Славянская крепость. Славянские музеи в Европе. Древние русские крепости

Первые известные славянские поселения, находящиеся на территории сегодняшней Украины относятся к VI-VII вв. эти поселения были неукрепленными. В последующие века в связи с угрозами соседних племен, кочевников на юге и финских и литовских племен на северо-западе, стали создаваться укрепленные поселения - города. Укрепления VIII-IX и даже X в. принадлежали, как правило, не многолюдным общинам, которые не имели возможности сооружать мощные крепостные сооружения. Основная задача укреплений была не дать врагам внезапно ворваться в поселение и прикрыть защитников крепости, которые могли вести обстрел неприятеля из укрытия. Поэтому в постройке укреплений старались максимально использовать естественные преграды, ландшафт местности: реки, крутые склоны, овраги, болота. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди рек или болот. Но подобные поселения были не очень удобны в повседневной жизни из-за сложности связи с окружающим пространством и не имели возможности территориального роста. И пригодные острова не всегда и не везде можно найти. Поэтому наиболее распространенными были поселения на высоких мысах – «останцах». Такие поселения, как правило с трех сторон охватывались реками или крутыми склонами, с напольной стороны поселение защищалось рвом и валом. Поверх вала устраивали деревянный частокол или горизонтальные бревна зажатые между двумя столбами – «заплот».

Поселения Березняки III-V вв.

В X-XI вв. военно-политическая обстановка изменилась, на юге все активнее действовали печенеги, на западе Польша, на северо-западе прибалтийские племена. Рождение и развитие в это время феодального государства дало возможность строить более мощные укрепления. В это время появляются феодальные замки, княжеские крепости и города, где главную роль играет не сельское хозяйство, а ремесло и торговля.
Замки служили опорными пунктами и местом жительства феодалов.

Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. (Реконструкция Б.А. Рыбакова.)

Городские укрепления чаще всего состояли из двух оборонительных линий: центральной части- детинца и второй линии – окольного города.

Город-замок на Днепре у с. Чучинка. (Реконструкция по данным раскопок В.О. Довженко)

Крепости строили в основном в пограничных районах и заселяли их гарнизонами.

Руководство строительством укреплений лежало на военно-инженерных специалистахгородчиках или городщиках. Они нетолько руководили строительством укреплений, но и следили за их состоянием и своевременным ремонтом. Городовое дело, как один из тяжелых видов феодальных повинностей, лежало на плечах зависимого населения, в Новгородских и псковских землях часто использовали наемную рабочею силу.

Постройка крепостных сооружений требовала больших материальных и людских ресурсов. Так на постройке «города Ярослава» в Киеве в течении пяти лет должны были непрерывно работать около тысячи человек. На постройке небольшой крепости Мстиславль должны были трудиться примерно 180 человек в течении одного строительного сезона.

Основной тактикой захвата укреплений в X- XI вв. был внезапный захват – «изъезд» или «изгон», если он не удавался, то приступали к систематической осаде - «облежание». Осада приводила к успеху в том случае если запасы воды и провизии осажденных заканчивались, на прямой штурм решались только в случае слабости укреплений или гарнизона.

Укрепления XI в. располагались на высоком месте или на низменном, в любом случае крепость должна была иметь широкий обзор, чтобы неприятель не смог незамеченным подойти к ней. Фронтальная стрельба со стен по всему периметру препятствовала штурму укреплений. В систему укреплений входили ров, вал и мощные стены.

В XII в. широкое распространение получили круглые крепости, их располагали на ровной поверхности с большими открытыми пространствами по периметру. В таких крепостях была возможность беспрепятственно делать колодцы, что было очень важно на случай длительной осады и вести фронтальный обстрел врагов во всех направлениях, так как рельеф местности не мог создать не простреливаемые участки обороны.

Мстиславль. (Реконструкция П.А. Раппопорта, рис. Арх. А.А. Чумаченко)

Оборона некоторых крепостей состояла из ряда параллельных, как правило, овальных колец укреплений

Древний Новгород. Х в.

Укрепления многих крупных городов состояли из детинца построенного как мысовое укрепление, т. е ограниченное с трех сторон естественными преградами и имевшую одну напольную сторону. Окольный город прикрывал посад и строился уже подчиняясь рельефу местности и той площади которую надо было защитить.

Основой русских крепостей XI - XII вв. были земляные части оборонительных сооружений, это естественные склоны, искусственные валы и рвы. Особое значения в системе обороны имели валы. Их насыпали из грунта, основой которого обычно был грунт полученные при копании рва. Передний склон валов был от 30 до 45 градусов, тыльный склон 25-30 градусов. На тыльной стороне вала иногда делали террасу на половине его высоты для перемещения защитников крепости во время боя. Для подъема на вершину вала делались деревянные лестницы, иногда лестницы вырезали в самом грунте.

Высота валов средних по величине укреплений была не более 4 м., валы крупных городов были значительно больше: Владимира 8 м., Рязани 10 м., город Ярослава в Киеве 16 м. Иногда валы имели внутри сложную деревянную конструкцию которая препятствовала расползанию насыпи и связывала ее. В древнерусских крепостях такая конструкция представляла собой забитые землей дубовые срубы.

Наиболее ранние конструкции внутри вала относятся к крепостям Х в. это Белгород, Переяславль, крепость на р. Стугне (городище Заречье). В этих крепостях в основе вала стоят вплотную друг к другу дубовые срубы, с выпуском бревен примерно 50 см. Лицевая стенка срубов находилась точно под гребнем вала, а сам сруб уходил в его тыльную часть. Под передней частью вала перед срубом размещен решетчатый каркас из бревен, сколоченных железными костылями и заполненный кладкой из сырцовых кирпичей на глине. Вся конструкция засыпалась землей формирующей скат вала.

Вал и крепостная стена Белгорода Х в. (Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова)

С XI в. конструкцию вала из-за трудоемкости изготовления стали делать проще, лицевая часть вала была просто земляной, остался лишь каркас из срубов набитых землей. Такие валы были в Черторыйске, в городище Старые Безрадичи, в городище у Сунгиревского оврага около Владимира, в Новгороде и др. При значительной ширине вала ставился сруб с несколькими поперечными стенками поперек вала (вал древнего Мстиславля).

Для устранения оползания вала в его основании ставили срубы небольшой высоты. Часть клетей с внутренней стороны вала землей не заполняли, а оставляли для использования в качестве жилых или хозяйственных помещений. Особенно широко такой прием использовался в крепостях XII в.

Рвы в русских крепостях XI-XII вв. обычно были симметричными в профиль, с углом наклона 30-45 градусов. Глубина рва обычно была равна высоте вала. Вал насыпали примерно на расстоянии одного метра от рва.

Большинство крепостей на Руси в XI-XII вв были деревянными, они представляли собой бревенчатые срубы рубленные « в обло». Первая простейшая конструкция бревенчатой стены представляет собой сруб из трех стенок соединенный со вторым таким же срубом коротким отрезком бревна.

Крепостная стена XII в. (Реконструкция П.А. Раппопорта)

Второй вид, это стены состоящие из плотно поставленных друг другу срубов длиной 3-4 м. Каждое такое звено в независимости то конструкции называлось гродней. Если оборонительные валы имели внутри деревянные срубы то стены были непосредственно с ними связаны, вырастали из них. Недостатком таких стен был перепад по высоте стен из-за неравномерности усадки срубов, что делало неравномерным боевую площадку и быстрое загнивание смежных стен срубов из-за плохого проветривания.
Высота стен составляла 3-5 м. в верхней части стены устраивали боевой ход прикрытый бревенчатым бруствером. Такие устройства назывались – забралами. Вероятнее всего уже в XII в забрала делали с выступом в перед, что давало возможность вести не только фронтальный обстрел противника, но и поражать неприятеля стрелами или кипятком в низу у подножья стен.

Двойной забрал. По В. Ласковскому

Если передняя стенка забрала была выше человеческого роста, то для удобства защитников делали особые скамейки, называвшиеся - кровати.

Забрал с кроватью. По В. Ласковскому

Сверху забрало прикрывали кровлей, чаще всего двухскатной.

В большинстве крепостей проезд внутрь осуществлялся через ворота расположенные в проезжей башне. Уровень ворот располагали у основания вала, над воротами особенно в крупных городах устраивали надвратные церкви. Если перед воротами был ров, через него делали узкий мост, который в случае опасности уничтожался защитниками крепости. Подъемные мосты на Руси в XI-XII вв использовались очень редко. Кроме основных ворот в крепостях устраивали потайные лазы, в земляных валах, которые использовались для вылазок во время осады. Крепости XI-XII вв строили чаще всего без башен если не считать ворот и сторожевых вышек, предназначенных для обзора местности.

С начала XIII в стал все более часто использоваться штурм крепости в место пассивной осады. Рвы забрасывались вязанками хвороста – «примет», на стены забирались при помощи приставных лестниц. Начинали использовать камнеметные машины. С появлением на Руси монголов полностью сформировалась новая тактика взятия крепости. Основным оружие для борьбы с крепостями были камнеметы (пороки), которые устанавливали на расстояние 100-150 м от стены. Весь город по периметру огораживали частоколом, что бы обезопасить себя от атак осажденных. Камнеметы методично обстреливали определенный участок стены и после его полного или частичного разрушения и массированного обстрела из луков шли на приступ. Ответную стрельбу на разрушенном участке стен осажденные защитники дать уже не могли, и атакующие прорывались в внутрь крепости.Так были взяты штурмом и уничтожены почти все города, особенно в районе Среднего Поднепровья.

Появления новой тактики штурма, повело к изменению в строительстве крепостей. Первыми в этом стали земли Галицко-Волынские, Владимиро –Суздальские и Новгородские земли, как наиболее удаленные от влияния монголов.
Новые крепости стараются строить на возвышенностях, что бы не было возможности подкатить на достаточное близкое к ним расстоянием камнеметные машины. В Волынском княжестве строятся высокие каменные башни – донжоны (20-29 м) с которых можно вести обстрел нападающих. Строили их обычно у самых опасных участков обороны.

Черторыйск XIII в. (Реконструкция П.А. Раппопорта)

Появляются несколько оборонительных колец валов и стен с напольной стороны крепости. В результате третья основная стена укреплений, которую надо разрушить находится на значительном расстоянии от первой стены. В Галиче это расстояние составляет 84 м. поэтому для обстрела третьей стены надо подкатить камнемет на 50-60 м. к первому оборонительному рубежу, при этом защитники крепости непрестанно обстреливают с близкого расстояния тех кто обслуживает камнеметы.
В XIV в. в Северо-Восточной Руси сложилась своя новая система обороны. Большую часть периметра крепости прикрывали естественные преграды: реки, овраги, крутые склоны. Напольную строну защищали мощными рвами, валами и стенами. Стали ставить башни с выносом за стену, чтобы можно было вести фланкирующий обстрел неприятеля. Участки стен между башнями старались делать прямыми для более успешного поражения неприятеля. Среди крепостей выполненных по такому принципу можно назвать: Старицу (Тверская земля), Романов, Вышгород, Плес, Галич-Мерьский и др.
Крепости такого типа, с одной мощной укрепленной стороной и менее укрепленными остальными, закрытыми естественными преградами, требовали меньших затрат на их сооружения и максимально соответствовали возможности отражать штурм неприятеля.
Начиная с XV в. в связи все более усовершенствованием камнеметов и появления артиллерии, стены стали делать толще, из двух рядов бревен, появились стены из двух и трех секционных срубов, внутреннее пространство которых заполнялось землей. Для устройства бойниц нижнего боя, землей засыпалась часть клетей, другие оставляли пустыми для размещения орудий и стрелков. Засыпанные землей стены выдерживали пушечные удары не хуже каменных стен.
К середине XV в, с ростом мощи артиллерии, стало возможным вести обстрел крепости с любой стороны, естественные преграды уже не защищали от вражеского обстрела и штурма как раньше. С этого времени башни располагают по всему периметру обороны, а прясла стен между башнями выпрямляют для возможности фланкирующего обстрела. Начинается создание регулярных – прямоугольных в плане крепостей, с башнями по углам. Кроме прямоугольника план крепости делали в виде пятиугольника, треугольника, трапеции. Если рельеф местности не позволял делать геометрическую правильную форму крепости, то башни равномерно распределяли по периметру, а участки между башнями максимально выпрямляли.

Конструкции крепостных стен

Самым простейшим укреплением первых крепостей был ров с валом на котором устанавливали невысокий тын из врытых вертикально в землю бревен с заостренными концами.

Простейшее тыновое укрепление представляет из себя стену различной высоты, оборона которой велась поверх тына или через специальные бойницы. Более сложный тип это тын с двойным боем он состоит из: «верхнего боя», помост которого располагался на поперечных рубленных стенках и нижнего «подошвенного боя».

Тыновая ограда с верхним и подошвенным боем по В. Ласковскому

По расположению тына различали «стоячий» острог это когда ограда расположена перпендикулярна земле и «косой» острог с наклоном тына в сторону огораживаемого пространства.

А- косой острог, Б – засыпная тыновая ограда, В – переходный тип от тыновых оград к стенам. По В. Ласковскому

Существовали тыновые стены с «иглами», это наклонные бревна подпорки, острые концы которых были направлены наружу.

Более серьезную защиту давала засыпная тыновая ограда, когда пространство между тыном и задними стойками засыпалось землей. Другой вид засыпного острога является переходным к рубленным стенам. Здесь невысокая тыновая ограда, играющая роль бруствера, помещена на стоящие вплотную друг к другу срубы заполненные землей. Более прочными и долговечными являются рубленные стены. Древним типом рубленных стен являются «гродни» поставленные вплотную срубы.


Стены рубленные гроднями. Мангазея. XVII в. Реконструкция

Недостатком подобной конструкции было быстрое загнивание боковых примыкающих друг к другу стен и неравномерная осадка срубов, что приводило к большим перепадам высоты площадки верхнего боя.

Данные недостатки устранялись в устройстве стен «тарасами». Такие стены получили широкое применение в XV в. Наружные и внутренние стены делались цельными и соединялись между собой поперечными стенами на расстоянии 3-4 сажени, внутри засыпались землей или камнями.

Аксонометрический разрез стены, рубленный «тарасами», г. Олонца (1649 г.), реконструкция

Для придания большой устойчивости основание стен уширяли откосами.

Разрез стены с уширенным основанием. По В. Ласковскому

Другой тип стен «тарасами» был более сложным. Поперечные стены находились на наружной поверхности на расстоянии сажени друг от друга, а у внутренней сходились образуя треугольные клети. Причем расположение бревен поперечных стен чередовалось через каждые два венца продольных. Такая конструкция придавала большую устойчивость и затрудняла для осаждающих сделать в ней частичный обвал.

Стены города Коротояка (1648 г.)

Высота рубленных стен по письменным источникам составляла 2,5-3 сажени, ширина стен от 1,5 до 2-х саженей. Тыновые стены имели высоту от 1,5 до 2-х саженей.

С распространением огнестрельного оружия в XVI веке, когда в обороне стали применять огненный бой, в конструкции стен появился нижний ярус обороны подошвенный бой. Для этого в тарасах делали ниши с бойницами в передней стенке.

План и разрезы стен Тарасами с нижним боем. По В. Ласковскому

Для стрелков верхнего боя поверх тарас был настлан бревенчатый пол («мост») прикрытый бревенчатым бруствером с бойницами и укрытый сверху двухскатной кровлей. Верхний бой нависал над стеной, образуя «облам» для стрельбы с верху, сброса камней и обливания смолой штурмующего стены неприятеля.

Стены г. Олонца (1649 г.). По В. Ласковскому

Деревянные рубленные стены имели двухскатную кровлю, стропильная конструкция которой держалась на внешней стене и на внутренних столбах опиравшихся на выпуски верхних бревен стенок-перерубов. Кровлю крыли обычно в два теса, реже в один, но тогда использовали нащельник или под тес клали дрань.

Башни до XIII в. имели ограниченное применение, они носили разные названия: «вежа», «стрельница», «костер», «столп». Термин башня появился в XVI в. Башни в плане делали четырехугольными, шести и восьмиугольными. Многоугольные башни позволяли увеличить поле обстрела, особенно удачно они вписывались в крепости со сложной конфигурацией плана.

Угловая башня Олонецкой крепости. XVII в. Реконструкция

Четырехугольные башни чаще ставили в крепостях с геометрически правильной конфигурацией. Верхняя часть башни, особенно более позднего периода, имела более широкие чем основание размеры сруба, такое нависание срубов на бревнах консолях создавало «облам». Через полученную щель можно было поражать врагов скопившихся у основания башен. В стенах башен делались бойницы в размер применяемого оружия. Бойницы для пищалей составляли 8-10 см и были с наружи с боку и снизу расширены для увеличения обстреливаемого пространства, для пушек размер бойницы был 30х40 см.

Башня Братского острога. 1654 г. Реконструкция по В. Ласковскому

Башни как правило были многоярусными, этажи соединялись внутренними лестницами, в некоторых случаях на верхний ярус вела наружная лестница, особенно когда нижний этаж использовался под жилье (башня Братского острога). Венчала башню обычно шатровая кровля, с полицами или без них. Сверху шатра иногда устраивали смотровую вышку.

Башня города Красноярска. По В. Ласковскому

Каркас кровли мог быть выполнен из бревен или иметь стропильную конструкцию сверху каркас зашивался тесом. Концы тесин иногда украшались усеченными пиками.

Из сочинений Саксона Грамматика нам известно, как была взята иудохристианами священная ведическая Аркона.

Но удивительное дело, о самом штурме города-храма ни слова... Написано, как датчане короля Вольдемара I осадили город, как к ним подошло войско саксов Генриха Льва — и больше ничего.... Единственное, что проскальзывает в повествовании католика, так это то, что защитники крепости не справились с огнём.
Якобы им не хватило воды, чтобы затушить горящие ворота.
И это рядом с морем?
Ведь достаточно вырыть глубокий колодец и незаметно соединить его с Балтикой, техника примитивная. Наверняка подобных колодцев в Арконе было несколько. Наши предки дураками никогда не были, но тогда почему выгорели ворота крепости? Просто потому, что вода не помогла. Вот и всё.

Против Арконы был применён напалм древности, так называемый «греческий огонь». Об этом западные хронисты предпочитают помалкивать.
Почему?
Потому что победа над Арконой опозорила всю иудохристианскую Европу.

Мыс Аркона


Но начну всё по порядку. В июле 1268 года во время последней осады крепости в ней собралось всего около 1000 мужчин и столько же женщин. Остальное гражданское население острова Буяна, или Руяна, после высадки датских и саксонских армий, разбежалось по лесам и болотам. Славяне понимали, что война с христианским миром проиграна, и пытались всеми силами выжить. Для этого надо было дождаться ухода с острова вражеских войск, а после принять христианство... И постепенно онемечиться.
Но были и такие, которые предпочли смерть крепостному иудохристианскому рабству. Как я написал выше, их оказалось совсем немного, но в Арконе были и другие воины. Именно воины, а не бойцы. Разница между теми и другими огромная, но об этом ниже. Речь идёт о 300 витязях из охраны храма Световида.

Что это были за воины, судите сами: распределив силы собравшихся в Арконе славян на укрепления города, они вышли из ворот крепости и построились рядами, приняв на себя удар 17 тысяч датчан и 8 тысяч саксов. Три сотни русских витязей против 25 тысяч хорошо обученных рыцарей и кнехтов. Ощетинившись копьями и прикрывшись щитами от летящих стрел, воины храма не только успешно отражали лобовые удары закованной в броню конницы, но и сами шли вперёд. Построившись клином, русские витязи стали пробиваться к шатрам короля Вольдемара I и герцога Саксонского. Они вынуждены были остановиться только тогда, когда увидели, что могут попасть под удар огнемётных машин.

Развернувшись, воины храма ринулись на уничтожение осадной техники. Часть огнемётной техники была ими разрушена, но в этот момент по русским витязям ударили из катапульт огненными шарами. Под ногами загорелась земля, и чтобы избежать неоправданных потерь, защитники храма стали пробиваться к стенам крепости. Несмотря на то, что к этому моменту они были полностью в окружении, витязи легко прорвали кольцо и подошли к воротам.
Перед ними они построились ещё раз, но атаковать их ни датчане, ни саксы больше не решились. Слишком дорого для них обошёлся первый бой с «язычниками»: почти 3000 убитых и раненых. Причём в сражении пали лучшие христианские рыцари.
И тогда по приказу Вольдемара I на воинов храма были направлены огнемётные катапульты и выбрасывающие напалм медные трубы. По этой причине славянам пришлось уйти за ворота крепости. Именно благодаря «греческому огню», вспыхнули ворота Арконы, и их невозможно было затушить водой, хотя у защитников её было вдоволь, особенно морской. Когда рухнули ворота города, иудохристиане, собравшись с силами, железным тараном снова ринулись на штурм. Они намеревались как можно скорее прорваться к храму Световида. Но опять на их пути встала дружина храмовых витязей.

Снова началась неистовая сеча, в которой одолели русы. Тогда вновь был применён «греческий огонь». И так повторялось несколько раз. Только благодаря напалму, удалось обескровить храмовый контингент русских витязей. К концу дня их осталось немногим больше сотни. Но и эта сотня, управляя собравшимися в крепость славянскими смертниками, вела бои на улицах Арконы четверо суток. Город горел, ночью люди бились при свете пожаров, днём задыхались в дыму, но бой не прекращался.
При взятии Арконы и датчане, и саксы потеряли 2/3 своей армии.

Славянская крепость Раддуш (нем. Slawenburg Raddusch) — реконструированный в 1990-е гг. макет крепости лужицких славян. Высится у одноименной деревни близ города Фечау (Шпревальд) в федеральной земле Бранденбург, рядом с федеральной автомагистралью 15.

Западная крепость славян — Славенбург (Slawenburg) расположен в старинном славянском селе Raddusch, не берегах реки Шпре, в сербско-лужицком регионе Германии — Дольной Лужице — Niederlausitz — федеральная земля Brandenburg. Сейчас здесь находится интересный музей древне-славянской архитектуры — "Slawenburg-Raddusch". Он был открыт в 2001 году в непосредственной близости от села Радуш, на месте древнего славянского круглого замка найденного в ходе разработок бурого угля в конце 80-ых годов 20 века.

Раньше это был славянский город-вара Дольна Лужица (9 век нашей эры). Крепость представляет собой одно из примерно сорока изначально существовавших в Нижней Лужице славянских круглых оборонительных сооружений. Эти крепости сооружались славянами — предками современных лужичан — в IX-X вв. н. э. и служили убежищами проживавшему поблизости населению.

Высокая концентрация данных крепостей в Нижней Лужице связана с постоянным давлением со стороны германцев в этом регионе. Крепость была сооружена из деревянных блоков, вокруг неё был выкопан ров, заполненный водой. Внутренние полости деревянной конструкции были заполнены песком, землёй и глиной.

Музей — это реконструированный славянский замок представляющий собой крепость 50 м в диаметре, имеющую обширное внутреннее пространство (1 200 кв. м).

Круглый вал-стена высотой 8 м сложен из сцепленных друг с другом дубовых стволов, уложенных слоями, промежутки между которыми заполнены песком и глиной. Подобные круглые крепости были характерными постройками для древних славян проживавших на территории нынешней Германии.

Современное сооружение выполнено при помощи технологии, весьма близкой к технологии средневекового оригинала. Внутри находится музей, где представлена экспозиция «Археология в Нижней Лужице», конференц-зал и ресторан. В экспозиции представлен период за последние 12000 лет истории региона.

Древние славяне в ходе "Великого переселения народов" пришли на земли современной Саксонии в VI века н.э. Сегодня не представляется возможности восстановить события процесса заселения этих мест. Предполагается, что там, где славяне пересекали Эльбу (Лабу), они встречались с германскими племенами и устанавливали с ними добрососедские отношения. Славяне в то время представляли собой несколько этнических групп.

По свидетельству современной истории, примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён лужичан, лютичей, бодричей, поморян и руян, которых сейчас называют полабскими славянами. Эти племена, утверждают ортодоксальные историки, во второй половине VI века сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена.

Однако многие исследователи утверждают, что существует «удивительное совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры», упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. А это означает, что славяне жили на территории Германии, как минимум, с этих самых первых веков.

Большую часть западно-славянских племён, постигла незавидная участь. В начале X века начался немецкий Drang nach Osten (поход на Восток), в ходе которого западные славяне были частью вытеснены со своих земель, частью обращены в христианство и ассимилированы, а большая часть их была просто истреблена в ходе Крестовых походов против западных славян.

Раддуш давно утратил своё оборонительное значение, однако ещё в начале XX века отчётливо распознавался как кольцевидное деревянное сооружение. Во время существования Германской Демократической Республики остатки крепости предполагалось снести в связи с планируемой добычей бурого угля. В связи с подготовкой к этому в 1984 и 1989/1990 гг. здесь были проведены археологические раскопки, при этом был обнаружен идол возрастом около 1100 лет.

Восточнее Эльбы (Лабы) и Заале (Залавы) жили славяне — ободриты, лютичи, сербы и лужичане. В регионе Анхальта селились сербы и вильчане. Славяне жили родовыми общинами. У славян того периода были на высоком уровне развиты ремёсла, военное и торговое дело. Районы проживания были поделены на поля и нивы протяжённостью 10-20 километров вдоль рек, озёр и долин. В центре как правило возводилась родовая крепость, которую окружало несколько десятков жилых и хозяйственных дворов с земельными наделами разной величины.

В настоящее время в Восточной Германии известны сотни славянских круглых крепостей. В районах протекания реки Заале известно около 40 славянских крепостей, более 100 крепостей насчитывается в области между реками Эльба (Лаба), Заале (Залава) и Одер (Водра). Строительным материалом всех этих славянских замков, как и в случае с поселением "Slawenburg-Raddusch" являются деревянные брёвна и земля…

Оригинальный замок в Радуше имел в диаметре 58 метров, был окружен рвом шириной 5,5 метров. Имел в семи метровых стенах двое ворот. Во дворе замка находился деревянный срубной колодец глубиной 14 метров и разнообразные жилые и хозяйственные постройки. На крепостном валу находится широкая боевая площадка огороженная с внешней стороны плетнём из веток ивы. Отсюда открывается широкий вид на Лужицкий ландшафт.


Внутри реконструированной славянской крепости 9-10 вв. Раддуш расположился довольно большой и интересный музей, в котором представлена вся долгая и богатая история этих мест начиная с первобытных охотников и собирателей и кончая средневековьем. Особенно заинтересовали коллекции древнеславянских находок и более древней лужицкой культуры.

Макеты крепости Раддуш.

и реконструкция её окрестностей

Особый интерес представляет найденная при раскопках колодца деревянная деталь, интерпретируемая археологами как "идол". Действительно, очень похожие по стилю изделия были найдены при раскопках языческих храмов в Гросс Радене, Пархиме в Мекленбурге и святилища в Ральсвике на Рюгене. Деталь не содержала каких-либо изображений или резьбы, кроме сквозного отверстия в центре, по предположениям археологов, служившего для закрепления этой детали. Верхняя часть напоминает человеческую голову и шею, но довольно условно. Едва ли это идол в прямом смысле этого слова, скорее деталь украшения какого-то здания, вполне возможно, языческого храма. На заднем плане ещё одна деталь со сквозным отверстием и углублениями неясного назначения, также найденная при раскопках колодца.

Также в музее было немало керамики типа Торнов, среди которых один горшок заслуживает особого внимания. Это ещё один из редких примеров нанесения на славянскую керамику не стандартных орнаментов, а детально прорисованных сцен. известны также из Мекленбурга. Одни исследователи предполагают, что такая керамика могла использоваться для особых ритуалов, "чародейства", другие же видят в ней лишь обычные бытовые сцены. Как бы то ни было, находка довольно редкая.

Следующую находку интерпретируют как "деталь резного подноса".

К редким находкам из крепости Раддуш можно отнести и искустно отделанное маталлом ведёрко. Подобные ведёрки известны и в других западно-славянских землях, в основном из погребений. Оригинал и реконструкция.

В экспозици музея представлено также немало сельскохозяйственных и ремесленных инструментов и бытовых вещей вроде серпов, ковшей, ключей, гребней или таких вот ножей. Подробнее на них останавливаться не стал.

Женские украшения.

Реконструкция одного из типов древнеславянских курганов.

Фигурки, подписанные в музее как "игрушки". Хотя, с таким же успехом это могли быть и ритуальные фигурки, каких немало известно в славянских землях.

Восковая табличка и стилусы. К сожалению век был не подписан.

По свидетельству современной истории, примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён лужичан, лютичей, бодричей, поморян и руян, которых сейчас называют полабскими славянами. Эти племена, утверждают ортодоксальные историки, во второй половине VI века сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена. Однако многие исследователи утверждают, что существует «удивительное совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры», упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. А это означает, что славяне жили на территории Германии, как минимум, с этих самых первых веков.

Занимали они обширную территории от устья р. Лаба (Эльба) и её притока р. Сала (Зале) на Западе, до р. Одра (Водра, Одер) на востоке, от Рудных гор (на границе с Чехией) на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане, лютичи (велеты или вильцы) и бодричи(ободриты, рароги или ререки). Родственными им также являлись племена поморян, проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, а на юге по реке Нотечь, граничивших с польскими племенами.

О том, что славянские народы давно тому назад проживали на территории Германии, свидетельствуют множественные топонимы (от topos - «место» и onoma - «имя, название» - имя собственное, обозначающее название географического объекта), которые они оставили после себя. Например,

Берлин, Шверин, Витцин, Девин, Альт-Тетерин, Карпин. Окончание «-ин» в славянских топонимах - ударное.

Лаузиц (Лужица), Кемниц, Добраниц (Добранецы), Доберюшц (Доброшицы), Добершау (Добруша).

Любов, Тетеров, Гюстров, Лютов, Гольцов, Миров, Буров.

Любенау, Шрандау, Торгау.

Наиболее известными топонимами славянского происхождения являются:


Город Хемниц - (нем. Chemnitz, в.-луж. Kamjenica) назван по наименованию небольшой речки Кемниц, притоку реки Цвиккауэр-Мульде. Само слово «chemnitz» происходит от «kamjenica» из языка лужицких сербов и означает «каменистый ручей или река».

Город Лаузиц (нем. Lausitz, в.-луж. Лужица), первоначально - «болотистый край». Лужица - это историческая область Германии, в которой до сих пор проживает славянский народ лужичане.

Город Любек (нем. Lubeck , в.-луж. Любиц). Основан недалеко от вагрской крепости Любице.

Город Росток (нем. Rostock, в.-луж. Росток) означает место, где вода растекается в разные стороны.

Город Ратцебург (славянское поселение Ратибор) впервые упоминается в документах германского короля Генриха IV в 1062 году как Racesburg. Название происходит от имени ободритского князя Ратибора (сокращ. нем.Ratse).

Город Пренцлау (нем. Prenzlau, в.-луж. Пренцлавь).

Город Цоссен (нем. Zossen, слав. Сосны).

Город Бранденбург (нем. Brandenburg. слав. Бранибор).

Город Мекленбург - ранее назывался Рарог (Рерик), позднее - Микулин Бор.

Город Ольденбург - это славянский Староград (Старигард).

Город Деммин - Дымин.

Город Шверин - бодричский Зверин.

Город Дрезден - Дроздяны.

Город Лейпциг - Липск, Липецк.

Город Бреслау - Бреславль.

Город Рослау - Русислава.

Город Прильвиц - Прилебица.

Город Регенсбург - Резно.

Город Мейссен - Мишно.

Город Мерзебург - Межибор.

А древние названия этих современных немецких городов не нуждаются в пояснениях: Любек, Бремен, Вейден, Люббен, Торгау, Клюц, Рибниц, Каров, Тетеров, Мальхин, Миров, Россов, Кириц, Бесков, Каменц, Лебау, Зебниц и т.д., и т.п.

Славянские топонимы широко распространены в следующих современных землях Германии: Нижняя Саксония - территории восточнее Гамбурга, так называемый «Вендланд», восточная половина земли Шлезвиг-Гольштейн, по всей территории Мекленбурга - передней Померании, Бранденбурга, Саксонии и Саксонии Анхальт, Тюрингрии, Баварии и Берлина.

В XIX века чешский учёный А.В. Шембер, нашёл 1000 славянских названий рек, гор, лесов, равнин и местечек на карте Австрии. Результаты своих исследований он опубликовал в книге «Zapadni Slovane v praveku» (1860). Сюда уместно добавить, что австрийская столица Вена - это славянский Виндебож, а г. Цветль - Светла. Сама же Австрия называлась до онемечивания княжеством Острия! К сожалению, в настоящее время письменная информация о той далёкой жизни западных славян пока доступна только в источниках, которые писались немецкими христианскими авторами.

«…Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Ольденбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой (Эльба и Одер)»(Адам Бременский - северогерманский хронист, каноник и схоластик, «Деяния священников Гамбургской церкви» (ок. 1066 г)).

Однако, благодаря Интернету, можно узнать, что, оказывается, в настоящее время на территории Германии существуют несколько архитектурных музеев под открытым небом, которые представляют собойреконструированные славянские крепости, крупные поселения и деревни VII-XII века. Например, славянская крепость-замок с прилегающей к ней деревней на месте ободритского поселения в Гросс-Раден (Slawenburg-Raddusch) в земле Мекленбург-Передняя Померания. Раскопки, в результате которых были обнаружены десятки крупных славянских поселений, в этой области начались ещё после Второй мировой войны, а в 70-х годах немцы восстановили славянский храм, жилые дома поселения

Археологические раскопки позволили установить, что славянские крепости-замки представляют из себя мощные кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов более 10 метров. Поселения, располагавшиеся вокруг них, состояли из одно- двухэтажных рубленых домов. Основным занятием поселян было земледелие и животноводство, мелкие ремёсла, ткачество, изготовление керамических изделий, пивоварение, обработка железа и кости, а также рыболовство.

Замок, обычно, закладывался в стратегическом месте, на возвышенности, высоком берегу реки или пересечении рек. Например, замок славянского племени шпреян (Sprewanen) Kopenick (Копьеник) в месте слияния реки Шрее (Spree) и её притока Даме (Dahme). Главным замком славянского племени Гаволян (Heveller) был Бранибор в устье реки Хафель (Havel). Не стал исключением и бывший славянский город Торгелов, который тоже находится в федеральной земле Передняя Померания. Он стоит на реке Укер (Uecker). В этом городе находится этнографический музей на открытом воздухе под названием Украненланд (Ukranenland). Музей посвящён истории одного западно-славянского племени под названием Укры (Die Ukrer, Ukranen), которые, как говорят учёные, поселились здесь в VI веке.

Земли, некогда принадлежавшие украм-укранам, сегодня в Германии называются Уккермарк. В Ukranenland, после археологических раскопок, в натуральную величину реконструирована славянская деревня IX-X века. Посетив этот музей, можно воочию увидеть, как выглядели корабли славянских мореходов, господствовавших в это время на Балтийском море, ознакомиться с бытом славянских земледельцев и ремесленников того времени, посмотреть за работой бронзового литейщика, гончара, кузнеца и пивовара, послушать средневековую музыку и отведать блюда того времени. Посетители музея могут даже купить при них же изготовленные соленья и варенья, попить свежесваренного пива и научиться работать с глиной.

На музейной пристани они могут увидеть ладью «Сварог» (Svarog) - первую в Германии реконструкцию славянского корабля, сделанную по археологическим находкам на острове Рюген (Руян) в городе Ralswiek. Этот тип корабля датируется 900-ми годами. Реконструкция выполнена в 1997 году. А также ладью «Свентовит»(Svantevit) - реконструкцию польского корабля, обнаруженного в ходе раскопок в местечке Lebafelde, также известного под именем Charbrow (построен около 1100 года), реконструкция 1998 года.

Крупнейшим славянским городом являлась столица Вагрии - Старград, позже перименованная немцами в Ольденбург, где находилась резиденция князя вагров и святилище. Вагры - западнославянское племя, жившее в Средние века на полуострове Вагрия. Они были наиболее северо-западным племенем союза бодричей-ободритов. Ареал их проживания, который они освоили в VII веке, охватывал восток нынешней немецкой федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн. Современная немецкая реконструкция Старграда представлена в архитектурном музее «Oldenburger Wallmuseum».

Немцы составили своеобразный каталог славянских городов и крепостей на территории Германии и разместили его на сайте http://slawenburgen.npage.de , который доступен, к нашему сожалению, только на немецком языке. На нём с немецкой педантичностью и скрупулёзностью отмечены даже координаты мест, и показаны места расположения каждого города с помощью программы GoogleEarth.

В частности они нашли и описали славянские города, расположенные в следующих землях ФРГ: Берлин - 8, Бранденбург - 166, Мекленбург - 285, Нижняя Саксония - 9, Саксония - 125, Саксония-Анхальт - 36, Шлезвиг-Голштейн - 38, Тюрингия - 9, описаны Росток, Шверин, Стральсунд, города на островах Рюген (23) и Узедом (4).Итого: 703 славянских города на территории Германии! Некоторые описания снабжены рисунками - реконструкциями того, что здесь было почти тысячу лет назад.

Так, город на Балтийском море Штральсунд (Стрелово), находящийся на берегу пролива Штрелазунд(Strelasund), отделяющем остров Рюген от материка, был основан славянами ещё в IV веке, а 31 октября 1234 князь с острова Рюген Вислав I (Wizlaw I) присвоил «рыбацкой деревне на реке Stralow» статус и права города.

Как видно из материалов немецкого сайта, славяне выбирали стратегические места для своих поселений - на побережье, вблизи озёр, рек, которые позволяли не только контактировать с соседями, но и прокормиться в любое время года. На сайте есть и фотографии городов-крепостей, вернее того, что осталось от славянского наследия, а осталось, к сожалению, не очень много. На большинстве фотографий можно видеть всего лишь холмы и валы посреди поля, заросшие травой и деревьями, на других - остатки каменных крепостных стен.

К сожалению, в курсе современной истории, которой сегодня преподают русским детям, мы не найдём не только имён славянских князей, которые отстраивали эти города-крепости, но даже и упоминание о том, что славяне были теми, кто осваивал эти территории, что они жили, торговали, воевали там на протяжении, как минимум, тысячи лет. Однако, об этом, как ни странно, прекрасно знают и пишут немецкие учёные. Например, существует монументальный трактат 1741 года, который написан Эрнестом Хоакимом Встфаленом (Ernest Joachim Westphalen) и называется «Monumenta inedita rerum Germanorum», который в свою очередь содержит трактат И.Ф. Хемница: «Родословная герцогов Мекленбургских», написанный на меклебургском диалекте по утраченым средневековым источникам. В этом трактате названы князья венедов и ободритов, начиная с V века н.э., от которых ведут свои родословные многие германские дома.

Вышеслав (477-486),
Аларик (486-507);
Альберик (517-590);
Иоганнес (590-630);
Радегаст (630-664);
Вышеслав (664-700);
Оритберт I (700-724);
Оритберт II (724-747);
Владдух ум.772;
Вицеслав (747-798);
Драгомир (798-809);
Славомир (809-821);
Челодраг (821-830);
Годемысл (Гостомысл) (830-844);
Добемысл (Добромысл) (844-861);
Мстивой I (861-865?);

Оритберт III (869-888);
Вышеслав (888-934);
Биллунг (934-986);
Мечислав (983-1018);
Стоигнев 955;
Мстивой II (?960-1025);
Удо 1025;
Годослав (?-1067);
Будый (1066-1067);
Генрих (1096-1122);
Святополк (1122-1135);
Прибыслав I (1135-1146);
Николот (1140-1167);
Прибыслав II (1167-1171\1178?), который стал родоначальником герцогов Мекленбургских.

Вендско-ободритские князья вступали в династические браки с европейской знатью. Так князь Аларик был женат на принцессе бургундов, Иоганн - на норвежской принцессе, Радагаст - на гранадской (то есть испанской), Альберик и Оритберт I - на сарматских, Оритберт II - на англосаксонской, Вицислав и Мечислав Ободритский - на русских и литовских.

Жена Ярослава Мудрого - Ингегерда - была дочерью шведской королевы Астрид, которая до замужества была ободритской княжной. Мать Эрика Померанского (Богуслава) - короля Норвегии, Дании и Швеции - Мария Мекленбург-Шверинская - была представительницей Мекленбургского дома. Великий герцог Мекленбургский Карл Леопольд некоторое время был женат на племяннице императора Петра I, дочери Ивана V, Екатерине.

Софья Шарлотта (1744-1818) принцесса Мекленбург-Стрелицкая, родившаяся в городке Миров, выйдя замуж за английского короля Георга III, и будучи сама коронована, родила 15 детей и стала бабушкой знаменитой английской королевы Виктории. А уже в XIX веке Георг, герцог Мекленбург-Стрелицкий был женат на русской великой княгине и состоял на военной службе в Российской империи в чине генерал-майора.

Славянский след до сих пор сохранился в немецких народных преданиях. Так в книге Ю.В. Ивановой-Бучацкой «Plattes Land: Символы Северной Германии. Славяно-германский синтез в междуречье Эльбы и Одера» описывается следующая легенда.

За вымышленными именами стоит противопоставление этнической принадлежности героев: имя Вендогард (Wendogard), судя по фонетическому облику, имеет славянское происхождение и содержит в основе этноним, в то время как Ландольф (Landolph) - имя германского происхождения. В споре героев легенды можно усмотреть мифическое переосмысление многовекового исторического «спора» немецких переселенцев-колонистов со славяно-полабским населением Мекленбурга за владение землями. Если проанализировать легенду - противопоставление кроткой и благочестивой принцессы разбойнику, о котором ходила дурная слава, то возникает впечатление, будто легенда, с одной стороны, подчёркивает мирный характер вендов, с другой - демонстрирует сочувственное отношение к ним, как и легенда о колоколах. Поразмыслим над дальнейшими событиями легенды: «Возмущённая дерзостью разбойника, княжна произнесла: "То, что Бог существует и этот лес принадлежит мне, так же истинно, как и то, что след моей ступни и скипетра останутся в этом камне навечно!”; и следы, действительно, остались в твёрдом камне по сей день, а проклявший Бога разбойник был наказан» . Возможно, топонимическая легенда о Девьем камне - некое фольклорное утверждение «исконности прав» вендов на мекленбургские земли…»

Заметим, что слова об исконности прав вендов на мекленбургскую землю мы бы не стали брать в кавычки по той простой причине, что сейчас уже стало известно достаточно не фольклорных, а документальных свидетельств об этом, как и о том, что эту землю у славян действительно отобрали германцы...



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: