» (660 год до н.э.). До «круглого» 1940 года (3000 по японскому календарю) использовалось полное обозначение (четыре цифры) или две последние, так модели 1935 года соответствовали названия «тип 2595», «2595» или «95», а для модели 1940 года – «тип 100». Начиная с 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: образец 1942г. – «тип 2», 1943г — «тип-3» и т.д.

При другом варианте обозначения использовались названия состоящие из иероглифа обозначающего тип боевой машины и счетного иероглифа.

Например, «Ке-Ри» и «Ке-Хо». Здесь числительное значение соответствовало номеру разработки, а не году принятия на вооружение. Само собой, что были исключения, например «Ка-Ми» состоит из слова «плавающий» и начала названия копании «Мицубиси», а «Ха-Го» — из «счетного» иероглифа и слова «модель». Иногда некоторые машины получали имена по названию фирм и арсеналов – «Осака», «Сумида». В некоторых документах, включая японские, для обозначения танков и бронемашин, как привило опытных образцов, используется латинские аббревиатуры.

Если говорить в целом об японских танках, то они отличались малым весом и слабым бронированием. При удельном давлении в 0,7-0,8 кг/см2 , они имели хорошую проходимость. Но при этом имели слабое огневое обеспечение, примитивные средства наблюдения и обеспечивались плохими приборами связи.

До 1940г., когда применили сварку, танки собирались с помощью заклепок на каркасе. В расчете на не высокий рост танкистов, внутренне пространство ужималось до максимума. Ремонт и обслуживание узлов и агрегатов облегчало обилие лючков, что в тоже время ослабляло бронелисты.

Из положительных характеристик можно отметить – японцы первые в мире применили курсовые пулеметы и дизельные двигатели; на разных классах машин применялись одинаковые командирские башенки, одинаковой схемы подвески и т.д., что значительно облегчало подготовку личного состава.

История японского танкостроения

Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских (в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.

Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.

На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.

Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.

Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.

В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца были основными в танковом парке Японии.

Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».

После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»(легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).

Современные японские танки

После окончания Второй мировой войны, находясь под американскими оккупационными войсками, производсто бронетехники в Японии полностью прекратилось. Его восстановление началось с момента создания «сил самообороны», на первых порах на вооружении которых состояли американские М24 и М4. следует отметить, что все послевоенное танкостроение Японии проходит под сильным влиянием США. Основным разработчиком танков становится « Мицубиси Хеви Индастрилз».

Первым послевоенным танком стал «Тип 61», который простоял на вооружении до 1984 года. В танке просматривались довоенные традиции, например кормовое расположение двигателя с передним приводом. Начиная с 1962г начались разработки над основным боевым танком, им стал серийный «74». В первую очередь для противостояния советским «Т-72», в 1989году принят на вооружение танк третьего поколения « 90». 13 февраля 2008 года Япония представила танк последнего поколения «Тип 10». По внешнему виду «Тип 10» напоминает «Merkava Мк-4» и «Leopard 2A6», но по габаритами массе он ближе к российским танкам. В принципе это только прототип и в серию он может пойти с какими-то изменениями.

Доброе Мировое Зло (Миф)

Развитие бронетанковых сил в Японии
25 ноября 1936 года императорская Япония и гитлеровская Германия подписали "антикоминтерновский пакт". Год спустя, в 1937 году, к соглашению присоединилась фашистская Италия. Коалиция оси "Берлин-Рим-Токио" приступила к разделу сфер влияния. Япония, давно мечтавшая о власти над "Великой Восточной Азией", и уже успевшая к этому времени захватить Манчжурию, оказалась наиболее готовой из своих союзниц к широкомасштабным военным действиям. В 1937 году Япония начала вторжение к Китай. И не случайно именно в этом году в стране восходящего солнца был создан первый танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.

Лёгкий танк "Ха-го"
"Ха-го" стал самым массовым японским танком 30 - 40-х годов - всего до 1943 года было произведено 1300 машин. Малые и легкие танки вообще составили основу танкового парка Японии во второй мировой войне. Согласно взглядам японского военного руководства танки предназначались для сопровождения пехоты в бою в составе небольших подразделений. В наставлении 1935 года по подготовке танковых частей указывалось, что "основное назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой". Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в "ближние рейды" за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были "глубокие рейды" вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. Правда, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как наиболее эффективное противотанковое средство. Нередко легкие танки в обороне закапывали в землю.

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.
Сегодняшний рассказ - о самом знаменитом японском танке Второй Мировой Войны. Самом знаменитом, и самом массовом в производстве.

"Чи-Ха" был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Собственно, эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении танков на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких танков, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество танков, но более совершенных - полноценных
средних танков с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов танка, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

Средний танк "Тип 01 Чи-Хе"
Танк "Тип 01", он же "Чи-Хе", был построен на базе танка "тип 97 Чи-Ха" и, по сути, являлся его модификацией.

Учитвая боевой опыт танка "Чи-ха", японские конструкторы решили улучшить внушительный ряд узлов своих бронемашин. Причиной для этого послужили не слишком впечатляющие результаты японских танков "Чи-Ха" при встрече с американскими "М3". Новый танк, "Тип 01 Чи-Хе", он же "средний шестой", должен был получить более мощное орудие - самое слабое место всех предыдущих танков, также более мощный двигатель, и более толстую броню.

Итак, учитывая печальный опыт столкновений с американскими танками, японские инженеры были вынуждены ввести ряд существенных изменений в конструкцию своих бронемашин. На тот период самыми лучшими японскими танками считались "Тип 97 Чи-Ха" и его модификация "Синхото Чи-Ха". Однако, как обнаружилось, "Чи-Ха" имел на вооружении слишком слабое башенное орудие, не способное пробивать толстую броню "американцев" с большого расстояния. Также было решено, что "Чи-Ха" имел не слишком надежную защиту, как по толщине брони, так по углу наклона бронелистов.

Первым танком, получившим эти модификации, стал "Тип 01 Чи-Хе".
В сравнении со своим предшественником, танком "Чи-Ха", "Тип 01" вышел слегка длинее и чуть уже. Повышение толщины фронтальных бронелистов, равно как и более тупой угол их наклона, вызвал утяжеление танка на две с небольшим тонны. На новой машине уже не было выступающей вперед рубки и жалюзи на бортах.

Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время вместе с более устаревшим . По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.

История создания Чи-Ха

К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин. В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение. Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от фирмы «Мицубиси» и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.

В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
  • Боевая масса – 15,8 тонн;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1938-1943;
  • Годы эксплуатации – 1938-1945;
  • Количество выпущенных – 2123 штуки.

Компоновка Чи-Ха

Размеры

  • Длина корпуса – 5500 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
  • Высота – 2380 миллиметров;
  • Клиренс – 420 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
  • Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
  • Днище – 8,5 мм;
  • Крыша корпуса – 10-12 мм;
  • Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
  • Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
  • Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 18,4 калибра;
  • Боекомплект пушки – 120;
  • Углы ВН: -9…+21;
  • Прицел – телескопический;
  • Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.

Подвижность

  • Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 38 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 210 км;
  • Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Хара;
  • Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Модификации Chi-Ha

Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.

Шинхото Чи-Ха

Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами. Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой. Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.


Шинхото Чи-Ха

Чи-Ха с пушкой 120-мм

На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.

Чи-Ки

Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.

Машины на базе Type 97 Chi-Ha

Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.

Противотанковые:

  • Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
  • Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).

Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.

Специальные:

  • Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
  • Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
  • Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
  • Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.

Ремонтно-технические

  • Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
  • Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.

В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали , но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.

В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.

В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.

В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.

В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.

На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.


Type 97 Chi-Ha с танкистом

Филиппины и японские острова

На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза. Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали. Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.


Чи-Ха, подбитый на Филиппинах

Континентальные сражения

На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945. В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника. Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.

Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение. То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.

После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.

Память о танке

В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:

  • Индонезия, Маланга, Национальный музей;
  • КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
  • Япония, храм Ясукуни;
  • Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
  • Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
  • Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
  • На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».

Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах

Фотографии танка


Подбитый Чи-Ха
Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине
Шинхото Чи-Ха с экипажем

Танк в культуре

Несмотря на широкое применение, в массовой культуре танк «Чи-Ха» значимых упоминаний не имеет. Он не упоминается в фильмах или в художественной литературе, зато его можно встретить в игре World of tanks в качестве японского среднего танка третьего уровня и в качестве среднего танка первого ранга.

«Тип 95»

Дальнейшим развитием тематики легких танков стал «Тип 95» или «Ха-Го», созданный немного позже «Те-Ке». В целом, он был логическим продолжением предыдущих машин, однако не обошлось без серьезных изменений. Прежде всего изменили конструкцию ходовой части. На предыдущих машинах направляющее колесо также играло роль опорного катка и прижимало гусеницу к земле. На «Ха-Го» эта деталь была поднята над землей и гусеница приобрела более привычный для танков того времени вид. Конструкция бронированного корпуса осталась прежней – каркас и катаные листы. Большинство панелей имело толщину 12 миллиметров, из-за чего уровень защиты остался на прежнем уровне. Основой силовой установки танка «Тип 95» был шестицилиндровый двухтактный дизель мощностью 120 л.с. Такая мощность двигателя, несмотря на боевую массу в семь с половиной тонн, позволила сохранить и даже повысить скоростные качества и проходимость машины по сравнению с предыдущими. Максимальная скорость «Ха-Го» на шоссе равнялась 45 км/ч.

Главное оружие танка «Ха-Го» было аналогично вооружению «Типа 97». Это была 37-миллиметровая пушка «Тип 94». Систему подвеса пушки сделали довольно оригинальным способом. Орудие не закреплялось жестко и могло перемещаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Благодаря этому имелась возможность грубо наводить пушку поворотом башни и подстраивать наводку при помощи ее собственных механизмов поворота. Боекомплект пушки – 75 унитарных снарядов – размещался вдоль стенок боевого отделения. Дополнительным вооружением «Типа 95» сперва были два 6,5-мм пулемета «Тип 91». Позже, с переходом японской армии на новый патрон, их место заняли пулеметы «Тип 97» калибра 7,7 миллиметра. Один из пулеметов устанавливался в задней части башни, другой – в качающейся установке в переднем листе бронекорпуса. Кроме того, на левой части корпуса имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа. Экипаж «Ха-Го», впервые в этой линейке легких танков, состоял из трех человек: механика водителя, техника-стрелка и командира наводчика. В обязанности техника-стрелка входил контроль над двигателем и ведение огня из переднего пулемета. Второй пулемет управлялся командиром. Он же заряжал пушку и стрелял из нее.

Первая опытная партия танков «Ха-Го» была собрана еще в 1935 году и сразу же пошла в войска на пробную эксплуатацию. В войне с Китаем, ввиду слабости армии последнего, новые японские танки особых успехов не достигли. Немного позже, во время боев у Халхин-Гола, японским военным наконец удалось проверить «Тип 95» в реальном бою с достойным противником. Эта проверка закончилась печально: почти все имевшиеся у Квантунской армии «Ха-Го» были уничтожены танками и артиллерией Красной Армии. Одним из результатов боев на Халхин-Голе стало признание японским командованием недостаточности 37-миллиметровых пушек. В ходе боев советские БТ-5, оснащенные 45-мм орудиями, успевали уничтожать японские танки еще до того, как те подходили на дистанцию уверенного поражения. Кроме того, в составе японских бронетанковых соединений было немало пулеметных танков, что явно не способствовало успеху в боях.

В дальнейшем танки «Ха-Го» столкнулись в бою с американской техникой и артиллерией. Ввиду значительной разницы в калибрах – американцы уже вовсю применяли танковые пушки калибра 75 миллиметров – японские бронемашины часто несли большие потери. К концу войны на Тихом океане легкие танки «Тип 95» часто переделывались в стационарные огневые точки, однако и их эффективность была невелика. Последние бои с участием «Типа 95» состоялись во время Третьей гражданской войны в Китае. Трофейные танки передавались китайским военным, причем СССР отправлял захваченную бронетехнику Народно-освободительной армии, а США – Гоминьдану. Несмотря на активное использование «Типа 95» после Второй Мировой войны, этот танк можно признать достаточно везучим. Из 2300 с лишним построенных танков до нашего времени в виде музейных экспонатов дожило полтора десятка. Еще несколько десятков танков в поврежденном состоянии являются местными достопримечательностями в некоторых азиатских странах.

На фото:«Ха-Го», захваченный американскими войсками на острове Ио

В 1930-е гг. японские бронетанковые части получили возможность испытать свои силы в боевой обстановке – в Китае. В 1935 г. смешанная механизированная бригада действовала под Шанхаем, а в 1937 г. вместе с 3-м танковым полком – на севере Китайской республики. В Манчжурии тогда использовалось всего порядка 400 танков.

В боях с советскими частями на реке Халхин Гол в 1939 г. японцы задействовали группу средних танков «тип 89» под командованием полковника Йошимаро (две роты по 10 танков) из состава 3-го танкового полка и группу легких танков «Тип 95» «Ха-Го» (три роты по 10 машин каждая) под командованием полковника Тамада из 4-го танкового полка. Танки поддерживали артиллерия, зенитная батарея, саперы, транспортные подразделения.

В ходе июльских боев выяснилось полное превосходство советской бронетехники над японской. Маневренные танки БТ-7 и бронеавтомобили БА-10 за счет более скорострельных орудий имели больше шансов выжить в прямом столкновении, нежели их противники из страны Восходящего солнца.

7 декабря 1941-го японцы приступили к вторжению на Филиппины и в Малайю. 10 декабря началась высадка передовых частей 14-й армии генерала Хомма на о. Лусон, а 22 - 24 декабря высадились главные силы армии. На Филиппинах японские танки впервые столкнулись с американскими - с ноября 1941 г. на Лусоне дислоцировалась танковая группа из 180 М3 «Стюарт» и 50 75-мм САУ Т12. Японцы высадили здесь подразделения 4-го и 7-го танковых полков и несколько танковых рот. Танки доставлялись к берегу на десантных баржах и сразу сходили с них на берег. С первых столкновений 22 и 31 декабря 1941 г. до последнего боя 7 апреля 1942-го основную роль здесь играли легкие «Ха-го», хотя средние «Чи-ха» также участвовали в боевых действиях. Обычно танки возглавляли атаки пехоты, иногда совершали быстрые броски к объектам, уже захваченным парашютистами для окончательного слома сопротивления противника.

Подразделения 7-го танкового полка захватили несколько легких «стюартов». Трофеями японцев стали и САУ Т12 (на шасси полугусеничных бронетранспортеров), которые в 1944 - 1945 гг. они использовали на Филиппинах против американцев. Отход американо-филиппинской группы войск к укреплениям на полуострове Батаан свел действия японцев к штурму полуострова и острова-крепости Коррехидор. В боях на Батаане «Чи-ха» действовали уже активнее, иногда применяя дымовые гранатометы. После захвата Батаана был сформирован десантный отряд для высадки на Коррехидор. Предыдущие бои показали малую эффективность 57-мм орудий «Чи-ха» в танковых боях с высокоподвижными, маневренными «стюартами», к тому же способными вести огонь с больших дистанций. Поэтому в состав отряда кроме роты «Чи-ха» включили два «Шинхото Чиха», доставленных ранее на Батаан и введенных в состав 7-го танкового полка. Любопытно отметить, что командир этой танковой роты майор Мацуока действовал на трофейном «Стюарте». Высадка 5 мая 1942 г. на Коррехидор стала боевым дебютом «Шинхото Чи-ха».

Японская 25-я армия генерал-лейтенанта Ямасита, вторгшаяся в Малайю и имевшая 211 танков в составе 1-го, 6-го и 14-го танковых полков, быстро продвигалась к о. Сингапур. Наступление на остров с севера, то есть со стороны суши, британцы считали невозможным, тем более с использованием танков. Японцы думали иначе. Пересеченная, покрытая джунглями местность действительно сильно затрудняла действия машин, двигаться им приходилось в основном колоннами по редким дорогам. В этих условиях танки использовали еще и как транспортное средство для перевозки имущества. В качестве маскировки экипажи применяли «юбки» из пальмовых листьев или другой растительности, укрепляя их на корпусах и башнях.

Потери танков были незначительны, чему немало способствовал недостаток противотанковых средств у противника и господство японской авиации в воздухе.

Операция началась 7 декабря, а уже 11-го 1-й танковый полк успешно атаковал линию обороны Джитра. По свидетельству англичан, появление японских средних танков 6-го танкового полка 7 января 1942 г. у Куала-Лумпуру в Силаногре «внесло неописуемое смятение». Японские танки форсировали реку и не только прорвали британскую оборону, но и захватили богатые трофеи, включая исправные бронеавтомобили и легкие БТР. Для поддержки частей, переправившихся 9 февраля на Сингапур, японцы провели танки через Джохорский пролив по железнодорожной дамбе. 15 февраля Сингапур был захвачен японскими войсками, и танки сыграли в этом большую роль.
В боях в Бирме (21 января - 20 мая 1942 г.) 15-я японская армия генерала Ида использовала танки 1-го, 2-го и 14-го танковых полков. 29 апреля они перерезали Бирманскую дорогу, а 30 апреля вступили в г. Лашио - важный узел коммуникаций. В Бирме японские танкисты участвовали в боях со «стюартами» британского 7-го гусарского полка. Кроме того, здесь действовали и Т-26 китайской 200-й механизированной дивизии, но в танковых боях с японцами они не участвовали.

После высадки 7 августа 1942 г. 1-й дивизии морской пехоты США на о. Гуадалканал (в группе Соломоновых островов) и продвижения ее в глубь острова японцы 16 октября высадили на остров десант Сумимоши, усиленный 1-й отдельной танковой ротой, которая была укомплектована ветеранами 4-й роты 2-го танкового полка. После ряда местных стычек 26 октября японцы попытались форсировать реку Матеника и атаковать позиции американской морской пехоты на противоположном берегу. Из 12 «Чи-ха», пытавшихся перейти реку вброд, большинство было потеряно от огня 37-мм противотанковых пушек. Собственно на этом танковые бои и закончились. Перебросить подкрепления из Рабаула японцы не успели и 1 - 7 февраля 1943 г. скрытно эвакуировались с Гуадалканала.
1943 год стал переломным - как Германия в Европе, так и Япония в Азии и на Тихом океане вынуждена была перейти к стратегической обороне. Японские гарнизоны на Марианских островах, входивших во внутренний пояс обороны Страны восходящего солнца и имевших стратегическое значение, были усилены подразделениями 9-го танкового полка полковника Хидеки Гото: 1-я и 2-я роты (29 танков «Ха-го» и «Чи-ха») находились на о. Гуам, 3-я, 5-я и 6-я - на о. Сайпан. Кроме того, на последнем дислоцировались «Ха-го» отдельной танковой роты десантного отряда, а на Гуаме - 24-й отдельной танковой роты (9 танков). Имелись здесь и плавающие «Ка-ми», а в системе ПТО использовались 47-мм пушки «Тип 1».

15 июня 1944 г. на Сайпан высадился американский десант в составе 2-й и 4-й дивизии морской пехоты с плавающими танками, 16 июня - 27-я пехотная дивизия. Японцы использовали свои танки для контратак совместно с пехотой, но понесли тяжелые потери от огня пехотных противотанковых средств и танков М4 «Шерман». 16 июня вице-адмирал Нагумо отдал приказ о проведении очередной контратаки. Под командой полковника Гото на остров вместе со 136-м пехотным полком направили 44 танка: «Ха-го», «Чи-ха», «Шинхото Чи-ха» из состава 9-го танкового полка и «Ка-ми» из десантной танковой роты. Танки скрытно высадились в тылу у закрепившейся на западном берегу американской морской пехоты, но на галечных пляжах Гарапан произвели много шума своими гусеницами. Морские пехотинцы успели вызвать взвод «шерманов» и несколько самоходных противотанковых установок МЗ. 11 танков японцы потеряли уже на пляже. Тем не менее в 2 часа утра 17 июня 40 японских танков с пехотой на броне (редкий для японцев тактический прием) пошли в атаку. Им пришлось двигаться по открытой местности. Часть танков достигла позиций морской пехоты, но при свете осветительных снарядов, выпущенных с кораблей, американцы подбили несколько танков огнем реактивных гранатометов «Базука» и 37-мм противотанковых пушек. Остальные, пытаясь обойти подбитые машины, застряли на топких местах и слабом грунте и оказались неподвижными мишенями. После контратаки американской морской пехоты с танками и САУ у японцев осталось только 12 танков - по 6 «Чи-ха» и «Ха-го». Часть из них погибла 24 июня в неравном бою с «шерманами» (роты «С» 2-го танкового батальона морской пехоты), остальные - чуть позже в столкновениях с М5А1 «Стюарт» армейских подразделений (по другим данным - от огня 37-мм противотанковых пушек). Сайпан был захвачен американцами только к 9 июля и стоил обеим сторонам тяжелых потерь.

Когда 21 июня 3-я дивизия морской пехоты и 77-я пехотная дивизия США высадились на Гуам, японские силы на острове включали 38 танков «Ха-го» и «Чи-ха», сосредоточенных у западного берега, куда и высаживались американцы. В первых столкновениях участвовали только «Ха-го», хотя «Чиха» принесли бы больше пользы - легкие танки быстро оказались подбиты. 11 «Чи-ха» 2-й роты 9-го полка, находившейся к началу высадки в составе 48-й отдельной смешанной бригады у Аганы, оттянули к Тараге на северном берегу. Их использовали для поддержки пехоты в ночных атаках. Удачную атаку провели, например, пять «Чи-ха» в ночь с 8 на 9 августа на позиции морских пехотинцев, чьи «базуки» оказались выведены из строя из-за дождя. Но уже на следующий день американские «шерманы» атаковали японский опорный пункт, подбили два танка и захватили семь - те либо были неисправны, либо не имели горючего. 10 августа сопротивление на Гуаме японцы прекратили.

Сайпан и Гуам стали местом наиболее интенсивного применения японских танков на Тихоокеанском ТВД. 16 июня на Сайпане они провели и свою последнюю массированную атаку. Бои здесь продемонстрировали и полное несоответствие «Чи-ха» требованиям времени - эти танки легко подбивались огнем американских «базук», танковых и противотанковых пушек, были случаи поражения этих машин огнем крупнокалиберных пулеметов и винтовочными гранатами.

На Филиппины в распоряжение 14-й армии (14-го фронта) средние танки «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» прибыли из Маньчжурии в январе 1944 г. в составе частей 2-й танковой дивизии. Вскоре 11-й танковый полк был усилен «Шинхото Чи-ха», переименован в 27-й отдельный танковый полк и направлен на Окинаву. Таким образом, на о. Лусон остались три танковых полка (в каждом по одной роте легких и одной - две роты средних танков)- всего 220 танков, включая «Шинхото Чи-ха», а также САУ «Хо-ни» и «Хо-ро». На о.Лейте имелись легкие «Ха-го» и несколько устаревших средних «Тип 94» 7-й отдельной танковой роты. Этим силам предстояло встретиться более чем с 500 американскими танками и САУ.

20 октября 1944 г. четыре пехотные дивизии 6-й американской армии высадились на о. Лейте, а к 28 декабря бои там уже закончились. Средние «Тип 94» были потеряны при попытке отбить взлетные полосы. Здесь стоит отметить, что борьба за тихоокеанские острова являлась не столько попыткой взять контроль над ключевыми точками морских коммуникаций, сколько захватить аэродромы. После того как японские танки на о.Лейте не смогли провести ни одной более-менее удачной контратаки и оказались в большинстве своем подбиты, генерал Ямасита решил использовать их на Лусоне в качестве стационарных огневых точек, распределив по опорным пунктам пехотных подразделений и поставив задачу задержать продвижение американских частей. Танки окапывали и тщательно маскировали, для них готовили по нескольку запасных позиций. Для маскировки экипажи натягивали на корпус и башню проволочные сетки, на которые крепили ветки, листья, траву. Защищенность лобовой части башни увеличивалась за счет навешивания запасных траков, что в принципе было нехарактерно для японских танкистов. Подготовленные таким образом машины служили ядром опорных пунктов, отличавшихся друг от друга размерами и силами. Так, пункт у Урданета имел 9 боевых единиц, отряд Шигеми у Сан-Мануэль - 45 (7-й танковый полк, в основном «Шинхото Чи-ха»), отряд Ида у Муноз - 52 (6-й танковый полк).

Высадка 1-го и 14-го корпусов 6-й американской армии на Лусон началась 9 января 1945 г. 17 января произошел танковый бой у Линман-гансен - «шерманы» роты «С» 716-го американского танкового батальона подбили 4 «Шинхото Чи-ха» 7-го танкового полка японцев. 24 января та же американская танковая рота атаковала отряд Шигеми у Сан-Мануэль при поддержке 105-мм самоходных гаубиц М7.

анним утром 28 января 30 оставшихся в строю машин этого отряда в сопровождении пехоты пошли в контратаку, но в большинстве своем были подбиты огнем танков и САУ, причем сами американцы потеряли лишь три «шермана» и одну М7. 30 января прорывающаяся из окружения колонна из 8 «Чи-ха» и 30 автомобилей была расстреляна у Умунган.

Отряд Ида также вел бои в окружении с 1 февраля. Попытку прорыва пресек огонь американской артиллерии и легких танков - «стюартов». Все японские танки оказались подбиты. 10-му танковому полку также не повезло - 29 января его колонна попала под огонь самоходных установок М10 637-го американского противотанкового батальона, подбивших четыре «Шинхото Чи-ха». К 5 мая американцы уничтожили на Филиппинах 203 «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха», 19«Ха-го», 2 «Хо-ро». 2-я танковая дивизия выполнила приказ, задержав продвижение американцев в глубь острова, но заплатила за это слишком большую цену - она просто перестала существовать.

После захвата Филиппин центр внимания американского командования переместился на острова Формоза, Окинава и Иводзима, которые могли служить авиационными базами для непосредственного нападения на японские острова. 19 февраля 1945 г. 5-й десантный американский корпус при поддержке 200 плавающих танков начал высадку на о. Иводзима. Здесь дислоцировался 27-й японский танковый полк, имевший 28 танков - в основном «Чи-ха» и «Шинхото Чиха». Командовавший ими подполковник Ниши намеревался использовать «Шинхото Чи-ха» в качестве кочующих противотанковых орудий, что в целом соответствовало обстановке и возможностям танков. Однако чаще они применялись на окопанных стационарных позициях. Не имея возможности отойти, эти танки вскоре поражались огнем артиллерии или «базук» 1-й отдельной танковой роты, американской морской пехоты. Впрочем, по крайней мере один опорный пункт, в котором находились три «Шинхото Чи-ха», оказал очень упорное сопротивление. Не случайно бои на маленьком острове шли до 26 марта. Вслед за этим американцы 1 апреля высадили четыре дивизии 3-го десантного и 24-го корпусов на западный берег Окинавы. Десантные силы включали более 800 танков и САУ, а также большое количество плавающих танков и БТР. Японская же 32-я армия располагала здесь только подразделениями уже упомянутого выше 27-го танкового полка, размещенными в северной части острова - всего 13 «Ха-го» и 14 «Шинхото Чи-ха».

Практически все эти машины были потеряны при попытке контратаки 5 мая. Бои на Окинаве шли до 21 июня, но в самых ожесточенных схватках танки участия уже не принимали.

После поражения 2-й танковой дивизии на Филиппинах японское командование не стало рисковать оставшимися частями и перебрасывать дополнительно танки на Окинаву (да и сама возможность этого в силу полного господства американцев на море была более чем сомнительна), хотя остров и считался этнически японской территорией. Так закончились боевые действия японских танковых сил на Тихом океане.

На континенте боевые действия развернулись в Бирме и Китае. В Бирме после нескольких «пробных» операций в 1943 г. союзники в начале следующего года перешли в наступление. К началу боев с британско-индийскими и американо-китайскими войсками танковые силы японцев составлял только 14-й танковый полк. Причем его 4-я рота была вооружена трофейными «стюартами», но после боев с британскими танками роту усилили «Шинхото Чи-ха». В таком составе это подразделение участвовало в боях с американцами у Мьитькина в первые дни августа 1944 г. В марте 1945 г. последние японские танки в Бирме были потеряны в столкновениях с «шерманами» на дороге Мьитькина - Мандалай. К 6 мая союзники полностью отвоевали Бирму.

В Китае базировалась 3-я японская танковая дивизия, включавшая 5-ю (8-й и 12-й полки) и 6-ю (13-й и вновь сформированный 17-й полк) танковые бригады. В 1942 - 1943 гг. японцы использовали танки эпизодически в противопартизанских операциях, в частных наступлениях на 8-ю Народно-освободительную армию Китая в Пограничном районе, против гоминьдановских войск в районе Ичана. 8-й полк в 1942 г. был переброшен на о. Новая Британия.

В ходе осеннего наступления 1943 г. в Китае части 3-й танковой дивизии применялись для захвата аэродромов, с которых в это время начались налеты бомбардировщиков В-29 на промышленные объекты Маньчжурии и о. Кюсю. В 1944 г. 6-ю танковую бригаду вывели из состава дивизии и направили к монгольской границе, так что из собственно танковых частей 3-я дивизия сохранила лишь 12-й полк. В таком виде она была придана 12-й армии. После включения в ее состав еще двух мотопехотных полков дивизия превратилась скорее в механизированную или усиленную моторизованную, нежели танковую. Но именно в это время перед танковыми подразделениями начали ставить решительные задачи.

В апреле 1944-го началось наступление на гоминьдановские войска в направлении на Лоян, Синьань и вдоль железной дороги Ханькоу - Чанша - Хэнян - Кантон. Его задачей являлся захват магистрали, ведущей к корейскому побережью и в направлении на Ханой, последующий разгром китайских войск и соединение Северного, Центрального и Южного фронтов японских экспедиционных сил. В рамках этой «Операции № 1» действовала 12-я армия. 3-я танковая дивизия, следуя за пехотой вместе с 4-й кавалерийской бригадой, приняла участие в ряде боев. При этом танки, мотопехота и кавалерия вели маневренные действия, совершали охваты, дальние (до 60 км в сутки) обходные марши. При их активном участии 5 мая был захвачен Линьчжоу, 25 мая - Лойанг. К середине осени японцы заняли более 40 городов, включая Чанша, Хэнян, Гуйлинь, Шаочжоу, Наньин, аэродромы у Хэнян, Лючжоу, Гансяне. Этот успех во многом объяснялся слабостью ПТО противника. При штурме населенных пунктов танки использовались для обстрела ворот или проломов в стенах, окружавших большинство китайских городов, с дальности пулеметного огня. После входа пехоты в город часть танков действовала впереди нее, а другие направлялись в обход, чтобы отрезать противнику пути отхода. 3-я танковая дивизия и 4-я кавалерийская бригада приняли также участие в наступлении на американскую авиационную базу у р. Лаохахэ весной 1945 гг. В начавшейся 22 марта операции и захвате аэродромов 3-я танковая дивизия решала скорее вспомогательные задачи, но танкисты сыграли немаловажную роль в закреплении успеха и отражении китайских контратак (например, в апреле в Сычуани). После этого 3-ю дивизию с остальными силами оттянули к северу, к Бэйпину (будущий Пекин). Интересно, что после капитуляции Японии 3-я танковая дивизия не была полностью разоружена - американцы и гоминьдановцы использовали ее для защиты Бэйпина от захвата Народно-освободительной армией, пока в ноябре 1945 г. ее не сменила 109-я гоминьдановская дивизия.

Весьма характерно для тогдашней обстановки в Китае - разоружение японских войск здесь закончилось лишь в феврале 1946-го. К началу Маньчжурской наступательной операции советских войск 1945 г. Квантунская армия под командованием генерала Ямада, насчитывавшая более 1 млн. человек, включала 1-ю и 9-ю отдельные танковые бригады, базировавшиеся соответ ственно в районах городов Шахэ (к югу от Мукдена) и Телин (к северо-западу от Мукдена), 35-й танковый полк вместе с 39-й пехотной дивизией размещался у г. Сыпингай. 9-я бригада служила танковым резервом Квантунской армии. Эти районы находились в полосе 3-го Западно-Маньчжурского фронта. Японские танковые силы были значительно ослаблены потерями в осеннем наступлении 1944 г. в Китае и перебросками части подразделений и техники на Японские острова.

Всего Квантунская группировка вместе с 17-м Корейским фронтом к августу 1945 г. имела 1.215 танков. Советские войска насчитывали 1,7 млн. человек и 5,2 тыс. танков и САУ.

9 августа советские войска Забайкальского, 1-го Дальневосточного и часть сил 2-го Дальневосточного фронтов перешли в наступление. В боях с Красной Армией в августе - сентябре японские танки практически никак себя не проявили и были захвачены в основном в парках. Войскам Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, например, досталось, таким образом до 600 исправных японских танков.

«Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» 11-го танкового полка вместе с частями 91-й пехотной дивизии находились на островах Шумшу и Парамушир Курильской гряды, занятой войсками 5-го японского фронта. Они приняли участие в боях с советскими войсками 2-го Дальневосточного фронта, проводившими Курильскую десантную операцию. Кроме того, на Курилах японцы имели две отдельные танковые роты. Для противодействия советскому десанту (101-я стрелковая дивизия с батальоном морской пехоты) на о. Шумшу 18 - 20 августа 1945 г. японцы дополнительно перебросили танки с о.Парамушир. Артиллерийскую поддержку советского десанта обеспечивали корабли Тихоокеанского флота. Об ожесточенности боев свидетельствуют останки «Шинхото Чи-ха», и поныне ржавеющие на острове. Шумшу и Парамушир были очищены от японцев 23 августа, а все Курильские острова - к 1 сентября. 2 сентября Япония капитулировала.

Несколько слов о танках, предназначавшихся для обороны Японских островов. Весной 1945 г. Объединенная армия национальной обороны имела 2.970 танков в составе двух дивизий, шести бригад и нескольких отдельных рот. 1-я и 4-я танковые дивизии составляли мобильный резерв, расквартированный к северу от Токио, Американо-английский десант на о. Кюсю планировался на ноябрь 1945 г., на Хонсю - на весну 1946-го. Он должен был включать три бронетанковые дивизии, а также значительное число отдельных танковых батальонов. Наверняка превосходство вновь было бы на стороне американцев, но находившиеся в метрополии японские танковые части, полностью укомплектованные и хорошо оснащенные, по-видимому, оказали бы более серьезное сопротивление, чем в других местах. Впрочем, это чистые предположения - капитуляция предотвратила эти бои. Японские танки в целости были сданы американским оккупационным войскам. После капитуляции Японии «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» продолжили свою боевую службу - в ходе Третьей гражданской войны в Китае (1945 - 1949 гг.).

Исправные машины, взятые у Квантунской армии, включая 350 «Чи-ха», советские войска передали Народно-освободительной армии. С другой стороны, значительное число японских танков, с содействия американцев, получили гоминьдановские войска Чан Кайши. Ограниченное количество боевых машин с обеих сторон обусловило их использование для непосредственной поддержки пехоты при атаке отдельных опорных пунктов. В Бэйпин (Пекин) 31 января 1949 г. и в Нанкин 23 апреля Народно-освободительная армия Китая вступала на японских танках - в том числе и на «Чи-ха».

В самой Японии сохранившиеся «Чи-ха» и «Чи-хе» оставались на вооружении до 60-х. Впрочем, в эти годы они играли скорее роль учебных машин, поскольку основу вооружения «корпуса безопасности», а затем «сил самообороны» Японии составляли тогда танки американского производства.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: