Пла лос анджелес. Лос-Анджелес (ПЛ). Отрывок, характеризующий Подводные лодки типа «Лос-Анджелес»
Атомные подводные лодки типа "Лос-Анджелес"
Ф.Сагайдаков
Усиленно наращивая гонку вооружений, военно-политическое руководство США тратит крупные суммы на строительство атомных подводных лодок. В конце 1971 года американская фирма "Ньюпорт ньюс шипбилдинг энд драй док" разработала проект многоцелевой атомной подводной лодки (ПЛА) "Лос-Анджелес". Она, как сообщает зарубежная печать, предназначается для решения следующих задач: борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника; охрана ПЛАРБ и авианосных ударных соединений; защита морских и океанских коммуникаций; минные постановки.
После оснащения таких лодок крылатыми ракетами большой дальности стрельбы (с обычной или ядерной боевой частью) они смогут наносить удары по береговым объектам.
Головная лодка была заложена в январе 1972 года, а в ноябре 1976-го она вступила в строй. В начале 1983 года в ВМС США находилось 20 лодок и ассигнованы средства на строительство еще 21, из которых 15 находятся в различных стадиях постройки. Отмечается, что в настоящее время стоимость одной ПЛА составляет 800 млн. долларов.
По пятилетней кораблестроительной программе (1984-1988 финансовые годы) планируется выделить ассигнования еще на 21 ПЛА (1984-й - три, 1985-й - четыре. 1986-й - четыре, 1987-й - пять, 1988-й - пять).
Большое внимание при создании атомных подводных лодок типа "Лос-Анджелес" было уделено оснащению их эффективным вооружением. На лодке установлены четыре торпедных аппарата для стрельбы торпедами Мк48, противолодочными ракетами САБРОК и противокорабельными УР "Гарпун" и КР "Томагавк", а также для пуска имитаторов Мк30. Они могут использоваться и для постановки мин Мк57.
В 1981 года разрабатывается система вертикального пуска КР "Томагавк" для установки на ПЛА типа "Лос-Анджелес", а также проект модернизации этой лодки, предусматривающий размещение 12 вертикальных ПУ в районе носовой цистерны главного балласта вне прочного корпуса. По сообщениям иностранной печати, это не должно снизить эффективность борьбы с подводными лодками, поскольку стрельба будет вестись не из торпедных аппаратов, а также вызвать значительные изменения корпусных конструкций и повлиять на ходовые качества.
На лодке типа "Лос-Анджелес" с бортовым номером SSN719 вертикальные ПУ будут установлены в 1985 году после ввода ее в строй. Начиная с SSN723 все лодки будут оборудоваться 12 вертикальными ПУ в процессе их постройки, а на ПЛА SSN688 - 718 такие пусковые установки будут размещаться в процессе их капитального ремонта.
Атомная подводная лодка "Лос-Анджелес" имеет однокорпусную архитектуру на большей части длины и в отличие от всех предыдущих серий не имеет двухкорпусной конструкции в районе отсеков вспомогательных механизмов. Запас плавучести составляет 15 проц. Стандартное водоизмещение "Лос-Анджелес" на 2400 т больше, чем, например, "Стёрджен", что объясняется установкой более мощной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) и нового радиоэлектронного оборудования, увеличенным боезапасом, а также другими факторами. Корпусные конструкции изготовляются из стали HY-80/100 с нижним, пределом текучести 70 кг/мм2. Корпус представляет собой цилиндрическую оболочку, заканчивающуюся в корме и носу конусами с полусферическими вершинами. Через носовой конус под углом к диаметральной плоскости проходят трубы четырех торпедных аппаратов. Прочный корпус делится поперечными переборками на три отсека: центральный, реакторный и турбинный.
Первый отсек разделен тремя палубами. В нем на верхней палубе размещается центральный пост управления, на второй - жилые помещения команды, на третьей - помещения торпедных аппаратов и запасных торпед, а в трюме - аккумуляторная батарея и цистерны. В кормовой части имеются помещения для вспомогательных механизмов и цистерны. Во втором отсеке находится паропроизводящая установка с реактором S6G, а в третьем - паротурбинная установка и другое механическое оборудование.
По данным зарубежной печати, большое внимание при проектировании ПЛА было уделено снижению ее шумности. В качестве ЯЭУ использована стандартная по составу для всех серийных атомных лодок турборедукторная установка, состоящая из паропроизводящей установки с реактором S6G и двух турбин, передающих через редуктор вращение семилопастному гребному винту. Реактор разработан фирмой "Дженерал электрик". По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W * фирмы "Вестингауз" он может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет повысить надежность и уменьшить шумность за счет отказа от насосов большой производительности, упрощает электрооборудование и контрольную аппаратуру. Срок его службы между перезарядками около десяти лет.
На ПЛА установлены усовершенствованная система анализа и контроля состава воздуха CAMS-11, использующая масс-спектрометр, управляемый ЭВМ (программируется на различные газовые составы внутриотсечного воздуха), а также инфракрасные датчики-анализаторы содержания углекислого газа. Система, по замыслу ее разработчиков, должна обеспечивать нормальный атмосферный состав в отсеках в течение 90 сут. На ее базе предполагалось создать систему CAMS-ИВ, которая должна автоматически контролировать и управлять всеми средствами вентиляции и регенерации. ЭВМ регулирует содержание кислорода в отсеках лодки, непосредственно воздействуя на кислородную установку, работу скруббера, температурный режим установки дожигания водорода и окиси углерода, а также контролирует состояние древесно-угольных фильтров.
При создании ПЛА типа "Лос-Анджелес" было уделено большое внимание разработке высокоэффективных радиоэлектронных средств. К ним, в частности, относится гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, созданный на базе AN/BQQ-2, который включает сферическую антенну AN/BQS-13 (диаметр 4,57 м), конформную шумопеленгаторную ГАС, буксируемую антенну, размещаемую на корпусе лодки в кожухе (рис. 2), и другие гидроакустические системы. Обслуживается он четырьмя операторами.
На ПЛА типа "Лос-Анджелес" установлены специальный навигационный комплекс MINI SINS, РЛС AN/BPS-15, станция спутниковой связи AN/WSC-3, ГАС миноискания AN/BQS-15, ЭВМ AN/UYK-7, система управления стрельбой Мк117 и другое радиоэлектронное оборудование.
По мнению американских военных специалистов, дальнейшее совершенствование атомных подводных лодок типа "Лос-Анджелес" пойдет по пути улучшения радиоэлектронного оборудования на базе единой системы управления и контроля, которой будут оснащаться как строящиеся лодки, так и перспективные.
Разрабатывается корабельная мультиплексная система передачи данных AN/USQ-82 (V), которая позволит объединить информацию, поступающую от систем оружия и освещения обстановки, а также от общекорабельных, и передавать ее по мультиплексному кабелю. Ее предполагается устанавливать на ПЛА типа "Лос-Анджелес" начиная с номера SSN751. В иностранной печати сообщается, что в конце 80-х начале 90-х годов она будет совершенствоваться в направлении широкого использования распределенной обработки информации, стандартных модулей и волоконной оптики, что существенно повысит надежность кабелей и позволит исключить из состава оборудования преобразователи данных.
Водоизмещение, т: |
|
- надводное | 6000 |
- подводное | 6900 |
Главные размерения, м: |
|
- длина | 109,7 |
- ширина | 10,1 |
- осадка | 9,9 |
Мощность ЯЭУ, л.с. | 35 000 |
Скорость подводного хода, уз. | 32-35 |
Глубина погружения, м | 450 |
Экипаж, человек: | |
- офицеры | 12 |
- унтер-офицеры и рядовые | 115 |
Характеристики | Торпеда Мк48 | Противолодочная ракета SABROC | Противокорабельные ракеты | Мины | ||
Гарпун | Томагавк | Мк57 | Мк67 | |||
Вес, кг: общий BB |
1600 . |
1853 . |
667 225 |
1400 454 |
930 154 |
754 . |
Габариты, м: длина диаметр |
5,8 0,53 |
6,25 0,34 |
4,6 0,53 |
6,4 0,53 |
3,0 0,5 |
4,0 0,5 |
Скорость, число М | 50 уз. | 1,0 | 0,85 | 0,7 | - | - |
Дальность стрельбы, км | 46 | 50 | 110 | 500 | - | - |
Глубина постановки, м | - | - | - | - | 300 | 100 |
Зарубежное военное обозрение №12 1988
ВМС США насчитывается 51 АПЛ типа «Лос-Анджелес», шестнадцать из них дислоцируются на Тихом океане и тридцать две — в Атлантике. Первая АПЛ серии вступила в строй в 1976г., последняя — USS «Cheyennе» была закончена в 1996г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Моторс Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).
Девять АПЛ типа «Лос-Анджелес» были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991г.), во время которой производились пуски КР «Томагавк» с двух из них.
АПЛ типа «Лос-Анджелес» являются ударными подводными лодками, оснащёнными также средствами для борьбы с ПЛ противника, ведения разведывательных действий, специальных операций, переброски спецподразделений, нанесения ударов, минирования, поисково-спасательных операций.
Ракетное вооружение
АПЛ типа «Лос-Анджелес» построенные после 1982г. оборудованы 12 вертикальными ПУ для пуска ракет. АПЛ оснащены боевой информационной системой CCS Msrk 2.
Ракетное вооружение составляют КР «Томагавк» в вариантах для атаки наземных и надводных целей. КР «Томагавк» в варианте для атаки береговых объектов имеет дальность 2500 км. Система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System — Полуавтоматическая инерциальная навигационная система Терком) управляет полётом ракеты к цели на дозвуковой скорости на высоте от 20 до 100м. «Томагавк» может оснащаться ядерной боевой частью. Противокорабельный вариант КР «Томагавк» оснащается инерциальной системой наведения, а также активной противорадиолокационной головкой самонаведения. дальность составляет до 450 км.
В состав вооружения АПЛ типа «Лос-Анджелес» также входит противокорабельная ракета «Гарпун». ПКР «Гарпун» в модификации для подводных лодок оснащается активной радиолокационной головкой самонаведения и имеет 225 килограммовую БЧ. Дальность составляет 130 км. при околозвуковой скорости полёта.
Торпеды
АПЛ имеют четыре 533мм ТА расположенных в средней части корпуса а также систему управления торпедной стрельбой «Марк 117». Боезапас включает 26 торпед или ракет запускаемых из торпедных аппаратов, включая КР «Томагавк», ПКР «Гарпун» и торпеды «Марк 48 ADCAP». Торпеды «Gould Марк 48» предназначены для поражения как надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Торпеда управляется как с передачей команд по проводу, так и без него и использует активную и пассивную систему самонаведения. Кроме того эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда осуществляет поиск, захват и атаку цели.
АПЛ также может принимать мины моделей «Mobile Mark 67» и «Captor Mark 60».
Средства РЭБ
Средства РЭБ АПЛ включают поисковую систему BRD-7, системы обнаружения WLR-1H и WLR-8(v)2 и систему обнаружения РЛС WLR-10. Проходят испытания системы акустического обнаружения и противодействия AN/WLY-1 для замены существующей системы акустического обнаружения WLR-9A/12. АПЛ оборудована системой торпедных ловушек «Mark 2».
Гидролокаторы и датчики
АПЛ типа «Лос-Анджелес» оснащены большим набором гидролокационного оборудования и датчиков: пассивная буксируемая антенна ТВ-23/29, боковая антенна BQG 5D, низкочастотный пассивный и активный гидролокатор BQQ 5D/E, высокочастотный активный гидролокатор ближнего действия Ametek BQS 15 используемый также для обнаружения льдов, высокочастотный активный гидролокатор MIDAS (Mine and Ice Detection Avoidance System — Система обнаружения и избегания мин и льдов), активный поисковый гидролокатор Raytheon SADS-TG.
Энергетическая установка
АПЛ оборудованы водо-водяными реакторами GE PWR S6G, мощностью 26 МВт, разработки Дженерал Электрик. Имеется вспомогательный двигатель мощностью 242 кВт. Срок службы топливных элементов реактора около 10 лет.
ТТД
Скорость (надводная) до 17 узлов
Скорость (подводная) 30 узлов (полная), 35 узлов (максимальная, кратковременно)
Рабочая глубина погружения 250-280 м
Предельная глубина погружения 450 м
Экипаж 14 офицеров, 127 младших чинов
Стоимость ~ $220 млн.
Размеры
Водоизмещение надводное
6082-6330 т
Водоизмещение подводное 6927-7177 т
Длина наибольшая (по КВЛ)
109,7 м
Ширина корпуса наиб. 10,1 м
Средняя осадка (по КВЛ) 9,4 м
Основные ТТХ Los Angeles class
Водоизмещение нормальное: 6080-6330 т
Водоизмещение полное: 6927-7177 т
Длина: 110 м
Ширина: 10 м
Осадка: 9,75 м
ЭУ: одновальная, атомный реактор S6G, две паровые турбины, мощность силовой установки 35000 л.с.
Скорость: надводная 22/ подводная 30 узлов
Вооружение: 4 ракеты Harpoon и 8 Tomahawk в 12 вертикальных ПУ; 4 533-мм ТА, боезапас 24 торпеды Mk.48, Mk.46 или мины
Экипаж: 14 офицеров и 127 матросов
Многоцелевые АПЛ типа Los Angeles
Основу сегодняшних подводных сил общего назначения ВМС США составляют АПЛ типа Los Angeles. АПЛ типа Los Angeles предназначены для решения задач борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, охраны атомных ракетных подводных лодок и авианосных ударных соединений. Предусматривается также использование АПЛ для защиты морских и океанских коммуникаций, минных постановок и нанесения ударов по береговым объектам противника крылатыми ракетами большой дальности.
Проект этой АПЛ разработан в конце 1971 г. американской фирмой Newport News Shipbuilding. Головная лодка серии - SSN688 Los Angeles была заложена в январе 1972 г., а в ноябре 1976г. вступила в строй. Постройка всей гигантской даже по американским масштабам серии из 62 кораблей осуществлялась до сентября 1996 г., когда в строй вступила АПЛ SSN773 Cheyenne.
АПЛ типа Los Angeles имеют однокорпусную архитектуру на большей части длины и, в отличие от всех предыдущих серий, не имеет конструкций легкого корпуса в районе отсеков вспомогательных механизмов.
Изготовленный из высокопрочной стали корпус представляет собой цилиндрическую оболочку, заканчивающуюся в корме и носу конусами с полусферическими вершинами. Через носовой конус под углом к диаметральной плоскости проходят трубы четырех торпедных аппаратов. Прочный корпус делится поперечными переборками на 3 отсека: центральный, реакторный и турбинный.
Первый отсек разделен тремя палубами. В нем на верхней палубе размещается центральный пост управления, на второй - жилые помещения команды, на третьей - помещения торпедных аппаратов и запасных торпед, а в трюме - аккумуляторная батарея и цистерны. В кормовой части имеются помещения для вспомогательных механизмов и цистерны. Во втором отсеке находится паропроизводящая установка с реактором S6G, а в третьем - паротурбинная установка и другое механическое оборудование.
Запас плавучести лодки составляет 15 %.
Стандартное водоизмещение АПЛ типа Los Angeles на 2000-2400 т больше, чем у АПЛ предыдущих серий, что объясняется в первую очередь использованием более мощной ядерной энергетической установки и нового радиоэлектронного оборудования, а также увеличенным боезапасом.
В качестве главной энергетической установки на лодке смонтирована разработанная фирмой General Electric ЯЭУ, состав которой является стандартным для всех серийных атомных лодок. Она включает паропроизводящую установку с реактором S6G и две турбины, передающие через редуктор вращение на семилопастной гребной винт.
По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W фирмы Westinghouse Electric Corp. реактор S6G может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет повысить надежность и уменьшить шумность за счет отказа от насосов большой производительности, упрощает электрооборудование и контрольную аппаратуру. Срок его службы между перезарядками - около 10 лет.
Вооружение на АПЛ типа Los Angeles объединено в торпедно-ракетный комплекс, который имеет 4 торпедных аппарата, установленных под углом к диаметральной плоскости лодки, а также боезапас торпед, противолодочных и противокорабельных ракет и крылатых ракет для стрельбы по наземным целям.
Типовой боекомплект первой подсерии АПЛ (SSN688-SSN718) состоит из 14 торпед, четырех ПКР Harpoon и 8 крылатых ракет Tomahawk.
Ракеты Harpoon на ПЛ находятся в герметических капсулах - пусковых контейнерах, в которых ПКР выстреливаются из ТА. После выхода из воды капсула разделяется на три части и тонет. Полет ПКР продолжается при работе стартового ускорителя. При этом автоматически раскрываются консоли, запускается и выходит на полетный режим работы маршевый двигатель, а стартовый ускоритель отделяется от КР. Полет ракеты в район нахождения цели, координаты которой определяются АСБУ по данным ГАК ПЛ, происходит на сравнительно малой высоте (30м). После захвата цели активной РЛГСН на конечном участке полета ракета спускается к самой поверхности воды и поражает цель или набирает высоту, пикируя на нее.
КР Tomahawk, в отличие от ПКР Harpoon, не имеет герметичной капсулы. Ее маршевый двигатель и сама ракета при подводном старте загерметизированы. После выстреливания из ТА КР движется под водой за счет энергии воды, сообщаемой ей турбонасосом. При последующем за этим включении и работе стартового ускорителя ракета выносится на поверхность, где разворачиваются консоли крыла и откидывается наружу убранный заподлицо с корпусом воздухозаборник маршевого двигателя. Последний запускается и выходит на полетный режим работы, а стартовый ускоритель отделяется от ракеты. Для использования с ПЛ, в том числе с АПЛ типа Los Angeles, созданы КР Tomahawk нескольких модификаций для стрельбы по наземным целям с обычной (неядерной) БЧ (TLAM) и ядерной БЧ (TLAM-N), а также для поражения кораблей и судов (TASM).
Недостатком подводных лодок первой подсерии считалась невозможность залповой стрельбы значительным числом крылатых ракет, так как имелось всего 4 торпедных аппарата, в части из которых должны были находиться торпеды для самообороны. По этой причине вторая подсерия (SSN719-SSN750) строилась с вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет Tomahawk, размещенными в развитой носовой оконечности прочного корпуса. Такая пусковая установка вмещает 12 КР Tomahawk в специальных пусковых контейнерах CLS, разработанных фирмой Westinghouse Electric Corp. Они защищают ракеты от воздействия морской воды и обеспечивают их выстреливание из подводного положения.
Пусковой контейнер CLS представляет собой стальной цилиндр длиной 7,6 м и диаметром 0,61 м, торцы которого герметизированы специальными заглушками. Центровка и крепление ракеты осуществляются с помощью специального опорного устройства в нижней части контейнера и боковых фиксирующих вкладышей. Под опорным устройством находится система выстреливания на газогенераторе компании United Technologies Corp. с пиропатроном UTG 21 на твердом ракетном топливе марки 800. Сигнал на детонатор, воспламеняющий патрон, выдает блок запуска системы выстреливания.
Конструктивное исполнение пускового контейнера CLS позволяет легко восстанавливать его для повторного использования после выстреливания ракеты.
Управление вертикальным запуском КР Tomahawk с борта АПЛ типа Los Angeles обеспечивает аппаратура компании Singer Co., совместимая с используемой на лодках системой управления стрельбой. Она выдает в бортовую аппаратуру ракеты необходимые данные, управляет механизмом, открывающим люк с водонепроницаемой крышкой над соответствующим контейнером ПУ, и подает команду на срабатывание в этом контейнере системы выстреливания. Избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету, легко разрушающую мембранную заглушку верхнего торца, способную выдерживать значительное внешнее давление.
При разработке АПЛ типа Los Angeles было уделено большое внимание разработке высокоэффективных радиоэлектронных средств. К ним, в частности, относится гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, созданный на базе AN/BQQ-2, который включает сферическую антенну AN/BQS-13 (диаметром 4,57 м), конформную шумопеленгаторную ГАС, буксируемую антенну, размещаемую на корпусе лодки в кожухе, и другие гидроакустические системы. Обслуживается он четырьмя операторами.
На подводных лодках этого типа установлены специальный навигационный комплекс MINI SINS, РЛС AN/BPS-15, станция спутниковой связи AN/WSC-3, ГАС миноискания AN/BQS-15, ЭВМ AN/UYK-7, система управления стрельбой Mk 117 и другое радиоэлектронное оборудование.
В ходе постройки АПЛ типа Los Angeles совершенствование радиоэлектронного оборудования осуществлялось на базе единой системы управления и контроля Mkll7. На кораблях третьей подсерии (начиная с SSN751), построенных по улучшенному проекту Improved Los Angeles, установлена корабельная мультиплексная система передачи данных AN/USQ-82 (V), которая позволяет объединять информацию, поступающую от систем оружия и освещения обстановки, а также от общекорабельных систем, и передавать ее по мультиплексному кабелю.
За счет использования на корпусе акустических покрытий и других мероприятий у подводных лодок этой подсерии улучшены акустические характеристики. Эти лодки стали более приспособленными для использования подо льдом, для чего рубочные рули перенесены в район носовой оконечности.
По имеющимся сведениям, в конце 1999 г. были выведены из состава флота и подготовлены к утилизации следующие АПЛ первой подсерии: Baton Rouge (SSN689), Omaha (SSN692), Cincinnati (SSN693), Groton (SSN694), Birmingham (SSN695), New York City (SSN696), Indianapolis (SSN697), Phoenix (SSN702), Boston (SSN703), Baltimore (SSN704), Atlanta (SSN712).
Таким образом, по состоянию на начало 2000 г. в боевом составе ВМС США находилась 51 из 62 построенных лодок типа Los Angeles. При этом лодки первой подсерии Los Angeles (SSN688), Philadelphia (SSN690), Dallas (SSN700), La Jolla (SSN701), Buffalo (SSN715) в 1999-2000 гг. намечалось дооборудовать для установки съемных палубных контейнеров DDS с десантно-высадочными средствами и для размещения десантников-легководолазов из подразделений SEAL.
В 1999-2003 гг. для использования десантно-высадочных средств ASDS намечалось дооборудовать АПЛ Greeneville (SSN772), Charlotte (SSN766), Columbus (SSN762), Hartford (SSN768).
Атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).
В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?
Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.
Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» - прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.
Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!
Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!
Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"
Скорость лодки. Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическим теплоносителями!
С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.
Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:
Однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.
Качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.
Некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».
Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.
У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).
Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.
USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием
Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».
Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…
USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter
Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа.
Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?
Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.
Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).
В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.
Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Los Angeles class | ||
USS «Los Angeles» (SSN-688), головная проекта | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 688, 688i (improved) | |
Кодификация НАТО | Los Angeles | |
Скорость (надводная) | до 17 узлов | |
Скорость (подводная) | 30 узлов (полная), 35 узлов (максимальная, кратковременно) | |
Рабочая глубина погружения | 250-280 м | |
Предельная глубина погружения | 450 м | |
Экипаж | 14 офицеров, 127 младших чинов | |
Стоимость | ~ $220 млн. | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 6082-6330 т | |
Водоизмещение подводное | 6927-7177 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 109,7 м | |
Ширина корпуса наиб. | 10,1 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 9,4 м | Силовая установка |
для проекта 688i АЭУ S6G («General Electric»), для проекта 688 АЭУ S5W («Westinghouse Electric Corp») две турбины, два ДГ «Fairbanks-Morse » 7-лопастный винт |
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
4 533-мм ТА предназначенных для стрельбы торпедами Mk.46, Mk.48, а также ракетами Harpoon (6-8 ракет) | |
Ракетное вооружение | начиная с SSN-751 San-Juan
12 вертикальных шахт, предназначенных для пусков ракет Harpoon и Tomahawk (только 688i) |
Категория на Викискладе |
Операторы
США - всего построено 62 АПЛ.
Состав серии
В настоящее время в составе ВМФ США находится 39 подводных лодок типа «Лос-Анджелес»:
№ | Название | Верфь | Заложен | Спущен | В строю | Списан | Порт приписки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | SSN-688 «Лос-Анджелес» | NNSB | 08.01.1972 | 06.04.1974 | 13.11.1976 | 23.01.2010 | |
2. | SSN-689 «Батон-Руж» | NNSB | 18.11.1972 | 26.04.1975 | 25.06.1977 | 13.01.1995 | |
3. | SSN-690 «Филадельфия» | GDEB | 12.08.1972 | 19.10.1974 | 25.06.1977 | 25.06.2010 | |
4. | SSN-691 «Мемфис» | NNSB | 23.06.1973 | 03.04.1976 | 17.12.1977 | 01.04.2011 | |
5. | SSN-692 «Омаха» | GDEB | 27.01.1973 | 21.02.1976 | 11.03.1978 | 05.10.1995 | |
6. | SSN-693 «Цинциннати» | NNSB | 06.04.1974 | 19.02.1977 | 11.03.1978 | 29.07.1996 | |
7. | SSN-694 «Гротон» | GDEB | 03.08.1973 | 09.10.1976 | 08.07.1978 | 07.11.1997 | |
8. | SSN-695 «Бирмингем» | NNSB | 26.04.1975 | 29.10.1977 | 16.12.1978 | 22.12.1997 | |
9. | SSN-696 «Нью-Йорк-Сити» | GDEB | 15.12.1973 | 18.06.1977 | 03.03.1979 | 30.04.1997 | |
10. | SSN-697 «Индианаполис» | GDEB | 19.10.1974 | 30.07.1977 | 05.01.1980 | 22.12.1998 | |
11. | SSN-698 «Бремертон» | GDEB | 08.05.1976 | 22.07.1978 | 28.03.1981 | Перл-Харбор | |
12. | SSN-699 «Джексонвилл» | GDEB | 21.02.1976 | 18.11.1978 | 16.05.1981 | Перл-Харбор | |
13. | SSN-700 «Даллас» | GDEB | 09.10.1976 | 28.04.1979 | 18.07.1981 | Гротон | |
14. | SSN-701 «Ла-Холья» | GDEB | 16.10.1976 | 11.08.1979 | 30.09.1981 | 03.02.2015 | |
15. | SSN-702 «Финикс» | GDEB | 30.07.1977 | 08.12.1979 | 19.12.1981 | 29.07.1998 | |
16. | SSN-703 «Бостон» | GDEB | 11.08.1978 | 19.04.1980 | 30.01.1982 | 19.11.1999 | |
17. | SSN-704 «Балтимор» | GDEB | 21.05.1979 | 13.12.1980 | 24.07.1982 | 10.07.1998 | |
18. | SSN-705 «Сити оф Корпус-Кристи» | GDEB | 04.09.1979 | 25.04.1981 | 08.01.1983 | Гуам | |
19. | SSN-706 «Альбукерке» | GDEB | 27.12.1979 | 13.03.1982 | 21.05.1983 | Подготовка к списанию | |
20. | SSN-707 «Портсмут» | GDEB | 08.05.1980 | 18.09.1982 | 01.10.1983 | 10.09.2004 | |
21. | SSN-708 «Миннеаполис-Сент-Пол» | GDEB | 20.01.1981 | 19.03.1983 | 10.03.1984 | 28.08.2008 | |
22. | SSN-709 «Хайман Риковер» | GDEB | 24.07.1981 | 27.08.1983 | 21.07.1984 | 14.12.2006 | |
23. | SSN-710 «Огаста» | GDEB | 24.07.1981 | 21.01.1984 | 19.01.1985 | 11.02.2009 | |
24. | SSN-711 «Сан-Франциско» | NNSB | 26.05.1977 | 27.10.1979 | 24.04.1981 | Сан-Диего | |
25. | SSN-712 «Атланта» | NNSB | 17.08.1978 | 16.08.1980 | 06.03.1982 | 16.12.1999 | |
26. | SSN-713 «Хьюстон» | NNSB | 29.01.1979 | 21.03.1981 | 25.09.1982 | Гуам | |
27. | SSN-714 «Норфолк» | NNSB | 01.08.1979 | 31.10.1981 | 21.05.1983 | 11.12.2014 | |
28. | SSN-715 «Буффало» | NNSB | 25.01.1980 | 08.05.1982 | 05.11.1983 | Гуам | |
29. | SSN-716 «Солт-Лейк-Сити» | NNSB | 26.08.1980 | 16.10.1982 | 12.05.1984 | 15.01.2006 | |
30. | SSN-717 «Олимпия» | NNSB | 31.03.1981 | 30.04.1983 | 17.11.1984 | Перл-Харбор | |
31. | SSN-718 «Гонолулу» | NNSB | 10.11.1981 | 24.09.1983 | 06.07.1985 | 02.11.2007 | |
32. | SSN-719 «Провиденс» | GDEB | 14.10.1982 | 4.08.1984 | 27.07.1985 | Гротон | |
33. | SSN-720 «Питтсбург» | GDEB | 15.04.1983 | 08.12.1984 | 23.11.1985 | Гротон | |
34. | SSN-721 «Чикаго» | NNSB | 05.01.1983 | 13.10.1984 | 27.09.1986 | Перл-Харбор | |
35. | SSN-722 «Ки-Уэст» | NNSB | 06.07.1983 | 20.07.1985 | 12.09.1987 | Перл-Харбор | |
36. | SSN-723 «Оклахома-Сити» | NNSB | 04.01.1984 | 02.11.1985 | 09.07.1988 | Норфолк | |
37. | SSN-724 «Луисвилл» | GDEB | 24.09.1984 | 14.12.1985 | 08.11.1986 | Перл-Харбор | |
38. | SSN-725 «Хелена» | GDEB | 28.03.1985 | 28.06.1986 | 11.07.1987 | Сан-Диего | |
39. | SSN-750 «Ньюпорт-Ньюс» | NNSB | 03.03.1984 | 15.03.1986 | 03.06.1989 | Норфолк | |
40. | SSN-751 «Сан-Хуан» | GDEB | 09.08.1985 | 06.12.1986 | 06.08.1988 | Гротон | |
41. | SSN-752 «Пасадина» | GDEB | 20.12.1985 | 12.09.1987 | 11.02.1989 | Перл-Харбор | |
42. | SSN-753 «Олбани» | NNSB | 22.04.1985 | 13.06.1987 | 07.04.1990 | Норфолк | |
43. | SSN-754 «Топика» | GDEB | 13.05.1986 | 23.01.1988 | 21.10.1989 | Сан-Диего | |
44. | SSN-755 «Майами» | GDEB | 24.10.1986 | 12.11.1988 | 30.06.1990 | 08.08.2013 | |
45. | SSN-756 «Скрэнтон» | NNSB | 29.08.1986 | 03.07.1989 | 26.01.1991 | Норфолк | |
46. | SSN-757 «Александрия» | GDEB | 19.06.1987 | 23.06.1990 | 29.06.1991 | Гротон | |
47. | SSN-758 «Эшвилл» | GDEB | 09.01.1987 | 24.02.1990 | 28.09.1991 | Сан-Диего | |
48. | SSN-759 «Джефферсон-Сити» | NNSB | 21.09.1987 | 17.08.1990 | 29.02.1992 | Сан-Диего | |
49. | SSN-760 «Аннаполис» | GDEB | 15.06.1988 | 18.05.1991 | 11.04.1992 | Гротон | |
50. | SSN-761 «Спрингфилд» | GDEB | 29.01.1990 | 04.01.1992 | 09.01.1993 | Гротон | |
51. | SSN-762 «Коламбус» | GDEB | 09.01.1991 | 01.08.1992 | 24.07.1993 | Перл-Харбор | |
52. | SSN-763 «Санта-Фе» | GDEB | 09.07.1991 | 12.12.1992 | 08.01.1994 | Перл-Харбор | |
53. | SSN-764 «Бойсе» | NNSB | 25.08.1988 | 23.03.1991 | 07.11.1992 | Норфолк | |
54. | SSN-765 «Монтпелье» | NNSB | 19.05.1989 | 23.08.1991 | 13.03.1993 | Норфолк | |
55. | SSN-766 «Шарлотт» | NNSB | 17.08.1990 | 03.10.1992 | 16.09.1994 | Перл-Харбор | |
56. | SSN-767 «Хэмптон» | NNSB | 02.03.1990 | 03.04.1992 | 16.11.1993 | Сан-Диего | |
57. | SSN-768 «Хартфорд» | GDEB | 22.02.1992 | 04.12.1993 | 10.12.1994 | Гротон | |
58. | SSN-769 «Толидо» | NNSB | 06.05.1991 | 28.08.1993 | 24.02.1995 | Гротон | |
59. | SSN-770 «Тусон» | NNSB | 15.08.1991 | 20.03.1994 | 18.08.1995 | Перл-Харбор | |
60. | SSN-771 «Коламбия» | GDEB | 21.04.1993 | 24.09.1994 | 09.10.1995 | Перл-Харбор | |
61. | SSN-772 «Гринвилл» | NNSB | 28.02.1992 | 17.09.1994 | 16.02.1996 | Перл-Харбор | |
62. | SSN-773 «Шейенн» | NNSB | 06.07.1992 | 16.04.1995 | 13.09.1996 | Перл-Харбор |
Напишите отзыв о статье "Подводные лодки типа «Лос-Анджелес»"
Примечания
См. также
Ссылки
- Энциклопедия кораблей / Многоцелевые ПЛ /Лос-Анджелес.
|
|
Отрывок, характеризующий Подводные лодки типа «Лос-Анджелес»
В такие минуты в душе княжны Марьи собиралось чувство, похожее на гордость жертвы. И вдруг в такие то минуты, при ней, этот отец, которого она осуждала, или искал очки, ощупывая подле них и не видя, или забывал то, что сейчас было, или делал слабевшими ногами неверный шаг и оглядывался, не видал ли кто его слабости, или, что было хуже всего, он за обедом, когда не было гостей, возбуждавших его, вдруг задремывал, выпуская салфетку, и склонялся над тарелкой, трясущейся головой. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» думала она с отвращением к самой себе в такие минуты.В 1811 м году в Москве жил быстро вошедший в моду французский доктор, огромный ростом, красавец, любезный, как француз и, как говорили все в Москве, врач необыкновенного искусства – Метивье. Он был принят в домах высшего общества не как доктор, а как равный.
Князь Николай Андреич, смеявшийся над медициной, последнее время, по совету m lle Bourienne, допустил к себе этого доктора и привык к нему. Метивье раза два в неделю бывал у князя.
В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его дома, но он никого не велел принимать; а только немногих, список которых он передал княжне Марье, велел звать к обеду.
Метивье, приехавший утром с поздравлением, в качестве доктора, нашел приличным de forcer la consigne [нарушить запрет], как он сказал княжне Марье, и вошел к князю. Случилось так, что в это именинное утро старый князь был в одном из своих самых дурных расположений духа. Он целое утро ходил по дому, придираясь ко всем и делая вид, что он не понимает того, что ему говорят, и что его не понимают. Княжна Марья твердо знала это состояние духа тихой и озабоченной ворчливости, которая обыкновенно разрешалась взрывом бешенства, и как перед заряженным, с взведенными курками, ружьем, ходила всё это утро, ожидая неизбежного выстрела. Утро до приезда доктора прошло благополучно. Пропустив доктора, княжна Марья села с книгой в гостиной у двери, от которой она могла слышать всё то, что происходило в кабинете.
Сначала она слышала один голос Метивье, потом голос отца, потом оба голоса заговорили вместе, дверь распахнулась и на пороге показалась испуганная, красивая фигура Метивье с его черным хохлом, и фигура князя в колпаке и халате с изуродованным бешенством лицом и опущенными зрачками глаз.
– Не понимаешь? – кричал князь, – а я понимаю! Французский шпион, Бонапартов раб, шпион, вон из моего дома – вон, я говорю, – и он захлопнул дверь.
Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.
Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.