Загадки истории — Жанна д'Арк

Удивительно, но вот уже почти шесть столетий не утихают споры вокруг национальной героини Франции. Дело в том, что в ее судьбе все далеко не так однозначно, как написано в сотнях похожих друг на друга, как две капли воды, официальных (канонических) биографиях.

Прежде всего, оспаривается происхождение Жанны д’Арк. Многие французские историки (в частности, Жан Жакоби, Эдуар Шнейдер, Жан Бослер и др.) уверены, что Жак д’Арк и его жена Изабелла Роме были не настоящими родителями Жанны, а приемными. И что по рождению Дева Франции принадлежала к королевской династии, то есть была незаконнорожденной дочерью королевы-распут­ницы Изабо Баварской, жены короля Карла VI Безумного. А отцом Орлеанской де­вы был герцог Людовик Орлеанский, младший брат короля. Приверженцы этой теории именуются батардистами (от слова bastard – «внебрачное дитя»).

Другие уважаемые историки, такие как Жан Гримо, опубликовавший в 1952 году книгу «Была ли сожжена Жанна д’Арк?», Жерар Пем, Этьен Вейль-Райналь, Андре Брисе и другие, утверждают, что ее не могли сжечь на костре в городе Руане. Приверженцев этой теории называют сюрвивистами (от слова survivre – «выжить», «уцелеть»).

Доводы и тех и других выглядят очень даже убедительными.

* * *

На чем же основываются батардисты? Естественно – на массе смущающих их фактов. А эти факты, действительно, весьма странны и с трудом поддаются логическому объяснению. Ну, в самом деле, если девушка родилась в какой-то далекой лотарингской деревне, то как она могла добиться аудиенции у дофина Карла? Но, допустим, каким-то чудом добилась. А с чего бы это вдруг простую крестьянку поставили во главе армии? В окружении Карла что – все дружно сошли с ума? И как она, до этого лишь пасшая коз у себя в деревне, могла одержать ряд побед и короновать Карла, то есть сделать его королем Карлом VII?

Начнем с того, что д’Арки из Домреми, в семье которых воспитывалась Жанна, не были простыми землепашцами. Этот вопрос очень серьезно изучил французский исследователь, член французской Академии истории Робер Амбелен, и его выводы таковы: воспитавшая Жанну семья принадлежала к обедневшему дворянскому роду. Многие представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. И в их числе, между прочим, была королевская кормилица, которую звали… Жанна д’Арк. Она была вдовой Николя д’Арка, родного брата Жака д’Арка. А тот, между прочим, был в Домреми не крестьянином, а, говоря современным языком, сборщиком налогов и начальником местной милиции.

Сейчас практически доподлинно известно, что 10 ноября 1407 года Изабо Баварская родила в своем частном особняке Барбетт в Париже ребенка, который, согласно хроникам, якобы умер вскоре после рождения. Отметим, что событие это представляло большую проблему для королевы. Большинство историков сходятся в том, что ребенок этот никак не мог быть ребенком от короля Карла VI, страдавшего безумием, фактически не управлявшего страной и не вступавшего в интимную близость со своей женой много лет.

В те далекие времена незаконнорожденные дети у королей и принцев были делом весьма ординарным (ребенка воспитывали вместе с другими, и он получал достойное положение в обществе), но аналогичный ребенок у королевы ставил ее в неудобное и даже опасное положение. Единственный реальный выход из такой ситуации – уничтожить следы ребенка, объявив его мертвым и отправив к кормилице. Желательно, куда-нибудь подальше… Например, в Домреми…

Согласно канонической версии, Жанна д’Арк родилась в Домреми предположительно 6 января 1412 года. Но это, как говорится, «далеко не факт»: ряд историков сходится на том, что случилось это именно в 1407 году.

Воспитание «крестьянки» Жанны было весьма разносторонним: она умела читать и писать (этим, кстати, в то время могла похвастаться далеко не каждая принцесса). Старый рыцарь Жак д’Арк многому научил своих сыновей Жакмена, Жана и Пьера, училась вместе с ними и Жанна. Доподлинно известно, что она умела владеть копьем и отлично держалась в седле.

Теперь несколько слов о языке Жанны. Если бы она была обыкновенной пастушкой из Домреми, то должна была говорить не по-французски, а на лотарингском диалекте. Но она говорила на чистейшем французском. В связи с этим историк Марсель Ге задается вопросом: «Жанна не говорила на языке своей местности. Как же она сумела выучить французский язык, который практиковался при дворе короля?»

В самом деле, это очень странно, даже удивительно… Если, конечно, не принимать в расчет ее настоящее происхождение.

13 мая 1428 года Жанна вдруг прибыла в Вокулёр и сразу же обратилась к сеньору де Бодрикуру. При этом она якобы «узнала его среди свиты, хотя никогда до этого его не видела». Впрочем, это странное обстоятельство не удивляет сторонников канонической версии истории Жанны д’Арк. Да и что тут удивительного? Подумаешь, в окружной центр впервые в жизни приехала какая-то девочка-крестьянка из Домреми, ее согласился принять сам комендант крепости, и она сразу же узнала его в толпе вооруженных и хорошо одетых мужчин. И в просьбе девочки-крестьянки тоже не было ничего удивительного.

Она попросила благородного капитана де Бодрикура дать ей провожатых: это и понятно, ведь ей нужно было срочно ехать во Францию (так жители окраинных провинций называли центральную часть страны), чтобы предстать перед дофином Карлом. Там она якобы должна была получить войска, с помощью которых собиралась снять осаду Орлеана, чтобы затем короновать дофина и выгнать из Франции всех англичан. Еще бы, ведь такова была воля Господа. Этого объяснения для капитана де Бодрикура, конечно же, оказалось достаточно, и он тут же снарядил экспедицию в Шинон, где в то время находился дофин Карл.

В то, что деревенской девчонке послышались какие-то божественные голоса, еще можно поверить. Мало ли на свете чудаков, слышащих и видящих что-то такое, чего не слышат и не видят нормальные люди. Галлюцинации – это вообще вещь вполне обыкновенная. В той или иной степени их испытывал или может испытать каждый. Можно даже искусственно привести себя в это состояние. Стоит, например, долго и пристально смотреть на какой-то предмет, и он начинает принимать фантастические формы.

Но вот чтобы подобных «доводов» оказалось достаточно, чтобы быть принятой сеньором де Бодрикуром?! Это уже почти невероятно. У знатных рыцарей, скорее всего, были дела и поважнее, чем галлюцинации каких-то пастушек из соседних деревень. Но даже если он и нашел возможность принять девчонку, то для того, чтобы поверить в тот факт, что она смогла убедить его снарядить экспедицию в Шинон для встречи с наследником престола, нужно уж очень сильно напрячь свою фантазию.

Конечно же, это все легенда, если не сказать более жестко.

И вот Жанна прибыла в Шинон. Судя по ее поведению в королевском дворце, версия о крестьянском происхождении девушки в очередной раз не выдерживает никакой критики. Почему? Да потому, что Жанна оказалась знакома с правилами этикета и весьма непростыми обычаями двора. Плюс разбиралась в политике и была обучена географии.

Вот лишь одно из свидетельств ее первого появления во дворце. В хронике Жана Шартье, историографа Карла VII, сказано: «Жанна предстала перед королем, поклонилась и, как подобает в присутствии короля, сделала реверансы, как будто она была воспитана при дворе».

Деревенская пастушка по всем правилам делает реверансы, ну не смешно ли? Странно, что сторонники традиционной версии истории о Жанне д’Арк не придают подобным фактам никакого значения.

Продолжать перечень явных нестыковок можно до бесконечности. С чего бы это вдруг дофин Карл доверил простой пастушке командование армией? Почему его прославленные маршалы вдруг дружно подчинились какой-то девчонке? И так далее.

Письмо Жанны д’Арк, 1429 год
Теперь – о казни Жанны д’Арк. Согласно канонической версии, героиня была схвачена и сожжена на костре 30 мая 1431 года в Руане. Однако почти сразу поползли слухи, что в тот день погибла вовсе не Жанна. Кто же была та безымянная страдалица? Это так и останется тайной. Но о том, что вместо Жанны на костер взошла другая женщина, говорят многие факты. Современников тогда больше всего поразила удивительная поспешность: жертву послали на костер, пренебрегая строгими правилами, принятыми на процессах инквизиции, не испрашивая решения светского суда. Это было серьезным нарушением, ведь церковь сама ни­когда не выносила смертных приговоров.

Местные жители, присутствующие на казни, не могли разглядеть девушку: мощное оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту, а окна ближайших домов власти Руана приказали наглухо закрыть деревянными ставнями. Но даже если бы солдат было и не так много, зрители все равно не смогли бы разглядеть ее лицо – оно было закрыто капюшоном. Хотя обычно осужденные шли на костер с открытыми лицами.

Как видим, на всем этом печальном «мероприятии» лежала печать таинственности и какой-то странной невнятности: процедуры были проведены с явными нарушениями, лица казненной никто не видел, и все происходило с чрезвычайной поспешностью. А когда через 25 лет после казни началась реабилитация Жанны, вдруг выяснилось, что никто из представителей судебной власти вообще не выносил Орлеанской деве никакого приговора. К тому же ни один из участников суда не смог с точностью рассказать о том, как проходили процесс и казнь: одни сообщили, что ничего не видели, другие – что ничего не помнят, а третьи – что покинули Руан задолго до казни. И даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называли не только 30 мая, но и 14 июня, и 6 июля, а иногда и февраль 1432 года…

Вывод из всего этого можно сделать только один: в Руане была казнена не Жанна, а подставное лицо. И этого не должны были заметить не только многочисленные зрители, но и те, кто казнь осуществлял.

* * *

Сюрвивисты предполагают, что за несколько часов до исполнения приговора Жанна, содержавшаяся в замке Буврёй, была тайно вывезена оттуда через подземный ход. «Внутри главной башни замка Буврёй, – пишет историк Робер Амбелен, – которая по-прежнему существует и известна под названием башни Жанны д’Арк, открывается колодец. Он сообщался с подземным ходом, который вел в башню, развалины которой еще можно обнаружить в здании, расположенном на улице Жанны д’Арк, в доме № 102».

Но возможно ли было осуществить побег из замка Буврёй без чьего-либо содействия? Разумеется, нет. Но ведь и не все главные действующие лица этой истории были заинтересованы в гибели Жанны.

Мог ли, например, французский король Карл VII бросить в беде свою благодетельницу и, по версии батардистов, родную сестру. Ведь Жанна дала ему все: земли, доходы, славу победителя «британского льва» в Столетней войне. Благодаря ей он стал «королем Франции Божьей милостью» и объединил разделенное на два враждующих лагеря королевство. Безусловно, ему хотелось удалить ее с политической сцены и проучить за своенравие. Но позволить сжечь на костре?! Маловероятно.

Робер Амбелен уверен: Карл VII пытался помочь попавшей в плен Жанне. Он обнаружил документы, из которых видно, что делались попытки отбить Жанну вооруженным путем, но они потерпели неудачу. Оставалось только одно: помочь ей бежать. Но при этом для простых французов Жанна, чья популярность после победы под Орлеаном достигла невиданных масштабов, должна была исчезнуть навсегда.

В казни Жанны не был заинтересован и граф Уорвик, английский наместник Руана. Его зять, знаменитый полководец Джон Талбот, был в это время пленником французского короля, а Карл VII грозил жестокой местью, если Жанна погибнет. Поэтому вполне понятны забота графа Уорвика о здоровье плененной Жанны (известно, что он прислал ей двух своих докторов) и его заступничество за нее перед охранниками, когда она подверглась их нападкам.

Кстати, вскоре после «казни» Жанны Джон Талбот был освобожден из плена, причем, вопреки обычаям, никакого официального выкупа за его освобождение выплачено не было. Так что есть основания предположить, что спасение Жанны – результат тайной сделки двух королей. Ведь если Жанна была единоутробной сестрой Карла VII, как утверждают батардисты, то тогда малолетний английский король Генрих VI (сын Екатерины Французской) был ее племянником. Мог ли он в этом случае уж очень настаивать на сожжении своей тетушки?

Относительно позиции англичан интересен следующий факт: 13 мая 1431 года в Руане граф Уорвик устроил пышный пир. На нем присутствовал некто Пьер де Монтон, посланец герцога Амадея Савойского. Чтобы стало понятно, насколько важно было присутствие в Руане этого господина, поясним: Амадей Савойский был мужем Марии Бургундской, родной сестры Анны Бургундской, которая, в свою очередь, была женой герцога Бэдфорда, регента-опекуна при малолетнем короле Генрихе VI. Стало быть, Амадей Савойский был деверем герцога Бэдфорда.

Робер Амбелен уточняет: «Если Жанна была дочерью Людовика Орлеанского и Изабо Баварской, то она являлась кузиной Анны Бэдфордской. Тем самым через брачные связи она стала кузиной Амадея Савойского». Весьма сложная конструкция, но она указывает на то, что этот пир в Руане был своего рода семейным советом, на котором решалась судьба одной из знатных родственниц. Имя Пьера де Монтона также многое разъяснит нам в дальнейшей судьбе Жанны.

Пленение Жанны д’Арк
После тайного похищения Жанну доставили в удаленный савойский замок Монроттье. Этот замок был выбран не случайно, ведь он принадлежал… Пьеру де Монтону. Тому самому, что присутствовал на пиру у графа Уорвика. Ему, как нетрудно догадаться, и было поручено тайное похищение Жанны из Руана, доставка ее в Монроттье и организация надежной охраны. Что касается расположенного среди отвесных скал замка, то, по словам Робера Амбелена, «тот, кому было поручено охранять особенно ценного заключенного, лучшей тюрьмы и выдумать не мог».

О том, что конкретно делала Жанна после своего освобождения и до 1436 года, практически ничего не известно. Одно очевидно: пять лет она не имела никаких связей с внешним миром, ведь занявшему трон Карлу VII нужно было время, чтобы его подданные успели подзабыть о своей героине.

Лишь в 1436 году Жанна объявилась в Арлоне, небольшом городке на границе современной Бельгии с Люксембургом, и этот факт зафиксирован во многих источниках. Здесь она была принята герцогиней Елизаветой Люксембургской, очень богатой и влиятельной дамой, которая никогда не стала бы встречаться с девушкой, благородное происхождение которой вызывало сомнение.

Потом Жанна некоторое время общалась с графом Ульрихом Варнембургским. В частности, она ездила вместе с ним в Кёльн.

Интересные сведения о новом появлении Жанны можно найти в старинной «Хронике настоятеля монастыря Сен-Тибо-де-Мец», где указывается: «В 1436 году господин Филиппен Марку был старшим городским советником города Меца. В этом же году числа двадцатого мая Жанна-Дева, которая была во Франции, прибыла в Ля-Гранж-оз-Орм, недалеко от Сен-Прива. Она туда приехала, чтобы переговорить с несколькими знатными горожанами Меца. И в этот же день туда прибыли два брата Девы, один из которых, мессир Пьер, был рыцарем, а другой, Жан Малыш, – оруженосцем. Они думали, что она была сожжена, но когда увидели ее, то узнали, и она тоже их узнала».

Известно, что ее признали и сир Николя Лув, который подарил ей боевого коня и пару шпор, а также сеньор Обер Буле и сир Николь Груан, подаривший ей меч. Николя Лув – один из самых уважаемых жителей Меца. Он был рыцарем Карла VII и принимал участие в его коронации в Реймсе. Вряд ли такой человек принял бы участие в мистификации, признав Жанной-Девой самозванку. Ошибаться он тоже не мог, в рыцарский сан он был возведен именно благодаря ее ходатайству.

Обер Буле и Николь Груан тоже достойные люди. Первый из них – глава Совета старшин в Меце, второй – губернатор. Зачем им участвовать в мошенничестве, из-за которого они могли бы получить только крупные неприятности? Ответ очевиден: мошенничества не было.

* * *

А 7 ноября 1436 года Жанна вышла замуж за рыцаря Робера дез Армуаза и после пышной свадьбы стала именоваться Жанной дез Армуаз. Впоследствии были найдены брачный контракт и дарственный акт, согласно которому Робер дез Армуаз передавал часть владений своей жене Жанне, которая в тексте была неоднократно названа «Девой Франции». На этих документах стоят подписи друзей Робера дез Армуаза, в свое время хорошо знавших Жанну д’Арк.

* * *

В Орлеане Жанна вновь появилась в июле 1439 года, то есть через восемь лет после своей «казни». Госпожу дез Армуаз встретила восторженная толпа горожан, среди которых было немало людей, отлично помнивших свою героиню еще со времен знаменитой осады города. Исторические хроники не оставляют сомнений в том, что орлеанцы безоговорочно приняли Жанну дез Армуаз за Орлеанскую деву. Более того, в счетной книге прямо указывается, что 1 августа 1439 года Жан­не была подарена крупная сумма денег с формулировкой «за благо, оказанное ею городу во время осады».

Историк Марсель Ге отмечает, что в Орлеане новость о появлении Жанны «произвела эффект разорвавшейся бомбы».

А вот историк Жерар Пем нашел в списке городских расходов отметку об уплате двум лицам за содержание и лечение Изабеллы Роме с 7 июля по 31 августа 1439 года. Там же имеется запись об уплате пенсии, установленной городом Изабелле Роме за сентябрь, октябрь и ноябрь 1439 года. Это свидетельствует о том, что женщина, с рождения воспитывавшая Жанну, находилась в Орлеане в то время, когда там торжественно принимали Жанну дез Армуаз. Трудно представить причины, по которым ей потребовалось бы участвовать в обмане, если бы таковой имел место.

И еще – после визита госпожи дез Армуаз в Орлеан, то есть с августа 1439 года, город прекратил ежегодные обедни за упокой души той, которую считали сожженной на костре в Руане.

Окрыленная орлеанским триумфом, в 1440 году Жанна отправилась в Париж. Это, видимо, была попытка полной общенациональной «реставрации» героини Жанны д’Арк. Цель поездки очевидна: Жанна мечтала занять причитающееся ей законное место подле брата-короля. Но нужна ли была такая «реставрация» Карлу VII? С его точки зрения, Жанна давно выполнила свою миссию, и ее появление в Париже для него было нежелательным. Парижский парламент, а в то время это было только судебное учреждение, получив указание короля, предпринял меры, чтобы не допустить восторженного приема Жанны, как это было в Орлеане.

По пути в столицу ее задержали и под охраной доставили в парламент. И одного разговора «с пристрастием» оказалось достаточно, чтобы Жанна поняла: идея триумфального въезда в Париж была не самой удачной. Как того и потребовал парламент, Жанна объ­явила себя самозванкой. Что ей еще оставалось делать? А после признания «самозванства» ее… Нет не наказали, а освободили и спокойно отправили домой.

* * *

После этого имя Жанны почти не встречается в документах той эпохи. Сюрвивисты говорят, что «она вернулась к частной жизни». А вот историки Роже Сензиг и Марсель Ге даже называют точную дату смерти Жанны – 4 мая 1449 года.

В 1456 году Жанна д’Арк была реабилитирована, а в 1920 году – причислена Римско-католической церковью к лику святых.

Но кем бы ни была эта девушка – крестьянкой или отпрыском королевского рода, еретичкой или святой – единственным непреложным фактом является только одно: она вписала великолепную страницу в историю Франции. И как утверждает Режин Перну, французская исследовательница обстоятельств ее жизни, Жанна д’Арк – «неисчерпаемая личность, о которой всего не будет сказано никогда».

Сергей Нечаев

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЖАННЫ Д’АРК

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Историческая наука знает о Жанне д’Арк, вроде бы, всё. Будущая национальная героиня Франции родилась в лотарингской деревушке Домреми в крестьянской семье примерно в 1412 году. С 13 лет девушку начали преследовать загадочные видения и голоса, призывавшие её спасти Францию от захватчиков-англичан. Зимой 1428-29 годов Жанна приехала в город Вокулер, где упросила коменданта Роберта де Бодрикура организовать ей встречу с наследником французского престола, будущим королём Карлом VII. Представ пред светлые очи потенциального монарха в замке Шеннон, она предсказала Карлу венчание на царство при условии, что он поставит её во главе армии. После долгих раздумий тот решился на такой шаг. Весной 1429 года войска под предводительством Жанны сняли англо-бургундскую осаду с Орлеана, а затем в течение лета прошли победным маршем до Реймса, где Карл и короновался.

После этого новый король приостановил боевые действия и вступил с англичанами и бургундцами в мирные переговоры. Высоко оценив заслуги Жанны, монарх присвоил ей герб, приблизил ко двору и дал новую фамилию - дю Лис. Однако его мирные инициативы пришлись Орлеанской деве не по вкусу, и она на свой страх и риск продолжила боевые действия против захватчиков, которые протекали с переменным успехом.

Новая военная кампания 1430 года оказалась для Жанны д’Арк роковой. В битве под Компьеном она попала в плен к предводителю бургундцев Жану Люксембургскому. Продержав её у себя несколько месяцев, он в конце концов продал пленницу англичанам за 10 тыс. золотых ливров. Британцы устроили над ней суд в Руане с участием инквизиторов из Сорбонны. Они пытались обвинить Жанну в колдовстве и тем самым поставить под сомнение законность коронации Карла VII: ведь у англичан был свой претендент на французскую корону - Генрих VI Ланкастер. Судьям так и не удалось уличить Жанну в колдовстве, и тогда ей предложили отречься от своих утверждений о божественности её видений. Она сделала это якобы под пытками, но потом отказалась от своего отречения. В конце концов трибунал, в нарушение всех правил, вынес ей приговор, и Орлеанскую деву сожгли на костре 30 мая 1431 года.

Такова вкратце история жизни и смерти Жанны д’Арк. Однако не так давно во Франции появилась группа историков-ревизионистов, которые весьма обоснованно подвергли сомнению, хоть и официальную, но весьма фантастическую биографию героини.

БАСТАРДИЗМ И СЮРВЕНИЗМ

Сомневающиеся в правдивости официальной биографии Жанны д’Арк историки разделились на два направления: бастардизм и сюрвенизм.

Идеологом первого течения стал Роберт Амбелена - масон очень высокой степени посвящения. Он обратил внимание на то, что почести, оказанные Орлеанской деве при французском дворе, никак не соответствовали её официальному статусу, изложенному в традиционной биографии. Так, например, Жанне выделили целую свиту; ей разрешили собственное знамя; её одели в дорогие рыцарские доспехи с золотыми шпорами; размер выкупа за неё соответствовал выкупу за особу королевской крови. Мало того, на гербе Орлеанской девы те же цвета и символы, что и на гербе Карла VII. Не многовато ли для простой крестьянки? Уж не была ли Жанна действительно королевских кровей?

Догадка Амбелена подтвердилась в 1934 году, когда историк Э. Шнайдер обнаружил в архивах Ватикана протоколы допросов Орлеанской девы. Среди них есть и отчёт двух монахов-францисканцев, опросивших жителей деревни Домреми, где, якобы, родилась Жанна д’Арк. Все они в один голос утверждали, что героиня Франции вовсе не крестьянка, а не кто иная, как дочь Изабеллы Баварской и брата её мужа Людовика Орлеанского. В изданиях книги «Истории королевского дома» до середины XVIII века есть данные, что у Изабеллы и Людовика 10 ноября 1407 года действительно родилась девочка по имени Жанна. В более поздних изданиях внезапно у этого ребёнка изменилось не только имя, но и пол. Девочка Жанна почему-то стала мальчиком Филиппом. Очевидно, что «История королевского дома» была отредактирована Бурбонами так, чтобы не могло возникнуть сомнений в правдивости официальной биографии героини Франции.

Таким образом, скорее всего Жанна д’Арк действительно была особой королевской крови, а не безродной крестьянкой, и приходилась сестрой Карлу VII и английской королеве Екатерине. Генрих VI Ланкастер, соответственно, её племянник.

В такой ситуации встаёт вопрос: могли ли столь близкие родственники упорно настаивать в ходе суда над Орлеанской девой на её сожжении, как это следует из официальной биографии Жанны?

Вот тут-то эстафету у бастардистов принимают сюрвенисты, которые открыто говорят: героиня Франции не была сожжена. При этом они указывают на явные нестыковки в официальной версии.

Во-первых, Жанну казнили без приговора светского суда, что было совершенно недопустимо в то время.

Во-вторых, нет прямых свидетельств, что на костёр возвели именно Орлеанскую деву: лицо казнимой было закрыто колпаком. Экзекуция проходила при закрытых дверях - на ней присутствовали только английские солдаты.

Мало того, официальная дата казни Жанны, оказывается, более чем условна. В разных документах указываются четыре разные даты: 30 мая, 14 июня, 6 июля 1431 года, а также февраль 1432-го.

Сомнения в том, что д’Арк была сожжена, становятся практически доказанными, если учесть: она не упоминается в учётных книгах казнённых инквизицией. Иными словами, получается: светские власти к сожжению Жанны не имеют отношения, поскольку не выносили ей приговора, а инквизиция тоже ни при чём, поскольку, согласно документам, она её не казнила. Таким образом сожжения Орлеанской девы попросту не было!

Стремясь подтвердить свои догадки, историки-ревизионисты сумели найти документы, из которых явствует: через пять лет после мнимой казни в Лотарингии появилась женщина, опознанная многими, как Жанна д’Арк. Среди таковых были полководцы-соратники и сам король Карл. 7 ноября 1436 года эта особа вышла замуж за графа де Армуаза. Мало того, в 1438–39 годах она участвовала в боевых действиях в Аквитании. Годом позже ездила в Орлеан, где встречалась в Карлом VII. Окончательно Жанна д’Арк, в замужестве де Армуаз, ушла от ратных и политических дел в 1440 году. Героиня уехала в замок Жольни, где жила до самой своей смерти в 1449 году. Умерла она при загадочных обстоятельствах, немного не дожив до 42 лет.

ТАЙНЫЕ КУКЛОВОДЫ ИЗ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

Реальная история Жанны д’Арк вызывает немало вопросов и главный из них: зачем ближайшие родственники отдали её под суд, добились казни, а затем, по-видимому, спасли, инсценировав казнь?

Оказывается, ответ на этот вопрос нужно искать в событиях, произошедших задолго до появления на свет самой Орлеанской девы.

Как известно, первыми властителями Франции были Меровинги. С ними в родстве находилась династия Аймерингов Септиманских, ведущих своё начало от неких иудейских князей. Из рода Аймерингов были братья Готфрид Бульонский и Болдуин Фландрский. Именно они стали организаторами крестовых походов. В 1099 году братья создали рыцарский орден «Приорат святого Сиона» с целью восстановления династии Меровингов в Западной Европе и, особенно, во Франции. Как дочерняя структура сионского ордена в 1118 году учреждается орден тамплиеров. Но вскоре между орденами начинаются трения, и они становятся независимыми, поддерживая, тем не менее, прочные связи друг с другом.

После падения государства крестоносцев в Палестине оба ордена перебрались в Европу. В Орлеане осели сионцы, а в Париже - тамплиеры, оказавшиеся настолько оборотистыми дельцами, что опутали финансовой паутиной всю Европу. Здесь практически невозможно было найти монарха, не задолжавшего тамплиерам значительной суммы денег. Излишне говорить, что в подобной ситуации они определяли политику в Европе. Это не могло нравиться сионцам, желавшим заправлять всем самим. В 1307 году они окончательно порвали отношения с тамплиерами и стали оказывать им усиленное противодействие. Именно члены «Приората святого Сиона» подвигли французского короля Филиппа IV Красивого к разгрому ордена тамплиеров. В 1314 году были казнены гроссмейстер Жак де Моле, приор Нормандии Жофруа де Шарне и другие крупные функционеры ордена. Однако тамплиеры не были уничтожены полностью, они ушли в подполье и сумели спасти свою несметную казну, переправив её на 18 галерах в Англию. Мало того, они не простили ни Франции, ни сионцам разгрома своей организации и начали мстить.

Спустя несколько месяцев после казни де Моле при загадочных обстоятельствах умерли обидчики тамплиеров Филипп Красивый и папа Климент V. Потом отправились на тот свет все потомки Филиппа мужского пола. В итоге во Франции началась борьба за власть между династией Валуа и английскими королями, желавшими прибрать к рукам и французский трон. В конце концов, верх одержали Валуа. Но науськиваемый тамплиерами английский король Эдуард III, давший было согласие на восшествие на престол династии Валуа, отказался от своих слов. Это и стало поводом к Столетней войне. По сути дела, её развязали ушедшие в подполье тамплиеры. Они же, горя местью к Франции, финансировали из вывезенной ими орденской казны английскую армию.

Очевидно, что сионцы прекрасно знали подоплёку Столетней войны и пытались противодействовать тамплиерскому подполью.

Боевые действия шли с переменным успехом, но Франция целое столетие подвергалась разорению со стороны англичан и примкнувших к ним бургундцев, чьи герцоги были в родстве с последним магистром ордена тамплиеров.

На последнем этапе Столетней войны Франция как никогда, нуждалась в национальном герое. За подготовку такового, похоже, и взялся гроссмейстер «Приората святого Сиона» с 1418 по 1480 годы Рене Анжуйский. По-видимому, будучи незаконнорождённой дочерью особ королевской крови, Жанна д’Арк воспитывалась в деревне Домреми, которая, входя в состав орденских земель сионцев в Лотарингии, находилась под их чутким присмотром. Идея сделать из неё героя-освободителя появилась у гроссмейстера в конце двадцатых годов XV века. Точно установлено, что первая встреча Жанны и Рене Анжуйского состоялась зимой 1429 года, а буквально через несколько месяцев по стране поползли слухи о лотарингской крестьянке, которой явился сам Спаситель и предсказывал освобождение Франции от захватчиков. Пропагандистская машина сионцев и Карла VII быстро сделали из неё национальную героиню, орудие справедливой освободительной войны в руках Господа. Если же разобраться, то легко заметить, что ведомые Орлеанской девой войска сражались ничем не лучше, чем французские рати, возглавляемые другими военачальниками. Это лишний раз подтверждается её пленением в битве при Компьене.

Когда Жанна оказалась в руках бургундцев, перед её ближайшими родственниками по обе стороны фронта стал вопрос: как спасти женщину, ведь едва ли её брат, Карл VII, и сестра, английская королева Екатерина, желали её смерти. На казни героини настаивали только ушедшие в подполье тамплиеры. Французы не смогли выкупить её у бургундского герцога, который, будучи потомком Жака де Моле, просто не пошёл с ними на сделку. Поэтому спасением Жанны занялась её сестра, английская королева Екатерина. Она с лёгкостью выкупила родственницу у бургундцев, но отпустить просто так не могла. Сделай она это - и тамплиеры-подпольщики в лучшем случае лишили бы финансирования английскую армию, а в худшем - легко отправили бы британскую королеву на тот свет, как сделали это с Филиппом Красивым.

Чтобы обойти все эти препоны, Екатерины затеяла бутафорский судебный процесс и бутафорскую же казнь Жанны д’Арк. На самом деле Орлеанская дева была отпущена на свободу. Афера английской королевы раскрылась только через несколько лет, и тамплиеры в 1949 году добрались до Жанны; об этом во всяком случае говорят загадочные обстоятельства её кончины. На открытый конфликт с Екатериной тамплиеры тогда не пошли, так как Англия ещё четыре года продолжала на их деньги исправно терзать ненавистную им Францию. Рассчитаться с закулисными кукловодами пришлось сыну Екатерины, Генриху VI. Не исключено, что именно с подачи тамплиеров в Британском королевстве разразилась война Белой и Алой роз, в ходе которой сын Екатерины в 1461 году был низложен, а через полгода после кратковременной реставрации, в апреле 1471, вновь лишился власти, был заключён под стражу и умерщвлён при загадочных обстоятельствах в лондонском Тауэре.

Жанна д’Арк вошла в историю Франции как героиня-освободительница. И хотя сегодня есть возможность восстановить её истинную биографию, это никогда не будет сделано, ведь тогда нужно ревизовать и историю Столетней войны, которая в этом случае может предстать в весьма невыгодном свете как для Франции, так и для Англии. Тогда окажется, что обе страны были лишь инструментами в умелых руках закулисных кукловодов, решавших свои задачи, весьма далёкие от интересов и того, и другого королевства. Пойдут на это французы и англичане? Конечно, нет! Так что правда о Жанне д’Арк, скорее всего, так и останется известна лишь узкому кругу историков.

С. БАХРУШИН,

г. Рязань

Из книги Бандитский Петербург автора Константинов Андрей

Жизнь и смерть Коли-Каратэ Волна «рэкетиров первого призыва» накрыла Ленинград в середине 80-х годов, одновременно с началом перестройки и кооперативного движения. В городе стало много богатых (по советским меркам) людей, и, как следствие, появились и те, кто хотел

Из книги Гадкие утята фантастики автора Альтшуллер Генрих Саулович

«НИ ЖИЗНЬ, НИ СМЕРТЬ», 1926 3. Возможность долговременного пребывания человека в состоянии анабиоза.В январе 1967 года в Лос-Анджелесе подвергнут замораживанию первый доброволец - профессор психологии Джеймс Бедфорд, неизлечимо больной раком. Любопытный штрих: у А. Беляева

Из книги С намерением оскорбить (1998-2001) автора Перес-Реверте Артуро

ВОЙНА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ До чего забавные вещи творятся в нашей доблестной армии! Сначала придумали общественных надзирателей в воинских частях и назвали это экспериментальным проектом. Потом решили брать вооружение в аренду. Потом какой-то генерал сказал, что

Из книги Литературная Газета 6332 (№ 28 2011) автора Литературная Газета

«Жизнь – вечность, смерть – лишь миг!» Первая полоса «Жизнь – вечность, смерть – лишь миг!» 15 (27 по новому стилю) июля 1841 года на дуэли был убит Михаил Лермонтов. «На Пушкина целила, по крайней мере, французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова», – с

Из книги Литературная Газета 6363 (№ 11 2012) автора Литературная Газета

Смерть длиною в жизнь Смерть длиною в жизнь ПРЕМЬЕРА Кшиштоф Занусси в очередной раз убеждает нас в том, что жизнь - лишь смертельная болезнь, передающаяся половым путём. На этот раз в театральной форме - постановкой пьесы знаменитого провокатора Эжена Ионеско.

Из книги Александр Солженицын: Гений первого плевка автора Бушин Владимир Сергеевич

И ЖИЗНЬ, И ЛЮБОВЬ, И СМЕРТЬ - ПО ПЛАНУ! Достоевский, как уже говорилось: человек страсти, порыва. В его жизни было немало странных внезапных поступков. А у Солженицына все заранее обдумано, взвешено, все спланировано наперед. Почти всегда его жизнь - это «сеть замыслов,

Из книги Ну ты же мужчина!, или МеЖполовые парадоксы автора Грибанов Филипп Александрович

ЗАМОРОЧКА ОТ ЖАННЫ МОРО ФилиппИ снова в бой! К чему встряхивать и без того больной мозг, чтобы отыскать тему, на которую можно поговорить со вдумчивым собеседником, если ТНП уже все за нас решил?!Достаточно протянуть руку к системному блоку и нажать «пуск», далее все

Из книги Литературная Газета 6485 (№ 43-44 2014) автора Литературная Газета

Жизнь и смерть «бессмертного» Ольга Володарская. Калиостро. Великий маг или великий грешник. - М.: Вече, 2014. – 256 с. – (Человек-загадка). – 10 000 экз. Пожалуй, никто из персонажей, вошедших в историю последней четверти XVIII века, не был в Европе так популярен, как граф Калиостро.

Из книги 1000 чудес со всего света автора Гурнакова Елена Николаевна

Жизнь и смерть коралловых рифов Коралловые рифы и атоллы можно назвать чудесами тропических морей. Они образуются на мелководье в теплой воде, располагаясь преимущественно в Тихом и Индийском океанах. Общая площадь коралловых рифов на планете превышает 27 млн. кв. км. Это

Из книги Трансцендентная сингулярность души [сборник] автора Векшин Николай Л.

Жизнь и смерть Жизнь! Это время для жизни дано. Смерть это миф. Пей без скорби

Из книги Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть автора Бито Ласло

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Когда начинается и оканчивается жизнь человека? На основе каких критериев констатируется биологическая смерть? Смерть плоти. Гибель мозга. Духовная смерть. Можно ли считать побывавшим за порогом смерти человека,

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Жизнь в «подвешенном» состоянии - более легкая смерть Во всех мировых культурах бытуют мифы, легенды, предания о том, как хитроумному герою ловко удалось обмануть смерть: о чудесном спасении от гибели или возвращении с того света. Достаточно вспомнить библейского

Из книги Наш человек в Мьянме автора Козьма Петр Николаевич

Из книги Русь против европейского ига. От Александра Невского до Ивана Грозного автора Елисеев Михаил Борисович

Жизнь и смерть Пенелопы Крусовой «Если ты живешь в тропиках, то должен привыкнуть к тому, что по тебе постоянно кто-то ползает, и твоя жизнь все время находится под прицелом нескольких пар внимательных глаз». Эту фразу, вычитанную в одной из книг, можно по-настоящему

Из книги Отрывки (сборник) автора Берви-Флеровский Василий Васильевич

Жизнь и смерть князя Вячко (Битва за Прибалтику) С 1222 года в борьбу с крестоносцами вступает Ярослав Всеволодович. Перенимая, таким образом, эстафету у Владимира Псковского.Еще раз напомним. К этому моменту все плоды победы Псковского князя над орденом под Оденпе были

Из книги автора

На жизнь и смерть. Изображение идеалистов Выдержки из рукописи Скрипицына […] Проследим человека, начиная с первых, отдаленнейших времен известного его существования; пусть пройдут перед нами один за другим все фазисы его исторической жизни, все стремления,

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию - бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее. Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало. Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции». Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве. Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве. Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен». Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился. Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное - солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине. Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям. Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.


Жанна д"Арк.

Никому не известной девушке-пастушке явился во сне дух и заявил, что она должна спасти родину. Собрав отряд, Жанна д’Арк повела его на врага. В мае 1429 года она освободила город Орлеан, за что ее окрестили Орлеанской Девой. 1429 год…. Во Франции шел 82 год Столетней войны с Англией. Казалось, ничто уже не может остановить английских захватчиков. Но вот среди народа прошел слух, будто волшебник Мерлин предсказал: «Явится девственница (дева) с топором в руке и спасет всех». Пророчество сбылось в точности. Этой девой была 17-летняя Жанна д’Арк. Она родилась в 1412 году в поселке Домреми в семье деревенского старосты. Каким образом крестьянская девушка сумела собрать под свое знамя лучших рыцарей и откуда у нее взялись воинские таланты? Существует немало версий о происхождении Жанны д’Арк. Французский ученый и исследователь Робер Амбелен в своей книге «Драмы и секреты истории» утверждает, что Жанна была незаконнорожденной дочерью королевы Франции Изабеллы Баварской. В качестве доказательства исследователь приводит следующие рассуждения и факты.

Жанна была осыпана почестями еще до того, как совершила свои подвиги. Во-первых, она имела свой боевой стяг, что по тем временам было немалой привилегией. Во-вторых, у нее были золотые шпоры, что дозволялось только рыцарям, в-третьих, у нее была своя свита и свой штаб из знатных дворян, которые ни при каких условиях не пошли бы в подчинение простолюдинке — другое дело служить хоть и незаконнорожденной, но принцессе королевских кровей.

И никакие политические ухищрения не заставили бы короля Франции отдать Жанне меч Бертрана дю Геклена, который она затребовала, явившись ко двору. Геклен был известнейшим рыцарем, прославившимся многочисленными подвигами. И его меч, хранившийся в королевском дворце, считался подлинной реликвией. Но так как меч был завещан покойному герцогу Орлеанскому (который, по мнению Амбелена, являлся отцом Жанны), то оружие выдали деве без возражений — как-никак законная наследница.

Когда королевский медик провел процедуру проверки на девственность (чтобы подтвердить соответствие пророчеству Мерлина), Жанна потребовала еще одно орудие из предсказания — боевой топор. Он был изготовлен специально для нее лучшими мастерами. И, что примечательно, на лезвии была выгравирована буква «J» с маленькой короной наверху. В аббатстве Сен-Дени имеется плита с изображением д’Арк в доспехах и с топором, на котором можно разглядеть эту самую букву «J» с короной.

Насколько можно верить историческим изысканиям Амбелена? Трудно судить. Существуют и другие объяснения странностей, которые действительно просматриваются в истории Жанны. Американский парапсихолог Дж. Уокер утверждает, что все загадки судьбы д’Арк становятся понятными если допустить, что Жанна от рождения обладала паранормальными способностями.

Амбелен, кстати, объясняя успехи Жанны ее высокородством, тоже не отрицает ее ясновидческого дара. По его мнению, это необыкновенное свойство перешло к девушке от отца — Луи Орлеанского, который, как известно, обладал способностью прозревать будущее — он а точности «увидел» картину своей смерти задолго до убийства и в деталях описал ее друзьям. Правда, у герцога Орлеанского этот дар прорезался уже в зрелом возрасте. А у Жанны «контакты» начались еще в детстве.

Как свидетельствуют летописцы, странности с девочкой начались после того, как она… попала в гости к феям. Возле деревни, где она жила, раскинулся лес Шеню, где на берегу Смородинового ручья, согласно местным преданиям, росло дерево фей. Жанна любила гулять в этих местах. И однажды, вернувшись домой, она рассказала родителям, что возле старого бука перед ней открылась дверь в волшебную страну. Маленькую девочку принимала сама королева фей и предсказала ей великое будущее. С той поры Жанну регулярно стали посещать странные видения и голоса…

В воспоминаниях современников Жанны д’Арк то и дело проскальзывают намеки на сверхвозможности девушки. Очевидцы описывают, как некий всадник при виде девы в доспехах выругался, на что Жанна предсказала ему быструю кончину. Так вскоре и случилось. Во время одной из битв д’Арк предупредила соратника, чтобы тот отошел в сторону, иначе его поразит пушечное ядро. Рыцарь отошел, на его место встал другой и тут же был убит.

Очевидно, Жанна обладала и способностью к гипнозу. Ее голос, как вспоминали современники, буквально завораживал воинов перед битвой настолько, что они бросались даже в заведомо неравную схватку, не ведая страха, а некоторые при этом не испытывали даже боли от ран, продолжая сражаться, уже будучи смертельно раненными. Воины приписывали это божественному покровительству. Дар ясновидения тоже был секретным оружием Жанны дАрк, — считает Дж. Уоркер. — И, судя по всему, ее способности в этом были действительно колоссальны. Сверяя свои поступки с внутренними голосами, она ни разу не ошиблась в прогнозах, блестяще выигрывая одну битву за другой. Битва при Потэ, которую провела юная главнокомандующая, вошла в историю как одна из самых блестящих побед французского оружия, со стороны англичан в ней участвовало около пяти тысяч бойцов, со стороны французов — едва полторы тысячи. Но, несмотря на численное превосходство, англичане потерпели сокрушительное поражение — они насчитали убитыми две с половиной тысячи человек, остальные спаслись бегством или попали в плен. Во французском же войске потери составили всего… десять человек. «Это было похоже на чудо! — восхищались современники Жанны. — Дева словно заранее знала ход сражения, безошибочно посылая отряды в самые опасные точки…»Загадочные голоса предупреждали Жанну буквально обо всем. Даже о том, что ей предстоит попасть в руки врагов она узнала заранее, о чем и предупредила своих друзей. События развивались так.

Войско Жанны готовилось к боевой вылазке. Перед этим в приходской церкви Сен-Жак прошла служба. Когда девушка стояла на коленях, на нее накатилась волна безысходной тоски. Друзья Жанны замерли, едва она качнулась с закрытыми глазами — так всегда бывало, когда к ней приходило видение. Очнувшись, дева сказала: «Меня продали и предали… Я знаю людей, которые сделали это. Я ничем больше не смогу помочь вам, ибо скоро буду отдана в руки смерти!»

Командиры просили Жанну отложить атаку. Но она отказалась. И вскоре во время схватки ее взял в плен бургундский лучник. Предугаданное предательство тоже свершилось — капитан Гильом Флави приказал закрыть ворота и поднять разводной мост крепости, из которой вышел отряд Жанны. И рыцари, которые в ней еще оставались, не смогли прийти на подмогу д’Арк.

Слухи о загадочном даре Жанны, безусловно, дошли и до ее врагов. И поэтому неудивительно, что те прежде всего обвинили ее в колдовстве. Святые отцы и представители инквизиции долго пытали д’Арк, все выспрашивали, что это за голоса помогали ей в трудную минуту? Мучительные допросы продолжались не один месяц. Был момент, когда измученная девушка тяжело заболела. Лекарь, срочно приведенный к ее тюремной постели, лишь развел руками, мол, медицина бессильна. Но произошло чудо. Вновь на Жанну нахлынули замолчавшие было голоса, и через два-три дня она полностью поправилась от лихорадки — неизлечимой по тем временам болезни.

Когда «ведьму» возвели на костер и казнили, снова произошло невероятное. В куче угля и пепла обнаружилось совершенно нетронутое сердце девушки. Со всеми предосторожностями его отнесли на берег Сены и бросили в холодную воду. Это произошло 30 мая 1431 года. Такова официальная версия жизни и смерти Жанны д’Арк. Однако в рамках этой версии невозможно объяснить цепочку дальнейших таинственных событий. В течение нескольких месяцев после кровавой казни в Руане один за другим скончались все свидетели обвинения и судьи: епископ Филибер де Сатиньи, Пьер Луазалер, Николя де Ру — от сердечных приступов, Жак д’Эстиве — утонул в болоте, следователь Ледонтейн и главный инквизитор Жак ле Мейер — вообще бесследно исчезли.

Обладала ли Жанна спонтанным даром или вполне сознательно пользовалась им? Свидетельств этого не сохранилось. Но можно предположить, что у нее были учителя, развившие ее необыкновенные способности. Один из них маршал Франции Жиль де Ре, бывший сподвижником д’Арк во многих ее походах. На некоторых картинах, изображающих коронацию Карла VII, Жанна стоит по правую руку, а Жиль де Ре — по левую. Так вот, этот маршал был также известным алхимиком, знатоком древних эзотерических знаний, вполне мог превратить чудесный дар Жанны в реальное и грозное оружие. Не за это ли вскоре после смерти Жанны был схвачен инквизицией и Жиль де Ре? Его тоже обвинили в колдовстве и отправили на костер.

Была ли Жанна принцессой Франции? Возможно… Но куда важнее, является тот факт, что исследователи признают сегодня паранормальные возможности этой легендарной женщины. Ведь воистину это, пожалуй, единственный достоверно известный случай, когда дар ясновидения использовался в масштабах военных действий и при этом с неизменным успехом. Что касается того, будто умение прозревать будущее относится к колдовским силам, как считают некоторые — ведь назвала же инквизиция Жанну Орлеанскую ведьмой! — то хочется напомнить, что церковь полностью реабилитировала д’Арк, причислив ее в 1920 году к лику святых.

Жанна д’Арк родилась в 1412 году.

По официальной версии Жанна д’Арк родилась во французской деревне Домреми в 1412 году и была крестьянкой (по другой версии – в семье обедневших дворян). В это время страну сотрясали войны, достаточно обычные для того периода. Французов теснили англичане. Патриотично настроенная девушка с детства слышала некие «голоса», которые сообщили ей о ее высокой миссии: помочь восстановить престол для законного французского короля.

Юная Жанна уверовала в свою миссию и после долгих настойчивых попыток попала в войска, встретилась с будущим королем, тогда еще дофином Карлом и действительно помогла снять осаду с Орлеана. За что и получила прозвище Орлеанская. Как неграмотная крестьянка (или полуграмотная мелкая дворянка) сумела возглавить профессиональные войска, добиться аудиенции у дофина и вообще совершить все свои подвиги –вопрос отдельный и тоже малоразрешимый. Но пока примем как факт – Жанна существовала, воевала, а впоследствии была осуждена.


Орлеанская дева въезжает в город

Девушку, столько сделавшую для страны, погубило предательство. Она попала в плен и была передана злейшим врагам – англичанам. Странностей во время процесса тоже было много, так же как и процессуальных нарушений, что впоследствии породило разнообразные версии о том, что и вся казнь – инсценировка. С одной стороны ее судила как еретичку церковь, а для англичан она была военнопленная. Король, который был обязан Жанне троном, если не жизнью, ничего не сделал, чтобы ее спасти.


Орлеанская дела на коне.

Как только Жанну казнили, поползли разнообразные слухи и о казни, и о возможном побеге и о многом другом. Слухи множились, возникали целые легенды. Разумеется, далеко не все версии дошли до наших дней, но очень много противоречивых фактов сохранилось. Споры не утихают до нынешнего времени: кем была Орлеанская Дева, как погибла и погибла ли вообще? Существует целая теория о том, что казнь была инсценировкой, а вместо девы сожгли какую-то другую женщину.


Из реальной жизни в героини эпоса.

Значит, Жанна спаслась и осталась жива. Но есть ли у этой версии серьезные основания? С психологической точки зрения в этом нет ничего удивительного. Людям не хочется верить, что герой, правитель или просто кумир взял и умер. Ведь даже в наше время не утихают споры вокруг многих странных и не очень странных смертей. Одна вера в то, что Элвис Пресли не умер, а инсценировал свои похороны чего стоит. Поклонники не хотят верить в смерть кумира – и встречают его во всех странах мира. Причем – до сих пор!


По дороге на казнь.

При подобных обстоятельствах всегда присутствует вера в чудо. А если чуда очень ждать, то оно непременно случается. Либо кто-то целенаправленно помогает ему случиться. Это уже к вопросу о всевозможных мошенниках, выдававших себя за умерших. Такие случаи нередки, многие умершие знаменитости обзавелись после смерти «двойниками». Среди самых известных в нашей истории можно назвать Лжедмитрия, Пугачева, выдававшего себя за спасшегося от смерти Петра 3, царевну Анастасию и многих других. Самозванцев во все века было много. Их не смущало даже то, что за подобные «проделки» можно было попасть на плаху. Что и случалось.


Жанна д"Арк в тюрьме на допросе кардиналом Винчестером.

Через 4 года после казни появилась «чудом спасшаяся» Орлеанская Дева. Она пришла к тем людям, которые знали ее до казни. Самое удивительное, что ее признали собственные братья и многие соратники. В том числе барон де Рец. Народ был в восторге, когда увидел свою героиню верхом на коне. Воскресшая Жанна тоже носила мужскую одежду и прекрасно держалась в седле. Замуж она вышла за сеньора Робера дез Армуаза. По некоторым сведениям у них родилось двое сыновей. Кто же была эта женщина, неужели действительно Жанна?

Вопросов эта история породила больше, чем ответов. Разумеется, новая «Жанна» была очень похожа на прежнюю, но то, что ее узнавали толпы народа – не показатель, большинство не видело ее раньше так близко. Свидетельство братьев тоже можно подвергнуть сомнению, поскольку существовала другая «Жанна», явная разоблаченная самозванка, которую родственники Девы тоже «признавали».


На костре.

Фактор материальной заинтересованности никто еще не отменял. Кстати, где она была все эти годы после казни, как спаслась «новая Жанна» никогда не рассказывала. Те, кто верит в ее подлинность, считают, что она была в заточении. Вопрос только в том, зачем вообще заводить подобный процесс, доводить дело до казни, а потом тайно спасать? Если же Жанна дез Армуаз родила мужу детей, то это является железным аргументом в том, что она – самозванка.

Настоящая Жанна несколько раз подвергалась процедуре проверки девственности. Было признано, что она неспособна к половой жизни. Тем более к рождению детей. Жанна дез Армуаз вела очень насыщенную жизнь, не пряталась и решила добиваться признания своей личности и прав. Для этого она отправилась в Париж. Но парламентский суд признал ее самозванкой. Жанне пришлось раскаяться и подтвердить обвинение.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: