Сау ссср. Самоходные установки второй мировой войны Модули и улучшения

В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского "Чифтен". Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки ("Таран") ...

Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 "Таран" (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.

Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.


Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.

На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств - 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.

Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.


Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)

Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280

Вот сегодня прошла такая новость:

Артиллерийские подразделения Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение партию 203-мм самоходных артиллерийских установок «Пион».

Об этом сообщил Интерфаксу-АВН в четверг начальник пресс-службы округа полковник Александр Гордеев. »На сегодняшний день САУ «Пион» считается самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. Основное ее вооружение составляет 203-мм пушка, имеющая массу более 14 тонн. Она расположена в кормовой части установки. Пушка оснащена полуавтоматической гидравлической системой заряжания, что позволяет осуществлять этот процесс при любых углах возвышения ствола», — сказал А.Гордеев.

Он отметил, что при разработке ходовой части установки использовались узлы и агрегаты танка Т-80. «Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску», — уточнил офицер.

Узнаем больше об этом оружии:

29 августа 1949 года была испытана первая советская атомная бомба: ядерным оружием стали обладать обе противоборствующие группировки. С наращиванием обеими сторонами конфликта стратегических ядерных вооружений стало очевидно, что тотальная ядерная война маловероятна и бессмысленна. Актуальной стала теория «ограниченной ядерной войны» с ограниченным применением тактического ядерного оружия. В начале 1950-х годов перед руководителями противоборствующих сторон возникла проблема доставки этого вооружения. Основными средствами доставки являлись стратегические бомбардировщики B-29, с одной стороны, и Ту-4, с другой; они не могли эффективно наносить удары по передовым позициям войск противника. В качестве наиболее подходящих средств рассматривались корпусные и дивизионные артиллерийские системы, тактические ракетные комплексы и безоткатные орудия.

Первыми советскими артиллерийскими системами, вооружёнными ядерными боеприпасами, стали самоходный миномёт 2Б1 и самоходная пушка 2А3, однако эти системы были громоздкими и не могли обеспечить требования по высокой мобильности. С началом бурного развития ракетной техники в СССР работы над большинством образцов классической артиллерии по указанию Н. С. Хрущёва были прекращены.

Фото 3.

После снятия Хрущёва с поста первого секретаря ЦК КПСС работы по артиллерийской тематике были возобновлены. К весне 1967 года был выполнен аванпроект новой сверхмощной самоходной артиллерийской установки (САУ) на базе танка «Объект 434» и деревянный макет в натуральную величину. Проект представлял собой САУ закрытого типа с рубочной установкой орудия конструкции ОКБ-2. Макет получил негативные отзывы от представителей министерства обороны, однако предложение о создании САУ особой мощности заинтересовало Министерство обороны СССР, и 16 декабря 1967 года приказом № 801 Министерства оборонной промышленности была начата научно-исследовательская работа по определению облика и базовых характеристик новой САУ. Основным требованием, выдвинутым к новой САУ, была максимальная дальность стрельбы - не менее 25 км. Выбор оптимального калибра орудия по указанию ГРАУ выполняла Артиллерийская академия имени М. И. Калинина. В ходе работ были рассмотрены различные имевшиеся на вооружении и разработанные артиллерийские системы. Основными были 210-мм пушка С-72, 180-мм пушка С-23 и 180-мм береговая пушка МУ-1. По заключению Ленинградской артиллерийской академии, наиболее подходящим было признано баллистическое решение 210-мм пушки С-72. Однако, несмотря на это, завод «Баррикады» для обеспечения преемственности технологий изготовления уже разработанных орудий Б-4 и Б-4М предложил уменьшить калибр с 210 до 203 мм. Такое предложение получило одобрение в ГРАУ.

Одновременно с выбором калибра велись работы и по выбору шасси и компоновочной схемы для будущей САУ. Одним из вариантов было шасси многоцелевого тягача МТ-Т, выполненного на базе танка Т-64А. Такой вариант получил обозначение «Объект 429А». Прорабатывался также вариант на базе тяжёлого танка Т-10, получивший обозначение «216.сп1». По результатам работы выяснилось, что оптимальной будет открытая установка орудия, при этом для размещения нового орудия не подходит ни один из существующих типов шасси, вследствие высокой силы сопротивления откату в 135 тс при стрельбе. Поэтому было принято решение разрабатывать новую ходовую часть с максимально возможной унификацией по узлам с имевшимися на вооружении СССР танками. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Пион» (индекс ГРАУ - 2С7). «Пион» должен был поступить на вооружение дивизионов артиллерии резерва Верховного Главнокомандования для замены 203-мм буксируемых гаубиц Б-4 и Б-4М.

Фото 4.

Официально работы по новой САУ особой мощности были утверждены 8 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады». 1 марта 1971 года были выданы, а к 1973 году утверждены тактико-технические требования на новую САУ. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч.

Новое шасси с кормовой установкой орудия получило обозначение «216.сп2». В период с 1973 по 1974 год два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытния. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела. В 1975 году система «Пион» была принята на вооружение Советской армии. В 1977 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы.

Фото 5.

Серийное производство САУ 2С7 было начато в 1975 году на Ленинградском заводе имени Кирова. Пушку 2А44 производил волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С7 продолжалось до развала Советского Союза. В 1990 году в Советские войска была передана последняя партия из 66 машин 2С7М. На 1990 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С7 составляла 521 527 рублей. За 16 лет производства было выпущено более 500 единиц 2С7 различных модификаций.

В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была начата опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ - 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был создан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. С новым двигателем САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином.

Фото 6.

Ходовая часть машины тоже была подвергнута модернизации. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью прошла испытания. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000-10 000 км. Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной прокачки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня - в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в машине была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М началось в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.

В конце 1970-х годов на базе пушки 2А44 был разработан проект корабельной артиллерийской установки под шифром «Пион-М». Теоретическая масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65-70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный». Однако, из-за принципиального несогласия руководства ВМФ с использованием крупного калибра, дальше проекта работы по артиллерийской установке «Пион-М» не продвинулись.

Фото 7.

Броневой корпус

Самоходная пушка 2С7 «Пион» сделана по безбашенной схеме с открытой установкой орудия в кормовой части САУ. В состав экипажа входят 7 (в модернизированном варианте 6) человек. На марше все члены экипажа размещены в корпусе САУ. Корпус разделён на четыре отделения. В передней части находится отделение управления с местом командира, механика-водителя и место для одного из членов расчёта. За отделением управления находится моторно-трансмиссионный отсек с двигателем. За моторно-трансмиссионным отсеком находится отделение расчёта, в котором расположены укладки со снарядами, место наводчика по походному и места для 3 (в модернизированном варианте 2) членов расчёта. В кормовом отделении находится откидная плита-сошник и орудие САУ. Корпус 2С7 выполнен из двухслойной противопульной брони с толщиной наружных листов 13 мм, а внутренних - 8 мм. Расчёт, находясь внутри САУ защищён от последствий применения оружия массового поражения. Корпус ослабляет действие проникающей радиации в три раза. Заряжание главного орудия при работе САУ осуществляется с грунта или с грузовика с помощью специального подъёмного механизма, установленного на платформе, с правой стороны относительно основного орудия. Заряжающий при этом находится слева от орудия, управляя процессом с помощью пульта управления.

Фото 8.

Вооружение

Основным вооружением является 203-мм пушка 2А44, обладающая максимальной скорострельностью 1,5 выстрела в минуту (на модернизированном варианте до 2,5 выстрелов в минуту). Ствол орудия представляет собой свободную трубу соединённую с казёнником. В казённике расположен поршневой затвор. Ствол орудия и противооткатные устройства размещаются в люльке качающейся части. Качающаяся часть закреплена на верхнем станке, который установлен на оси и закреплён намётками. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, и двух пневматических накатников, расположенных симметрично относительно канала ствола. Такая схема противооткатных устройств позволяет надёжно удерживать откатные части орудия в крайнем положении до производства выстрела при любых углах вертикального наведения орудия. Длина отката при выстреле достигает 1400 мм. Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа, обеспечивают наведение орудия в диапазоне углов от 0 до +60 град. по вертикали и от -15 до +15 град. по горизонту. Наведение может осуществляться как гидравлическими приводами, питающимися от насосной станции САУ 2С7, так и с помощью ручных приводов. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Для облегчения работы членов расчёта САУ оборудована механизмом заряжания, обеспечивающим подачу выстрелов на линию заряжания и досылку их в камору орудия.

Откидная опорная плита, размещённая в корме корпуса, передаёт усилия выстрела на грунт, обеспечивая большую устойчивость САУ. На заряде № 3 «Пион» мог вести стрельбу прямой наводкой без установки сошника. Возимый боекомплект самоходной пушки «Пион» составляет 4 выстрела (для модернизированного варианта 8), в приданой к САУ транспортной машине перевозится основной боекомплект из 40 выстрелов. В основной боекомплект входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ43, кроме того могут использоваться кассетные снаряды 3-О-14, бетонобойные и ядерные боеприпасы. Дополнительно САУ 2С7 оснащается 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ и переносными зенитными ракетными комплексами 9К32 «Стрела-2».

Фото 9.

Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям. Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.

Фото 10.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72. Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.

Фото 11.

Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Фото 12.

Специальное оборудование

Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с. Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.

Машины на базе

В 1969 году в тульском НИЭМИ по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 27 мая 1969 года были начаты работы по созданию новой зенитно-ракетной системы С-300В фронтового звена. Исследования проведённые в НИЭМИ совместно с ленинградским ВНИИ-100 показали, что подходящее по грузоподъёмности, внутренним габаритам и проходимости шасси, отсутствовало. Поэтому КБ-3 Ленинградского завода имени Кирова было выдано задание на разработку нового унифицированного гусеничного шасси. К разработке предъявлялись следующие требования: полная масса - не более 48 тонн, грузоподъёмность - 20 тонн, обеспечение работы оборудования и экипажа в условиях применения оружия массового поражения, высокая маневренность и проходимость. Шасси проектировалось практически одновременно с самоходной установкой 2С7 и было с ней максимально унифицировано. К основным отличиям относится заднее расположение моторно-трансмиссионого отделения и ведущих колёс гусеничного движителя. В результате проведённых работ были созданы следующие модификации универсального шасси.

-«Объект 830» - для самоходной пусковой установки 9А83;
-«Объект 831» - для самоходной пусковой установки 9А82;
-«Объект 832» - для радиолокационной станции 9С15;
-«Объект 833» - в базовом исполнении: для многоканальной станции наведения ракет 9С32; в исполнении «833-01» - для радиолокационной станции 9С19;
-«Объект 834» - для командного пункта 9С457;
-«Объект 835» - для пуско-заряжающих установок 9А84 и 9А85.
Изготовление опытных образцов универсальных шасси производил Ленинградский завод имени Кирова. Серийное производство было передано на Липецкий тракторный завод.
В 1997 году по заказу Инженерных войск РФ была разработана быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра» для проделывания траншей и рытья в мёрзлом грунте.
После развала Советского Союза в России резко сократилось финансирование вооружённых сил, а военная техника практически перестала закупаться. В этих условиях на Кировском заводе была проведена программа конверсии военной техники, в рамках которой на базе САУ 2С7 были разработаны и начали производиться машины гражданского машиностроения. В 1994 году был разработан высокомобильный кран СГК-80, а через четыре года появился его модернизированный вариант - СГК-80Р. Краны обладали массой 65 тонн и обладали грузоподъёмностью до 80 тонн. По заказу Департамента безопасности движения и экологии МПС России в 2004 году были разработаны самоходные гусеничные машины СМ-100, предназначенные для ликвидации последствий сходов подвижного состава с рельсов, а также для проведения аварийно-спасательных работ после катастроф природного и техногенного характера.

Фото 13.

Боевое применение

За время эксплуатации в Советской армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте, однако интенсивно использовались в артиллерийских бригадах большой мощности ГСВГ. После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцированы в Восточный военный округ. Единственным эпизодом боевого применения САУ 2С7 являлась война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска спрятали все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из 5 обнаруженных российскими войсками САУ 2С7 была захвачена в качестве трофея, остальные - уничтожены.
В ноябре 2014 года Украина в связи с вооружённым конфликтом начала расконсервацию и приведение в боевое состояние имеющихся у неё установок 2С7.

В 1970-е годы Советским Союзом была предпринята попытка переоснащения Советской армии новыми образцами артиллерийского вооружения. Первым образцом стала самоходная гаубица 2С3, представленная общественности в 1973 году, за ней последовали: 2С1 в 1974 году, 2С4 в 1975 году, и в 1979 году были представлены 2С5 и 2С7. Благодаря новой технике Советский Союз существенно повысил живучесть и маневренность своих артиллерийских войск. К моменту начала серийного производства САУ 2С7, на вооружении США уже находилась 203-мм корпусная самоходная пушка M110. В 1975 году 2С7 существенно превосходила M110 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (37,4 км против 16,8 км), возимому боекомплекту (4 выстрела против 2), удельной мощности (17,25 л.с./т против 15,4), однако при этом САУ 2С7 обслуживало 7 человек против 5 на M110. В 1977 и 1978 годах на вооружение армии США поступили усовершенствованные самоходные пушки M110A1 и M110A2, отличавшиеся увеличенной до 30 км максимальной дальностью стрельбы, однако и они не смогли по этому параметру превзойти САУ 2С7. Выгодным отличием «Пиона» от САУ M110 является полностью бронированное шасси, в то время как у M110 бронировано только моторно-трансмиссионное отделение.

В КНДР в 1978 году на базе танка Тип 59 была создана 170-мм САУ «Коксан». Орудие позволяло вести огонь на дистанции до 60 км, однако обладало рядом существенных недостатков: низкая живучесть ствола, малая скорострельность, низкая подвижность шасси и отсутствие возимого боекомплекта. В 1985 году был разработан усовершенствованный вариант, это орудие по внешнему виду и компоновке напоминало самоходную пушку 2С7.

Попытки создания систем, аналогичных M110 и 2С7, предпринимались в Ираке. В середине 1980-х годов была начата разработка 210-мм самоходной пушки AL FAO. Пушка создавалась как ответ на иранские M107, причём орудие должно было существенно превосходить эту САУ по всем параметрам. В результате был изготовлен, а в мае 1989 года продемонстрирован опытный образец САУ AL FAO. Самоходная артиллерийская установка представляла собой шасси самоходной гаубицы G6, на котором было установлено 210-мм орудие. Самоходная установка была способна развивать скорость на марше до 80 км/ч. Длина ствола составляла 53 калибра. Стрельба могла вестись как обычными 109,4-кг осколочно-фугасными снарядами с донной выемкой и максимальной дальностью стрельбы в 45 км, так и снарядами с донным газогенератором с максимальной дальностью стрельбы до 57,3 км. Однако последовавшие в начале 1990-х годов экономические санкции против Ирака помешали дальнейшей разработке орудия, и проект не вышел за стадию опытных образцов.

В середине 1990-х китайская компания NORINCO на базе M110 разработала опытный образец 203-мм самоходной пушки с новой артиллерийской частью. Причиной разработки была неудовлетворительная дальность стрельбы САУ M110. Новая артиллерийская часть позволила увеличить максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами до 40 км, а активно-реактивными до 50 км. Кроме того, САУ могла вести огонь управляемыми, ядерными снарядами, а также кассетными снарядами-постановщиками противотанковых мин. Далее изготовления опытного образца разработки не продвинулись.

В результате завершения ОКР «Пион» на вооружение Советской армии поступила САУ, воплотившая в себе самые передовые идеи конструирования самоходных орудий большой мощности. Для своего класса САУ 2С7 обладала высокими эксплуатационными характеристиками (манёвренностью и относительно небольшим временем перевода САУ в боевое положение и обратно). Благодаря калибру 203,2 мм и максимальной дальности стрельбы осколочно-фугасными снарядами, самоходная пушка «Пион» имела высокую боевую эффективность: так, за 10 минут огневого налёта, САУ способна «доставить» к цели около 500 кг взрывчатого вещества. Проведённая в 1986 году модернизация до уровня 2С7М позволила этой САУ соответствовать требованиям предъявляемым к перспективным артиллерийским системам вооружения на период до 2010 года. Единственным недостатком, отмечаемым западными специалистами, была открытая установка орудия, не позволяющая защищать экипаж при работе на позиции от осколков снарядов или огня противника. Дальнейшее совершенствование системы предлагалось проводить путём создания управляемых снарядов типа «Смельчак», дальность стрельбы которыми могла бы составить до 120 км, а также улучшения условий работы экипажа САУ. Фактически же после вывода из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцирования в Восточный военный округ большинство САУ 2С7 и 2С7М было отправлено на хранение, а в эксплуатации осталась лишь малая их часть.

Фото 14.

А вот посмотрите какой интересный образец оружия:

Фото 16.

Экспериментальная самоходная артиллерийская установка. Разработка САУ велась ЦКБ завода «Уралтрансмаш», главный конструктор — Николай Тупицын. Первый прототип САУ построен в 1976 г. Всего построено два экземпляра САУ — с орудием от САУ «Акация» 152-мм калибра и с орудием САУ «Гиацинт». САУ «объект 327″ разрабатывалась в качестве конкурента САУ «Мста-С «, но оказавшись весьма революционной осталась экспериментальной САУ. САУ отличалась высокой степенью автоматизации — перезаряжание орудия осуществлялось штатно автоматом заряжания при внешнем расположении орудия с размещением боеукладки внутри корпуса САУ. В ходе испытаний с орудиями двух типов САУ показала высокую эффективность, но предпочтение было отдано более «технологичному» образцы — 2С19 «Мста-С». Испытания и проектирование САУ прекращены в 1987 г.

Наименование объекта «шайба» являлось неофициальным. Второй экземпляр САУ с орудием 2А37 от САУ «Гиацинт» с 1988 г. простоял на полигоне сохранился в музее ПО «Уралтрансмаш».

Так же существует такая версия , что представленный на фото опытный образец САУ — единственный макетный образе, который так же отрабатывался по темам «объект 316″ (прототип САУ «Мста-С «), «объект 326″ и «объект 327″. На вращающуюся башню-платформу в ходе испытаний устанавливались орудия с различной баллистикой. Представленный образец с пушкой от САУ «Гиацинт» проходил испытания в 1987 г.

Фото 17.

Фото 18.

источники

http://wartools.ru/sau-russia/sau-pion-2s7

http://militaryrussia.ru/blog/index-411.html

http://gods-of-war.pp.ua/?p=333

Вот посмотрите на САУ, а вот недавно . Посмотрите еще на и как выглядела раньше Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Самоходное орудие «Конденсатор-2П»

Самоходное орудие «Конденсатор-2П», индекс ГРАУ 2А3 – тяжелая самоходная установка весом в 64 тонны, способная отправить 570 килограммовый снаряд на дальность в 25,6 километра. Серийно не выпускалась, всего было изготовлено 4 орудия. Впервые самоходное орудие было показано на параде на Красной площади в 1957 году. Показанная САУ произвела фурор среди отечественных зрителей и иностранных журналистов. Некоторые иностранные специалисты высказывали предположение о том, что показанные во время парада машины были бутафорскими, рассчитанными на эффект устрашения, на самом же деле это была реальная артсистема калибра 406-мм, отстрелянная на полигоне.

К созданию 460-мм самоходной пушки особой мощности в СССР приступили в 1954 году. Данная САУ предназначалась для поражения обычными и ядерными снарядами крупных промышленных и военных объектов противника, находящихся на удалении более 25 километров. На всякий случай в СССР приступили к разработке 3-х ядерных суперорудий: пушки, миномета и безоткатного орудия, калибрами существенно превышавшими существующие атомные пушки. Выбранный огромный калибр возник в результате неспособности советских ядерщиков произвести компактный боеприпас. В процессе разработки в целях обеспечения секретности артсистеме было присвоено обозначение «Конденсатор-2П» (объект 271), уже позднее орудие получило свой настоящий индекс 2А3. САУ разрабатывалась параллельно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока» (объект 273), согласно постановлению Совета Министров от 18.04.1955 года.

Артиллерийская часть САУ (механизм наведения и заряжания, качающаяся часть) проектировалась ЦКБ-34 под управлением И. И. Иванова, здесь ей был присвоен индекс СМ-54. Горизонтальная наводка пушки осуществлялась с помощью поворота всей САУ, при этом точная наводка осуществлялась при помощи специального электромотора через механизм поворота. Наведение орудия по вертикали осуществлялось при помощи гидравлических подъемников, вес снаряда составлял 570 кг., дальность стрельбы составляла 25,6 км.

По причине того, что подходящего шасси для монтажа столь крупного орудия в СССР не было, в ОКБТ ленинградского завода им. Кирова для САУ 2А3 «Конденсатор-2П» на базе узлов, деталей, технических решений ходовой части тяжелого танка Т-10М (объект 272) была создана новая восьмикатковая ходовая часть, получившая обозначение «объект 271». При разработке данного шасси разработчики основное внимание уделили необходимости восприятия больших сил отдачи при произведении выстрела. Разработанное ими шасси имело опускающиеся ленивцы и гидроамортизаторы, которые должны были частично гасить энергию отдачи. Моторно-силовая установка для данной САУ была позаимствована у тяжелого танка Т-10, практически не претерпев каких-либо изменений.

В 1955 году на заводе №221 были закончены работы по созданию 406-мм экспериментального баллистического ствола СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к орудию СМ-54. В августе этого же года на заводе была готова первая полностью укомплектованная артиллерийская часть орудия СМ-54. Ее монтаж на шасси Кировского завода был завершен 26 декабря 1956 года. Испытания САУ «Конденсатор-2П» проходили с 1957 по 1959 год на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом, также известном, как «Ржевский полигон». Испытания проходили совместно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока». До проведения данных испытаний многие специалисты скептически относились к тому, что данная самоходная артустановка сможет пережить выстрел без разрушения. Однако, 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор-2П» вполне успешно прошла испытания пробегом и стрельбой.

На первом этапе испытания САУ сопровождались многочисленными поломками. Так при выстреле сила отдачи пушки СМ-54, установленной на САУ, была такой, что самоходная пушка на гусеничном ходу откатывалась на несколько метров назад. При проведении первых стрельб с использованием имитаторов ядерных снарядов у САУ были повреждены ленивцы, которые не выдержали огромных сил отдачи данного орудия. В ряде других случаев были отмечены случаи с разваливанием аппаратуры установки, срывом с креплений коробки передач.

После проведения каждого выстрела инженеры внимательно изучали состояние материальной части, определяли слабые детали и узлы конструкции, придумывали новые технические решения для их ликвидации. В результате таких действий конструкция САУ непрерывно совершенствовалась, надежность установки повышалась. На испытаниях также была выявлена низкая маневренность и проходимость САУ. При этом победить все обнаруженные недостатки не удавалось. Не удавалось целиком погасить отдачу орудия, при выстреле пушка отъезжала назад на несколько метров. Также был недостаточен угол горизонтального наведения. Из-за своих значительных массогабаритных характеристик (вес около 64 тонн, длина вместе с пушкой – 20 метров) для подготовки позиций САУ 2А3 «Конденсатор-2П» требовалось значительное количество времени. Заданная точность стрельбы орудия требовала не только точной наводки, но и тщательной подготовки артиллерийской позиции. Для заряжания пушки использовалось специальное оборудование, при этом заряжание осуществлялось только в горизонтальном положении.

Всего было изготовлено 4 экземпляра 406-мм САУ «Конденсатор-2П», все они были показаны в 1957 году во время парада на Красной площади. Не смотря на скептицизм ряда иностранных военных и журналистов, установка была боевой, хотя и обладала рядом существенных недостатков. Мобильность артиллерийской системы оставляла желать лучшего, она не могла проходить по улицам малых городов, под мостами, по проселочным мостам, под линиями электропередач. По данным параметрам и по своей дальности стрельбы она не могла конкурировать с дивизионной тактической ракетой «Луна», поэтому на вооружении войск САУ 2А3 «Конденсатор-2П» так и не поступила.

САМОХОДНЫЙ МИНОМЕТ 2Б1 ОКА

Холодная война подтолкнула советскую оборонную промышленность к разработке уникальных образцов вооружений, которые даже спустя 50 лет способны будоражить воображение обывателя. Все, кто бы в артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, наверняка удивлялись размерам самоходного миномета 2Б1 «Ока», который является одним наиболее интересных экспонатов экспозиции. Этот 420-мм самоходный миномет, спроектированный в СССР в середине 50-х годов прошлого века, является самым большим минометом в истории человечества. Более того, концепция его использования предполагала применение ядерных боеприпасов. Всего было изготовлено 4 опытных образца данного миномета, серийно он никогда не выпускался.

Работы по созданию мощного 420-мм миномета велись параллельно с разработкой 406-мм САУ 2А3 (шифр «Конденсатор-2П»). Главным конструктором уникального самоходного миномета являлся Б. И. Шавырин. Разработка миномета началась в 1955 году и велась известными советскими оборонными предприятиями. Разработкой его артиллерийской части занималось коломенское СКБ машиностроения. За создание гусеничного самоходного шасси для миномета (объект 273) отвечало КБ Кировского завода в Ленинграде. Разработкой 420-мм ствола миномета занимался завод «Баррикады». Длина ствола миномета составляла без малого 20 метров. Первый опытный образец миномета 2Б1 «Ока» (шифр «Трансформатор») был готов в 1957 году. Работы над разработкой самоходного миномета «Ока» продолжались до 1960 года, после чего, согласно постановлению Совмина СССР, они были остановлены. Обозначения «Конденсатор-2П» и «Трансформатор» использовались в том числе и в целях дезинформации вероятного противника по поводу истинной цели разработок.

Ходовая часть машины, сконструированная КБ Кировского завода, согласно классификации ГБТУ получила обозначение «Объект 273». Данное шасси было максимально унифицировано с САУ 2А3 и отвечало повышенным требованиям, предъявляемым к прочности конструкции. На данном шасси использовалась силовая установка с советского тяжелого танка Т-10. Шасси самоходного миномета «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее - ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета. Однако и этого было недостаточно. Сказывалось также отсутствие на миномете противооткатных устройств. По этой причине при выстреле 420-мм миномет отъезжал на гусеницах назад на расстояние до 5 метров.

Во время похода самоходным минометом управлял лишь механик-водитель, в то время как весь остальной расчет (7 человек) перевозился отдельно на бронетранспортере или грузовике. В передней части корпуса машины размещалось МТО - моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.

В качестве основного вооружения на миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг), что негативно влияло на его скорострельность. Скорострельность миномета составляла всего 1 выстрел в 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя всего одну мину с ядерной боеголовкой, что гарантировало как минимум одно нанесение тактического ядерного удара при любых обстоятельствах. Угол вертикального наведения миномета лежал в диапазоне от +50 до +75 градусов. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода.

Всего на Кировском заводе в Ленинграде было собрано 4 самоходных миномета 2Б1 «Ока». В 1957 году их показали во время традиционного военного парада, который состоялся на Красной площади. Здесь же на параде миномет смогли увидеть и иностранцы. Демонстрация этого по-настоящему огромного орудия произвела настоящий фурор среди иностранных журналистов, а также советских обозревателей. При этом некоторые иностранные журналисты даже выступили с предположением о том, что показанная на параде артиллерийская установка является только бутафорией, которая рассчитана на то, чтобы произвести устрашающий эффект.

Стоит отметить, что это утверждение не так далеко от истины. Машина была больше показательной, чем боевой. В ходе проведения испытаний было отмечено, что при стрельбе обычными минами не выдерживают ленивцы, коробку передач срывало со своего места, происходили разрушения конструкции шасси, а также отмечались и другие поломки и недостатки. Доработка самоходного миномета 2Б1 «Ока» шла до 1960 года, когда было принято решение об окончательной остановке работ по данному проекту и самоходному орудию 2А3.

Главной причиной сворачивания работ по проекту стало появление новых тактических неуправляемых ракет, которые можно было установить на более легкие гусеничные шасси, обладающие лучшей проходимостью, которые были дешевле и гораздо проще в эксплуатации. Примером может служить тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». Несмотря на неудачу с минометом «Ока», советские конструкторы смогли использовать весь накопленный опыт, в том числе и отрицательный, при проектировании подобных артиллерийских систем в дальнейшем. Что, в свою очередь, позволило им выйти на качественно новый уровень проектирования различных самоходных артиллерийских установок.

Технические характеристики 2Б1 «Ока»:
Габариты: длина (вместе с пушкой) - 27,85 м., ширина - 3,08 м., высота - 5,73 м.
Масса - 55,3 т.
Бронирование - противопульное.
Силовая установка - дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, мощностью 552 кВт (750 л.с.).
Удельная мощность - 13,6 л.с./т.
Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч.
Запас хода по шоссе - 220 км.
Вооружение - 420-мм миномет 2Б2, длина ствола 47,5 калибров (около 20 м).
Скорострельность - 1 выстр./5 мин.
Дальность стрельбы - до 45 км, с использованием активно-реактивных боеприпасов.
Экипаж - 7 чел.

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.

В связи с появлением у противника танков со все более мощной броней было принято решение создать на базе танка Т-34 более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: