Грин подаренная жизнь. Александр грин - биография, информация, личная жизнь. Взгляды на религию

Александр Грин - писатель, написавший произведения, которые стали классикой. Его книги с элементами фантастики легко читаются, заставляют размышлять и анализировать не только прочитанное, но и свои поступки. Алые паруса Александра Степановича до сих пор выступают как символ мечты.

Детство, семья

Саша родился на Урале недалеко от Вятки. Настоящее имя писателя Александр Гриневский. Он был старшим ребёнком в семье. Мальчик любил читать, научился этому в 6 лет. Первым его книжным героем стал Гулливер, поэтому понятна его тяга к морским путешествиям. Приключения он очень любил, поэтому часто уходил из дома. Отец был из польских шляхтичей, а мать простой русской девушкой. С десяти лет родители попытались обучить сына и определили его в реальное училище.

За плохое поведение Александра исключили и перевели учиться в другое заведение. А если быть более точным: Саша уже тогда умел сочинять стихи. Но за то, что ученик посмел адресовать оскорбления в стихотворной форме, он и был отчислен. Биография будущего писателя была омрачена ранним уходом из жизни его матери. Её не стало из-за заболевания туберкулёзом, когда подростку исполнилось пятнадцать лет. Отец быстро нашёл себе утешение, но мачеха не жаловала юношу. Александр жил отдельно, сочинял стихи, немного зарабатывал тем, что переписывал документы и освоил профессию переплётчика книг.


После училища, Грин (это прозвище к нему прочно приклеилось со времён обучения) отправился в Одессу. Отец дал сыну денег и адрес, по которому юноша мог бы получить помощь. Сначала парень сам попытался устроиться на работу, ему приходилось голодать.

Но потом, обратившись по адресу к другу отца, Александру удалось попасть на корабль. Из-за своего неуживчивого характера и однообразия работы, которую он выполнял, будущий писатель долго не выдержал – вернулся домой. Спустя год Грин уехал в Батуми, поменял много профессий и в итоге возвратился к отцу.


Дух бунтаря мешал Грину в любом начинании. Когда юноше исполнилось 22 года, он был призван на военную службу, но через полгода сбежал, так как половину службы просидел в карцере. Он примкнул к эсерам, но насилие было для него неприемлемым, он отказался проводить террористические акты.

Александр Грин испытал, что такое арест и ссылка. Он активно занимался революционной деятельностью. Долго шло следствие, и всё это время Александра держали в тюрьме строгого режима, а потом приговорили к сибирской ссылке, в которой пробыл три дня. Отец вызволил его, сделав ему поддельный паспорт, переправив сына в столицу.

Карьера писателя

Грин - человек, который постоянно находится в поиске. Его первые рассказы были далеки от совершенства, но писательство его увлекло. Сначала автор стеснялся ставить свою настоящую подпись под рассказами. Всюду звучали псевдонимы писателя. О вымысле даже не было речи. В произведениях был сплошной реализм, а герои были простыми людьми. Вымышленные страны и герои появились у молодого писателя гораздо позже. Газеты и журналы печатают его авторские рассказы с большим удовольствием. Когда произошла смена строя, писателя призвали в ряды Красной Армии связистом, но послужить ему не удалось – он заболел тифом.


За жизнь Александра боролся Максим Горький, снабжая больного мёдом, привозя хлеб и кофе. Грин получил жильё в Петербургском Доме искусств и паёк, как настоящий литератор. Соседями писателя были , Вениамин Каверин. Несмотря на то, что писатель имел прекрасный литературный слог, по характеру он был угрюм и не любил общение. Только в третьей своей жене Нине Мироновой он нашёл по-настоящему верную подругу и любящую женщину, не раз благодаря судьбу, что позволила ему встретить на своём пути такого близкого человека.

Литература

Исследователи творчества писателя подсчитали, что изданных произведений при его жизни было около четырёхсот. Двадцатые годы были самыми плодотворными. Романы Александра Грина стали узнаваемыми. Вскоре появились ставшие известные всему миру «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам».


Писатель не вписывается в рамки нового литературного направления, его книги перестают издавать. Семья живёт впроголодь, так как творчеством Грин уже не зарабатывает. Он даже не имел средств для завершения своего последнего романа. Недоедание привело писателя к раку желудка. На кладбище, где похоронен Грин, стоит памятник, выполненный скульптором Гагариной, «Бегущая по волнам».

Личная жизнь

Трижды был женат писатель. Когда Грина посадили в тюрьму, его первая жена Вера Абрамова навещала бунтаря и неугодного властям автора. Она была дочерью крупного чиновника, но благоволила к революционерам. Их отношения длились с 1906 года, женщина уезжает за ним в ссылку, но в 1913 году брак распался. Это была настоящая любовь Александра Степановича, так как с портретом Веры писатель никогда не расставался.


Вторая жена Мария Долидзе, не выдержав характер писателя, через несколько месяцев подала на развод. Третья жена вдохнула в Грина жизнь, она не только подарила ему мечту, но и осуществила её. Третьей жене Нине посвящено фееричное произведение о мечте.

Александр Степанович Грин родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию.

Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребенок оказывался предоставлен самому себе.

В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.

Учился Александр скверно, и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”.

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулеза. Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.

Начало творческого пути

В 1906-1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”.

Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды.

Гонорар начинающий писатель получил, но весь тираж был уничтожен.

В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник. Большая часть сборника была посвящена эсерам.

В 1910 г. писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с М. Кузьминым, В. Брюсовым , Л. Андреевым , А.Толстым . Ближе всего он сошелся с А. И. Куприным .

Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. Его рассказы издавались в “Биржевых ведомостях”, “Ниве”, “Родине”. Иногда он публиковался в “Современном мире” и “Русской мысли”.

В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”.

После начала Первой мировой войны, в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.

Знакомясь с содержанием краткой биографии Александра Грина, следует знать, что у него были достаточно сложные отношения с советской властью. Осуждая красный террор, он искренне недоумевал, не понимая, как апологеты новой власти смогут уничтожить насилие еще большим насилием. Эту мысль он не раз высказывал в “Новом сатириконе”.

В итоге журнал, как и прочие оппозиционные издания, был закрыт. Это произошло в 1918 г. Грин был арестован и едва избежал расстрела.

Продолжение литературной деятельности

В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману, “Блистающий мир”. Спустя 1924 г. произведение было напечатано в Ленинграде. Наиболее ярко его литературный талант проявился в рассказах “Фанданго”, “Крысолов”, “Словоохотливый домовой”.

В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”. Произведение увидело свет в 1928 г. С огромным трудом были изданы и “закатные” произведения выдающегося литератора, “Дорога никуда” и “Джесси и Моргиана”.

Смерть

Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г., в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка. Похоронили писателя на городском кладбище. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море.

В 1934 г. был издан последний сборник рассказов Грина, “Фантастические новеллы”.

Другие варианты биографии

  • В юности Грин был отчаянным бунтарем. Отношения с царской властью у него были очень сложными. С конца 1916 г. он скрывался от преследования в Финляндии. В Россию он вернулся только после Февральской революции.
  • Став известным писателем, Грин избавился от нужды. Но деньги у него в руках не задерживались. Писатель был поклонником карточных игр и ночных кутежей.
  • В мае 1932 г. на имя супруги писателя, Н. Грин, поступил перевод от Союза писателей. Странность заключалась в том, что он был послан на имя “вдовы”, хотя Александр Степанович был еще жив. По некоторым данным, это произошло на фоне озорства писателя. За несколько дней до этого, он отправил телеграмму со словами “Грин умер вышлите двести похороны”.
  • Жена писателя, Нина, была его музой. Именно она стала прототипом Ассоль из “Алых парусов”.
  • В честь писателя была названа малая планета. В Риге есть улица Александра Грина. Но названа она была в честь полного тезки Александра Степановича, который тоже был писателем.

Александр Грин с женой Ниной. Старый Крым, 1926

Судьба вдовы известного писателя, автора «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» Александра Грина, сложилась драматически. Нина Грин во время фашистской оккупации Крыма работала в местной газете, где публиковались статьи антисоветского характера, а в 1944 г. выехала на принудительные работы в Германию. По возвращении она попала в сталинский лагерь по обвинению в пособничестве фашистам и провела в заключении 10 лет. До сих пор длятся споры историков о том, насколько справедливым было это обвинение.


Нина Грин

Разобраться в этой истории мешает отсутствие достоверных сведений: информацию о жизни Нины Николаевны Грин нельзя назвать полной, до сих пор остается множество белых пятен. Известно, что после смерти мужа в 1932 г. Нина вместе со своей больной матерью осталась жить в поселке Старый Крым. Здесь их и застала оккупация. Сначала женщины распродавали вещи, а затем Нина была вынуждена устроиться на работу, чтобы спастись от голода.

Слева – А. Грин. Петербург, 1910. Справа – Нина Грин с ястребом Гулем. Феодосия, 1929

Ей удалось устроиться сначала корректором в типографию, а затем – редактором «Официального бюллетеня Старо-Крымского района», где публиковались антисоветские статьи. Позже во время допросов Нина Грин признала свою вину и объяснила свои действия следующим образом: «Должность заведующей типографией мне предложили в горуправе, и я на это согласилась, так как в это время у меня было тяжелое материальное положение. Выехать из Крыма, т. е. эвакуироваться, я не могла, так как у меня была старая больная мать и у меня были приступы грудной жабы. Выехала я в Германию в январе 1944 г., боясь ответственности за то, что работала редактором. В Германии я работала вначале рабочей, а затем медсестрой лагеря. Я виновной себя признаю полностью во всем».

А. Грин в рабочем кабинете. Феодосия, 1926

В январе 1944 г. вдова писателя добровольно уехала из Крыма в Одессу, так как была напугана слухами о том, что большевики расстреливали всех, кто работал на оккупированных территориях. А уже из Одессы ее вывезли на принудительные работы в Германию, где она выполняла обязанности медсестры в лагере под Бреслау. В 1945 г. ей удалось оттуда бежать, но на родине это вызвало подозрения, и ее обвинили в пособничестве нацистам и в редактировании немецкой районной газеты.

Слева – А. Гриневский (Грин), 1906. Полицейская карточка. Справа – Нина Грин, 1920-е

Самое страшное было то, что Нине Грин пришлось оставить в Крыму мать, если верить показаниям лечащего врача В. Фандерфляас: «Что касается матери Нины Николаевны – Ольги Алексеевны Мироновой, то до оккупации и во время оккупации она страдала психическими расстройствами, проявлявшимися в некоторых странностях в поведении... Когда же ее дочь, Грин Нина Николаевна, в начале 1944 года оставила ее, а сама уехала в Германию, ее мать сошла с ума». А 1 апреля 1944 г. Ольга Миронова скончалась. Но по другим сведениям, Нина Грин уехала из Старого Крыма уже после смерти матери.

Последняя прижизненная фотография А. Грина. Июнь 1932 г.

Дело в том, что безвыходность своего положения Нина Грин нисколько не преувеличивала – она попала в такую же сложную ситуацию, как и тысячи других людей, оказавшихся на оккупированных территориях, в плену или на принудительных работах в Германии. Однако назвать ее изменницей родине нельзя хотя бы потому, что еще в 1943 г. она спасла жизни 13 арестованных, обреченных на расстрел. Женщина обратилась с городскому голове с просьбой поручиться за них. Тот согласился поручиться за десятерых, а троих из списка отметил как подозреваемых в связях с партизанами. Вдова писателя подменила список, включив в него все 13 фамилий, и отвезла начальнику тюрьмы в Севастополе. Вместо расстрела арестованных отправили в трудовые лагеря. Почему-то в деле Нины Грин этот факт не учли.

Слева – вдова писателя у могилы Грина, 1960-е гг. Справа – А. Грин


Вдова писателя Нина Грин. Старый Крым, 1965

В печорских и астраханских лагерях женщина провела 10 лет. После смерти Сталина многих амнистировали, и ее в том числе. Когда она вернулась в Старый Крым, оказалось, что их дом перешел к председателю местного исполкома. Ей стоило огромных усилий вернуть дом, чтобы открыть там музей Александра Грина. Там же она завершила книгу воспоминаний о муже, которую начала писать еще в ссылке.

Вдова писателя Александра Грина, 1960-е гг.


Нина Грин с экскурсантами у дома-музея в Старом Крыму, 1961

Нина Грин скончалась в 1970 г., так и не дождавшись своей реабилитации. Власти Старого Крыма не позволили похоронить «приспешницу фашистов» рядом с Александром Грином и отвели место на краю кладбища. По легенде, через полтора года поклонники писателя произвели самовольное перезахоронение и перенесли ее гроб в могилу мужа. Лишь в 1997 г. Нину Грин реабилитировали посмертно и доказали, что она никогда не оказывала пособничества фашистам.

Дом-музей А. Грина

Жизнь Александра Грина

Писатель Грин — Александр Степанович Гриневский — умер в июле 1932 года в Старом Крыму — маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.

Грим прожил тяжёлую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

Биография Грина — беспощадный приговор дореволюционному строю человеческих отношений. Старая Россия наградила Грина жестоко, — она отняла у него ещё с детских лет любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь — невыносимой. Она была похожа на дикий самосуд. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от неё, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня.

Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, — землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина.

«Я всегда замечал, — пишет Максим Горький в книге „Мои университеты“, — что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжёлую, но привычную жизнь».

Эти слова целиком относятся к Грину.

Русская жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, — золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, весёлые и нежные, как дети, но прежде всего — моряки.

Жить без веры в то, что такие страны цветут и шумят где-то на океанских островах, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо.

Пришла революция. Ею было поколеблено многое, что угнетало Грина: звериный строй прошлых человеческих отношений, эксплуатация, отщепенство, — всё, что заставляло Грина бежать от жизни в область сновидений и книг.

Грин искренне радовался её приходу, но прекрасные дали нового будущего, вызванного к жизни революцией, были ещё неясно видны, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.

Революция пришла не в праздничном уборе, а пришла как запылённый боец, как хирург. Она вспахала тысячелетние пласты затхлого быта.

Светлое будущее казалось Грину очень далёким, а он хотел осязать его сейчас, немедленно. Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха, входить в дома людей будущего, участвовать вместе с ними в заманчивых экспедициях, жить рядом с ними осмысленной и весёлой жизнью.

Действительность не могла дать этого Грину тотчас же. Только воображение могло перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей.

Это вечное, почти детское нетерпение, желание сейчас же увидеть конечный результат великих событий, сознание, что до этого ещё далеко, что перестройка жизни — дело длительное, всё это вызывало у Грина досаду.

Раньше он был нетерпим в своём отрицании действительности, сейчас он был нетерпим в своей требовательности к людям, создавшим новое общество. Он не замечал стремительного хода событий и думал, что они идут невыносимо медленно.

Если бы социалистический строй расцвёл, как в сказке, за одну ночь, то Грин пришёл бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений.

Может быть, в этом и заключалась причина малопонятной для нас отчужденности Грина от времени.

Грин умер на пороге социалистического общества, не зная, в какое время умирает. Он умер слишком рано.

Смерть застала его в самом начале душевного перелома. Грин начал прислушиваться и пристально присматриваться к действительности. Если бы не смерть, то, может быть, он вошел бы в ряды нашей литературы как один из наиболее своеобразных писателей, органически сливших реализм со свободным и смелым воображением.

Отец Грина — участник польского восстания 1863 года — был сослан в Вятку, работал там счетоводом в больнице, спился и умер в нищете.

Сын Александр — будущий писатель — рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Он увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился он плохо, но запоем читал Майн-Рида, Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.

«Слова „Ориноко“, „Миссисипи“, „Суматра“ звучали для меня, как музыка», — говорил потом об этом времени Грин.

Теперешней молодежи трудно понять, как неотразимо действовали эти писатели на ребят, выросших в прежней русской глуши.

«Чтобы понять это, — говорит Грин в своей автобиографии, — надо знать провинциальный быт того времени, быт глухого города. Лучше всего передает эту обстановку напряженной мнительности, ложного самолюбия и стыда рассказ Чехова „Моя жизнь“. Когда я читал этот рассказ, я как бы полностью читал о Вятке».

С восьми лет Грин начал напряжённо думать о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение.

Грин с малых лет обладал очень точным воображением. Когда он стал писателем, то представлял себе те несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места.

Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог отметить каждый поворот дороги и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов, мог, наконец, перечислить все корабли, стоящие в несуществующих гаванях, со всеми их морскими особенностями и свойствами беспечной и жизнерадостной корабельной команды.

Вот пример такого точного несуществующего пейзажа. В рассказе «Колония Ланфиер» Грин пишет:

«На севере неподвижным зелёным стадом темнел лес, огибая до горизонта цепь меловых скал, испещрённых расселинами и пятнами худосочных кустарников.

На востоке, за озером, вилась белая нитка дороги, ведущей за город. По краям её кое-где торчали деревья, казавшиеся крошечными, как побеги салата.

На западе, облегая изрытую оврагами и холмами равнину, простиралась синяя, сверкающая белыми искрами гладь океана.

А к югу, из центра отлогой воронки, где пестрели дома и фермы, окружённые неряшливо рассаженной зеленью, тянулись косые четырёхугольники плантаций и вспаханных полей колонии Ланфиер».

С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.

Дома мальчика постоянно били, даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:

А в неволе
Поневоле,
Как собака, прозябай!

«Я мучился, слыша это, — говорил Грин, — потому что песня относилась ко мне, предрекая моё будущее».

С большим трудом отец отдал Грина в реальное училище.

Из училища Грина исключили за невинные стихи о своём классном наставнике.

Отец жестоко избил его, а потом несколько дней обивал пороги у директора училища, унижался, ходил к губернатору, просил, чтобы сына не исключали, но ничто не помогло.

Отец пытался устроить Грина в гимназию, но его туда не приняли. Город уже выдал маленькому мальчику неписанный «волчий билет». Пришлось отдать Грина в городское училище.

Мать умерла. Отец Грина вскоре женился на вдове псаломщика. У мачехи родился ребенок.

Жизнь шла по-прежнему без всяких событий, в тесноте убогой квартиры, среди грязных пелёнок и диких ссор. В училище процветали зверские драки, и кислый запах чернил крепко въедался в кожу, в волосы, в поношенные ученические блузы.

Мальчику приходилось перебелять за несколько копеек сметы городской больницы, переплетать книги, клеить бумажные фонари для иллюминации в день «восшествия на престол» Николая Второго и переписывать роли для актёров провинциального театра.

Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжёлой действительностью.

Уже в зрелом возрасте, чтобы уйти от нужды, Грин придумал клеить из фанеры шкатулки и продавать их на рынке. Было это в Старом Крыму, где с великим трудом удалось бы продать одну-две шкатулки. Так же беспомощна была попытка Грина избавиться от голода. Грин сделал лук, уходил с ним на окраины Старого Крыма и стрелял в птиц, надеясь убить хоть одну и поесть свежего мяса. Но из этого ничего, конечно, не вышло.

Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье.

Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего — его повесть «Алые паруса». Характерно, что эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей.

«Алые паруса» — поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса.

Уныло и однообразно тянулась вятская жизнь, пока весной 1895 года Грин не увидел на пристани извозчика и на нём двух штурманских учеников в белой матросской форме.

«Я остановился, — пишет об этом случае Грин, — и смотрел как зачарованный, на гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. Я испытывал восторг и тоску».

С тех пор мечты о морской службе, о «живописном труде мореплавания» овладели Грином с особенной силой. Он начал собираться в Одессу.

Семье Грин был в тягость. Отец раздобыл ему на дорогу пять рублей и торопливо попрощался со своим угрюмым сыном, ни разу не испытавшим ни отцовской ласки, ни любви.

Грин взял с собой акварельные краски, — он был уверен, что будет рисовать ими где-нибудь в Индии, на берегах Ганга, — взял нищенский скарб и в состоянии полного смятения и ликования уехал из Вятки.

«Я долго видел на пристани в толпе, — рассказывает об этом отъезде Грин, — растерянное седобородое лицо отца. А мне грезилось море, покрытое парусами».

В Одессе произошла первая встреча Грина с морем — тем морем, что залило потом ослепительным светом страницы его рассказов.

О море написано множество книг. Целая плеяда писателей и исследователей пыталась передать необыкновенное, шестое ощущение, которое можно назвать «чувством моря». Все они воспринимали море по-разному, но ни у одного из этих писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря, как у Грина.

Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось всё, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги легендарных островов, песчаные дюны, заросшие цветами, пенистая морская даль, тёплые лагуны, сверкающие бронзой от обилия рыбы, вековые леса, смешавшие с запахом солёных бризов запах пышных зарослей, и, наконец, уютные приморские города.

Почти в каждом рассказе Грина встречаются описания этих несуществующих городов — Лисса, Зурбагана, Гель-Гью и Гертона.

В облик этих вымышленных городов Грин вложил черты всех виденных им портов Чёрного моря.

Мечта была достигнута. Море лежало перед Грином как дорога чудес, но старое вятское прошлое тотчас же дало себя знать. Грин с особенной остротой почувствовал у моря свою беспомощность, ненужность и одиночество.

«Этот новый мир не нуждался во мне, — пишет он. — Я чувствовал себя стеснённым, чужим здесь, как везде. Мне было немного грустно».

Морская жизнь сразу же обернулась к Грину изнанкой.

Грин неделями слонялся по порту и робко просил капитанов взять его матросом на пароходы, но ему или грубо отказывали, или высмеивали в глаза, — какой мог получиться матрос из хилого юноши с мечтательными глазами!

Наконец, Грину «повезло». Его взяли без жалованья учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём Грин сделал два осенних рейса.

От этих рейсов у Грина осталась память только о Ялте и хребте Кавказских гор.

«Огни Ялты запомнились больше всего. Огни порта сливались с огнями невиданного города. Пароход приближался к молу при ясных звуках оркестра в саду. Пролетал запах цветов, тёплые порывы ветра. Далеко слышались голоса и смех.

Остальная часть рейса мною забыта, кроме неисчезающего с горизонта шествия снежных гор. Их растянутые на высоте неба вершины даже издали являли мир громадных миров. Это была цепь высоко взнесённых стран сверкающего льдами молчания».

Вскоре капитан ссадил Грина с парохода, — Грин не мог платить за продовольствие.

Кулак, хозяин херсонского «дубка», взял Грина подручным к себе на шхуну и помыкал им, как собакой. Грин почти не спал, — вместо подушки хозяин дал ему разбитую черепицу. В Херсоне его вышвырнули на берег, не заплатив денег.

Из Херсона Грин вернулся в Одессу, работал в портовых пакгаузах маркировщиком и сделал единственный заграничный рейс в Александрию, но его уволили с парохода за столкновение с капитаном.

Из всей одесской жизни у Грина осталось хорошее воспоминание только о работе в портовых складах:

«Я любил пряный запах пакгауза, ощущение вокруг себя изобилия товаров, особенно лимонов и апельсинов. Все пахло: ваниль, финики, кофе, чай. В соединении с морозным запахом морской воды, угля и нефти неописуемо хорошо было дышать здесь, — особенно, если грело солнце».

Грин устал от одесской жизни и решил вернуться в Вятку. Домой он ехал «зайцем». Последние двести километров пришлось идти пешком по жидкой грязи, — стояло ненастье.

В Вятке отец спросил Грина, где его вещи.

— Вещи остались на почтовой станции, — солгал Грин. — Не было извозчика.

«Отец, — пишет Грин, — жалко улыбаясь, недоверчиво промолчал, а через день, когда выяснилось, что никаких вещей нет, спросил (от него сильно пахло водкой):

— Зачем ты врёшь? Ты шёл пешком. Где твои вещи? Ты изолгался!»

Опять начиналась проклятая вятская жизнь.

Потом были годы бесплодных поисков какого-нибудь места в жизни, или, как было принято выражаться в обывательских семьях, поиски «занятия».

Грин был банщиком на станции Мураши, около Вятки, служил, писцом в канцелярии, писал в трактире для крестьян прошения в суд.

Он долго не выдержал в Вятке и уехал в Баку. Жизнь в Баку была так отчаянно тяжела, что у Грина осталось о ней воспоминание как о непрерывном холоде и мраке. Подробностей он не запомнил.

Он жил случайным, копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, вместе с босяками нанимался гасить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря между Баку и Дербентом.

Ночевал Грин в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под заборами.

Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина. Он стал печален, неразговорчив, а внешние следы бакинской жизни — преждевременная старость — остались у Грина навсегда. Уже с тех пор, по словам Грина, его лицо стало похоже на измятую рублёвую бумажку.

Внешность Грина говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссечённым тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов.

Грин был некрасив, но полон скрытого обаяния. Ходил он тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой.

Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего узнаёт людей по тому, как они пожимают руку.

Жизнь Грина, особенно бакинская, многими своими чертами напоминает юность Максима Горького. И Горький и Грин прошли через босячество, но Горький вышел из него человеком высокого гражданского мужества и величайшим писателем-реалистом, Грин же — фантастом.

В Баку Грин дошел до последней степени нищеты, но не изменил своему чистому и детскому воображению. Он останавливался перед витринами фотографов и подолгу рассматривал карточки, стремясь найти среди сотен тупых или измятых болезнями лиц хотя бы одно лицо, говорившее о жизни радостной, высокой и беззаботной. Наконец, он нашёл такое лицо — лицо девушки — и описал его в своём дневнике. Дневник попал в руки хозяина ночлежки, мерзкого и хитрого человека, который начал издеваться над Грином и незнакомой девушкой. Дело чуть не окончилось кровавой дракой.

Из Баку Грин снова вернулся в Вятку, где пьяный отец требовал от него денег. Но денег, конечно, не было.

Надо было снова придумывать какие-нибудь способы, чтобы тянуть существование. Грин был неспособен на это. Опять им овладела жажда счастливого случая, и зимой, в жестокие морозы, он ушел пешком на Урал — искать золото. Отец дал ему на дорогу три рубля.

Грин увидел Урал — дикую страну золота, и в нем вспыхнули наивные надежды. По пути на прииск он поднимал множество камней, валявшихся под ногами, и тщательно осматривал их, надеясь найти самородок.

Грин работал на Шуваловских приисках, скитался по Уралу с благодушным старичком странником (оказавшимся впоследствии убийцей и вором), был дровосеком и сплавщиком.

После Урала Грин плавал матросом на барже судовладельца Булычова — знаменитого Булычова, взятого Горьким в качестве прототипа для своей известной пьесы.

Но окончилась и эта работа.

Казалось, жизнь сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Тогда он решил идти в солдаты. Было тяжело и стыдно вступать добровольцем в замуштрованную до идиотизма царскую армию, но ещё тяжелее было сидеть на шее у старика отца. Отец мечтал сделать из Александра, своего первенца, «настоящего человека» — доктора или инженера.

Грин служил в пехотном полку в Пензе.

В полку Грин впервые столкнулся с эсерами и начал читать революционные книги.

«С тех пор, — говорит Грин, — жизнь повернулась ко мне разоблачённой, казавшейся раньше таинственной, стороной. Мой революционный энтузиазм был беспределен. По первому предложению одногоэсера-вольноопределяющегося, я взял тысячу прокламаций и разбросал их во дворе казармы».

Прослужив около года, Грин дезертировал из полка и ушёл в революционную работу. Эта полоса его жизни мало известна.

Грин работал в Киеве и Севастополе, где прославился среди матросов и солдат крепостной артиллерии как горячий, увлекательный подпольный оратор.

Но в опасностях и напряжении революционной работы Грин оставался таким же созерцателем, как и раньше. Недаром он сам говорил о себе, что жизненные явления его интересовали преимущественно зрительно, — он любил смотреть и запоминать.

В Севастополе Грин жил осенью — той ясной крымской осенью, когда воздух кажется прозрачной тёплой влагой, налитой в границы улиц, бухт и гор, и малейший звук проходит по ней лёгкой и долго не смолкающей дрожью.

«Некоторые оттенки Севастополя вошли в мои рассказы», — признавался Грин. Но каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды.

Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, громом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде.

Ни в одном из городов Советского Союза не чувствуется так явственно, как в Севастополе, поэзия морской жизни, высказанная Грином в следующих строках:

«Опасность, риск, власть природы, свет далёкой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, а высоко в небе — то Южный Крест, то Медведица, и все материки — в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с её книгами, картинами, письмами и сухими цветами…»

Осенью 1903 года Грин был арестован в Севастополе на Графской пристани и просидел в севастопольской и феодосийской тюрьмах до конца октября 1905 года.

В севастопольской тюрьме Грин впервые начал писать. Он очень застенчиво относился к своим первым литературным опытам и никому их не показывал.

Грин мало рассказывал о себе, он не успел окончить свою автобиографию, и потому многие годы его жизни почти никому не известны.

После Севастополя в биографии Грина наступает провал. Известно только, что он был вторично арестован и сослан в Тобольск, но с дороги бежал, пробрался в Вятку и ночью пришёл к старому, больному отцу. Отец выкрал для него из городской больницы паспорт умершего сына дьячка Мальгинова. Под этой фамилией Грин долго жил и даже подписал ею свой первый рассказ.

С чужим паспортом Грин уехал в Петербург, и здесь, в газете «Биржевые ведомости», этот рассказ был напечатан.

Это была первая настоящая радость в жизни Грина. Он едва не расцеловал ворчливого газетчика, у которого купил номер газеты со своим рассказом. Он уверял газетчика, что рассказ написан им, но старик не верил и подозрительно смотрел на голенастого веснушчатого молодого человека. От волнения Грин не мог идти, у него дрожали и подгибались ноги.

Работа в эсеровской организации уже явно тяготила Грина. Он вскоре вышел из неё, отказавшись от порученного ему покушения. Он был захвачен мыслями о писательстве. Десятки замыслов отягощали его, он торопливо искал форму для них, но первое время не находил.

Он писал ещё робко, с оглядкой на редактора и читателя, писал с тем хорошо знакомым начинающим писателям чувством, будто за его спиной стоит толпа насмешливых людей и с осуждением вчитывается в каждое слово. Грин ещё боялся бури сюжетов, которая бушевала в нём и требовала освобождения.

Первый рассказ, написанный Грином без оглядки, лишь в силу свободного внутреннего побуждения, был «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грина. Это простой рассказ о силе и красоте девственной тропической природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.

Грин начал печататься. Годы унижений и голода, правда, очень медленно, но всё же уходили в прошлое. Первые месяцы свободного и любимого труда казались Грину чудом.

Вскоре Грин опять был арестован по старому делу о принадлежности к партии эсеров, просидел год в тюрьме и был выслан в Архангельскую губернию — в Пинегу, а потом в Кегостров.

В 1912 году Грин вернулся в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни, своего рода «болдинская осень». В то время Грин писал почти непрерывно. С ненасытной жаждой он перечитывал множество книг, хотел всё узнать, испытать, перенести в свои рассказы.

Вскоре он повёз отцу в Вятку свою первую книгу. Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчёмный бродяга. Отец Грину не поверил. Понадобилось показать старику договоры с издательствами и другие документы, чтобы убедить его, что Грин действительно стал «человеком». Эта встреча отца с сыном была последней: старик вскоре умер.

Февральская революция застала Грина в Финляндии, в посёлке Лунатиокки; он встретил её с восторгом. Узнав о революции, Грин тотчас же пешком отправился в Петроград, — поезда уже не ходили. Он бросил в Лунатиокках все свои вещи и книги, даже портрет Эдгара По, с которым никогда не расставался.

Почти все, кто писал о Грине, говорят о близости Грина к Эдгару По, к Хаггарду, Джозефу Конраду, Стивенсону и Киплингу.

Грин любил «безумного Эдгара», но мнение, что он подражал ему и всем перечисленным писателям, неверно: Грин многих из них узнал, будучи уже сам вполне сложившимся писателем.

Он очень ценил Мериме и считал его «Кармен» одной из лучших книг в мировой литературе. Грин много читал Мопассана, Флобера, Бальзака, Стендаля, Чехова (рассказами Чехова Грин был потрясён), Горького, Свифта и Джека Лондона. Он часто перечитывал биографию Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий.

Грин не был избалован вниманием и потому очень ценил его.

Даже самая обычная в человеческих отношениях ласка или дружеский поступок вызывали у него глубокое волнение.

Так случилось, например, когда жизнь впервые столкнула Грина с Максимом Горьким. Шёл 1920 год. Грин был призван в Красную Армию и служил в караульном полку в городе Острове, под Псковом. Там он заболел сыпняком. Его привезли в Петроград и вместе с сотнями сыпнотифозных положили в Боткинские бараки. Грин болел тяжело. Он вышел из больницы почти инвалидом.

Без крова, полубольной и голодный, с тяжелыми головокружениями он бродил целые дни по гранитному городу в поисках пищи и тепла. Было время очередей, пайков, коптилок, чёрствых корок хлеба и обледенелых квартир. Мысль о смерти становилась всё назойливее и крепче.

«В это время, — пишет в своих неопубликованных воспоминаниях жена писателя, — спасителем Грина явился Максим Горький. Он узнал о тяжёлом положении Грина и сделал для него всё. По просьбе Горького, Грину дали редкий в те времена академический паёк и комнату на Мойке, в „Доме искусств“, — тёплую, светлую, с постелью и со столом. Замученному Грину особенно драгоценным казался этот стол — за ним можно было писать. Кроме того, Горький дал Грину работу.

Из самого глубокого отчаяния и ожидания смерти Грин был возвращён к жизни рукою Горького. Часто по ночам, вспоминая свою тяжёлую жизнь и помощь Горького, ещё не оправившийся от болезни Грин плакал от благодарности».

В 1924 году Грин переехал в Феодосию. Ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. В этом поступке Грина отразился верный инстинкт писателя, — приморская жизнь была той реальной питательной средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы.

В Феодосии Грин прожил до 1930 года. Там он много писал. Писал он преимущественно зимой, по утрам. Иногда часами он сидел в кресле, курил и думал, и в это время его нельзя было трогать. В такие часы размышлений и свободной игры воображения сосредоточенность была нужна Грину гораздо больше, чем в часы работы. Грин погружался в свои раздумья так глубоко, что почти глох и слеп, и вывести его из этого состояния было трудно.

Летом Грин отдыхал: делал луки, бродил у моря, возился с беспризорными собаками, приручал раненого ястреба, читал и играл на бильярде с весёлыми феодосийскими жителями — потомками генуэзцев и греков. Грин любил Феодосию — знойный город у зелёного мутноватого моря, построенный на белой каменистой земле.

Осенью 1930 года Грин переехал из Феодосии в Старый Крым — город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни — рака желудка и лёгких.

Грин умирал так же тяжело, как и жил. Он попросил поставить его кровать к окну. За окном синели далёкие крымские горы и отблеск любимого и навсегда потерянного моря.

В одном из рассказов Грина — «Возвращение» — есть строки, как бы написанные им о своей смерти, — так точно они передают обстановку умирания Грина: «Конец наступил в свете раскрытых окон, перед лицом полевых цветов. Уже задыхаясь, он попросил посадить его у окна. Он смотрел на холмы, вбирая кровоточащим обрывком лёгкого последние глотки воздуха».

Перед смертью Грин сильно тосковал о людях, — этого раньше с ним никогда не случалось.

За несколько дней перед смертью из Ленинграда прислали авторские экземпляры последней книги Грина — «Автобиографическая повесть».

Грин слабо улыбнулся, пытался прочесть надпись на обложке, но не смог. Книга выпала у него из рук. Глаза у него уже приобрели выражение тяжёлой, глухой пустоты. Глаза Грина, умевшие так необыкновенно видеть мир, уже умирали.

Последним словом Грина был не то стон, не то шёпот: «Помираю…»

Через два года после смерти Грина мне случилось побывать в Старом Крыму, в доме, где умер Грин, и на его могиле.

Вокруг маленького белого дома в густой и свежей траве цвели полевые цветы. Листья ореха, вялые от зноя, пахли лекарственно и терпко. В комнатах с суровой, простой обстановкой стояла глубокая тишина и лежал на меловой стене резкий луч солнца. Он падал на единственную гравюру на стене — портрет Эдгара По.

Могила Грина на кладбище за старой мечетью заросла колючими травами.

Дул ветер с юга. Очень далеко, за Феодосией, сизой стеною стояло море. И над всем — над домом Грина, над его могилой и над Старым Крымом — стояло безмолвие безоблачного летнего дня.

Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.

Да, нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие ещё не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живем в этом будущем и сами становимся иными.

Принято думать, что мечты Грина были оторваны от жизни, являлись причудливой и ничего не значащей игрой ума. Принято думать, что Грин был авантюрным писателем — правда, мастером сюжета, но человеком, чьи книги лишены социального значения.

Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями, или прочитываются как забавный набор слов.

Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

Эти цельные, привлекательные люди окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы — совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка солёного и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность Гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран.

Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар — не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

«Меня дразнит земля, — писал Грин. — Океаны её огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».

Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение — источник высоких и человечных страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.

Наше время объявило беспощадную борьбу ханжам, тупицам и лицемерам. Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Великое достигнуто, но впереди ждёт ещё более великое. Новые высокие и трудные задачи встают в близкой дали будущего, задачи создания нового человека, воспитания новых чувств и новых человеческих отношений, достойных социалистического века. Но чтобы бороться за это будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно, нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. Этим желанием был богат Грин, и он передает его нам в своих книгах.

Говорят об авантюрности сюжетов Грина. Это верно, но авантюрный сюжет у него — только скорлупа для более глубокого содержания. Нужно быть слепым, чтобы не видеть в книгах Грина любви к человеку.

Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был ещё и очень тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве — героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Я мог бы привести здесь сотни отрывков из книг Грина, взволнующих каждого, не потерявшего способности волноваться перед зрелищем прекрасного, но читатель найдёт их сам.

Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть».

Грин — писатель, нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад в дело воспитания высоких чувств, без чего невозможно осуществление социалистического общества.

Примечания

Впервые под названием «Александр Грин» была напечатана в Альманахе «Год XXII», № 15, М. 1939 г. В переработанном виде печаталась в качестве вступительной статьи к «Избранному» А. Грина, Гослитиздат, 1956 г. (Печатается по тексту Гослитиздата, 1956 г.)


Русский писатель-прозаик и поэт Александр Грин (Александр Степанович Гриневский; 23 августа 1880, Слободской, Вятской губернии — 8 июля 1932, Старый Крым) вошел в литературу как представитель романтического реализма (неоромантизма) и автор философско-психологических произведений с элементами фантастики.

Его отец, польский дворянин Степан (Стефан) Гриневский (1843 -1914) был сослан из Варшавы на Русский Север за участие в восстании 1863 года. Мать — Анна Гриневская (урожденная Лепкова, 1857-1895), дочь отставного коллежского секретаря. В 1881 году семья переехала в город Вятку (ныне Киров).

В шестнадцать лет Александр Гриневский окончил четырехклассное Вятское городское училище с преимущественно удовлетворительными отметками и на этом завершил официальное образование. Юноша, с детства грезивший морями и дальними странами, отравился в свободное плавание по жизни — мать к тому временем умерла, а отец и мачеха не возражали. Он уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, землекопом, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим, мыл золото на Урале.

В 1902 году из-за крайней нужды добровольно поступил на солдатскую службу, но из-за тяжести жизни по уставу дважды бежал. Во время службы сблизился с социалистами-революционерами (эсерами) и занялся революционной деятельностью. Правда, после того как беглый солдат отказался участвовать в терактах, эсеры успешно использовали его для пропаганды среди матросов и солдат. Как пишет писатель в «Автобиографической повести»: «Дело происходило в октябре 1903 года, после многих забастовок и демонстраций по таким крупным городам, как Одесса, Екатеринослав, Киев и другие». Его направили из Одессы в Севастополь для революционной пропаганды среди рядовых крепостной артиллерии и матросов флотских казарм, чтобы привлечь на сторону «социально-революционной партии». Но был арестован 11 ноября 1903 года. Благодаря тюремному заключению первый раз попал в Феодосию, где состоялся суд над политзаключёнными. Вышел из тюрьмы по амнистии 20 октября 1905 года.

В 1906 году был арестован в Петербурге, где жил нелегально, и выслан в Тобольскую губернию; откуда сбежал и возвратился в Петербург. Жил по чужому паспорту. Печатался в столичных журналах, псевдоним «А.С. Грин» впервые появился под рассказом «Случай» (1907). Первые сборники рассказов Грина «Шапка-невидимка» (1908) и «Рассказы» (1910) привлекли внимание критики.

Александр Грин был по-настоящему дважды женат. Его первой женой была дочь богатого чиновника Вера Павловна Абрамова, с которой он обвенчался в 1910 году. В том же году, летом, Александра Гриневского арестовали в третий раз за побег из ссылки и проживание по подложным документам и отправили в ссылку в Архангельскую губернию в провинциальную Пинегу.
Годы жизни под чужим именем привели к разрыву с революционным прошлым и становлению Грина как писателя.

В мае 1912 года Гриневский уже под своим именем вернулся в Петербург, но уже с вирусом самой распространённой русской болезни души. Из-за непрерывных кутежей первая жена, Вера Павловна, ушла от мужа. В 1912-1917 годах Грин активно работал, опубликовав около 350 рассказов. В 1914 году стал сотрудником журнала «Новый сатирикон».

Из-за ставшего известным полиции «непозволительного отзыва о царствующем монархе» Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, после Февральской революции вернулся в Петроград.

В послереволюционные годы писатель активно сотрудничал с советскими изданиями, особенно с литературно-художественным журналом «Пламя», который редактировал нарком просвещения Анатолий Луначарский.

В 1919 году Грин был призван в Красную Армию, но вскоре тяжело заболел тифом, вернулся в Петроград. Больному, без средства к существованию и без жилья писателю, помог Максим Горький, по ходатайству которого Грину выделили академический паек и комнату в «Доме искусств». Здесь писатель работал над двумя романами, а также повестью «Алые паруса», замысел которой зародился еще в 1916 году.

Второй раз писатель женился в 1921 году на 26-летней вдове, медсестре Нине Мироновой (по первому мужу Коротковой). Ей он посвятил опубликованную в 1923 году повесть феерию «Алые паруса», ставшей вершиной неоромантизма. Нина стала прототипом Ассоль, мечтающей о счастье, о принце и корабле с алыми парусами. Она стала настоящим ангелом хранителем писателя и ей посвящена наша следующая статья.

В 1924 году писатель с супругой уехал в Крым в Феодосию, где плодотворно работал до ноября 1928 года. В этот период под псевдонимом Александр Грин написал «Бегущую по волнам», «Золотую цепь», сорок рассказов и начал «Автобиографическую повесть».

Как и поэт Максимилиан Волошин, создавший загадочную страну Киммерию, Александр Грин поместил своих литературных героев в фантастической Гринландии, где происходит действие его романтических повестей «Бегущая по волнам», «Алые паруса» и других произведений. Правда, название дано уже после смерти писателя. Главным достоинством его героев было не только умение летать, ходить по волнам, а умение воплощать свои надежды и мечты. А это так важно каждому человеку — отсюда притягательность его произведений для читателей, особенно молодежи. Как пишут критики, в своих произведениях Грин передал тоску о Несбывшемся. Он не стал моряком, разочаровался в революционерах (эсерах), жил в бедности и нищете. Но жизнь этого несвоевременного человека был согрета жертвенной любовью Нины Николаевны Грин, его второй жены.

В 1927 году начали издавать 15-томное собрание сочинений Грина, но вышли только 8 томов. С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина, частного издателя арестовало ГПУ. Гонорар был полностью не выплачен, наступили безденежье, голод и болезни. У Грина обострилась модная русская болезнь души, все чаще стали повторяться запои. Пришлось продать квартиру в Феодосии и переехать в Старый Крым, где жизнь была дешевле. В конце апреля 1931 года Грин в последний раз ходил в Коктебель, в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор популярен среди туристов и известен как «тропа Грина».

В Старом Крыме дом (саманная мазанка с земляным полом) с небольшим участком был приобретен у монахини в мае 1932 года женой Александра Грина, Ниной Николаевной, в обмен на золотые наручные часы

Летом Александр Грин съездил в Москву, но ни одно издательство не проявило интереса к его новому роману «Недотрога», который некоторые критики считали лучшим его произведением. Союз писателей отказал в пенсии, как «идеологическому врагу». В конце жизни Грина почти перестали печатать. В воспоминаниях его супруги этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать» в полной нищете и забвении.

Александр Грин скончался в Старом Крыму от рака желудка утром 8 июля 1932 года, на 52-м году жизни, похоронен на старокрымском кладбище. Когда Александр Грин умер, никто из писателей, отдыхавших по соседству в Коктебеле, проститься с ним не пришел.

После смерти Грина по ходатайству нескольких ведущих советских писателей в 1934 году был издан сборник «Фантастические новеллы». Посмертно писатель Грин был водружен коммунистической властью на пьедестал «советского романтика», а в Большом театре прошла премьера балета «Алые паруса».

В послевоенные годы борьбы с космополитизмом Александр Грин, как и другие деятели культуры (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович) был вновь заклеймен, как «реакционер и духовный эмигрант». Книги писателя изымались из библиотек. Только после смерти Сталина его произведения усилиями Константина Паустовского, Юрия Олеши и других писателей с 1956 года стали издаваться миллионными тиражами.

Пик читательской популярности Грина пришелся на хрущевскую «оттепель». На волне романтического подъема в стране Александр Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодежи.

Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки, его имя носят улицы во многих городах, горные вершины и звезда. Многие произведения, включая «Алые парусам» и «Бегущая по волнам», экранизированы.

Ко дню рождения писателя приурочен ежегодный творческий фестиваль «Гринландия» (Старый Крым, 22-24 августа). На склоне горы Агармыш участники фестиваля поднимают символические алые паруса. На импровизированной сцене и на концертной площадке гриновского дома выступают творческие коллективы, артисты, музыканты, писатели, поэты и барды. Завершается фестиваль пешим переходом из Старого Крыма в Коктебель, по «тропе Грина» с посещением Дома-музея М. А. Волошина.

***
У Константина Паустовского, много сделавшего для популяризации творчества Александра Грина, есть такие строки: «Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя». А получилось наоборот. О его повести «Алые паруса» и сегодня почти через столетие пишут в социальных сетях: «Это такая прекрасная книга! Это совершенно восхитительная книга! Это самая романтичная история из всех, что я когда-либо читала! И я даже объяснить не могу, почему же не познакомилась с ней раньше, но только, боже мой, какое же очарование все это время проходило мимо меня! "Алые паруса" - это давно уже не просто название, это символ. Символ любви и надежды. Символ веры в мечту и воплощения самых несбыточных грез. Это самые простые и самые важные истины. Если ты можешь сотворить для кого-то чудо - сделай это. Приди на помощь, улыбнись, развесели, поддержи. И ты поймешь как это приятно, как невыразимо чудесно. Нет волшебства, и ничего не происходит само по себе: чудеса творятся руками любящих тебя людей. А как красиво, невероятно красиво пишет Грин! Создает совершенно завораживающие, восхитительные хитросплетения слов. Текст буквально осязаем, он оживает на наших глазах. Со страниц доносятся плеск волн и крики чаек, а затем из предрассветного тумана вырастает перед нами громадная фигура корабля. Резко очерчены линии мачты. Рвутся на ветру пылающие паруса. И растерянная Ассоль уже застыла на берегу. А на губах ее - соленые морские брызги. А на щеках ее - лучи восходящего солнца. Книга дарит ощущение абсолютного, безграничного счастья, огромную веру в чудо, в настоящую, сказочную и красивую любовь. Теплая, светлая, до мурашек прекрасная история!» (Masha _ Uralskaya 09.10. 2013. —



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: