Демонстрационный вариант огэ по химии года. Гиа по химии
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году
основного государственного экзамена
по ХИМИИ
1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Разработка КИМ для ОГЭ по химии осуществлялась с учетом следующих общих положений.
- КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по химии эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников.
- КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии в VIII-IX классах осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
- Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают свое развитие в курсе химии X-XI классов.
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Важнейшим принципом, учитываемым при разработке КИМ для ОГЭ, является их преемственность с КИМ ЕГЭ, которая обусловлена едиными подходами к оценке учебных достижений учащихся по химии в основной и средней школе.
Реализация данного принципа обеспечивается: единством требований, предъявляемых к отбору содержания, проверяемого заданиями ОГЭ; сход-свом структур экзаменационных вариантов КИМ для ОГЭ и ЕГЭ; использованием аналогичных моделей заданий, а также идентичностью систем оценивания заданий аналогичных типов, используемых как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.
5. Характеристика структуры и содержания КИМ 1
В 2018 г. на выбор органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, предлагается две модели экзаменационной работы, по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий аналогичных моделям экзаменационной работы 2014 г.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, ... 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
- экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
- экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение реального химического эксперимента.
Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы моделей 1 и 2 дает таблица 1.
..............................
1 Модели 1 (M1) соответствует демонстрационный вариант № 1; модели 2 (М2) – демонстрационный вариант № 2.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 8
«3» – от 9 до 17
«4» – от 18 до 26
«5» – от 27 до 34
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.
На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут
Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2018 по химии в 9 классе
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Часть 1
1.Химическому элементу 2-го периода VIA-группы соответствует схема распределения электронов
1) Рис. 1
2) Рис. 2
3) Рис. 3
4) Рис. 4
Ответ:
2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду
1) фосфор → кремний → алюминий
2) фтор → хлор → бром
3) селен → сера → кислород
4) азот → фосфор → мышьяк
Ответ:
3. Ковалентная полярная связь реализуется в веществе
1) CuO
2) P 4
3) SO 2
4) MgCl 2
Ответ:
4 . В каком соединении степень окисления хлора равна +7?
1)HCl
2) Cl 2 O
3) KClO 3
4) KClO 4
Ответ:
5. Вещества, формулы которых - ZnO и Na 2 SO 4 , являются соответственно
1) оснόвным оксидом и кислотой
2) амфотерным гидроксидом и солью
3) амфотерным оксидом и солью
4) оснόвным оксидом и основанием
Ответ:
6. Реакция, уравнение которой
2NaOH + CuCl 2 = Cu(OH) 2 + 2NaCl
относится к реакциям
1) разложения
2) соединения
3) замещения
4) обмена
Ответ:
7. Наименьшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль
1) азотной кислоты
2) карбоната натрия
3) сульфата алюминия
4) фосфата калия
Ответ:
8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами гидроксида бария и карбоната калия обусловлено взаимодействием ионов
1) K + и OH ―
2) K + и CO 3 2―
3) Ba 2+ и CO 3 2―
4) Ba 2+ и OH ―
Ответ:
9. Медь реагирует с раствором
1) AgNO 3
2) Al 2 (SO 4 ) 3
3) Fe SO 4
4) NaOH
Ответ:
10 . Оксид меди(II) может реагировать с каждым веществом пары
1) HCl, O 2
2) Ag, SO 3
3) H 2 , SO 4
4) Al, N 2
Ответ:
11 . Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:
KOH + …→ K 2 CO 3 +H2O
1) CO
2) CO 2
3) CH 4
4) C
Ответ:
12. Превратить CaNO3 в CaSO3 можно с помощью
1) сероводорода
2) сульфита бария
3) сульфита натрия
4) сернистого газа
Ответ:
13. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
14. В реакции 3CuO + 2NH 3 =3Cu+ N 2 + 3H 2 O
Изменение степени окисления окислителя соответствует схеме
1) +2 → 0
2) −3 → 0
3) −2 → 0
4) 0 → +2
Ответ:
15 . На какой диаграмме распределение массовых долей элементов
соответствует NHNO 3
Часть 2
16. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
В ряду химических элементов Be- Mg- Ca
1) увеличивается атомный радиус
2) возрастает высшая степень окисления
3) увеличивается значение электроотрицательности
4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов
5) уменьшается число электронов на внешнем уровне
Ответ:
18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
|
А) NaNO 3 и Ca(NO 3 ) 2 Б) FeCl 2 и FeCl 3 В) H 2 SO 4 и HNO 3 | 1) BaCl 2 2) Na 2 CO 3 3) HCl 4) NaOH |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию.
Ответ:
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
P + H 2 SO 4 →H 3 PO 4 + SO 2 + H 2 0
Определите окислитель и восстановитель
2 , H 2 SO 4 , CaCO 3
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
Часть 2
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:
HNO 3 +Zn = Zn(NO 3 ) 2 + NO + H 2 O
Укажите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа |
|
1) Составим электронный баланс: S +6 + 2ē = S +4 │2 │5 P 0 - 5ē = P +5 │5 │2 2) Укажем, что S +6 (H 2 SO 4 ) - окислитель, а P 0 (P) -восстановитель 3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции: 2P + 5H 2 SO 4 →2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 0 |
|
Критерии оценивания | Баллы |
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов | |
В ответе допущены ошибки в двух элементах | |
Максимальный балл |
21. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Пояснение.
K 2 CO 3 + Ba(NO 3 ) 2 = ↓ + 2KNO 3 2) Рассчитано количество вещества карбоната бария и масса нитрата бария: N(BaCO 3 ) = m(BaCO 3 ) / M(BaCO 3 ) = 3,94: 197 = 0,02 моль n (Ba(NO 3 ) 2 ) = n(BaCO 3 ) = 0,02 моль m (Ba(NO 3 ) 2 ) = n (Ba(NO 3 ) 2 ) M (Ba(NO 3 ) 2 ) = 0,02 261= 5,22 г. 3) Определена масса раствора нитрата бария: M (раствора) = m(Ba(NO 3 ) 2 / ω (Ba(NO 3 ) 2 = 5,22 / 0,1= 52,2 г Ответ: 52,2 г. |
|
Критерии оценивания | Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | |
Правильно записаны 2 элемента из названных выше | |
Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой) | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO 2 , H 2 SO 4 , CaCO 3
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Напишем 2 уравнения реакций: 2NaCl + H 2 SO 4 =2HCl+ Na 2 SO 4 CuO +2HCl =CuCl 2 +H 2 O Укажем признаки реакций. Для первой реакции - выделение газа. Для реакции растворения CuO - изменение цвета, образование голубого раствора. Составим сокращённое ионное уравнение для первой реакции: CuO +2H + =Cu 2+ +H 2 O |
|
Критерии оценивания | Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | |
Правильно записаны четыре элемента ответа | |
Правильно записаны три элемента ответа | |
Правильно записаны два элемента ответа | |
Правильно записан один элемент ответа | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
2018 год.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.
Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)
- 0-8 баллов - отметка «2»
- 9-17 баллов - отметка «3»
- 18-26 баллов - отметка «4»
- 27-34 баллов - отметка «5»
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
Среднее общее образование
Готовимся к ЕГЭ-2018 по химии: разбор демоварианта
Вашему вниманию мы предлагаем разбор демоварианта ЕГЭ 2018 года по химии. В этой статье содержатся пояснения и подробные алгоритмы решения заданий. В помощь при подготовке к ЕГЭ рекомендуем нашу подборку справочников и пособий, а также несколько статей на актуальную тему, опубликованных ранее.Задание 1
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют на внешнем энергетическом уровне четыре электрона.
1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5)
C
Ответ: Периодическая система химических элементов – графическое отображение Периодического закона. Она состоит из периодов и групп. Группа – это вертикальный столбец химических элементов, состоит из главной и побочной подгрупп. Если элемент находится в главной подгруппе определенной группы, то номер группы говорит о количестве электронов на последнем слое. Следовательно, чтобы ответить на данный вопрос необходимо открыть таблицу Менделеева и посмотреть, какие элементы из представленных в задании расположены в одной группе. Приходим к выводу, что такими элементами являются: Si и C, следовательно ответ будет: 3; 5.
Задание 2
Из указанных в ряду химических элементов
1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C
выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева находятся в одном периоде.
Расположите химические элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
Запишите в поле ответа номера выбранных химических элементов в нужной последовательности.
Ответ: Периодическая система химических элементов – графическое отображение Периодического закона. Она состоит из периодов и групп. Период – это горизонтальный ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания электроотрицательности, а значит, уменьшения металлических свойств и усиления неметаллических. Каждый период (за исключением первого) начинается с активного металла, который называется щелочным, и заканчивается инертным элементом, т.е. элементом, который не образует химических соединений с другими элементами (за редким исключением).
Глядя на таблицу химических элементов, отмечаем, что из данных в задании элементов, Na, Mg и Si расположены в 3 периоде. Далее необходимо расположить эти элементы в порядке возрастания металлических свойств. Из написанного выше определяем, если металлические свойства убывают слева на право, значит возрастают они наоборот, справа налево. Поэтому правильными ответами будут 3; 4; 1.
Задание 3
Из числа указанных в ряду элементов
1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C
выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления –4.
Ответ: Высшая степень окисления химического элемента в соединении численно равна номеру группы, в которой находится химический элемент со знаком плюс. Если элемент расположен в 1 группе, то его высшая степень окисления равна +1, во второй группе +2 и так далее. Низшая степень окисления химического элемента в соединениях равна 8 (высшая степень окисления, которую может проявить химический элемент в соединении) минус номер группы, со знаком минус. Например, элемент стоит в 5 группе, главной подгруппе; следовательно, высшая степень окисления его в соединениях будет равна +5; низшая степень окисления соответственно 8 – 5 = 3 со знаком минус т.е. –3. У элементов 4 периода высшая валентность равна +4, а низшая –4. Поэтому ищем из списка элементов данных в задании два элемента расположенных в 4 группе главной подгруппе. Это будет C и Si номера правильного ответа 3; 5.
Задание 4
Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная связь.
1) Ca(ClO 2) 2
2) HClO 3
3) NH 4 Cl
4) HClO 4
5) Cl 2 O 7
Ответ: Под химической связью понимают такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы. Различают четыре типа химических связей: ионную, ковалентную, металлическую и водородную.
Ионная связь – связь, возникающая в результате электростатического притяжения разноименно заряженных ионов (катионов и анионов), иными словами, между типичным металлом и типичным неметаллом; т.е. элементами, резко отличающимися друг от друга по электроотрицательности. (> 1,7 по шкале Полинга). Ионная связь присутствует в соединениях, содержащих металлы 1 и 2 групп главных подгрупп (за исключением Mg и Be) и типичных неметаллов; кислорода и элементов 7 группы главной подгруппы. Исключение составляют соли аммония, они не содержат атома металла, вместо него ион , но в солях аммония между ионом аммония и кислотного остатка – связь тоже ионная. Поэтому правильными ответами будут 1; 3.
Задание 5
Установите соответствие между формулой вещества и классов / группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: | |||
Ответ: Для ответа на данный вопрос мы должны вспомнить, что такое оксиды и соли. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка. Исключение составляют соли аммония. У данных солей вместо ионов металла стоит ион аммония. Соли бывают средними, кислыми, двойными, основными и комплексными. Средние соли – это продукты полного замещения водорода кислоты на металл или ион аммония; например:
H 2 SO 4 + 2Na = H 2 + Na 2 SO 4 .
Данная соль является средней. Кислые соли – это продукт неполного замещения водорода соли на металл; например:
2H 2 SO 4 + 2Na = H 2 + 2 NaHSO 4 .
Данная соль является кислой. Теперь давайте посмотрим на наше задание. В нем содержится две соли: NH 4 HCO 3 и KF. Первая соль является кислой, поскольку это продукт неполного замещения водорода в кислоте. Поэтому в табличке с ответом под буквой «А» поставим цифру 4; другая соль (KF) не содержит водорода между металлом и кислотным остатком, поэтому в табличке с ответом под буквой «Б» поставим цифру 1. Оксиды – это бинарное соединение, в состав которого входит кислород. Он стоит на втором месте и проявляет степень окисления –2. Оксиды бывают основными (т.е. оксиды металлов, например Na 2 O, CaO – им соответствуют основания; NaOH и Ca(OH) 2), кислотными (т.е. оксиды неметаллов P 2 O 5 , SO 3 – им соответствуют кислоты; H 3 PO 4 и H 2 SO 4), амфотерными (оксиды, которые в зависимости от обстоятельств могут проявлять основные и кислотные свойства – Al 2 O 3 , ZnO) и несолеобразующие. Это оксиды неметаллов, которые не проявляют ни основных, ни кислотных, ни амфотерных свойств; это CO, N 2 O, NO. Следовательно, оксид NO является несолеобразующим оксидом, поэтому в табличке с ответом под буквой «В» поставим цифру 3. И заполненная таблица будет иметь следующий вид:
Ответ: | |||
Задание 6
Из предложенного перечня выберите два вещества, с каждым из которых железо реагирует без нагревания.
1) хлорид
кальция (р-р)
2) сульфат меди
(II) (р-р)
3) концентрированная
азотная кислота
4) разбавленная
соляная кислота
5) оксид алюминия
Ответ: Железо – активный металл. Взаимодействует с хлором, углеродом и другими неметаллами при нагревании:
2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3
Вытесняет из растворов солей металлы, находящиеся в электрохимическом ряду напряжений правее железа:
Например:
Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu
Растворяется в разбавленных серной и соляной кислотах c выделением водорода,
Fe + 2НCl = FeCl 2 + H 2
с раствором азотной кислоты
Fe + 4HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + NO + 2H 2 O.
Концентрированные серная и соляная кислота при обычных условиях с железом не реагируют, они его пассивируют:
Исходя из этого правильными ответами будут: 2; 4.
Задание 7
Водну из пробирок с осадком гидроксида алюминия добавили сильную кислоту Х, а в другую – раствор вещества Y. в результате в каждой из пробирок наблюдали растворение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества Х и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1)
бромоводородная кислота.
2)
гидросульфид натрия.
3)
сероводородная кислота.
4)
гидроксид калия.
5)
гидрат аммиака.
Запишите
в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: Гидроксид алюминия является амфотерным основанием, поэтому может взаимодействовать с растворами кислот и щелочей:
1) Взаимодействие с раствором кислоты: Al(OH) 3 + 3HBr = AlCl 3 + 3H 2 O.
При этом осадок гидроксида алюминия растворяется.
2) Взаимодействие со щелочами: 2Al(OH) 3 + Сa(OH) 2 = Ca 2.
При этом осадок гидроксида алюминия также растворяется.
Ответ: | |||
Задание 8
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
РЕАГЕНТЫ |
Г) ZnBr 2 (р-р) |
1) AgNO 3 , Na 3 PO 4 , Cl 2 2) BaO, H 2 O, KOH 3) H 2 , Cl 2 , O 2 4) НBr, LiOH, CH 3 COOH (р-р) 5) H 3 PO 4 (р-р), BaCl 2 , CuO |
Ответ: Под буквой А стоит сера (S). Как простое вещество, сера может вступать в окислительно-восстановительные реакции. Большинство реакций происходит с простыми веществами, металлами и неметаллами. Окисляется растворами концентрированных серной и соляной кислот. Взаимодействует со щелочами. Из всех реагентов, расположенных под цифрами 1–5, больше всего под описанные выше свойства подходят простые вещества под цифрой 3.
S + Cl 2 = SCl 2
Следующее вещество – SO 3 , буква Б. Оксид серы VI – сложное вещество, кислотные оксид. Данный оксид содержит серу в степени окисления +6. Это высшая степень окисления серы. Поэтому SO 3 будет вступать в реакции, в качестве окислителя, с простыми веществами, например с фосфором, со сложными веществами, например с KI, H 2 S. При этом его степень окисления может понизиться до +4, 0 или –2, также вступает в реакции без изменения степени окисления с водой, оксидами металлов и гидроксидами. Исходя из этого, SO 3 будет реагировать со всеми реагентами под цифрой 2, то есть:
SO 3 + BaO = BaSO 4
SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4
SO 3 + 2KOH = K 2 SO 4 + H 2 O
Zn(OH) 2 – амфотерный гидроксид расположен под буквой В. Обладает уникальными свойствами – реагирует как с кислотами, так и со щелочами. Поэтому из всех представленных реагентов можно смело выбирать реагенты под цифрой 4.
Zn(OH) 2 + HBr = ZnBr 2 + H 2 O
Zn(OH) 2 + LiOH = Li 2
Zn(OH) 2 + CH 3 COOH = (CH 3 COO) 2 Zn + H 2 O
И наконец, под буквой Г расположено вещество ZnBr 2 – соль, бромид цинка. Соли реагируют с кислотами, щелочами, другими солями, а также соли бескислородных кислот, как и данная соль, могут взаимодействовать с неметаллами. В данном случае наиболее активные галогены (Cl или F) могут вытеснять менее активные (Br и I) из растворов их солей. Данным критериям соответствуют реагенты под цифрой 1.
ZnBr 2 + 2AgNO 3 = 2AgBr + Zn(NO 3) 2
3ZnBr 2 + 2Na 3 PO 4 = Zn 3 (PO 4) 2 + 6NaBr
ZnBr 2 + Cl 2 = ZnCl 2 + Br 2
Варианты ответа выглядят следующим образом:
Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.
Задание 9
Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА |
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ |
А) Mg и H 2 SO 4 (конц) Б) MgO и H 2 SO 4 В) S и H 2 SO 4 (конц) Г) H 2 S и O 2 (изб.) |
1) MgSO 4 и H 2 O 2) MgO, SO 2 , и H 2 O 3) H 2 S и H 2 O 4) SO 2 и H 2 O 5) MgSO 4 , H 2 S и H 2 O 6) SO 3 и H 2 O |
Ответ: А) Серная кислота концентрированная является сильным окислителем. Может взаимодействовать и с металлами стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. При этом водород, как правило, в свободном состоянии не выделяется, он окисляется в воду, а серная кислота восстанавливается до различных соединений, например: SO 2 , S и H 2 S, в зависимости от активности металла. При взаимодействии с магнием реакция будет иметь следующий вид:
4Mg + 5H 2 SO 4 (конц) = 4MgSO 4 + H 2 S + H 2 O (цифра ответа 5)
Б) При взаимодействии серной кислоты с оксидом магния образуются соль и вода:
MgO + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 O (Цифра ответа 1)
В) Концентрированная серная кислота окисляет не только металлы, но и неметаллы, в данном случае серу, по следующему уравнению реакции:
S + 2H 2 SO 4 (конц) = 3SO 2 + 2H 2 O (цифра ответа 4)
Г) При горении сложных веществ с участием кислорода образуются оксиды всех элементов, входящих в состав сложного вещества; например:
2H 2 S + 3O 2 = 2SO 2 + 2H 2 O (цифра ответа 4)
Таким образом, общий ответ будет иметь следующий вид:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) KCl (р-р)
2) KOH (р-р)
3) H 2
4) HCl (избыток)
5) CO 2
Ответ: Карбонаты вступают в химическую реакцию с кислотами, при этом образуется слабая угольная кислота, которая в момент образования разлагается на углекислый газ и воду:
K 2 CO 3 + 2HCl(избыток) = 2KCl + CO 2 + H 2 O
При пропускании через раствор гидроксида калия избытка углекислого газа образуется гидрокарбонат калия.
CO 2 + КОН = KHCO 3
Записываем в таблицу ответ:
Ответ: А) Метилбензол относится к гомологическому ряду ароматических углеводородов; его формула C 6 H 5 CH 3 (цифра 4)
Б) Анилин относится к гомологическому ряду ароматических аминов. Его формула C 6 H 5 NH 2 . Группа NH 2 – функциональная группа аминов. (цифра 2)
В) 3-метилбутаналь относится к гомологическому ряду альдегидов. Так как альдегиды имеют окончание -аль. Его формула:
Задание 12
Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами бутена-1.
1) бутан
2) циклобутан
3) бутин-2
4) бутадиен-1,3
5) метилпропен
Ответ: Изомеры – это вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но различные строение и свойства. Структурные изомеры – это тип веществ, которые идентичны друг другу по количественному и качественному составам, но порядок атомного связывания (химического строения) имеет различия. Для ответа на этот вопрос давайте напишем молекулярные формулы всех веществ. Формула бутена-1 будет выглядеть так: С 4 Н 8
1) бутан – С 4 Н 10
2) циклобутан –
С 4 Н 8
3) бутин-2 – С 4 Н 6
4) бутадиен-1, 3
– С 4 Н 6
5) метилпропен –
С 4 Н 8
Такие же формулы имеют циклобутан № 2 и метилпропен № 5. Они и будут структурными изомерами бутена-1.
Записываем в таблицу правильные ответы:
Задание 13
Из предложенного перечня выберите два вещества, при взаимодействии которых с раствором перманганата калия в присутствии серной кислоты будет наблюдаться изменение окраски раствора.
1) гексан
2) бензол
3) толуол
4) пропан
5) пропилен
Ответ: Давайте попробуем ответить на этот вопрос методом исключения. Предельные углеводороды не подвергаются окислению данным окислителем, поэтому вычеркиваем гексан № 1 и пропан № 4.
Вычеркиваем № 2 (бензол). У гомологов бензола алкильные группы легко окисляются под действием таких окислительных агентов, как перманганат калия. Поэтому толуол (метилбензол) будет подвергаться окислению по метильному радикалу. Так же окисляется и пропилен (непредельный углеводород с двойной связью).
Правильный ответ:
Окисляются альдегиды различными окислителями, в том числе и аммиачным раствором оксида серебра (знаменитая реакция серебряного зеркала)
В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ по химии: краткие теоретические сведения по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. В издании в сжатой форме изложены основы предмета в соответствии с действующими образовательными стандартами и максимально подробно разобраны наиболее сложные экзаменационные вопросы повышенного уровня сложности. Кроме того, приводятся тренировочные задания, с помощью которых можно проверить уровень усвоения материала. Приложение книги содержит необходимые справочные материалы по предмету.
Задание 15
Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует метиламин.
1) пропан
2) хлорметан
3) водород
4) гидроксид
натрия
5) соляная
кислота.
Ответ: Амины, являясь производными аммиака, имеют сходное с ним строение и проявляют подобные ему свойства. Для них также характерно образование донорно-акцепторной связи. Как и аммиак, они вступают в реакцию с кислотами. Например, с соляной кислотой с образованием хлорида метиламмония.
CH 3 –NH 2 + HCl =Cl.
Из органических веществ метиламин вступает в реакции алкилирования с галогеналканами:
CH 3 –NH 2 + CH 3 Cl = [(CH 3) 2 NH 2 ]Cl
С другими веществами из данного списка амины не реагируют, поэтому правильный ответ:
Задание 16
Установите соответствие между названием вещества и продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этого вещества с бромом: к каждой позиции, обозначенной буквой, выберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
3) Br–CH 2 –CH 2 –CH 2 –Br
Ответ: А) этан – это предельный углеводород. Для него не характерны реакции присоединения, поэтому происходит замещение атома водорода на бром. И получается бромэтан:
CH 3 –СH3 + Br 2 = CH 3 –CH 2 –Br + HBr (ответ 5)
Б) Изобутан, так же как и этан, – представитель предельных углеводородов, поэтому для него характерны реакции замещения водорода на бром. В отличие от этана, изобутан содержит не только первичные атомы углерода (соединенные с тремя атомами водорода), но и один первичный атом углерода. А так как замещение атома водорода галогеном легче всего идет у менее гидрогенизированного третичного атома углерода, затем у вторичного и в последнюю очередь у первичного, бром будет присоединяться именно к нему. В результате получим 2-бром, 2-метилпропан:
C | H 3 | C | H 3 | ||
│ | │ | ||||
CH 3 – | C | –CH 3 + Br 2 = CH 3 – | C | –CH 3 + HBr | (ответ 2) |
│ | │ | ||||
Н | B | r |
В) Циклоалканы, к которым относится циклопропан, сильно отличаются между собой по устойчивости цикла: наименее устойчивы трехчленные и наиболее устойчивы пяти- и шестичленные циклы. При бромировании 3-х и 4-х членных циклов, происходит их разрыв с образованием алканов. При этом присоединяются сразу 2 атома брома.
Г) Реакция взаимодействия с бромом у пяти и шестичленных циклов не приводит к разрыву цикла, а сводится к реакции замещения водорода на бром.
Таким образом, общий ответ будет иметь вид:
Задание 17
Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Ответ: А) Реакция между уксусной кислотой и сульфидом натрия относится к реакциям обмена, когда сложные вещества обмениваются составными частями.
CH 3 COOH + Na 2 S = CH 3 COONa + H 2 S.
Cоли уксусной кислоты называются ацетаты. Данная соль, соответственно, называется ацетат натрия. Ответ под цифрой 5
Б) Реакция между муравьиной кислотой и гидроксидом натрия также относится к реакциям обмена.
HCOOH + NaOH = HCOONa + H 2 O.
Соли муравьиной кислоты называются формиаты. В данном случае образуется формиат натрия. Ответ под цифрой 4.
В) Муравьиная кислота, в отличие от других карбоновых кислот – удивительное вещество. Содержит в себе помимо функциональной карбоксильной группы –СООН, еще и альдегидную группу СОН. Поэтому они вступают в реакции характерные для альдегидов. Например, в реакцию серебряного зеркала; восстановления гидроксида меди (II), Cu(OH) 2 при нагревании до гидроксида меди (I), CuOH, разлагающегося при высокой температуре до оксида меди (I), Cu 2 O. Образуется красивый осадок оранжевого цвета.
2Cu(OH) 2 + 2HCOOH = 2СO 2 + 3H 2 O + Cu 2 O
Сама же муравьиная кислота окисляется до углекислого газа. (правильный ответ 6)
Г) При взаимодействии этанола с натрием образуется газообразный водород и этилат натрия.
2C 2 H 5 OH + 2Na = 2C 2 H 5 ONa + H 2 (ответ 2)
Таким образом, на данное задание ответами будут:
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается новое пособие для подготовки ЕГЭ, которое содержит 10 вариантов типовых экзаменационных работ по химии. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания. Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.
Задание 18
Задана следующая схема превращения веществ:
Спирты при высокой температуре в присутствии окислителей могут окисляться до соответствующих альдегидов. В данном случае в качестве окислителя служит оксид меди II (CuO) по следующей реакции:
СH 3 CH 2 OH + CuO (t) = СH 3 COH + Cu + H 2 O (ответ: 2)
Общий ответ данного номера:
Задание 19
Из предложенного перечня типов реакций выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие щелочных металлов с водой.
1)
каталитическая
2) гомогенная
3) необратимая
4)
окислительно-восстановительная
5) реакция нейтрализации
Ответ: Напишем уравнение реакции, например, натрия с водой:
2Na +2H 2 O = 2NaOH + H 2 .
Натрий, очень активный металл, поэтому с водой будет энергично взаимодействовать, в некоторых случаях даже со взрывом, поэтому реакция идет без катализаторов. Натрий – это металл, твердое вещество, вода и раствор гидроксида натрия – жидкости, водород – газ, поэтому реакция гетерогенная. Реакция необратимая, потому что водород уходит из реакционной среды в виде газа. В процессе реакции изменяются степени окисления у натрия и водорода,
поэтому реакция относится к окислительно-восстановительным, так как натрий выступает в роли восстановителя, а водород в роли окислителя. К реакциям нейтрализации не относится, поскольку в результате реакции нейтрализации образуются вещества, имеющие нейтральную реакцию среды, а здесь образуется щелочь. Из этого можно сделать вывод, что правильными будут ответы
Задание 20
Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два воздействия, которые приводят к уменьшению скорости химической реакции этилена с водородом:
1) понижение
температуры
2) увеличение
концентрации этилена
3) использование
катализатора
4) уменьшение
концентрации водорода
5) повышение
давления в системе.
Ответ: Скорость химической реакции – это величина, показывающая, как изменяются концентрации исходных веществ или продуктов реакции за единицу времени. Существует понятие скорости гомогенных и гетерогенных реакций. В данном случае дана гомогенная реакция, поэтому для гомогенных реакций скорость зависит от следующих взаимодействий (факторов):
- концентрация реагирующих веществ;
- температура;
- катализатор;
- ингибитор.
Данная реакция проходит при повышенной температуре, поэтому понижение температуры приведет к уменьшению ее скорости. Ответ № 1. Далее: если увеличить концентрацию одного из реагирующих веществ, реакция пойдет быстрее. Нам это не подходит. Катализатор – вещество, увеличивающее скорость реакции, – тоже не подходит. Уменьшение концентрации водорода приведет к замедлению реакции, что нам и нужно. Значит, еще один правильный ответ – № 4. Для ответа на пункт 4 вопроса давайте напишем уравнение данной реакции:
CH 2 =CH 2 + H 2 = CH 3 -CH 3.
Из уравнения реакции видно, что она идет с уменьшением объема (в реакцию вступило 2 объема веществ – этилен + водород), а образовался только один объем продукта реакции. Следовательно, при увеличении давления скорость реакции должна увеличиться – тоже не подходит. Подведем итог. Правильными оказались ответы:
Пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным, используемым на ЕГЭ, но распределенные по темам в порядке их изучения в 10-11-х классах старшей школы. Работая с книгой, можно последовательно отработать каждую тему, устранить пробелы в знаниях, а также систематизировать изучаемый материал. Такая структура книги поможет эффективнее подготовиться к ЕГЭ. Это издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по химии. Тренировочные задания позволят систематически, при прохождении каждой темы, готовиться к экзамену.
Задание 21
Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Ответ: Посмотрим, как изменяются степени окисления в реакциях:
в данной реакции азот не изменяет степени окисления. Она у него в реакции стабильна 3–. Поэтому ответ 4.
в данной реакции азот изменяет свою степень окисления с 3– до 0, то есть окисляется. Значит, он является восстановителем. Ответ 2.
Здесь азот изменяет свою степень окисления с 3– до 2+. Реакция окислительно-восстановительная, азот окисляется, значит, является восстановителем. Правильный ответ 2.
Общий ответ:
Задание 22
Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА СОЛИ |
ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА |
Ответ: Электролиз – это окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах, при прохождении постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита. На катоде всегда идёт процесс восстановления; на аноде всегда идёт процесс окисления. Если металл стоит в электрохимическом ряду напряжений металлов до марганца, то на катоде восстанавливается вода; от марганца до водорода возможно выделение воды и металла, если правее водорода, то восстанавливается только металл. Процессы, протекающие на аноде:
Если анод инертный , то в случае бескислородных анионов (кроме фторидов) идет окисление анионов:
В случае кислородсодержащих анионов и фторидов идет процесс окисления воды, анион при этом не окисляется и остается в растворе:
При электролизе растворов щелочей идет окисление гидроксид-ионов:
Теперь давайте рассмотрим данное задание:
А) Na 3 PO 4 диссоциирует в растворе на ионы натрия и кислотного остатка кислородсодержащей кислоты.
Катион натрия устремляется к отрицательному электроду – катоду. Так как ион натрия в электрохимическом ряду напряжений металлов находится до алюминия, то от восстанавливаться не будет, будет восстанавливаться вода по следующему уравнению:
2H 2 O = H 2 + 2OH – .
На катоде выделяется водород.
Анион устремляется к аноду – положительно заряженному электроду – и находится в прианодном пространстве, а на аноде окисляется вода по уравнению:
2H 2 O – 4e = O 2 + 4H +
На аноде происходит выделение кислорода. Таким образом, суммарное уравнение реакции будет иметь следующий вид:
2Na 3 PO 4 + 8H 2 O = 2H 2 + O 2 + 6NaOH + 2 H 3 PO 4 (ответ 1)
Б) при электролизе раствора КCl на катоде будет восстанавливаться вода по уравнению:
2H 2 O = H 2 + 2OH – .
В качестве продукта реакции будет выделяться водород. На аноде будет окисляться Cl – до свободного состояния по следующему уравнению:
2CI – – 2e = Cl 2 .
Суммарный процесс на электродах выглядит следующим образом:
2KCl + 2H 2 O = 2KOH + H 2 + Cl 2 (ответ 4)
В) При электролизе соли CuBr 2 на катоде восстанавливается медь:
Cu 2+ + 2e = Cu 0 .
На аноде окисляется бром:
Суммарное уравнение реакции будет иметь следующий вид:
Правильный ответ 3.
Г) Гидролиз соли Cu(NO 3) 2 протекает следующим образом: на катоде происходит выделение меди по следующему уравнению:
Cu 2+ + 2e = Cu 0 .
На аноде выделяется кислород:
2H 2 O – 4e = O 2 + 4H +
Правильный ответ 2.
Общий ответ на данный вопрос:
Все материалы школьного курса по химии четко структурированы и разделены на 36 логических блоков (недель). Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Пособие содержит все необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ, бланки и ответы. Уникальная структура пособия поможет структурировать подготовку к ЕГЭ и пошагово изучить все темы в течение всего учебного года. Издание содержит все темы школьного курса по химии, необходимые для сдачи ЕГЭ. Весь материал четко структурирован и разделен на 36 логических блоков (недель), включающих необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ. Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Кроме того, в пособии приводятся тренировочные варианты, цель которых – оценить уровень знаний.
Задание 23
Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Ответ: Гидролизом называется реакция взаимодействия ионов соли с молекулами воды, приводящая к образованию слабого электролита. Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. По этому принципу все соли можно разделить на 4 группы:
- Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой.
- Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой.
- Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.
- Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой.
Давайте теперь разберем с этой точки зрения данное задание.
А) NH 4 Cl – соль, образованная слабым основанием NH 4 OH и сильной кислотой HCl – подвергается гидролизу. В результате образуется слабое основание и сильная кислота. Данная соль гидролизуется по катиону , так как данный ион входит в состав слабого основания. Ответ под цифрой 1.
Б) K 2 SO 4 – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. Такие соли гидролизу не подвергаются, так как не образуется слабого электролита. Ответ 3.
В) Карбонат натрия Na 2 CO 3 – соль, образованная сильным основанием NaOH и слабой угольной кислотой H 2 CO 3 – подвергается гидролизу. Так как соль образована двухосновной кислотой, то гидролиз теоретически может идти в две стадии. в результате первой стадии образуется щелочь и кислая соль – гидрокарбонат натрия:
Na 2 CO 3 + H 2 O ↔NaHCO 3 + NaOH;
в результате второй стадии образуется слабая угольная кислота:
NaHCO 3 + H 2 O ↔ H 2 CO 3 (H 2 O + CO 2) + NaOH –
данная соль гидролизуется по аниону (ответ 2).
Г) Соль сульфид алюминия Al 2 S 3 образована слабым основанием Al(OH) 3 и слабой кислотой H 2 S. Такие соли подвергаются гидролизу. В результате образуется слабое основание и слабая кислота. Гидролиз идет по катиону и аниону. Правильный ответ 4.
Таким образом, общий ответ на задание имеет вид:
Задание 24
Установите соответствие между уравнением обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ |
НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
А) N 2 (г) + 3H 2 (г) = 2NH 3 (г) Б) 2H 2 (г) + O 2 (г) = 2H 2 O(г) В) H 2 (г) + CI 2 (г) = 2HCl(г) Г) SO 2 (г) + CI 2 (г) = SO 2 Cl 2 (г) |
1) смещается в сторону прямой реакции 2) смещается в сторону обратной реакции 3) практически не смещается. |
Ответ: Обратимыми называют реакции, которые одновременно могут идти в двух противоположных направлениях: в сторону прямой и обратной реакции, поэтому в уравнениях обратимых реакций вместо равенства ставится знак обратимости. Каждая обратимая реакция заканчивается химическим равновесием. Это динамический процесс. Для того чтобы вывести реакцию из состояния химического равновесия, нужно приложить к ней определенные внешние воздействия: изменить концентрацию, температуру или давление. Делается это по принципу Ле-Шателье: если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, подействовать извне, изменить концентрацию, температуру или давление, то система стремится занять такое положение, которое противодействует этому действию.
Разберем это на примерах нашего задания.
А) Гомогенная реакция N 2 (г) + 3H 2 (г) = 2NH 3 (г) является еще и экзотермической, то есть идет с выделением теплоты. Далее в реакцию вступило 4 объема реагирующих веществ (1 объем азота и 3 объема водорода), а в результате образовался один объем аммиака. Таким образом, мы определили, что реакция идет с уменьшением объема. По принципу Ле-Шателье, если реакция идет с уменьшением объема, то увеличение давления смещает химическое равновесие в сторону образования продукта реакции. Правильный ответ 1.
Б) Реакция 2H 2 (г) + O 2 (г) = 2H 2 O(г) аналогична предыдущей реакции, также идет с уменьшением объема (вступило 3 объема газа, а в результате реакции образовалось 2), поэтому увеличение давления сместит равновесие в сторону образования продукта реакции. Ответ 1.
В) Данная реакция H 2 (г) + Cl 2 (г) = 2HCl(г) протекает без изменения объема реагирующих веществ (вступило 2 объема газов и образовалось 2 объема хлороводорода). На реакции, идущие без изменения объема, давление влияния не оказывает. Ответ 3.
Г) Реакция взаимодействия оксида серы (IV) и хлора SO 2 (г) + Cl 2 (г) = SO 2 Cl 2 (г) является реакцией, идущей с уменьшением объема веществ (в реакцию вступило 2 объема газов, а образовался один объем SO 2 Cl 2). Ответ 1.
Ответом на это задание будет следующий набор букв и цифр:
В книге решения всех типов задач базового, повышенного и высокого уровней сложности по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по химии. Регулярная работа с данным пособием позволит учащимся научиться быстро и без ошибок решать задачи по химии разных уровней сложности. В пособии подробно разобраны решения всех типов задач базового, повышенного и высокого уровней сложности в соответствии с перечнем элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии. Регулярная работа с данным пособием позволит учащимся научиться быстро и без ошибок решать задачи по химии разных уровней сложности. Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ по химии, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.
Задание 25
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить водные растворы этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ |
|
А) HNO 3 и NaNO 3 Б) KCI и NaOH В) NaCI и BaCI 2 Г) AICI 3 и MgCI 2 |
Ответ: А) Даны два вещества, кислота и соль. Азотная кислота является сильным окислителем и взаимодействует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов как до водорода, так и после, причем взаимодействует как концентрированная, так и разбавленная. Например, азотная кислота HNO 3 взаимодействует с медью с образованием соли меди, воды и оксида азота. При этом, помимо выделения газа, раствор приобретает характерную для солей меди синюю окраску, например:
8HNO 3 (р) + 3Cu = 3Cu(NO 3) 2 + 2NO + 4H 2 O,
а соль NaNO 3 с медью не реагирует. Ответ 1.
Б) Даны соль и гидроксид активных металлов, у которых практически все соединения растворимы в воде, поэтому выбираем вещество из колонки реагентов, которое при взаимодействии с одним из данных веществ выпадает в осадок. Этим веществом будет сульфат меди. С хлоридом калия реакция не пойдет, а вот с гидроксидом натрия выпадет красивый синий осадок, по уравнению реакции:
CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4.
В) Даны две соли, хлориды натрия и бария. Если все соли натрия растворимы, то с солями бария наоборот – многие соли бария нерастворимы. По таблице растворимости определяем, что сульфат бария нерастворим, поэтому реактивом будет сульфат меди. Ответ 5.
Г) Опять даны 2 соли – AlCl 3 и MgCl 2 – и опять хлориды. При сливании данных растворов с HCl, KNO 3 CuSO 4 не образуют никаких видимых изменений, c медью вообще не реагируют. Остается КOH. С ним обе соли выпадают в осадок, с образованием гидроксидов. Но гидроксид алюминия – амфотерное основание. При добавлении избытка щелочи осадок растворяется с образованием комплексной соли. Ответ 2.
Общий ответ на данное задание выглядит так:
Задание 26
Установите соответствие между веществом и основной областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Ответ: А) Метан при сгорании выделяет большое количество тепла, поэтому его можно использовать в качестве топлива (ответ 2).
Б) Изопрен, являясь диеновым углеводородом, при полимеризации образует каучук, который затем превращают в резину (ответ 3).
В) Этилен – непредельный углеводород, который вступает в реакции полимеризации, поэтому может быть использован в качестве пластических масс (ответ 4).
Задание 27
Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150,0 г. раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%. (Запишите число с точностью до десятых).
Решим данную задачу:
1. Определим массу нитрата калия, содержащуюся в 150 г 10% раствора. Воспользуемся волшебным треугольником:
Отсюда масса вещества равна: ω · m (р-ра) = 0,1 · 150 = 15 г.
2. Пусть масса добавленного нитрата калия равна x г. Тогда масса всей соли в конечном растворе будет равна (15 + x ) г, масса раствора (150 + x ), а массовую долю нитрата калия в конечном растворе можно записать как: ω(KNO 3) = 100% – (15 + x )/(150 + x )
100% – (15 + x )/(150 + x ) = 12%
(15 + x )/(150 + x ) = 0,12
15 + x = 18 + 0,12x
0,88x = 3
x = 3/0,88 = 3,4
Ответ: Для получения 12% раствора соли необходимо добавить 3,4 г KNO 3.
Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по химии. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по химии.
Задание 28
В результате реакции, термохимическое уравнение которой
2H 2 (г) + O 2 (г) = H 2 O (г) + 484 кДж,
выделилось 1452 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах).
Данная задача может быть решена в одно действие.
Согласно уравнению реакции, в результате ее образовалось 36 граммов воды и выделилось 484 кДж энергии. А 1454 кДж энергии выделится при образовании Х г. воды.
Ответ: При выделении 1452 кДж энергии образуется 108 г воды.
Задание 29
Вычислите массу кислорода (в граммах), необходимого для полного сжигания 6,72 л (н.у.) сероводорода.
Для решения данной задачи напишем уравнение реакции горения сероводорода и рассчитаем массы кислорода и сероводорода, вступивших в реакцию, по уравнению реакции
1. Определяем количество сероводорода, содержащегося в 6,72 л.
2. Определяем количество кислорода, которое прореагирует с 0,3 моль сероводорода.
По уравнению реакции, с 2 моль H 2 S реагирует 3 моль O 2 .
По уравнению реакции, с 0,3 моль H 2 S прореагирует с Х моль О 2 .
Отсюда Х = 0,45 моль.
3. Определим массу 0,45 моль кислорода
m (O 2) = n · M = 0,45 моль · 32 г/моль = 14,4 г.
Ответ: масса кислорода равна 14,4 грамма.
Задание 30
Из предложенного перечня веществ (перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия) выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция. в ответе запишите уравнение только одной из возможных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Ответ: КMnO 4 – известный окислитель, окисляет вещества, содержащие элементы в низшей и промежуточной степенях окисления. Его действия могут проходить в нейтральной, кислой и щелочной средах. При этом марганец может восстанавливаться до различных степеней окисления: в кислой среде – до Mn 2+ , в нейтральной среде – до Mn 4+ , в щелочной среде – до Mn 6+ . В сульфите натрия содержится сера в степени окисления 4+, которая может окислиться до 6+. И наконец, гидроксид калия определит реакцию среды. Пишем уравнение данной реакции:
KMnO 4 + Na 2 SO 3 + KOH = K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O
После расставления коэффициентов формула приобретает следующий вид:
2KMnO 4 + Na 2 SO 3 + 2KOH = 2K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O
Следовательно, KMnO 4 – является окислителем, а Na 2 SО 3 – восстановителем.
Все необходимые для сдачи ЕГЭ по химии сведения представлены в наглядных и доступных таблицах, после каждой темы – тренировочные задания для контроля знаний. С помощью этой книги учащиеся смогут в кратчайший срок повысить уровень своих знаний, за считанные дни до экзамена вспомнить все самые важные темы, потренироваться в выполнении заданий в формате ЕГЭ и стать более уверенным в своих силах. После повторения всех тем, представленных в пособии, долгожданные 100 баллов станут намного ближе! Пособие содержит теоретические сведения по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по химии. После каждого раздела приводятся тренировочные задания разных типов с ответами. Наглядное и доступное изложение материала позволит быстро найти нужную информацию, устранить пробелы в знаниях и в кратчайшие сроки повторить большой объем информации.
Задание 31
Из предложенного перечня веществ (перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия) выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение только одной из возможных реакций.
Ответ: Рассмотрим реакцию обмена между гидрокарбонатом калия и гидроксидом калия
KHCO 3 + KOH = K 2 CO 3 + H 2 O
Если в результате реакции в растворах электролитов образуется нерастворимое или газообразное, или малодиссоциирующее вещество, то такая реакция протекает необратимо. В соответствии с этим данная реакция возможна, так как один из продуктов реакции (Н 2 О) – малодиссоциирующее вещество. Запишем полное ионное уравнение.
Так как вода – малодиссоциирующее вещество, она пишется в виде молекулы. Далее составляем сокращенное ионное уравнение. Те ионы, которые перешли из левой части уравнения в правое, не изменяя знака заряда, вычеркиваем. Остальное переписываем в сокращенное ионное уравнение.
Это уравнение и будет ответом на данное задание.
Задание 32
При электролизе водного раствора нитрата меди(II) получили металл. Металл обработали концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделяющийся в результате газ прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества. Это вещество нагрели с концентрированным раствором гидроксида калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Ответ: Электролиз – это окислительно-восстановительный процесс, проходящий на электродах при пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита. В задании говорится об электролизе раствора нитрата меди. При электролизе растворов солей вода также может принимать участие в электродных процессах. При растворении соли в воде она распадается на ионы:
На катоде происходят процессы восстановления. В зависимости от активности металла, могут восстанавливаться металл, металл и вода. Так как медь в электрохимическом ряду напряжений металлов стоит правее водорода, то на катоде будет восстанавливаться медь:
Cu 2+ + 2e = Cu 0 .
На аноде будет происходить процесс окисления воды.
Медь не реагирует с растворами серной и соляной кислот. Но концентрированная серная кислота является сильным окислителем, поэтому может реагировать с медью по следующему уравнению реакции:
Cu + 2H 2 SO 4 (конц.) = CuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O.
Сероводород (H 2 S) содержит серу в степени окисления 2–, поэтому выступает в роли сильного восстановителя и восстанавливает серу в оксиде серы IV до свободного состояния
2H 2 S + SO 2 = 3S + 2H 2 O.
Образующееся вещество, сера, взаимодействует с концентрированным раствором гидроксида калия при нагревании с образованием двух солей: сульфида и сульфита серы и воды.
S + KOH = K 2 S + K 2 SO 3 + H 2 O
Задание 33
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Ответ: В данной цепочке предложено выполнить 5 уравнений реакций, по числу стрелочек между веществами. В уравнении реакции № 1 серная кислота играет роль водоотнимающей жидкости, поэтому в результате ее должен получиться непредельный углеводород.
Следующая реакция интересна тем, что протекает по правилу Марковникова. По этому правилу, при соединении галогеноводородов к несимметрично построенным алкенам, галоген присоединяется к менее гидрированному атому углерода при двойной связи, а водород, наоборот.
Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тренировочных заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к заданиям, которые помогут объективно оценить уровень своих знаний и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.
Задание 34
При нагревании образца карбоната кальция часть вещества разложилась. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа. Масса твердого остатка составила 41,2 г. Этот остаток добавили к 465,5 г раствора хлороводородной кислоты, взятой в избытке. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых величин).
Ответ: Запишем краткое условие данной задачи.
После того как все приготовления приведены, приступаем к решению.
1) Определяем количество СО 2 , содержащееся в 4,48 л. его.
n (CO 2) = V/Vm = 4,48 л / 22,4 л/моль = 0,2 моль
2) Определяем количество образовавшегося оксида кальция.
По уравнению реакции образуется 1 моль СО 2 и 1 моль СаО
Следовательно: n (CO 2) = n (CaO) и равняется 0,2 моль
3) Определяем массу 0,2 моль СаО
m (CaO) = n (CaO) · M (CaO) = 0,2 моль · 56 г/моль = 11,2 г
Таким образом, твердый остаток массой 41,2 г состоит из 11,2 г СаО и (41,2 г. – 11,2 г.) 30 г СаСО 3
4)
Определим количество СаСО 3 , содержащееся в 30 г
n (CaCO 3) = m (CaCO 3) / M (CaCO 3) = 30 г / 100 г/моль = 0,3 моль
CaO + HCl = CaCl 2 + H 2 O
CaCO 3 + HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2
5) Определим количество хлорида кальция, образующееся в результате данных реакций.
В реакцию вступило 0,3 моль CaCO 3 и 0,2 моль СаО всего 0,5 моль.
Соответственно, образуется 0,5 моль CaCl 2
6) Рассчитаем массу 0,5 моль хлорида кальция
M (CaCl 2) = n (CaCl 2) · M (CaCl 2) = 0,5 моль · 111 г/моль = 55,5 г.
7) Определяем массу углекислого газа. В реакции разложения участвовало 0,3 моль карбоната кальция, следовательно:
n (CaCO 3) = n (CO 2) = 0,3 моль,
m (CO 2) = n (CO 2) · M (CO 2) = 0,3 моль · 44г/моль = 13,2 г.
8) Находим массу раствора. Она состоит из массы соляной кислоты + масс твердого остатка (CaCO 3 + CaO) минут масса выделившегося CO 2 . Запишем это в виде формулы:
m (р-ра) = m (CaCO 3 + CaO) + m (HCl) – m (CO 2) = 465,5 г + 41,2 г – 13,2 г = 493,5 г.
9) И наконец, ответим на вопрос задачи. Найдем массовую долю в % соли в растворе, воспользовавшись следующим волшебным треугольником:
ω%(CaCI 2) = m (CaCI 2) / m (р-ра) = 55,5 г / 493,5 г = 0,112 или 11,2%
Ответ: ω % (СaCI 2) = 11.2%
Задание 35
Органическое вещество А содержит 11,97% азота, 9,40% водорода и 27,35% кислорода по массе и образуется при взаимодействии органического вещества Б с пропанолом-2. Известно, что вещество Б имеет природное происхождение и способно взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами.
На основании данных условия выполните задания:
1) Проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) Составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно покажет порядок связи атомов в его молекуле;
3) Напишите уравнение реакции получения вещества А из вещества Б и пропанола-2 (используйте структурные формулы органических веществ).
Ответ: Давайте постараемся разобраться с данной задачей. Напишем краткое условие:
ω(C) = 100% – 11,97% – 9,40% – 27,35% = 51,28% (ω(C) = 51,28%)
2) Зная массовые доли всех элементов, входящих в состав молекулы, можем определить ее молекулярную формулу.
Примем массу вещества А за 100 г. Тогда в массы всех элементов, входящих в его состав, будут равны: m (C) = 51,28 г; m (N) = 11,97 г; m (H) = 9,40 г; m (O) = 27,35 г. Определим количество каждого элемента:
n (C) = m (C) · M (C) = 51,28 г / 12 г/моль = 4,27 моль
n (N) = m (N) · M (N) = 11,97 г / 14 г/моль = 0,855 моль
n (H) = m (H) · M (H) = 9,40 г / 1 г/моль = 9,40 моль
n (O) = m(O) · M (O) = 27,35 г / 16 г/моль = 1,71 моль
x : y : z : m = 5: 1: 11: 2.
Таким образом молекулярная формула вещества А равна: C 5 H 11 O 2 N.
3) Попробуем составить структурную формулу вещества А. Мы уже знаем, что углерод в органической химии всегда четырехвалентен, водород – одновалентен, кислород двухвалентен и азот трехвалентен. В условии задачи также сказано, что вещество Б способно взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами, то есть оно амфотерно. Из природных амфотерных веществ нам известно, что аминокислоты обладают выраженной амфотерностью. Следовательно можно предположить, что вещество Б относится к аминокислотам. Ну и конечно, берем во внимание, что оно получается при взаимодействии с пропанолом-2. Посчитав количество атомов углерода в пропаноле-2, можно сделать смелый вывод, что вещество Б – аминоуксусная кислота. После некоторого количества попыток, получилась следующая формула:
4) В заключение напишем уравнение реакции взаимодействия аминоуксусной кислоты с пропанолом-2.
Вниманию школьников и абитуриентов впервые предлагается учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по химии, которое содержит тренировочные задания, собранные по темам. В книге представлены задания разных типов и уровней сложности по всем проверяемым темам курса химии. Каждый из разделов пособия включает не менее 50 заданий. Задания соответствуют современному образовательному стандарту и положению о проведении единого государственного экзамена по химии для выпускников средних общеобразовательных учебных учреждений. Выполнение предлагаемых тренировочных заданий по темам позволит качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.
Уважаемые учителя и 9-классники!
Основное общее образование завершается Основным государственным экзаменом выпускников, в ходе которого проверяется соответствие их знаний требованиям государственного образовательного стандарта.
Экзамен выпускников 9 класса общеобразовательных организаций проводится в виде тестирования.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, являются основой разработки контрольных измерительных материалов для ОГЭ.
Согласно этим требованиям обязательной для усвоения является определенная система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, свойствах и применении. Эта система знаний, в основе которой лежат Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, составляет инвариантное ядро всех общеобразовательных программ по химии. В предлагаемой экзаменационной работе именно это содержание явилось основой для разработки контрольных измерительных материалов.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы познакомить учителей и учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, дать возможность выпускнику самостоятельно проверить свою готовность к новой форме экзамена по химии - в виде тестирования.
Большую помощь в этом могут оказать представленные в пособии варианты, комментарии к решению всех заданий одного из вариантов и приведенные ответы на задания всех вариантов.
Выполнение представленных заданий является одним из способов закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний, а также способом самоконтроля имеющихся у выпускников знаний.
Обратим внимание на один важный момент. Содержащиеся в вариантах экзаменационной работы задания различны по своей форме и требуют для своего выполнения разные типы ответов: при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 1-15) достаточно записать номер выбранного правильного ответа, при выполнении заданий части 1 с кратким ответом (задания 16-19) необходимо дать ответ в виде числа или набора цифр. Ответ в части 2 предлагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи.
Задания части 1 (1-15) с кратким ответом соответствуют требованиям базового уровня подготовки выпускников основной школы по химии. Они формулируются в виде короткого утверждения, окончанием которого является соответствующий вариант ответа. В каждом из заданий предлагается четыре варианта ответа, только один из которых является верным.
Задания части 1 (16-19) с кратким ответом, в отличие от заданий 1-15, имеют повышенный уровень сложности и поэтому содержат больший объем информации, которую нужно осмыслить и понять. Именно поэтому выполнение таких заданий потребует осуществления большего числа учебных действий, чем в случае выбора одного верного ответа. В ответе следует записать набор цифр.
Задания части 2 с развернутым ответом по своему содержанию соответствуют наиболее сложным заданиям традиционных письменных работ. Они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. Для выполнения этих заданий необходимо уметь:
1) составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставлять в них коэффициенты с помощью метода электронного баланса;
2) проводить расчеты массовой доли растворенного вещества, количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Ответ предполагает запись необходимых уравнений реакций или произведенных расчетов при решении задачи;
3) выбирать необходимые реактивы из предложенного перечня веществ для получения указанного вещества, составлять уравнения реакций, описывать признаки реакций, для реакций ионного обмена записывать сокращенные ионные уравнения.
В отличие от предыдущих лет, начиная с 2014 г. в содержание экзамена вводится эксперимент по получению вещества, названного в задании 22. В ходе выполнения эксперимента ученик должен уметь:
2) подготовить лабораторное оборудование для проведения эксперимента;
3) составить схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество;
4) проводить реакции в соответствии с составленной схемой превращений и получить вещество;
5) делать вывод о химических свойствах веществ, участвующих в реакции, и признаках классификации реакций.
Чтобы в процессе самостоятельной работы при выполнении того или иного варианта успешно выполнить каждое из заданий, следует не только внимательно отнестись к решению заданий вариантов 9 и 18, но и проанализировать их.