Что значит показать связь слов в предложении. Связь слов в предложении. Схема порядка слов в предложении

Текст - это совокупность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Последовательное изложение и передача основной идеи с помощью специфических терминов, речевых фигур и оборотов позволяют добиться единства стиля. Способы связи предложений в тексте обеспечивают непрерывное ведение мысли без нарушения его структуры.

Структура текста

Композиция текста, как правило, состоит из трех частей: вступление, основное повествование, заключение. В русском языке можно выделить несколько типов текстов в зависимости от структуры.

  1. Линейный - последовательное повествование фактов или событий.
  2. Ступенчатый - текст разделен на части, которые постепенно сменяют друг друга, не нарушая смысловую целостность.
  3. Концентрический - переход от одной мысли к другой с возвращением к уже высказанным идеям.
  4. Параллельный - метод сопоставления одного события другому.
  5. Дискретный - повествование с намеренным пропуском отдельных деталей для создания интриги.
  6. Кольцевой - возврат читателя в конце текста к уже высказанной в начале идее для переосмысления информации после полного ознакомления с темой.
  7. Контрастный - используется для противопоставления разных частей текста.

Используя связь между предложениями в тексте, выстраиваются абзацы. Они отделяются по смыслу и синтаксически. Каждый абзац имеет свою небольшую тему, обладает логичностью и законченностью.

Композиция текста в разных стилях речи

В зависимости от стилевой принадлежности, структура текста может отличаться. Например, авторы художественных произведений редко придерживаются строгой градации. Художественный стиль допускает нарушение причинно-следственных и пространственно-временных связей. Композиция основывается лишь на идейном построении произведения.

Тексты в научном, публицистическом или деловом стиле обычно выполняются по плану. Например, при использовании типа речи "рассуждение" необходимо четко структурировать его по частям, содержащим тезис, доказательство и вывод.

Предложение - единица текста

Абзацы текста составляют предложения. Они заключают в себе законченное суждение, чему способствует смысловая, грамматическая и синтаксическая связь слов в предложении. Синтаксическая связь зависит от порядка и значения слов в структуре предложения. Грамматическая связь обеспечивается при помощи употребления союзов, местоимений и изменения форм слова. Смысловую связь составляют правила семантики, а также использование интонации.

Обычно предложения составляют словосочетания, в словах которого возникают особые связи.

Типы связи слов в словосочетании

Слова в словосочетании могут вступать в сочинительную или подчинительную связь. Отношения между членами словосочетания, в котором одно слово зависит от другого, создает определенные грамматические требования. Зависимое слово должно совпадать с изменяемыми морфологическими признаками главного слова, то есть сочетаться с ним во времени, числе, роде и падеже.

Подчинительную связь, в которой зависимое слово полностью перенимает на себя форму главного слова, описывает тип управления "согласование". Слова употребляются в едином числе, падеже или роде. Например: красивый цветок, маленькая девочка, зеленый шар. Существует и неполный вид согласования, когда слова относятся к разному роду: моя врач, добросовестная секретарь. Чаще всего в согласование вступают существительное и полное прилагательное (причастие), местоимение, числительное.

Управление выражает соотношение действия с предметом, то есть показывает его направленность. В качестве зависимого слова обычно выступает существительное или часть речи, способная его заменить (прилагательное, причастие). Главным словом в словосочетании становится глагол, наречие или существительное. Например: читать газету, сорт мяса, наедине с отцом.

Примыкание обуславливается только семантикой. По типу примыкания образуются словосочетания из инфинитива, деепричастия или наречия, часто используются существительные. Например: петь красиво, хотеть кушать, очень красивый.

Сочинительная связь слов в предложении

Ряды слов в предложении могут быть связаны лишь по смыслу и грамматически, при этом они не зависят от изменяемых признаков друг друга. Слова, вступающие в такую связь, становятся в предложении однородными или неоднородными членами. При этом могут быть использованы союзы соединительного, противопоставительного и разделительного значения. Бессоюзные ряды связаны лишь интонацией.

Вступать в сочинительную связь могут любые части речи. Чаще всего в предложении независимые ряды грамматически относятся к одному слову. При этом каждое из слов может иметь свой ряд и распространяться.

Синтаксические в предложении

Предложение представляет собой более сложную единицу синтаксиса русского языка, и отношения между словами в предложении возникают более разветвленные. Предложение имеет грамматическую основу и может быть распространено второстепенными членами. Связь между подлежащим и сказуемым является характерным отличием предложения от словосочетания: предикативных отношений между словами, входящими в сочетание, возникнуть не может.

Связь, возникающая между главными членами предложения, бывает:

  • равноправной - слова изменяются одновременно, подстраиваясь друг под друга, что называют координацией. (Осень дождливая);
  • невыраженной - слова не уподобляются друг другу, что называют их соположением. (Отец на работе);
  • двойной - именная часть составного сказуемого относится и к имени/местоимению (подлежащему), и к его глагольной части. (Сестра вернулась с учебы уставшая).

Второстепенные члены предложения вступают в подчинительную связь с грамматической основой, образуя словосочетания.

Предложения, имеющие две и более грамматические основы, называются сложными. Между их частями могут возникать равноправные отношения или подчинительные. Связь в сложных предложениях осуществляется при помощи использования союзов и по смыслу.

Связь слов в сложных предложениях

Сложносочиненные сложные (ССП) предложения характеризуются равноправностью и одновременностью описания происходящих событий. Части такого предложения не зависят друг от друга и могут существовать отдельно, как два простых, без потери смысловой нагрузки. Соединяются две грамматические основы (с второстепенными членами или без) при помощи сочинительных союзов. Существует три основных группы: разделительные, соединительные и противопоставительные. Название каждой группы объясняет, каким смысловым способом связаны две части сложного предложения.

Бессоюзное предложение (БСП) также относится к сочинительной связи. Разные грамматические основы разделяются знаками препинания, интонацией и по смыслу.

Способы подчинительной связи в предложении выражаются не только в словосочетаниях. Следующий вид сложного предложения строится на подчинении одной или нескольких частей другой. (СПП) образуется при помощи союзов и имеющих разную смысловую нагрузку. В зависимости от их значения выделяют типы придаточных предложений (причины, времени, места, условия и т. п.).

Часто, особенно в художественном и публицистическом стиле, встречаются СПП с несколькими придаточными. В этих случаях возникает разная подчинительная связь:

  • последовательная - предложения зависят друг от друга по принципу «цепочки»: вторая часть от первой, третья от второй и т. д.;
  • параллельная - к одной части относятся разные по типу придаточные;
  • однородная - к главной части относятся несколько однотипных придаточных.

Могут одновременно сочетать в себе сочинительную связь (в виде ССП и БСП) и подчинительную.

Связь предложений

Делятся на два основных: последовательный и параллельный. Последовательное повествование характеризуется постепенным и логичным развитием основной идеи. Содержание предыдущего предложения становится основой для нового и так по цепочке. Как средство связи предложений, в этом случае, может выступать синоним, союз, местоимение, ассоциативное и семантическое соответствие.

Параллельная связь между предложениями основывается на сопоставлении или противопоставлении. Большинство текстов с применением параллельной связи характеризуется использованием одного предложения в качестве "данных" для развития и конкретизации идеи. Для достижения параллелизма применяются соответствующие синтаксические, лексические и морфологические способы связи предложений в тексте.

Лексические методы связи предложений

  1. Лексические повторы - заключаются в употреблении слов и их форм, ключевых сочетаний.
  2. Слова, принадлежащие к одной тематической группе.
  3. Синонимы и синонимичные замены.
  4. Антонимы.
  5. Слова и их сочетания в значении логической связи (поэтому, вот почему, в заключение и т. п.).

Использование лексических средств связи предложений в основном присуще последовательному повествованию.

Морфологические методы связи предложений

Средства морфологической связи основываются на применении разных частей речи, которые способны сопоставить одно или несколько предложений. Эффект достижим только при соблюдении правильной последовательности слов.

Морфологические способы связи между предложениями классифицируются нижеследующим образом.

  1. Союзные слова, союзы и частицы, используемые в начале предложения.
  2. Личные и указательные местоимения, которыми заменяются слова из предыдущих предложений.
  3. Наречия места, времени, относящиеся по смыслу к нескольким предложениям текста.
  4. Использование единых временных форм в глагольных сказуемых.
  5. и прилагательных, относящихся к предыдущему предложению.

Применение уместно как в параллелизме, так и в последовательном повествовании.

Синтаксические методы связи предложений

Синтаксическая связь предложений в тексте достигается при помощи намеренного использования одного из приемов:

  • синтаксический параллелизм (схожий порядок слов и морфологическое оформление);
  • изъятие из предложения конструкции и оформление ее как самостоятельной единицы текста;
  • использование ;
  • применение вводных конструкций, обращений, риторических вопросов и т.п.;
  • инверсия и прямой порядок слов.

Синтаксическая связь предложений характерна для разных стилей. Конечно, более разнообразные и причудливые формы можно увидеть лишь в художественной литературе или публицистике.

Описанные способы связи предложений в тексте не являются единственно возможными. Все зависит от стиля текста и идеи автора. не имеют четких границ - в них можно встретить самые разнообразные из всех возможных вариантов связи. Научные и официально-деловые бумаги содержат тексты более четкие и структурированные, отвечающие всем требованиям логических и пространственно-временных связей.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФГОС ВО 2 КЛАССЕ

Урок составлен Городовой Натальей Владимировной учителем начальных классов

Предмет: русский язык

Тема урока: «Связь слов в предложении»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически

Формирование УУД:

Регулятивные:

1. Делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков

2. Переводить информацию из одного вида в другой.

3. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Прогнозировать предстоящую работу.

6. Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

Познавательные:

1. Применять разные способы фиксации информации, использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:

1. Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

2.Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

1) Орфографическая минутка.

Чистописание.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать написание буквы Е.

Ель, ель

Что вы можете сказать об этой букве? (Гласная, имеет 2зв.,смягчает согласный…)

Сколько букв в слове ЕЛЬ? (3) Сколько звуков?(3)

Запишите транскрипцию. _______________________________

Вопрос-вывод.С какой буквой мы работали? (Е)

Словарная работа.

На стр.34 найдём словарные слова с этими буквами.

подлежащее сказуемое

Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите опасные места.

2) Какое значение имеют эти слова? Где в речи применяются?

(В русском языке. Изучаем предложения)

Рассказ о происхождении слова.

Предположите, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке.

(Предложение) СЛАЙД 1

- Что такое предложение?

(Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой.)

Что является грамматической основой предложения?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Как называются другие слова в предложении?

Для чего служат второстепенные члены предложения? СЛАЙД 2

(Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

Тема нашего урока: Как установить связь слов в предложении? СЛАЙД 3

3. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку. (СЛАЙД 4)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Осень

Придумайте предложение с этим словом. Запишите в тетрадь предложение, которое состоит из двух слов.

Из каких членов предложения состоит это предложение? Как называется такое проедложение?

4. Работа по теме урока.

Осенний ветер разбросал слова. Попробуем навести порядок.

Березы уборе в золотом стоят.

Низкое за солнце деревьями скрылось.

С деревьев листья жёлтые облетают. (СЛАЙД 5)

(Устно) Составить предложения и найти грамматическую основу.

Дети записывают последнее предложение.

Докажите, что это предложение распространенное.

На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения?

С каким членом предложения он связан?

Давайте сделаем вывод. Как установить связь слов в предложении?

Учебник с. 37 Правило (СЛАЙД 7)

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

Итак, скажите, пожалуйста, зачем нам нужно учить и знать эту тему?

Укажите предложение, которое подходит к нашему уроку.

1)Весёлый ветерок пахнул свежей травой.

2) Зашумел в лесу золотой дождь.

3)Настало доброе летнее утро. (СЛАЙД 8)

Записать предложение. Выписать пары слов. Фронтально. Проверка. (СЛАЙД 9)

С.39 упр.46 работа в парах.

7. Рефлексия

Кому понравился урок?

Какое настроение в конце урока?

Что понравилось больше всего на уроке?

Какого цвета вы бы поставили себе отметку? (СЛАЙД 10)

8.Итог

Что узнали нового?

Что стали знать ещё лучше?

Работа в парах

кто написал чисто?

Кто написал аккуратно?

Кто написал без ошибок?

Домашнее задание. ***Придумайте и напишите небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавьте текст, подчеркните главные члены предложения, отметьте какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

Остальные: с.38 упр. (СЛАЙД 12)

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна

Место проживания: Москва

Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой

Предмет: русский язык

Учебник: Рамзаева Т.Г.

Класс: 2

Продолжительность урока: 45 мин.

Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Комментарии к уроку: урок проведен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, использованы различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия. Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты ПервоЛого, работа в информационной среде.

Тема урока: Предложение. Связь слов в предложении.

Цель урока: формировать умения устанавливать связь слов в предложении.

Основные задачи:

    создать наглядно-образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов;

    показать роль второстепенных членов в предложении, установить их взаимосвязь с главными и средства взаимосвязи (вопрос, окончание, предлог)

3) показать необходимость смысловой связи слов в предложении;

4) тренировать детей в нахождении главных членов предложения;

5) научить ставить вопросы от одного члена предложения к другому;

6) развивать речь школьников при составлении предложений разных типов;

7) используя инструменты программы ПервоЛого учить редактировать и переносить текст;

8) продолжить работу в информационной среде (выполнение теста).

Достижение личностных результатов:

      развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

      освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Достижение метапредметных результатов:

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    использование знаково-символических средств представления информации для создания алгоритма установления связи слов в предложении;

    использование средств ИКТ-технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации;

    определение общей цели и путей ее достижения; умение договориться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Достижение предметных результатов:

    заложить основу представления о синтаксических единицах как единицах языка;

    формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; показать средства связи;

    совершенствовать знания о подлежащем и сказуемом, умения выделять в предложении главные члены;

    закрепить навыки правописания слов с непроверяемой безударной гласной;

    развивать орфографическую зоркость и монологическую речь учащихся.

Оборудование : веер гласных букв, карточки для составления схемы предложения, карточки со словами для распространения предложений (солнышко, светит; дождь, идет; ветерок, дует; ручеёк, журчит; трава, растет; бабочки, летают), клей , опоры для составления алгоритма установления связи слов в предложении, листы самооценки, учительский и ученические ноутбуки, заготовка, созданная в программе ПервоЛого, презентация, тест, размещенный в информационной среде.

Ход урока

    Организация класса.

Прозвенел заливистый звонок

Начинаем наш урок .

Запись числа в тетрадь.

- Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

    Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы (веер букв) , назовите орфограммы.

На какие 2 группы можно разделить слова?

Какие слова с непроверяемой безударной гласной вы знаете ещё?

Назовите их орфографически.

    Постановка задачи. Актуализация знаний.

Прочитайте предложения:

- Сравните предложения: в чем их сходство и различие? (распространенное и нераспространенное, с второстепенными членами и без, много слов и мало слов)

- Задача нашего урока: Зачем в речи нужны распространенные предложения?

Поработаем со вторым предложением. Спишите предложение, выделите орфограммы. Подчеркните грамматическую основу.

Мы сейчас находили подлежащее и сказуемое, а что обозначает двусторонняя стрелочка между ними?

Могут ли они в предложении стоять наоборот?

    Решение поставленной задачи.

Распространение (наращивание) предложений (работа в группах).

Предлагаю вам предложения, соответствующие этой модели.

- В чем сходство этих предложений?

Распространите, добавьте 1 слово, которое более подробно расскажет о подлежащем, и 1 слово, которое более подробно расскажет о сказуемом. Расставьте слова так, чтобы ваша мысль была понятна, подумайте, как расположите и свяжете слова.

Каждая группа работает со своим предложением (конверт1).

Предложения вывешиваются на доску. Проверка :

Какое слово подробно рассказало о подлежащем, связано с ним?

Какое слово подробно рассказало о сказуемом, связано с ним?

Кому потребовалось маленькое слово для составления предложений? Как называют такие слова? Для чего они служат?

- Какие предложения вам понравились: те, которые предложил учитель, или те, которые составили вы. Почему?

Одно предложение записывается в тетрадь и устанавливается связь.

Запишите предложение в тетрадь:

Найдите грамматическую основу. Назовите. Как вы рассуждали?

Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) Какая между ними связь?
– А теперь подумайте, с каким словом связано подлежащее, с каким словом оно подружилось? То слово, которое предлагает дружбу, является главным, поставьте от него вопрос, укажите это в предложении. Слово
весеннее поясняет подлежащее солнышко.

С каким словом связано сказуемое? Как вы установили эту связь? Поставьте вопрос (светит как? ярко).
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
какое? как?

Весеннее солнышко ярко светит.

Физминутка

Солнышко, солнышко в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой!

    Вывод – моделирование.

Давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

    Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

    Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

    Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

Учащиеся у доски собирают алгоритм из карточек и приклеивают на схему. На доске появляется запись:

    Освоение новых знаний для решения практических задач – упражнение в установлении связи слов в предложении.

      На доску вывешиваются карточки со словами.

Лес, ландыши, душистые, цветут.

Объясните, как составить предложение из данных слов.

    Объединить слова по смыслу, правильно их расположить и связать.

    При этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами.

    Добавить предлог (для чего в речи используются предлоги?)

(В лесу цветут душистые ландыши.)

Запишите предложение в тетрадь.

А теперь пользуясь алгоритмом, установите связь в предложении. Что будете делать 1 шагом, 2, 3? (самостоятельная работа)

Проверка по алгоритму:

      Работа на компьютерах в парах (ресурс создан в программе ПервоЛого).

Перед вами стихотворение. Прочитайте его.

Почему оно у вас вызвало смех? (нарушена смысловая связь)

Действительно, это стихотворение – шутка Э.Успенского

Будет ли понятна мысль, если слова расставлены и соединены неправильно?

Соберите строки по-другому. В первую строчку включите слова под цифрой 1, во вторую – под цифрой 2, в третью – 3, в четвертую – 4. Где нужно, изменяйте форму слов.

Каким инструментом вы будете пользоваться для того, чтобы внести изменения в окончания слов? («Ключ» на панели инструментов)

Проверка:

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Перечитайте предложения правильно. Теперь слова связаны по смыслу?

7. Рефлексия.

О чем надо помнить, за чем следить когда составляешь распространенные предложения?

1) объединять слова по смыслу;

2) правильно располагать слова и соединять, связывать друг с другом;

3) при этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами, добавлять предлог.

А для чего в речи нам нужны распространенные предложения? (чтобы мысль была более точной, полной, понятной, чтобы тебя другие люди понимали)

Надо ли уметь правильно строить предложения?

    Контроль и оценка знаний.

Учащиеся выполняют тест на тему «Предложение», размещенный на сайте класса в информационной среде. По мере выполнения теста детям сообщаются результаты по 10 бальной шкале.

    Самооценка.

У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

    Домашнее задание:

Посмотрите в окно. Найдите глазами кого-нибудь или что-нибудь, о чем вам хотелось бы сказать (людей, птичку, кошку, собаку… или машину, облако…). Решите, что вы об этом скажете. Придумайте и запишите несколько предложений. Какие предложения для этого вы будете использовать, чтобы ваша мысль была понятна, более точно выражена?

У КОСТРА.

2. Федя несёт из леса хворост .
3. Ванюша смотрит на огонь.
4. Вася рассказывает товарищам о поездке в пионерский лагерь.

Несёт что? - Несёт хворост. Откуда несёт? - Несёт из леса .

Упражнение 133. Укажите при помощи вопросов, какие слова связаны между собой по смыслу в 3-м и 4-м предложениях статьи "У костра".

Упражнение 134. Спишите и обозначьте дугами, как дано у образце, связь слов между собой по смыслу.
Ставьте от одного слова к другому вопросы.

Солнце золотило
золотило верхушки
верхушки деревьев.

2. Утренний ветерок веял прохладой.
3. Густой туман поднимался над рекой.
4. На траве серебрилась роса.
5. Звонко пели жаворонки.
6. Колхозники выехали в поле.

Упражнение 135. Из данных слов составьте предложения; слова, обозначающие действие предмета, придумайте сами по смыслу.

Мальчики, костёр, у ручья.
Наташа, бельё, речка.
Дедушка, пчельник, ульи.
Ваня, огород, грядки.
Дети, гора, салазки.
Листья, с деревьев, осенью.
Пастух, на лугу, стадо.
Пионеры, на лыжах, по лесу.
Школьники, на экскурсию, в музей.

Упражнение 136. При помощи вопросов установите, с каким другим словом связано каждое слово в данных предложениях.

1. Собака побежала по аллее сада. 2. Белка спрыгнула с дерева на землю. 3. Настя опустила письмо в почтовый ящик. 4. У стены стояла длинная скамейка. 5. Сегодня идёт мелкий дождь. 6. С поля приехал тракторист. 7. Сестра учится в медицинском институте. 8. Колхоз собрал богатый урожай.

Упражнение 137. Перепишите каждое предложение отдельно и дугами обозначьте, какие слова связаны между собой но смыслу.

Месяц тихо плыл над землёй.
В избах засветились яркие огоньки.
Стальная птица легко оторвалась от земли.
Плотники строили дом.
По реке плыл пароход.

Упражнение 138. Прочитайте и объясните какие слова с какими связаны в данных предложениях по смыслу. Выпишите слова парами и поставьте вопросы от одного слова к другому.

Золотые полосы протянулись по небу.
В оврагах клубятся пары.
Жаворонки звонко поют.
Подул предрассветный ветер.
Тихо всплывает багровое солнце.
Стадо потянулось из деревни.
Чибисы с криком вьются над болотом.

10. Нераспространённое предложение.

Дождь кончился. Выглянуло солнце. Трава высохла.
Запели птицы. Зажужжали насекомые.



Назовите в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Упражнение 139. Составьте и запишите простые нераспространенные предложения, в которых подлежащим были бы следующие слова:

1. Весна. Деревня. Улица. Дети. Берёзы. Скворец.
2. Вечер. Солнце. Заря. Туман. Роса. Стадо. Хозяйка. Звёзды.

Образец: Птицы поют.

Упражнение 140. Составьте по картинке несколько предложений из двух слов: подлежащего и сказуемого.

На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?

Упражнение 141. При списывании к данным подлежащим подберите сказуемые.

Почки... , листья..., цветы..., (распустились, набухли, развернулись ).
Пчёлы... , бабочки..., муравьи... (ползут, жужжат, порхают ).
Ласточки..., вороны..., грачи..., воробьи..., лягушки... (зачирикали, закричали, закаркали, заквакали, защебетали ).

Упражнение 142. Прочитайте рассказ "Дедушка" и выпишите из него нераспространённые предложения.

Настало лето. Дедушка повеселел. Манит его летом тенистый лес. Любит дедушка бродить по лесу. Все там ему нравятся. Птицы поют. Деревья шумят. Знает он, где какой гриб родится, где какая ягода растёт. Ещё до восхода солнца встанет дедушка, перекинет через плечо лукошко и зашагает к лесу.

Упражнение 143. Составьте нераспространённые предложения, в которых сказуемыми были бы следующие слова;

шумит, качаются, скрылось, полил.

Упражнение 144. Спишите и подчеркните в предложениях подлежащие.

Солнце село. Зажглись звёзды. Наступила ночь. Восходит луна. Вдали мелькают огоньки деревни. Подул лёгкий ветерок.

Упражнение 145. Спишите и подчеркните в предложениях сказуемые.

Настала осень. Над рекой стелется туман. Дует резкий ветер. Над садами кричат галки. Мокрый снег кружится в воздухе. Люди надели тёплую одежду.

Упражнение 146 . Спишите и перед каждым подлежащим поставьте вопрос кто? или что?

Поднялась страшная вьюга. Деревья гнулись под тяжестью снега. С одной горы сорвалась огромная снежная глыба. Раздался сильный грохот. Глыба быстро неслась вниз.

Упражнение 147. Спишите и перед каждым сказуемым Поставьте по смыслу вопрос.

Пришли дети в лес. Иней посеребрил деревья. Вот стайка синиц разместилась на берёзе. Скачут по веткам зяблики. Белка сидит на ветке сосны. Издали доносится стук дятла.

Упражнение 148. Спишите и дугами соедините подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Ярко светит солнышко. Снег оседает. Ожили мухи за окном. Чернеет дорога. На вербе набухают почки. Воробьи занялись устройством гнёзд. На бугре у речки появилась первая проталинка.

Упражнение 149. Из каждого предложения данной статьи выпишите подлежащее вместе со сказуемым.

Под горою раскинулось озеро. Падает роса на траву. В избах на берегу засветились огоньки. Рыбаки разожгли костер у самой воды. Вспорхнула испуганная пташка. Зазвенел от ветерка камыш. Рыбка всплеснулась в воде. Над озером встаёт белый туман. Даль темнеет.

11. Распространённое предложение.

Ученики сидят (где?) в классе .
Колхозник поехал (куда?) в город .
(Когда?) Сейчас мы читаем .
Я читаю (к а к?) вслух .
Учитель спрашивает (кого?) ученика.
Наступило (к а к о е?) жаркое лето .
Созрел (какой?) обильный урожай .

Как называются выделенные слова?
Какие члены предложения они поясняют?

С гор (откуда бегут?) - второстепенный член
бегут (ручьи) -сказуемое
проворные (какие ручьи?) - второстепенный член
ручьи (бегут) -подлежащее

Упражнение 150. Прочитайте рассказ. Что значат выражения: Заря запылала пожаром и Воздух наливается мглою ? Выпишите из рассказа сначала нераспространённые, а потом распространённые предложения.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.

Наступает вечер. Заря запылала пожаром и охватила полнеба. Солнце садится. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни.

Упражнение 151. Данные нераспространённые предложения сделайте распространёнными при помощи вопросов.

Дровосек рубит (что? где? чем?)... .
Волк утащил (откуда? кого? какого?)... .
Рыбаки ловят (что? чем? где?)....
Стадо пасётся (где?)... .
Ребята побежали (куда? с чем?)... .

Упражнение 152. Распространите следующие предложения, добавляя новые слова, какие подойдут. Запишите эти предложения.

Туча пронеслась.Затих ветер. Повеселели деревья. Зазеленела трава. Запели птицы.

Упражнение 153. Разберите предложения; укажите в них главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены.

Наступило лето. Кончились учебные занятия. Пионеры выехали в лагерь. Он находится в живописной местности. Весело живут ребята. Целый день звучат громкие песни. Часто помогают пионеры соседнему совхозу.

Упражнение 154. Прочитайте предложения и поставьте вместо точек вопросы какой? какая? какое? какие? к второстепенным членам, поясняющим подлежащее.

1. У костра сидела (...) большая собака. 2. В вазе было (...) сладкое варенье. 3. В саду растёт (...) стройный тополь. 4. На берегу реки стояла (...) ветхая избушка. б. За деревней было (...) большое озеро. 6. В корзинке лежали (...) вкусные яблоки. 7. Прибыл (...) вечерний поезд. 8. В саду росла (...) высокая (...) густая трава. 9. На Красной площади колыхались (...) красные флаги. 10. На стене висит (...) красивая картина.

Упражнение 155 . Прочитайте предложения и укажите второстепенные члены, поясняющие сказуемые и отвечающие на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о ч ё м?

1. Дети прочитали сказку о лисе. 2. Мама подарила Тане игрушку. 3. Двор покрылся снегом. 4. Пожарники залили огонь водой. 5. Товарищ принёс Коле книгу, 6. Дедушка работает сторожем. 7. Ученики писали сочинение о зиме. 8. Мастер починил станок.

Упражнение 156. Спишите предложения и ставьте вместо точек вопросы к второстепенным членам: где? куда? откуда? когда? как?

1. Лодку спустили (...) на реку. 2. Вася учится (...) отлично. 3. Орёл летает (...) быстро. 4. Птенчик упал (...) из гнезда. 5. Смуглый мальчик сидел (...) у окна. 6. Мы идём (...) в кино. 7. Отец приедет (...) завтра. 8. Серёжа выпустил чижа (...) на волю. 9. Дети возвратились (...) из школы.

Упражнение 157. Прочитайте и разберите данные предложения; укажите в них второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Юные натуралисты собираются на экскурсию.
Тёмные тучи заволокли небо.
Глухо стонет тёмный лес.
По оврагу вьется небольшой ручеёк.
У лесной опушки рссла стройная берёзка.
Задумчиво шумят могучие сосны.

Упражнение 158. Разберите данные предложения и укажите в них второстепенные члены, поясняющие сказуемое, а также относящиеся к другим второстепенным членам.

Старик ловил неводом рыбу. Народ идёт по широкой улице. Качусь я в санках по горе крутой. На солнце искрится снежок. Гурьбой ребятишки на речку бегут. В роще поют птицы.

Вопросы для повторения.

Какие члены предложения называются главными?
Какие члены предложения называются второстепенными?
Какие предложения называются нераспространёнными?
Какие предложения называются распространёнными?
На какие вопросы отвечает подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечает сказуемое? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое? Приведите примеры.

12. Повторительные упражнения на пройденное
о распространённых и нераспространённых
предложениях.

Упражнение 159. Нераспространённые предложения сделайте распространёнными, добавив второстепенные члены.

Наступает весна. Солнце светит. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет трава.

Упражнение 160. Распространите данные предложения и запишите их.

Взошло солнце. Блестит роса. Белеет туман. Идёт стадо. Трактор гудит. Звенят жаворонки. Мелькают ласточки.

Упражнение 161. Прочитайте и укажите, какие из данных предложений нерапространённые и какие распространённые; укажите в распространённых предложениях главные и второстепенные члены.

а) Настало утро. Пробудился бор. В золото оделись вершины снежных гор.
б) Ревела буря. Дождь шумел. Во мраке молнии блистали. Беспрерывно гром гремел. Ветры в дебрях бушевали.
в) Солнце заходит. Белеет туман над рекою. Медленно мгла покрывает окрестность.
г) Пришла зима. Ударили сильные морозы. Завыли метели.

Упражнение 162. Спишите рассказ и вставьте вместо вопросов в скобках недостающие второстепенные члены.

РЫБНАЯ ЛОВЛЯ.

Ребята пошли (куда?). Они взяли (что?). Вот каждый закинул (что?). Скоро у Пети поплавок погрузился (куда?). Петя быстро поднял (что?). Окунь блеснул (где?), но сорвался (с чего?) и упал (куда?).

Упражнение 163. Прочитайте предложения и ответьте. Какие члены предложения поясняют выделенные слова.

1. Я пишу новым пером .
2. Пошёл старик к синему морю.
3. Отец купил Васе новые коньки.
4. Ребята слепили снежную бабу .

Упражнение 164. Прочитайте предложения о весне в левом н правом столбиках. Какая между ними разница? Какие предложения полнее?

Грамматический разбор.

Мальчик ведет лошадь к водопою.

1. Определите, какое это предложение: нераспростронённое или распространённое?
2. Какие слова в данном предложении связаны по смыслу?
3. Найдите главные члены.
4.Что поясняют второстепенные члены: подлежащее или сказуемое?

Урок № 17

Тема урока : «Связь слов в предложении».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Формирование УУД: Регулятивные:

  • Делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков
  • Переводить информацию из одного вида в другой.
  • Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
  • Развивать умение работать в паре.

Познавательные:

  • Применять разные способы фиксации информации, использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:

  • Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
  • Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

1) Орфографическая минутка.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу!

Записываем число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать написание буквы Е. Ель, ель

Что вы можете сказать об этой букве? (Гласная, имеет 2 зв., смягчает согласный…)

Сколько букв в слове ЕЛЬ? (3) Сколько звуков?(3)

Вопрос-вывод . С какой буквой мы работали? (Е)

Словарная работа.

На стр.34 найдём словарные слова с этими буквами.

Подлежащее сказуемое

Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные» места зеленым цветом.

2) Какое значение имеют эти слова? Где в речи применяются? (В русском языке. Изучаем предложения )

Подумайте и предположите, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке. (Предложение)

Что такое предложение? (Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой.)

Что является грамматической основой предложения?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Как называются другие слова в предложении?

Для чего служат второстепенные члены предложения? (Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

Тема нашего урока: Как установить связь слов в предложении?

3. Самоопределение к деятельности урока.

Отгадайте загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осень)

Придумайте предложение с этим словом. Запишите в тетрадь предложение, которое состоит из двух слов.

Из каких членов предложения состоит это предложение? Как называется такое предложение?

4. Первичное усвоение нового материала.

1) Работа над деформированным предложением.

Осенний ветер разбросал слова. Попробуем навести порядок.

Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось. С деревьев листья жёлтые облетают.

Составим предложения и найдем грамматическую основу.

Докажите, что это предложение распространенное.

На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? (устно)

С каким членом предложения он связан?

Вопрос-вывод . Как установить связь слов в предложении?

2) Работа по учебнику. с. 37 (правило )

Откройте учебники на странице 37.

Прочитайте, чему мы с вами сегодня научимся?

Найдите упражнение 43.

Прочитайте задание.

Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Спелое яблоко упало с яблони.

Назовите основу предложения? (Яблоко упало .)

Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое )

Какое слово поясняет подлежащее? Как определить? (задать вопрос)

Яблоко (какое?) спелое.

Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Упало (откуда?) с яблони.

(составляем схему предложения)

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания

1) Игра «Составь и докажи» (работа в парах)

Придвиньте к себе листочки с №1.

Один – читает слова, второй записывает предложение правильно, находим о его основу.

в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

пестрит, в, от, глазах, цветов

много, осенью, в, грибов, лесу

берлоги, медведь, из, вылез

Из данных слов составьте предложения.

Как мы будем писать каждое новое предложение?

Что будем ставить, когда предложение закончится?

Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

2). Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении. Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

3) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднения?

– Значит, на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

7. Итог. Рефлексия.

– Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

Что нового вы узнали на уроке?

8. Домашнее задание.

Разноуровневое задание: 1 уровень – с. 39 упр. 46, 2-3 уровень - придумайте и напишите небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавьте текст, подчеркните главные члены предложения.




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: